Рождение неведомого века. Обзор компьютерной промышленности за 2002 год

Автор: Алек©ей
Дата: 05.02.2003
Все фото статьи

Введение


Жизнь распорядилась так, что возлагаемым на 2002 год робким надеждам по выходу компьютерной промышленности из затянувшегося кризиса сбыться было не суждено. Практически все производящие компании говорят о баснословных убытках и рисуют ниспадающие кривые на графиках своих доходов.

Весь год бесовские образа на упаковочных коробках сменяются приятными для эстетствующего глаза картинками, словно сошедшими со страниц гламурных журналов. Но даже этот верный, по сути, маркетинговый ход не приводит к повышению биржевых котировок.

Бывалые покупатели с меньшей охотой демонстрируют тягу к “наращиванию мышц” своих вычислительных мощностей. Магазины розничной торговли компьютерными штуковинами посещаются теми, для кого все только впервые и вновь, а так же теми, кого приперла нужда, и ценителями культовых вещей.

И только добрые и постоянные читатели сайта по-прежнему ждут хорошего обзора того, что случилось в промышленности за истекший год, обзора, который бы отразил те события и достижения, которые имели знаковый характер для всей отрасли в целом. И моя главная задача их в этом не разочаровать.

Компании в промышленности


В этом разделе мне хотелось бы выделить наиболее заметные приобретения сделанные компаниями, их достижения на поприще развития своей инфраструктуры или их неудачи.

Итак, начало февраля принесло новость о создании между компаниями AMD и UMC совместного предприятия AU Pte Ltd по выпуску полупроводниковых пластин диаметром 300 мм, а также началу производства на мощностях UMC процессоров для AMD по 0,13-ти микронному технологическому процессу.

В конце того же месяца AMD приобрела компанию Alchemy Semiconductor, владевшей множеством инновационных разработок в области систем, реализованных на одном чипе и, прежде всего, высокопроизводительных MIPS-процессоров, основанных на ядре Alchemy Au1.

Довольно неожиданно в начале марта компания Creative Labs заявила о своем намерении приобрести компанию 3DLabs, уверенно занимающую в последнее время сектор рынка профессиональных графических плат своим семейством WildCat. Результатом приобретения должно было стать разделение самой Creative Labs на два структурно-независимых подразделения занимающихся звуком и видео.

ATI завершила процесс приобретения подразделения FireGL компании SonicBlue. Ничего неожиданного в этом не было. Простая констатация факта. Но вот последующее приобретение ATI компании NxtWave Communications выглядело не только неожиданно, но и удивительно, поскольку этим шагом компания ATI твердо заявила о своих планах в секторе телекоммуникаций. Вообще, если говорить об ATI, то компания сегодня уверенно встаёт на ноги, широко расправляет руки и подгребает под себя как производителей видеоплат, так и новые разработки и направления, что позволяет ей лидировать с линейками Imagion и Mobility не только в секторах наладонников и ноутбуков, а теперь после этого приобретения со своим Xilleon в секторе домашних бытовых приставок. Осталось только сделать рывок и догнать (и перегнать) единственного и бесспорного лидера, вечно задирающего планку компанию Nvidia с её дискретными графическими процессорами.

Среди производителей графических плат большие трудности испытывала европейская Elsa AG. Балансируя длительное время на грани банкротства, компания в конце февраля все-таки объявила себя таковой, и часть её сотрудников быстро подсуетившись открыли в октябре Neue Elsa GmbH. Переход в новое качество был настолько скор, что уже к концу года рынок смог увидеть продукцию новой компании: все те же изделия на графических чипах от ATI, а также модемы. Однако если Вы увидите в продаже продукцию Elsa на чипах от Nvidia, то помните, что их делает только японское отделение компании, которого не коснулось банкротство.

Примерно такая же участь постигла и компанию VisionTek. Еще в начале года она бойко торговала своей продукцией, строила радужные планы, но уже к концу года решала закрыться, для того чтобы возродится вновь в качестве BFG Technologies, компании предусмотрительно созданной руководством VisionTek, куда и перешла часть сотрудников. Старая же компания, обретя новых владельцев, продолжила выпускать продукцию на чипах от ATI.

К концу первого полугодия наконец-то настал момент истины для самой загадочной и самой обещающей в прямом смысле этого слова компании в графическом секторе, Bitboys. Эта компания за более чем десятилетнюю свою историю наделала столько шума и так мало, и это мягко говоря, готовой продукции, что в пору было вообще усомниться в её дееспособности. Итак, компания, наконец, заявила о своем уходе из сектора графических чипов. Однако сами горячие финские парни Mika Tuomi, Kaj Tuomi и Petri Nordland - самоотверженные ревнители графики и основатели компании - направили генеральный ход своих мыслей в сторону наладонников. Причина такой смены ориентации, и не поймите меня правильно, в том, что их главный инвестор компания Infineon потеряла всякий интерес к этой деятельности.

Довольно интересным выглядело решение Intel, сделанное ею в конце июля, лицензировать графическое ядро Kyro/Kyro II у STMicroelectronics. Мы уж было похоронили его в 2001 году, ан нет!

Однако если оценивать ситуацию с точки зрения развития технологий, то можно сказать следующее: в графическом секторе рынка остается все меньше и меньше компаний способных создавать огромное многообразие графических продуктов, что приводит, в конечном счете, к стагнации сектора по причине отсутствия притока свежей крови и новых идей.

Весной наконец-то завершилось поглощение компанией Hewlett-Packard компании Compaq после одобрения сделки Европейской Комиссией, Торговой Комиссией США и голосования всех акционеров. Всё же, несмотря на успех всего мероприятия, компания Hewlett-Packard перестает существовать к концу года. ... Вместо неё рождается просто компания HP. Причина? В названии упоминается фамилия человека больше других противившегося этому процессу.

В начале июля IBM решило продать своё бизнес-подразделение Mylex корпорации LSI Logic, а чуть ранее подписало соглашение с Hitachi о продаже ей в течение трех лет своего подразделения жестких дисков.

