«Дальнобойщики»

Автор: TeddyBear
Дата: 21.01.2002
Все фото статьи

Введение


22 мая 2000 года фирма Canon анонсировала 10-ти кратный объектив для ЦФК с оптическим стабилизатором . Объектив обещал быть недорогим, светосильным (f/2.8...f/3.5) и иметь высокое качество изображения. Кроме того, он предназначался также и для OEM-поставок сторонним производителям ЦФК. Казалось, что один из главных недостатков компактных цифровых камер – несменный объектив с ограниченным (2.5-4х) диапазоном фокусных расстояний наконец-то преодолен, и камеры с этим объективом будут появляться как грибы после дождя. Однако этого не произошло, и новый объектив не завоевал такой же популярности, как предыдущая конструкция с 3-кратным зумом и высокой светосилой (f/2.0...f/2.5).
15 июня Olympus объявил о выпуске камеры 2100UZ с 10-кратным объективом с оптическим стабилизатором изображения.
22 августа 2000 года появился анонс камеры Olympus E-100RS с таким же объективом (анонс камеры был отложен до проведения международной выставки Fotokina, где эта камера была представлена вместе с E-10).
Сам же Canon, как и в прошлый раз, не торопился, и постарался учесть ошибки конкурентов, как было и в случае с выпуском G1, имеющем объектив, использующийся на тот момент в нескольких цифровых камерах различных производителей.
Камера Canon Pro90 IS была объявлена только в январе 2001 года, после этого анонсы камер, имеющих объектив с такими характеристиками, прекратились.
Вероятно, тому виной небольшое поле изображения этого объектива: он рассчитывался на размер матрицы 1/2", последняя же из матриц Sony такого размера, имела всего лишь 2.1Мпиксела, что далеко не соответствовало требованиям рынка. Сам же Canon, используя в своей камере 3.3Мпиксельную матрицу, был вынужден уменьшить размер рабочей области до 2.6Мпикселов из-за значительного виньетирования изображения на краях кадра. Как будет показано в статье, виньетирования не удалось избежать ни одной из протестированных камер.
Кроме этого, камеры с объективом такого размера назвать компактными трудно, и это также не добавляет им популярности среди широких масс фотолюбителей. Большая кратность изменения фокусных расстояний также не позволяет использовать оптический видоискатель, предлагая взамен видоискатель электронный, заметно уступающий по резкости и энергопотреблению как прямому оптическому видоискателю, так и зеркальной конструкции.
Тем не менее, эти камеры заслуженно продолжают находить своих поклонников: огромный диапазон зуммирования объектива перекрывает потребности большинства снимающих, большое фокусное расстояние в сочетании с высокой светосилой позволяет уменьшить глубину резко изображаемого пространства при съемке портретов. Эти камеры имеют подсветку автофокуса, что до сих пор является редкостью в среде цифровых камер, развитые ручные режимы съемки, сопряжение с внешними вспышками, хорошие возможности серийной съемки.

