Издатель в России:
"МедиаХауз" Введение
Итак, в данной статье мы рассмотрим детскую шахматную обучающую программу "Большое шахматное путешествие". Эта программа предназначена для того, чтобы в игровой ненавязчивой форме приобщить ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста к шахматам, обучить всем достаточно тонким правилам игры и помочь освоить самые базовые игровые приёмы. Причём, программа построена таким образом, что помощь взрослого совершенно не обязательна. То есть, ни мама, ни папа могут совсем не уметь играть в шахматы, но, подарив ребёнку этот диск, дать ему приятную возможность полностью самостоятельно научиться играть в шахматы. Это, собственно, особенно ценно для шахматной обучающей программы, так как если в семье есть, кому научить ребёнка шахматам и поиграть с ним, то всякие книжки и программы для начинающих не имеют особой ценности. А если никто в шахматы играть не умеет, то подчас сложные шахматные учебники могут оказаться неподъёмными даже не для детей, а для, допустим, уже пожилых бабушек и дедушек. Сначала утомлённым заботами родителям придётся научиться самим играть в шахматы, что в зрелом возрасте не так уж и легко, а уже потом - взяться обучать ребёнка.
Таким образом, как правило, если в семье никто толком в шахматы играть не умел, особенно, занимавшиеся непосредственно воспитанием детей, то и дети получались в этом отношении необразованными. Но теперь компьютер и специальные обучающие программы позволяют легко преодолеть нехорошую тенденцию.
Но для того, чтобы обучить ребёнка шахматам, программа должна быть достаточно качественной. Просто ведь перечислить правила и показать, как ходят фигуры - не достаточно. При обучении детей надо постоянно проверять, всё ли хорошо они усвоили, подсказывать, что они делают неправильно и как нужно, и так далее. Хотя есть такие дети, которым достаточно только правила прочитать. Но если они ещё читать не научились? Приятно, что мультимедийные аудио и видео возможности современных компьютеров позволяют обучить шахматам детей раньше, чем они пойдут в школу или в детский сад.
Рассмотрим теперь непосредственно возможности обучающей программы "Большое шахматное путешествие" и увидим, почему именно она подходит для самостоятельного освоения шахматами ребёнком.
Первая часть
Рассматриваемая программа (далее я буду называть её игрой, поскольку шахматы - это в том числе и игра, и обучение происходит в игровой форме) содержит помимо чисто шахматных упражнений ещё и двумерный почти что квест. Точнее, переход от одного упражнения к другому оформлен с помощью рисованного квеста, имеющего некий сюжет. Чтобы перейти от одного экрана к другому, необходимо выполнить шахматные задания данного этапа обучения.
Сюжет квеста на шахматную тему примерно таков: царственные родители маленького принца по имени Фритц очень утомились на работе и уехали в отпуск. А их маленький сын остался на царстве. Очень символично для обучающей шахматной программы для детей. И в это время так называемый Чёрный Король вызвал династию на шахматный поединок. Из всего царственного рода остался один маленький Фритц, которому придётся сразиться с Чёрным Королём в шахматы, предварительно изучив все правила игры. Вот освоению правил шахмат и партии с Чёрным Королём и посвящена игра.
Но перед непосредственно изучением самих правил происходит приобщение ребёнка к шахматной доске и фигурам с помощью несложных мини игр с шахматной темой. Это всё равно, если маленький ребёнок сначала просто играет с шахматной доской и фигурами, как с игрушками, а потом уже знакомится с шахматными правилами. У меня самого когда-то был набор шахматных фигур в виде пластмассовых средневековых воинов, которых я, ещё не научившись толком играть в шахматы, всех разломал.
Наверное, благодаря этому свойству данная программа получила от одной из известных шахматисток следующую оценку: "Эта игра - самый нескучный способ приобщить ребёнка к шахматам". Хотя и шахматные упражнения тоже не скучны не только для детей, изначально имеющих большую склонность к шахматам или учёбе в принципе. Что тоже очень важно, поскольку дети бывают разные.
Рассмотрим для начала мини игры на шахматную тему, тем более, что они имеют самостоятельную ценность.