Заметно сотрясали новостные ленты весь год сообщения о разборках в секторе производителей памяти. К концу января Micron наконец определилась с покупкой производства памяти DRAM, исполненной по 0,17-ти микронному технологическому процессу у Toshiba и продолжила свои “приставания” к Hynix, вылившиеся в итоге в судебные претензии к ней, а заодно и к Samsung, по поводу получении ими субсидий через подконтрольные корейскому правительству банки. Этот процесс оказался настолько увлекательным, что в него периодически включалась и европейская Infineon. Не берусь судить строго, но и Micron, и Infineon сейчас активно работают над новой памятью RAM для наладонников и сотовых телефонов третьего поколения, ... также как и эти корейцы.

В остальном, в этом секторе наблюдалась заметная активность Nanya по производству памяти DDR и открытие нового завода компании Infineon. Целый год компании сектора то рассказывали о своих планах, то все разом начинали жаловаться на свои убытки. Однако следует заметить, что рост спроса на память во втором полугодии состоялся, как и прогнозировалось ранее, а точнее два года назад. Правда, он оказался не таким большим, как ожидалось. Ну, тому есть глобальное объяснение: кризис.

Память


Развитие самой памяти для персональных компьютеров также испытывает заметный кризис.

Прорывная технология Rambus, позиционируемая долгое время в качестве лучшего решения для всех нужд компьютерной промышленности, в силу закрытости своей архитектуры так и не получает широкого распространения. Всего два производителя - Intel и SiS - представили в 2002 году наборы логики с поддержкой этого типа памяти. Однако, их i850 и SiSR658 скорее простая демонстрация своего присутствия в этом секторе рынка, чем реальная поддержка технологии. Несмотря на падение цен на этот тип памяти, они всё ещё высоки, хотя и стремительно приближаются к ценам на память DDR. Несомненно, в Rambus знают, как делать хорошие топологии памяти и высокоскоростные интерфейсы, но с рынком не поспоришь. На нем сегодня безраздельно царит память DDR в силу своей популярности и экономической эффективности.

Но тут верно и другое, память DDR не поспевает за всевозрастающими требованиями со стороны других компьютерных подсистем. Возможно DDR-II, построенная на архитектуре памяти DDR и сочетающая идеи во многом похожие на технологию Rambus, придет и очень скоро ей на смену.

Центральные процессоры


Сектор центральных процессоров демонстрировал некоторое оживление в начале года. Однако уже ближе ко второму кварталу всё затягивается легкой поволокой плавно переходящей в сонное состояние, продлившееся до самых холодов.

В середине января Intel начинает поставки процессора Xeon для рабочих станций, основанного на новом ядре Prestonia и выпускаемого по новому 0,13-ти микронному технологическому процессу и с заявленными тактовыми частотами 1,8, 2,0 и 2,2ГГц, доведенными к концу года до 2,8ГГц.

Второй квартал принес первые процессоры Pentium с поддержкой 533МГц-овой системной шины Quad Pumped (QP) и тактовыми частотами 2,26 и 2,4ГГц, а также Celeron с частотой 1,4ГГц, реализованном с учетом того же техпроцесса и на ядре Tualatin/256, пообещав довести его частоты до конца года аж до 2,2ГГц.

В марте компания AMD представила настольный, серверный и мобильный варианты своего Athlon с частотами 1733МГц, 1667МГц и 1600МГц соответственно.

Процессор VIA C3 1ГГц

Начало лета вдохнуло остатки жизни в новые процессоры VIA C3 на ядре Ezra-Т (0,13-ти микронный техпроцесс), что позволило им слегка приподняться до 1ГГц, что прямо сказать не густо, если учитывать время прошедшее с момента выхода его предшественников. И далее жизнь замерла.

Процессор Pentium 4 3,06ГГц

Ранней осенью, когда спадает жара (не знаю насколько эту фразу можно применить к жаркой Калифорнии, где проходил очередной Форум разработчиков, проводимый Intel), миру продемонстрировали очередной Pentium 4 (Р4), работающий без принудительного разгона, но с охлаждением на тактовых частотах до 3,06ГГц. И уже в ноябре он стал доступен всем желающим.

В середине октября IBM анонсировала свой 64-х битный PowerPC 970 с тактовой частотой 1,8ГГц, наметив его выпуск на 2003 год.

Процессор Athlon XP2800+

Конец года не принес ничего неожиданного. AMD выступила лишь со своим Athlon XP, доведя его частоты до 2,8ГГц. Но этого явно мало для победы над Intel в этом году.

Тихонечко подавала свой голос в ноябре Transmeta. Стало быть, не померла пока, и на том спасибо.

Между чем и чем сделать выбор? Так тут всё как обычно: кому патэ из фуа-гра, а кому чиполата и клинское.

Графические процессоры


Весь года семь ведущих (не упустить бы кого) игроков сектора графики, невзирая на кризис, медленно, но верно переползают на новые графические процессоры.

В конце марта SiS представила графический процессор Xabre (бывший SiS330, сменивший SiS315) и оказалась первой, кто показал и начал продавать устройства с поддержкой AGP8x, правда, как это водится за SiS, продавать со значительным опозданием. Также компания впервые заявила о поддержке Xabre двух мониторов.

В начале мая 3DLabs представила графический процессор ранее известный под кодовым названием P10. Сама 3DLabs называет свое детище визуальным процессором, поскольку он сочетает в себе гибкость и архитектурные преимущества обычных центральных процессоров с методами повышения быстродействия путем распараллеливания вычислений. Такой подход позволяет создавать спецэффекты и алгоритмы построения и обработки изображения, принципиально не реализуемые на DirectX8-совместимых графических чипах, например, построение изображений методом отсечения лучей, сжатие и распаковка геометрических данных и текстур с помощью вэйвлет-алгоритмов и другое. Всё это позволило 3DLabs стать бесспорным лидером сектора и занять первое место как компания, разработавшая самый программируемый графический процессор. Но, как и прежде, вопрос цены заставляет позиционировать чип лишь для высокопроизводительных рабочих станций. Сумеет ли Creative, купившая компанию, использовать все эти новации в полном объеме, покажет лишь время.

Графическая плата на Parhelia-512

В том же мае Matrox довольно неожиданно представила Parhelia-512. И это несмотря на то, что компания регулярно сворачивала разработки и делала вид, что этот сектор рынка её теперь мало интересует. Неожиданностью оказалась и довольно посредственная производительность изделия, несмотря на заявленные мощные характеристики, из которых выделю, пожалуй, лишь поддержку трех мониторов. Именно эта, в сущности, мелочь сделала платы на этом процессоре достаточно заметными на рынке.

