На смену пленочной «зеркалке»?

Автор: TeddyBear
Дата: 30.11.2001
Все фото статьи

Введение


В очередной обзор попали лучшие из выпускаемых на момент тестирования любительских камер: Olympus E-10 и Minolta Dimage7.
Камера Dimage7 появилась в России совсем недавно, это первая из объявленных камер на 5Мп-матрице Sony ICX282, вслед за ней были выпущены камеры Sony F707 и Nikon Coolpix 5000, а также недавно объявлена камера Olympus E-20.
Поскольку ни одной из перечисленных камер нового, 5-мегапиксельного поколения на момент начала тестирования серийно не выпускалось, то в паре с камерой Dimage7 в тестировании выступает камера Olympus E-10, которая находится на рынке уже почти год, стоит примерно столько же, и, несмотря на меньшее количество пикселов, вполне способна составить конкуренцию камере Minolta. Во всяком случае, на данный момент вопрос о выборе наиболее качественной непрофессиональной камеры сводится именно к этим двум моделям.
Кроме того, большая часть материала будет справедлива и для уже объявленной 5Мп камеры Olympus E-20, использующей такой же объектив и конструкцию, как и Е-10, а кому-то поможет больше узнать о родной сестре Dimage7 – 3Мп камере Dimage5, отличающейся от старшей модели только количеством пикселов матрицы.

