Платформа NVIDIA ION: GeForce 9400 + Intel Atom

Автор: Gavric
Дата: 30.03.2009
Все фото статьи

Введение


Рынок небольших недорогих компьютеров, относящихся к классу нетбуков и неттопов, переживает в настоящий момент небывалый рост. Причин тому видится сразу несколько, среди них можно упомянуть и мировой экономический кризис, и желание пользователей заменять по возможности узкофункциональные устройства куда более универсальными, но при этом компактными и недорогими компьютерными решениями, и отсутствие необходимости в приобретении высокопроизводительных систем, если речь идёт не о первом, а о втором-третьем компьютере. Впрочем, в данном случае мы бы хотели акцентировать внимание не столько на перечисленных причинах, сколько на важном их следствии, заключающемся в сильном стремлении компаний, каким-либо образом связанных с компьютерным бизнесом, выйти и закрепиться на рынке недорогих и экономичных платформ.

Исключением не стал и крупнейший производитель графических процессоров, компания NVIDIA, которая, помимо разработки и производства GPU, занимается также и выпуском наборов системной логики, в том числе и с интегрированной графикой. В последнее время чипсетный бизнес NVIDIA переживает не лучшие времена, AMD и Intel, активно пропагандирующие платформенный подход к построению систем, практически полностью вытеснили компанию из десктопного сегмента. Да и над мобильными наборами логики с интегрированной графикой дамокловым мечом нависает мрачная перспектива появления процессоров со встроенными GPU, что может в одночасье сделать соответствующие предложения NVIDIA как минимум малоинтересными. Совершенно неудивительно, что приобщение к нетбуко-неттоповой лихорадке для NVIDIA может стать неплохим выходом из затруднительной ситуации, в которой она рискует оказаться. Поэтому, морально мы давно были вполне готовы к тому, что какое-то предложение данного класса из стана «зелёных» рано или поздно появится.

Слухи ходили разные, кто-то даже говорил о разработке калифорнийской компанией собственного экономичного x86 процессора, но пока что дело ограничилось анонсом некого концепта, получившего название «ION». Если вы следите за новостями, то наверняка знаете, что суть этой инициативы заключается в расширения функциональности существующих платформ, построенных на базе процессоров Intel Atom, за счёт использования в их основе продвинутого по возможностям набора логики, в качестве которого NVIDIA предлагает аналог собственного мобильного чипсета среднего уровня GeForce 9400М G. Идея эта, безусловно, весьма прогрессивна, поскольку сегодняшние штатные наборы логики для Atom-систем, Intel 945GС и Intel 945GSE, не только для такого использования не оптимизировались, но и вообще безнадежно морально устарели. Отчасти именно поэтому продающиеся в настоящее время нетбуки и неттопы, основанные на Intel Atom, справляются лишь с весьма ограниченным набором простых применений вроде сёрфинга и общения в сети интернет, а более ресурсоёмкие задачи остаются за бортом «атомных» систем из-за невысокой производительности как их процессора, так и графической видеоподсистемы. Что особенно печально, часть этих задач — вполне бытовые, например, игры или просмотр фильмов; таким образом, даже на роль недорогого домашнего компьютера существующие неттопы и нетбуки подходят лишь с большими оговорками. По замыслу NVIDIA, усовершенствование одного из двух базовых компонентов — чипсета — позволит вдохнуть в неттопы и нетбуки новую жизнь, превратив их из «пишмашинок» во вполне серьезные мультимедийные компьютеры, сохранив при этом низкую стоимость и маленькие габариты.

Иными словами, NVIDIA ION даже в теории выглядит весьма многообещающе, ну а если эта платформа материализуется в виде конечных и широко доступных продуктов, то NVIDIA вполне может поспособствовать появлению более интересных с точки зрения соотношения цены и производительности решений, заполучив в своё распоряжение немалый кусок бурно развивающегося рынка. Учитывая перспективность платформы NVIDIA ION, мы решили не ограничиваться теоретическими измышлениями, а попросили у производителя прототип компьютера, построенного на предлагаемых компонентах. Именно так в нашей лаборатории и оказался миниатюрный PC, который смело можно считать прообразом неттопов новой формации. Первые серийные представители ION-компьютеров, кстати, если всё будет идти по плану, появятся уже к лету этого года в виде предложений весьма именитых компаний, например, Acer и Lenovo. Итак, давайте же посмотрим, что может на практике наш старый знакомый Intel Atom, оказавшийся в компании нового «сожителя» — NVIDIA GeForce 9400.

