Dungeons and Dragons Online. Пять месяцев жизни в MMORPG

Вступление


Я всегда с предубеждением относился к глобальным многопользовательским онлайновым ролевым играм. Чем хороша обычная игра? Чёткая сюжетная линия, возможность сохраниться в любой момент и продолжить завтра. Нет зависимости от других людей, ну а при желании поиграть с кем-то - лезешь сам в многопользовательский режим. С выходом игры Dungeons and Dragons Online по долгу службы принимал участие в beta-тестировании, и надо сказать, магическое притяжение правил и вселенной Dungeons and Dragons сделали своё дело - с начала текущего года был заведён аккаунт и (опять же, по долгу службы) было принято решение написать этакий дневник человека, играющего в MMORPG. Я записывал какие-то свои мысли, какие-то открытия (для себя) - и в итоге получился материал, в заключении которого я постараюсь посмотреть на свой почти полугодовой опыт игры в Dungeons and Dragons Online и высказать свою точку зрения как относительно конкретного проекта, так и игрового жанра в целом. Надеюсь, данная информация послужит пищей для размышления в первую очередь тем, кто ещё не сталкивался с игрой в MMORPG и раздумывает над этим. Ну, а те, кто играет в другие игры такого жанра - может для себя сравнить какие-то аспекты, найти общие черты и отличия между продуктами...

Дневник


06.01 День 1. Коробка с Dungeons and Dragons Online подарена на Новый Год. За окном снег, усеянный обрывками петард, бутылками из-под спиртного и тишина праздничного утра. Игра установлена, клиент запрашивает обновление - около 11 тысяч пунктов! Это часа на три-четыре... Наконец, всё завершилось, быстро прошёл предварительное обучение, выбрал класс персонажа (паладин), раскидал начальные очки по параметрам героя. Купил базовое оружие, разобрался с управлением, выполнил простенькие пробные квесты. Привет, 1-й уровень персонажа!

07.01 День 2. Обучение завершено, приплыл в главную игровую зону - город-порт Stormreach. Народ кучкуется в таверне - здесь не только автоматически улучшается здоровье и мана, но и можно прикупить что-нибудь съестное, ускоряющее ваше восстановление после тяжёлого квеста. Людей маловато в игровой зоне - правы те, кто говорит, что проект Dungeons and Dragons Online находится в полуживом состоянии. Первые квесты прохожу в одиночку. Хорошо ещё, что супруга не оставила в беде - также завела себе аккаунт, и персонажа класса Rogue (наверное, правильным был бы перевод "бродяга", а не слово "вор", используемое многими). Берём квест, пробуем сделать его вдвоём (максимальное число человек в партии - шестеро, в рейдах на высоких уровнях развития - двенадцать). За квесты получаем награду, в подземелье находим деньги. Увы, при игре только вдвоём быстро понимаешь, что умирать приходится очень часто. У квестов есть уровни сложности (соло, нормальный, тяжёлый и элита), они открываются по мере прохождения игроками предыдущих уровней сложности этого самого квеста. За успешное прохождение начисляются очки фавора и, конечно, очки опыта, взращивающие вашего персонажа.



08.01 День 3. Ну вот и вырос до 2-го уровня. Наконец-то надаю по морде тем врагам, к которым раньше не мог подступиться. Есть в игре и сражения между людьми, в специальных зонах, но я туда принципиально не захожу - мне интересна ролевая составляющая и приключения, а не PvP.

12.01 День 7. Прокачивал персонажа, проходил квесты, копил вещи. Вещи улучшают характеристики героя, повышают его защищённость, улучшают атакующий потенциал и т.д. Ох, как же нужна команда! Да, Dungeons and Dragons Online - игра, требующая хороших навыков общения с другими людьми и требовательная к командному игровому процессу. Ну, раз так - создаю свою гильдию. Делаю супругу преемником (прямо как В.В. Путин - Д.А. Медведева). Разговорились во время квеста с некой колдуньей (sorcerer) по имени Klytemnistra. На самом деле это грек, 29 лет, работает ди-джеем на острове Закинтос. Неплохо болтает по-английски. Приняли его в гильдию, теперь нас трое, уже полегче.

14.01 День 9. Вот и получен 3-й уровень. Случайно встретил в игре парня из Новороссийска (играет паладином шестого уровня), говорит, что по специальности кулинар-кондитер. Играют вдвоём с братом за одного персонажа, по очереди. Добавил в гильдию.

