Gothic 4: Arcania. Жизнь после патчей

Жанр: action/RPG
Дата выхода в России: октябрь 2010 года
Разработчик: Spellbound
Западный издатель: JoWooD Entertainment
Дистрибуция в России: "Акелла"



Вступление

Любопытство - страшная сила. После выхода на рынок игры Gothic 4: Arcania меня больше всего беспокоил следующий вопрос: "интересно, как же выглядит новая серия "Готики" после смены разработчика?". Увы, из-за разногласий с издателем (австрийской компанией JoWooD Entertainment), немецкая студия Piranha Bytes потеряла проект. Однако прародитель Gothic не сильно огорчился из-за того, что лишился возможности выпускать игровые продукты под привычной вывеской, и начал новую серию в том же жанре - Risen.

Что касается "Готики", то у легенды появился новый рассказчик - немецкая студия Spellbound Entertainment. Её мы помним по серии Desperados, экономической стратегии Airline Tycoon, и проекту Helldorado. Не густо, что и говорить. Но это вызывало дополнительный интерес (впрочем, равно как и тревогу за конечный результат).

Конечно, логичным выглядит определённое "сжигание мостов": в четвёртой части "Готики" нас ждёт новый главный герой. Впрочем, игровая вселенная остаётся всё та же (хотя в начале нас отправляют на ранее неизведанные Южные острова), да и эпоха сохранена - события проистекают спустя десятилетие с момента сюжетной завязки Gothic 3: Forsaken Gods (самостоятельного пакета расширения для Gothic 3). Так что с интересом отправляемся изучать, чем же нас собирается удивить команда Spellbound Entertainment из маленького немецкого города Кель (население - около 35 тысяч человек)...

О проблемах технического характера

Увы, Gothic 4 не является счастливым исключением из правил. Как и большинство ролевых игр, финальная версия этого проекта могла "похвастаться" заметным количеством недочётов. Усевшись писать обзор полтора месяца назад, я с огорчением понял, что первый месяц продаж Gothic 4 можно смело характеризовать как процесс "платного beta-тестирования". Ужаснувшись скользящим по траве овцам, "распятым" моделям NPC, "спаренной" голове главного героя, я понял, что продолжать дальнейшее знакомство с новой частью Gothic у меня нет ни малейшего желания.

Прошло несколько недель... Отважные первопроходцы, не дававшие спуску службе технической поддержки и разработчикам игры, выстрадали ряд патчей, а также полезную информацию о вариантах решения тех или иных технических проблем. В частности, различные графические артефакты, оказывается, возникают в случае использования вычислительных возможностей только одного ядра в многоядерных процессорах. А уж из-за чего это происходит - то ли устаревшая версия BIOS (или специфические настройки); то ли настройки операционной системы - в каждой конкретной ситуации следует разбираться отдельно. В общем, устанавливайте патчи, а если проблемы остаются - форум вам в помощь.

Поделюсь своим болезненным опытом.

Проблема: убитые NPC оставались висеть в воздухе с распростёртыми руками; голова героя "раздваивалась"; при диалогах у моделей NPC происходила рассинхронизация головы и туловища; овцы, куры и прочая живность скользили по поверхности, не утруждая себя передвижением ног и т.д.
Возможное решение: обновление BIOS материнской платы; проверка установок BIOS и настроек операционной системы (подробное решение описано здесь).

Проблема: различные графические артефакты (проблемы с отображением шлема на голове персонажа и т.д.).
Возможное решение: установка значений "Use application settings" (устанавливается приложением) в настройках сглаживания, анизотропной фильтрации и т.п. (Catalyst Control Center драйверов AMD Catalyst).

Проблема: в игре отсутствовал звук в диалогах; видео ролики с заставками не воспроизводились.
Возможное решение: для начала скопируйте содержимое DVD в каталог на жёсткий диск и запуск инсталляции игры оттуда. Обязательно проверьте размер каталога игры после окончания установки - он должен быть не менее 6.5 Гбайт в объёме. Также можете попробовать установить игру в каталог, путь к которому содержит только латинские символы. Нелишне обновить версию DirectX и драйверов звуковой карты.