Внешний вид


Участницы сравнения. Вид спереди. Объектив камеры Canon Pro90 выглядит более внушительным благодаря резьбе для фильтров 58мм (у камер Olympus – 49мм).
Общий вид камер. Canon Pro90 IS имеет более массивный и стильный дизайн. Корпуса камер Olympus 2100UZ и E-100RS практически идентичны.
Вид камер сверху. Угловатый дизайн камер Olympus уступает гладким линиям стильного дизайна корпуса камеры Pro90 IS. Что бы ни говорили, но то, как камера ложится в руку, часто оказывается важнее, чем ее характеристики или даже качество съемки.У камеры Pro90 IS кольцо спереди объектива заменяет кнопки зуммирования. К сожалению, это кольцо не управляет напрямую фокусным расстоянием, при повороте его по часовой или против часовой стрелки замыкаются контакты, и встроенный двигатель изменяет фокусное расстояние объектива. Поскольку кольцо «ненастоящее», управление с помощью него оказывается еще более неудобным, чем клавишами. У камеры Canon между кольцом управления фокусным расстоянием и встроенной вспышкой располагается микрофон, предназначенный для записи звукового сопровождения к видеороликам.
Наиболее насыщен информацией дисплей камеры Pro90. У всех камер поблизости от дисплея находится кнопка быстрого переключения в режим серийной съемки, и кнопка переключения на точечный замер. Камера Canon не имеет отдельного режима макросъемки, и в обычном режиме обеспечивает как обычную, так и макросъемку.
Нижняя часть камеры 2100UZ. Штативное гнездо выполнено из металла. Громкоговоритель отсутствует.
Нижняя часть камеры Pro90. Штативное гнездо выполнено из металла.
Нижняя часть камеры E-100RS. Штативное гнездо выполнено из металла. Присутствует громкоговоритель.
Вид сбоку.У камер Olympus с этой стороны расположены только защелки встроенной вспышки. У камеры Canon сюда вынесены главный диск управления режимами работы камеры, совмещенный с выключателем питания, выключатель оптического стабилизатора изображения и кнопка включения встроенной вспышки (при включенной вспышке и недостатке освещения вспышка выпрыгивает автоматически – странное решение для «Pro» камеры).
Камеры от Olympus – «близняшки» не только спереди. Pro90 IS имеет уникальный поворотный дисплей, такой как используется в видеокамерах, кроме того, он может быть повернут и зафиксирован в камере традиционным способом.

Органы управления


На главный командный диск всех трех камер выведены режимы автоматической съемки, режимы приоритета выдержки, приоритета диафрагмы, полностью ручного режима и режима съемки видеороликов.Включение камер производится рычажком под командным диском (переключателем у Pro90 IS). Этот же переключатель служит для переключения камеры Canon в режим просмотра снимков и режим соединения с компьютером. Так же у камеры Canon командным диском можно дополнительно выбрать сюжетные программы: «пейзаж», «портрет», «ночная съемка», «портрет при контровом свете» (удивляет только наличие сюжетных программ у камеры с приставкой «Pro»), режимы панорамной и черно-белой съемки. Главное отличие у камер в том, что если Olympus разместила командный диск в привычном месте возле кнопки спуска, то у камеры Canon командный диск расположен на корпусе объектива. Впрочем, к этому вполне можно привыкнуть.
Olympus традиционно использует в своих камерах составной мини-джойстик из четырех кнопок, расположенных на окружность, мини-джойстик камеры Canon больше соответствует своему названию. Учитывая, что с помощью джойстика в любом режиме съемки камерами Olympus можно задать экспокоррекцию (без какого либо подтверждения своих действий!), можно признать разумным выполнение этой детали камеры в виде четырех независимых кнопок. Нажатия на центральную часть этого органа управления не предусмотрено ни у одной из камер, что, впрочем, и к лучшему, учитывая нарекания пользователей на мини-джойстик камер Minolta Dimage 5/7, имеющих такую возможность.
Набор функциональных кнопок камеры Pro90 IS практически повторяет кнопки камер Olympus. Можно сказать, что набор органов управления цифровыми камерами устоялся за последние годы, и камеры одного класса разных производителей мало отличаются внешне. Хотя, ведущие производители стараются привнести собственные «изюминки». Интересной особенностью камеры Pro90 является кнопка для быстрой коррекции экспозиции камеры, экспокоррекции вспышки и переключения баланса белого. У камер Olympus присутствует кнопка экспопамяти под большой палец – совсем как у больших профессиональных камер, у камеры Canon экспозиция запоминается кнопкой «*», ее расположение менее традиционно. Также этой кнопкой осуществляется уникальная для цифровых камер экспопамять для вспышки: нажав кнопку «*» при поднятой вспышке, произойдет оценочная предвспышка, и при нажатии на спуск произойдет нормальная вспышка с заранее измеренными параметрими (предвспышка производиться не будет). Очень полезный режим при съемке со светосинхронизованными вспышками.

