Autodesk Форум 2010: заметки на полях

Вступление


Американскую корпорацию Autodesk мы знаем по AutoCAD, 3ds Max, Maya, и целому ряду других программных продуктов (как появившихся вследствие эволюции текущей продуктовой линейки, так и полученных после ряда поглощений). Собираясь на мероприятие, организуемое указанной компанией, я не питал особых иллюзий по поводу практического использования добытых знаний: всё-таки ПО от Autodesk - это инструменты специалистов-профессионалов в своих областях. Так что основной задачей было оценить уровень технологического прогресса, встретиться с интересными людьми, почувствовать текущий вектор развития отрасли. Получившиеся "заметки на полях" вряд ли могут претендовать на статус полноценного освещения указанного мероприятия, однако я уверен, что многие читатели почерпнут для себя нечто интересное. Не все же мы сертифицированные специалисты по AutoCAD и 3ds Max...


Мероприятие проходило на территории гостиничного комплекса "Холидей Инн Сокольники". Как и ожидалось, ранним утром второго дня мероприятия количество организаторов превышало количество посетителей форума.


Однако в небольшом холле перед залами, в которых шли доклады, шла бойкая торговля технической литературой - различные пользовательские руководства стоимостью в несколько сотен рублей пользовались неплохим спросом.


Не успев как следует насладиться чашкой кофе после промозглой дождливой погоды, я был выловлен цепкими руками промоутеров, продвигавших сервис AutoCAD Online.

AutoCAD Online


Зарегистрировавшись на странице проекта AutoCAD Online, предлагаемого с июля этого года совместными усилиями компании SoftKey и Autodesk, вы получаете пароль к 30-дневной версии программного продукта. Чуда, конечно же, не ждите (читай - зашёл на сайт, набрал пароль и вот уже создаю чертёж в окне браузера). Вам придётся скачивать и устанавливать клиент Citrix ICA Client, инсталлировать специальный элемент ActiveX (сервис AutoCAD Online реализован с помощью средств виртуализации Citrix XenApp). По завершении регистрации и некоторого (впрочем, недолгого) ожидания - на ваш электронный почтовый ящик приходит уведомление о регистрации с указанием логина и пароля к сервису AutoCAD Online. После чего вы можете окунуться в изучение возможностей онлайновой версии AutoCAD 2011.


Думаю, специалистам такая возможность будет интересна - даже если вопрос о приобретении лицензий их организацией не ставится, попробовать в деле новое программное обеспечение от Autodesk будет любопытно.

Сообщество пользователей Autodesk


На мероприятии активно продвигался портал "Сообщество пользователей Autodesk".


На сайте проекта читаем: "В Autodesk Community Team входят наиболее активные пользователи программных продуктов компании Autodesk, а также технические специалисты и эксперты компаний-партнеров Autodesk. Участники осуществляют широкий круг деятельности в интересах Сообщества, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление Сообщества и другие формы участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности (без расчёта на денежное вознаграждение, в форме безвозмездного труда в интересах Сообщества)".

В принципе, всё ясно: пользователям - ещё один источник знаний за счёт бескорыстных специалистов, корпорации Autodesk - определённая разгрузка служб технической поддержки. Бизнес есть бизнес...

3D-принтеры твердотельных объектов и лазерные 3D-сканеры


Отдельным островком паломничества являлся стенд фирмы Z Corporation. Неспроста даже в самом названии корпорации указана сфера её деятельности (намёк на ось Z в прямоугольной системе координат).

Начнём, пожалуй, с цветных 3D-принтеров линейки ZPrinter.


В основе получения трёхмерного объекта лежит принцип послойной печати.


Струйная печатающая головка распределяет жидкий клеевой состав на водной основе, который склеивает порошок, формируя слои будущей модели.


Клей распределяется в соответствии с заданной программой и очень быстро застывает. После формирования слоя проверяется его толщина и начинается формирование следующего слоя. По окончании процесса "печати" готовая модель извлекается из массы порошка. Порошок, не использованный в процессе построения модели, применяется для печати следующих моделей.


Процесс изготовления модели хорошо показан в видеоролике, который можно найти на ресурсах YouTube.

