"Зеркалка" на любителя. Часть 2

Автор: TeddyBear
Дата: 28.05.2003
Все фото статьи


Нижняя часть камеры Canon EOS 1Ds. Для камеры такого класса совершенно естественно наличие металлического штативного гнезда и рифленой площадки для установки камеры на штатив.


Нижняя часть камеры Canon EOS D60. Камера также имеет металлическое штативное гнездо, рифление площадки для установки на штатив значительно уменьшено. Здесь же располагается отсек для литиевой батареи CR-2025, питающей системные часы и энергозависимую память пользовательских настроек.


Нижняя часть камеры Fujifilm S2 Pro. Металлическое штативное гнездо и обильное рифление всей нижней поверхности камеры.


Отсек флэш-карты камеры Canon 1Ds (Compact Flash type I/II) имеет поворотный замок и датчик, срабатывающий на открывание отсека (для выключения питания камеры). Красный светодиод, расположенный под отсеком (показан стрелкой), загорается во время операций чтения/записи и хорошо виден при съемке. Доступ в меню камеры во время операций с флэш-картой блокируется. Камера поддерживает FAT32 и сможет использовать карты памяти емкостью более 2Гб.


Отсек флэш-памяти камеры Canon D60 (память стандарта Compact Flash type I/II). Красный светодиод доступа к флэш-карте расположен на боковой поверхности камеры и светит в сторону через отверстие (показаны стрелкой). Этот светодиод можно заметить ночью по отражению света от правой руки, но днем приходится поворачивать камеру и смотреть, когда закончится запись на карту, и можно будет активировать меню для изменения настроек. Камера не поддерживает FAT32 и не может использовать карты памяти емкостью более 2Гб.


Отсек флэш-памяти камеры Fujifilm S2 Pro. Камера имеет два слота: Compact Flash type I/II и слот для карт SmartMedia (в данный момент карты SmartMedia сняты с производства и их емкость ограничена максимальным размером 128Мб). Камера поддерживает только FAT16 разделы, поэтому максимальная емкость CF карт ограничена размером 2Гб.


Интерфейсные разъемы камеры Canon 1Ds на левой боковой поверхности камеры. Сверху находится разъем для подключения студийных вспышек, под ним расположен разъем для подключения проводного пульта дистанционного управления камерой, нижний разъем служит для подключения к компьютеру посредством интерфейса IEEE1394 (FireWire), кабель поставляется в комплекте камеры.


Интерфейсные разъемы Canon D60, расположенные на боковой поверхности камеры. Вероятно, по причине экономии, Canon использовал в качестве крышки единую резиновую накладку для четырех разъемов, закрепленную в одной точке. Сверху находится разъем для подключения камеры к компьютеру, под ним - разъем видеовыхода для просмотра отснятых снимков на телевизоре.


В нижней части находятся разъемы для подключения студийных вспышек и проводного дистанционного управления.


Интерфейсные разъемы камеры Fujifilm S2 Pro. Слева находится разъем для подключения внешнего источника питания (5В, 2А), необходимого, например, для процедуры очистки матрицы от пыли, а также полезного при съемке в студии (блок питания поставляется отдельно). Далее расположены разъем видеовыхода и разъем USB 1.1.


Над этими разъемами расположен мини-разъем IEEE1394 (Firewire), служащий для скоростного копирования снимков и работы камеры под управлением компьютера (например, в режиме интервальной съемки или в режиме использования жесткого диска компьютера вместо флэш-карты при студийной съемке).


В левом верхнем углу камеры S2 Pro, под защитной резьбовой крышкой находится разъем для подключения студийных вспышек ("бонус" от Fujifilm, так как ни у камеры-прототипа, Nikon F80, ни у созданной на его базе камеры Nikon D100 этого разъема нет).


Замок байонета камеры Canon 1Ds. На камере установлен объектив с резьбой М42 через переходник Jolos.


Через переходник на резьбу М42 можно устанавливать любые отечественные объективы (а также старые объективы Pentax и Carl Zeiss), на снимке изображена камера Canon 1Ds с зеркально-линзовым объективом Рубинар 500/8. При этом светлый и большой видоискатель вполне позволяет наводиться на резкость даже при низкой светосиле. У камер Canon 1Ds и D60 работает экспозамер, позволяющий снимать с М42 объективами в режиме приоритета диафрагмы.


Кнопка замка байонета камеры Canon D60


Кнопка замка байонета камеры Fujifilm S2 Pro. Под ней находится переключатель режимов фокусировки (ручная, одиночная и непрерывная).