Оптимисты, впрочем, найдут здесь свои плюсы: Gothic 4 заставит многих произвести давно откладывавшиеся в дальний ящик действия: обновить драйвера видеокарты и звуковой карты, проверить наличие новой версии BIOS, и т.д.

Первые шаги

Gothic 4 предлагает богатые настройки графики: блики, детализация лиц, качество текстур и теней, качество SSAO (технология Screen Space Ambient Occlusion) и т.д. Однако есть и заметный минус - настроек аппаратного сглаживания не реализовано, что вызывает заслуженное недовольство потребителей.

В остальном - всё отлично, вы можете настраивать элементы интерфейса (полоски здоровья, имена врагов, метки заданий и т.д.). При желании - активируйте т.н. "Ролевой режим", при котором сможете взаимодействовать с различными объектами окружающего мира - котелками, кострами, точильными камнями...


Кроватями...


Кальяном...


Одно печалит - никакой практической пользы вы не получаете, кроме красивого визуального отображения различных действий с объектами. А так хотелось бы, скажем, наточить затупившийся меч, повысив показатель наносимого урона...

В игре предложено четыре уровня сложности: низкая, средняя, высокая и готика. Если вы собаку съели в различных action/RPG проектах с видом от третьего лица (или, скажем, не раз хаживали в первых рядах в сложные рейды в различных MMORPG), то даже и не думайте выбирать средний уровень сложности - будете откровенно зевать в схватках с врагами. Не говоря уже о пылящихся запасах бутылочек со здоровьем. Так что выбирайте высокий уровень сложности, чтобы враги доставляли вам сколь-нибудь серьёзные проблемы...

Что касается управления, то здесь всё стандартно, никаких проблем у вас не возникнет. Ну, разве что отметил бы не очень удобную реализацию приближения цели клавишей Z при стрельбе из лука.

Сюжетная завязка

Робар Третий, король Миртаны, стал не похож сам на себя, одержимый какой-то неизвестной силой.


Неустанно гонящий войска на очередные кровавые завоевания, миртанийский король вселяет ужас даже в своих соратников. Война перекинулась на Аргаан, и докатилась даже до неприметного острова Фешир (территория Южных островов). Главный герой - простой пастух, надеявшийся в скором времени взять в жёны свою односельчанку, и жить спокойно и счастливо. Однако на остров напали войска миртанийцев, и отлучавшийся пастух нашёл лишь трупы в сожжённой деревне. Движимый изначально лишь жаждой мести, главный герой отправляется в опасное приключение...

Ролевая система

У главного героя есть три важные характеристики: запас здоровья, запас маны и запас выносливости (которая тратится на мощные атаки и т.п.). Сюда же относятся показатели восстановления этих жизненно необходимых запасов: как в состоянии покоя, так и во время боя ваш герой автоматически восстанавливает здоровье, ману и выносливость.

Характеристиками боевой мощи вашего героя являются показатели мастерства обращения с оружием ближнего боя, луками и арбалетами, а также магическими заклинаниями. Сюда же можно отнести показатели наносимого урона конкретным (экипированным в данный момент) оружием.

Наконец, осталось упомянуть показатель защищённости (брони) и текущий накопленный опыт с указанием значения до следующего повышения уровня героя.

Вся эта нехитрая статистика расположена в окне инвентаря:


Что касается развития навыков, то каждый раз при повышении уровня вам предлагают распределить три очка по следующим характеристикам:


Стойкость. Улучшает навыки ближнего боя и увеличивает темп восстановления выносливости.

Дисциплина. Улучшает навыки ближнего боя и увеличивает запас здоровья.

Мощь. Увеличивает запасы здоровья и выносливости персонажа.

Точность. Улучшает навыки стрельбы и увеличивает запас маны.

Скрытность. Улучшает навыки стрельбы и увеличивает запас здоровья.

Рвение. Улучшает навыки магии и увеличивает темп восстановления маны.

Ясность. Увеличивает запасы маны и темп восстановления маны.

Господство. Улучшает навыки магии и увеличивает запасы маны.

Конечно, эта ролевая система упрощена донельзя. Хотя, конечно, планировать развитие героя вам всё равно придётся. Ведь помимо прямого увеличения различных показателей вам открываются ещё и некоторые специальные возможности (оформленные на схеме развития навыков специальными иконками-щитами). Например, мощный удар, увеличивающий урон и пробивающий блок врага.