Но сначала воображаемые герои шахматного путешествия, маленький принц и его болтливая кузина, которая точно сделает путь не скучным, просто посмотрят на шахматную партию. Эта какая-то прошлая партия родителей принца с Чёрным Королём. Это всё равно, что дети смотрят, как взрослые играют, и им самим хочется познакомиться с шахматами. Кстати, третий чемпион мира, Капабланка, так и научился сам играть в шахматы, только наблюдая за партиями своего отца. Но по одной показанной партии играть научиться нельзя, это некое введение. Просто по шахматной доске передвигаются фигуры, оформленные в виде условных средневековых воинов, и поясняется, что шахматы как бы символизировали средневековое сражение.
Кстати, в игре есть два очень удачных набора фигур, один в виде человечков, где кони - это кони и т.п. а другой - более схематичный классический вид шахмат. И между ними можно в любой момент переключиться специальной ручкой слева от доски. Мне, конечно, более привычно видеть обычные плоские шахматы, но для многих детей они могут показаться очень скучными.
Для просмотра выбрана одна из известных классических партий ещё позапрошлого века, эпохи шахматного романтизма, когда выше всего ценилась прямая атака на короля, не считаясь с жертвами фигур и пешек. Вот и в этой партии белые много всего пожертвовали, и поставили чёрным мат. Хотя я лично не совсем одобряю этот выбор - черные совсем плохо с современной точки зрения защищались, просто принимали все жертвы и всё. Очень во многих прошлых классических партиях, так поражавших воображение современников, сейчас при компьютерном анализе нашли множество ошибок и неточностей. Шахматисты считали, что, например, атака неотразима и позиция проиграна, а она на самом деле - ничейная при правильной защите. Просто когда при обучении смотришь партии известных шахматистов, внутренне запоминаешь, какой они делают ход в позиции определённого плана, даже если квалификации не хватает понять всю логику игры. А если они делают совсем не такой ход, какой нужно - ничему не научишься.
Заинтригованные развернувшимся на шахматной доске сражением, пока совсем не понятным, герои перемещаются далее и находят место, где можно поиграть в бойцов сумо. Бойцы сумо символизируют собой как бы шахматных королей, которые не могут приблизиться друг к другу менее, чем на одну клетку. Так и эти борцы стараются своими гигантскими животами, не вступая в драку, вытолкнуть друг друга с ринга, оформленного как часть шахматной доски. Борцы передвигаются по правилам шахматных королей, что, по мысли разработчиков, должно в дальнейшем облегчить обучение ходам королём.
Герои продолжают свой путь. Кстати, они пока что только идут на тренировочную базу, где будут обучаться шахматам. По пути, с целью приобщения к шахматной доске из клеток, можно поиграть в новую мини игру, которая, конечно, является сотым клоном одной из первых компьютерных игр. Большая шахматная доска превращена в лабиринт путём установки перегородок между клетками, и по этому лабиринту необходимо бегать, спасаясь от пауков и что-то такое собирая.
Кстати, само "Большое шахматное путешествие" выполнено с использованием технологий Macromedia. Когда при загрузке я это увидел, сначала подумал, что игра будет больше похожа на путешествие по интернет-сайту, сделанному на Flash. Но на самом деле это оказалось совсем не так, просто и не догадаешься, что используется технология данного рода. Но вот при игре в пауков на шахматной доске, мне кажется, Flash'овая сущность игры как-то проявляется в форме замедления реакции на клавиатуру, и бегать от этих пауков мне долго не удавалось. Особенно, на старших уровнях, когда их становилось много.
Следующая игра по дороге к шахматной школе, или, как лучше назвать - тренировочному центру, тоже на тему приучения к чёрно-белой доске. И, заодно, к диагоналям, по которым перемещаются слоны. Игра представляет собой вариант арканоида, когда шар строго двигается по диагоналям одного цвета. Необходимо за определённое количество времени разбить этим шаром как можно больше унитазов. Это вроде как ванная комната, уложенная разноцветной керамической плиткой, или что-то в этом роде. Это интересно - разбивать унитазы. И у меня гораздо лучше получалось, чем бегать от пауков. Кстати, руководитель детского шахматного кружка, в котором я занимался, любил сравнивать только появлявшийся тогда персональный компьютер тоже с унитазом, поскольку он, как унитаз, был весь белый. В его представлении это являлось неотъемлемым свойством компьютера. И обращался он с этим компьютером примерно как с унитазом.