15.01 День 10. Вот и пятый член гильдии - 27-летний бельгиец, с персонажем-клириком, ник Arachnea. Много бегает туда-сюда, прямо, как осой ужаленный. "Я всё знаю что делать. Ой, не всё. Ой, я умер, помогите!". Что ж, у каждого свой стиль игры... Вообще странная тенденция, 80% попадавшихся мне людей с персонажем женского пола - в реальности мужчины. Я бы так не смог :)

16.01 День 11. Ещё один, шестой гильдиец - швед (Cemir). Играет слабовато, очень задумчивый. В квесте кто-то обратил внимание, что он отстал от группы. "А где же наш швед? - Ну, он в Швеции, наверное". :) Первое нетривиальное событие - приняли в гильдию пенсионера из Британии - 60 лет дедушке (ник Skylight). Играет женским персонажем, я уже этому не удивляюсь. Игрок толковый, подземелья, похоже, знает наизусть, не удивлюсь, если карту срисовал и по ней ходит. Также присоединился некий Kavi (про себя почему-то молчит). Сердитый, любит, чтобы никто не "тормозил" и играл близко к идеалу. Грек ди-джей в личных сообщениях предлагает "отцеплять" слабых игроков. Я в корне не согласен. Это же люди живые, тоже играть хотят, так что принимаем всех! Тем временем в нашей гильдии уже восемь человек...

17.01 День 12. Накопил вагон вещей, пора продавать. Научился посылать письма по внутри игровой почте. Открыл для себя аукцион - место, где покупаешь нужные вещи и продаёшь свои ненужные. Пока что вижу, что деньги мне не особо нужны, поскольку всё ценное для себя я нахожу в квестах. Несмотря на то, что в одиночку длинные квесты ходить очень опасно, но это, тем не менее, ужасно интересно - некуда торопиться, потихоньку изучаешь подземелье, при этом пытаешься выжить в жарких схватках. Очень сильно развивает мастерство. Получен 4-й уровень паладина, а с ним - доступ к первым заклинаниям (в первую очередь - лечение). А в гильдии пополнение - два человека. Один в онлайне - спрашиваю, привет, кто тебя пригласил в гильдию? Говорит, что он из Великобритании, про гильдии ничего не знает, и как он тут очутился - тем более. Поспрашивал остальных гильдийцев. Они не знают, как он к нам попал - дескать, не приглашали. Или кто-то обманывает, или я вообще ничего не понимаю :) Естественно, человека оставили, играет он слабенько, но мы дружелюбные - это основное кредо нашей гильдии. Что ж, теперь нас десять человек, кто бы мог подумать, что столько соберём за неделю...

18.01 День 13. Пройдя определённую линейку квестов, смог свободно заходить на торговую площадь. Там-то впервые и понял, для чего в игре нужны деньги. Пригляделся к аукционам, стал использовать их более предметно. Купил по дешёвке хороший меч и арбалет, играть в квестах (в первую очередь - выживать) стало попроще. Новороссиец сам ушёл из гильдии, оставив сообщение "Hell vsem". Мда, вот такие порой попадаются люди, хотя сделаем скидку на юный возраст...

19.01 День 14. Продолжение негативных эмоций - зашёл в игру, а мне пришло письмо по внутри игровой почте от нашего грека: "извини, решил уйти в гильдию к своим друзьям-грекам, вот тебе в аттаче подарок (хороший и дорогой меч), не поминай лихом". Вроде сначала огорчился, но через несколько часов грек появился в онлайне, и мы пошли с ним вместе в квесты как ни в чём не бывало. В общем, мир и дружба, как и прежде.
Пошли более сложные квесты и столкнулся с ещё одним открытием - оружие и предметы изнашиваются, а некоторые монстры вообще очень быстро их разбивают. После починки вещь может получить перманентное повреждение и потерять определённый запас прочности. Обидно! Есть и положительные эмоции - набор определённого числа очков известности у дома Coin Lords (т.н. очки фавора) принёс дополнительную закладку (20 слотов) в инвентаре. Попробовал воспользоваться аукционом для продажи двуручного меча +1, сам поставил ставку на двуручный меч +2 и тяжёлый щит +2.

20.01 День 15. Вот и результаты аукциона: купил обе вещи, что хотел, причём очень дёшево. Двуручный меч +2 можно тут же продать у торговца, заработав лишние 300 золотых. А вот свой меч +1 продать не смог. Не сдаюсь, поставил семь вещей по цене адекватной стартовой ставки (подороже, чем могу продать у торговца, и с нормальной ценой выкупа). В магазинах сбрасываю мелочёвку, к которой на аукционе обычно - ноль внимания.
Столкнулся с интригами и разобщённостью - один гильдиец набрал партию по объявлению, и предложил мне присоединиться, но в то же время отказался приглашать ещё одного нашего гильдийца. Это очень плохо, так мы каши не сварим. Тем временем достиг 5-го уровня паладина. Кое-какие игровые локации стали неактуальны, поскольку рассчитаны на более слабых персонажей.

