Введение
Компания Nikon вошла в цифровую эпоху в начале 1997 года, и за прошедшие 5 лет ею было создано 22 цифровых фотокамеры, 18 из которых относятся к компактным, и четыре – к зеркальным камерам со сменной оптикой.
Ниже приведен краткий перечень компактных камер Coolpix с указанием максимального разрешения и типа фильтров ПЗС матрицы:
CP5700 – 29 мая 2002 (CYGM) (2560x1920)
CP4500 – 29 мая 2002 (CYGM) (2272x1704)CP2000 – 29 мая 2002 (GRGB) (1632x1224)
CP2500 – 21 февраля 2002 (CYGM) (1600x1200)
CP5000 – 18 сентября 2001 (CYGM) (2560x1920)CP885 – 23 августа 2001 (CYGM) (2048x1536)
CP775 - 25 апреля 2001 (CYGM) (1600x1200)
CP995 – 25 апреля 2001 (CYGM) (2048x1536)CP880 – 28 августа 2000 (CYGM) (2048x1536)
CP990 – 27 января 2000 (CYGM) (2048x1536)CP800 – 27 сентября 1999 (CYGM) (1600x1200)
CP700 – 15 февраля 1999 (CYGM) (1600x1200)
CP950 – 15 февраля 1999 (CYGM) (1600x1200)CP900S – 26 октября 1998 (CYGM) (1280x960)
CP900 – 16 марта 1998 (CYGM) (1280x960)CP600 – 16 марта 1998 (GRGB) (1024x768)
CP100 – 20 января 1997 (GRGB) (512x480)
CP300 – 03 января 1997 (GRGB) (640x480) Жирным шрифтом выделены так называемые «prosumer» модели, которые зачастую относят к полупрофессиональным, однако правильнее считать их верхними моделями компактных камер, предназначенных для взыскательных фотолюбителей. Несложно заметить, что каждый раз при выпуске новой модели верхнего уровня, Nikon старался выпустить упрощенную модель по более низкой цене, как того требует ориентация на максимально широкий охват рынка.
Интересно также посмотреть на типы используемых фильтров ПЗС матриц: как только фирма Sony выпустила варианты ПЗС матриц с комплементарными CYMG фильтрами, Nikon тотчас взял их на вооружение, начиная с легендарной модели Coolpix 900, положившей начало целому направлению в дизайне компактостроения. Дело в том, что сами по себе CYMG фильтры имеют лучшее светопропускание, чем традиционные фильтры с RGBG структурой, однако требуют более сложной обработки изображения для получения правильной цветопередачи. Этот фактор оказался особо значимым при производстве компактных камер, так как матрицы с малым размером ячейки имеют низкую чувствительность и относительно высокие шумы.
Создание цифровых камер с возможностью регулировки чувствительности (усиления сигнала) хотя бы в диапазоне ISO 100-400 при приемлемом качестве изображения требует либо увеличения размера ячейки, либо активного шумоподавления сигнала, либо… повышения чувствительности матрицы за счет использования фильтров пониженной плотности.
Поскольку в статье охватить весь пятилетний период деятельности компании не представляется возможным (и многие модели не только давно сняты с производства, но и найти их можно разве что в музее), решено было ограничиться моделями “prosumer” камер, имеющих
от трех до пяти миллионов пикселов, появившихся на рынке за последние три года (Coolpix 990, Coolpix 995 и Coolpix 5000).
Анализ данных моделей позволяет понять основные тенденции развития модельного ряда компании Nikon и, в некоторой степени – всего рынка компактных цифровых камер.
Уже в процессе написания статьи вышли новые модификации камер (Coolpix 5700, 4500, 2000), которые на данный момент еще недоступны. Модель 5700 является развитием камеры Coolpix 5000, базируется на том же шасси и имеет такую же ПЗС матрицу. По сути, на 5000-ю модель установили 8-кратный зум-объектив и электронный видоискатель, встроенная вспышка сделана подъемной).