Следующая мини игра - тоже на тему передвижения по шахматной доске по диагоналям и вертикалям. Необходимо как можно быстрее двигаться по оптимальному маршруту по цветочной клумбе, подстриженной в виде шахматной доски, и успевать поливать цветы, пока они не засохли.
А вот далее идёт уже содержательная с чисто шахматной точки зрения игра, представляющая собой выездку или конкур. Я не знаю, как это называется, но наезднику на лошади нужно преодолеть последовательно несколько барьеров. В данном случае, шахматная лошадь должна, перепрыгивая барьеры в определённом порядке, пройти от одной точки к другой. Эта игра должна помочь освоить достаточно сложное правило передвижения конём. Это напоминает популярные шахматно-математические задачи на нахождение минимального маршрута обхода доски конём. Это, видимо, самая сложная для детей мини игра, не у всякого взрослого-то хватит терпения найти все необходимые маршруты. Поэтому если несколько раз ничего не будет получаться, программа даст возможность посмотреть подсказку с отмеченными полями для ходов. Могу дать ещё подсказку более общего плана - во многих случаях лучше планировать маршрут коня в обратном порядке от финиша к старту.
Самая последняя игра уже совсем напоминает шахматы - это пешечное сражение на усеченной доске. Оно должно помочь освоить правила движения и взятия пешками. В роли пешек выступают фермеры с вилами. Необходимо первым прорваться на конец поля. В Европе до сих пор популярны старые крестьянские забавы. По телевизору можно иногда увидеть, как отмечают, допустим, День города, и кидаются друг в друга помидорами, например. А здесь бодаются, как пешки. Да, забыл сказать - программа-то европейского производства, но и так можно было догадаться по имени главного героя.
Но вот мы и пришли в наш тренировочный центр. Нам предстоит выполнить серию упражнений на освоение правил шахмат, разделённых на три категории, легкий, средний и тяжелый вес. Внутри категории можно исполнять упражнения в произвольном порядке.
Вторая часть
Лёгкий вес
В самом легком весе необходимо выполнить шесть упражнений на ходы различных фигур. Сначала объясняется правило передвижения, а затем требуется выполнить игровое упражнение.
Итак, для короля объясняются ходы, правило оппозиции, а игровое упражнение заключается в том, чтобы обыграть и опередить вражеского короля и первым достичь определённое поле и занять, так сказать, трон.
Упражнение на тему хода ладьёй заключается в постановке мата в один или два хода одинокому черному на краю доски королю при помощи белого короля и матующей ладьи.
Упражнение на передвижение слонов также состоит в постановке мата в один ход черному королю. На этот раз - двумя слонами. Да, все упражнения снабжены не только подробными звуковыми объяснениями, но и интерактивными подсказками. Кстати, это хорошо - даже уметь читать не требуется.
Упражнение с шахматной королевой состоит не только из постановки мата, но и пата. Точнее, требуется научиться правильно отличать мат и пат. Как раз, при матовании одинокого короля при помощи ферзя у неопытных шахматистов часто случайно получается очень обидный пат при загоне короля в угол.
Для коня, тоже, естественно, есть своё упражнение. Необходимо при различных положениях коня на шахматной доске обозначить все поля, на которые он может прыгнуть. В зависимости от положения коня, ему доступно различное количество полей для перемещения, в отличие от ладьи. На краю доски меньше, чем в центре, и вот отмечается известное правило, что конь на краю доски стоит плохо.