NVIDIA GeForce 9400 против Intel 945GC


Хотя процессоры Intel Atom в настоящее время используются с достаточно широким наборов чипсетов Intel, сопоставлять чипсет NVIDIA мы будем прежде всего с Intel 945GC, так как это — самый производительный набор системной логики Intel для процессоров Atom, рекомендуемый для использования в составе неттопов производителем данных процессоров в настоящее время. Неудивительно, что подавляющее большинство материнских плат, предназначенных для создания компьютеров типа неттоп, использует именно этот набор логики (например, рассмотренные нами ранее Intel D945GCLF и D945GCLF2). В то же время для нетбуков Intel рекомендует немного другое решение, 945GSE. Однако этот чипсет имеет лишь непринципиальные отличия от 945GC, заключающиеся исключительно в частоте встроенного графического ядра.

Надо сказать, что интеловский подход по предложению для компьютеров на базе процессоров Atom относительно старых наборов логики готовы взять на вооружение и другие производители. Например, как бы NVIDIA не старалась преподнести свою платформу ION как новое, нацеленное на использование в составе нетбуков и неттопов решение, в действительности всё обстоит несколько по-иному. Главная заслуга компании — в декларации совместимости используемого в ION интегрированного набора логики GeForce 9400 с процессорами Intel Atom. Что само по себе невесть какая инновация, если принять во внимание, что процессоры семейства Atom используют совершенно ординарную шину FSB, аналогичную шине процессоров с микроархитектурами NetBurst или Core. При этом сам по себе набор логики GeForce 9400 принципиально новым также не является: он уже получил распространение на рынке классических ноутбуков и мини-компьютеров, например, его очень любит компания Apple, которая использует GeForce 9400 в последнем поколении ноутбуков MacBook, а также в настольных Mac Mini и iMac. Впрочем, по сравнению с возрастом GeForce 9400, чипсеты Intel для процессоров Atom — и вовсе уже почтенные старцы.

Поэтому нет ничего зазорного в том, что GeForce 9400 теперь стал чипсетом и для Intel Atom. Его возможности вполне достаточны для построения нетбуков и неттопов даже без необходимости добавления каких-либо дополнительных контроллеров, в чём легко убедиться, глядя на блок-схему этого набора логики.


В частности, GeForce 9400 предлагает вполне достойное современных систем количество портов USB 2.0 и Serial ATA-300, а также предлагает поддержку PCI Express и PCI устройств, в чём он практически полностью аналогичен Intel 945GС. Однако при этом предложение NVIDIA способно похвастать и некоторыми функциональными возможностями, ставящими GeForce 9400 на уровень выше предложений Intel, даже если речь не заходит о графическом ядре. Например, чипсет NVIDIA имеет встроенный гигабитный сетевой контроллер, в то время как решение Intel снабжается только 100-мегабитной сетью.

Кроме того, чипсет NVIDIA, в отличие от Intel 945GC и Intel 945GSE, наряду с поддержкой одноканальной и двухканальной DDR2 памяти, может работать и с DDR3 SDRAM. Это свойство в первую очередь может быть полезно для нетбуков, так как DDR3 — более экономичный, чем DDR2, тип памяти. Кроме того, DDR3 память имеет и более высокую пропускную способность, что может положительно сказаться на производительности, особенно при работе в 3D-режимах, поскольку интегрированные графические ядра в качестве видеопамяти использует часть от системной памяти, и её скорость прямо связана с производительностью графического ядра.

Кстати, именно встроенное в чипсет графическое ядро — это основной козырь GeForce 9400. Дело в том, что по всем характеристикам оно наголову превосходит Intel Graphics Media Accelerator 950, встроенное в повсеместно применяемые с процессором Atom в настоящее время наборы логики Intel 945GС и 945GSE. В то время как современные неттопы и нетбуки, использующие GMA 950, способны максимум на работу с Aero-интерфейсом операционной системы Vista и не более того, GeForce 9400 может предложить в распоряжение пользователя настоящий DirectX 10 совместимый графический процессор, в основе которого лежит 16 унифицированных шейдеров и 4 блока растеризации. Для сравнения: Intel GMA950 формально совместим лишь c DirectX 9 и имеет только четыре пиксельных и один вертексный шейдер. Различаются и частоты. Графическое ядро Intel работает в лучшем случае на 400 МГц, а предлагаемый NVIDIA GPU использует частоту основного ядра 450 МГц и частоту шейдерного блока 1,1 ГГц. Иными словами, уже на уровне 3D-спецификаций GeForce 9400 обнаруживает громадные преимущества над чипсетом Intel.

Однако этим дело не ограничивается. Решение NVIDIA предлагает поддержку всех основных интерфейсов для подключения устройств вывода изображения, включая и HDMI — причем с выводом по нему звука со встроенного звукового ядра. Старый же Intel 945GC этой возможности лишён вовсе. Разительные отличия есть и в части максимальных поддерживаемых разрешений. Так, GeForce 9400 способен работать с мониторами, разрешение которых достигает 2560x1600 (для этого необходимо подключение через Dual-link DVI), в то время как максимальное поддерживаемое разрешение GMA950 ограничивается величинами 2048x1536, да и их надо понимать как условные — цифровой порт DVI в продуктах на базе GMA950 практически не встречается, а аналоговый в таком разрешении обеспечить приемлемое качество не сможет.