Модель 4500, вероятно, представляет собой камеру Coolpix 995, какой она должна была появиться на свет изначально: металлический корпус как у 990-й модели и четырехмегапиксельная матрица (вариант которой с CYGM фильтрами Sony выпустила только сейчас - так долго разработчики 995 модели, конечно, ждать не могли).
Внешний вид и характеристики камер
Главный «виновник» написания данной статьи – камера Coolpix 5000.
Внешний вид и органы управления
Coolpix 5000, вид спереди. В первую очередь привлекает внимание вспышка необычной формы, напоминающая фару дорогого автомобиля. Литой корпус из магниевого сплава – просится аналогия с корпусом камер Olympus E-10/E-20. Однако аналогия фальшивая: это камеры разных весовых категорий, да и литой корпус Olympus’ов – из алюминия (что, впрочем, никоим образом не ущемляет достоинств этих камер). Да и корпус объектива камеры Coolpix 5000 выполнен целиком из пластика.
Вообще-то, дизайн 5000-й серии взят у младших моделей цифровых камер Nikon – так выглядит камера Coolpix 880.
Coolpix 995 в рабочем положении, вид спереди. Первая из компактных камер Nikon, имеющая поднимающуюся вспышку. К сожалению, такая конструкция в некоторой степени снижает надежность. Кроме того, за счет вспышки, камера изрядно «потолстела» по сравнению с Coolpix 990. Главная причина перемещения вспышки – недовольство очень многих пользователей 990-й модели «красноглазием» при съемке портретов из-за близкого расположения вспышки к оптической оси камеры (все-таки редкий владелец компактной камеры решится на покупку внешней вспышки). К сожалению, другая (видимо, меньшая) категория снимающих, для которых возможность пользования вспышкой у 990-й модели при умеренной макросъемке пришлась кстати, при разработке CP995 учтена не была.
Coolpix 995, вид спереди в собранном состоянии. К сожалению, выпуск 995 модели пришелся на некоторый спад в производстве цифровых камер, в целях обеспечения конкурентоспособной цены, корпус этой камеры был выполнен из пластика.
Coolpix 990, вид спереди в рабочем положении. Корпус из магниевого сплава.
Coolpix 990, вид спереди в собранном состоянии Вид сверху – все камеры. Новая камера Coolpix 5000 заметно компактнее своих предшественниц, однако при откинутом дисплее ее размеры приближаются к Coolpix 990. В сложенном состоянии CP990 имеет наименьшую толщину, но самую большую длину. Что, впрочем, добавляет ей плюс в эргономичности.
Coolpix 5000, вид сзади. Дисплей повернут на 180 градусов – с камерой можно работать как с обыкновенным компактом. Управление камерой сильно изменено по сравнению с 9хх серией – вплоть до того, что часть кнопок перенесена на вращающийся дисплей. Использовать большой палец правой руки для выбора точек фокусировки, не удерживая камеру левой рукой, практически невозможно. Остальные кнопки, расположенные в правой части, вероятно, надо нажимать левой рукой.
Coolpix 995, вид сзади. Корпус справа стал более плоским по сравнению с 990 моделью, мини-джойстик уменьшился в размерах почти вдвое, иногда при попытке изменить точку фокусировки большим пальцем правой руки (что было удобно на CP990), возникает опасность уронить камеру. По сравнению с 990-м уменьшилась не только правая часть корпуса, но и левая, с блоком объектива. Подъемная конструкция вспышки немного усложняет поиск подходящей для камеры фотосумки. Нижний ряд кнопок, как и в камере CP990, доступен только левой руке.
Coolpix 990, вид сзади. Есть где разместиться большому пальцу, очень грамотно сделан выступ в верхнем правом углу. Регулировку фокусного расстояния и, особенно, выбор точки фокусировки, производить удобнее, чем на 995 модели. Нижний ряд кнопок правой руке недоступен.