Кнопка репитера диафрагмы камеры Canon 1Ds имеет удобное положение и нажимается средним пальцем левой руки, когда левая рука находится на фокусировочном кольце объектива. Поскольку управление у объективов для камер EOS полностью электронное, репитер срабатывает бесшумно. Нажатие кнопки репитера диафрагмы при использовании внешней согласованной вспышки приводит к включению пилотного света вспышки серией импульсов.


Кнопка репитера диафрагмы камеры Canon EOS D60 перенесена на левую часть камеры, и утоплена в корпус, что делает ее использование менее удобным.


Большая и удобная кнопка репитера диафрагмы камеры Fujifilm S2 Pro расположена между объективом и приливом рукоятки камеры. Поскольку привод диафрагмы у камер Nikon механический, нажатие на кнопку репитера сопровождается характерным звуком срабатывания прыгающей диафрагмы (привод работает также с отечественной оптикой с байонетом N).


Камера Canon 1Ds, как и предыдущая модель профессиональной цифровой зеркальной камеры, Canon EOS 1D, имеет специальный датчик для анализа цветовой температуры освещения, и использует его данные совместно с данными о балансе белого, полученных при анализе изображения, считанного с КМОП матрицы для достижения точного баланса белого при обработке снимков. Датчик расположен в левом верхнем углу передней панели камеры, непосредственно над ее названием.


Также на передней панели находится лампа, служащая индикатором срабатывания таймера автоспуска. Камера Canon 1Ds не имеет встроенного прожектора для облегчения автофокусировки при слабом освещении, так как эту функцию должен выполнять прожектор внешней вспышки (чувствительность датчиков автофокуса по паспорту 0Ev, в реальных условиях, снимая не идеально контрастные объекты, стоит ориентироваться на цифру не менее +1.5..+2Ev, другими словами, освещенность, требующую выдержки 1/10-1/15 с при f/1.4 и ISO 800). Скорость работы автофокуса заметно выше, чем у остальных камер, по крайней мере, при хорошем освещении.


Фокусировочный прожектор камеры Canon EOS D60. Поскольку камера имеет самую низкую чувствительность датчиков фокусировки (по паспорту 0.5Ev, при реальной съемке - примерно 2.5-3.0Ev), прожектор ей совершенной необходим. В случае, когда его использование нежелательно, имеется возможность его отключить через пользовательскую функцию, и в случае невозможности работы автофокусировки, наводиться на резкость вручную. Автофокусировка (хотя скорость работы автофокуса осталась такой же, как у камеры Canon D30) работает достаточно быстро при хорошей освещенности (более 7Ev, быстродействие - менее секунды), при недостаточной освещенности (3..6Ev скорость замедляется, для фокусировки требуется время до 1-2с), при освещенности 2.5Ev (1/3c при ISO 100 и f/1.4 или 1/20c при ISO 800) для фокусировки камере может понадобиться несколько секунд.


Фокусировочный прожектор камеры Fujifilm S2 Pro. Его также можно отключить пользовательской функцией, что я бы и рекомендовал сделать при первичной настройке камеры, имеющей высокую чувствительность фокусировочных датчиков (паспортная чувствительность -1Ev, на реальных объектах - около 0.5Ev, что позволяет камере фокусироваться даже при использовании объективов, имеющих светосилу на 1.5 ступени ниже, чем у Canon D60 и на ступень ниже, чем у камеры 1Ds). Другими словами, камера может сфокусироваться при освещенности, соответствующей экспозиции при выдержке 1/5 c при светосиле объектива f/1.4 и ISO 800. Скорость фокусировки, как и у камеры Canon D60, зависит от освещенности: при хорошей освещенности, превышающей 6Ev (выдержки короче 1/30c при f/1.4 и ISO 100), камера (при использовании AF-S оптики со встроенным мотором) фокусируется за время менее 0.6с, при освещенности 3..6Ev, время фокусировки увеличивается до 0.8-0.9с.

При тестировании чувствительности датчиков автофокусировки на деталях со средним контрастом, при освещенности +2Ev автофокусировка камеры D60 уже не работает (при использовании центрального датчика и объектива со светосилой f/1.4), камера 1Ds при такой освещенности успешно (хотя и замедленно) фокусируется. При освещенности +1.6Ev, автофокус камер D60 и 1Ds оказался неработоспособным (при светосиле объектива f/1.4). При этих же +1.6Ev автофокус камеры S2 Pro уверенно наводится на резкость (хотя и замедленно) - и это при использовании менее светосильного объектива со светосилой f/1.8 (то есть, при использовании объектива со светосилой f/1.4, камера S2 Pro уверенно фокусируется при освещенности +0.9Ev).