Видоискатель и ЖКИ


Видоискатели камер-участниц сравнения – электронные. Тем не менее, они, как и обычные оптические видоискатели, имеют возможность коррекции по зрению. Видоискатель Е-100RS имеет мягкий резиновый наглазник (одно из немногих внешних отличий от камеры 2100UZ).
Электронные видоискатели современных камер имеют недостаточно большое количество элементов изображения для ручной наводки на резкость, небольшой динамический диапазон, не позволяющий видеть все детали изображения, и часто – недостаточно точную цветопередачу.Зато они позволяют с некоторой степенью точности представить, как будет выглядеть фотография после съемки, и оценить влияние различных настроек изображения и экспопоправок. Кроме того, создание сопряженного оптического видоискателя для 10-кратного объектива – слишком сложная задача (максимумом считается кратность 3..4х).
Так выглядит изображение в электронном видоискателе при увеличении.Разрешение электронных видоискателей этих камер уступает ферроэлектрическому видоискателю камер Minolta Dimage7/5 (200 тыс. пикселов), хотя по четкости изображения они примерно равны.
LCD экраны современных ЦФК, как правило имеют разрешение не более 110-123 тыс. элементов изображения, тестируемые камеры также не явились исключением.
Мозаичность изображения на LCD при увеличении примерно соответствует электронным видоискателям этих камер. Разрешение их также примерно одинаково.

Вспышки. Подсветка автофокуса


Вспышка камеры 2100UZ. При включении режима против красных глаз, производится серия вспышек.
Под вспышкой Pro90 IS находится лампа подавления эффекта красных глаз, которая заодно выполняет функции прожектора для автофокусировки.
Вспышка камеры E-100RS. При включении режима против красных глаз, производится серия вспышек.
Прожектор подсветки автофокуса камеры 2100UZ и E-100RS.
ИФ-приемник команд пульта дистанционного управления камерой и индикатор автоспуска.
ИФ-приемник команд пульта управления. Выполнен одинаково у 2100UZ и E-100RS.
Canon Pro90 IS использует стандартных башмак для вспышек Canon, такой же, как и у его зеркальных камер.

Прожектор 2100UZ1/4s, f/3.3, ISO 100
Прожектор, помогающий фокусировке при слабом освещении, работает достаточно эффективно. Луч концентрируется в небольшое световое пятно красного цвета, для успешной фокусировки требуется, чтобы освещаемая поверхность имела контрастный рисунок.

Прожектор Pro90 IS1/4s, f/3.3, ISO 100,
усиление изображения в 8 раз
Лампа для подавления эффекта красных глаз, используемая в качестве прожектора автофокусировки, крайне неэффективна (кроме того, она может быть включена только при поднятой вспышке). При съемке луча с такой же экспозицией, как и для лучей камер Olympus, пришлось усилить уровень сигнала в 8 раз, чтобы его можно было разлядеть. Проще считать, что подсветки автофокуса у этой камеры просто нет.

Прожектор E-100RS1/4s, f/3.3, ISO 100
Прожектор камеры E-100RS сфокусирован в еще более узкий пучок, что увеличивает его «дальнобойность». Отсутствие проектируемого лучом рисунка требует его наличия на объекте, как и в случае 2100UZ.

Прожектор вспышки Metz 40MZ-3
1/4s, f/3.3, ISO 100
Вспышка Metz 40MZ-3Хороший прожектор для автофокусировки «рисует» на объекте линии, по которым и фокусируются датчики камеры. С таким прожектором можно легко сфокусироваться даже на гладкой стене.

Лазерная указка с насадкой1/8s, f/3.4, ISO 100
Для камер, не имеющих прожектора, можно воспользоваться лазерной указкой, подобрав насадку с рисунком, по которому хорошо фокусируется объектив Вашей камеры.

Лазерная указка без насадки1/8s, f/3.4, ISO 100
Использование лазерной указки без насадки не рекомендуется: яркий узконаправленный луч, случайно направленный в глаз человека, может привести к ухудшению зрения.

