"Аладдин. Волшебные шахматы"

Издатель в России: "Новый Диск"

Вступление


Данная статья посвящена обзору игры "Аладдин - волшебные шахматы". Игра так же может называться "Волшебные шахматы в мире Аладдина" или же, ещё одно название - "Шахматные приключения в мире Аладдина". Хорошо запомните эти названия. Эту, заявленную по жанру как "обучающая шахматная программа" компьютерную игру - давно ждали все любители шахмат, кто играть толком не умеет. То есть, почти все. Таким образом, перед нами - абсолютный хит.



Главное меню игры


Может быть, суть в том, что эта обучающая игра, наконец, позволит всем страждущим постичь тайны шахмат и достичь высокого уровня мастерства? Да, именно так, как это ни странно звучит. Точнее, нет... Это в принципе невозможно - научиться хорошо играть в шахматы, ибо в шахматах хорошо играет только Чемпион, неплохо - несколько соперников Чемпиона, а все остальные - "туристы" и любители.

В чем же дело? В чем секрет "волшебных шахмат"? Секрет в том, что перед нами - первая (по крайне мере, я так думаю) шахматная обучающая игра, лицензированная ФИДЕ. Все предпосылки к этому есть. Что абсолютно точно - игра заслужила одобрения самого президента ФИДЕ, Кирсана Илюмжинова, а ещё точнее, его любимого литературного героя, незабываемого Остапа Ибрагимовича (только недавно была премьера очередной экранизации "нетленного шедевра"). Говорят, на некоторых дискам можно найти и автограф самого товарища Бендера. Спешите!

За что такая честь? Игра воплощает в строчках машинных инструкций и пикселях картинок и видеороликов большую мечту, в игре можно на законных основаниях воровать с доски шахматные фигуры и пешки, не просто так, а за деньги, предусмотрительно украденные у честно играющих противников. Это делает процесс игры истинно захватывающим, давно не видел более увлекательной компьютерной игры. В неё хочется играть снова и снова. Представьте себе, у противника есть набор фигур, он как-то их двигает, а вы - раз! И убираете с доски коня противника, а следующим ходом - слона, где бы они не находились. Вы можете лично почувствовать кайф, который словил литературный герой, сняв с шахматной доски и положив в карман ладью. Причем, вам за это ничего не будет, кроме бонусных очков. Но обо всем - по порядку...

Игра


Итак, каковы принципы игры? Это, по сути, двумерный полулинейный квест с анимационными вставками, где вместо решения обычных головоломок или каких-то мини игр для прохождения нужно решать шахматные задачи, или обыгрывать противников. То есть, пусть вам для того, чтобы открыть ворота, нужно заполучить артефакт, который охраняется злобными монстрами. Для победы над монстрами, вам надо обыграть их в шахматы. То есть, шахматные фигуры символизируют монстров.



Одна из игровых карт. Восклицательные знаки обозначают возможные для посещения объекты. Её ещё можно прокрутить слегка влево

Как правило, играть придется с урезанным набором фигур. Только на более высоких уровнях с самыми главными монстрами сражение будет вестись полным комплектом. Но это неплохо, по-своему интересно, шахматы даже с половинным набором не просчитаны до конца, то есть, неизвестно, кто выиграет. Ещё недавно было даже неизвестно, кто побеждает в пешечных шахматах, то есть, когда на доске в начальной позиции сняты все фигуры, слоны, ферзи, кони и ладьи, и остались только пешки. Сейчас с развитием компьютеров не могу с уверенностью подтвердить отсутствие решения пешечной позиции.

А если для открытия двери вам нужно разгадать шифр, то вместо популярных типичных для квестов загадок вроде каких-то мозаик, сборки картинок, игры в пятнашки и т.п. - соответственно придется найти матующий ход в некоторой позиции, например. Но это ещё не все, игра-то - обучающая. Она предназначена в том числе для тех, кто не знаком с шахматами. Поэтому попутно с заданиями даются небольшие лекции на тему основных моментов игры. Начинается, естественно, с правил. Лекции сопровождаются демонстрацией движения фигур на доске, то есть, получается электронный интерактивный учебник.



