Battlefield 3

Жанр: военный шутер от первого лица
Дата выхода в России: октябрь 2011 года
Разработчик: EA Digital Illusions CE
Издатель: Electronic Arts



Вступление

Battlefield 3 - очередной продукт, ориентированный на любителей военных шутеров от первого лица с определённой претензией на реалистичность. Впрочем, если говорить о реализме, то в основном это относится к воссозданию атмосферы боя за счёт красивых графических эффектов, моделей оружия и техники, а также звукового сопровождения. Сам игровой процесс на войну похож в той же степени, в какой стандартный голливудский блокбастер похож на реальную жизнь. Но оно и понятно: настоящий военный симулятор - штука специфическая, а необходимость выпуска массового продукта для получения максимальной прибыли накладывает известные ограничения.

Игровой процесс Battlefield 3 можно разделить на три части: одиночное прохождение кампании, кооперативное прохождение заданного набора миссий, многопользовательская игра на различных картах с системой рейтингов и получения доступа к новым гаджетам и оружию.

Все три варианта использования Battlefield 3 объединяет в себе Battlelog - этакий симбиоз социальной сети и системы рейтингов игроков. С описания данного сервиса и продолжим дальнейшее описание игры...

Минимальные системные требования:

Процессор: двухъядерный, с частотой 2 ГГц (уровня Core 2 Duo или Athlon 64 X2)
ОЗУ: 2 Гбайт
Свободное место на жёстком диске: 20 Гбайт
Видеокарта AMD или NVIDIA, совместимая с DirectX 10.1 и объёмом памяти 512 МБ (с производительностью на уровне ATI Radeon 3870 или выше, линеек Radeon 3000, 4000, 5000, 6000; в случае NVIDIA - с производительностью на уровне NVIDIA GeForce 8800 GT или выше, линеек GeForce 8, 9, 200, 300, 400 или 500).
Звуковая карта: совместимая с DirectX
Операционная система: Windows Vista (с Service Pack 2)



Рекомендованные системные требования:

Процессор: четырёхядерный (уровня Core 2 Quad или AMD Phenom X4)
ОЗУ: 4 Гбайт
Свободное место на жёстком диске: 20 Гбайт
Видеокарта AMD или NVIDIA, совместимая с DirectX 10.1 и объёмом памяти 1024 МБ (с производительностью на уровне ATI Radeon 6950 или выше; в случае NVIDIA - с производительностью на уровне NVIDIA GTX 560 или выше).
Звуковая карта: совместимая с DirectX
Операционная система: Windows 7, 64-bit

У меня вызывают сомнения минимальные системные требования (особенно условие наличия 512 Мбайт на борту видеокарты) - я уверен, что Battlefield 3 вы сможете запустить и на более скромной конфигурации.
Battlelog

Итак, Battlelog. Как уже было сказано выше, в его основе лежат принципы социальной сети с интеграцией рейтинговой системы игроков и прочих специализированных элементов, обеспечивающих функциональную связь непосредственно с самой игрой Battlefield 3.


В любой момент вы можете просмотреть свою статистику...


...А также выбрать подходящий игровой сервер.


Я не буду подробно описывать всю систему Battlelog (поиск и добавление друзей, организация голосового чата, создания т.н. "взводов" и т.п.) - для этого лучше поискать отдельное справочное руководство. Интуитивно понятный интерфейс позволит вам очень быстро разобраться в настройках и возможностях этой отправной точки в игровой процесс Battlefield 3.

Самое главное, что вы должны понять с самого начала: в Battlefield 3 реализовано чёткое разделение на три доступных вам варианта игрового процесса:

Многопользовательские сражения по сети.

Кооперативное прохождение определённого набора карт со случайно подобранным вам на сервере напарником (или же выбор вами для этой цели своего друга).

Прохождение одиночной кампании - ряда миссий, связанных единой сюжетной линией.


Одиночная кампания

Для начала - пару слов о технической составляющей. Игра построена на "движке" Frostbite 2.0, который не поддерживает DirectX 9 (только DirectX 10 и DirectX 11). А это значит, что на Windows XP вы в Battlefield 3 сыграть не сможете. Физическую модель в игре обеспечивает известный "движок" Havok.

При старте однопользовательской кампании вы выбираете уровень сложности. Доступны три варианта: лёгкий, средний, высокий.

Основная сюжетная линия однопользовательской кампании подаётся в виде беседы двух агентов ЦРУ, допрашивающих сержанта Генри Блэкберна - фактически, главного героя игры.