Внешний вид, эргономика, аксессуары, органы управления

Участницы сравнения. Камера Olympus Е-10 имеет литой корпус из алюминия, и солидный вес: 1050г. без аккумуляторов, флэш-карты и… крышки объектива (почему-то Olympus предпочитает взвешивать камеру именно так). Камера Minolta Dimage7 имеет серебристый пластиковый (по ощущениям, но «металлический» в рекламных листовках) корпус, и весит всего 505г. без батарей и флэш-карты. Версии firmware тестируемых камер: Olympus E-10: 42-0120 Minolta Dimage7: A1v021e
На передней панели камеры Е-10 расположена кнопка ручного баланса белого по белому листу, небольшое красное окошко ИК-приемника под спусковой кнопкой и окно датчика активной автофокусировки (камера использует комбинированную активно-пассивную автофокусировку). Спусковая кнопка камеры E-10 не имеет четкой фиксации поджатого положения, и, на мой вкус, имеет слишком большой ход. У камеры Dimage7 на передней панели расположена лампа готовности автоспуска, а на накладке батарейного отсека находится управляющее колесо и спусковая кнопка. Спусковая кнопка четко фиксируется в промежуточном положении, и имеет небольшой ход.
Стоит отметить, что пульт дистанционного управления камерой Е-10 поставляется в комплекте, однако пульт создавался для компактных камер и кнопки зуммирования “W” и “T” объектива не действуют (объектив Е-10 зуммируется только вручную поворотом кольца на объективе). Однако пульт может с успехом заменить тросик при съемке со штатива (если объект неподвижен), и пригодиться как дистанционное управление при просмотре снимков на телевизоре. Для камеры Dimage7 также выпускается электронный тросик (проводной), однако его под силу изготовить самому или подобрать подходящий, например, от камер Pentax MZ.
Обе камеры в комплекте поставляются с пластмассовыми блендами в форме цветка, специально рассчитанными для объективов этих камер. Это позволяет уменьшить влияние боковой засветки, которая снижает контраст снимка и особенно сильно проявляется в сложных многолинзовых объективах. Опыт съемок показал, что если камерой Е-10 вполне допустимо снимать без бленды в большинстве ситуаций, то с камерой Dimage7 лучше эту бленду использовать постоянно: ее объектив значительно сильнее боится попадания солнечных лучей.
Для удобства съемки обе камеры снабжены поворотными видоискателями. Блок электронного видоискателя камеры Dimage7 может поворачиваться на угол до 90 градусов для съемки с нижней точки. Съемка с верхней точки в этой камере не предусмотрена (можно попытаться перевернуть камеру, глядя в видоискатель, и левой рукой нажимать на спуск, но проделывать это весьма неудобно). Камера Е-10 имеет поворотный LCD-дисплей (примерно –20 градусов для съемки с верхней точки и примерно 60 градусов для съемки с нижней точки).
Встроенная вспышка у камеры Е-10 поднимается нажатием на кнопку; выполнена из металла, как и вся камера. У камеры Dimage7 встроенная вспышка поднимается вручную, и ее корпус выполнен из такого же серебристого пластика, как и корпус камеры. У обеих камер поднятие встроенной вспышки приводит к ее включению. Диапазон расстояний, освещаемых встроенной вспышкой (ISO=auto): Olympus E-10: 35мм – 0.6…8.9м, 140мм – 0.5…7.4м Minolta Dimage7: 28мм - 0.5…3.8м, 200мм - 0.5…3.0м. Вспышка у Е-10 значительно мощнее, и необходимость во внешней вспышке, если не преследовать цели получения художественных снимков со сложным освещением, может и не возникнуть.
Камера Е-10 имеет синхроконтакт для вспышки Olympus FL-40. Также в этом башмаке могут работать любые вспышки с центральным контактом (удобнее использовать автоматические вспышки в режиме приоритета диафрагмы). Также фирма Metz анонсировала согласованный адаптер для системы производимых нею вспышек. Камера Dimage7 имеет стандартный башмак, используемый в зеркальных камерах Minolta. Поскольку он имеет нестандартную конструкцию, использовать вспышки с центральным контактом в нем невозможно. Кроме вспышек Minolta могут быть использованы вспышки сторонних производителей, в том числе и согласованные (например, вспышки Metz с адаптером для камер Minolta).