И, наконец, последнее упражнение посвящено освоению пешек. После изучения пешечных правил, которые уже могли быть достаточно освоены в пешечной мини игре, следует постараться победить в шахматной игре без фигур, когда на доске стоят только пешки и король в начальном положении. Кстати, насколько мне известно, даже эта достаточно простая расстановка не изучена до конца на предмет выигрыша какой-либо из сторон. То есть, неизвестно - могут ли белые точно выиграть или даже сыграть в ничью. Но беспокоиться об этом не надо, соперник в этой игре будет действовать не так сильно, как мощная шахматная программа. И, может быть, не с первого раза, но начинающий шахматист его сможет обыграть.
По ходу дела, чтобы было не скучно, спутники изучающего шахматы маленького принца вставляют свои смешные и частично глупые комментарии. На тему изучения пешек прозвучала шутка о Гарри Поттере. Как вы думаете, каким боком он мог возникнуть при изучении шахматных правил? И почему именно пешечных? Ключом служит волшебное слово "превращение". Может быть, в английском или немецком оригинале оно имеет ещё больший магический оттенок. Так вот, когда пешка достигает последней горизонтали, она волшебным образом превращается во что? Кто-то сказал - в Гарри Поттера? Нет, не в Гарри Поттера - в любую фигуру. Кстати, рисованный герой "Шахматного Путешествия" сам слегка похож на Гарри Поттера, но ещё больше он похож на такого Леко-Крамника. Что-то у него от Леко, что-то - от Крамника, участников, кстати, прошедшего матча на первенство мира. Получился такой маленький Крамлик. Да, Крамник тоже сам по себе похож на пресловутого Гарри Поттера, только ростом поболее. И, по некоторым данным, у него один из интернет ников такой и есть - "Гарри Поттер". Действительно, он, аналогично Гарри Поттеру, был в юном возрасте приглашён благодаря большому таланту учиться в шахматную школу Ботвинника, которая по стилю смахивает на описанное в книжках учебное заведение. И был там, видимо, самым лучшим и выдающимся учеником. Кстати, образ Чёрного Короля, злодея в данной игре, где-то имеет черты внешности Гарри Каспарова, которого несколько недолюбливают в некоторых европейских странах, в той же Германии. Хотя он вполне популярен.
Кроме модных шуток, есть шутки, на тему, так сказать, вечных ценностей. Вот что получится, если все пешки дойдут до последней горизонтали и превратятся в ферзей? Получится целый гарем королев...
Перейдём, однако, в следующую весовую категорию...
Средний вес
В данной категории пять упражнений. Первым делом объясняется и показывается начальная расстановка фигур, и предлагается самому правильно расположить фигуры на начальных местах.
Далее рассматриваются правила рокировки, и требуется правильно определить, в каких позициях можно рокироваться, а в каких - нельзя. В случае неправильного ответа подробно объясняется, почему дело обстоит иначе.
Объясняются правила игры в ничью, что такое вечный шах и т.п., то есть, в каких случаях игра считается закончившейся в ничью. Хотя очень большого внимания этому не уделяется.
Далее идут упражнения на постановку простейшего мата. Объясняется алгоритм мата двумя ладьями. В данном случае такой мат называют ступенчатым, так как матующие ладьи передвигаются как бы по ступенькам. Я сначала подумал, что это - огрех перевода и локализации, поскольку я с таким термином не встречался, и такой мат назывался линейным. Но нет - просто другое название, там даже ступеньки нарисованы, по которым передвигаются ладьи. Да, в локализации никаких огрехов нет. Часто при локализации шахматных программ шахматные термины переводятся калькировано, и не так, как следует. Я об этом уже писал в одной из предыдущих статей. Это получается очень смешно, но для обучающей программы для детей это - недопустимо. Тем более, которая предназначена для самостоятельного освоения ребёнком. Ему же никто не сможет подсказать, что правильно переведено, а что - нет. И если он затем пойдёт в шахматный клуб, то сильно рассмешит там всех своими познаниями в терминологии.
Кстати, когда я учился в школе, одной из моих первых графических программ как раз была программа, ставившая мат двумя ладьями королю. Я помню, она была выполнена в 16 цветной графике на популярном тогда (и, наверное, сейчас) в школах языке программирования "Паскаль". Для шахмат, как известно, богатая палитра не требуется. Но, всё равно, можно отметить, что графическое оформление и двумерного квеста, и шахматных упражнений находится на высоком уровне. Собственно, все возможности двумерной графики использованы с учётом выбранного рисованного стиля, а больше - и не требуется.