Воспоминания о тех или иных событиях и операциях, собственно, и будут разворачиваться на вашем экране. Как и в Medal of Honor, вам придётся участвовать в боевых действиях не только от лица Генри Блэкберна, но и других персонажей. И наибольший интерес для российских пользователей наверняка будет представлять игра за оперативника ГРУ Дмитрия Маяковского. Внешность которого (как я слышал) срисовали с Олега Тактарова. Глядя на компьютерную модель, в эту версию очень легко верится...


Как обычно, игрока будут развлекать необходимостью пересаживаться в кресло пилота (мне лично очень понравилось тяжёлое дыхание лётчика во время манёвров, вызывающих перегрузки)...


...И танкиста.


Не обойдётся и без привычного отстрела врагов из крупнокалиберных пулемётов.


В общем, все каноны современного военного шутера от первого лица с кинематографическими вставками соблюдены полностью. Подавляющее большинство событий жёстко заскриптовано, и если вы провалили какую-то сцену, то во второй раз пройдёте её спокойно, точно зная, из какого угла в какой момент выбежит ваш противник. Так как упор сделан на кинематографическую составляющую, получается что-то вроде перемотки фильма на один интерактивный эпизод назад.


Как вы догадались, сохранение игры производится автоматически, в ключевых точках. Это немного раздражает, поскольку в некоторых моментах игра наглухо зависала с пугающей регулярностью (причём не помогали даже оптимизированные версии драйверов видеокарты). Если у вас произойдёт то же самое - попробуйте выставить в настройках графики низкое качество картинки - мне это помогало "проехать" через проблемные эпизоды.

Управление в Battlefield 3 простое, в ряде интерактивных сцен (в основном рукопашные схватки с противником) не обходится без удручающих консольных приветов в стиле "а сейчас - нажмите правую кнопку мыши", или "нажмите пробел" - если не успеваете среагировать, схватка заканчивается в пользу противника. Передвигаться можно во весь рост, на корточках и ползком. Клавиша Shift отвечает за переход на бег, а в ситуации с использованием оптики снайперского оружия - задерживает дыхание, уменьшая раскачивание винтовки.


Ваш запас жизненных сил реализован так же, как и в Medal of Honor - мгновенная смерть наступает в основном от взрыва гранаты под ногами, или проигрыша заскриптованной сцены схватки. В остальных случаях после получения первой пули у вас есть шанс спрятаться в укрытии и "отдышаться". Каждая последующая пуля, попадающая в вас в процессе короткого промежутка времени, интенсивнее заливает игровой экран кровью, и в итоге вы погибаете, если не сможете спрятаться в укрытии. Ну, или уничтожить досаждающего вам противника.


В игре много ненормативной лексики, так что не стоит играть в Battlefield 3 с включенными колонками в присутствии детей и в приличном обществе, где мат считается моветоном.


Некоторые моменты в игре я оценил по достоинству, отметив их определённый реализм. Так, на одном из этапов мне понравилась реализация дымки, ухудшающей видимость на поле боя - ты можешь почувствовать на собственной шкуре, что такое бой в условиях ограниченной видимости. Впрочем, не обходится и без явных минусов. Например, при проходе контрольной точки вы вдруг оказываетесь с другим оружием в руках вместо подобранного ранее вражеского образца. Сюжетная линия в ряде моментов также ничего, кроме улыбки не вызывает. Но в целом по сравнению с Medal of Honor мы видим заметный шаг вперёд. Насколько он велик, судить не берусь - тут могут быть различные мнения, но сам факт остаётся фактом. И это радует!

Кооперативное прохождение

В рамках кооперативного режима прохождения вам предложены шесть миссий, каждая - на отдельной карте. Для этих миссий вы можете выбрать уровень сложности (лёгкий, средний и высокий). В одиночку пройти эти карты вы не сможете: кооперативный режим подразумевает игру только вдвоём с напарником. Им может быть ваш друг, или же вы предоставляете процесс подбора напарника системе Battlelog, которая ищет претендентов из авторизовавшихся на сервере игроков.


Доступ к новым картам открывается по мере прохождения вами предыдущих миссий. Кооперативное прохождение доступно только в рамках сетевой игры посредством Интернет (за одним компьютером вдвоём играть нельзя, равно как и играть по локальной сети без выхода в Интернет).

Кстати, кооперативный режим также пополняет статистику о вас в системе Battlelog и позволяет разблокировать доступ к новому оружию, которое вы затем сможете использовать в сетевой игре.


Режим кооперативной игры лучше всего изучать с другом, который также приобрёл себе Battlefield 3. Собственно, все карты кооперативного режима также интереснее проходить с друзьями или знакомыми. Правда, есть один гигантский плюс при выборе случайного напарника на сервере - если вам понравится его стиль игры, вы в дальнейшем сможете подружиться, отправив ему соответствующее уведомление. Ситуации, когда вы виртуально помогаете фатально раненому напарнику вернуться в бой - как раз весьма способствуют развитию тёплых отношений после сражения.