Камера Е-10 с установленной вспышкой Metz 40MZ-3. К сожалению, на момент тестирования ни вспышки с башмаком для камер Minolta, ни адаптера вспышек Metz для камер Minolta, под рукой не оказалось. Камера Е-10 может прекрасно работать с любой автоматической вспышкой с центральным контактом (например, Unomat B24TAC) в режиме приоритета диафрагмы. Работа со светосинхронизатором камерой не поддерживается: как в автоматическом, так и в режиме приоритета диафрагмы камера Е-10 использовала предвспышку (аналог системы Canon E-TTL), в результате чего дополнительная вспышка срабатывала от предвспышки, а не основного импульса. Камера Dimage7 никаких проблем со светосинхронизованной вспышкой не вызвала ни в режиме ADI Flash, ни в режиме предвспышки (что более чем странно, и говорит о том, что либо предвспышка на самом деле не производится, либо мощность ее неуловимо мала).
Хочется похвалить разработчиков камеры Dimage за непревзойденный по мягкости и удобству мини-джойстик. Особенно, если его сравнить с четырьмя жесткими кнопками, расположенными по кругу, заменяющими мини-джойстик в камере Е-10. Однако конструкторы Minolta пошли еще дальше и встроили в мини-джойстик еще центральную кнопку: при нажатии точно посередине мини-джойстика производится выбор пункта в меню, а также переключение между точечной (по одной из 285 точек) или широкой фокусировкой. Однако такое нововведение не всем пришлось по вкусу – многие пользователи камеры жалуются, что нажать точно на центр джойстика трудно, в результате чего выполняется совсем не то действие, которое они хотели произвести. У камеры Dimage7 на задней панели также расположены:
- переключатель режима работы LCD дисплея и электронного видоискателя, в центре которого находится кнопка “i”, имеющая сходные функции с кнопкой “info” камеры Е-10;
- кнопка быстрого просмотра только что отснятого снимка “QV”, этой же кнопкой производится стирание снимка, что не всегда удобно;
- кнопка включения экранной лупы для точной наводки на резкость (ее же можно запрограммировать для включения цифрового зума);
- кнопка вызова меню;
- кнопка блокировки экспозиции (под большой палец правой руки). Тут же находятся разъемы для подключения проводного управления и блока питания (здесь разъемы меньшего диаметра, чем принято у большинства цифровых камер, поэтому использовать БП от другой камеры не удастся).
На задней панели камеры Е-10 кроме мини-джойстика находятся защелка отсека флэш-карты, кнопка блокировки экспозиции (AE Lock), кнопка визирования по LCD в процессе съемки (например, при съемке с уровня земли), кнопка выбора пункта в меню “OK” и кнопка входа в меню камеры. Под LCD-дисплеем находятся кнопка удаления снимка, кнопка блокировки снимка от случайного стирания и кнопка “info”. В режиме съемки с включенным LCD-дисплеем кнопка “info” позволяет включить отображание в нижней части экрана либо экспопараметров, либо шкалы расстояний с отметкой дистанции фокусировки. В режиме просмотра снимков этой же кнопкой можно просмотреть съемочную информацию либо посмотреть гистограмму снимка, отображение которой необходимо предварительно разрешить в режиме настройки камеры. У обеих камер рядом с отсеком для карт памяти расположены светодиодные индикаторы, которые показывают обращение к картам.
Слева от объектива у обеих камер расположены дополнительные элементы управления. У камеры Е-10 здесь находятся переключатель ручной фокусировки, кнопка поднятия вспышки, кнопка экспокоррекции, кнопка режима макросъемки, а также разъемы для подключения «электронного тросика» и синхронизации для внешней вспышки. Снизу, возле днища, расположился разъем питания камеры, а под крышкой – разъемы подключения к компьютеру (USB) и видеовыход. Рядом с видоискателем находятся кнопки переключения типа замера и серийной съемки, а также рычажок управления заслонкой видоискателя для съемки со штатива, когда свет, попавший в зеркальный видоискатель, может привести к засветке кадра. У камеры Dimage7 здесь расположены переключатель управления контрастом, насыщенностью, экспокоррекцией и переключатель режимов работы камеры (размер и качество изображения, чувствительность, режимы автоматики, режим приоритетов и ручные режимы, баланс белого, серийная съемка). Также здесь располагается кнопка переключения в ручной режим фокусировки (пластиковым кольцом на объективе, прилегающим к камере). Переключатель режима макросъемки находится прямо на объективе возле обрезиненного кольца зуммирования.
