"Сен-Санс. Карнавал животных"

Автор: Solar
Дата: 05.12.2003
Все фото статьи
Системные требования:

Операционная система Window 98/ME/2000/XP
Процессор Pentium 200 МГц
Оперативная память 128 МБ
500МБ свободного места на жестком диске
4-х скоростное устройство для чтения компакт дисков и DVD-дисков
Разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит
Звуковое устройство
Принтер


Любой человек, даже очень далекий от балета, вспомнит, если слышал хоть однажды, чарующую музыку, под которую уже десятилетия солируют балерины всех стран мира, исполняя сольный номер - "Умирающий лебедь". Это наиболее известный музыкальный фрагмент из произведения французского композитора Камиля Сен-Санса "Карнавал животных". Но вспомнила я о нем не только потому, что исполнилось восемьдесят лет со дня смерти композитора. А потому, что теперь у Вас есть возможность не только вспоминать эту музыку самому, но и слушать ее и привить вкус к хорошей музыке своему ребенку.

Если Вы всерьез собираетесь вырастить из своего ребенка всесторонне развитую ЛИЧНОСТЬ, то, выпущенная компанией "Аlisa Studio" в серии "Восприятие и Творчество", новая обучающая компьютерная программа, знакомящая с одной из граней творчества известного французского композитора Камиля Сен-Санса, "Сен-Санс. Карнавал животных" - хороший помощник для Вас в этом благом деле.


Может, Вас смущает, что Вам предложена в качестве учебного пособия серьезная классическая музыка? Но, если Вы хотите, чтобы ребёнок научился отличать, что действительно хорошо, а что - "просто громко", то начинать надо именно с хорошей музыки - с классики. И произведение "Карнавал животных" Сен-Санса, как нельзя лучше, подойдет для знакомства с миром музыки.

Вам кажется, что Вашему ребенку пока еще рано слушать классику, что он вполне доволен, слушая детские песенки. Он ведь такой маленький: только-только научился правильно выговаривать и употреблять сложные слова, но он уже уверенно показывает животных на картинках в книжках. Знает, кто такие козы и коровы, петухи и индюки, жирафы и крокодилы, бегемоты и черепахи, знает, где их родина, кто живет в далекой Африке, а кто - во дворе у бабушки в деревне. И, если Вы уже посещали с ним зоопарк, а сделать это никогда не поздно - хоть вот в ближайшие выходные, то он, наверное, видел этих животных своими глазами, а, значит, ему будет интересно послушать о них еще и музыкальный рассказ. Ваш ребёнок только недавно взял в руки карандаши, и уже заинтересовался кистями и красками? Тогда тем более пора начинать - слушать и рисовать музыку. Именно этому и попытаются научить Ваше чадо авторы этой обучающей программы-теста.

Сначала немного поговорим об управлении и возможностях, которые Вам предоставляет программа. Все управление осуществляется с клавиатуры компьютера или мышью, с помощью кликов непосредственно на графические изображения символов в разделах программы, или на опции, вынесенные в ленту управления программой, расположенную внизу экрана. Какими клавишами осуществляется управление, Вы можете посмотреть, нажав клавишу F1. При нажатии этой клавиши на экран вызывается список управляющих клавиш программы по конкретным заданиям.


Главное меню программы, состоящее из нескольких опций, появляется на экране сразу после запуска программы.


Во время пользования программой возврат в главное меню осуществляется по клавише Esc с клавиатуры компьютера, или щелчком левой кнопке мыши на изображение тыквы на ленте управления программой, либо по нарисованной стрелке из тех опций программы, где отсутствует лента управления.

Кроме опций "Начало", "Выбрать эпизод" и "Музыкальная шкатулка", отвечающих за прослушивание музыкальной части программы, есть еще опция "Раскраска", выявляющая художественные способности и степень фантазии и воображения Вашего ребенка. Конечно же, присутствуют и обязательная короткая справка "О композиторе",


данные о творческом коллективе-создателе программы - "Об авторах" и "Настройки программы".

В "Настройках" Вы выставляете флажки наличия и регулировки уровня голоса за кадром, музыкального фона и эффектов.