23.01 День 18. Аукционы, как выяснилось, важнейший элемент игры: прикупил нужную вещь - играть стало легче. Посему следует определить, какие максимально эффективные предметы и оружие может носить и использовать персонаж, после чего попробовать составить долгосрочный план укомплектования вашего героя такими предметами. План нужен, так как повышать одну из основных характеристик героя можно только одной вещью, а если таковых две - эффект не суммируется.
Интересное событие - наш грек решил уйти от своих друзей-греков и вновь присоединиться к нашей гильдии.
Чем дальше в игру, тем больше встречается квестов только для партии (и их практически невозможно пройти одному). Трое гильдийцев создали себе по второму, альтернативному персонажу, и начали их "прокачивать". Я же упрямо ращу своего паладина, ибо знаю этот класс в D&D очень хорошо.
Сложные квесты, вообще, делают игру интересной. Порой наш друг грек ноет: ну давайте уже бросим и выйдем, но в общекомандном решении сложностей - сама соль игры! Так что терпи друг, и думай, как пройти тот или иной участок, сохранив жизнь себе и своим товарищам...

26.01 День 21. Вот и достигнут 6-й уровень. Увы, чем дальше в лес, тем активнее идёт разделение в игровом процессе: "прокачка" персонажа - это отдельная тема, а вот игра в удовольствие - совершенно другая. Чтобы получить действительно много очков опыта - обычно нужна полная партия в 6 человек. Ну, а если много народа (да ещё неопытного) - то тут вам и неслаженные действия, и беготня, и хаос, и спешка. Лично мне комфортнее всего играть втроем, максимум - вчетвером. Если партия из шестерых, - то только хорошо знакомых друзей, или же профессионалов, отдающих предпочтение чёткой командной игре.
"Слежу за посещаемостью": шведа нет в онлайне уже 6 дней, пенсионера из Англии - 5 дней. Тем временем потихоньку начинаю переходить с предметов, повышающих основные параметры персонажа на единицу, на предметы, повышающие эти параметры уже на 2.

29.01 День 24. Наш пенсионер из Англии после недельного отсутствия пропал из гильдии. Скорее всего, сам ушёл, в английском стиле, не прощаясь... Теперь у нас восемь игроков, управляющих одиннадцатью персонажами (естественно, в онлайне человек может управлять только одним из своих "питомцев", созданных на одном аккаунте).

03.02 День 29. Впервые столкнулся с Dragonshard'ами. Это специальные камни, позволяющие сменить Feat (специальный навык). Если вы вдруг ошиблись при развитии персонажа и хотите сменить какой-то специфический навык - вам потребуется как раз такой вот камушек, определённое количество денег и диалог со специальным NPC.

04.02 День 30. Критически важно общаться с друзьями-гильдийцами в IM-сетях, чтобы заранее планировать общие квесты. С нашим греком начал болтать посредством MSN. Тем временем он (грек) притащил в гильдию своего друга, как говорит - вытащил за уши из World of Warcraft. Денег на виртуальном счёте уже 100.000 золотых. Интересно, когда заработаю первый миллион?

06.02 День 32. Чуть не заработал пару седых волос - увидел товар ценой в 273 золотых, на автомате кликнул два раза и с ужасом увидел, что поставил 23 тысячи золотых! Как так получилось - неясно, вещь явно не стоит этих денег, написал в техническую поддержку, ответа не пришло, но через несколько часов деньги вернулись на мой счёт. Уж не знаю, что это было, хорошо что кончилось благополучно. Похоже, швед решил закончить играть, удалили его из гильдии. Удалили и упорно отмалчивавшегося и не шедшего на контакт ещё одного, непонятно кем приглашённого гильдийца.

07.02 День 33. Получил седьмой уровень паладина. Ничего особенного - прибавили здоровья и маны, да распределил 4 очка по навыкам. Не густо... Основной же плюс - смогу теперь использовать вещи, которые ограничены для использования персонажами седьмого и выше уровней.
Тем временем игра получила долгожданное масштабное обновление - интегрирован модуль 6. Основные нововведения - места отдыха в подземельях теперь можно использовать повторно на уровнях сложности Solo и Normal (правда, не сразу, а через определённые промежутки времени). Ещё одна ложка бальзама на душу - за смерть в подземелье теперь не снимают очки опыта, а лишь повреждают вещи на герое (после выхода из подземелья можно осуществлять починку).
В гильдии пополнение - пригласил клирика 5-го уровня, сорокалетний мужчина из Великобритании. Играет женским персонажем, но я, впрочем, уже не удивляюсь. Оказывается, он играл с нашим греком, говорит, что тот очень быстро умирает :) Теперь в гильдии снова восемь человек, играющих одиннадцатью персонажами.