Нельзя обойти внимание и ещё одно важное свойство GeForce 9400: GPU этого чипсета снабжён движком PureVideo HD, обеспечивающим аппаратное ускорение декодирования видеопотока высокого разрешения в форматах H.264, VC-1 и MPEG-2. Это позволяет существенно разгрузить центральный процессор при воспроизведении видео высокого разрешения, что делает реальным его просмотр на системах, оснащенных слабыми процессорами, даже такими, как Intel Atom. Напомним, что предлагаемые Intel для процессоров Atom наборы логики семейства 945G никаких специальных функций для ускорения декодирования HD видео не имеют, поэтому воспроизведение видеоконтента высокого разрешения в системах с этими чипсетами и процессором Atom оказывается невозможным.


Чипсет NVIDIA GeForce 9400 имеет и некоторые другие неочевидные не первый взгляд преимущества. Так, он состоит только лишь из одной микросхемы, что позволяет создавать материнские платы очень небольшого размера, например, в форм-факторе Nano-ITX или даже Pico-ITX. Таким образом, набор логики компании NVIDIA может позволить создание более миниатюрных нетбуков и неттопов, нежели чипсеты Intel.

Расстраивает в GeForce 9400 лишь одно. Несмотря на то, что производится он по сравнительно современному технологическому процессу с нормами 65 нм, из-за сложности графического ядра ему свойственно достаточно высокое энергопотребление, в пике достигающее 12 Вт. А это — даже больше, чем потребляет связка из пары микросхем Intel 945GSE и ICH7M, выпускаемых с использованием 90-нм технологии (9 Вт). В результате, новый чипсет NVIDIA явно не сможет решить неприятную проблему с непродолжительной автономной работой большинства нетбуков. Но в то же время, энергопотребление GeForce 9400 на уровне 12 Вт — не так уж и плохо для неттопов, так как ориентированный на этот тип компьютеров Intel 945GС может потреблять до 25 Вт (согласно официальным данным).

Подводя промежуточный итог, можно со всей уверенностью говорить о том, что набор системной логики, предложенный NVIDIA, обладает куда более впечатляющими характеристиками, чем стандартная платформа Intel. Однако смогут ли все эти преимущества проявиться в системах с процессором Atom — вопрос открытый. Дело в том, что этот процессор Intel существенно уступает распространённым x86 процессорам по вычислительной мощности, поэтому в целесообразности его использования в паре с высокопроизводительным чипсетом можно засомневаться. Вполне реальна ситуация, в которой быстродействие систем, подобных NVIDIA ION, будет ограничиваться сверху производительностью процессора, который не позволит другим компонентам системы проявить себя в полной мере. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы проведём соответствующие тесты, но сперва давайте познакомимся с прототипом системы, основанной на Intel Atom и NVIDIA GeForce 9400, попавшей в нашу лабораторию.

Система NVIDIA ION


Система сама по себе вряд ли способна поразить кого-нибудь своим дизайном. Это — простой окрашенный металлический параллелепипед, на боковых сторонах которого размещены разнообразные разъёмы, а на верхней поверхности сделано фигурное вентиляционное отверстие. Впрочем, дизайнерских изысков от прототипа никто не ожидал. Цель этого параллелепипеда заключается в демонстрации аппаратных возможностей платформы, поэтому единственная характеристика корпуса, которая должна привлекать внимание — его размер.


А он действительно очень компактен, общий объём не достигает и половины литра. Правда, при этом система NVIDIA ION использует внешний блок питания, но даже несмотря на это, габариты системы вызывают немалое удивление — практически все, видевшие ION в собранном виде, были совершенно уверены, что уж винчестера-то у него внутри точно нет. И ошибались. Добиться такой компактности инженерам NVIDIA удалось благодаря использованию в основе своего неттопа материнской платы формата Pico-ITX — 72х100 мм.


(фотография компании NVIDIA)

Эта материнская плата содержит на себе полный набор базовых компонентов, необходимых для полноценного функционирования системы. На одной стороне платы впаяны центральный процессор Intel Atom и чипсет NVIDIA GeForce 9400, состоящий из одной микросхемы (что ж делать, если слово «чипсет», означающее «набор микросхем», уже так прижилось). Обратная же сторона оборудована слотом DDR3 SO-DIMM для установки оперативной памяти.


(фотография компании NVIDIA)

Разъёмы для подключения внешних устройств вынесены на лицевую сторону платы. Здесь имеется внутренний порт Serial ATA и ряд внешних разъёмов, включающий DVI и HDMI порты, порт USB, а также RJ-45 для подсоединения к локальной сети.