Различаются такие устройства по разрешению, скорости работы, толщине формируемого слоя, возможностям работы с цветом и т.д. Как удалось выяснить у специалиста, проводившего демонстрацию, стоимость композитного материала, используемого для построения модели - порядка 7 рублей за кубический сантиметр. Цена устройства (в случае одной из наиболее продвинутых моделей ZPrinter 450) колеблется в районе пяти десятков тысяч американских долларов. Интерфейс подключения: протокол TCP/IP, по локальной сети к рабочей станции под управлением Windows XP/Vista/7.

Компания Z Corporation также производит аппараты ZBuilder, формирующие макеты из пластмассы, причём не уступающие по прочности и точности пластмассовым деталям, отливаемым в процессе промышленного производства. Повертев в руках корпусную деталь, я убедился в её прочности.


Устройства ZBuilder выполняют построение деталей аддитивным методом с использованием проектора с высокой разрешающей способностью и цифровой обработкой света для отверждения жидкого фотополимера. И снова здесь идёт работа по слоям: разрешение по оси Z регулируется в диапазоне от 50 до 100 микрон. Погрешность при изготовлении: +/- 0,2мм. Вертикальная скорость построения объекта - до 12.7 мм в час. Разработчики устройства полагают, что оно отлично подходит для проверки дизайна изделия, создания прототипов и т.п.

Если обратиться к финансовой стороне вопроса, то такое устройство стоит порядка 60 тысяч долларов США, а цена одного кубического сантиметра фотополимера находится в районе 20 рублей.

Напоследок нам поведали, что в природе существуют аппараты, способные формировать металлические модели, которые изготавливаются посредством спекания лазером титанового порошка. Прочность таких моделей достаточно высока, чтобы использовать их в качестве рабочих деталей тех или иных агрегатов. Но стоимость таких средств производства составляет более одного миллиона долларов США, и практическое применение их пока не распространено.

Ну и, наконец, мы подошли к лазерным 3D-сканерам.


Принцип работы ZScanner: подключение по FireWire, нанесение на сканируемый объект специальных светоотражающих маркеров, калибровка устройства. Затем вы начинаете сканирование (вручную перемещая устройство над искомой поверхностью). Программное обеспечение ZScan в режиме реального времени отображает получаемую модель.

Среди областей применения создатели таких устройств указывают обратный инжиниринг, создание моделей упаковок (повторяющих форму изделия), ведение электронного архива моделей и прототипов, создание копий музейных экспонатов, и т.д. Если говорить о цене устройств, то она колеблется в пределах нескольких десятков тысяч долларов.

"Живые" 3D-метки и "Живой" 3D-дисплей


Российская компания EligoVision демонстрировала на стенде некоторые из своих разработок.


Впечатляюще выглядели т.н. 3D-метки - технология, построенная на оптическом трекинге. Камеры отслеживают попадающие в их поле зрения карточки-маркеры, затем специализированное программное обеспечение "переносит" их в виртуальную среду, где после успешного распознавания накладывается слой с трёхмерным объектом. Всё это великолепие транслируется в режиме реального времени на средство отображения (компьютерный монитор, плазменную панель, экран проектора и т.д.). Представление данной технологии лучше увидеть своими глазами, в предложенном видеоролике:


Похоже, такие технологии уже в ближайшем будущем прочно войдут в нашу жизнь. Это становится очевидно после того, как вы увидите проект "живой" 3D-метки в форме виртуальной танцовщицы стриптиза из "мужского" глянцевого журнала (подробности вы можете найти здесь).

Компания EligoVision также предлагает комплексное решение под названием "Живой 3D-дисплей" (куда входят и 3D-метки, и системы формирования 3D-изображения, и манипулятор собственной разработки под названием 3D Пойнтер). "Живой 3D-дисплей" позволяет реализовать виртуальную реальность, интеграцию трёхмерных миров с многоуровневым взаимодействием и различными сценариями управления. Так что наслаждайтесь реальностью, пока она с вами, господа! Не пройдёт и пары-тройки десятков лет, и я уверен, что некоторые люди большую часть своей жизни будут проводить в виртуальных мирах (в принципе, субъекты с игровой зависимостью и так демонстрируют нам это, отвлекаясь от любимых MMORPG только на сон, еду, и необходимость, извините, справить естественную нужду)...