Устанавливаете флажки для выполнения заданий. Либо выполнение заданий самой программой, либо переход к следующему заданию без выполнения предыдущего, а также возможность сохранения и печати картинки задания.

Несколько слов о том, чем отличаются друг от друга опции, занимающиеся музыкальным образованием. Нажимаете "Начать" и перед Вами на экране, на чистом листе бумаги под изысканно красивую музыку Камиля Сен-Санса прошествует гордый царь зверей - лев, проскачет длинноногая австралийская кенгуру, вихрем пронесется быстрая пугливая антилопа. А вместе с набегающей волной на берег выползут морские черепахи,


...и изящный лебедь тихо проскользит по спокойной глади воды.


На протяжении исполнения всех четырнадцати музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных", голос за кадром поведает Вам, о чем хотел рассказать Вам своей музыкой композитор, а сменяющиеся друг за другом на экране картинки и анимационные ролики проиллюстрируют этот рассказ.

Вы можете прервать прослушивание музыкальной темы в любом месте и перейти к следующей теме, нажав нужную клавишу на клавиатуре, или щелкнув на соответствующий управляющий элемент программы - изображение "расплюснутой" птички внизу экрана. Изображение поющей птицы - выход в таблицу настройки программы, а птичье гнездо - переход непосредственно в опцию "Музыкальная шкатулка".

Выбрав в главном меню опцию "Выбрать эпизод", Вы получаете список названий всех музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных". Это, как я уже упоминала, четырнадцать тем, описывающих "людей и зверей", и финальная часть произведения. Здесь Вы выбираете конкретную музыкальную тему. Вы слушаете музыку, навеянную этим животным, как его представлял сам композитор, слушаете объяснения за кадром и смотрите рисунки животных,


предложенные Вам авторами программы. Один и тот же фрагмент можете повторять столько раз, сколько захотите, пока Вы не будете уверены, что Вы настолько хорошо помните все музыкальные фрагменты произведения и его финальную часть, что можете приступить к выполнению Задания, представленного в этой же опции.

Большая часть вопросов предложенного Задания, так или иначе, связана с прослушанным Вами произведением "Карнавал животных". Например, из предложенных музыкальных отрывков, прослушанных Вами, Вы должны определить, какой принадлежит Сен-Сансу. Музыкальный стиль каждого композитора так же неповторим, как и манера письма присуща определенному живописцу. Вы же не путаете полотна Гогена и Моне, а пейзажи Левитана не спутаешь с пейзажами, написанными Поленовым или Саврасовым. Думаю, что и здесь Вы без труда узнаете музыку, написанную Сен-Сансом.

Вопросы по изучаемому произведению могут быть представлены и в "музыкально-изобразительном" виде, например, из представленных на рисунках царей зверей, выберите того, который, на Ваш взгляд, мог вдохновить композитора на сочинение музыкального фрагмента "Королевский марш".


Или, наоборот, прослушав музыкальную тему, укажите на картинку с изображением животного, соответствующего ей. И тогда Вы без труда сможете "собрать" из отдельных музыкальных фрагментов, помещая их в определенном порядке, все произведение.


А, научившись понимать, какое настроение передает музыка, Вы сразу ответите, какими линиями можно изобразить тот или другой музыкальный фрагмент,


...то есть научитесь очень интересному делу - рисовать музыку. Но не все задания связаны с музыкой. "Музыкальные" вопросы перемежаются вопросами на сообразительность и наблюдательность. Даже самые маленькие дети смогут ответить, чему радуется кошка, изображенная на картинке, или, какие из животных, сидящих на дереве, забрались туда по ошибке.


А, приглядевшись внимательно, Вы конечно определите, кто из человечков спрятался под маской, и, какая зверюшка сидит под какой шляпой. Я уверена, что Ваши дети с большим удовольствием будут складывать из разрозненных фрагментов картинки


...и решать задачку про зоопарк, размещая животных по клеткам и помогая сторожам.

Как Вы, наверное, помните, чтобы ознакомиться с клавишами управления, действующими для каждой опции, надо нажать F1, чтобы получить на экране список клавиш управления. Если Вы работаете с мышью, то Вам нужно обратить внимание на изображения символов управления заданием, расположенных в колонку на левой части экрана. Эти символы дают Вам возможность прослушать повторно вопрос задания, если Вы по какой-то причине не поняли его с первого раза, заново начать отвечать на вопрос, если Вы сбились или ошиблись при выставлении галочки в ответе на вопрос. Вы можете получить подсказку в виде картинки или голосового замечания.