(фотография компании NVIDIA)

В принципе, эта плата даже в таком виде позволяет собрать сравнительно полноценную систему. Но инженеры NVIDIA решили расширить набор поддерживаемых интерфейсов, для чего снабдили её дополнительной картой. Последняя подключается через специальный разъём, расположенный на обратной стороне основной платы, и несёт на себе добавочные порты Serial ATA, USB 2.0 и eSATA, а также аналоговые и цифровые звуковые разъёмы. Наконец, на второй плате распаяны светодиоды, кнопка включения и гнездо для подключения питания.


(фотография компании NVIDIA)

В общей сложности, эталонная система NVIDIA ION предлагает вполне достойный набор интерфейсов, включающий:

2 внутренних порта SATA;
2 порта eSATA;
7 портов USB 2.0;
1 порт Gigabit Ethernet;
6 аналоговых звуковых разъёмов (формат 5.1);
цифровой звуковой выход S/PDIF;
HDMI выход с возможностью вывода звука;
выход DVI Dual Link;
D-Sub выход.

Следует заметить, что дочерняя плата из-за наличия на ней значительного количества разъёмов имеет несколько больший формат, чем собственно процессорная плата. Именно её размер и определяет габариты корпуса, который оказывается чуть массивнее, чем можно было бы ожидать, учитывая Pico-ATX форм-фактор основной платы.

Материнская и дочерняя платы располагаются в корпусе «бутербродом», друг над другом. Под платами в системе монтируется 2,5-дюймовый жёсткий диск с интерфейсом SATA.


Сверху же установлен единый радиатор с вентилятором, охлаждающий чипсет и процессор.


Габариты этой системы охлаждения несколько больше, чем мы привыкли видеть на материнских платах с процессором Intel Atom, основанных на наборе логики Intel 945GC. Однако объясняется это скорее не высоким тепловыделением набора логики GeForce 9400, а стремлением сделать систему тише. Перевести ее на полностью пассивное охлаждение не позволяют габариты корпуса (конечно, можно было бы сделать радиатор из его верхней крышки, но это усложнило бы сборку), поэтому инженерам пришлось искать компромисс.

Описание тестовых систем


Прототип описанного неттопа, основанного на наборе логики GeForce 9400, мы решили сопоставить с «канонической» платформой, включающей процессор Intel Atom и набор логики Intel 945GC. Для этого мы воспользовались материнской платой Intel D945GCLF, которая базируется на этом наборе логики и содержит такой же интегрированный процессор Atom 230, как и платформа ION, предоставленная нам NVIDIA.


Полные конфигурации сравниваемых систем указаны в таблице:


Как видим, обе выбранные нами для тестирования платформы используют одинаковый процессор, оснащены памятью одного и того же объёма, а также комплектуются одинаковым жёстким диском. Иными словами, все полученные нами расхождения в производительности систем будут в конечном итоге обуславливаться именно различиями в их наборах логики. Итак, приступим.

Производительность



Windows Experience Index

Знакомство с производительностью систем мы решили начать с Windows Experience Index — оценки быстродействия, которую выставляет платформам операционная система. Для исследуемой в рамке этой статьи платформы NVIDIA ION эта оценка выглядела следующим образом:


По мнению операционной системы, узким местом системы ION является процессор. Собственно, именно об этом мы и говорили. Набор логики GeForce 9400 предлагает производительное видеоядро и достаточно быструю подсистему памяти, однако он ничего не может сделать с процессором, который явно не рассчитан на решение задач, требующих высокой вычислительной мощности. Честно говоря, было бы логичнее, если бы система ION использовала бы более быстродействующий двухъядерный Atom 330, однако NVIDIA рассудила иначе. Тем не менее, спецификации чипсета и системы ION допускают использование двухъядерных Atom, так что серийные продукты, использующие набор логики GeForce 9400, вполне могут получить в свое распоряжение и более производительный процессор.

Для сравнения, стандартная платформа, предлагаемая Intel и использующая набор логики 945GC, получает в Windows Vista более низкие, но и более сбалансированные оценки.


Впрочем, не стоит рассматривать Windows Experience Index слишком серьёзно. А потому, давайте посмотрим на результаты, показываемые платформами на базе Intel Atom в более представительных тестах.

PCMark Vantage


Полученные в PCMark Vantage результаты весьма показательны. В тех сценариях, где на мощности GPU ложится достаточно серьёзная нагрузка, система на базе GeForce 9400 показывает на порядок лучшую производительность. К таким сценариям относятся, естественно, «Gaming» и «Memories», где ресурсы графического процессора частично используются для обработки цифровых изображений. В оставшихся же тестах кардинального различия в производительности не наблюдается: мультимедийные сценарии «TV&Movies» и «Music», в которых значение имеет высокая пропускная способность подсистемы памяти, выводят на первое место платформу с чипсетом NVIDIA. Более же типичная для неттопов (в их классическом понимании) офисная и сетевая нагрузка исполняется слегка быстрее на системе, полностью состоящей из интеловских компонентов.