В остальном - играть, конечно же, заметно интереснее, чем проходить в одиночку миссии однопользовательской кампании. К сожалению, жёстко заскриптованные события приводят к тому, что эффект неожиданности (например, от внезапной атаки врага с тыла) пропадает после повторных прохождений карты. Но это - мелочи, тем более что изучение карты и оттачивание до автоматизма своих действий на ней - как раз является одним из важных аспектов сетевого шутера, коим, собственно, и является Battlefield 3.

Многопользовательская игра

Очень сложно описать тот выброс адреналина в кровь, который ощущает большинство новичков после первых минут сетевой игры. Несмотря на определённый запас живучести (с первого выстрела вас могут убить разве что из танка или гранатомёта) шанса выжить на открытой местности практически нет. Ну, разве что за бронёй быстро движущейся техники.

При старте очередной карты вы можете выбрать сторону, за которую будете воевать (в общем случае - США или РФ), а также класс вашего бойца: Штурмовик (Assault), Инженер (Engineer), Поддержка (Support), Разведчик (Recon). Каждый класс, соответственно, обладает определёнными навыками и отличается свойственным ему набором вооружения.

В игре на определённых картах представлена различная техника, которой вы сможете управлять: турели, джипы, БТР, зенитные комплексы, танки, самолёты, вертолёты и т.д.


Управление этой техникой выполнено в упрощённом аркадном стиле, оптимизированном под массовый многопользовательский проект. Тем не менее, техника вносит значительное тактическое разнообразие в игровой процесс, и вы, сражаясь на земле, порой можете видеть в небе захватывающие вертолётные дуэли.

В режиме сетевой игры вам будут сообщать о возможных опасностях - например, "Рядом с вами обнаружен танк", или "Внимание, в вашем районе обнаружен снайпер!" - что, в принципе, вызывает положительные эмоции, поскольку многие недолюбливают сидящих в укрытии осторожных игроков, "снимающих" из снайперского оружия более активных собратьев. Дополнительно здесь следует ещё раз повториться о достаточном запасе живучести. Только начиная карьеру разведчика, я с удивлением обнаружил, что выстрел в голову из СВД с расстояния в сотню метров не приводит к смерти противника! Через некоторое время опытным путём удалось установить, что к убийству одного врага из СВД в среднем приводили три точных попадания подряд. Но даже такой запас живучести редко спасает вас в ситуации, когда противник заметил вас первым. Если поблизости нет надёжного укрытия, ваша смерть неизбежна.

По окончании раунда выводится общий счёт...


При желании вы можете также ознакомиться с вашей личной статистикой.


Ну и, естественно, вы будете получать заслуженные награды - звания, разблокированное оружие и гаджеты, и т.п. Что, без сомнения, производит весомый удерживающий эффект, сохраняя привлекательность игры. Плох тот солдат, который не мечтает стать на худой конец хотя бы сержантом, разблокировав более мощную оптику к своей снайперской винтовке!

Потихоньку вы будете набираться опыта, изучать особенности текущей карты, и из режима свободной хаотичной охоты за врагом станете всё чаще участвовать в осмысленных командных действиях. Так что удачного вам продвижения по званиям, поиска друзей и объединения в боевые товарищества!

Выводы

Предоставление в рамках одной игры трёх различных вариантов игрового процесса я считаю идеальным, если хотите - эталонным для такого рода продуктов. Начните с однопользовательской кампании...


Затем пробегите несколько карт в кооперативном режиме, и вот вы уже созрели для суровых сетевых баталий, где на первых порах ваше бренное тело будет представлять отличную мишень ветеранам, досконально изучившим карту и "прокачавшим" своё вооружение. Но лиха беда начало - подобрав наиболее интересный вам класс (боец штурмовых отрядов, или скрытно перемещающийся по карте снайпер и т.п.), вы начнёте потихоньку огрызаться смертоносным свинцом, получая очередные нашивки.

Впрочем, следует чётко понимать, что Battlefield 3 - это в первую очередь сетевой многопользовательский шутер. А однопользовательская кампания и кооперативные карты для двух игроков - это всего лишь приятный бонус. В настоящее время игра не избавлена от шероховатостей и имеет определённые проблемы со стабильностью, но со временем будет отполирована до требуемой кондиции, и на определённое время станет проектом, на который волей-неволей придётся равняться остальным участникам рынка.

P.S. Да, и ещё. Огромное спасибо продюсерам за великолепный саундтрек!

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки

Графика: 85%
Звук: 90%
Игровой процесс: 85%

Общее впечатление: 90%