Силы равны, но у нас ещё есть артефакты!

Эти мини-лекции как-то увязаны с сюжетом, например, надо пройти обучение у некоторого сказочного старца, если вы все поймете, что он вам наговорил, правильно ответите на контрольный вопрос, то он сочтет вас достойным, чтобы направить дальше или дать какую-нибудь ценную вещь. Например, мудрый старец познакомит вас с техникой постановки линейного мата двумя ладьями, потом вы встретитесь с одиночным монстром, в вашем распоряжении будут как раз две ладьи, и вам надо будет его заматовать. Это типично для нижних уровней, когда идёт только освоение основ шахматной игры.

Но, в первую очередь, после решения задач и т.п. вам будут начисляться тугрики, буказоиды, золотые монеты (нужное - подчеркнуть). Они крайне необходимы, ибо на них можно покупать фигуры, и специальные артефакты для кражи фигур противника. Этим прикупленным шахматным отрядом вы и будете сражаться с соперником.

В центре карты игрового уровня располагается магазин, где по сходной цене можно затовариться. Цены в шахматном магазине соответствуют ценности фигур, типа "пешка стоит стольник, конь и слон - три сотни, ладья - полтысячи". А король - это вы, он всегда с собой. Могли бы поставить дробную стоимость, как сейчас модно программировать в шахматных движках, типа, конь - 280, ладья - 470, ферзь - 950. Но такие изыски для обучающей программы излишни. Так или иначе, сим не хитрым способом начинающие приучаются к ценности фигур.



Прилавок. Внизу отображается то, что мы уже закупили. Этими симпатичными тесачками мы будем резать коней и слонов

Артефакты имеют специальную стоимость. Правда, ими одними не ограничишься, денег не хватит столько купить, чтобы уничтожить все неприятельские фигуры. В принципе, можно их и вообще не покупать, ограничиться массовой закупкой пешечной массы и "парнокопытных". Задавить отряды монстров числом. То есть, игра допускает с этой точки зрения мульти вариантное прохождение.

Ну и интересно бывает: у противника есть два слона и несколько пешек, что лучше закупить? Ладью и слона? Коня, слона и пару пешек, или же все деньги потратить на ферзя? Я предпочитаю в первую очередь набрать артефактов, а фигур - по минимуму, чтобы добить остатки.

Игровой мир


Шахматы - шахматами, но интересна оболочка, обертка конфетки, раскраска коробки от торта. Мы же не просто так сражаемся, выигрываем и решаем задачи, мы выполняем определенную миссию в некой вселенной. Одно дело, мы спасаем похищенную сказочную принцессу, и совсем другое, когда нам самим надо похитить чертежи космической станции.

Завязка сюжета такова: перед нами - волшебный магический мир на средневековый манер. В некой восточной стране, управляемой продажными визирями и непутевым султаном, начало твориться черт знает что. Они сами не могут справиться, не умеют, горемычные, играть в шахматы и решать задачи, поэтому они похищают из современности вас. Игра начинается с видео ролика, как наивный мальчик пошел в библиотеку, открыл сказочную книжку, и тут его и "засосало". После попадания в волшебный мир его встречают фразой, "надеюсь, ты не обиделся, что мы перенесли тебя сюда".

В первой миссии вам предстоит найти и освободить похищенного заложника. Но это - только начало, первая миссия - самая простая, в течение неё вы только осваиваете правила игры.