Графическая плата на R300

Выбросив на рынок в середине января Radeon 7000 и 8500 для платформы MAC, канадская ATI отпустила на вольные хлеба графическое ядро R300 и семейство плат Radeon, основанных на нем, что позволило ей вернуть себе доброе имя в мире современных игр и занимать высшие места при сравнительном тестировании, особенно со своим 9700Pro, убивающим по своим возможностям текущие разработки конкурентов. Кроме того, компания значительно расширила список поддерживающих её производителей видеоплат, которых в нем уже более пятидесяти.

Компания Nvidia представила графические ядра NV25 и NV17, линейку графических процессоров GeForce4 и целый зверинец плат на их основе от различных производителей. Несколько отдельных слов хочется сказать про ядро NV25. Благодаря новой упаковке кристалла, имеющей встроенный радиатор, удалось довести частоты до больших величин, чем у его предшественника NV17 при сохранении 0,15-ти микронного технологического процесса. Графический процессор, основанный на этом ядре, имеет четыре конвейера рендеринга, усовершенствованные технологии по работе с памятью и новый метод антиалиазинга. Значительно усовершенствован блок T&L. Теперь он называется nFinite FX и имеет два конвейера обработки вершинных шейдеров. Вместе с этим процессором Nvidia впервые заявила о поддержке двух мониторов.

В ноябре Nvidia, прервав нумерическую традицию, представила GeForceFX (на ядре NV30), названным так в память о 3dfx, компании сделавшей в свое время головокружительный успех в отрасли и давшей самой Nvidia много ценного из своего технического и маркетингового опыта. Первые платы на этом графическом процессоре должны увидеть свет в начале 2003 года.

Несмотря на успехи 3DLabs/Creative Labs и ATI, Nvidia по-прежнему остается тем игроком в секторе, кто заставляет других совершенствоваться в унисон с веяниями времени. Вот и в этот раз компания бросила вызов, предложив высокоуровневый язык Cg для пиксельных шейдеров, облегчающий программирование графических процессоров и ускоряющий проникновение новых технологий в современные компьютерные игры.

Кроме этого ATi и Nvidia первыми представили софтверные пакеты, согласованные с DirectX 9.

Графический процессор AlphaChrome

К концу года S3 Graphics (как подразделение VIA) представила свою линейку графических процессоров AlphaChrome и дала понять, что в 2003 году для них появится достойная замена.

Хочется сказать несколько теплых слов и про Trident, вернувшуюся в сектор графики со своим новым XP4 и не самой лучшей, увы, реализацией тайловой архитектуры и всего прочего, зато с неизменно лучшим показателем цена-производительность.

Где-то там, во всемирной и непобедимой, маячили слухи про Kyro II SE и даже не в связи с Intel. Кстати, об Intel. Не являясь производителем дискретных чипов, компания, тем не менее, имеет собственное графическое ядро, которое представило в северном мосте i845G/GЕ.

Наборы логики


Если спросить посетителей этого сайта, что они знают о наборе логики, то не сомневаюсь, что они ответят, что это некие промежуточные электронные компоненты между центральным процессором и всем остальным компьютером в целом и исполнены обычно в виде двух больших квадратных микросхем называемых северным и южным мостами. Первый из них в идеале общается с памятью и графикой, а второй - отвечает за системы ввода-вывода. Из такого расклада понятно, что в первом случае память есть величина переменная, а графика - величина постоянная (если говорить околонаучным языком), поэтому может быть послушно притянута поближе к микросхемам.

Глядя с позиций сегодняшних дней, можно отметить то, что попытки поместить графическую подсистему в северном мосте не новы. Такой подход применялся и раньше, он позволяет использовать оперативную память компьютера как для центрального процессора, так и для графики, и за счет этого делать всю компьютерную систему недорогой.

Достаточно долгое время подобные архитектурные построения были ориентированы на непритязательных к качеству графики пользователей. Сегодня все основные производители - Intel, SiS, VIA, ATI и Nvidia - стали добавлять в свои наборы довольно нешуточные по своим характеристикам графические ядра, и это событие, а также некоторые другие, вынуждают несколько по иному обозревать эти разработки.

Классические наборы логики


Популяция этих наборов продемонстрировала в ушедшем году устойчивую тенденцию к сокращению своей численности в новых решениях.

Северный мост SiS648

В начале года компания SiS представила для процессоров P4 модернизированный северный мост SiS645DX поддерживающий память DDR333/DDR266/200/PC133 и новую системную шину с частотой 533МГц QP, а также совершенно новый северный мост SiS655 поддерживающий помимо всё той же QP двухканальную память DDR333 и уже интерфейс видеошины AGP8x. Оба северных моста комплектуется новым южным мостом SiS962, поддерживающим USB 2.0, ATA-133 и IEEE1394a. Позже был представлен усовершенствованный набор 645-го - SiS648DX - поддерживающий уже память DDR400/DDR333, системную шину 400/533МГц QP, AGP8x и комплектующийся южным мостом SiS963 с поддержкой USB 2.0, интерфейсов АТА-133, IEEE1394 и ADSL, а также более быстрой шиной MuTIOL для связи с северным мостом. Под процессоры Hammer компания представила свой первый набор SiS755, также комплектующийся новым южным мостом SiS963.

В конце июля SiS представила ещё один северный мост - SiSR658 - первый её мост, поддерживающий в качестве системной памяти RDRAM, а также шину AGP8x и два канала Rambus. Будет поставлять в связке с SiS963.

В начале января Nvidia объявила о выпуске набора логики nForce 415-D. По сути, тот же набор nForce 420-D с южным мостом MCP-D и новым северным мостом SPP (System Platform Processor), отличающимся от IGP 420 (Integrated Graphic Processor) отсутствием графического ядра. В середине марта эта практика повторилась с nForce 615-D, отличающимся от 415-го только поддержкой памяти DDR333. И уже в середине июля выпущена новая версия северного моста nForce2-GT с поддержкой DDR400/DDR333 и интерфейса AGP8x, а также южный мост MCP-T с поддержкой портов USB 2.0, интерфейсов IEEE1394 и Ethernet 10/100. Компания Nvidia так сконцентрировала своё внимание на мосте nForce2, что так и не пустила 615-й в серийное производство.

