"Война в небе - 1917". Первый взгляд

Жанр: авиационный симулятор
Дата выхода в России: май 2009 года
Разработчик: Neoqb
Издатель в России: "Новый Диск"



Вступление


Авиационные симуляторы - жанр особенный. Соваться туда тем разработчикам, которые не обладают нужным опытом и чётко не осознают свою аудиторию - не рекомендуется. Молодая и смелая российская команда "Неокуб" решила "сунуться". "Это опасный трюк, похлопаем ему, друзья!" - (c) дядюшка Мокус из "Приключения поросёнка Фунтика". И мы с вами сегодня будем изучать то, что вышло из-под пера этого самого загадочного Neoqb. Кстати, вот как объясняют своё название сами участники коллектива: неокуб, неокьюб - это производное от слова "neo" (с лат. прясть, ткать, расшивать) и первых букв математического понятия "quantum bit", что означает квантовый разряд или наименьший элемент для хранения информации в квантовом компьютере. Слово "qubit" ввел в употребление Бен Шумахер из Кеньон-колледжа (США) в 1995 г., а доктор физико-математических наук А. К. Звездин в своей статье предположил вариант перевода "q-бит".

Системные требования:

Операционная система: Windows XP (SP2) / Windows Vista (SP1).
Процессор: Intel Core 2 Duo 2.4 GHz.
Оперативная память: 2 ГБ.
Видеокарта класса GeForce 8800GT/Radeon HD2900Pro с ОЗУ 512 МБ. Минимальное разрешение экрана: 1280x900.
Совместимая с DirectX 9.0c звуковая карта.
Direct X 9.0-совместимый джойстик.
Свободное место на диске: 6 ГБ.
Доступ в интернет: 256 Кб/с (требуется обязательно).
Необходимые библиотеки (включены в установочный пакет): DirectX 9.0с, Microsoft. Net Framework 2.0, Microsoft Visual Studio 2005 Redistributable.


Описание


После запуска - игра немедленно полезла за обновлениями, и модуль загрузки деловито принялся выкачивать около 200 Мегабайт данных. Это не удивительно - сетевой режим игры на серверах подразумевает одинаковые версии клиентов у всех участников виртуальных воздушных сражений. Да, кстати - сам DVD после установки игры вам уже не потребуется, что отрадно.

Просмотрев настройки, понимаешь, что лёгкий путь здесь не пройдёт - чего стоит один только "Режим обзора по умолчанию: центрируемый быстрый взгляд". А уж пролистав управление, твёрдо для себя решил - даже вникать не хочу, уже испугали - теперь "добейте" игровым процессом, и я с чистой совестью отсоединю джойстик от компьютера до лучших времён. Кстати, калибровки джойстика средствами игры я не нашёл, и это меня слегка насторожило. Конечно, можно положиться на авто-конфигурирование Windows, но это не очень правильно. Как бы то ни было, настоятельно рекомендую тщательно откалибровать джойстик средствами Windows - это действие вполне оправдано, и избавит вас от возможных проблем с управлением в игре (проверено на личном опыте).

Запустив игру, вы попадаете в меню авторизации. Хочешь поиграть - иди, регистрируйся на сайте проекта, указывая никнейм, адрес электронной почты и произвольный пароль. После этого вам на электронную почту приходит сообщение, в котором содержится ссылка для подтверждения регистрации. Она, в свою очередь, открывает окошко с вводом серийного номера, расположенного в вашей коробке с игрой. Наконец, после всех этих манипуляций, ваш аккаунт создан, и вы возвращаетесь в саму игру, указывая свежеобретённые логин и пароль. Хотите уже полетать? Не тут-то было, вас ожидает ещё одна регистрация - на этот раз уже игрового профиля. Указываете имя своего виртуального пилота, страну (которую хотите представлять), личный девиз и жмёте "Ок" (использование русских символов, кстати, приводило к выдаче ошибки на сервере).

Всего в игре вы можете завести три своих профиля. Наконец, все приготовления окончены и нас ждёт первый тренировочный полёт. И вновь мы видим пугающие неискушённого игрока настройки. На втором экране вам предлагают выбрать боекомплект, окрас самолёта, сведение пулемётов, запас топлива, а также снабжают краткой информацией о модели вашего боевого летательного аппарата:

SPAD XIII. Самолёт разрабатывался как улучшенная версия SPAD VII. Несмотря на внешнее сходство с предшественником, это был совершенно другой самолет. На него установили второй пулемёт и более мощный двигатель, запасной топливный бак разместили в центральной секции верхнего крыла, а главный топливный бак выполнили под обвод нижней части фюзеляжа. Слева за кабиной пилота располагалась ниша для фотокамеры или размещения бомбового вооружения. Первый полет совершен 4 апреля 1917 года. Самолет выпускался на фабриках: Bleriot, Levasseur, Bernard, Kellner, Safca, Borel, Nieuport. Всего было выпущено 8472 экземпляров. Первое упоминание о поступлении на фронт датируется маем 1918 года. Самолет поступал во французские истребительные эскадрильи. Основные выполняемые задачи: борьба с самолетами противника, сопровождение бомбардировщиков, аэрофотосъемка позиций противника, изредка - нанесение бомбовых ударов по отдельным объектам в прифронтовой полосе.

