Disciples III: Ренессанс

Жанр: пошаговая стратегия
Дата выхода в России: декабрь 2009 года
Разработчик: .dat
Западный издатель: Strategy First
Издатель в России: "Акелла"



Вступление


Правообладателем стратегической серии игр Disciples является компания Strategy First. Она в 1999 году выпустила игру Disciples: Sacred Lands, а в 2002-ом - Disciples II: Dark Prophecy (различные адд-оны учитывать не будем). С 2005 года третья часть Disciples находилась в разработке в стенах студии .dat (внутреннее подразделение компании "Акелла"), использовавшей для создания проекта собственный "движок" Virtual Dream.

Поведаем немного о вселенной игры. Всевышний поручил своему старшему ангелу Бетрезену создать мир, и тот отлично справился с задачей. Создав Невендаар, Бетрезен отправил наполнять его жизнью Галлеана и Солониэль - влюблённых друг в друга богов, создавших, соответственно, эльфов и водных жителей мерфолков. Также в создании мира поучаствовали и другие - сам Бетрезен создал людей, а бог Вотан - гномов. Оставив на попечение младших ангелов сотворённый мир-идиллию, Бетрезен удалился. В его отсутствие ангелы и боги проявили свои амбиции, сыграв на дарованной созданным расам свободе выбора, и начались противостояния, приведшие к войнам. В общем, вражда, ненависть, борьба за власть и территории стали нормой в Невендааре. Увидев это, Всевышний разгневался, и возложил вину на Бетрезена, свергнув того с небес. Бетрезен стал падшим ангелом, предводителем демонов. Пострадали и другие боги - Вотан убил Галлеана, но сердце последнего смогла сохранить Солониэль. Впрочем, её горе, тоска и жажда мести привели к ужасающей трансформации: Солониэль превратилась в Мортис, богиню смерти и повелительницу нежити. Галлеана она смогла оживить, но тот, увидев, в кого превратилась его возлюбленная, отверг её. В отместку Мортис убила и призвала к себе на службу Лаклаана - посланника Галлеана в Невендааре.

История создания вселенной не слишком захватывает. Уж слишком по-человечески ведут себя в ней высшие силы. Впрочем, перейдём к завязке третьей части игры...

Уставший от хаоса, вражды и распрей народов, населяющих Невендаар, Всевышний посылает в этот мир Иноэль - чистого ангела, с определённой таинственной миссией. Появление Иноэль знаменуется падением с небосклона яркой звезды, и представители рас отчётливо понимают, что в скором времени в Невендааре начнутся события, коренным образом изменяющие порядок вещей...

Системные требования:

Процессор с частотой 2 ГГц
Оперативная память: 1 Гигабайт
Видеокарта уровня GeForce 6800 с 128 Мбайт ОЗУ или лучше
DVD-привод
12 Гигабайт свободного места на жёстком диске
DirectX-совместимая звуковая карта
Мышь
Операционная система Windows XP / Vista / 7


Описание


Заставка, в основном выполненная в виде красивых статичных художественных работ, повествует нам об упоминавшемся выше знамении с падающей звездой, возвещающей пришествие в Невендаар посланницы Всевышнего - Иноэль...


В настройках видео вы можете выставить графическое разрешение, качество текстур и теней, включать пост-эффекты. Также можно изменять настройки игрового процесса в целом, и боя - в частности.

После выбора кампании вы переноситесь в режим обучения. Перед началом миссии предлагается выбор уровня сложности игры ("Лёгкая", "Нормальная" и "Тяжёлая") и класс лорда - вашего главного героя. Вы можете остановить свой выбор на следующих классах: Полководец (войска восстанавливают 15% здоровья после каждого хода), Правитель (дополнительно 30% ресурсов за каждый ход) и Маг (позволяет творить два заклинания за один ход).


Справочная система внутри игры заслуживает отдельного внимания. Такое впечатление, что разработчики действительно были заинтересованы в том, чтобы игра стала дружелюбной для широкого круга пользователей. Каждое обучающее повествование оформлено в виде небольшой анимации, сопровождающейся текстом и приятным голосом диктора. Кстати, о дикторе - в русскоязычной версии игры актёр, выступающий голосом за кадром, подобран великолепно. К выслушанному объяснению можно всегда вернуться снова, вызвав справочную систему иконкой вопроса в верхней части экрана.


Карта мира - трёхмерная, вы можете изменять масштаб скроллом мыши. Информацию об объектах на карте можно "подсвечивать" кликом правой кнопки мыши.


Если вы играли в различные части стратегии "Герои Меча и Магии", то "вкатиться" в игровой процесс Disciples III вам будет очень легко. Тот же главный герой, скачущий на "коняге" по игровой карте и ограниченный количеством ходов, те же замки, объекты на карте, ресурсы, юниты и т.д. Опытные игроки сразу, без подсказок, отыщут "горячие" клавиши (нажав Ctrl, можно вращать карту; удерживание Alt "подсвечивает" активные объекты на игровой карте и т.д.).