10.02 День 36. А наш первый британец (который не знал, как он попал в гильдию) - оказывается, уже трижды дед, на пенсию уходит в марте. Ему 62 года, секьюрити в Бирмингемском аэропорту! Вот какие случаются открытия...
Тем временем на аукцион вывалился безумный человек, рушит рынок, начальную цену на вещи устанавливает на уровне сотни золотых, и около аукциона теперь настоящие толпы!


Жалко смотреть на людей, зашедших поиграть - бегает человек по локации и скулит - народ, может, уже пойдём в квесты? Какие квесты, брат, тут халява! :) Тем временем по локации бегает персонаж, босая эльфийка. Сжалился, подарил ей неплохие сапоги. Прошло ещё несколько часов - вижу её же, опять босую. Тут до меня дошло, что я, пожалуй, сто сорок пятый дурень, который ей сапоги подарил :) Ну что ж, даже в виртуальном мире каждый выживает как умеет...

12.02 День 38. Смысл аукциона - не просто купить хорошую вещь, а купить хорошую вещь недорого. Первично именно купить недорого, а позиция получить именно эту вещь "во что бы то ни стало, и прямо сейчас" - глупа, и на неё как раз рассчитывают те, кто ставит вещи подороже. Я сам ставлю вещи с обязательным указанием цены выкупа (щадящей), чтобы человек при желании (вещь понравилась) спокойно купил её без нервотрёпок. Живой пример глупого подхода: я участвовал в торгах за выкуп хорошего мифрильного щита, вовремя остановился, и увидел, как щит ушёл за 28 тысяч золотых. Буквально через пару дней игры я спокойно приобрел такой щит на аукционе за 10 тысяч золотых. Для моего уровня - чтобы получить эти 18 тысяч золота - надо сделать примерно 10 квестов по часу-полтора (или около трёх дней игры). Вообще, обладание хорошей вещью - не так уж критично. Играть можно и без неё, хотя она, без сомнения, немного упрощает прохождение квеста, но не стоит ради неё выбрасывать на ветер три дня напряжённой игры. Тем более, что на сэкономленные деньги можно приобрести другие, полезные в прочих областях предметы. И ещё. Если тебе вещь не нужна - не будь скрягой, не торгуйся ради спекулянства. Дай другому купить, пусть даже он будет спекулянт, но твоя совесть будет чиста...

13.02 День 39. В гильдии появился третий грек, воин, раса warforged. Говорит, что сам из Афин, посмотрим, что из себя представляет, как командный игрок...

14.02 День 40. В гильдии появился персонаж по имени Egor, класс - клирик. Я-то думал, что это русский пользователь, имя-то наше, Егор, - и завязал беседу. Оказалось - англичанин, 14 лет. Смешной - говорит, что "папа не разрешает давать e-mail чужим дядям, и заводить IM-клиент". Папа, видимо, продвинутый в компьютерной сфере :) Тем временем уже долго нет нашего бельгийца. Грек (ди-джей) говорит, что тот переключился на Lord of the Rings, а Dungeons and Dragons Online, похоже, забросит.

15.02 День 41. Грек собственноручно удалил своего друга, видимо, тот посмотрел игру, посмотрел, да и бросил - неинтересно ему. Также удалили давно не появляющегося игрока, управляющего персонажами Kavi и Kavia - так и не узнали кто он и откуда - всегда держался от нас на расстоянии. Поле "чисток" снова в гильдии восемь человек (десять персонажей).

17.02 День 43. На виртуальных просторах отловил персонажа-гнома с выдающимся ником "Мастерок Самоделкин". Нет нужды даже спрашивать, русский ли он :). Оказалось, что не только русский, но ещё и москвич. Долго болтали с ним, играть стало намного интереснее. Теперь нас трое русских, хотя наш гном отстаёт в развитии персонажа, всё равно, надеемся, что скоро догонит нас...

21.02 День 47. Прошёл в одиночку квест 6 уровня. Куча огненных мефитов, земных и огненных элементалей... В общем, еле выжил. Играть очень интересно, никакой суеты, характерной для партий в шесть человек. Впервые понял, как важна защита от стихий огня, холода, электричества, кислоты, звуковых волн. Или закупаться Energy Resistance вещами, или брать заклинания защиты (хорошо ещё, что они есть у паладина!).

24.02 День 50. Получил 8-ой уровень паладина. Как и прежде, в первую очередь оценил доступ к использованию новых вещей (на этот раз - доспехи и оружие).

25.02 День 51. Квест Gladewatch Defense запомнится надолго! В команде - трое нас (гильдийцев) и трое немцев, взятых по объявлению. Целых 20 минут интенсивного непрекращающегося сражения у стен замка, адреналин бьёт ключом - попробуй, пропусти врага - квест будет провален! Колоссальное удовлетворение от слаженных действий и финальной победы. Три паладина охраняли ворота, стоя плечом к плечу, клирик и бард сторожили заднюю дверь, а волшебник периодически насылал на волны атакующих врагов различные катаклизмы.