В начале года Intel представила серверные наборы логики E7500 и E7501 (с поддержкой QP) для процессоров семейства Xeon (ядро Prestonia) с поддержкой двухпроцессорности, двух каналов DDR и шины PCI-X. А в конце июля был объявлен набор логики Intel E8870 для Itanium 2 (McKinley) для 2-х и 4-х процессорных систем. Выпуск этих наборов был намечен на осень года. Для процессоров Р4 и Xeon были представлены мосты Е7205 (Granite Bay) и Е750х с поддержкой QP, AGP8x, двух каналов DDR333 и технологии HyperThreading.

Первые северные мосты для настольных компьютеров от Intel с поддержкой системной шины 533МГц QP - i845E и i850E - появились во втором квартале.

В марте НР представила свой серверный набор логики Zx1, поддерживающий до 4-х процессоров Itanium 2, шины AGP4x и PCI-X, и повышенной пропускной способностью памяти DDR при низкой латентности благодаря четырем двухканальным контроллерам.

Компания VIA представила свои наборы для процессоров Athlon - KT333 и KT400 - с поддержкой памяти DDR333, интерфейсов AGP8x, ATA-133, портов USB2.0. Для процессоров Р4 был выпущен северный мост P4X400 с аналогичными характеристиками. И для них всех новый южный мост VT8235.

В августе компания ALi, о которой уже давно забыли в этом секторе, медленно напела песню про свои планы, радужные, но неопределенные. А чуть позже совсем отказалась от своего присутствия в этом секторе рынка.

Наборы логики с интегрированной графикой


Канадская компания ATI представила в начале марта сразу несколько новых наборов логики своей 300-й линейки. Все наборы имеют очень похожие характеристики, отличаясь только типами поддерживаемых центральных процессоров. Наборы выполнены в виде северного моста IGP и южного моста IXP соединяющихся посредством аналога шины PCI. Северный мост IGP 340 и его ноутбучный аналог IGP 340M поддерживают процессоры Р4 и шину 533МГц QP. Северный мост IGP 330 поддерживает только 400МГц-овую шину и предназначен для Р4 и процессоров Celeron, выполненных на базе ядра Willamette-128. Северный мост IGP 320 и его ноутбучный аналог IGP 320M поддерживают процессоры семейств Athlon и Duron. Все наборы имеют интегрированное графическое ядро, основанное на архитектуре Radeon 7000. Ядро задействует до 64Мб системной памяти под видеопамять. Вместе с тем поддерживаются внешние видеокарты с интерфейсом AGP4x. В качестве системной памяти используется память DDR266/DDR200. В качестве южного моста используются IXP 250 и его усеченный вариант IXP 200, поддерживающие Ethernet, шесть портов USB 2.0, ATA-100 и шестиканальный звук.

Северный мост с интегрированным
графическим ядром nForce2

В середине марта Nvidia представила графический набор логики nForce 620 отличающийся от nForce 420 только поддержкой памяти DDR333, а в середине лета выпущена новая версия северного моста со встроенным графическим ядром nForce2-ST.

Во втором квартале Intel выпустила свой первый набор логики i845GЕ с поддержкой системной шины 533МГц QP и графическим ядром.

Компания VIA представила свои первые интегрированные наборы логики KM400 и P4M266А и их мобильные варианты KN266 и PN266 и стала первой, кто поддержал 266МГц-овую системную шину в наборах с интегрированной графической подсистемой в мобильных решениях.

В начале августа вышел SiS650 для процессоров Р4, недорогой набор с поддержкой DDR266 и PC133 памяти без возможности подключения внешних графических плат AGP и в комплекте с южным мостом SiS961. Чуть позже вышел SiS651 для тех же процессоров, но уже с поддержкой 400/533МГц QP и в комплекте с SiS962.

Помимо этого было заявлено о разработке набора под 64-битные процессоры Hammer интегрированной версии 755-го: SiS760/SiS963 с графическим ядром SiS330.

Наборы логики с высокой степенью интеграции



Набор логики SiS745

В начале года компанией SiS был представлен одночиповый набор SiS745 для Athlon XP, состоящий сразу из северного и южного мостов и поддерживающий один канал DDR333, интерфейс AGP4x, 6 портов USB 2.0, интерфейсы ATA-100 и IEEE 1394a.

Системы, реализованные на одном чипе


Несмотря на активно демонстрируемое компаниями творчество в секторе наборов логики, следует отметить и ещё одну тенденцию года, ярко выкристаллизовавшуюся в молодом пока секторе систем, реализованных в одном кристалле. Свой интерес к этому сектору отчетливо определили такие крупные компании как Epson, NEC, Toshiba, Hitachi, IBM, Sony, ATI, Imagination Technologies, Mitsubishi, Fujitsu, Matsushita и некоторые другие. Но мир, и особенно компьютерный, полон заряженных энтузиазмом молодых компаний, готовых рискнуть в поисках славы и удачи. И им это иногда удается.

Значительных успехов в области создания системы, реализованной в одной единственной микросхеме, добилась в 2002 году компания NeoMagic. Оставив бизнес, связанный с ноутбуками, компания уделила два года разработкам устройства сочетающего в себе процессор, основанный на ARM-технологии, и все необходимые контроллеры.

Результатом явилось создание сразу двух RISC-процессоров MiMagic 3 и MiMagic 5 и представленных в июне и в октябре соответственно. Первый из них основан на ядре ARM720T и является 110МГц 32-х битным процессором с 8кб кэш-памяти. Второй - на ядре ARM922T. Это 220МГц 32-х битный процессор. Оба процессора включают подсистему контроля памяти с поддержкой двух независимых шин памяти (32-х битной шины статической памяти и 16-ти битной шины SDRAM), графическую подсистему, которая может работать с цветными STN и TFT LCD-панелями. Процессоры поддерживают следующие интерфейсы входа-выхода: последовательные порты, контроллеры для карт памяти, таких как Compact Flash, Multimedia Card и Secure Digital (SD), а также контроллер USB и AC-Link stereo audio и другое. Основным партнером NeoMagic является компания Symbian со своей ОС v.6.1.

Мультимедийный контроллер MQ1188

Компания MediaQ представила мультимедийные контроллеры MQ1168 и MQ1188, предназначенные для устройств, работающих под управлением Palm OS. Контроллеры способны захватывать и отображать различные виды изображений, оснащены буфером памяти, а также видеовходом и ускорителем двумерной графики, со встроенными алгоритмами видеозаписи и рендеринга, обработкой видеоданных и потоков MPEG-4.

