"Microsoft Train Simulator": в Microsoft поезда лучше самолетов.

Автор: dobryi
Дата: 08.08.2001
Все фото статьи
Из анекдота:
- Я еду в Питер на "Красной стреле".
- Да? Смотри, опасно сейчас на поездах ездить стало!
- Почему?
- Самолеты часто падают!


Самая известная компания в сфере IT, Microsoft, занимается симуляторами уже не первый год. Но если, например, Windows98 еще можно было назвать симулятором Windows95, то остальные попытки создать что-то по-настоящему стоящее окончились провалом. До недавнего времени последним «симуляторным» проектом знаменитой компании был "Microsoft Flight Simulator", также не снискавший большой славы.
И кто бы мог подумать, что именно спустившись с небес на нашу грешную землю и создав симулятор поездов с немудреным названием "Microsoft Train Simulator" (MTS), работники компании познают радость успеха своего творения. Но, обо всем по порядку.
Когда в многочисленных интервью у разработчиков игры спрашивали о причине обращения к такой тематике, те заводили туманные разговоры об ассоциациях детства или о неизведанности жанра симулятора поездов. Как бы там ни было, в любом случае следует отметить оригинальность идеи, а также те старания, которые были приложены для ее воплощения.

Игра, как уже было упомянуто выше, представляет собой симулятор поезда и охватывает около 200 лет развития железнодорожной отрасли. Доступны режимы обучения вождению поезда, свободной поездки, а также, что самое важное, большое количество Tutorials. Разнообразием они не страдают: провезти королевскую особу, успеть в родильный дом, не опоздать на свадьбу, доставить пострадавшую в больницу, поездка после шторма и др. Каждая из этих миссий предусматривает движение поезда в соответствии с графиком, а также минимум одну остановку в указанном месте для высадки пассажиров или выгрузки груза.

Во всех этих сценариях Вы можете играть за любую из 6-ти различных железнодорожных компаний, для каждой из которых доступны свои трассы, железнодорожные ветки, поезда, населенные пункты и даже страны. Так вот, полное управление выбранным поездом возложено на хрупкие плечи игрока, а сложность игры во многом зависит от типа поезда.
Так, например, являясь машинистом знаменитого парового Flying Scotsman’а 1920 года, приходится все время наблюдать за каждым прибором, регулировать количество огня в топке, воды для охлаждения, давление пара и прочие вещи, о некоторых из которых я даже не слышал. Не говоря уже о рычагах непосредственного управления поездом, обязанности переводить стрелки железнодорожных путей и идти точно по намеченному графику. А если в настройках еще и не выставлен автоматический кочегар, Вам придется уголь грузить самому, старым дедовским способом: лопатой. :)

Все это вначале кажется очень сложным, но постепенно информация об управлении локомотивом усваивается и единственной сложностью остается сохранение сосредоточенности и внимания. Для людей же, не желающих углубляться во все тонкости управления поездом в настройках имеется возможность свести сложность до минимума.
Кроме поездов на паровом двигателе, пример одного из которых был рассмотрен выше, в игре доступны еще два типа поездов: дизельные и электропоезда. Управление ими хотя и намного проще их предшественника, но свои нюансы все же имеются. Так, к примеру, быстрый поезд Acela Express представляет последнее поколение современных средств железнодорожного транспорта, и он буквально нашпигован автоматикой. Каково же было мое удивление, когда при превышении максимально допустимой скорости у него автоматически включались цилиндровые тормоза, останавливающие поезд.
Вся ваша деятельность в качестве главного (и единственного) машиниста огромного поезда будет происходить на шести железнодорожных трассах от Америки до Японии, каждая из которых имеет множество веток. Как заверяют разработчики, все трассы максимально воссозданы по образу и подобию своих реальных прототипов, это же относится к населенным пунктам, поворотам, светофорам, холмам и даже видам деревьев.

Не знаю, правда ли это, благо проверить это сам не мог, но сомнения по этому поводу терзают мою душу. Для тех, кого не устраивают предложенные Microsoft поезда и их маршруты, в игру включен специальный редактор для создания своих вариантов, а также предусмотрена возможность обмена творениями, созданными фанатами, на сайте проекта. Microsoft договорилась с железнодорожными компаниями, и в итоге в ее распоряжении оказались реальные маршруты движения поездов: сотни миль для путешествия по США, Великобритании и Японии.
Действительно, когда управляешь такой махиной, чувствуешь поезд не как единое целое, несущееся с огромной скоростью в каком-то направлении, а как огромный механизм (оркестр) со множеством деталей (музыкантов), дирижером которого являетесь Вы, и судьба которого возложена полностью на Вас.

