Операция "Багратион". На войне - как на войне

Жанр: стратегия с элементами тактики
Дата выхода: декабрь 2008 года
Разработчик: Wargaming.net
Издатель в России: "Новый Диск"

Вступление




Благодаря серии успешных операций к лету 1944 года Красной армии удалось вернуть Ленинградскую и Калининскую области, часть Белоруссии, почти всю Украину, Крым и вступить на территорию Молдавии и Румынии, что позволило Ставке Верховного главнокомандования приступить к проведению наступательной операции по освобождению БССР и уничтожению группы армий "Центр".

План операции, получившей название "Багратион" в честь знаменитого полководца, был смелым и тактически выверенным. Войска должны были разгромить главные силы группы армий "Центр" мощными ударами по флангам Белорусского выступа, в кратчайшие сроки окружить и уничтожить немецкие группировки в районах Витебска и Бобруйска и двигаться к Минску, смыкая кольцо вокруг 4-й немецкой армии. Предполагалось, что успех операции приведет к освобождению всей территории Белоруссии, отбросит фашистов на запад от Смоленска, позволит в результате выхода к побережью Балтийского моря рассечь фронт немецких войск и создать угрозу окружения группе армий "Север" в Прибалтике.

С советской стороны в операции "Багратион" участвовали 2331700 человек, 5200 танков и САУ, 5327 самолетов. С немецкой стороны - 800000 человек, 900 танков и САУ, 1350 самолетов. Общая численность потерь составила: с советской стороны 178507 человек, а с немецкой - 399096 человек. Судьбоносная операция, предопределившая исход войны, началась 23 июня 1944 года, три года спустя после начала Великой Отечественной войны...

Системные требования:

Операционная система Windows XP (с SP2 и старше) / Windows Vista (с SP1 и старше)
Процессор Pentium 4 с частотой 3,0 ГГц или аналогичный Athlon 64
1 Гбайт оперативной памяти
4 Гбайта свободного места на жёстком диске
Видеокарта уровня GeForce 7600GS или Radeon HD2600XT с памятью 256 Mбайт, совместимая с DirectX 9.0c
Звуковое устройство, совместимое с DirectX 9.0с
DirectX 9.0с (есть на диске с игрой)
Устройство для чтения DVD-дисков


Описание


Игра начинается красочной заставкой на базе кинохроники времён Второй Мировой войны. Голос за кадром комментирует развитие событий, и плавно подводит нас к основной теме игры - операции "Багратион".


Раздел настроек главного меню позволяет гибко отрегулировать графические параметры. Качество моделей, текстур, шейдеров; трава, следы, отражения в воде, эффекты солнца, качество "физики" - в общем, продвинутым ценителям виртуальных красот есть где развернуться. Ну, а тем, кто боится лишний раз включить или выключить что-нибудь не то, предлагаются на выбор три стандартных профиля настроек (высокое, среднее и низкое). Настройки звука в общем, стандартные (подавляющее большинство опций - это регулирование громкости эффектов, музыки, и т.п.).

Пункт меню "Обучение" позволяет окунуться в управление вашими войсками. С первых же минут обучающей миссии становится ясно: слова о попытке создать массовый продукт - не пустой звук. Разработчики действительно постарались по максимуму упростить всё, что можно. Но "point and click" ("навёл и кликнул мышкой") реализацию стратегии с элементами тактики воплотить в жизнь практически невозможно. Поэтому главной задачей стало создание интуитивно-понятного управления. Левая кнопка мыши - выбор войск и действий, правая кнопка мыши - исполнение действий (атака врага, перемещение по местности и т.п.). Кроме того, часто используются Shift (удерживается при объединении отрядов), C ("режим кино") и кнопка Pause (пауза в игре). Действия разворачиваются в режиме реального времени, но в любой момент вы можете нажать паузу и выдать текущие распоряжения всем вашим отрядам.

Нам предлагаются две кампании - за советские войска и за вермахт. Кампания за немцев становится доступна после прохождения трёх миссий за РККА.


Перед началом миссии вас ожидает небольшая заставка, приоткрывающая завесу над исторической подоплёкой предстоящих событий.



Игровой процесс

Итак, что же представляет собой игровой процесс в Операции "Багратион"? Первым делом перед вами ставят боевую задачу (хотя это выглядит скорее как историческая справка, а не диспозиция перед предстоящей операцией).


Тогда же вы выбираете уровень сложности: низкий, средний или высокий. Я обычно играл на среднем. Отличия в уровнях сложности - значительные (подробности узнаете чуть позже). И то, что вы можете в рамках прохождения кампании выбирать уровень сложности перед каждой миссией - весьма оправданный подход.