При фокусировке на высококонтрастных темных деталях на белом фоне, камеры способны фокусироваться при освещенности на 1-1.5Ev ниже (то есть, замеры производителей соответствуют действительности), однако это вряд ли пригодится при съемке реальных сюжетов.

Во многих съемочных ситуациях, полученная разница в чувствительности будет незаметной и маловажной (например, при использовании прожектора подсветки автофокуса или при хорошем освещении при съемке светосильной оптикой). Однако существуют ситуации, когда использовать прожектор крайне нежелательно, даже при съемке со вспышкой, чтобы не отвлечь на себя внимание снимаемого, например, при съемке в клубах, на дискотеках (кроме того, дальность работы прожектора ограничена расстоянием 3-4м). Особенно сильно недостаточная чувствительность датчиков автофокусировки может проявиться при съемке в театре, где использование как вспышки, так и фокусировочного прожектора запрещены. Ведь при освещенности 1.6Ev, при которой во время тестирования отказывались работать датчики камер 1Ds и D60, вполне можно снимать без вспышки (при f/1.4 и ISO 1000, выдержка составит 1/15c). При использовании бюджетной оптики (например, при светосиле f/4-f/5.6 в длиннофокусном положении зум-объективов) разницу в чувствительности датчиков можно почувствовать при значительно лучшем освещении.


Полноразмерная (24х36мм) КМОП матрица и байонет камеры Canon EOS 1Ds. Нетрудно заметить, что камеры семейства EOS не имеют отверточного привода для фокусировки, в каждом объективе установлен встроенный мотор (тип мотора и его скорость определяется классом объектива). Управление фокусировкой, диафрагмой и функцией оптической стабилизации изображения (при наличии таковой в объективе) осуществляется посредством контактов в нижней части байонета.

Благодаря тому, что рабочий отрезок объективов серии Canon EF меньше, чем рабочий отрезок отечественной резьбовой оптики (45.5мм), на камеры Canon такие объективы легко устанавливаются через переходник, толщина которого компенсирует разницу рабочих отрезков. Кроме того, камеры Canon обеспечивают экспозамер при рабочей диафрагме даже с резьбовой оптикой.


Сдвоенный фильтр низких частот, установленный перед матрицей камеры 1Ds, позволяет задерживать компоненты изображения с пространственными частотами выше критерия Найквиста (1/2*размер ячейки), что позволяет значительно уменьшить артефакты при дискретизации изображения. На снимках применение ФНЧ отражается в придании мелким деталям пониженного контраста и гладкости контуров, что позволяет приблизиться к мягкости передачи мелких деталей фотографической эмульсией (иллюстрация взята из "музея камер" сайта Canon).


Байонет и КМОП матрица формата APS (22.7x15.1мм) камеры Canon EOS D60 (6.29МП)


В камере D60 перед матрицей установлен одинарный (в отличие от двойного у камеры 1Ds) фильтр низких частот (и так же, как у 1Ds, он конструктивно совмещен с ИК фильтром). Однако с учетом более высокой плотности расположения ячеек матрицы камеры D60, частично роль ФНЧ, необходимого для качественной дискретизации сигнала, берет на себя используемая оптика, так как ЧКХ любой оптической системы имеет плавный спад в области высоких пространственных частот (иллюстрация взята из "музея камер" сайта Canon)


Байонет Nikon F и ПЗС матрица SuperCCD формата APS (23.0x15.5мм) камеры Fujifilm S2 Pro (6.49Мп). Байонет Nikon F имеет другое расположение контактов для передачи информации между камерой и объективом, а также обеспечивает преемственность со старой системой фокусировки посредством отверточного привода (до сих пор большинство бюджетных объективов выпускается с отверточным приводом фокусировки). К сожалению, базовая модель - камера Nikon F80 лишена полной совместимости со старыми объективами Nikon, передающими значение установленной диафрагмы механическим поводком, поэтому экспозамер возможен только с объективами, имеющими встроенный процессор. При использовании отечественной резьбовой оптики для согласования рабочих отрезков необходимо использовать переходное кольцо с отрицательной линзой (так как рабочий отрезок камер Nikon больше, чем 45.5мм рабочего отрезка резьбовых объективов, и "утопить" объектив глубже в камеру не позволит ни один переходник). Переходник с линзой увеличивает фокусное расстояние объективов примерно в 1.4 раза, то есть, является по сути телеконвертером. Вследствие увеличения фокусного расстояния в 1.4 раза, экспозиция при съемке должна удлиняться на 1 ступень диафрагмы. То есть, с камерами, построенными на базе Nikon F80 (S2 Pro, D100), использовать отечественную оптику можно, но для этого должны быть веские основания, так как невозможность экспозамера (кроме вспышечного TTL) и увеличение фокусного расстояния (или невозможность навестись на бесконечность при использовании переходного кольца без линзы) делают съемку такой оптикой значительно менее комфортной.