02.03 День 57. В общем чате некто Sonicstream опечаталась, написав по-русски слово. Тут же написал личное сообщение, разговорились. Приняли в команду - бард 7 уровня, четвёртый русский игрок в гильдии. Ходили очень сложный (для нашего уровня) квест Redwillow Ruins, там действительно нужны все шесть человек в партии. Впервые создал LFM-группу (Looking For Members) с комментарием "только командные игроки, пожалуйста", и за одну минуту попросилось целых пять человек, из которых отобрал четырёх. В общем-то, получил то, что просил - все были толковые ребята, отлично прошли квест, никто не умирал, не "тормозил". Уверен, что многие по итогам квеста занесли друг друга в списки друзей.

05.03 День 60. После совместного прохождения квеста - в гильдию добавился новый игрок, 35-летний мужчина из Германии. Говорит, что ему нравятся принципы нашей игры - медленно и вдумчиво проходить квесты. Тем временем, бельгиец, похоже, действительно ушёл из игры насовсем, и мы решили его удалить из гильдии...

07.03 День 62. Готовятся мероприятия в честь двухлетия проекта Dungeons and Dragons Online. В общих локациях появляются странные знаки, появились NPC, телепортирующие вас по желанию в другие локации. На главной торговой площади начали появляться враги-бесы, временами открываются порталы, из которых лезет всякая чертовщина. Игроки средних и низких уровней перемещаются только благодаря телепортам, иначе можно и погибнуть. В определённое время открывается воронка на небе, оттуда вылезают демоны очень высоких уровней, народ собирается толпами и пытается отражать нападение.



Вот уж веселья час... Да, и ещё - главный шатёр торговцев уничтожен, а все они переместились в одну из близлежащих таверн.

9.03 День 64. Добавили в гильдию ещё одного человека - 38 лет, трое детей, немец - работает преподавателем в институте. Осмотрел состав гильдии, заметил ник грека ди-джея (Клитемнестра) и тут же отметил "хм, как интересно, жена Агамемнона". Очень интересный собеседник, поведал, что его брат - разработчик ролевых игр.
Тем временем достигнут девятый уровень паладина. Вот так, потихоньку, подбираемся к квестам высокого уровня.

11.03 День 66. В гильдии пополнение русскоязычной диаспоры: наша Sonicstream привела парочку русских игроков, правда, их уровень невелик (второй и пятый), но это вопрос времени, надеюсь...

13.03 День 68. Насколько всё-таки важно загодя закупать вещи, улучшающие характеристики, а также броню и оружие! Вот ты вырос до следующего уровня, и начинаешь искать по аукциону и квестам эти вещи. Пока все нашёл - бац, уже следующий уровень. А тот, кто "готовит сани летом" - после получения уровня сразу же надевает на себя запасливо припрятанное обмундирование, облачается в повышающие характеристики вещи, берёт в руки набор максимально доступного оружия... В итоге получение нового уровня - сопровождается не только обычными бонусами ролевого роста, но и второстепенными (вещами), которые незамедлительно повышают жизнестойкость героя, его боевую мощь - а значит, существенно упрощают игровой процесс. Причём оцените это не только вы один, но и ваши компаньоны, для которых вы станете ещё более полезным участником боевой группы...

16.03 День 71. Приняли в гильдию нового человека, снова русский, 28 лет, из Питера. Хороший "танк", играет нормально, по-английски изъясняется уверенно. С приходом большого числа русских возникла проблема при общении - наши нет-нет, да и сваливаются на родную речь, а иностранцы морщатся, просят писать по-английски. Попробовали пройти новый квест, посвящённый отражению атак демонов - еле прошли его с третьего раза, монстры там попадаются 10 и 12 уровня. И это квест для игроков 6 уровня! Похоже, с уровнем сложности тут напутали...

23.03 День 78. Серьёзные изменения в составе гильдии - приняли ещё одного русского из Москвы, клирика. Приняли голландца-туриста, которому уже под 40 (говорит, что планирует в конце года отправиться в длительное путешествие). Добавился в гильдию ещё один русский, первого уровня, из Челябинска - говорит, решил попробовать игру на триальной версии. В итоге это было самое короткое пребывание в нашей команде - через полдня он исчез, скорее всего, игра ему чем-то не понравилась. Отцепили грека из Афин - уже пять недель не играет, а если не предупреждают люди о долгосрочном отсутствии, то, скорее всего, это значит, что игра заброшена ими основательно.