Электропитание камер


Батарейный отсек камеры 2100UZ рассчитан на 4 пальчиковых аккумулятора типоразмера АА, или на литиевые батареи CR-V3 (поставляемые в комплекте).
Батарейный отсек камеры Pro90 IS. Литий-ионный аккумулятор BP-511 и зарядное устройство поставляются в комплекте с камерой.
Батарейный отсек камеры E-100RS идентичен отсеку 2100UZ. Также в комплекте поставляются батареи CR-V3.
Емкость наиболее мощных аккумуляторов типоразмера АА составляет 4.8В * 1.8А/ч = 8.64ВА/чДля камер с электронным видоискателем любая емкость аккумулятора окажется не слишком большой.
Емкость аккумулятора Canon составляет 7.4В*1.1А/ч = 8,14 ВА/ч, что примерно соответствует батарее из 4-х пальчиковых аккумуляторов по 1700мА.Очень хорошую емкость и высокую скорость зарядки компенсирует достаточно высокая цена при покупке дополнительного комплекта.
Режим работы
 Режим работы камеры Dimage7 I, А 2100UZ I, A E-100RS I, A Coolpix 990 I, А Использование режима
 Видоискатель 0,75 0,75 0,85 0,024 75%
 LCD 1 0,9 1 0,625 75%
 Видоискатель + фокусировка 0,85 0,9 0,95 0,5 3%
 LCD + фокусировка 1,2 1,25 1,125 0,75 3%
 Видоискатель + запись 0,8 0,8 0,9 0,4 6%
 LCD + запись 1 0,95 1 0,7 6%
 Видоискатель + вспышка 1,25 1,15 1,25 0,75 6%
 LCD + вспышка 1,5 1,35 1,5 1 6%
 Видоискатель + просмотр 0,5 0,4 0,475 0,45 10%
 LCD + просмотр 0,75 0,55 0,6 0,45 10%
 Среднее потребление (видоискатель) 0,761 0,589475 0,652225 0,147 -
 Среднее потребление (LCD 1,011 0,93975 0,9286875 0,63825 -
 Время работы от NiMH 1600mA (видоискатель),час 2,1 2,7 2,5 10,9 -
 Время работы от NiMH 1600mA (LCD),час 1,6 1,7 1,7 2,5 -
 Напряжение отключения камеры, В 4,65 4,49 3,84 4,04 -
 Напряжение на 1 элементе, В 1,16 1,12 0,96 1,01 -
 Допустимое падение напряжения на 1 элементе, В 0,04 0,08 0,24 0,19 -

Напряжение отключение камеры Olympus 2100UZ оказалось немного выше оптимального, хотя и приемлемо.
К сожалению, протестировать энергопотребление камеры Canon не удалось: камера использует аккумулятор собственной конструкции, а разборка камеры или фирменного блока питания для подключения измерительных приборов была сочтена неразумной.Поэтому на графиках представлены только камеры Olympus E-100RS и 2100UZ. Для сравнения вместе с ними приведены характеристики камеры Minolta Dimage7, имеющей электронный видоискатель другого типа (ферроэлектрический) и камера, использующая оптический видоискатель – Nikon Coolpix 990.Как видно из графиков, при выключенном ЖКИ дисплее, потребление камер, имеющих электронный видоискатель примерно одинаково, несколько впереди по потреблению камера Olympus E-100RS. Камеры с оптическим видоискателем в таких условиях вне конкуренции, их потребление ниже в 7-8 раз (если не учитывать просмотр снимков, то и в 10-12 раз). Стоит отметить, что разницы в потреблении при включении схемы оптического стабилизатора заметить не удалось (либо схема потребляет настолько мало на фоне электронного видоискателя, либо она запитана постоянно).При съемке с включенным ЖКИ дисплеем разница с Coolpix990 значительно уменьшилась, а из камер с электронным видоискателем наиболее экономной оказалась модель Olympus 2100UZ.

Интерфейсы, разъёмы, карты памяти


На боковой стенке камеры Olympus 2100UZ, под крышкой расположены разъемы USB и COM портов, разъем внешнего блока питания, разъем аудио-видео выхода, разъем для подключения внешнего микрофона и разъем для подключения фирменной вспышки FL-40.Также здесь расположен встроенный микрофон.