Если по сюжету одноименного фильма противниками тамошнего режима были, в основном, философы, талантливые изобретатели и предприниматели, с которыми режим постоянно боролся, опираясь на мелких воров, то тут сюжет чуть изменен. Вам предстоит разбираться с учеными, священниками и просто "плохими парнями". Плохие парни, это те, кто недоволен своим положением. Например, злой джин был заключен в волшебный камень, который благодаря энергии джина освещал целый город. Но джину удалось разбить камень и вырваться на свободу, теперь вам надлежит поймать его и заключить обратно. Ещё будете воровать воду и все такое. Миссий много, и они отличаются сюжетным разнообразием. Перейдем теперь к рассмотрению непосредственно внутреннего устройства игры...

Механизм игры


Игра сделана очень красиво с графической точки зрения, причем не требует особо мощного компьютера: необходимые элементы отображаются с помощью видео вставок. Кстати, о системных требованиях. Они вполне скромны по нынешним временам. Процессор класса Pentium-III 800MHz, 256MB оперативной памяти, 660MB на диске и видеокарта GeForce2 MX или ATI Radeon 7500. Думаю, пойдет и на более слабом процессоре, но программе нужен DirectX 9.0 - не знаю, все ли старые карточки его поддерживают.

В игре есть 4 "подуровня", которые отображаются в виде стилизованной карты, видимой с высоты под углом. Вы кликаете мышкой на объекты, и ваш герой виртуально туда направляется. А объект представляет собой отдельную локацию, которая есть шахматная доска в соответствующем антураже. На доске и происходит все действие. Единственное исключение - это магазин, который оформлен просто как магазин. Там прилавок, на котором вы выбираете предметы для покупки.



Часть одного из 4 миров

Сама по себе карта - трёхмерная и очень красивая, она отрисована один раз под фиксированным углом и записана в плоскую картинку. Но при этом имеет анимированные вставки - для некоторых объектов постоянно крутится анимация, что оставляет впечатление "живой" карты. И когда вы наводите курсор на локацию, играется вставка с качественной анимацией данного объекта. Повторюсь, карта игрового мира нарисована не от руки, это очень высоко детализированная трёхмерная модель, плюс с кучей всевозможных видео эффектов, не говоря уже о реалистичном освещении и т.п. Она смотрится даже красивее, чем многие новомодные компьютерные мультики. Возможно, дело в том, что её достаточно было отрисовать несколько раз, а не тысячью кадров, поэтому можно было применить самый качественный метод, пусть и довольно медленный.



Шахматная доска органично встроена в игровую локацию


О методах компьютерной графики, с помощью которых рисуются такие сцены, можно почитать тут и тут.

Но самое большое достоинство такого подхода проявляется в видео роликах, которые проигрываются, когда герой перемещается к новому объекту. Они показываются от первого лица, когда игрок приближается к локации. Ролики отрендерены на той же трёхмерной модели, что и вся карта, при этом с анимацией объектов и великолепным динамическим освещением, и кучей других спецэффектов. Не зря производством продукта занималась студия Disney Interactive. Эти ролики даже не хочется лишний раз пропускать, когда переигрываешь прохождение одной из миссий.



Это - не заставка мультфильма

Итак, есть 4 карты, но 8 глобальных миссий, каждая карта использована два раза. Карты соответствуют самой Агробе, волшебной пустыне вокруг Агробы, таинственной пещере и городу в бутыли. Меньше всего мне с графической точки зрения понравилась сама Агроба, она несколько бедновата, масса хиленьких низких малоэтажных строений, и над всем этим возвышается помпезный дворец. Хотя, как она ещё может выглядеть? Зато эта карта больше всех анимирована, там люди бегают по улицам. Я сначала даже подумал, что буду перемещаться вместе с ними, что это что-то типа real-time стратегии, но нет, это был обман зрения, перемещение происходит воображаемым образом посредством мыши, доступные локации отмечены большими зеленым восклицательным знаком. Повторюсь, квест не полностью линеен - как правило, доступно несколько локаций на выбор, и их можно обходить в произвольном порядке.