Обе камеры позволяют в процессе съемки практически не пользоваться меню на LCD-дисплее, при этом камера Dimage7 позволяет изменить большинство съемочных параметров, не отрываясь от видоискателя. Вначале управление этой камерой кажется близким к совершенству, но со временем начинаешь понимать, что оно не настолько удобно, как могло бы быть. Переключатели довольно жесткие и требуют определенных усилий. Выбрать нужное положение переключателя без визуального контроля достаточно трудно. Для переключения режима необходимо установить переключатель в требуемое положение, нажать кнопку, расположенную в центре переключателя, и поворотом управляющего колеса выбрать нужный режим. Гораздо более простым (но, вероятно, менее эксцентричным и стильным) было бы размещение нескольких кнопок (лучше – отличающихся по размерам или по форме) вместо переключателей, нажатие на которые с поворотом управляющего колеса приводило бы к смене режима съемки. Управление камерой Е-10 реализовано именно так, однако не позволяет сменить уровень контраста или выбрать формат записи RAW без использования LCD-дисплея. Для переключения в режим RAW необходимо установить переключатель режимов работы камеры Е-10 в положение настройки, включить LCD-дисплей и выбрать в меню RAW, дважды нажав кнопку “OK”. После этого переключиться в режим съемки (режим записи RAW обозначается на верхнем ЖК-дисплее мигающим словом TIFF – создается ощущение, что его добавили в последний момент).
На правом боку обеих камер расположены отсеки для флэш-карт, причем камера Е-10 может работать одновременно с двумя картами разных стандартов: SmartMedia (16Мб поставляется в комплекте) и более емкий Compact Flash type II. Несмотря на запреты Olympus на использование микровинчестеров, многие успешно используют их с этой камерой. При покупке следует выбирать IBM microdrive последнего поколения (512Мб или 1Гб) с уменьшенным энергопотреблением, предварительно проверив совместимость с ним конкретного экземпляра. При использовании microdrive желательно докупить дополнительную питающую рукоятку с мощными аккумуляторами. Рукоятка дублирует управление и облегчает съемку вертикальных форматов. Камера Dimage7 имеет только интерфейс Compact Flash type II (микровинчестеры официально разрешены к использованию, но желательна покупка дополнительного поясного аккумулятора). Правая сторона камеры во время ее работы ощутимо нагревается даже при использовании стандартных флэш-карт. В этом же отсеке скрывается разъем для подключения камеры к компьютеру (USB).
Так выглядит кассета для батарей у камеры Е-10. Вероятно, такая конструкция сделана для ускорения смены элементов питания (надо иметь вторую такую же кассету с заранее установленными аккумуляторами). Справедливости ради стоит отметить, что в продаже запасных кассет для батарей я пока не встречал.
Батарейные отсеки камер. У Dimage7 отсек расположен нестандартно, под видоискателем. Такое решение оказывается весьма удобным при съемке со штатива. Хотя стоит отметить, что у Е-10 также можно менять батарейную кассету, не снимая камеру со штатива.
Вид снизу. Камера Е-10 имеет рифленую площадку штативного крепления, препятствующую проскальзыванию камеры на штативе. Обе камеры имеют металлическую штативную резьбу. От литого металлического корпуса камеры Olympus E-10 иного и не ожидалось, а вот камера Dimage7, имеющая ластиковый корпус, этой деталью приятно удивила.
ЖКИ-дисплеи камер имеют примерно одинаковое количество пикселов (118-122тыс.), этого достаточно для общей оценки изображения и работы с меню. Рифленое кольцо на видоискателе Е-10 позволяет настроить диоптрийную коррекцию по зрению. С левой стороны электронного видоискателя маленьким колесиком можно произвести такую настройку и для камеры Dimage7 (-5…+0.5дптр.).
Участок ЖКИ-дисплея камеры Dimage7. Легко различимы отдельные пикселы. Без режима “экранной лупы” ручная наводка на резкость по такому дисплею – непростое занятие. В отличие от современной системы фокусировки камеры Dimage7 (285 точек с ручным выбором точки либо широкая зона), у камеры Е-10 датчик фокусировки архаичен и напоминает конструкции десятилетней давности с одним датчиком в центре кадра. Конечно, «ружье должно иметь один прицел», но что делать, когда съемка ведется со штатива, и объект, который должен быть в фокусе, расположен отнюдь не в центре кадра? Только переключаться на ручную наводку на резкость – благо она практически не отличается от пленочных зеркальных камер. Правда, можно бросить камень и в огород Minolta: все 285 датчиков автофокуса горизонтальные, и в случае отсутствия у объекта вертикальных контрастных линий, для успешной работы автофокуса, рекомендуется повернуть камеру, добиться фокусировки и затем вернуть в исходное положение.