В вашем распоряжении имеется журнал, в котором отображаются брифинг, текущие задачи, и сохраняются диалоги. Выполнение заданий продвигает вас по сюжетной линии или приносит дополнительные награды. Журнал обычно обновляет задачи несколько раз за миссию, так что будьте готовы к динамичному развитию событий.

Интерфейс глобальной карты достаточно прост и соответствует классике жанра пошаговых стратегий. В верхней части экрана - кнопка вызова главного меню; текущее количество ресурсов; кнопка вызова справочной системы; панель выбора города с возможностью быстро в него зайти.

На панели справа расположены: мини-карта; окошко с портретом текущего героя и состав его отряда; а также девять кнопок управления:

Продолжить передвижение по выбранному маршруту.
Вызов инвентаря текущего героя.
Активные возможности героя на глобальной карте.
Использование заклинания на глобальной карте.
Переход в режим строительства объектов в городе.
Обмен вещами и отрядами между героями (герои должны располагаться близко друг к другу на карте).
Книга магии.
Переход в интерфейс отряда героя.
Завершение хода и передача его противнику.

Попав в город, вы видите меню следующего вида:


Вверху слева - ваш текущий баланс (количество средств на покупку воинов, строений), а чуть ниже и правее - портрет героя, зашедшего в замок, и его отряд. Соответственно, справа - отряд, охраняющий замок. Справа вверху - иконка города и стрелки прокрутки городов с возможностью быстрого перехода в них. Три кнопки слева внизу позволяют выгнать воина, лечить или воскрешать его, нанимать новых бойцов. Пять кнопок внизу справа: переход в окно строительства; изучение заклинаний; переход в режим отображения отряда гарнизона; переход в магазин; выход из интерфейса города.

Строительство новых зданий позволяет вам нанимать в замке новых воинов, получать доступ к новым заклинаниям, возможностям (например, воскрешения отрядов). В процессе строительства у вас есть выбор между различными ветками развития вашего замка. Какие здания построите, такие войска и будут доступны для призыва под ваши знамёна.


В городе вы можете строить не больше одного здания до передачи хода сопернику. Все здания отсортированы по группам: производящие воинов, стрелков, магов, отряды поддержки, и, наконец, в разделе дополнительных зданий вы найдёте постройки вроде Храма, Башни магии, Гильдии и т.д.

В городе можно нанимать новых героев, если вы полагаете, что на данной карте сюжетным протагонистом вам не обойтись (впрочем, сценарии могут быть разными).

В городе доступна лавка торговца. В ней вы можете продавать и покупать артефакты, зелья, руны.


Дополнительные предметы способны помочь вам в сложных битвах. Зелья и порошки - принесут временное или постоянное (однократное) усиление характеристик выбранного юнита. Талисманы, кольца, экипировка - обычно улучшают характеристики героя. Сферы (предметы с уникальными характеристиками) могут быть использованы в бою. Руны с заклинаниями также могут применяться в бою (некоторые - непосредственно на юнит). Впоследствии вы будете находить на карте объекты вроде лавки оружейника - в них также можно будет покупать различное снаряжение.

В процессе странствий по карте вы будете встречать разнообразные объекты, идеологически схожие с теми, что встречаются на картах прочих фэнтазийных пошаговых стратегий. Это и колодцы, увеличивающие дальность хода; и входы в здания или подземелья с последующим сражением; и валяющиеся на дороге ресурсы, и т.д.

Вы будете активно участвовать в процессе расширения ваших владений. Выглядит это следующим образом. Города и точки контроля будут расширять подвластные вами территории (которые после захвата преображаются в соответствии с художественным оформлением земель вашей расы). Шахты, рудники, мельницы и прочие источники ресурсов, оказавшиеся на вашей территории, автоматически переходят под ваш контроль.

Если с городами всё вроде бы интуитивно понятно, то точка контроля требует дополнительных объяснений. Это - некий "колодец", в который вы сажаете своего стража. Соответственно, при захвате вражеской территории вам обычно следует вначале победить чужого стража.

Что касается магии, то после постройки башни магии у вас станет активной иконка со свитком и жезлом в правой нижней части экрана. Вы сможете использовать магические возможности этой башни, изучая новые заклинания (не больше одного за текущий ход), создавая руны и используя их как на глобальной карте, так и в бою. Например, в обучающей миссии вы будете снимать барьер с помощью заклинания "Ярость небес". В общем и целом, магия в игре гармонично "занимает своё место", не претендуя на ключевые роли, но, в то же время, без её применения прожить очень сложно.



А теперь - придирчиво осмотрим экран атрибутов героя.


У ваших командиров - пять базовых характеристик:

Выносливость. Увеличивает запас очков здоровья персонажа.
Сила. Увеличивает урон от физической атаки героя.
Интеллект. Увеличивает урон от магических атак.
Ловкость. Увеличивает шанс увернуться от атаки врага и снижает возможность получения героем критического удара.
Сноровка. Увеличивает урон от дистанционных атак и увеличивает шанс нанесения критического удара.