Некоторые специальные возможности открываются лишь при достижении определённого уровня развития героя.

Боевая система и управление

Боевая система сделана бесхитростно, но добротно (впрочем, это мнение человека, не раз сталкивающегося с ужасающими образчиками полного провала в данном вопросе).


Конечно, удручает, когда меч проходит сквозь стены и объекты, что вы не можете убить NPC и т.д. Заставляет с сожалением вздыхать искусственный интеллект врагов, которых можно зажать в углу и тыкать мечом до посинения без малейшего вреда своему здоровью.


Таким образом, опасность в основном исходит от нескольких противников, нападающих одновременно со всех сторон.


У вас есть возможность выбора специализации вашего героя, отдав приоритет ближнему бою, дистанционному (с помощью луков и арбалетов) или же магии. Под выбранную "ориентацию" вы будете развивать наиболее подходящие навыки.

Теперь поговорим о врагах более подробно. В принципе, интеллектом они не отличаются (и, как уже говорилось выше, опасность представляют только при атаке группой). Даже очень сильные враги поодиночке становятся вашими лёгкими жертвами.


Впрочем, в финальной битве главный враг совершал определённые связки приёмов, и это было чуть ли не единственное исключение.

Если говорить о врагах в "Готике 4", то здесь надо отдать должное разработчикам - мы видим определённое разнообразие, не дающие заскучать. Чем дальше проходишь по сюжетной линии, тем сильнее становятся враги, меняющие название и внешний вид, но, увы, абсолютно не прибавляющие в интеллекте.


Это смазывает представление об игре в целом, отодвигая бои в область аркадного жанра. Различается лишь текущая атака конкретным представителем враждебной фауны или фракции - обычно их можно поделить на три варианта: дистанционная (плевок кислотой/ядом, метание огненного шара/молнии, выстрел из лука/арбалета), рукопашная, или же мощная рукопашная (удар, пробивающий блок, от которого следует уклониться - обычно с помощью переката).

Создание предметов и зелий

Несмотря на отдельную главу, описание процесса создания предметов и зелий заслуживает не более двух-трёх абзацев текста.

Никакого развития навыков алхимии и кузнечного дела. Никакой необходимости использовать печь, алхимический стол и т.п. рабочие места ремесленника/алхимика. Ни-че-го. Нашли рецепт и ингредиенты? Садитесь в поле на корточки и одним кликом мыши создавайте свой топор, окованный волшебной рудой (магические доспехи, эликсир воина и т.п.).


Рецепты вам выдают в качестве награды NPC, вы находите их в сундуках или же покупаете у различных торговцев. Всё просто до безобразия. Если вам попадается рецепт, который вы уже изучили - смело продавайте его ближайшему негоцианту-NPC.

Вселенная и игровой процесс

Основа любой уважающей себя ролевой игры - это реализация привлекательной игровой вселенной, а также квесты, диалоги и сюжетная линия.

Я не стал бы категорично характеризовать Готику 4 как "линейно-коридорную беготню", но изрядная доля истины в этом утверждении разочарованных фанатов серии всё же есть. Границы текущей локации игрового мира очень хорошо чувствуются. По этой, и ряду других причин у вас возникает устойчивая ассоциация с тем, что вы проводите своё приключение не на реальной местности, а в каких-то искусственных декорациях.

Странное дело, ведь графическая часть не подкачала - красивые закаты...


...Очень хорошие задние планы, оформленные в реалистичной дымке.


Но всё равно, это позволяет характеризовать то, что вы видите и ощущаете, лишь как очень красивые декорации, но никак не живой игровой мир. Почему?


Во-первых, это наплевательское отношение (по-другому не назвать) к отображению NPC. Как можно пытаться "выехать" с помощью всего лишь 7-8 основных вариантов моделей лиц женских и мужских персонажей на весь игровой мир - я ума не приложу. Да, многие ключевые персонажи обладают своими уникальными лицами, но ведь далеко не все! Один и тот же усатый дядька играет роль и рыбака, и злого охранника, и т.д. Вспоминается бессмертное "она же Анна Федоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова..." из фильма "Место встречи изменить нельзя".