Небольшой размер передней линзы камеры Coolpix 990 позволил заснять изображение в видоискателях обеих камер: совершенно четкое изображение на матовом стекле камеры E-10 и расплывчатое изображение (количество пикселов – 220тыс., примерно 550х400) в электронном видоискателе (ферроэлектрический LCD) камеры Dimage7. Основные параметры съемки отображаются (традиционно для зеркальных камер) под изображением у Е-10, хотя, конечно, по количеству отображаемой информации в видоискателе Dimage7 выигрывает. Но какой ценой! Сильно увеличенное энергопотребление, «замыленная» картинка, при резких поворотах камеры наблюдаем в видоискателе сильно смазанное изображение, невозможно оценить ни глубину резкости, ни точно навести на резкость вручную, не включая «электронную лупу» (в ручных режимах при работе со студийными вспышками в видоискателе совсем темно). Камера отображает в видоискателе будущий снимок, учитывая все установки (что чаще всего полезно). Однако этого не происходит в том случае, когда камера «не подозревает» о мощных синхронизированных вспышках, правдиво показывая черный экран или переходя на черно-белое изображение при выставленных вручную экспопараметрах и слабом пилотном освещении. И, как назло, этот режим отображения в камере не отключается.
Увеличенные фрагменты предыдущих снимков. У камеры Dimage7 включена точечная фокусировка (285 точек по всему полю, выбираемые мини-джойстиком), точка фокусировки отображается в электронном видоискателе крестиком (на мой вкус, лучше бы там качественно отображался объект съемки.) Конечно, к такому видоискателю тоже можно привыкнуть: для незеркальной конструкции при мощном зум-объективе электронный видоискатель остается единственным выходом для производителя (я не встречал у камер сопряженный оптический видоискатель с кратностью выше 4-х). Так что с определенной точки зрения будущее за электронными видоискателями – во всяком случае для непрофессиональных компактных камер. Остается надеяться, что к тому моменту, когда они распространятся повсеместно, качество изображения в них сравняется хотя бы с крупнозернистым матовым стеклом отечественных «Зенитов».
ЖКИ-индикаторы со съемочными параметрами и основные элементы управления камер. Камера Е-10 имеет два управляющих колеса (например, в ручном режиме выдержка и диафрагма управляются разными дисками). Приятно, что камера Dimage7 тоже обзавелась таким полезным элементом управления (хоть и в единственном числе), но, на мой взгляд, его расположение выбрано неудачно: традиционное выступающее спереди колесо под указательный палец или сзади под большой палец, вращаемые в горизонтальной плоскости, как минимум, привычнее. И при таком небольшом выступе колеса – зачем было делать его таким тугим? Хотя это относится почти ко всем элементам управления Dimage7. Также на снимках можно увидеть, что Е-10 имеет отдельную кнопку включения подсветки дисплея (у Dimage7 она тоже имеется, но включается автоматически при нажатии на спусковую кнопку) и кнопку переключения карты памяти, так как в Е-10 можно установить одновременно две карты – SmartMedia и CompactFlash. Стоит отметить, что включение питания камеры Dimage7 блокируется дополнительной кнопкой, расположенной сбоку переключателя режимов. Также на верхней панели Е-10 расположена кнопка переключения баланса белого (весьма странно, что баланс белого градуируется в цветовой температуре в Кельвинах – доступны значения 3,000, 3,700, 4,000, 4.500, 5.500, 6.500 и 7.500 K, – вероятно, разработчики посчитали, что если уж человек покупает такую камеру, то у него найдутся деньги и для покупки цветоанализатора). Стоит отметить, что установка баланса белого по листу, выполняемая нажатием на кнопку баланса, и последующее нажатие на кнопку “OK” при удовлетворительном результате, сделана хорошо, жаль только, что эти кнопки оказались на разных сторонах камеры. Также присутствуют еще две кнопки: кнопка управления режимом работы вспышки и кнопка выбора предустановленного качества съемки (разрешение и степень сжатия). Все режимы в камере Е-10 выбираются при нажатии на соответствующую кнопку вращением одного из управляющих колес. У камеры Dimage7 на верхней панели также расположены кнопка перебора сюжетных режимов и кнопка восстановления всех настроек “P”, на случай, если мы перемудрили с настройками, и срочно требуется снять кадр в автоматическом режиме.
Обе камеры имеют полностью автоматический режим съемки, режимы приоритета диафрагмы и выдержки и полностью ручной режим. Кроме того, камера Dimage7 позволяет выбирать сюжетные программы, такие, например, как портрет, пейзаж, ночная сцена, спортивная съемка и съемка текста.