3DMark06

Для получения оценки производительности графических подсистем мы воспользовались тестом Futuremark 3DMark06. Конечно, совершенно очевидно, что GeForce 9400 здесь окажется вне конкуренции, но нас скорее интересуют абсолютные, а не относительные показатели.


На фоне Intel GMA 950 результаты GeForce 9400 кажутся впечатляющими. Но на самом деле 1200 баллов 3DMark06 — весьма низкий показатель, вызывающий серьёзные сомнения в возможности использования этой системы даже в самых простых 3D-играх. Однако, так как компания NVIDIA пыталась убедить нас, что NVIDIA ION вполне применима для игр, то мы решили провести дополнительную проверку и в реальных играх.

Игры

Множество игр, на нормальную работоспособность которых можно надеяться владельцам неттопов и нетбуков, весьма ограничено — это ясно даже без тестирования. Например, можно забыть обо всех популярных наименованиях, вертевшихся на языках игроков и обозревателей в течение последнего года-двух — такие игры если и запустятся, то с минимальными настройками графики. Поэтому мы решили посмотреть, как работает на «атомных» платформах старая, но тем не менее популярная игра Quake 4, увидевшая свет в далёком 2005 году.


Ничего утешительного. Даже при среднем уровне настроек качества изображения комфортно играть в Quake 4 на системе с GeForce 9400 практически невозможно. Причём, учитывая тот факт, что от смены разрешения скорость меняется незначительно, можно предположить, что проблема заключается отнюдь не в слабой видеоподсистеме, а в медленном процессоре. Кроме того, не следует забывать и о том, что быстродействие встроенного в GeForce 9400 графического ядра ограничивается и пропускной способностью памяти, которая в ION работает в непроизводительном одноканальном режиме.

Впрочем, на «шутерах от первого лица» свет клином не сошёлся, и мы решили попытаться запустить на тестируемых системах какие-нибудь другие игры. Например, весьма популярную сетевую гоночную аркаду Trackmania Nations Forever, которая не предъявляет особенно серьёзных требований к аппаратным ресурсам.


И вновь ничего утешительного. Для комфортной игры производительность недостаточна, а проблема вновь кроется в процессоре Atom, о чём можно судить по не сильно худшим результатам системы, основанной на Intel 945GC, оснащённой гораздо более слабой графикой. Похоже, об играх на Atom-системах, в том числе и на NVIDIA ION, можно смело забыть.

Впрочем, прежде чем поставить окончательный крест на играх, мы решили дать ION последний шанс и протестировать его работу в World of Warcraft — популярнейшей сетевой ролевой игре. Особенность World of Warcraft состоит в том, что движок этой игры крайне нетребователен к аппаратным ресурсам. И тем не менее…


Картина та же самая — результаты, откровенно говоря, невысокие. Всё снова упёрлось в мощность центрального процессора, что в очередной раз свидетельствует о несбалансированности платформы, предлагаемой NVIDIA. Несмотря на то, что графическое ядро GeForce 9400 вполне способно работать с запускавшимися нами играми само по себе, о чём можно судить по тестам других систем, использующих тот же набор логики, в нашем случае процессор Atom 230 не позволяет получить удовлетворительный результат. Впрочем, апологеты WoW всё же смогут насладиться предметом своего преклонения, так как высокая скорость не столь значима в этой игре, и уровня 20—25 кадров/с может быть вполне достаточно для нетребовательных игроков.

Интернет

После получения не самого позитивного опыта в играх, мы решили сосредоточиться на сравнении платформ при более типичной для неттопов (в понимании Intel) нагрузке — при интернет-сёрфинге и отображении сайтов. Для этого мы использовали два теста. Первый, Futuremark Peacekeeper, измеряет производительность браузеров при рендеринге веб-страниц, второй же, Powerflasher Powerbench, предназначается для определения скорости работы приложений, построенных по технологии Adobe Flash 10.


Несмотря на то, что результаты платформы NVIDIA ION оказываются выше показателей, набранных неттопом с полностью интеловской начинкой, говорить о превосходстве альтернативной платформы мы не будем. Полученные цифры блики друг к другу, что говорит о примерно одинаковой скорости работы при интернет-сёрфинге. Высокопроизводительное видеоядро, встроенное в GeForce 9400, никоим образом не проявляет себя ни при отображении статичных сайтов, ни при выполнении Flash-приложений.

К сожалению, мы должны предупредить, что даже при обычном интернет-сёрфинге производительности систем, основанных на одноядерном процессоре Intel Atom, включая и основной предмет сегодняшнего обзора — NVIDIA ION, может не хватать для комфортной работы. Это касается как сайтов, насыщенных Flash-баннерами, так и сайтов, предлагающих просмотр видеороликов в высоком качестве. В качестве яркой иллюстрации достаточно упомянуть, что обе протестированные платформы не смогли справиться с плавным проигрыванием HD-контента на портале YouTube.com.