Никаких баз и заводов, выпускающих технику, как в классических стратегиях в режиме реального времени, вы не увидите. У вас под началом - несколько выданных командованием отрядов, и именно они будут пытаться решить поставленную задачу. При этом у вас (в общем случае) имеется возможность получить подкрепления. Их или выдают в качестве "подарка" (по сценарию), или же вы используете специальные резервные очки. В большинстве случаев в процессе прохождения миссии у вас имеется некий запас резервных очков. На индикаторе в правом верхнем углу вы видите две цифры. Нижняя - это общий резерв очков на миссию. Верхняя - текущий "операционный" запас, который немедленно можно воплотить в реальное войсковое подразделение и бросить его в сражение. Очки из общего резерва понемногу перетекают в операционный (по принципу песочных часов). Бывают ситуации, когда в жаркой схватке вы с нетерпением ждёте недостающих очков, требующихся для вызова, скажем, танковой роты в качестве столь необходимого подкрепления...


Далее, вы столкнётесь с таким понятием, как ключевой пункт. Некоторые важные объекты (населённые пункты, стратегические высоты, понтонные переправы и т.п.) являются теми самыми целями, за которые идёт сражение. Если враг владеет ключевым пунктом - он отмечен красным индикатором. Как только ваши войска входят в зону данной цели - индикатор начинает постепенно приобретать светло-серый оттенок (нейтральный статус). Ну, а после того, как в зоне остаются только ваши войска - индикатор начинает приобретать голубой цвет.


После захвата ключевого пункта разработчики могут вас как-то поощрить - например, выдать внеплановое подкрепление или пополнить баланс резервных очков.

Помимо приобретения отрядов подкреплений, иногда вы можете истратить бонусные очки на специальные виды атак вражеских отрядов. Например, на артобстрел дальнобойной артиллерией определённого квадрата...


Или на вызов штурмовой авиации...


Правда, в случае вызова поддержки с воздуха - придётся учитывать наличие в районе вражеских средств ПВО. Ибо несколько зениток - обязательно преподнесут вам неприятный сюрприз и разочарование от бездумной траты драгоценных резервных очков...


Вот мы и подошли к важнейшей составляющей игры - использованию сильных сторон ваших юнитов и слабостей вражеских отрядов. Войска поделены на три категории: пехота, артиллерия, танки и САУ. Авиация неподконтрольна игроку, и присутствует в виде вызываемых (да и то, не на всех картах) авиационных ударов. Каждая категория включает в себя различные виды отрядов. Например, пехота: новобранцы, штурмовая пехота, ударные отряды и т.д. Артиллерия: дивизионная пушка, гаубица, зенитная артиллерия, "катюша" и т.д. Танки и САУ: Т-34, Т-34-85, ИСУ-152 и т.п. У каждого юнита есть ряд показателей: броня, огневая мощь, маневренность и дальность стрельбы. Эти показатели можно улучшать (об этом - см. далее в тексте).

Вы оцениваете то, что вам выдано перед началом сражения, располагаете войска в оптимальном виде (пехоту прячете в окопы; пушки расставляете так, чтобы они смогли первыми нанести удар по врагу и т.п. - у каждого из вас появится своя тактика). Далее, вы начинаете решать две задачи - локальную боевую и глобальную стратегическую.

С локальной всё ясно: сказано, к примеру, удерживать ключевой пункт столько-то минут, будьте любезны исполнять. Вообще, лучше всего быстро и чётко выполнять то, что вам советует голос за кадром. А то ведь бывает как - проявляешь инициативу для того, чтобы сберечь часть войск - а скрипт по сценарию миссии тут же больно наказывает тебя за такую самодеятельность. Сказано игнорировать врага - игнорируй, шаг влево, шаг вправо - это уже шанс проиграть миссию. В итоге крутишься, как белка в колесе, чтобы исполнить основную (и порой - единственную) ветку развития событий.

Глобальная стратегическая задача - это сбор премиальных очков и получение наград. Премиальные очки вы можете тратить между миссиями на улучшение ваших родов войск. К примеру, улучшить защищённость пехоты, или дальность стрельбы танков. Выбор - за вами...


Как-то раз мне начислили мало очков (всего 218) за консервативное сидение в глухой обороне. Я расстроился, перезагрузил сохранённую игру, и предпринял небольшую контратаку. Итог - 516 очков, а это уже два улучшения той же пехоты, а не одно!


Правда, для максимального пополнения вашей копилки - помните, что следует минимизировать свои потери и наносить максимальный урон врагу. А добиваться этого можно в основном двумя способами: или идти в атаку существенно превосходящими силами, или использовать качественно лучшее вооружение и рода войск. Пример: атаковать пехоту танками в чистом поле - гарантированное пополнение премиального баланса (вспоминается анекдот - если ночью в переулке вы встречаете маленькую девочку с чемоданом валюты - это к деньгам). А вот посылать танки в лобовую на артиллерийские укрепления врага - может выйти вам боком.

С наградами всё более-менее понятно. Если вы прошли миссию быстро, с выполнением пары дополнительных боевых задач - будьте уверены, командование по достоинству оценит ваши усилия.


В ряде миссий сражения идут на всей карте, а вы управляете только теми войсками, которые обозначены синими индикаторами. При этом присутствуют союзные войска - зелёные, которыми управляет AI. Союзные войска по сценарию могут переходить под ваш контроль.