27.03 День 82. Вот и десятый уровень паладина, а значит - новое оружие, и станет полегче играть. Наш первый немец - тот ещё торопыга, совсем не читает командный чат, в итоге убежал вперёд, попался в клетку с мефитами, и каким-то чужом выжил. Говорит - "ну да, я глупый, но видите - зато удачливый". Буквально через 5 минут напортачил снова: "ой, я думал, что это ВЫ дверь открыли"... И смех, и грех.

06.04 День 92. Играть удаётся всё реже, постучала весна в окна, сидеть за компьютером неохота, сердце рвётся на улицу. Рост персонажа приостановился. Приняли в гильдию "Штирлица" - второй персонаж питерского игрока. Забавный случай - торговался на аукционе за меч, увидел, что персонаж с ником Sidor бегает к почте после каждой моей ставки и снимает денежки. Написал ему личное сообщение - "привет, что, так нужен тебе этот меч?". Говорит "да, нужен", я ему - "ну, тогда бери, не буду мешать тебе" и вышел из игры. Потом зашёл, увидел пришедшее по почте письмо - "спасибо, друг, никогда не видел, чтобы так поступали в игре".

08.04 День 94. Случайно приняли ещё одного русского персонажа - Lorielle. Набрали по объявлению партию, начали общаться на английском. Между делом я поинтересовался - почему до сих пор не в гильдии? После квеста предложил вступить. Ну и только после вступления в гильдию вскрылось, что игрок-то - русская девушка из Новосибирска. Кстати, интересный момент - все игроки женского пола в нашей гильдии - замужние...
Тем временем наш первый грек (ди-джей) отписал в MSN, что не хочет больше играть в Dungeons and Dragons Online. Печально, но что поделать - отцепили его. Тем временем наш британский пенсионер говорит, что ему нужна помощь в прохождении квестов, и ему скучно одному. Это плохо - гильдия вроде как есть, но каждый продолжает жить и играть сам по себе. Похоже, надо делать web-сайт гильдии с гостевой книгой...



12.04 День 98. Приняли в гильдию пару бельгийцев-дварфов, играют только вместе (видимо, и по жизни два неразлучных друга). По первому впечатлению - достаточно эгоистичные ребята, в первую очередь ждут помощи от гильдии и выгод для себя, а сами - помогать особым желанием не горят. Надеюсь, со временем у них проснётся чувство взаимовыручки. Итого в гильдии уже семнадцать человек и восемнадцать персонажей.

14.04 День 100. Юбилейный, сотый день игры - выдался очень тяжёлым. Сначала прошли третью часть сложной квестовой линейки - пришлось один раз умереть и выходить из подземелья (получив неприятный штраф, отнявший премиальные очки опыта). Но в итоге битва с бехолдерами и гигантами была выиграна, благодаря тому, что ряд игроков неплохо знали квест и подстраховывали друг друга. А вот четвёртая часть проходилась в ином составе, причём в середине игры внезапно ушла наша Sonicstream (такое часто бывает в MMORPG - порой дела из реальной жизни отрывают от монитора). Героическими (иначе просто не назовёшь) усилиями смогли в ослабленном составе додавить врагов на текущей локации. Одно только часовое бегание по кругу с тремя монстрами высокого уровня чего стоит - все руки занемели, а права на ошибку нет - два-три удара врага и прощай надежда на победу. Но в итоге, когда весь квест был пройден и надо было лишь быстро выбежать из разрушавшегося здания - доверились человеку, который, вроде, знал что делать и излучал уверенность, взяв роль поводыря. В итоге, когда до финиша было рукой подать, он засуетился, начал бегать туда-сюда и в итоге угробил нас всех, пятерых человек, после чего со стыда вывалился в оффлайн. Три часа героических усилий отправились в помойку, хотя, конечно, полученный игровой опыт всё равно бесценен. Мораль - ищите нормальных проводников, играйте с теми, кого хорошо знаете, и всё у вас получится. В очередной раз понял ценность такого института как гильдия.

16.04 День 102. Ну что ж, опасения по поводу эгоистичных бельгийцев оправдались - Sonicstream сказала, что они ушли из гильдии - захотели создать свою. При этом хотят остаться друзьями и время от времени играть вместе.

18.04 День 104. Попробовал продать пару вещей не на аукционе игры, а в официальном форуме на сайте Dungeons and Dragons Online. К удивлению - поднялось обсуждение на 3 страницы! Кто-то говорит, что я не продам такие вещи никогда, другие начали оскорблять этих людей, вопрошая - а какое, собственно, их дело? Попытался успокоить всех, в конце концов, это специализированный форум как раз для продажи вещей, по-моему, комментарии там вообще не нужны: хочешь - покупай, не хочешь - молчи...