Гордостью разработчиков является реальная система ската поезда, постепенное торможение из-за силы инерции, взаимосвязь мощности двигателя и массы груза и силы сопротивления. Честно говоря, все эти черты в какой-то мере присутствуют в MTS, но понять в какой именно, мешает то обстоятельство, что автор данной статьи никогда не управлял поездом в реальной жизни, а сравнить эту игру пока что не с чем. Визуально же разница, например, между скоростями 40 и 90 миль в час чувствуется, не говоря уже об учащении при этом случаев схода поезда с рельсов и перегреве двигателя. Так что будем считать, что "физика" MTS’ом сдана на "отлично".
Теперь обратимся к такому важному аспекту в любой игре (а в симуляторе тем более) как графика. Основной упор делается здесь на красоту пейзажей, представленных игроку. В полном 3D за окном проплывают поля и леса, дороги и населенные пункты. Достаточно хорошая прорисовка сотен миль пути кого угодно ведет в заблуждение, но если детально всмотреться в эти пейзажи, то можно заметить довольно бедную блеклую цветовую палитру и неважно выполненное сглаживание, а также какую-то неестественную оцифровку местности. Игра в графическом плане берет, прежде всего, масштабностью, уровнем задумки и ее исполнением, и, как мне кажется, ей это удается.
Для обозрения всей этой информации в игре на выбор предоставлено несколько видов камеры. Первый из них - внутри кабины машиниста, где открывается вид на все приборы, рычаги и кнопки. Для обзора всего поезда дается несколько видов, имеется возможность вращать, приближать или удалять камеру. Последний предоставленный разработчиками вариант - вид в купе (вагоне), где вы исполняете роль пассажира, имея уникальную возможность, повернув голову, посмотреть в окно за проплывающими за ним милями и милями пути. Это - один из красивейших видов. Возможно потому, что он многим знаком по простым пригородным электричкам, где почти на одном уровне с человеком быстро проносятся мосты и тоннели, светофоры и столбы, а дождь и снег стучатся в стекло.

Отличный звук создает вкупе с графикой приятное впечатление, так как шумы, издаваемые поездами, записаны в высоком качестве на реальном железнодорожном составе. Так, к примеру, есть разница между стуком колес по рельсам с бетонными шпалами и с деревянными. В этом случае надо всегда держать в уме, что деревянные рельсы могут не выдержать высокой скорости и лучше не превышать 60-ти миль в час, иначе последствия неизбежны. Музыкальное сопровождение в игре отсутствует, что не может не огорчать, однако описанные выше шумы скрашивают игру и не дают установиться портящей игру тишине.

О том, что мне в игре понравилось, рассказано уже довольно много. Из отрицательных черт я уже упомянул немногочисленные огрехи в графике и довольно скучный gameplay. Дело в том, что просто кататься по маршрутам очень быстро надоедает, так как выполняется, по сути, однообразная работа по разгону-торможению поезда. К тому же, почему-то всегда пустые перроны и населенные пункты не дают положительных эмоций. Придумать здесь что-то сложно, я согласен, но какие-то шаги в сторону увеличения динамичности игры разработчики сделать могли бы.
Также я, честно говоря, ожидал увидеть режим кампании, где, начиная простым кочегаром или машинистом плохенького локомотива, игроку предстояло бы сделать карьеру. Сразу же, почему-то, вспоминаются "Дальнобойщики 2" и его ошибки, состоящие как раз в графике и прочих недоработках игры. Здесь от них не видно и следа, хотя Microsoft есть Microsoft, без них никак не обойтись. :)

Массовой игрой, наподобие "Quake" или "Counter Strike", MTS не станет, но своих поклонников она обретет.
Безусловно, найдутся люди, которым интересен полный контроль и управление огромным поездом, поездка по живописной местности, остановки в местах назначения, и опять длинный путь через дюны в неизвестность. И хотя этот процесс является довольно нудным, для перемены обстановки и игры вполне сгодится, можно отвлечься.

Закончить данную статью хочу цитатой из одного из форумов Рунета, посвященной игре MS Train Simulator: "Сначала самолет, теперь поезд, скоро Microsoft будет выпускать симулятор катка или асфальтоукладчика. Последней стадией должен стать симулятор танка, установленного в качестве памятника".