Hewlett-Packard: всегда есть о чём поговорить


На стенде корпорации Hewlett-Packard демонстрировались текущие достижения фотопечати на струйных принтерах, а также, естественно, более соответствующие формату мероприятия устройства для широкоформатной печати.


Но, как видно из заголовка раздела, я использовал возможность поговорить со специалистами HP в чисто корыстных целях. Впрочем, надеюсь, эта информация будет полезна и некоторым из наших читателей.

А вопрос был следующий - являясь владельцем недорогого цветного лазерного принтера прошлого поколения (HP Color LaserJet CM1015 MFP), я хотел выяснить - шагнули ли вперёд за прошедшие два-три года технологии цветной лазерной печати, и есть ли смысл переходить на новое поколение таких устройств?

Решение о переходе, конечно же, всегда остаётся за конечным потребителем (ситуации бывают разные), а вот что касается различий, то здесь ситуация такова. В новых моделях устройств (среди представителей, в частности, принтеры CP3525, CP2025, многофункциональное устройство CM1312 MFP и т.д.) используется новое поколение тонеров HP ColorSphere. А это привело к расширению цветовой гаммы, стал лучше виден глянец на полученном изображении (которое, в свою очередь, стало выглядеть более живым). Также мне сообщили об усовершенствованиях в технологии цветопередачи (в частности, речь идёт о новой прошивке принтера под новые тонеры), и поведали о заметном улучшении ситуации с не слишком естественными жёлтыми цветами при выводе фотографических материалов на предыдущих поколениях цветных лазерных принтеров.

Теперь что касается увеличения максимального разрешения цветного лазерного принтера до параметра 1200x1200 точек/дюйм (для общедоступных массовых моделей). Специалисты HP сказали, что такое устройство на данный момент вряд ли будет широко востребовано, поскольку его цена будет как минимум в шесть раз выше аналогичного устройства с разрешением печати 600x600 точек/дюйм.

Напоследок представитель корпорации Hewlett-Packard заметил, что критически важным параметром печатающего устройства является цена отпечатка (которая зависит от параметров расходных материалов к принтеру). Так что выбирайте себе устройство (неважно, для дома или работы), отталкиваясь от этого показателя.

Доклады


Естественно, я физически не имел возможности побывать на всех докладах, посвящённых новым программным продуктам, примерам внедрения, различным решениям, специфике работы отраслей. Тем не менее, о некоторых выступлениях вкратце расскажу.

Дмитрий Ларионов из компании ProVideo Systems рассказывал о возможностях Autodesk Smoke 2011 (пакет для финишной обработки видеосигнала - для телетрансляций, рекламных роликов и т.д.) - да так, что хотелось немедленно побежать и купить этот программный продукт (вышедший под Mac OS X). Если попытаться сформулировать суть продукта в двух словах, то Autodesk Smoke 2011 - это набор инструментов для нелинейного редактирования, цветокоррекции, рисования, подчистки, создания титров, добавления звука, 3D-композитинга и финальной обработки видеосигнала. Подробнее о продукте вы можете узнать на его официальной странице.


Акжол Абдулин, преподаватель Scream School, в рамках доклада об использовании пакетов Maya и 3ds Max в основном рассказывал об истории компьютерных игр.


Объяснив, что постоянное улучшение графики в первую очередь обусловлено физиологией человека (80% всей информации мы получаем благодаря зрению), Акжол отметил, что современная 3D-графика в компьютерных играх - это квинтэссенция нескольких искусств (живописи, скульптуры, кино, и т.п.). При этом специалисты по 3D-графике обычно разделяются на тех, кто создаёт модель персонажа, тех, кто анимирует его, и тех, кто занимается созданием локаций - объектов виртуального мира. Важнейшими характеристиками 3D-содержимого (наряду с оригинальностью и художественной красотой) является его технологичность, удобство интеграции в проект, управляемость и т.д.
Что касается пакетов 3ds Max и Maya, то Акжол считает, что они практически равнозначны. Просто широко известный 3ds Max чаще используется там, где не требуется высокая детализация. А вот Maya - более сложный в освоении продукт, со своим встроенным языком программирования, позволяющим подстраивать пакет под свои задачи.
Завершил свой доклад Акжол Абдулин уверенностью в том, что будущее игр зависит от платформ, которые будут массово использоваться людьми (мобильные телефоны, планшетные компьютеры, и т.д.) и тех технологий, которые будут доступны на этих платформах. Немало зависит и от появляющихся новых устройств ввода (Wii Remote, Kinect, и прочих попыток вовлечь пользователя в игровой процесс). Так что в будущем нам скучать точно не придётся...