24.04 День 110. Вот и одиннадцатый уровень паладина. Народ наделал себе альтернативных персонажей, а один наш русский игрок - попросил удалить его из гильдии, и зашёл в неё своим новым персонажем, воином седьмого уровня. И так времени нет играть при нашей загруженной жизни, какой смысл одни и те же квесты заново проходить другим персонажем - пока не совсем понимаю...



26.04 День 112. Играли квест из четырёх частей, четверо гильдийцев и пятый - колдун Selyna по объявлению. Прошли два квеста, решили пройти остальные два на следующий день. Selyna, оказавшийся 23-летним словенцем, расстроился, что не успели всё за один день. Но в итоге на следующий день удалось снова собраться вместе и доделать эти оставшиеся два квеста. Оценив отношения внутри гильдии и наш стиль игры, словенец перешёл к нам (до этого играл в другой гильдии). Получается, первый трансфер игрока в нашей истории!

01.05 День 117. Что-то редко наш народ заходит играть, решил пополнить гильдию и пошёл "убалтывать" свободных (не входящих в другие гильдии) персонажей. В итоге пополнил ряды испанцем и индонезийцем. Между делом пришло и двое русских: Lorielle привела родного брата, а в набранной по объявлению партии с иностранцами - случайно забыл переключить раскладку, и в итоге гильдия пополнилась вором по имени Dexten :).
В этот же день вечером играли сложный квест, где все умерли по 2-3 раза, но в итоге прошли его благодаря взятому по объявлению персонажу Ailar (итальянец, волшебник, неплохо управляющийся со скелетами, но явно скучающий без хорошей компании). В итоге уболтали его перейти к нам в гильдию.

03.05 День 119. В продолжение темы о продажах через форум. Одна добрая тётя из Англии (у неё уже десяток собственных персонажей, "прокачанных" до максимального уровня) подарила мифрильную броню, за которой я гонялся 2 месяца и не мог себе позволить по деньгам. Основное преимущество хороших вещей - легче проходить игру, меньше смертей, как следствие - больше позитивных и меньше негативных эмоций. Пообещал, что буду так же дарить вещи другим игрокам, которые не могут себе их пока позволить... В утреннем квесте пополнили гильдию ещё одним членом - 28-летним британцем из Лондона. В общем, игроки - как вино - только по прошествии определённого времени можно понять, что будет - элитный напиток или уксус... Так что брать надо всех, а время покажет, кто командный игрок, и кому интересы гильдии важнее собственных. Даже в MMORPG есть понятие самопожертвования.

05.05 День 121. Пара слов о лидерстве. Лидер должен чётко знать, что он хочет. Цель ставится изначально, и она - главный ориентир, вокруг этой цели консолидируются усилия тех, кто набирается в партию. Если выбрал квест, и уровень сложности, и чётко знаешь что и как (или, наоборот, не знаешь) - только тогда набирай партию, а всю дополнительную информацию честно указывай в комментариях на объявление о наборе группы. Метания туда-сюда и переигрывания начальных условий - удручают, и ухудшают реноме как твоё лично, так и всей гильдии. Сегодня после таких метаний со стороны взявшего на себя роль лидера одного из членов нашей гильдии - из неё ушёл другой игрок, недавно присоединившийся испанец. Видимо, решил, что такой детский сад и хаос - наша визитная карточка...

06.05 День 122. Утренний квест в Некрополисе, еле нашёл последний рычаг, и убил босса в одиночку за 2 минуты до отключения игрового сервера на профилактику. Оттащил всех погибших в воскрешающий пул, они успели сгонять за наградой в сундуках и тут же сервер отрубили. Жутко пронесло! :) Один из этой партии, немец, Dagran, видимо, был впечатлён настолько, что добавился в гильдию :) Я честно сказал, что есть и немецике гильдии в игре, так что он, может, хочет присоединиться к землякам? На что получил ответ - слушай, я с этими земляками каждый день вижусь, ещё в игре мне их не хватало... :) Индонезиец тем временем добавил нам своего третьего персонажа - варвара.

08.05 День 125. Ну вот, стал паладином 12 уровня (впрочем, достиг-то этой планки раньше, просто специально не поднимал ради получения большего количества очков опыта в средних квестах). Ещё один опыт, на этот раз - общения в форумах игры: в разделе рекомендаций для улучшения игры попросил реализацию, исключающую снайперов - людей, с секундомером засекающих время окончания аукциона и потом выкупающих вещь из-под носа у обычных игроков. Поднялась целая буча, с оскорблениями друг друга. И это люди среднего возраста, европейцы... Ещё говорят, что русские - некультурные. Ничего подобного, некоторые европейцы, прячущиеся за никами в Интернет, раскрепощаются так, что позволяют себе выливать вагоны словесных помоев друг на друга... И хорошо видно, как отстаивается эгоистичный взгляд на вещи, второстепенность общечеловеческих ценностей. Главное кредо - "мне хорошо, а на остальных мне плевать". Чтобы я ещё вылезал на форуме что-то обсуждать - дудки.