Сравнение габаритов камер Coolpix 5000 и Coolpix 995. В рабочем положении 995 модель оказывается заметно компактнее. Кнопки, расположенные на дисплее CP5000 необходимо нажимать, придерживая дисплей сзади тыльной стороной руки.
Видно, что размеры выходного зрачка видоискателя у обеих камер примерно одинаковы.
Сравнение габаритов камер Coolpix 5000 и Coolpix 990. В рабочем положении даже вытянутая 990 модель занимает меньше места, что, впрочем, несущественно.
Размеры выходного зрачка видоискателя камеры CP990 почти вдвое больше, видимо поэтому ее видоискатель кажется более комфортным и не заставляет переходить на визирование посредством дисплея, что влечет многократное увеличение мощности, потребляемой камерой.
Сравнение габаритов камер Coolpix 5000 и Coolpix 995 – вид сверху. Конструкция CP5000 выглядит более тонкой и изящной. Профессиональному виду способствует наличие разъема для согласованных вспышек Nikon.
Отсек карты памяти камеры Coolpix 5000 (CF type II). Отсек имеет пластиковую крышку с магнитной защелкой.
Рядом с отсеком под резиновой заглушкой находятся разъемы внешнего источника питания и разъем USB 1.1 интерфейса.
Отсек карты памяти камеры Coolpix 995 (CF type II). Крышка отсека выполнена из пластика.
Рядом, под резиновой заглушкой расположены разъемы USB 1.1 интерфейса и разъем TV выхода.
Отсек карты памяти камеры Coolpix 990 (CF type I). Отсек закрывает пластмассовая крышка.
Чуть выше, под резиновой заглушкой, расположены разъемы TV выхода и USB интерфейса версии 1.1.
Coolpix 5000. Вид снизу. Отсек для литиевого аккумулятора EN-EL1 расположен перпендикулярно камере, что позволило сделать довольно «ухватистую» ручку. Штативное гнездо – металлическое, как впрочем, и весь корпус камеры.
Coolpix 995, вид снизу. Отсек для литиевого аккумулятора EN-EL1 расположен почти параллельно «телу» камеры. Захват камеры хороший, но немного уступает остальным моделям. Возможно, он предназначался для женской руки.
Штативное гнездо металлическое.
Полезное нововведение, появившееся в камере Coolpix 995 – ограничитель поворотного узла объектива. При использовании тяжелых насадок (например, TC-E3ED) блок объектива камеры Coolpix 990 норовил повернуться под силой тяжести объективом вниз. Включение данного упора блокирует объектив CP995 в горизонтальном положении. Главное – не забыть, что Вы его установили, и не пытаться преодолеть сопротивление ограничителя.
Coolpix 990, вид снизу. Рукоятка, образованная отсеком для пальчиковых элементов типоразмера АА, вполне эргономична, камера хорошо сидит в руке, не пытаясь из нее выскользнуть. Металлическое штативное гнездо, металлический корпус…
Обзор органов управления камерами, вероятно, стоит начать с новых элементов, появившихся впервые в камере Coolpix 5000. Кнопка блокировки экспозиции/автофокуса (в зависимости от установок пользователя) расположена спереди камеры рядом с объективом и встроенным микрофоном. Скорее всего, Вы не попадете пальцем в объектив, пытаясь ее нащупать, однако традиционное место для такой кнопки – под большим пальцем правой руки, увы, оказалось занято. Придется привыкать… или не пользоваться.
Основные органы управления камерой Coolpix 5000 сосредоточены в правой части корпуса (с точки зрения фотографа, разумеется – фотографируемому о них знать ни к чему). Сверху расположена «качелька» зуммирования объектива, при просмотре снимков служащая для увеличения или уменьшения масштаба просмотра.