Никаких данных о наличии или отсутствии ФНЧ перед SuperCCD матрицей камеры S2 Pro, найти не удалось. Возможно, что Fujifilm посчитала достаточным использование "природного" ФНЧ объективов, имеющих спад ЧКХ на высоких пространственных частотах, возможно, просто не сочла нужным говорить об использовании очевидных вещей, ведь, к примеру, о наличии инфракрасного фильтра перед матрицей также не сказано ни слова, но никто не сомневается в его наличии (при его отсутствии практически невозможно получить правильную цветопередачу).


Видоискатель камеры Canon EOS 1Ds


Видоискатель имеет встроенную заслонку, защищающую кадр от попадания света через видоискатель при длинных выдержках (у остальных камер нужно одевать на видоискатель специальную заглушку).


Регулятор диоптрийной коррекции видоискателя (-3...+1дптр)


Видоискатель камеры Canon 1Ds - большой и яркий. Овал в центре показывает охват 45 точек фокусировки (оценочный замер отдает приоритет точке замера, сопряженной с выбранной точкой фокусировки), красный прямоугольник показывает выбранную точку фокусировки, круг в центре - область точечного замера экспозиции. Справа в видоискателе находится аналоговая шкала для оценки разности между измеренной и введенной экспозицией и для установки экспокоррекции, а также счетчик количества кадров, которые можно еще снять в режиме серийной съемке (сколько кадров может еще поместиться в буфер).

В нижней части видоискателя отображаются готовность вспышки, блокировка экспозиции, режим скоростной синхронизации, предупреждение о заполнении флэш-карты, включение экспокоррекции, выдержка, диафрагма, готовность автофокусировки, индекс чувствительности ISO (при его изменении), количество кадров на флэш-карте при заданном качестве.

Фокусировочные экраны у камеры 1Ds сменные, к ней подходят различные фокусировочные экраны серии Ec.


Видоискатель камеры Canon EOS D60


Регулятор диоптрийной коррекции видоискателя камеры Canon D60 (-3...+1дптр)


Поле видоискателя у камеры D60 несколько уменьшилось по сравнению с камерой 1Ds, однако не настолько сильно, насколько различаются размеры матриц у 1Ds и D60 (в 2.56 раза по площади).


Видоискатель камеры Fujifilm S2 Pro


Регулятор диоптрийной коррекции по зрению (-1.8...+0.8дптр.), также могут быть использованы насадочные линзы на видоискатель от -5 до +3 дптр.


Камера Fujifilm S2 Pro имеет поле, в два раза меньшее по площади, чем у камеры Canon 1Ds (вместо того, чтобы разработать новый видоискатель для камеры Nikon F80 для использования с матрицей APS формата, было ограничено поле зрения видоискателя в 1.5 раза по длине и ширине). Хотя видоискатель яркий, субъективно, из-за ограниченного размера поля изображения, он выглядит темнее, чем видоискатели камеры D60 и 1Ds. Небольшой размер также осложняет использование объективов с ручной фокусировкой. В видоискателе отображается текущая точка фокусировки (одна из пяти, причем центральный датчик крестовой, а остальные - вертикальные), большой круг показывает зону приоритета при центровзвешенном замере, при точечном замере (круг 4мм, 2% площади кадра) точка замера совпадает с точкой фокусировки. В видоискателе применена технология подсветки точек фокусировки в зависимости от яркости объекта в этой точке: если объект светлый, активная точка подсвечивается черным цветом, если объект темный - точка подсвечивается красным цветом. Также видоискатель обладает возможностью включения сетки (с помощью функции пользователя) для контроля вертикальных и горизонтальных линий (например, при съемке архитектуры), что равносильно смене фокусировочного экрана. Снизу видоискателя отображается информация о готовности автофокуса, о выбранной точке фокусировки, типе замера экспозиции, включении блокировки экспозиции и режима мультиэкспонирования, значение выдержки, диафрагмы, индикатор готовности вспышки. В ручном режиме и при использовании экспокоррекции отображается аналоговая шкала, напоминания о включении экспокоррекции камеры и экспокоррекции вспышки и значение экспокоррекции.