10.05 День 127. Добавили ещё одного русского, москвич, играет рейнджером. Итого у нас уже двенадцать русских игроков в гильдии из двадцати трёх. Больше половины!



13.05 День 130. Добавили в гильдию третьего персонажа игрока из Санкт-Петербурга. Добавили в гильдию ещё пару новых русских игроков (один из Питера, другой - из Северодвинска). Из гильдии исчез недавно принятый британец - наверное, сам ушёл, или же персонажа удалил с сервера.

18.05 День 135. Ещё один москвич в гильдии. Русская популяция стремительно увеличивается. Всё дело в том, что, выдав офицерские звания игрокам, я разрешаю им самим добавлять в гильдию новых членов. Ну, а что такое десяток русских, ищущих таких же русских - объяснять не надо. Рыбак рыбака видит издалека...

23.05 День 140. Ещё одна ситуация из разряда "смех сквозь слёзы". Огненная ловушка в квесте Scoundrel's run. Все упорно пытались её пробежать, умирали, грустнели, мораль падала. Но пришёл наш русский из Черногорска, приговаривая "щас-щас всё будет" и умер дважды. В ход незамедлительно пошли шутки, настроение поднялось, в итоге квест прошли, но об очках опыта, естественно, можно забыть. Подарил нашему немцу-клирику топор, палицу и камень +60 к мане. У того - настоящий восторг, хотел отблагодарить хоть как-то, значит - не жадный, не ошиблись мы с ним. Как мало нужно человеку для счастья!

06.06 День 154. Пятый месяц игры в Dungeons and Dragons Online. Достигнут 13 уровень паладина. Всё-таки буду заводить второго персонажа. Да, придётся заново проходить квесты, но зато персонаж будет спланирован заранее, да и опыт игры подсказывает, какие параметры и навыки следует развивать. Плюс, конечно, тем, кто заработал 1750 очков фавора - дают возможность "раскидать" по основным параметрам персонажа (сила, ловкость и т.д.) в самом начале 32 очка, а не 28. Весомая прибавка, что и говорить. Начинаю собирать нужные вещи для развития нового персонажа - благо теперь-то с виртуальными деньгами проблем нет...

Заключение


Вряд ли от вас ускользнула монотонность повествования и периодические повторения в тексте одних и тех же событий. Так и есть - рано или поздно глобальные многопользовательские ролевые игры начинают утомлять однообразием, и интерес к ним пропадает. Так что следует часто отдыхать, чтобы сохранить интерес подольше - по принципу "из-за стола лучше вставать с лёгким чувством голода". Это пойдёт и на пользу здоровью - долго сидеть за компьютером вредно для глаз и организма. А там, глядишь, разработчики подкинут в игру новый контент вместе с очередным обновлением или адд-оном. Играть помногу, а также пытаться быстро "прокачивать" персонажа - по-моему, глупо, поскольку убивается интерес к игре. Вы получите не отыгрывание приключений, открытие загадок, решение головоломок, а бредовую беготню за очками опыта и вещами.

Критично набирать в команду единомышленников, людей, которые близки вам по игровому стилю, по духу, по убеждениям. Очень часто я ловил себя на мысли, что лучше вообще не играть, чем играть в команде с каким-то мало адекватными пользователями. Таким образом, очевидно, что вступление в ряды гильдии единомышленников (или создание своей собственной гильдии) - необходимый аспект игры. К сожалению, тем, кто привык играть в одиночку, MMORPG мало подходят - здесь приходится часто общаться, и часто действовать в интересах команды, а не в своих собственных. Так что в данном аспекте MMORPG напоминает известную притчу о братьях и пучке хвороста, когда поодиночке прутики ломаются легко, а вместе они - сила...


В общем, если MMORPG начинает существенно отъедать у вас свободное время, заставлять отказываться от полезных привычек (пробежек по утрам, зарядки, чтения книг, приготовления еды и т.п.), сокращать время общения с детьми и друзьями - то стоит призадуматься. Любая компьютерная игра не должна вас порабощать, диктовать вам свои условия. Вы должны играть в свободное время и в удовольствие. Если же вы заметите, что начинаете чрезмерно увлекаться, выпадая из реальности и игнорируя ежедневные заботы реальной жизни - то пора серьёзно призадуматься и, возможно, сделать перерыв на неделю-другую. Не исключено, что какие-то игроки столкнутся с самой настоящей "ломкой", как у наркоманов. Это позволяет снова повторить главный постулат - играйте понемногу, поскольку нездоровый фанатизм может лишить вас как удовольствия от прохождения квестов, так и бесценного здоровья...