Чуть ниже расположен переключатель «съемка-просмотр», что также отличает эту камеру от 9хх моделей (там эту функцию выполнял четырехпозиционный выключатель питания). Остальные кнопки скучились возле мини-джойстика, с помощью которого выбираются точки фокусировки и производится перемещение по увеличенной картинке при просмотре снимков. Эти кнопки стандартны для камер Nikon: управление режимами вспышки (нажатая кнопка при повороте управляющего колеса позволяет изменить чувствительность ISO), кнопка переключения режимов фокусировки (при нажатии и одновременном повороте управляющего колеса позволяет производить ручную фокусировку) и при просмотре снимков (в том числе и быстром, во время съемки) этой же кнопкой можно удалить непонравившееся изображение. Нижняя кнопка служит для переключения качества записи кадров (TIFF/уровень сжатия JPEG) и при повороте управляющего колеса изменяет размер сохраняемого изображения.
Верхняя часть корпуса Coolpix 5000 и органы управления. Спусковая кнопка традиционно обрамлена выключателем питания, однако он теперь имеет только два положения: режим просмотра и задание режима съемки (автомат/ручной) отсюда исчезли. За спусковой кнопкой находятся стандартные (и переназначаемые) кнопки выбора режима автоматики (автоматический, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной) и экспокоррекции. Также кнопка выбора режима съемки при нажатии на нее в ручном режиме переключает выбор между выдержкой и диафрагмой, управление которыми осуществляется простым вращением управляющего колеса. Дополнительно к ним появилась третья переназначаемая кнопка, функцию которой определяет пользователь. Например, любой из трех кнопок может быть присвоена функция изменения баланса белого, функция изменения замера экспозиции (матричный, точечный, центровзвешенный) и т.д. Все эти кнопки работают при нажатии и вращении в нужную сторону управляющего колеса до выбора требуемого значения. Вращение управляющего колеса в автоматическом режиме приводит к сдвигу пары выдержка-диафрагма (flexible program в терминологии Nikon).
Мини-джойстик камеры Coolpix 990. Большой размер, удобная впадина для большого пальца, изгиб корпуса позволяет управлять точкой фокусировки, не опасаясь выскальзывания камеры из рук.
Верхняя часть корпуса с органами управления камер Coolpix 990 и 995 практически идентична. Кнопку спуска опоясывает четырехпозиционный переключатель: первое положение – камера выключена, второе – автоматический режим съемки (камера превращается в обычную «мыльницу» по стилю управления), третье – ручной режим, кроме полного автомата доступны все творческие режимы камеры, четвертое положение – просмотр отснятых снимков. Просто и удобно. Однако, похоже, что для многих пользователей такое управление оказалось слишком сложным, и в камере CP5000, пойдя навстречу пожеланиям «трудящихся», управление «упростили», вместо одного органа появилось три: выключатель питания, переключатель «просмотр-съемка» и кнопка выбора пользовательского профиля. Удобная вещь для выбора профиля без меню, но ею же выбирается режим для «чайников» («чайников» по необходимости заменяется на «жены», «товарища», «ребенка» и т.п.).
Две переназначаемые кнопки рядом с кнопкой спуска полностью аналогичны кнопкам Coolpix 5000, кнопки «Func.» у моделей 990 и 995, увы, еще не предусмотрели, управляющее колесо все так же находится под большим пальцем правой руки. Если кто помнит, у еще более старой модели, камеры CP950, это колесо располагалось спереди, под указательным пальцем, однако оказалось не слишком удобным, и его перенесли на заднюю часть камеры. Нет, чтобы сразу повторить управление пленочными «зеркалками» и сделать два колеса – спереди и сзади для быстрого управления как выдержкой, так и диафрагмой (как это сделано в камерах E-10/E-20, например).