Воспроизведение HD-видео

Воспроизведение видео высокого разрешения — актуальная и распространённая задача, часто ставящаяся перед различными домашними вычислительными системами. Однако Intel, позиционируя свои неттопы на базе процессоров Atom именно в качестве компактных домашних компьютеров, считает по-другому. Для них сфера применения ограничивается по большей части лишь интернет-приложениями, для работы с HD-видео мощности процессоров Atom, к сожалению, не хватает. В этом мы убедились собственноручно: даже двухъядерный Atom 330 не может похвастать беспроблемным проигрыванием контента с разрешением 1080p. Впрочем, при этом с видео в разрешении 720р процессоры Atom всё-таки справляются, однако утешением для покупателей неттопов это представляется недостаточным.

Появление же систем с процессором Atom, основанных на наборе логики GeForce 9400, может переломить ситуацию. Ведь этот набор логики, в отличие от Intel 945GC и Intel 945GSE, содержит специализированное аппаратное решение PureVideo HD версии VP-3, берущее на себя декодирование и постобработку фильмов кинематографического качества, записанных в форматах H.264, VC-1 и MPEG-2.

С точки зрения пользовательского программного обеспечения, для работы PureVideo HD видеопроигрыватель должен иметь поддержку DXVA, DirectX Video Acceleration. К таковым на данный момент относятся коммерческие Corel WinDVD и Cyberlink PowerDVD, бесплатные Media Player Classic Home Cinema, MediaPortal, KMPlayer и GOM Player, а также встроенный в Windows Vista декодер MPEG-2. В некоторых случаях для нормальной работы DXVA требуется дополнительная настройка проигрывателя, так, в MPC-HC необходимо включить режим рендеринга EVR. Каких-либо дополнительных драйверов, кроме обычного драйвера видеокарты NVIDIA, не требуется.

Для практической проверки возможностей ION по воспроизведению видеоконтента мы попробовали посмотреть на этой платформе несколько фильмов с разрешением 1080р, закодированных в различных форматах. В данном случае мы не стали проводить сравнения ION с системой на базе Intel 945GC, так как эта интеловская платформа попросту неспособна обеспечить декодирование HD-видео с необходимой скоростью.

Платформа же, основанная на чипсете GeForce 9400, напротив, продемонстрировала хороший результат. При использовании программных плееров, поддерживающих DXVA и, соответственно, PureVideo HD, никаких проблем во время просмотра фильмов не наблюдалось.

1. H.264: Тёмный рыцарь.


При воспроизведении фильма, закодированного с помощью H.264 (MPEG-4 AVC), загрузка процессора составляла 15—20 %. При этом никаких выпадений кадров не происходило даже на самых сложных сценах. Заметим, что в тесте мы использовали бесплатный плеер Media Player Classic Home Cinema, являющийся дальнейшим развитием популярного Media Player Classic и отличающийся от последнего, в числе прочего, поддержкой аппаратного декодирования видео DXVA.

2. VC-1: Железный человек.


Аналогичная позитивная картина наблюдается и при просмотре фильмов, сжатых кодеком VC-1. Загрузка центрального процессора составляет примерно 25 %, при этом она совершенно не зависит от моментального битрейта и не увеличивается на сложных динамичных сценах.

3. MPEG-2: Обитель зла.


При просмотре фильма в MPEG-2 формате возникли некоторые сложности, так как использовавшийся нами плеер Media Player Classic Home Cinema не смог задействовать аппаратные возможности GeForce 9400 для его декодирования. На выручку пришёл платный Cyberlink PowerDVD 8.0, который лишён этой проблемы. В результате, декодирование и воспроизведение HD-фильма в MPEG-2 формате без какого-либо выпадения кадров потребовало не более 20—25 % процессорного времени.

Помимо различных кодеков, HD-ролики могут поставляться и в различных контейнерах — Matroska (MKV), MPEG-TS, QuickTime... Мы проверили все три варианта на самых разных видеороликах — проблем не возникло ни в одном случае.

Впрочем, не следует думать, что система NVIDIA ION может без проблем проигрывать любой HD-видеоконтент. По непонятной причине, так и не удалось обеспечить нормальную работу ни одного из имевшихся плееров с фильмами в формате WMV3, хотя формально он совместим с кодеком VC-1, который ION успешно распаковывал из контейнеров MKV и MPEG-TS. Например, вот какая картина наблюдается при воспроизведении фильма Coral Reef Adventure:


Загрузка процессора составляет порядка 60 %, при этом на сложных сценах происходит выпадение кадров. На приведённом скриншоте частота смены кадров зафиксирована на уровне 17 вместо положенных 24. К счастью, фильмы в таком варианте вам вряд ли встретятся — в формате WMV распространяются в основном промо-ролики с сайта Microsoft.