Диапазон выдержек, отрабатываемых камерами:

Olympus E-10: 8с-1/640с, “B”;
Minolta Dimage7: 4с-1/2000с, “B”.

Диапазон изменения диафрагм широкоугольное (теле) положение:

Olympus E-10 – f/2.0(2.4) – f/11;
Minolta Dimage7 – f/2.8(3.5) – f/8.0(9.5).

Обе камеры обладают возможностями брекетинга и интервальной съемки.
Камера Dimage7 в режиме интервальной съемки может снять от 1 до 99 кадров с интервалом от 1 минуты до 60 минут, а брекетинг (из трех кадров) может производить не только по экспозиции (с шагом 1, 1/2 или 1/3 Ev), но и по контрасту и насыщенности.
Камера Е-10 имеет брекетинг экспозиции с шагом 1, 1/2 или 1/3 Ev, и встроенный таймер для интервальной съемки с интервалом от 1 мин. до 24 часов.

Оптика и реальная разрешающая способность


Четырехкратный объектив Olympus E-10: 9-36мм (экв. 35-140мм), f/2.0-2.4, резьба для фильтров 62мм, 14 элементов в 11 группах. Семикратный объектив Minolta Dimage7: 7.2-50.8мм (экв. 28-200мм), f/2.8-3.5, резьба для фильтров 49мм, 16 элементов в 13 группах, 2 линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией, и 2 асферические линзы. Стоит отметить, что фильтры для Dimage7 надо покупать только самые тонкие – при минимальном фокусном расстоянии (экв.28мм) фильтр обычной толщины заметно виньетирует края кадра.
Объективы крупным планом. У Е-10 можно разглядеть лепестки диафрагмы, Dimage7 так и не раскрыла своих секретов: наиболее удаленная линза, кажется, имеет зеркальную поверхность. Скорость автофокуса заметно выше у Е-10, хотя даже комбинированная активно-пассивная фокусировка иногда дает сбои, особенно при плохом освещении и макросъемке. Скорость автофокуса у Dimage7 удовлетворительна, но при фокусном расстоянии свыше 100мм автофокусировка может занимать более 1с и выполняться в два прохода. Удобство ручной фокусировки выше у Е-10, так как фокусировочное кольцо обрезинено и находится в привычном месте для объективов зеркальных камер. У Dimage7 фокусировочное кольцо прижимается к корпусу камеры и выполнено из того же серебристого пластика, что и сама камера.
Для измерения разрешающей способности камер было решено отказаться от субъективной оценки порога различимости штрихов миры. Все результаты обсчитывались специально написанной программой и не зависят от наблюдателя. Порог восприятия штрихов был выбран на уровне 15% от максимального контраста. Кроме этого, разрешение измерялось не по горизонтали и по вертикали, но как суммарное по радиусу, что позволяет оценивать разрешение камер, имеющих матрицы как с диагональным расположением пикселов (Fujifilm Super CCD), так и с неквадратными пикселами и интерполяционными алгоритмами (Nikon D1X). В связи с изменением методики тестирования не рекомендуется сравнивать результаты, полученные в данном тестировании, со значениями, полученными в предыдущих тестах.
Снимок миры (Minolta Dimage7, f/4.0, 200мм). Зеленым цветом отмечен радиус максимального разрешения камеры при пороге контраста 15%. Чтобы вычислить разрешающую способность для каждого изображения миры, рассчитывалось количество линий вдоль окружности, контраст которых превышал заданный – для радиуса от 5% до 95% с шагом 2.5%
Передаточная функция для красного канала. График показывает изменение яркости выбранного канала вдоль окружности, заданной радиусом. Уровни порога контраста (15%) заданы пунктиром
Передаточная функция вдоль радиуса для зеленого канала
Передаточная функция вдоль радиуса для синего канала
По результатам каждого измерения для каждого радиуса строился график изменения разрешения от радиуса (радиус определяет пространственную частоту миры). Максимум этого графика соответствует искомой разрешающей способности для заданного уровня контраста. По мере увеличения пространственной частоты (уменьшения радиуса) разрешение плавно нарастает, достигает максимума, после чего резко снижается, так как система объектив-матрица не в состоянии передать отдельные линии при дальнейшем увеличении пространственной частоты. На рисунке приведены графики при уровне минимального контраста (разрешение около 1600лин/кадр) и на уровне различимого контраста 15% (разрешение 1450лин/кадр). В дальнейшем при измерениях будет использоваться только величина различимого контраста. Каждый максимум такого графика различимого контраста (15%) для каждого снимка миры, снятой разными камерами при изменении фокусного расстояния объектива, дает возможность построить графики зависимости разрешающей способности камеры от фокусного расстояния. Поскольку камеры изначально находились в разных весовых категориях (4Мп у Е-10 и 5Мп у Dimage7), было решено добавить результаты 3Мп камеры Nikon CP990 для того, чтобы сравнить, что на самом деле дает увеличение разрешения ПЗС-матрицы. Поскольку CP990 имеет всего лишь 3-х кратный зум-объектив, были использованы широкоугольный конвертор WC-E63 и телеконвертор TC-E2, что позволило перекрыть (24-230мм) даже 7-кратный диапазон Dimage7 (28-200мм).