И последнее упражнение в данной категории имеет тему "постановка мата королём и ладьёй". Таким образом, мы освоили самые базовые правила и навыки шахмат и можем перейти к последней категории.
Тяжёлый вес
И вот - последняя стадия упражнений перед поединком с Чёрным Королём. Они уже носят игровой характер. Для начала объясняется сравнительная ценность фигур, и, как раз, есть упражнение на тему взятия фигур. Единственное упражнение, с которым я не совсем согласен, но оно, тем не менее, очень полезно начинающим с практической точки зрения. Упражнение заключается в том, что необходимо за определённое время взять как можно большее количество фигур, которых в принципе можно взять. Не важно, защищены они или нет. Просто начинающие шахматисты часто слишком ограничиваются мыслями "как бы что-нибудь съесть", какую-нибудь подставленную фигуру или пешку. Начинающие шахматисты играют с себе подобными, которые часто просто "зевают". И эта стратегия на данном этапе достаточно эффективна, но, понятно, бесперспективна. Но подставленные фигуры тоже надо уметь брать, иначе трудно будет далеко продвинуться.
Кстати, после выполнения каждого упражнения игрок получает кубок, тарелку, салатницу или ещё что-то такое, которые ставятся в специальный "посудный" шкаф. В конце получается целый чемпионский комплект.
А вот последнее упражнение мне понравилось, это - своеобразный шахматный игровой автомат. Он выплёвывает очки, на которые можно купить по шахматной ценности фигуры и пешки, которые расставляются в соответствии с начальным положением на доске. Но их доступен не полный набор, и получаются шахматы с усечённым количеством фигур. Шахматный автомат сам по себе играет достаточно слабо, но годится для подготовки к настоящей шахматной партии. Даже интересно, в чём состоит специфика игры с урезанным начальным количеством фигур. Могу, кстати, дать один совет: если хотите выиграть, то берите ферзя, а не, допустим, несколько фигур. В отрытых позициях с небольшим количеством фигур ценность ферзя возрастает, а других фигур - несколько падает. Но это не учтено в шахматном автомате, оперирующем стандартной ценностью фигур. А здесь, например, очень тяжело играть, имея в начальной позиции несколько пешек, коня и ладью против ферзя и пешек.
И есть ещё одно упражнение, без которого трудно представить шахматную обучающую программу. Это упражнения на постановку простейших видов мата в один и несколько ходов. Рассматриваются в том числе типичный мат по последней горизонтали и спёртый мат.
Игра
И вот, после прохождения курса подготовки герою предстоит сразиться с Чёрным Королём. Собственно, в шахматы с одним из персонажей и раньше по дороге можно было сыграть, если вы умеете. А после прохождения обучения будут доступны несколько персонажей. Таким образом, игра включает в себя игровую шахматную программу специально для детей. И тут надо вспомнить, как зовут главного героя - Фритц. Так же, как известную шахматную программу. И это не случайно, игра создана под патронажем компании ChessBase, производителя многих шахматных программных продуктов, в том числе, и Фритца. Поэтому игра такая хорошая, в лучших традициях немецкого качества. И даже получила первый приз на международной книжной выставке как лучшая мультимедийная обучающая программа. Если звёзды зажигаются - значит, это кому-нибудь нужно. Игра несёт в себе рекламу торговой марки и не должна иметь огрехи.
Игра основывается на шахматном "движке" Фритца, но, поскольку, играть она должна в силу начинающего, то никаких особых супер-возможностей Фритца использовать не требуется. В принципе, можно взять любой работающий качественный шахматный "движок", каких полно в Интернет, и он будет играть на любом современном компьютере с большим запасом силы.
