"Коллапс" (Collapse). Первый взгляд

Издатель в России: "Бука"

Системные требования

Вот какие системные требования указаны в качестве минимальных на коробке с игрой:

Windows 2000/XP/Vista
Pentium 4 или Athlon 64 с частотой 3 ГГц
1024 Мбайт оперативной памяти (2048 Мбайт для ОС Windows Vista)
DirectX 9.0с совместимая видеокарта с 256Мб видеопамяти класса NVIDIA GeForce 6600
Звуковая карта, совместимая с DirectX
Привод DVD-ROM
6 Гбайт свободного места на диске
Клавиатура, мышь (игра также поддерживает геймпад)

...Хотя лично мне кажется, что это - всё-таки рекомендуемые системные требования.

Описание

Сюжетная завязка:

В 2013 году в центре Европы произошла страшная катастрофа, причины которой так и остались тайной. Большая часть западной Европы превратилась в огромную аномальную зону. Огромное количество людей погибло или пропало без вести, а те, кто выжил, рассказывали невероятные вещи...

Аномалия не просматривалась со спутника, а всякие попытки изучить её давали скудные результаты... Спустя десять лет затишья после катастрофы случилось то, что позже люди назовут "Первой Агрессией" - аномалия начала стремительно разрастаться, захватывая территорию Европы и порождая тысячи кровожадных существ. Однако, по непонятным причинам они не смогли приспособиться к земным условиям и на время все затихло...

Появление странных существ, пугающе похожих на людей, стало первой причиной, по которой объявили карантин. Вокруг аномалии была возведена "Линия Смерти" - стена из бронеплит с минными полями и пулеметными гнездами по периметру. Так, не успевшие эвакуироваться из зоны карантина оказались навсегда отрезаны от остального мира.

Прошли годы. Люди, оставшиеся в зоне, начали создавать небольшие поселения. Относительно безопасные пустоши начали называть "Свалкой", а эпицентр зоны - "Дырой". Появились первые кланы, ведомые Лордами - людьми, обладающими достаточной силой и мужеством, чтобы вести за собой других.

Действия игры разворачиваются в 2096 году, во времена "Второй Агрессии" аномалии, уничтожившей большинство кланов. По необъяснимым причинам во время взрыва погибают все Лорды. Родан - последний из Лордов, чудом оставшийся в живых, стремится выяснить истинные причины смерти своего отца. Он еще не знает, что всего лишь пешка в одной большой игре, где духовные ценности продаются, а человеческая жизнь не стоит ломаного гроша... Но жизнь - непредсказуемая штука. Даже пешка может сыграть решающую роль в этой партии...


Для изменения пользователю доступна только "надводная" часть настроек видео - вы выбираете разрешение, а также качество графики - "высокое", "среднее" и т.д. После этого картинка подстраивается уже по набору предустановок разработчиков игры. Также доступны базовые настройки звука, ну и, естественно, вы можете отрегулировать управление.

Не совсем явно расположена функция создания профиля (по умолчанию - создаётся профиль с именем главного героя - Родана). Выбрав профиль, вы можете продолжать игру, прогресс в которой автоматически сохраняется на чекпойнтах.

При старте игры вы выбираете уровень сложности (кстати, изначально, в настройках, уровень сложности - нормальный, но его менять нельзя, только при старте игры даётся выбор между "легко", "нормально" и "тяжело"). Лично я выбрал нормальный уровень сложности, и читая дальнейшее описание, имейте ввиду данный параметр.

Начальная заставка демонстрирует нам сходку главарей кланов, которые обсуждают вопрос объединения усилий для адекватного отпора существующим угрозам.


Заставка сделана живенько, но, на мой взгляд, некоторым актёрам (озвучивающим персонажей) немного не хватает, собственно, актёрского мастерства. На сцене появляется Родан - последний из выживших Лордов, и после недолгих переговоров слышится взрыв, разметавший всех главарей, пришедших на сходку...

И вот, наконец, мы получаем управление главным героем игры. Первое, что бросается в глаза - красивая графика. Забегая вперёд, скажу, что красивая графика - это главный козырь проекта "Коллапс", а остальные характеристики уже не так впечатляющи. При ударах и выстрелах по окружающим объектам - отмечаем красивые разлетающиеся щепки, брызги стёкол, но сами объекты - редко повреждаются полностью. Хотя например, можно разнести забор, да и отметины на всех объектах обязательно остаются. При попадании пуль в газовые баллоны, бочки с горючим - происходят очень здорово оформленные взрывы. В общем, графика очень хороша.