Французские пилоты с энтузиазмом приняли новый самолет. Второй пулемёт повысил огневую мощь в бою, а новый мощный мотор увеличил скорость и скороподъемность. Эффективность рулей управления, сохранялась на больших высотах. Единственным недостатком осталась их низкая чувствительность на малых скоростях, тонкий профиль крыла обуславливал плохую маневренность на низких скоростях, что приводило к срыву в штопор. В пикировании и в горизонте SPAD XIII оставался одним из лучших по скорости, как говорили пилоты - "пикировал быстрее ветра". Самолёт принимал участие на всех фронтах Первой мировой войны и стоял на вооружении: французской, английской, американской и итальянской армий.


После этого вас ждёт первая серия из цикла обучающих заставок, в которой наставления ведёт колоритный инструктор (похоже, что это лётчик-ас Эдвард Вернон Рикенбакер, командир 94-ой эскадрильи ВВС США, закончивший Первую Мировую войну с 26 одержанными победами в воздухе).


Наставления ведутся на английском языке, но, в общем, всё ясно и понятно - разъясняются управляющие движения клавишами или джойстиком, после чего вы попадаете в кабину самолёта.


Приборы выглядят как причудливые украшения из лавки антиквара, однако они призваны сообщать вам нужную информацию.

Первые тренировочные "ворота" (зелёный круг) я пролетел уверенно, но потом, пытаясь на ходу приноровиться к модели управления, потерял ориентиры и глянул в карту.


К сожалению, я не сразу разобрался с настройками по умолчанию, и на моей карте был расчерчен только сам маршрут, а текущее положение и прочие индикаторы - отсутствовали. Как в таких условиях ориентироваться в пространстве - не совсем ясно. Я, конечно, попытался лететь вдоль реки, указанной на карте, но после нескольких минут безуспешных попыток отыскать маршрут - перезапустил миссию и выставил в настройках отображение всех подсказок-индикаторов.

К сожалению, рестарт миссии занимает полминуты, и, вообще, загрузки в игре сравнительно длительные (для тех, конечно, кто привык к нескольким секундам задержек между началом игрового процесса).


Вторая попытка тренировки также закончилась не слишком удачно - в игре реализован ветер и турбулентность, это действительно прибавляет реализма, но попадание в узкие "ворота" тренировочной миссии напомнило мне небезызвестную flash-игру, где вам предлагают поучаствовать в симуляции процесса справления малой нужды мужской особью после принятия значительного количества пива. Курсор (назовём это так) хаотично болтается, и к вашему стыду вы понимаете, что уборка туалета за вами неминуема... Так что пойдём от простого к сложному - отключаем ветер и турбулентность. Позорно, конечно, уменьшать уровень реализма, но мы - не гордая птица ёж (которая не летит, пока не пнёшь), - даже тот же Эдвард Рикенбакер лишь за 17 дней обучился управлению самолётом (кстати, у него за плечами был отличный опыт управления наземными механическими транспортными средствами благодаря участию в автогонках).

Играя с настройками, я поймал себя на мысли - данный авиасимулятор позволяет вам либо подстраивать модель управления и физику полёта под себя, либо самому придётся подстраиваться под реализованную симуляцию полёта. Последнее для новичков, вполне очевидно, будет намного сложнее.


Терпение, усидчивость, настойчивость в освоении навыков и выполнения поставленной задачи - всего этого от вас потребует "Война в небе 1917". В какой-то момент я поймал себя на мысли, что передо мной - вряд ли полноценный игровой проект в его развлекательном аспекте. Скорее, это действительно симулятор - этакий тренажёр, где вы через пот, нервы, нецензурные выражения - приспосабливаетесь к модели поведения вашего летательного аппарата. С другой стороны чувство глубокого удовлетворения после успешного завершения миссии - практически гарантировано.


На третьей-четвёртой тренировочной миссии у многих возникнет ощущение, что они не играют в игру, а проходят курс подготовки к настоящим полётам - примерно так же, как изучают теорию управления автомобилем или готовят экзаменационные билеты для сдачи на водительское удостоверение в ГИБДД. Бороться-то приходиться не только с врагом при помощи пары пулемётов, но и с управлением вашим летательным аппаратом. Чуть что не так - штопор, падение, начинаем всё сначала, никаких вам save-load. Кому-то надоест сразу, и он пойдёт в свой любимый Counter-Strike, а вот особо усидчивых и упрямых фанатов авиационных симуляторов реализмом не запугать - они, наоборот, ищут его во всех вновь вышедших на рынок проектах...

Режим карьеры

Хотя в игре есть прямой доступ к миссиям, всё же особый интерес вызывает режим карьеры - именно он составляет основу однопользовательской игры. Вы выбираете сторону, за которую будете играть (страны Антанты или союз Германии с Австро-Венгрией).