Теперь что касается кинематографического эффекта. Кинематографическая камера иногда включается сама, но вы можете активировать её принудительно.


Боюсь, что её оценят только начинающие игроки, выбирающие низкий уровень сложности. Тем, кто играет на среднем и высоком уровне сложности - уверен, в большинстве случаев будет не до кинематографических изысков.

В игре вы можете сохраняться в любой момент. Загрузка и сохранение - относительно долгие (у меня - где-то полминуты). Кстати, "сэйвы" могут быть повреждённые (ошибка "Загрузка файла не выполнена" заставляла раздражаться и нервничать). Один раз я столкнулся с тем, что все три сохранения текущей миссии оказались повреждёнными, и наполовину пройденную карту пришлось начинать сначала! Остаётся только записываться чаще и надеяться на скорый выход патча. Я старался отходить от компьютера только после успешного завершения миссии.

Если вы выбираете средний или высокий уровень сложности - готовьтесь к поражениям, которые действительно закаляют. Порой вас подгоняет время: не успел выполнить задание - проиграл. Время приходится ценить - вы будете часто жать "паузу" для быстрой оценки ситуации и отдачи оперативных приказов. Вообще, советую сохраняться сразу после получения очередного задания. Переигрывание - конечно, упрощает прохождение, поскольку вы уже знаете, как будут развиваться события.


И вот, как только вы приноровились и вроде бы начали уверенно побеждать AI, враг неожиданно начнёт применять дальнобойную артиллерию, авиацию. Вам придётся несладко, но затем научитесь принимать контрмеры (куда ж деваться, не снижать же уровень сложности?). Не обойдётся без дополнительных save-load, конечно.

Мне было сложно оценить игровой баланс - уж слишком он отличался между миссиями. Возможно, во время "обкаток" и тестов разработчики находили какие-то свои решения, играть против AI им становилось скучновато. И как результат - они увеличивали и улучшали силы противника. Играя четвёртую миссию за РККА, я в полной мере оценил возможность выбора уровня сложности перед каждой из карт. На среднем уровне сложности компьютер "выносил" мои войска вне зависимости от выбираемой тактики. Выбор зениток вместо дивизионных пушек, переброска всех войск на самый слабый участок фронта, сверх оперативность при вызове подкреплений - всё впустую. Армия врага "раскатывала" мои отряды за счёт превосходящих сил, умелого комбинирования воздушных атак, дальнобойной артиллерии и массированной танковой атаки. Объяснение, в принципе, могло быть следующее: если бы я старался получать максимальное количество премиальных очков в предыдущих трёх миссиях, при этом бросал бы все эти очки улучшений только на артиллерию (дальнобойность, точность, защищённость на поле боя) - то миссия могла бы стать проходимой. Однако чего нет, того нет - пришлось переигрывать на лёгком уровне сложности...


С другой стороны - я смог сравнить средний и лёгкий уровни сложности на примере этой самой четвёртой миссии. Итак, делюсь наблюдениями. Во-первых, при первой волне атак враг не был столь многочисленным. Во-вторых, не использовал обходной манёвр и атаку с фланга. В-третьих, во время второй атаки враг вместо двух отрядов гаубиц получил в распоряжение два отряда простых противотанковых пушек. В-четвёртых, воздушный налёт всё-таки применялся, но был не настолько опустошающим - благодаря чёткой работе зенитной артиллерии атака с воздуха была успешно пресечена. В общем, последующее сражение оказалось лёгким и непринуждённым. Особенно в конце, когда мои самоходные артиллерийские установки разнесли отряды немцев, даже не приближаясь к ним...

Разработчики Операции "Багратион" старались разнообразить миссии. Но сам игровой процесс, положа руку на сердце - достаточно однообразен. Конечно, нельзя сказать, что игра становится от этого неинтересной. Вы постоянно нащупываете тактику победы на конкретной карте, исходя из возможностей юнитов, особенностей местности, наличия или отсутствия специальных тактических ударов (авиацией или дальнобойной артиллерией). Моя тактика победы - максимальное улучшение брони, дальности и точности стрельбы у танков и артиллерии. Остальное - уже вторично. Ну, а при получении на некоторых картах в ваше распоряжение "катюш" - играть становится и приятно, и легко...



Выводы


Операция "Багратион" - это стратегия с элементами тактики, на тему Второй Мировой войны. Игрок пытается решать поставленную боевую задачу на конкретной карте - с помощью выданных отрядов пехоты, артиллерии, танков. В большинстве случаев вы можете вызывать подкрепления, расходуя резервные очки. По итогам миссии - вы получаете медали за успешное выполнение задач и тратите премиальные очки на улучшение выбранных вами родов войск.

Продукт рассчитан на массового потребителя, но благодаря неплохо продуманной реализации различных уровней сложности - будет интересен и продвинутым фанатам стратегического жанра. Общее впечатление от игры - вполне благоприятное, встречающиеся ошибки и недочёты редки, и, надеемся, будут исправлены грядущими патчами.

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика: 80%
Звук: 85%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 80%