То, что игра сделана на постсоветском пространстве, вам напоминают надписи "Пiдiзд номер ... " (номер подъезда), и остальные текстуры, как, например, такой вот плакат-стёб:


Выйдя на открытое пространство, сталкиваемся с врагом. Ну что можно сказать по первому впечатлению? AI врагов, без сомнения, слабоват. При этом наносимый ими урон из-за "нормального" уровня сложности - не так критичен. В общем, с первых минут - впечатление двоякое.


Качественная графика, отличная музыка (от группы NewTone, бывшая AXESS DENIED), но вот некоторые враги - настоящее "бегущее мясо", жаждущее своего уничтожения. Этакий белковый самодвижущийся тюфяк с минимумом инстинктов самосохранения. Порой враги настолько инертны, что можно пробежаться спиной к ним на расстоянии вытянутой руки и затем, обернувшись и с удивлением увидев врага - срезать его автоматной очередью. Справедливости ради, следует сказать, что "чем дальше в лес", тем сражаться с врагами интереснее (их уничтожение усложняется), но говорить о кардинальном улучшении AI, конечно же, не приходится.

Зато в игре реализован модный нынче кинематографический подход к оформлению разворачивающегося действа. Тут и внезапно появляющийся вертолёт с солдатами...


...И внезапно появляющаяся незнакомка на мотоцикле, убивающая двух амбалов с мечами, всерьёз настроенных уменьшить количество выступающих частей вашего тела, и т.д. и т.п. В общем, неожиданностей хватает. Некоторые неожиданности сопровождаются заставками.


Пришла пора поговорить об управлении нашим героем. Движение - клавиши W, S, A, D. Пробел - "прыжок". При этом удерживание клавиши движения (кроме "вперёд") плюс пробел - кувырок вбок или назад. Двигается Родан действительно красиво - сказалось применение motion capture, а вкупе с неплохой хореографией боевых движений (в основном это касается, конечно же, работы с мечом) - мы снова возвращаемся к утверждению: "Красивая графика - главная отличительная черта игры".

Левая клавиша мыши - удар мечом или, в случае стрелкового оружия - выстрел. Правая клавиша мыши - в случае использования холодного оружия - блок.


Теперь - об индикаторах. В верхнем левом углу экрана отображается ваш текущий арсенал (одновременно вы сможете носить три вида оружия: одно холодное и два огнестрельных - лёгкое и тяжёлое). При желании вы можете выкинуть одно оружие, и вместо него подобрать другое. Представленные в игре виды огнестрельного оружия:

Пистолет: "Шершень". Пистолет, стреляющий энергетическими разрядами.
Пистолет-пулемет: "Стрекоза". Малокалиберный пистолет-пулемёт, стреляющий энергетическими разрядами.
Автомат: АК "Зверобой". Автомат будущего, созданный на базе автомата Калашникова.
Дробовик: "Дублон". Гладкоствольная двустволка.
Дробовик: "Войд". Автоматический дробовик, эффективный в ближнем бою.
Автомат: "Гром". Штурмовая винтовка с хорошей кучностью стрельбы.
Винтовка: "Моха". Снайперская винтовка.
PRL: "Плазма". Плазменная пушка большой мощности.
Пулемет: "Разрушитель". Крупнокалиберный пулемёт с огромной огневой мощью.
Артефакт. Прототип из лабораторий, сверхмощное оружие.

Понравилось то, что оружие и патроны выпадают из убитых врагов, так что вы свободно можете пополнять свой арсенал теми видами оружия, из которого вас только что пытались убить.


Идём далее. В верхнем правом углу экрана отображаются специальные энергетические удары (вызываются нажатием клавиши "T"). Со временем вам будут доступны следующие их виды:

Вакуум. Поражает врагов волной сжатого воздуха, отталкивая их на некоторое расстояние. Полезно, если последние окружают героя со всех сторон. В процессе развития наносит дополнительный урон и даже видоизменяет время и пространство вокруг.

Разлом. Очень сильный направленный удар. Проходит сквозь противников, поэтому удобен против большого количества врагов (впрочем, и одному сильному сопернику от такого удара не поздоровится).

Искажение времени. Способность, которая позволяет остановить время на несколько секунд. Герой в этом режиме является носителем энергии, и всё, к чему он прикасается, приходит в движение. Помогает выбраться из критических ситуаций.

Фантом. Фантом главного героя, который некоторое время способен воевать самостоятельно. Сам главный герой в этот момент становится невидим для противников и может отбежать на безопасное расстояние. Через несколько секунд к нему возвращается способность драться и в какой-то момент они с фантомом дерутся бок о бок.