Во-вторых, это невозможность физически воздействовать на NPC - вы не можете ударить их, если вам того не позволит его величество Скрипт. То есть, до диалога вы спокойно машете мечом сквозь персонажа (исполняющего роль привидения или голограммы), после - уже можете убивать его.


В общем, перечислять различные тонкости такого рода можно долго. И всё это создало у меня ощущение, что игровой мир существует отдельно, а главный герой - отдельно. Есть актёр, и есть вяло реагирующие на него декорации.

Перейдём к диалогам. Они абсолютно обычные, чувство юмора в них проскальзывает редко, зачастую - на зачаточном уровне.


Возможностей выбора решений практически не реализовано, хотя пару-тройку раз вам всё-таки придётся выбирать дальнейшее развитие сюжета на своё усмотрение.

Квесты в массе своей не блещут оригинальностью. Во второстепенных заданиях вас чаще всего просят убить определённое количество конкретных врагов на определённой местности или же собрать определённое количество предметов.


Отдельно стоит рассказать о способах вашего перемещения по миру. Базовый - это "бег на своих двоих". Далее, у вас появятся руны четырёх и семи ветров, позволяющие повышать скорость бега главного героя. Наконец, у вас есть возможность телепортации между специальными каменными кругами.


Телепорты, конечно, немного облегчают вам жизнь, но каково же будет ваше разочарование, когда вы поймёте, что не сможете перемещаться на любую из платформ телепортации! Каменные круги работают только парами, и это очень сильно раздражает.

А вот к реализации карты никаких вопросов нет. Всё сделано очень удобно, с переключением между надземным и подземными миром, с указанием ключевых точек, телепортов, и т.д.


Ещё один элемент игрового процесса (который, впрочем, не тянет даже на звание мини-игры) - это открытие запертых сундуков с помощью отмычки. Отмычка у вас одна, не ломающаяся, а сам процесс отпирания замков состоит в нажатии кнопок мыши в нужный момент, когда "окошко" замочной скважины проходит центральную точку.

В качестве стимула для исследования каждого квадратного метра виртуального мира "Готики" разработчики реализовали мини-квесты по отысканию трёх десятков предметов определённого рода (древние символы, артефакты Инноса, артефакты Белиара, осколки руны). За собрание полного комплекта вам выдаётся достаточно интересный предмет, повышающий ваши характеристики или боевую мощь. Я собрал чуть более двух десятков единиц в каждом из комплектов, и, честно скажу, не горел желанием упираться и отыскивать всё требуемое количество артефактов. А разработчикам посоветовал бы в следующий раз придумать торговца, обменивающего одни артефакты на другие (можно даже по грабительскому курсу 1 к 2, или 1 к 3). Так у игрока появится шанс завершить хотя бы один из комплектов, особенно в случае, если ему абсолютно неинтересна награда, скажем, за собрание артефактов Белиара.

Ещё один удар по свободе ваших действий наносится решением разработчиков впускать вас на очередную локацию только при выполнении определённого набора действий в рамках основного сюжета.


Хорошо ещё, что возвращаться на предыдущие локации вы можете без каких-либо проблем.

Ну, и напоследок упомяну о ещё одной интересной особенности: пустые локации (лесопилки, поляны, места у костра) волшебным образом "наполняются" нужными NPC сразу после ключевого диалога с каким-нибудь персонажем...

Выводы

Итак, "Готика 4" - это, конечно же, абсолютно не та "Готика", которой мы ждём. Да, это очень неплохой дебют для Spellbound Entertainment, но, как и ожидалось, сказки не получилось. Обычный футболист не становится высококлассным спортсменом автоматически после подписания контракта с каким-нибудь суперклубом. Дорогу осилит идущий, конечно. Но я бы хотел дать простой совет компании JoWood: если хотите дискредитировать серию "Готика" и выставлять себя посмешищем и дальше - почаще меняйте разработчика серии. Вот только не удивляйтесь потом претензиям фанатов.

Если же абстрагироваться от магии названия на вывеске, то мы имеем неплохую игру в жанре action/RPG. В целом скучноватую, но после ряда патчей вполне стабильно работающую. Кстати, не знаю, как у других, а у меня за всё время прохождения игры (около недели) она ни разу не "зависла" и не "вываливалась" в Windows с ошибкой.