Кроме того, как показало дальнейшее тестирование, существуют ситуации, когда встроенный в GeForce 9400 движок PureVideo HD может не справляться с нагрузкой по декодированию HD-видео, даже если оно записано в формально поддерживаемом формате. Именно такое стечение обстоятельств демонстрирует приводимый ниже скриншот: при проигрывании ролика в формате H.264 число кадров в секунду снижается ниже положенной границы.


Обратите внимание: несмотря на выпадение кадров во время проигрывания видео, загрузка процессора остаётся незначительной и не превышает 30—40 %.

Секрет же этого, достаточно насыщенного ролика состоит в высоком битрейте, достигающем 106 Мбит/с, обусловленном изображением ряби на воде. Впрочем, обнаруженные в данном случае проблемы NVIDIA ION не могут быть классифицированы как существенные. Видеоматериал со столь высоким битрейтом — пример явно искусственный, к примеру, обычные Blu-Ray диски при скорости 1x обеспечивают поток «всего лишь» 36 Мбит/с, с воспроизведением которого у тестируемой платформы нет никаких проблем.

К слову, раз уж зашла речь о Blu-Ray, то не можем не упомянуть, что работа ION была проверена и с внешним BD/HD-DVD приводом LG Super Multi Blue с интерфейсом USB. Никаких проблем в работе с ним не возникло, предложенный диск с фильмом «Casino Royale» ION проиграл без запинок. К сожалению, Blu-Ray дисков с поддержкой технологии BD-J, новейшего поколения защиты, у нас под рукой не было.

В ходе тестирования видеоролики проигрывались как с собственного винчестера ION, так и с внешнего 2,5" накопителя Samsung S2 Portable с питанием от одного порта USB. Опять же, без малейших проблем — заметной дополнительной нагрузки на процессор передача потока по USB не создавала, с питанием накопителя ION также справился.

Таким образом, в отличие от игр, для просмотра распространённого видео высокого разрешения возможностей платформы NVIDIA ION вполне хватает. Невысокая производительность процессора Intel Atom нисколько не мешает работе встроенного в GPU движка PureVideo HD.

Энергопотребление


Экономичность, выражающаяся в низком энергопотреблении, — одно из основных преимуществ неттопов по сравнению с полноценными компьютерами. Специально разработанный для таких систем процессор Atom является отличным примером заботы Intel об энергетической эффективности. Напомним, максимальное расчётное потребление одноядерного Atom 230 составляет всего лишь 4 Вт. Поэтому, от наборов логики, используемых в составе неттопов, мы также ожидаем невысокого энергопотребления, сравнимого с потреблением самого процессора.

В рамках тестирования мы оценили суммарное потребление платформы NVIDIA ION при решении наиболее типичных типов задач и сравнили полученные цифры с аналогичными показателями энергопотребления неттопа, основанного на базе чипсета Intel 945GC. Измерению подвергалось энергопотребление полных систем без монитора. При этом следует иметь в виду, что поскольку тестируемые системы использовали различные блоки питания с разными КПД, соотношения между полученными для разных платформ данными могут содержать определённую погрешность, влияние которой, будем надеяться, в нашем случае не столь существенно.


Результаты измерений явно показывают, что между платформами для неттопов, предлагаемыми Intel и NVIDIA, с точки зрения энергопотребления нет никакой принципиальной разницы. Обе системы продемонстрировали близкие результаты при любом типе нагрузки. Однако хочется подчеркнуть, что платформа ION способна предложить лучшее соотношение «производительность на ватт» при задействовании графического ядра. Производительность встроенного в GeForce 9400 GPU гораздо выше скорости видеоакселератора Intel GMA950, но, тем не менее, энергопотребление протестированных платформ остаётся сравнимым и при работе и в 3D режимах.

К сожалению, продемонстрированный NVIDIA ION паритет с системой на базе Intel 945GC означает одновременно и поражение этой платформы, если речь пойдёт не о неттопах, а о нетбуках. Дело в том, что предлагаемый Intel для нетбуков набор логики 945GSE существенно отличается от 945GC именно с точки зрения электрических характеристик. В то время как предельное расчётное энергопотребление интеловского чипсета для неттопов составляет 25,5 Вт, эта же характеристика для Intel 945GSE в паре с южным мостом ICH7 установлена равной 9,3 Вт. Соответственно, при рассмотрении ION в качестве мобильной платформы он с треском проиграет альтернативному решению на компонентах Intel.

Впрочем, в своё оправдание NVIDIA ссылается на практически одинаковое потребление GeForce 9400 и Intel 945GSE в состоянии простоя, что для мобильных систем, основанных на этих наборах логики, приводит к незначительным различиям в реальном времени работы от батареи. Но в то же время, современные нетбуки не могут похвастать уж слишком впечатляющей продолжительностью автономной работы, и даже небольшое её сокращение вызывает справедливое расстройство.