О суровых буднях компании, занимающейся созданием рекламных роликов, поведал Виктор Лакисов из судии Асимметрик VFX. Объяснив, что каждый проект состоит из трёх стадий (продакшн, постпродакшн и финишинг), Виктор посетовал на то, что работа в сжатые сроки подразумевает и ночные съёмки, и бессонные ночи для коллектива студии. При создании 30-секундного рекламного ролика в России клиент готов ждать 8 недель, зарубежный клиент - и того меньше (около 4 недель). Так что приходится распараллеливать задачи: одновременно идёт работа над персонажем и компоновочным планом (layout), причём, как только черновая схема персонажа готова, сразу же подключаются аниматоры. После утверждения клиентом черновой версии анимации, в проекте уже ничего не изменяется (порядок сцен, расположение камер, события на шкале времени и т.д.), а в процессе дальнейшего производства и чистовой обработки - заказчику просто показывают текущие ревизии ролика. В общем, работа интересная, но очень и очень сложная.


Интересным было и выступление Аркадия Дубинина (руководителя студии "Триграф"), озаглавленное как "Стерео Истерия". Посвящено оно было стерео 3D кино. Начался доклад с простых, но впечатляющих статистических выкладок. Фильм "Аватар" собрал 2.7 миллиарда долларов, но это ещё в определённой мере объяснимо. А вот снимающий преимущественно в жанре арт-хаус режиссёр Тим Бёртон собрал со своей картиной "Алиса в стране чудес" около 1 миллиарда долларов, и такой цифрой проект в первую очередь обязан наличию 3D-версии фильма. Аркадий Дубинин отметил, что в мире сейчас настоящая истерия - в 3D хотят снимать всё подряд, даже любовные драмы - ведь у кинодельцов перед глазами стоят гигантские кассовые сборы лент, демонстрируемых в формате стерео 3D. При этом сам формат стерео кино абсолютно не нов. Аркадий Дубинин отметил ряд мастеров советской эпохи, прекрасно справлявшихся со съёмкой такого материала. Ещё в 60-е годы в СССР была разработана киносъёмочная аппаратура и система для показа объёмных фильмов - "Стерео-70". Так что о каком-то там "прорыве" говорить не приходится. Просто сейчас рынок готов потреблять новое (хорошо забытое старое): уже сейчас порядка 10% выходящих новых фильмов будут иметь версию в стерео 3D.
При этом, естественно, нельзя говорить о том, что прогресс стоит на месте. Разрабатываются технологии конвертации существующих видеоматериалов в 3D; изучаются и реализовываются варианты создания трёхмерного изображения без необходимости использовать специальные очки; активно исследуются возможности голографии. В общем, "трёхмерное кино" пришло всерьёз и надолго, и вопрос стоит исключительно в текущем развитии технологий.


Наконец, последним на форуме был доклад Дмитрия Токоякова, руководителя студии Bazelevs VFX (входящую в группу компаний Bazelevs, созданную Тимуром Бекмамбетовым). В принципе, доклад был "разгрузочным" - нам показывали красивые спецэффекты из фильма "Чёрная Молния" и рассказывали, как именно они создавались. Из интересных фактов: работа велась в очень жёстком временном интервале: вместо одного года на фильм было потрачено всего 4 месяца. Для съёмок полётов использовалась в основном спецмашина со штангой на крыше, поднимающей камеру над землёй. В общем, словами спецэффекты в движении не передашь, так что я, пожалуй, лишь отмечу напоследок интересное замечание, сделанное Дмитрием Токояковым по поводу стерео 3D кино. Оказывается, при определённых обстоятельствах неправильное позиционирование камер относительно друг друга, ошибки в обработке полученного материала - могут приводить к получению таких нежелательных эффектов, как тошнота зрителей (физиологическая, естественно) при просмотре. Самое страшное, что такие побочные эффекты не всегда могут считаться нежелательными - например, создатели фильмов ужасов вполне могут ими воспользоваться специально...