Вы можете пробовать сами выполнить задания или, обратившись к настройкам, заставить программу делать это за Вас, или просто просматривать вопросы задание, переходя от одного вопроса к другому, считая, что ответ на предыдущий вопрос уже получен. Если Ваш компьютер "укомплектован" соответствующей техникой, то Вы можете сохранить и напечатать картинку задания.

В опции "Музыкальная шкатулка" ничто не помешает Вам наслаждаться музыкой Сен-Санса: ни закадровый голос, ни картинки, изображающие зверей, птиц, рыб. Только музыка. Причем, прослушивание Вы можете начинать с любой музыкальной темы, которую вы выберете в появившемся списке названий музыкальных фрагментов.

И еще один раздел программы, который, несомненно, привлечет Ваше внимание - раскраска.


Вот уж действительно - сочетание приятного с полезным! Что может быть интереснее, чем, слушая красивую музыку, раскрашивать нарисованные художником черно-белые рисунки,


...или создавать свои собственные шедевры,


используя кисти и краски. Программа дает Вам возможность в процессе рисования одним щелчком менять размер кисточек, цвет, с которым Вы работаете, заливать общий фон, сохраняя или закрашивая, предварительно нанесенный черный контур рисунка. И, выполняя функцию ластика по краске, вы можете убрать только что неудачно нанесенный мазок, щелкнув на изображение стрелки отмены действия, - или передумать и вернуть мазок краски назад на рисунок.

Инструменты, которыми Вы будете работать: кисти, пипетка, заливочная емкость, индикаторы текущего цвета и черного контура рисунка, сведены в таблицу в левой части экрана. Здесь же, щелкнув на изображение белого прямоугольника в верхней части таблицы, Вы "положите" на экран чистый лист бумаги для Вашего творчества. При "выкладывании" следующего чистого листа, по запросу программы, Вы либо сохраняете созданный ранее шедевр, либо нет, если замысел не удалось успешно претворить в жизнь.
Если Вы сохранили свой рисунок, то он автоматически займет место в ряду миниатюр в галереи рисунков.
Краски, необходимые Вам для работы, и палитра, где Вы можете разместить созданную Вами путем экспериментального смешивания краску необходимого Вам оттенка, размещаются в правой части экрана.

Внизу экрана, непосредственно под листом, на котором Вы творите, расположены "управленческие" символы: выход в главное меню, распечатка Вашего шедевра, уничтожение неудавшегося полотна - дабы не краснеть перед потомками, выбор в галерее рисунка для раскрашивания, увеличение его, просмотр картин, находящихся в галереи.

Если Вы устали рисовать на экране компьютера, то вы всегда можете, напечатать любую миниатюру, раскрасить ее "живьем" - настоящими карандашами и красками. А так как, фантазия у всех разная - своя, то, слушая одну и ту же музыку, раскрасить одну и ту же картинку можно совершенно по-разному. И если Вашему ребенку надоело рисовать одному, то можно пригласить друзей, поиграть в игру "Нарисуй музыку, как Вы ее слышите". Думаю, эта игра должна понравиться детям.

Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать Вам об этой новой программе. И еще. Авторы предлагают эту образовательную программу для детей от четырех до десяти лет. О верхней возрастной границе скажу только - никогда не поздно. И лучше поздно, чем - никогда. А вот о нижней... Мне кажется, что трехлетний ребёнок может, и не запомнит наизусть все звучащие музыкальные темы, и не сможет скомпоновать все произведение из музыкальных эпизодов самостоятельно, но некоторые задания он выполнить в состоянии. Он вполне может на слух отличить кудахтанье кур от птичьей разноголосицы, резвящихся рыбок от поступи слона, и абсолютно точно ответит, почему улыбается кошка


...и что, ни пингвину, ни осьминогу, нет места на ветке дерева. И, мне кажется, не надо лишать его этого. Ну, уж хуже от этого точно не будет. Приятного путешествия в мир музыки!