В основном (зеленом) канале, несущем максимум информации (и содержащем вдвое больше пикселов, чем красный и синий каналы), разрешение практически равномерно зависит от количества пикселов матрицы. В самом широкоугольном положении удивила 3Мп камера Nikon CP990, обогнав по реальной разрешающей способности 4Мп Olympus E-10. При использовании широкоугольного конвертора, как и ожидалось, разрешение незначительно упало (на 8%), при этом такое же падение разрешения на краях диапазона показала камера Dimage7 (при переходе от 35 к 28мм и от 150 к 200мм). Телеконвертор TC-E2 также ухудшил разрешающую способность на 7%. Разница в реальной разрешающей способности в середине диапазона фокусных расстояний составила 3.7% между камерами 3Мп и 4Мп (CP990 и E-10) и 3.6% между камерами 4Мп и 5Мп. При этом количество пикселов по длинной стороне кадра изменилось на 9.4% и 14.3% соответственно. Похоже, что такое небольшое отличие в реальном разрешении камер вызвано тем, что при росте плотности светочувствительных ячеек на матрице требование к разрешающей способности объектива возрастает, а разрешающая способность оптики не успевает за ростом количества пикселов матрицы. В красном канале, вероятно, камеру Е-10 подвели алгоритмы аппроксимации цвета, и почти во всем диапазоне фокусных расстояний она показала результат ниже, чем у 3Мп камеры. В синем канале картина практически повторяет зеленый канал, за исключением досадного провала разрешающей способности у Dimage7 в самом широкоугольном положении. Все измерения разрешающей способности, приведенные выше, производились при диафрагме 4.0 для всех камер.
Поскольку разрешающая способность зависит не только от фокусного расстояния, но и от величины диафрагмы, была протестирована зависимость разрешающей способности от величины диафрагмы при максимальном фокусном расстоянии для каждой из камер. В данном случае приведены графики разрешающей способности как для минимально различимого контраста 15%, так и для контраста 0.5%, который практически неразличим, но может быть усилен до различимого применением фильтров увеличения контурной резкости или распознавания контуров. Графики демонстрируют необходимость измерения разрешающей способности при одинаковом диафрагмировании объективов различных камер: при уменьшении относительного отверстия (диафрагмы) объектива камеры Dimage7 на две ступени (от f/4.0 до f/8.0), разрешающая способность объектива снижается в полтора раза по короткой стороне кадра из-за дифракции. Камера Е-10 с честью выдержала это испытание: при необходимости диафрагмировать объектив ее разрешающая способность оказывается выше, чем у 5Мп соперника. Особенность поведения камеры Dimage7 (в отличие от пленочных камер, где, как правило, наилучшая разрешающая способность достигается при диафрагме прикрытой на 1.5-2 ступени от максимальной) следует учитывать при съемке. Современным цифровым камерам требуется разрешение объектива не менее 300 пар линий/мм (например, размер сенсора Dimage7 по длинной стороне составляет 9.74мм, на которых расположено 2560 активных светочувствительных ячеек). Если при увеличении «мегапиксельности» камеры не улучшать оптические свойства объектива, то, в свою очередь, увеличение количества ячеек матрицы может не дать желаемого улучшения реальной разрешающей способности (что отчасти и продемонстрировали результаты измерений). Разрешающая же способность объектива на малых диафрагмах ограничивается величиной аберраций (и теоретически при отсутствии аберраций и рассеивания на фотоматериале стремится к величине 1800 пар линий при диафрагме 1.0). При увеличении диафрагмы она ограничивается дифракцией и обратно пропорциональна значению диафрагмы.

Электропитание камер


Камера Dimage7 не только потребляет больше энергии, похоже, что ее встроенный преобразователь сконструирован в расчете на батарейки 1.5 В, что приводит к отключению камеры при понижении напряжения аккумуляторов (имеющих рабочее напряжение 1.2В) всего на 40мВ. Аккумуляторы требуется применять самые емкие (1600-1800мА), и зарядное устройство должно обеспечивать полную зарядку таких аккумуляторов. Иначе камера делает 2-3 снимка и отключается, мигая индикатором разряда.
Как видно из диаграмм, при съемке с включенным дисплеем токи потребления камер отличаются незначительно. Лидирует по потреблению камера Dimage7. Для камеры Е-10 во время съемки дисплей требуется включать вообще только для изменения настроек меню. При съемке через видоискатель лидером по “обжорству” остается камера Dimage7: электронный видоискатель потребляет лишь на четверть меньше энергии, чем дисплей. Для сравнения приведены данные для Nikon CP990, при выключенном дисплее эту камеру можно и вовсе не выключать во время съемок.
Часть 2:Тестирование режимов серийной съемки...