Я выбрал 48-ую эскадрилью французской армии, куда заступил на должность младшего лейтенанта. Вновь вам выдают окно настроек, но на сей раз уже с возможностью выбора длительности миссии (минимальная, малая, средняя, большая), рядом упрощений (упрощённая физика, неограниченные патроны и топливо и т.д.) и другими параметрами.

После выбора всех параметров и подтверждения - мой компьютер "задумался" на полторы минуты. После этого, наконец, было выдано задание на миссию.


В зависимости от того, какую длительность миссии вы указали, вам будет предложен тот или иной сценарий. Надо сказать, что даже малая длительность миссии может удерживать у вас у экрана более получаса. Разработчики ценят наше время, и предоставили в наше распоряжение такие широко применяемые в авиационных симуляторах инструменты как "сжатие" времени и автопилот (понятно, что последний - это просто возможность разгрузить игрока, а не дань реализму). Причём доступно не только ускорение, но и замедление игрового процесса (прямо-таки режим slow motion) - оно может пригодиться тем, кто испытывает трудности с прицеливанием.


Кстати, интересная деталь - модель управления в игре, видимо, настолько не тривиальная, что с ней не справляется даже искусственный интеллект. В одной из миссий, отойдя за чашечкой кофе, я с удивлением наблюдал, как автопилот "свалил" мой биплан в штопор и угробил машину прямо на подлёте к месту воздушного боя.

Пора поговорить о производительности. У меня - процессор Core 2 Duo с частотой 2.66 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, видеокарта ATI Radeon 4850 c 512 ОЗУ - и даже при разрешении 1280х1024 во время воздушных сражений всё начинало заметно "тормозить". Справедливости ради - я выставлял высокое качество настроек (трава, тени, ландшафт, текстуры и т.д.). Как бы то ни было, приходится констатировать, что "Война в небе" - весьма требовательна к производительности вашей системы.


В рамках режима карьеры вас ждут задания, которые разработчики попытались привязать к реальным историческим событиям. По идее вам предстоит пройти пять ступеней карьеры - от начинающего пилота до воздушного аса. Естественно, за ваши достижения вы будете отмечаться наградами.

Миссии попадаются разные. Приятно отбомбить вражескую цель, или покружить вместе со своим звеном в воздушных боях. Игровой процесс добротный, мне в целом понравилось.


Карьера будет закончена, когда настанет последний день боевых действий Первой Мировой войны - 11 ноября 1918 года. Впрочем, у вас есть шанс закончить её досрочно - пасть смертью храбрых. Карьера также может быть удалена вручную.

Сетевой режим

В игре предусмотрен и сетевой многопользовательский режим. Именно он и является, по-моему, основополагающей частью игрового процесса. Правда, на момент написания этих строк с поиском общедоступных игровых серверов (выбором пункта меню "Интернет") дела шли неважно. Возможно, проект пока не так широко распространён, или же люди в большинстве своём только вникают в игровой процесс, проходя однопользовательские кампании... Как бы то ни было, потенциал "Войны в небе" в данном аспекте пока оценивать рано.



Выводы


"Война в небе - 1917" - это авиационный симулятор, отображающий самолёты периода Первой Мировой войны. Для запуска и работы вам потребуется активное соединение с Интернет. В игре имеется тренировочная кампания, режим карьеры за любую из двух противоборствующих сторон, а также многопользовательские сражения посредством Интернет (с возможностью создавать свой игровой сервер).

Разработчики подошли к созданию игры основательно - тут и качественная вводная часть, и попытка многофакторной реализации процесса полёта на биплане времён Первой Мировой. Это действительно авиационный симулятор, а не какая-нибудь аркада (хотя широкие настройки позволяют регулировать многие параметры физической и технической модели вашего летательного аппарата). Неплохой продукт, хотя профессионально о степени реализма судить не берусь, лучше спросить у тех, кто действительно управлял такими самолётами (мне пока ещё не довелось).

К игре нужно приноровиться, подстроиться, перетерпеть тренировочные миссии, и, наконец, нащупать удобные вам настройки - после чего уже начинать получать удовольствие.

Игра достаточно требовательна к аппаратным ресурсам - на моей системе (процессор Core 2 Duo с частотой 2.66 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, видеокарта ATI Radeon 4850 c 512 ОЗУ) - при разрешении 1280х1024 и высоком качестве графики - я испытывал неприятные "подвисания" во время воздушных сражений. Приходилось с огромной неохотой ухудшать картинку на экране в настройках (виды -то открываются великолепные, а игра солнечных бликов в кабине вообще приятно удивила).

Без сомнения, в продукте ещё присутствуют определённые шероховатости (я встречал и "вылеты" в Windows, и порчу звукового сигнала). Впрочем, создатели не останавливают процесса технического совершенствования игры - недаром модуль запуска первым делом отправляется проверять наличие обновлений на удалённом сервере...

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика: 85%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 80%