Выводы


Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что платформа NVIDIA ION, подразумевающая использование набора логики GeForce 9400 в основе неттопов и нетбуков, предлагает лучшие возможности, чем ставшая уже классической комбинация из процессора Atom и чипсета Intel серии 945G. Решение NVIDIA имеет целый ряд преимуществ, фундаментом для которых выступает чипсет со встроенным производительным GPU. В ряде случаев этот GPU, способный ускорять не только 3D-графику, но и проигрывание видео высокого разрешения, может расширить сферу применимости неттопов и нетбуков.

Впрочем, GeForce 9400 не может исправить все узкие места гиперэкономичных систем: устанавливаемый в них процессор Intel Atom обладает недостаточной для решения многих задач производительностью. Поэтому, хотя предлагаемый NVIDIA в составе платформы ION GPU и обладает достаточной мощностью для большого числа 3D игр, в реальности ION нельзя считать игровой платформой даже начального уровня. Общее быстродействие системы в игровых приложениях упирается в слабый процессор, в результате чего о приемлемом уровне кадров в секунду даже в простых в графическом плане 3D-играх говорить не приходится.

Зато NVIDIA ION неплохо проявляет себя при воспроизведении HD-видеоконтента. Движок PureVideo HD, встроенный в GeForce 9400, берёт на себя львиную долю нагрузки по декодированию видео, в результате чего эта система с процессором Atom получает возможность беспрепятственного воспроизведения видео в форматах H.264, VC-1 и MPEG-2 даже с разрешением 1080p. Благодаря этому, неттопы на базе ION могут составить серьёзную конкуренцию таким HD-плеерам, как Popcorn Hour, Tvix или Egreat — при сравнимых габаритах неттопы будут иметь более низкую стоимость, а также привычный для Windows-пользователей набор программного обеспечения.

Получается, что использование набора логики с производительным видеоядром в составе систем, основанных на процессоре Intel Atom, даёт лишь одно осязаемое преимущество: такие системы могут служить в качестве медиаплееров и HTPC. Но уже и этого может быть вполне достаточно для возникновения интереса к таким неттопам. Иными словами, применение GeForce 9400 в небольших экономичных компьютерах имеет реальный практический смысл: благодаря этому чипсету неттопы могут стать гораздо большим, чем простым дешёвым бытовым устройством для несложной работы и общения в сети Интернет.

В то же время, мы бы не стали рассматривать NVIDIA ION в качестве удачной платформы для нетбуков. Хотя эта платформа и может быть собрана в корпусах минимального размера, реального практического смысла от её использования в массовых ультра-мобильных компьютерах не видно. Мобильные чипсеты Intel имеют более низкое энергопотребление, а их неспособность воспроизводить HD-видео вряд ли имеет значение для нетбуков, комплектуемых экранами с низкими разрешениями. Поэтому, ION может претендовать разве только на попадание в немногие дорогие нетбуки элитного уровня, вроде SONY VAIO P-серии, комплектуемые экранами с высоким разрешением.

Но даже и на рынке неттопов, где применение платформы ION выглядит вполне логичным, NVIDIA могут ожидать существенные проблемы. Дело в том, что в ближайшее время компания Intel также намеревается обновить свою «атомную» платформу, заменив чипсеты 945-й серии на набор логики следующего поколения, Intel GN40. Он будет иметь более совершенное графическое ядро, также способное ускорять воспроизведение видео высокого разрешения. И хотя Intel пока говорит лишь о возможности просмотра на таких системах видеоконтента с разрешением 1080p, транслируемого через сеть с потоком не более 25 Мбит/с, в реальности производительности графического ядра GN40 может хватить и для фильмов в HD-формате с большими потоками. Кроме того, не следует забывать и об инициативе ряда производителей, анонсировавших системы на базе Atom и чипсетов Intel 945-й серии, оснащённых дополнительным аппаратным видеодекодером... впрочем, по очевидным причинам такие системы обходятся дороже, чем двухчиповый ION. Тем не менее, они также способны составить серьёзную конкуренцию продукту NVIDIA.

Но даже в том случае, если системы NVIDIA ION будут позитивно встречены рынком, будущее NVIDIA как поставщика наборов логики для неттопов и нетбуков, основанных на процессорах Intel Atom, представляется весьма туманным. Уже в конце этого года компания Intel планирует перейти к выпуску процессоров семейства Atom (Pineview), обладающих встроенным графическим ядром, а вот правомерность производства компанией NVIDIA наборов логики для таких процессоров в настоящее время является предметом судебного разбирательства. Поэтому, вполне возможно, NVIDIA придётся ретироваться с этого рынка, так и не успев укрепиться на нём. Впрочем, учитывая, что ION — это не плод самостоятельных инженерных усилий, а всего лишь попытка расширить позиционирование и без того имеющегося в распоряжении компании удачного набора логики, провал инициативы ION для NVIDIA катастрофой не станет. Тем более, что в любой момент компания может переориентировать свою платформу под процессоры VIA, способные составить вполне достойную конкуренцию Atom в качестве основы неттопов.