В тоже время не дают забывать о себе и гиганты рынка, такие как ATI, которая значительно развила линейку своих прикладных графических процессоров, представив к концу года новый Imageon 3200. Это уже процессор второго поколения, и состоит он из ускорителя двухмерной графики, декодера MPEG/JPEG, а также набора интерфейсов для подключения к периферийным устройствам и высокоскоростного интерфейса для подключения к прикладным процессорам. Его характеристики во многом схожи с характеристиками контроллеров MediaQ.

Эти и подобные им решения могут широко использоваться в различных разрабатываемых вновь наладонниках, смартфонах, компактных аудио- и видеоплеерах, веб-панелях и прочей аналогичной продукции.

Следующее поколение этих устройств может включать новые прикладные процессоры, активно разрабатываемые сейчас группой компаний.

Так, Intel весь год напоминала про свой процессор XScale, основанный на технологии ARM и обладающий рядом новшеств: гораздо более низким уровнем энергопотребления, технологией динамического управления напряжением по “запросу” исполняемого приложения, оптимизацию обработки мультимедиа. Предполагается, что процессор будет масштабироваться до частот в 1ГГц.

В тоже время AMD заявила о прикладном процессоре Au1100, основанном на ядре Alchemy Au1, потенциально способном выдавать тактовые частоты до 500МГц и содержащим в себе все характерные для нашего времени контроллеры памяти (в том числе реализованной на различных карточках), сети, USB, инфракрасного порта, различной периферии, а также встроенный контроллер жидкокристаллических дисплеев. Эта разработка является прямым конкурентом ARM-технологии, поддержанной рядом крупных компаний, среди которых наиболее заметными являются Texas Instruments со своим OMAP, Motorola со своей линейкой DragonBall, Samsung c S3C2400 и Hitachi c линейкой SH.

Интернет-устройство от Xybernaut

Из устройств, представленных в 2002 году хотелось бы особо выделить носимое интернет-устройство от Xybernaut. Оно обладает всеми чертами присущими наладонникам, сотовому телефону, пейджеру, плееру МР3 и имеет возможность подключения внешних жесткого диска и клавиатуры. Решение было изготовлено на базе 32-х разрядного RISC-процессора Hitachi SH-4 с тактовой частотой 128МГц и имеет 32Мб памяти, порт USB, слот Compact Flash и работает под управлением Windows CE. Прозрачный дисплей диагональю один дюйм надевается при этом на голову и имеет растр обычного офисного монитора.

Сектор систем, реализованных на одном чипе, ещё только начинает делать первые шаги и пока не сделал окончательного решения относительно использования прикладных процессоров, контролеров или графических чипов с интегрированными функциями других устройств.

Все присутствующие в этом секторе компании очень надеются сделать жизнь конечного пользователя этих устройств лучше и прекраснее. Однако когда кто-либо начинает заводить речи о конечном пользователе, всегда важно помнить, что этот кто-то думает о нем в самом конце.

LCD/Мониторы


Январь выдался на редкость богатым по части заявлений в этом секторе. Компании Funai Electric и Chi Mei Optoelectronics объединили производственные мощности по выпуску LCD-панелей. Компания Samsung Electronics заявила о намерении увеличить выпуск мониторов на жидких кристаллах в два раза, намереваясь существенно увеличить свою долю в этом секторе рынка, и пообещала ввести в строй к концу года производственные линии пятого поколения, способные производить субстраты размером 1100 на 1250 мм. При этом она также пообещала увеличить производство мониторов на обычных электронно-лучевых трубках с большой диагональностью. В тоже время LG.Philips LCD заявила о вводе в строй производственных линий того же, пятого поколения, по производству субстратов размером 1000 на 1200 мм. А днями позже Matsushita Electric Industrial Co Ltd. объявила о создании совместного производства с Toshiba. Новое производство - Toshiba Matsushita Display Technology Co. - приступило к производству LCD-мониторов.

В середине лета Hitachi открыла фабрику в Китае, производящую LCD TFT-панели. Далее сообщения из этого сектора стали сменять друг друга с калейдоскопической быстротой. Это, а также некоторая путаность и нечеткость создавало, однако, впечатление, что, не взирая на трудности, перестройка этого сектора рынка на производство LCD-панелей идет галопирующими темпами. И даже к концу года оказалось совсем не просто определить явных лидеров.

Телевидение


Являясь пока не самой очевидно необходимой функцией современного компьютера, устройства ввода-вывода телевизионного изображения продолжили своё проникновение в нашу компьютерную жизнь.

Бесспорным лидером сектора осталась компания ATI, представившая свои новые комбайны All-in-Wonder 8500, 9000 и 9700, клонируемые группой поддержки.

Компания Pinnacle выпустила значительно улучшенный вариант своего решения, PCTV Deluxe. А Intel начала реализовывать в свои платы на интегрированном наборе логики i845G/GE DVI-совместимый трансивер SiI 1162 от компании Silicon Image с технологией PanelLink, способный поддерживать жидкокристаллические мониторы и видеопроекторы с высокими разрешениями.

В этом разделе замечу лишь, что во время посещения в ушедшем году нескольких европейских стран, я неизменно наталкивался на небольшие группы молодых людей с простеньким DV-камкодером в одной руке и печатным сценарием в другой, что, несомненно, стало возможным благодаря падению цен на цифру. Они все делали игровое кино. Неважно для кого, важно то, что спрос на телевизионную продукцию растет, и этот положительный момент не может игнорироваться компьютерной промышленностью.

Жесткие диски


Вопреки нашему ожиданию видеть, как компании стремятся удваивать объемы своих жестких дисков, все они, кроме Samsung, понижали сроки гарантии на свою продукцию. И видимо так были заняты этим второстепенным процессом, что руки не дошли до главного.

Весь год новый интерфейс обмена данными для жестких дисков Serial ATA тщетно пытался проникнуть в новые изделия. А старый интерфейс совсем не спешил сдавать свои позиции.

Так в конце июля наперекор веяниям времени компания Western Digital первой представила жесткие диски объемом до 200Гбайт с IDE-интерфейсом и первой в отрасли стала использовать пластины с объемом около 67Гбайт. Скорость вращения шпинделя у этих дисков 7200 оборотов в минуту и протокол обмена данными АТА-100.