Битва с Духами водопада, которые не хотят отдавать воду

Игровые шахматные доски оформлены в соответствии с общим стилем данной локации. Причем, там тоже используется высококачественный компьютерный рендеринг. Смотрится очень реалистично, стандартным видом является трехмерная доска, это самые красивые шахматы из тех, что я видел. Правда, я не увлекаюсь коллекционированием трехмерных шахмат из-за их практической бестолковости.

Есть три вида фигур, обычные трёхмерные, трёхмерные в виде героев мультфильма, и плоские. При выборе плоских двухмерных фигур камера как бы переворачивается, и начинает смотреть на доску сверху. Но лишний раз не хочется ставить плоские фигуры, хотя они и удобнее для игры. Благо, задания имеют, как правило, немного фигур.

Каждая карта имеет свою собственную фоновую музыкальную мелодию, к звуковому сопровождению претензий нет. Посещению локации тоже соответствует подходящая по стилю мелодия.

Шахматная специфика


Но вернемся от красочной упаковки к чисто шахматному содержанию. Напомню, что игра вообще-то представлена, как "обучающая для детей". Её ценность с точки зрения обучения заключается в первую очередь в том, что шахматы представлены в очень красивом оформлении. Крутая графика, популярные мультипликационные герои - всё это призвано привлечь ребенка к шахматам. Это типичный западный американский стиль некой доминанты упаковки. Игра содержит учебник по правилам шахмат, но его нельзя назвать самым лучшим, подробным и проработанным. Очень многое дается очень кратко. Хотя все правила, естественно, даны, но вопросы о каких-то моментах могут остаться. Предполагается, что правила полностью заучатся в игровых упражнениях. Есть небольшое количество шахматных задач на постановку мата в один-два-три хода, но они как-то плохо сбалансированы с игровыми упражнениями. Таких задач просто очень мало, и они самые простые, как, например, постановка мата в один ход. А ведь потом надо будет играть полноценную партию - как это сделать, если знаешь, как ходят фигуры, и умеешь ставить мат в один ход?

Ценность программы всё-таки не как учебника или задачника, а как весёлой игры с шахматами. Некая смена игрушечных солдатиков на шахматные фигуры. Допустим, в какой-то компьютерной игре нужно проходить миссии и закупать себе оружие или технику, а тут - нужно закупать фигуры. Замечательная идея. Приобщение к шахматам происходит путем возни с шахматными фигурами, как с игрушками.



Сумеете выиграть эту позицию?

Обучение приемам шахмат и, вообще, правилам - имеет вспомогательную роль. Просто, чтобы уметь ходить этими фигурками. Как инструкция к радиоуправляемой машинке. Вообще, напомню, игра - американская, рассчитана на некоторый класс американских детей, можно быть уверенным, что она была хорошо протестирована перед выпуском. Они несет в себе американский стиль, необходимый минимум теоретической информации, и сразу - практика. Даже интересно... Кстати, я тоже испытал игру на младшем брате. Она ему понравилась, и он выдал ей оценку "4". А вот "5" у него заслуживает только Half-Life 2. Правда, его когда-то пытались учить шахматам...

Такая американская игра обязана быть рассчитана на то, что никто из родственников не умеет толком играть в шахматы, то есть, обязательно включать учебник. Это её несколько портит в том плане, что слишком большой переход от первых миссий до последних. Это, может быть, хорошо, если вы живете где-нибудь на селе с бабушкой, Интернета нет, компьютерного магазина нет, есть только "волшебные шахматы" и желание познакомиться с игрой. Вот вы постепенно продвигаетесь, в основном, самостоятельно осваивая все шахматные премудрости в игре.