Они расположены слева внизу. С каждым уровнем герою даётся возможность распределить три очка характеристик и два очка навыков. Навыки - это специальные возможности героя, такие, например, как:

Невероятная сила (+2 к характеристике Сила).
Нечеловеческая сноровка (+2 к характеристике Сноровка).
Проводник (+3 к очкам передвижения на карте).
Тактический манёвр (+1 к очкам передвижения на тактической карте).
Прирождённый лидер (+1 к показателю Лидерство).
Защита от магии огня/земли/воды/воздуха/смерти/разума (+5 к защите от соответствующей стихии).
Рассеять наложенные отрицательные эффекты.
Неуязвимость (барьер, дарующий временную полную неуязвимость герою или выбранному юниту).
...
И т.д.

Выбор очередного навыка позволяет получать доступ к очередным улучшениям, "открывая" близлежащие клетки. Такая реализация мне очень понравилась.


Как видите, навыки улучшают характеристики, добавляют мобильности герою на глобальной карте и на поле боя, повышают его защиту от магии различных стихий.

Слева вверху приведены такие параметры вашего командира, как наносимый урон, показатель брони, количество здоровья, инициатива (от неё зависит очерёдность хода) и шансы критического удара. В центре расположенной слева панели также приведены "кукла" персонажа и показатели его защищённости от каждой из шести стихий (школ) магии. В правой части располагается панель с инвентарём командира - артефактами, зельями, рунами и т.д.

Кроме главного героя, опыт получают и его воины. В зависимости от степени развития вашего Лидерства, вы сможете содержать большее или меньшее количество воинов (трёх, четырёх, пятерых и т.д.). Здесь нет накопления юнитов "пачками", как в "Героях Меча и Магии", - вы выбираете или покупаете конкретного воина, и он будет прокачиваться в процессе боёв, становясь сильнее. Если вы построите в городе соответствующее здание из ветки развития данного юнита - он автоматически будет перевоплощаться в юнит более высокого уровня по достижении необходимого количества очков опыта.

Кульминациями ваших странствий на карте, являются, конечно же, сражения. Поле битвы, если она проистекает на открытой местности, генерируется случайным образом.


В зависимости от параметров инициативы юнитов - выстраивается очерёдность их ходов. Естественно, каждый будет вырабатывать свою собственную тактику, исходя из текущего набора воинов (бойцы с оружием ближнего боя, стрелки, маги, лекари и т.д.). Важная особенность поля боя - специальные точки, встав на которые, юнит улучшает свои боевые возможности. Такие точки бывают трёх видов: повышающие атаку в ближнем бою, улучшающие дистанционную атаку, а также усиливающие воздействие магии. Собственно, захват этих точек является стратегической задачей, поскольку приносит заметное преимущество вашему войску.


Ещё одна интересная особенность - т.н. "Прикрытие". У ряда юнитов ближнего боя есть одно-два очка "прикрытия". Когда вражеский юнит пытается атаковать дружественного воина, стоящего рядом с вашим бойцом ближнего боя, может появиться возможность перехвата этой атаки. Тогда ваш юнит первым наносит удар по вражескому воину, а тот - "огрызается" ответным ударом. При желании вы можете включать автоматическое прикрытие, однако есть специфические ситуации, когда его использование не оправдано (например, когда прикрывающий юнит находится на грани гибели).

Если вы не достаёте врага для проведения атаки - используйте защитную стойку, и физический урон противника будет существенно меньше.

В целом, разобраться в тонкостях тактики сражения и возможностях юнитов довольно просто - уже через несколько битв вы набьёте руку, и с интересом будете изучать новые тактические схемы и возможности новых воинов...



Выводы


Некоторые фанаты отметили уход Disciples III в сторону пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic, а также новых серий King's Bounty. Что ж, с этим сложно спорить. А вот хорошо это или плохо - вопрос сложный. Некоторых фанатов игры, трепетно лелеявших её самобытность, может, такой поворот событий и не устраивает. Но я уверен, что большинству любителей "фэнтазийных" пошаговых стратегий игровой процесс Disciples III придётся по душе.

Картинка в игре красивая, да и общее художественное оформление великолепно. Тут и смена времени суток, и дымка, и прочие современные графические эффекты. Можно, конечно, побрюзжать про различные мелочи, но по большому счёту это будут именно придирки.

А вот со звуковым оформлением не всё так однозначно. Да, главная тема и фоновая музыка действительно очень качественные, голос диктора практически идеален. Но вот "озвучка" во время боя - нудная: и голоса актёров не слишком выразительны, и фразы зачастую одни и те же, что очень быстро приедается...

Теперь что касается противоречивых оценок игры, на которые наверняка повлияли ошибки и недочёты, находившиеся в ней до выхода нескольких патчей. Действительно, даже после патча 1.05 игра временами чудит - то после загрузки сохранения в обучающей миссии "всплывают" фантомы уже подобранных ресурсов на карте, то после завершения сложной битвы вас "выбрасывает" в Windows на фоне нестройного вопля юнитов о том, что они повысили уровень... В общем, ошибки есть, но их уже очень мало. Оценивая игру после очередных патчей, можно будет смело повышать ей общую оценку. Потому что в целом она выглядит очень даже симпатично, и многие захотят пройти её до конца.

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика: 80%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 79%