На боковой стенке камеры Canon Pro90 IS (под крышкой) расположены комбинированный разъем USB/COM портов, разъем внешнего блока питания (зарядка аккумулятора производится внутри камеры) и разъем аудио-видео выхода.Под решеткой скрывается громкоговоритель.
На боковой стенке камеры Olympus E-100RS расположены разъемы USB порта, разъем для подключения проводного электроспуска, разъем внешнего блока питания, разъем аудио-видео выхода, разъем для подключения внешнего микрофона и разъем для подключения фирменной вспышки FL-40 и встроенный микрофон.
Камера 2100UZ может работать только с памятью формата SmartMedia. На переднем плане видна заглушка, под которой у камеры E-100RS скрывается слот памяти CompactFlash.
Камера Pro90 IS может работать только с памятью стандарта Compact Flash (type I и II), именно этот стандарт получил наибольшее распространение, и имеет наибольший максимальный объем памяти. В камере можно использовать микровинчестеры.
Камера E-100RS имеет два слота памяти: один для традиционной для Olympus памяти SmartMedia (которую так удобно помечать собственным кодом производителя, запрещая съемку панорам без метки “Olympus”), так и стандарта Compact Flash (это дань требованиям профессионального рынка, для которого была предназначена эта камера).

Объективы. Оптическое разрешение


Поскольку Olympus называет объективы камер 2100UZ и E-100RS словосочетанием «Olympus Lens», хотелось бы для начала разобраться, а есть ли основания считать, что объектив у тестируемых камер один и тот же? Даже оставив без внимания факты очень близких дат объявлений о выпуске объектива и новых камер, неоправданности разработки двумя оптическими фирмами объектива с поразительно похожими параметрами в одно и то же время. Кроме того, основными патентами на производство объективов с оптической стабилизацией изображения владеют Canon и Nikon, (и, вероятно, некоторые производители видеокамер). Осталось определиться, по какимпризнакам можно считать объективы этих камер идентичными.
Первый признак идентичности объективов. Конструкция диафрагмы у объективов всех трех камер одинакова: как расположения лепестков диафрагмы, так и ограничителей их хода.
Второй признак. Во всех конструкциях диафрагма крепится с помощью винтов с крестовидной головкой, расположенных в одном и том же месте.

Третий признак. Общий вид конструкции объективов, переднее фиксирующее кольцо имеет технологический вырез. Трудно предположить, что на этих снимках действительно показаны объективы трех разных камер.Внешний вид объектива Canon в OEM-варианте можно посмотреть здесь.
На снимке миры отмечен радиус максимума разрешающей способности камеры при контрасте 15%. Графики показывают частотно-контрастную характеристику (ЧКХ) в каждом из каналов вдоль радиуса наилучшего разрешения. Линиями отмечены пороги минимального визуально различимого контраста 15%, по которым производится измерение разрешающей способности.
График зависимости разрешающей способности от радиуса окружности на мире при минимальном контрасте.Полученное максимальное значение разрешающей способности выше, чем измеренное при контрасте 15%, однако визуально различить штрихи при минимальном контрасте (<1%) невозможно, поэтому данная величина далее не используется.
График зависимости разрешающей способности от радиуса окружности на мире при минимальном визуально различимом контрасте 15%.Разрешающая способность камеры соответствует максимуму на графике, которому соответствуетрадиус наилучшего разрешения.Разрешающая способность при малом радиусе стремится к нулю, так как пространственная частота миры выше разрешающей способности камеры. При увеличении радиуса от точки максимального разрешения, разрешение камеры плавно уменьшается так как уменьшается пространственная частота миры.
Учитывая, что все камеры имеют одну и ту же конструкцию объектива, наивысшую разрешающую способность имеет камера с большим разрешением матрицы (Canon Pro90 IS), а низшую – камера с матрицей низкого разрешения (Olympus E-100RS).Графики реальной разрешающей способности при низком разрешении матрицы практически линейны во всем диапазоне фокусных расстояний, чем выше разрешение матрицы, тем сильнее наклон графиков, и тем сильнее падение разрешающей способности при увеличении фокусного расстояния объектива. Можно сказать, что объектив показал выдающиеся результаты при использовании с ПЗС матрицами 1.3 и 2.1 Мпиксела.
Кроме фокусного расстояния зум-объектива, разрешающая способность также зависит от относительного отверстия (диафрагмы). Приведенные графики (для камер, имеющих минимальное и максимальное разрешение ПЗС матрицы) демонстрируют очень высокое качество объектива. Падения разрешающей способности при увеличении диафрагмы от минимальной до максимальной не наблюдается.
Часть 2: Макросъемка...