Чуть ранее, в начале лета, Hitachi объявила о пролонгированной покупке подразделения IBM, занимающегося жесткими дисками. Замечу лишь, что сегодня корпорация IBM как никогда нацелена на новые технологии. Она уже давно избавляется от структур занятых производством или разработкой всего того, что по её мнению не имеет долгосрочной перспективы и не сулит значительных прибылей.

Прикупленное пару лет назад компанией Maxtor по случаю распродажи подразделение жестких дисков Quantum продолжило медленно вливаться в структуру Maxtor и создавать новую совместную продукцию. Однако почти весь год одна, казалось бы, компания выпускала две конкурирующие линейки жестких дисков, но уже к концу года наметилась тенденция на слияние линеек с вытеснением в них названия Quantum, что сделало Maxtor владельцем самого широкого модельного ряда дисков с интерфейсом IDE. Помимо этого продукция от Maxtor начала появляться со SCSI-интерфейсами, чего ранее за ней не наблюдалось. И именно здесь в полной мере почувствовалось проникновение идей инженеров Quantum в продукцию Maxtor. Кроме того, компания рискнула выпустить свой первый диск со скоростью вращения шпинделя 15000 оборотов в минуту. Следует отметить и то, что компания весь год серьёзно развивала семейство внешних жестких дисков Personal Storage Family на USB 2.0 и IEEE1394, так полюбившееся создателям видеопродукции.

В начале ноября компания Seagate представила свой первый жесткий диск с пятым слоем из рутения, редкоземельным металлом платиновой группы, призванным, согласно мнению IBM, бороться с суперпарамагнетизмом, что позволило ей достичь рекордной плотности на квадратный дюйм в 70Гбит.

В ушедшем году из сектора ушли диски со SCSI-интерфейсами, работающие со скоростью вращения шпинделя 7200 об./мин.

Я готов поверить в то, что наступят времена, когда мир увидят терабайтные жесткие диски (или то что будет вместо них) и пользователь сможет хранить на них изрядно большое количество своих любимых книг, фильмов, музыки и всего прочего. Однако у меня остается один маленький вопрос: как он сможет управлять всем этим, пусть даже при наличии специального софта? Ведь человеческая память так несовершенна. Бывало, положишь что-нибудь на жесткий диск и через неделю забудешь. Как я тут недавно порадовался нежданной находке одного файла, схороненного лет десять назад…

На фронте DVD


Боевые действия в этом секторе рынка разворачивались весьма стремительно. В начале года компании, связавшие свою судьбу с этим стандартом, выстреливали на рынок свои достижения и даже создавали производства, как, например Hitachi Maxell, открывшие в январе фабрику по производству дисков. В том же январе Samsung Electronics рапортовала о создании 23Гб диска на основе сурьма-теллуровых сплавов. Toshiba предупреждающе ответила своим 30Гб однослойным перезаписываемым DVD-диском. Но то было только начало. ... Заметно активизировались компании, производящие различны наборы микросхем для DVD-приводов. ALi выбросила на рынок целую коллекцию таких наборов в надежде задавить своих старых конкурентов в этом секторе: компании ESS и Mediatek. Не осталась равнодушной к этой битве и компания VIA, поведавшая миру о своих наборах и сверхамбициозных планах по их продвижению в этот сегмент рынка.

Ах, Cirrus ... бедный Cirrus ... Компания как перелетная птица постоянно летает из сектора в сектор, нигде подолгу не задерживаясь. Теперь вот занимается перезаписываемыми DVD-дисками и наборами под DVD-приводы. Возможно этот сайт посещают киберархеологи ещё помнящие успехи компании на поприще графических чипов…

Ну, не будем о грустном. Поскольку главным достижением года, как я надеюсь, способным положить конец длительной войне в этом секторе, явились следующие события:

выпуск компаниями Samsung, Pioneer и Panasonic DVD-приводов, которые поддерживают -R/W и RAM.
выпуск с сентябре компанией Sony дуального привода, поддерживающего оба враждующих стандарта -R/RW и +R/RW. С незначительным отставанием аналогичные устройства были представлены NEC, а Philips и Toshiba пообещали присоединиться вскоре.

Привод DVD-дисков от Sony

На этом, думаю, войну можно считать законченной. Наступают мирные будни и расчистки завалов.

Форма, как фактор выживания


Как известно, для того чтобы стать лидером какого-либо движения, направления или хода мысли, нужно придумать какую-нибудь идею и самому возглавить процесс по продвижению её в массы. А далее как фишка ляжет ...

Шасси Shuttle XPC

Так, в середине марта компания Shuttle представила свою реализованную в железе концепцию компьютера недалекого будущего в виде маленького кубика. “Кубическая концепция” работает на процессорах Pentium 4 или Athlon XP и оснащается согласно замыслу укороченными системными платами Flex ATX. Так придавая старому форм-фактору новое обличие, компания при удачном пиаре намеревается возглавить новое направление по сути старой концепции. Первые представленные модели были основаны на интегрированном наборе логики от SiS, а уже представленные чуть позже, в ноябре - на VIA КМ266 и на i845GE. Идея весьма понравилась даже такому гиганту рынка как Creative, его Slix - точная копия Shuttle XPC.

Компания ASUSTeK не спешит проникнуться этой идеей, поскольку давно и не очень успешно реализует свою концепцию “голого” шасси: корпуса с предустановленной системной платой и парочкой приводов для дисков. В начале апреля компания представила свой очередной концепт: Terminator 4.

Как бы в противовес им компания VIA сказала, что она намеревается стать той компанией, которая может дать пользователю все, что он хочет, и начала с апреля поставки своих мультимедийных платформ в формате Mini-ITX - маленькие платы с одним лишь радиатором на процессоре С3 своей же разработки. Малое тепловыделение этих процессоров позволяет делать компьютеры практически безмолвными. В этой концепции слились воедино основные направления деятельности компании: на плате стоит процессор от VIA, интегрированная графика от VIA, звуковой чип Envy24 от VIA и набор логики от VIA, для плат EPIA это PLE133, для EPIA M - CLE266.