Встроенная вспышка камеры Canon D60 имеет моторизованный подъем, ведущее число GN=12м, оценочный Е-TTL замер экспозиции с привязкой к выбранной точке фокусировки. Кратчайшая выдержка синхронизации составляет 1/200с. В качестве внешней вспышки можно использовать вспышки, совместимые с E-TTL замером (старые вспышки Canon, не имеющие режима E-TTL и вспышки независимых производителей, не имеющие этого режима, будут срабатывать на полную мощность). Использовать несогласованные светосинхронизированные вспышки затруднительно, так как они будут срабатывать от оценочного импульса предвспышки, поэтому при необходимости создавать освещение домашней студии "с нуля", можно использовать либо системные вспышки Canon, поддерживающие E-TTL и синхронный для всех вспышек оценочный замер освещенности, либо подключать несогласованные вспышки через разъем ISO 519 через разветвитель (в том числе и студийные импульсные приборы).


Кнопка включения (подъема) встроенной вспышки камеры D60


Встроенная вспышка камеры Fujifilm S2 Pro имеет пружинный подъем, вынесена сильнее над корпусом камеры, чем вспышка камеры D60 (что способствует уменьшению эффекта красных глаз). Ведущее число GN=12м. Возможен как стандартный для пленочных камер Nikon 3D матричный оценочный экспозамер, так и точечный замер по отраженному от ПЗС матрицы свету (уникальная для цифровых камер возможность). В режиме точечного TTL замера возможна согласованная работа с объективами без встроенного процессора (даже с резьбовой оптикой через переходник).

Кратчайшая автоматическая выдержка синхронизации составляет 1/125c, как и у пленочного прототипа - камеры Nikon F80. Однако, за счет того, что матрица имеет меньший размер, чем кадр 35мм пленки, затвор имеет полное раскрытие при выдержке 1/180с, что было использовано для сокращения кратчайшей выдержки синхронизации в камере Nikon D100. У камеры Fuji S2 Pro также можно установить выдержку 1/180с при съемке со вспышкой, однако камера позволяет это проделать только в ручном режиме съемки. В качестве внешней вспышки можно использовать любую вспышку Nikon или вспышку независимых производителей (в отличие от камер Nikon D100 и Nikon D1x, наличие функции D-TTL у вспышки не обязательно - благодаря реализации замера света, отраженного от SuperCCD матрицы).

Также камера S2 Pro имеет (стандартное для системы Nikon) непосредственное управление режимами работы вспышки без использования меню камеры: синхронизация по передней или задней шторке, медленная синхронизация (что достигается изменением функции пользователя в D60), подавление эффекта красных глаз и совместный режим медленной синхронизации с подавлением эффекта красных глаз. Камера (как и базовая модель, Nikon F80) не поддерживает режима высокоскоростной синхронизации вспышки.


Кнопка подъема встроенной вспышки камеры S2 Pro


Поскольку камера Canon 1Ds не имеет встроенной вспышки, на нее была установлена вспышка Metz 40-MZ3 через SCA-адаптер, предназначенный для работы с камерами Canon (однако для согласованной работы необходимо использовать более новую модификацию вспышки, 40-MZ-3i или 54MZ-3, поддерживающие E-TTL замер, со вспышкой 40MZ-3 возможен только автоматический режим работы, когда правильность экспозиции оценивается встроенным во вспышку датчиком отраженного света). Тем не менее, камера успешно работала с этой вспышкой, по информационному каналу передавая в нее значение установленного индекса чувствительности, фокусного расстояния для зуммирования рефлектора и значение установленной диафрагмы, что позволило даже в автоматическом режиме получать правильно экспонированные снимки, не задумываясь о настройках вспышки).


Вспышка 40MZ-3 без SCA-адаптера и адаптеры для установки на камеры Canon (SCA 3401) и Nikon (SCA 3402M). Также существуют адаптеры для большинства систем (Olympus, Minolta, Pentax и т.п.), позволяющие фотографам, имеющим разные системы, обходиться одним набором вспышек, меняя только SCA-адаптеры. Также в системе Metz существуют беспроводные решения для синхронизации работы нескольких вспышек посредством установки всех ведомых через адаптер SCA 3080, и управлением всеми ведомыми вспышками посредством вспышки, установленной на камере.


Вспышка 40MZ-3, вид сзади с адаптером SCA 3402M, обеспечивающем работу камер системы Nikon как в простом TTL режиме, так и 3D матричного замера.


Адаптер SCA 3102 для системы Canon поддерживает режим E-TTL замера и позволяет непосредственно переключать синхронизацию по первой или второй шторке и вводить экспокоррекцию вспышки, значение которой будет передано в камеру.


Далее: Часть 3