Отдельно стоит сказать о звуке. Русской "озвучке" я поставил бы "четвёрку" с очень большим минусом. Хорош актёр, озвучивающий главного героя, да ещё пара-тройка ключевых персонажей, но некоторым второстепенным NPC подарили свои голоса явно не профессионалы. А вот музыка (из оригинальной версии игры) очень хороша. Оркестр, хор - всё здорово и качественно, твёрдая "пятёрка".

Для тех, у кого нет времени читать всю статью, я постарался сжато передать положительные и отрицательные эмоции, которые вызвала у меня четвёртая часть "Готики" при прохождении.


Положительные эмоции:

В целом - весьма неплохое графическое оформление. Некоторые вещи (дальние пейзажи в дымке, мокрые камни в пещерах, прорезающиеся из-за туч лучи восходящего солнца) выглядят действительно здорово. Хотя, без сомнения, не все элементы графического оформления заслуживают похвалы.

Некоторые квесты достаточно любопытны, основная сюжетная линия пусть и не идеальна (равно как и не оригинальна), но вполне добротна и вызывает достаточный интерес для завершения игры.

Хорошая реализация карты и мини-карты.

Неплохой "бестиарий" с подробным описанием встречаемых вами монстров.

Грамотный подход к обозначению на местности различных трав и коллекционируемых реликвий (порхающие "солнечные" бабочки).

Достаточное разнообразие доспехов, оружия, магических предметов.

Определённое разнообразие враждебных существ (чего не скажешь об их поведении в бою), появление всё более серьёзных противников по мере продвижения к финальной битве.

Постоянный поиск нового оружия в связи с появлением новых сильных врагов. Смена верного клинка на более мощный вариант (да ещё и с какой-нибудь специальной возможностью) позволяет изменить в вашу пользу расстановку сил при схватке с серьёзным противником. Хотя, конечно, в первую очередь вы ощутите существенное сокращение времени на расправу с очередной жертвой.

Подавляющее большинство ингредиентов - не уникальны, и время от времени попадаются в нужном количестве (и даже с запасом). Хотя иногда приходится немного потерпеть с созданием нужной вещи.



Отрицательные эмоции:

Безобразный подход к созданию NPC, и в первую очередь - ограниченность моделей лиц. Даже ключевые NPC порой выглядят как братья-близнецы попадавшихся вам по пути простых горожан!

Частая и нелогичная смена погодных условий. Особенно хорошо это замечается при непрерывной игре (два-три часа и более).

Очень много однотипных квестов по убийству определённого количества врагов или сбору определённого количества предметов.

Ограниченность уровней - нет ощущения большого и открытого мира, живущего по своим законам. Наоборот, есть ощущение того, что действие происходит в каких-то искусственных декорациях.

Отсутствие штатного режима сглаживания (Anti-Aliasing).

Невозможность плавать.

Нет ограничения по весу переносимых предметов.

Ограниченность диалогов (свободы выбора из нескольких решений практически не встречается).

Боевая система и сражения навевают мысли об аркаде, и требуют более глубокой и детальной проработки.

Кувырки и прыжки главного героя в тяжёлых доспехах - насмешка над законами физики.

Упрощённая схема создания предметов и зелий. Возможность выковать магический меч в одиночку, в глухом лесу, сидя на корточках - это не серьёзно. Отсутствуют навыки алхимии и кузнечного дела - простое знание рецепта гарантирует возможность создания предмета.

Система работы телепортов (только в паре) часто вынуждает заниматься лишней беготнёй.

Подведу итоги: познакомиться с проектом было действительно интересно, но ставить ему высокие оценки на данный момент - абсолютно не оправдано. Повторюсь, что для дебюта малоизвестной студии - очень даже неплохо, но сколько же потребуется терпения фанатам, чтобы дождаться того момента, как Spellbound Entertainment наконец-то выдаст действительно высококлассную ролевую игру? Впрочем, уже в течение этого года мы сможем оценить прогресс в первом адд-оне - "Готика 4: Падение Сетаррифа", а обещания разработчиков прислушиваться к мнению игроков настраивают на оптимистический лад...

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки

Графика: 80%
Звук: 75%
Игровой процесс: 69%

Общее впечатление: 73%