В конце июля Microsoft и Nvidia начинают работу над очередной игровой приставкой Microsoft X-box II в надежде побороть своих конкурентов в этом секторе: корпорацию Sony с её Playstation2, занимающей первое место, и компанию Nintendo с её GameCube разместившуюся на втором.

Самизнаетекто с планшетным компьютером в руках

В этом разделе нельзя не отметить и тот факт, что за истекший год более 20 компаний заявили о своей поддержке концепции Table PC - планшетного компьютера без клавиатуры и мыши всюду пропагандируемого корпорацией Microsoft - и среди этих компаний такие монстры рынка как Acer, FIC, Fujitsu, NEC, HP и другие. Все эти устройства должны работать под управлением Windows XP Professional с поддержкой функции ручного ввода текста, которая будет встроена во многие приложения и в первую очередь в Outlook’02, Word’02, Excel’02 и PowerPoint’02. Помимо этого вводится распознавание голоса с трех языков: английского, японского и китайского.

Игровая платформа N-Gage

Думаю, что стоит упомянуть здесь и о новой концепции N-Gage от Nokia, представленной рынку как мобильная игровая интерактивная платформа, работающая под управлением операционной системы Symbian OS и сохраняющая в себе не только традиционные функции обычного сотового телефона, но и отправителя мультимедийных сообщений. Компания Nokia решила, что когда человеку нечем занять себя в пути или в ожидании звонка, то он скорее предпочтет скоротать время развлекаясь играми, чем как-то ещё. В данном случае с играми на хорошем по меркам сотовых телефонов цветном дисплее и с удобной клавиатурой в руках. Именно на придание сотовому телефону новых форм и функций возлагаются большие надежды. Первые подобные телефоны, например Nokia 6800, появятся в 2003 году.

Ещё одним поветрием стало создание различных устройств, объединяющих в себе возможности DVD- и MP3-плееров, игровых и интернет-приставок, видеомагнитофонов и многого другого. В качестве примера можно привести устройства Bungee и NextVision от Pinnacle и ViewSonic соответственно.

Разработчики этих и других компаний полагают, что подобного рода формы будут востребованы рынком, и это сделает сами компании (ещё более) успешными. Однако в условиях неопределенности трудно предсказать, смогут ли подобные образования выжить. Пока что лишь можно констатировать то, что компании демонстрируют нам свои возможности, а вот захочет ли пользователь принять эти формы - вопрос далеко не очевидный.

Технологии обмена информацией или слово о PCI


Не приходится сомневаться в том, что пока мы живы, компьютерная промышленность сделает всё возможное, чтобы мы чувствовали себя постоянно занятыми.

Наверное, многие из Вас обнаруживали, что каждый раз покупая компьютер, в нём изменяется буквально всё, и только одна “деталь” остается неизменной всегда. Это шина PCI, которая долгие годы являлась тем причалом стабильности, к которому можно “причалить”, если потребуется, любую новую приблуду, будь то видео, звук, тюнер или что-то другое. Сегодня PCI перестала удовлетворять требованиям, предъявляемым к ней со стороны других подсистем. Борясь за увеличение пропускной способности различных частей компьютера, разработчики старались как можно дольше не трогать эту шину. Но счастье, как известно, не бывает вечным. Так что же делать бедному пользователю, если его очередной компьютер или системная плата потеряют эту малозаметную, но так необходимую особенность? Сегодня ответ на этот вопрос носит скорее риторический характер.

В ушедшем году за право похоронить (и желательно достойно) шину PCI активно боролись три стороны: Intel, IBM и консорциум HyperTransport.

Поддерживаемая долгое время Intel и некоторыми другими компаниями идея 3GIO (система ввода-вывода третьего поколения) в 2002 году была переименована в PCI Express, и с этого момента началась новая война в этом почти уснувшем секторе, началась жестокая борьба за то, какой быть шине дальше. В трехпозиционной войне IBM яростно размахивала своим проектом PCI-X, а консорциум HyperTransport пугал шиной имени себя самого. По правде признаться, во всех предлагаемых технологиях есть своя изюминка. Проблема лишь в том, что промышленности нужен унифицированный стандарт, которому и достанется денежный мешок.

Более подробно сайт писал об этом 5 июня.

В ушедшем году предпочтения как шине будущего больше отдавались PCI Express, которая представляет собой универсальную архитектуру ввода-вывода последовательного типа с малым количеством контактов, производительность которой будет ограничиваться исключительно технологическими особенностями медных соединений, и согласно замыслу, может применяться во всех вновь разрабатываемых устройствах, от наладонника до майнфрейма, сохраняя программную совместимость с существующей шиной PCI. Разрабатываемая шина будет использоваться в качестве магистральной шины для соединения северного и южного мостов, как универсальный инструмент для работы с периферийным оборудованием, а также в качестве интерфейса локальной шины ввода-вывода. Изменения коснутся и обмена видеоданными, и таким образом, что шина AGP8x станет последней шиной в своем роде.

Несмотря на широкую поддержку шины PCI Express, наборы логики с поддержкой шины PCI-X всё же увидели свет в прошедшем году. Так что, скорее всего тенденция лежит через PCI-X к PCI Express.

Технологии


Среди бесспорно интересных технологических новаций ушедшего года можно выделить:

разработку IBM идеи создания новой перфокарты, реализуемой на наноуровне и оригинально использующей поведение пластиков и биметаллов при нагревании,
разработку Seiko Epson и Cambridge Display Technology новых полимерных дисплеев,
создание Matsushita Electric Industrial системы тонкой акустики,
создание памяти на молекулярной электронике,
работы компаний E Ink, Toppan и Philips над созданием “электронных чернил”,
разработку Sanyo и Samsung двух технологий позволяющих создавать органические дисплеи на основе белого электролюминесцентного материала от Eastman Kodak.

Сюда же можно отнести и новую спецификацию Bluetooth 2.0, и многое другое.

Однако остановлюсь на наиболее важной из них.

Технология “напряженного кремния”

В самом начале ноября IBM объявила о создании первого в мире биполярного кремниевого транзистора работающего на частоте 350ГГц. Такое чудо стало возможным благодаря созданию новой технологии предусматривающей внедрения атомов германия в кристаллическую решетку из атомов кремния - материала, применяемого в наши дни для изготовления различных микросхем - и используемого в качестве инструмента для её деформации определенным образом. Это приводит к увеличению расстояния между соседними атомами кремния - так называемый “напряженный кремний” - и всё это способствует облегчению прохождения потока электронов через транзистор, что может быть использовано для повышения быстродействия и/или экономии энергии.