Ну и конечно, американская игра не должна быть скучной и нудной. Поэтому туда внесена эта идея с артефактами, которые могут уничтожать фигуры противника. Не знаю даже, как оценить эту идею с точки зрения обучения шахматам, она выглядит, с одной стороны, весьма спорной, с другой - надо обладать пониманием шахмат, чтобы знать, какую фигуру лучше в какой момент уничтожить. Не могу сказать, что можно выиграть за счет одних артефактов, но упростить задачу их применение может существенно. Правда, это тоже стимулирует некие размышления - в какой последовательности обходить карту, чтобы за счет решения задач набрать денег, закупиться и легко выиграть.

Когда я в школьном возрасте учился играть в шахматы, мне бы эта идея не понравилась, потому что это какая-то чушь. А сейчас мне нравится, потому что это весело. Некоторая свежесть... Потом, установив себе ограничения - даже простую шахматную задачу всегда можно усложнить до высокого уровня сложности. Например, пройти все миссии, потратив минимально количество денег. Правда, в магазине всегда можно продать артефакт обратно, но можно же этого не делать.

Так что в нашей стране я бы даже порекомендовал программы для отдыха от работы и развлечения бывшим шахматистам. Хотя для тех, кто правила знает и умеет мат ставить в два хода, она несколько коротковата, много миссий выпадает, зато столько веселья, особенно, если вдумываться в сюжет. Одним словом, замечательная вещь, я, когда играл, даже пожалел, что умею хорошо играть - нет для меня там особых тайн...

Сюжет


Как мы знаем, форма - важнее содержания. И эта "форма" подчас сама принимает необыкновенные, странные формы. Ну вот, начиная с первого игрового мира, вы попадаете в комнату Жасмин, что вы там видите? "В комнате Жасмин полно книг и карт, наверняка она много читает, и Аладдин ревнует её к книгам". Никогда я не удивлялся так сильно, как в тот момент, когда вдруг неожиданно услышал ЭТО. В общем, "ты так любишь эти книги, мы вряд ли сможем быть вместе". Ну ладно, подумаешь, кто-то приревновал Жасмин к книгам. Это цветочки по сравнению с тем, что вы можете найти в бутыли. В "Городе-в-бутыли". Это такая миссия, магическим образом целый город оказался в бутыли, правда, не сказано, в какой. Город имеет китайский стиль - разные пагоды и панды. И что же случилось? Бутыль начала постепенно раскалываться, из трещин в стекле подул ветер. Миссия начинается с посещения прилавка, оказалось, что в царившей неразберихе торговец скупил уйму волшебных предметов по смехотворно низким ценам, и теперь готов с радостью сбыть их по номиналу. Кто бы мог подумать... Теперь надо спасать бутыль, пока она не раскололась совсем.


Этот уютный мир в китайском стиле на самом деле помещен в бутыль. На пути к разгадке вам придется постараться, выполняя много различных поручений. Вот одно из них. "Обитатели пагоды просят тебя найти пропавшего поющего сверчка. Он жил здесь с незапамятных времен и обладает мудростью нескольких поколений" И добавляют, "он был мастером подземного пения" Вот оно что оказалось. Непонятно, почему не хотят помогать спасителю бутыли бесплатно. И что они будут плясать, когда из трещин в бутыли начнет дуть трамонтана?

Местным астрономам, оказалось, мутное стекло мешает исследовать глубины космоса, и они бьют по стенкам бутыли волшебным молотом. "Ради новых звезд астрономы пойдут на все. Останови их, пока они не разрушили этот прекрасный мир!" С этим призывом вы идёте на приступ обсерватории. Надо обладать неким уровнем игры, чтобы уничтожить охраняющие обсерваторию фигуры. И уметь использовать артефакты - там можно за 50 монет купить чудесную вещицу - возвращает ход назад. И победа будет за вами!

Но этим список охотников разбить бутыль не ограничивается. "Ты подходишь к храму, и видишь монахов, выстроившихся для боя. Они твердо решили разбить оболочку мира и постичь новые истины. Последствия, похоже, их не заботят". Вам надлежит зачистить монастырь от любознательных монахов, с помощью волшебного молота, изъятого у астрономов, который может уничтожить любую фигуру - это не так сложно будет сделать.