Но шахматной программе для детей желательно не просто слабо играть, а моделировать игру примерно такого же начинающего шахматиста. Мало ли, почему программа может искусственно плохо играть. Она может почти всё время плохо играть, а может лишь допускать большие ляпы. К сожалению, разработчики не вполне справились с этой сложной задачей. Дело в том, что, как я писал в одной из прошлых статей, шахматные программы играют не так, как люди, а беспланово. У них наблюдается только иллюзия плановой игры. Причём, слабым шахматным программам особенно свойственна хаотичная бесплановая игра. Так что сделать, так, чтобы шахматная программа играла по-человечески, пусть в силу слабого начинающего шахматиста - достаточно сложно. Надо, например, чтобы она совсем не видела сложную тактику в несколько неочевидных ходов. То есть, сложный мат в несколько ходов не должна находить, а простой мат, со взятиями и очевидными шахами - должна. Для этого нужно копаться в самом шахматном "движке", и его специально приспосабливать для анализа.
Разработчики на такой сложный шаг не отважились, и ограничились косметическими операциями. Скорее всего, разработчики обучающей программы просто получили шахматный "движок" с интерфейсом, как некий "чёрный ящик". И подбором основных параметров "движка" пытались приспособить его к игре в силу начинающего. Хорошо, что они пытались в меру сил сделать это качественно. Но это - принципиально неосуществимо на хорошем уровне. В результате шахматная программа играет несколько странно.
Хорошо, что разработчики в первую очередь ограничили счёт программы, чтобы её можно было "пересчитать" - как обычного шахматиста. То есть, программа может "зевнуть" фигуру, не увидеть мат и т.п. Однако сделает это не по-человечески. Как будто это играет не начинающий шахматист, а, извините, пьяный...
Из-за этой особенности, а именно - сильно урезанного счёта, шахматная программа и в позиционном смысле играет странно. У неё ведь весь механизм игры построен на счёте, она не может различить так просто, что она считает, тактику или манёвры фигур.
В итоге получилась интересная особенность, которая с одной стороны является достоинством, а с другой - недостатком. Разработчики решили проблему силы игры, реализовав пассивность программы до такой степени, что она практически не может сама выиграть, если просто оставить фигуры на своей половине доски и ничего самому не делать. С одной стороны, это хорошо, что начинающий шахматист сразу не проиграет, что может отбить охоту к игре в шахматы. Но как качественного компьютерного игрока для интересной игры начинающему шахматисту программу порекомендовать нельзя. Программа любит, в стиле самого Фрица, просто бессмысленно передвигать ладьи по последней горизонтали туда-сюда и быстро идёт на повторение ходов.
То есть, программа годна только для самых начинающих. Это в духе, конечно, обучающего диска, но хотелось бы большего. И есть ещё одна отрицательная особенность, игра позволяет в любой момент вернуть ход назад. А ведь нужно приучать к правилу "тронул - ходи". Программа позволяет в любой момент вызвать совет, но это - тоже бессмысленная возможность, поскольку совет выражается только в виде обозначения хода на доске. Никакого объяснения, почему нужно делать именно этот ход, нет. Действительно, как программа может дать объяснение, если она ничего не понимает?
Итак, собственно шахматный "движок" в данной программе представляет наименьшую ценность и служит лишь дополнением к обучающей части. Но лучше уж с этой программой играть, чем вообще не играть или играть с совсем сильным соперником, как современные шахматные программы.
Заключение
Итак, в завершении рассказа о данном программном продукте, я могу сказать, что игра сильно удивила и потрясла меня тем, что всё, что написано на обложке диска, соответствует действительности. Все рекламные лозунги. Кроме одного - того, что игра создана на основе компьютерной программы Фритц. Это не совсем по делу. Да, как я уже говорил, заинтересованное участие компании ChessBase - производителя Фрица, помогло сделать в программе всё, как следует. Кстати, раз речь зашла об обложке, там я обнаружил невиданную скромность, шахматная программа Фритц была представлена как просто один из лидеров рейтинга шахматных программ. А не какой-то там "всех обыгрывающий чемпион".
Диск действительно позволяет ребёнку практически любого возраста самостоятельно обучиться игре в шахматы и повозиться с ними. Что от него, собственно, и требуется...