В правом нижнем углу - индикатор событий и звонков. Он оповещает вас об обновлении арсенала, о возможности позвонить (как я вскользь упомянул выше, вас ожидает встреча с незнакомкой - Еленой, которая призвана внести некоторую ясность в происходящие события и снабжает вас специальным смартфоном). Индикатор также сообщает о появлении новой информации (иконки при этом становятся яркими). Внизу, там же на индикаторе - находится иконка входящих звонков (мигает красным в момент поступления вызова). Иногда и вы сможете совершать звонки - когда они станут вам доступны - для выяснения обстоятельств и получения нужной информации.

После получения КПК - в вашем распоряжении оказывается информационное меню, вызываемое клавишей Enter. В нём три закладки: "Арсенал"...


"Миссия"...


И "Информация"


Соответственно, благодаря этому меню вы изучаете своё вооружение, знакомитесь с дополнительными сведениями и заданием на миссию, а также общей информацией, произошедшими диалогами и т.д.

Наконец, подходим к главному информационному датчику на экране - комплексному индикатору параметров. В круге отображается наличие энергоударов (а также текущий выбранный), вокруг - полоска энергии, расходуемой на энергетический удар. Верхняя полоска - это ваше здоровье, а нижняя - относительное наличие патронов в магазине (счётчик патронов также приводится рядом - общее число патронов/текущее в магазине). Над полоской здоровья отображаются слоты аптечек, а над ними - слоты ДНК-элементов. Аптечки бывают трёх видов: малый регенератор и регенератор - потребляются главным героем автоматически, а вот редко встречающийся комплексный регенератор, пополняющий всё здоровье сразу - оседает в инвентаре и используется в нужный момент клавишей F. ДНК-элементы полностью поправляют здоровье, а при накоплении трёх штук - перманентно увеличивают общий максимальный запас здоровья.

Ну вот, вроде с интерфейсом и общими сведениями разобрались. Теперь пара слов об оставленном игрой впечатлении. Это action в чистом виде, сконцентрированный на уничтожении врагов различными способами. Конечно, до уровня Gears of War не дотягивает ни в коей мере, но попытка весьма неплохая.


В принципе, претензии по игровой составляющей - только к искусственному интеллекту врагов. Хотелось бы чего-нибудь более интеллектуального, более "живого". Кстати, предвижу ваш возможный вопрос - а зачем в игре меч, если есть огнестрельное оружие? В игре есть враги-мечники - их, конечно, можно убить и из стрелкового оружия, но на это уходит достаточно времени (а если набежала толпа, вы оказываетесь в кольце и вас пинают со всех сторон). Так что хочешь - не хочешь, а меч доставать придётся. Ну и разучивать простенькие комбо, увеличивающие урон (например, удерживая клавишу "вперёд", сделать пять ударов).

Итак, AI не то чтобы хромает - так, прихрамывает на одну ногу. А остальные претензии - только к встречающимся техническим ошибкам и недочётам. К сожалению, багов в игре хватает. Вкупе с системой сохранения на чекпойнтах - лично меня некоторые ошибки выводили из себя. Я вскипал, когда в ответственный момент игровой экран вдруг ни с того, ни с сего становился чёрным. Представьте себе - абсолютный мрак, индикаторы по углам и курсор - издевательство какое-то. Триста раз проходить один и тот же этап - раздражало. При этом я установил последние версии видеодрайверов, с которыми все остальные установленные у меня игры работали нормально, без признаков сбоев.


Разработчики на форуме говорят, что критических ошибок в игре нет, а мелкие "баги" они в данный момент ловят и исправляют. Кстати, было сказано, что первый патч к игре был оформлен в стенах студии CREOTEAM уже в 20-ых числах октября, так что в данный момент к нему просто "прикручивают" защиту StarForce и готовят к выпуску. Если у вас есть время - подождите первого патча, поскольку игра "Коллапс" - в общем-то, неплохой продукт, достойный вашего внимания...

Заключение

"Коллапс" - это боевик от третьего лица, в котором из положительных черт можно отметить красивую графику, весьма неплохую музыку, хорошо поставленную хореографию боёв (созданную при помощи motion capture), элементы кинематографического оформления сюжетной линии.

Среди минусов - слабоватый AI врагов, наличие заметного числа ошибок и недочётов (в основном, правда, мелких). Уверен, что с выходом патча-другого - игра станет работать стабильнее и производить более приятное впечатление. Первый патч уже создан, и его выход обещан на днях.

Резюмируя по игровому процессу - это боевик ради боевика: всё завязано на уничтожении врагов различными способами. Вам дано огнестрельное и холодное оружие, представлено разнообразие врагов и уровней, а чтобы не заскучали - подбрасываются неплохие сюжетные заставки. В общем и целом - достойная игра. Которая, без сомнения, не может тягаться на равных с законодателями мод вроде Gears of War, но всё же способна занять свою нишу на рынке.

Оценки

Графика: 90%
Звук: 85%
Игровой процесс: 70%

Общее впечатление: 78%