С помощью этой защелки открывается подпружиненная вспышка камеры Coolpix 995. Поскольку пружина достаточно сильная, а демпфера для выскакивающей при этом вспышки не предусмотрено, я бы рекомендовал при отщелкивании вспышки слегка придерживать ее рукой: излишние удары вспышки об ограничитель не способствуют ее долголетию…
Нижний блок кнопок камер Coolpix 990 и Coolpix995
(расположены под дисплеем). Отличия между камерами только в цвете поясняющих надписей возле кнопок. Первая кнопка при нажатиях позволяет перебирать режимы фокусировки и включение таймера (наводка на бесконечность, макросъемка, таймер, таймер + макро). Стоит заметить, что камеры Nikon в отличии от большинства, позволяют фокусироваться на любом расстоянии (даже на бесконечности) при включенном макрорежиме. Включение макрорежима разрешает механизму автофокусировки использовать дополнительные шаги автофокуса, и за счет этого немного замедляет ее скорость. Поскольку для каждого фокусного расстояния существует свой набор шагов автофокуса, то на огромные цифры количества шагов (более 4000 у CP990 и более 7000 у CP995 – 4х кратный зум, следовательно, и шагов больше) обращать особого внимания не следует. При нажатии на кнопку и вращении управляющего колеса производится ручная наводка на резкость (у всех камер при этом можно включить режим сильного усиления контурной резкости на экране дисплея для объектов, которые в данный момент находятся в фокусе – ИМХО, не так удобно, как увеличение центральной части изображения, однако лучше, чем ничего). Этой же кнопкой удаляются изображения как во время просмотра, так только что снятые, но еще не записанные на карту памяти. Внимание! Если после съемки кадра и только увидев результат, Вы немедленно нажали на кнопку удаления снимка и подтвердили выбор, то с большой вероятностью на карте памяти появятся потерянные цепочки кластеров, состоящие из недописанной на карту части изображения. Если пользоваться данной возможностью достаточно часто, вскоре Вы обнаружите, что Ваша некогда емкая флэш-карта изрядно уменьшила в размерах. Для удаления (или восстановления – всякое бывает) потерянных цепочек кластеров, придется воспользоваться USB reader’ом и программой техобслуживания жесткого диска – Norton Utilities, Nuts&Bolts, Ontrack FixIt… вполне достаточно даже средств операционной системы в виде chkdsk и ей подобных.
Следующая кнопка управляет режимами работы вспышки, нажимая на нее, можно перебором выбрать принудительное включение/отключение, режим предвспышки для подавления эффекта «красных глаз», режим «медленной синхронизации» (что по-русски было бы правильнее назвать режимом баланса света вспышки с фоновым освещением), автоматический режим, когда камера сама решает, нужна ей вспышка или нет. Однако при выборе режима вспышки есть тонкость: у камеры CP995 при опущенной вспышке всегда активирован режим принудительного отключения. Причем как встроенной, так и внешней вспышки. Так что если нужно, чтобы хоть какая-то вспышка сработала, придется поднять встроенную вспышку. Эта же кнопка, будучи нажатой при повороте управляющего колеса, позволяет изменить чувствительность ISO камеры (крайне рекомендуется ставить ISO=Auto во всех случаях, кроме съемки слабоосвещенных объектов без вспышки, когда камера показывает на дисплее, что увеличивает это значение по своему усмотрению). Устанавливая ISO=Auto, Вы на самом деле устанавливаете для большинства съемочных ситуаций ISO=80, что меньше минимального значения ISO 100, и позволяет немного уменьшить шумы и добиться максимально возможной фотошироты (но об этом будет подробно написано в следующей главе).
Стоит отметить, что все три камеры позволяют вводить экспокоррекцию для вспышки, однако делается это только из меню, и, кроме того, начиная с камеры CP995, управление вспышкой убрано на самую дальнюю страницу меню, и меньше, чем десятью нажатиями на клавиши, туда не попасть. Остается только догадываться, каким образом у Coolpix 990 доступ к функциям вспышки оказался на поверхности (видимо, объяснение очень простое – он не имеет возможности изменения насыщенности или брекетинга баланса белого, а у остальных камер эти «суперполезные» функции вытеснили управление вспышкой на задний план).