350ГГц показывают нам то, как быстро одиночный транзистор может переключаться из одного режима в другой, не находясь при этом в связке с другими ему подобными. В больших логических чипах, например, в графических процессорах, где счет идет на сотни миллионов, вопросы синхронизации работы всех транзисторов за такт могут быть той причиной, которая способна на порядки снизить общую частоту работы чипа. Помимо этого все ещё остаются нерешенными проблемы задержки в металлических линиях, диэлектриков, индуктивных наводок и др. Понятно, что имеется некоторое соотношение между рабочей частотой одиночного транзистора и всей логической системой.

В более простых электронных компонентах, сконструированных с учетом этой технологии будет возможно поднять тактовую частоту, например, в коммуникационных чипах до 150ГГц. Это позволит довести скорость передачи данных до сотен гигабит в секунду, что способно сполна удовлетворить требования к элементной базе со стороны систем телевидения высокой четкости, беспроводных локальных и домашних сетей, систем, реализованных на одном чипе и прочего.

Если говорить о центральных процессорах то, скорее всего, можно говорить о повышении в пределах первого десятка гигагерц.

Заключение


Напомню, что в своем коротком вступлении я посетовал на отсутствие динамики роста у всей компьютерной промышленности в целом. Однако это совершенно не означает её смерть. В мировой экономике бывают моменты, когда совокупность доминирующих признаков давит тяжелым грузом и тормозит рост в отраслях, несмотря на огромный потенциал внутри них самих. Это тяжелое время нужно просто пережить. Хотя порой это бывает совсем не просто, уж простите за каламбур.

Не просто говорить и о предстоящей динамике развития, поскольку сегодня она в значительной степени зависит от событий, разворачивающихся сейчас на Ближнем востоке и ожидаемых в связи с этим цен на нефть. И никто из нас, за исключением, пожалуй, небольшой горстки людей из Вашингтона, не знает точно, что ждет мировую экономику в 2003 году. Не способствует стабильности и положение в Венесуэле, одном из ведущих поставщиков нефти. В ситуации с такой неопределенностью прогностические методы заведомо дают значительные ошибки.

Но мне не хотелось бы заканчивать обзор в грустных тонах.

Ушедший год совершенно отчетливо показал нам новые тенденции в отрасли. Проникновение компьютеров во все сферы деятельности человека на протяжении последних нескольких лет привело к тому, что в мире сейчас образовалось достаточно много грамотных специалистов. Изрядно большое число их уже имеют в своем арсенале мощные компьютеры, оснащенные высокопроизводительными центральным и графическим процессорами и работающие под управлением современных операционных систем. И эти люди пока не нуждаются в чем-то лучшем. Кто-то из меркантильных соображений, кто-то из нежелания иметь очередную головную боль, сопровождающую каждую попытку модернизации.

Но если несложной модернизации персонального компьютера всё же не избежать, то следует выделить тот момент, что добавление более мощного графического процессора способно значительно в большей степени и порой за меньшие деньги увеличить производительность всей компьютерной системы, чем замена центрального процессора. И это определяет спрос. Возможно это объясняет то, почему в ушедшем году производящие центральные процессоры компании так вяло демонстрировали свое стремление к удвоению тактовых частот, а компании, завязанные на выпуске графических плат, стремительно поддерживали лидеров графического сектора рынка жадно цепляясь за изрядно подсевших на игры фанатов и людей вечно нуждающихся в комплексных пространственных визуализациях, чей круг, увы, узок.

В тоже время Intel, пожалуй, первой осознанно поняла, что растущий рынок офисных компьютеров и большинство пользователей не предъявляют к графике чрезмерно высоких требований. Вот почему объемы продаж системных плат, основанных на наборах логики с интегрированным графическим ядром, превысили в ушедшем году объемы продаж традиционных наборов, и такая тенденция, поддержанная ATI, VIA, SiS и Nvidia, будет расти ещё какое-то время.

Как долго ещё такое продлится? И сможет ли такой подход вытеснить дискретные графические процессоры с рынка? Ответы на эти вопросы очень не просты и полностью зависят от того, начнут ли производители разрабатывать новую архитектуру наборов логики, базирующуюся на иных чем прежде подходах. Отсутствие сегодня готовых решений в этой сфере полностью развязывает руки создателям новой графики, бегущим, увы, как чёрт от ладана, из графического сектора в надежде найти своё счастье в других местах. Возможно, для кое-кого из них попытка разыграть свою карту в нарождающемся секторе прикладных процессоров принесет удачу.

Предшествующие и ушедшего года технологические наработки не дают нам повода усомниться в действенности закона Мура (или его несложной модификации) по крайней мере ещё в ближайшие несколько лет при условии своевременного внедрения литографического процесса диапазона вакуумного ультрафиолета, и сам этот факт заставляет нас ждать роста частот современных процессоров. Но ожидание ожиданию - рознь. Если за растущие пока в геометрической прогрессии тактовые частоты придется платить по растущим в такой же прогрессии ценам, то такие процессоры станут доступны только избранным. И это не может не учитываться производителями. Вместе с этим все мы не можем упускать из вида и другой факт: предел роста элементов электроники на единице поверхности стал, как никогда, отчетливо виден впереди.

Маркетинговый анализ года также показал, что искушенные в компьютерах пользователи сегодня гораздо охотнее купят новый или второй компьютер, если он облачен в новую форму, нежели в обычном исполнении. И купят его гораздо охотнее, если он может связываться с уже имеющейся техникой нехитрым образом. Вот почему у различных концептуальных решений, таких как планшетные компьютеры, наладонники и прочее есть будущее. И если будут решены ещё остающиеся нерешенные вопросы, такие как распознавание вводимого рукописного текста и голоса, то у этих устройств будет гораздо больше преимуществ перед ноутбуками, ставшими в последние годы символом мобильности.

Одним словом, мы находимся в ситуации предтеча, присутствуя при зарождении неведомого пока нам века новых цифровых технологий вокруг.

Вот на этих оптимистических сентенциях я и завершу свой небольшой обзор. Возможно, кто-то скажет, что я что-то упустил из виду, и будет, несомненно, прав.