Верхний блок кнопок: у всех камер он расположен над дисплеем, в случае CP5000 – поворотным.
Стандартные кнопка Monitor позволяет отключить дисплей камеры или убрать текстовую информацию, оставив только изображение. Кнопка Menu, как нетрудно догадаться, позволяет забраться в «святая святых» камеры, и хорошенько там покопавшись, добиться от нее желаемого (или испортив все настройки – все зависит от квалификации и желания). К слову сказать, при съемке в режиме «чайника», любая из камер позволит изменить в меню очень ограниченное количество настроек. Несмотря на наличие достаточно оперативных средств переключения в режим просмотра, в камерах Coolpix 995 и Coolpix 5000, следуя веяниям моды, появилась кнопка еще более быстрого просмотра последнего отснятого снимка – кнопка «Quick». Иногда это даже удобно. Хотя, гораздо лучше было бы ее переназначить на изменение баланса белого или изменение типа замера… но этого, увы, камеры делать не позволяют.
Стоит отметить, что «наддисплейные» кнопки камеры CP5000 многофункциональны, и доступное значение отображается прямо на дисплее под самой кнопкой – плагиат системы меню камеры Epson 3100?
Правда, при отключенном дисплее отключаются и подписи к кнопкам, впрочем, эти кнопки управляют именно функциями отображения и в этом режиме вряд ли понадобятся.
Кроме того, у Coolpix5000 убранный в свой отсек дисплей нажимает собственную микрокнопку и отключается для экономии энергии батарей, естественно, если он убран, но обращен экраном к фотографу, выключения не происходит.
Функция отображения гистограммы отснятого снимка – стандартная функция всех камер Nikon. Кроме этого, камеры мерцанием показывают на уменьшенном изображении участки, которые были переэкспонированы при съемке. Очень удобная функция – достаточно использовать отрицательную коррекцию и переснять снимок… конечно, если объект остается на том же месте, в той же позе и с такой же вымученной улыбкой – после десятой попытки снять так, как хотели бы Вы.
Переключение между режимами просмотра снимка и страницами со съемочной информацией осуществляется в режиме просмотра поворотом управляющего колеса.
Изображения на дисплеях камер Coolpix 990 и Coolpix 995 практически не отличаются. Окно со стандартной (и наименее мешающей просмотру) информацией.
Сравнение видоискателей камер Nikon. Как упоминалось выше, самым большим диаметром выходного зрачка может похвастаться камера CP990, что обеспечивает наиболее комфортные условия для визирования. Уменьшение размеров в камере CP995 может быть оправдано повышенной кратностью изменения фокусного расстояния объектива (создание 4-х кратного сопряженного с объективом видоискателя – достаточно сложная задача, пятикратных, насколько мне известно, вообще не существует). Однако эта же малогабаритная конструкция перекочевала и на младшие модели: Coolpix 880/885, имеющие всего 2.5-3 кратный зум-объектив, и, к сожалению, была использована в новом флагмане линейки цифровых компактных камер Nikon – камере Coolpix 5000.
В окне видоискателя находятся светодиоды готовности вспышки и автофокуса. Регулятор диоптрийной коррекции у камеры CP5000 расположен сразу под видоискателем («осторожно, не повредите глаз при регулировке» – цитата из инструкции одной из цифровой камер, к счастью, к Nikon отношения не имеющей).
Жидкокристаллические индикаторы камер Coolpix 990 и Coolpix 995 довольно похожи и находятся на верхних панелях камер. ЖКИ камеры Coolpix 5000 расположился справа от видоискателя и существенно уменьшился в размерах. С другой стороны, хорошо, что без него не обошлись, как в случае с Coolpix 885 и новым Coolpix 4500. Тенденция такая, однако.
Далее: «От трех до пяти». Часть 2