Возможности игры


Не могу особенно не отметить самые интересные "интересности" в игре. Мне очень понравилась ловушка. Это истинно замечательная вещь, она позволяет забрать любую фигуру, которая стоит на определенной горизонтали. Ловушка стоит дорого, поэтому выгодно ловить только неприятельского ферзя. Чтобы ферзя заманить, например, на третью или четвертую горизонталь, надо постараться. Сначала выманить его из лагеря, проследить, чтобы он не залез на первую или вторую горизонтали, которая называется "обжорный ряд". Для поимки надо оставить приманку - незащищенную пешку, но ставить надо аккуратно, чтобы её не сожрал какой-нибудь слон, тогда дорогая ловушка не окупится. Мне удавалось с нескольких попыток отловить ферзя, хотя умный мальчик или ещё более умная девушка может догадаться, что ловушка с её стоимостью, сравнимой с ценой ферзя, неэффективна. Понятно, почему - с ней много возни. Но это только вопрос стоимости - ловушками надо уметь пользоваться.



Посмотрите внимательно на координаты доски, они не перепутаны, просто пешки и фигуры белых и черных разминулись по дороге и достигли последних и первых горизонталей, соответственно

Вторая не то, что бы "фича" - для выполнения миссии надо обыграть противника в обратные шахматы или боевые шахматы. Это вариации шахмат с очень нетрадиционным начальным расположением фигур и пешек. Это даже не фишеровские шахматы, это нечто! Я в них не играл со времен, когда читал книжку "математические шахматы" про всякие околошахматные задачи.

Игровой симулятор


Помимо, собственно, шахматного квеста, игра имеет и самую обыкновенную шахматную программу, с которой можно поиграть. Кстати, по-видимому, программа основана на "движке" ChessMaster, хотя упоминания о непосредственно шахматной начинке я не нашел. Но это почти совсем не важно. Кстати, в игровых миссиях в действия шахматного "движка" запрограммированы ошибки. То есть, он играет не всегда оптимально своим утлым набором фигур. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что играющий в силу гроссмейстера компьютер даже небольшим набором может серьезно огорчить начинающего шахматиста. Плохо, что, в принципе, имея на несколько фигур больше, надо тренироваться выигрывать у кого угодно.

Возможность играть с компьютером доступна отдельно из самого главного меню. Это почти полноценная шахматная программа, там можно выбрать любой контроль, установить сколько минут на партию, или секунд на ход и т.п. Можно поставить и произвольную позицию. Самое главное, можно выбрать персонажа с различным рейтингом для игры, как в ChessMaster. Но игроки там почти все очень слабые, низкая рейтинговая группа. Всё начинается с верблюда, там стражники и прочие персонажи. Но хочу предупредить, что самый сильный соперник с наивысшим рейтингом - играет очень сильно (какая-то "волшебная пещера"). Она одна, предполагаю, играет в истинную силу компьютера на данном процессоре. Есть ещё, правда, "Начальник стражи", который играет в силу любителя, причем, часто зевает. От него никогда не знаешь, чего ожидать. Но главное - самому ничего не зевнуть, этого достаточно.

Играть можно на очки, а можно просто так. Почему-то там обычный шахматный рейтинг обозначается термином "очки". Получилось несколько странно. Все-таки рейтинг - это оценка силы игры шахматиста, а очки - за победы, как, например, в теннисе. Возможно, разработчики сами плохо понимали разницу между шахматным и теннисным рейтингом. Будущему шахматисту надо понять, что чем больше у противника, с которым ты играешь, очков, тем больше сам можешь выиграть.

Так или иначе, получилась скромная имитация шахматного игрового сервера. С сильным уклоном в сторону начинающих шахматистов.

Локализация


Игра полностью переведена на русский язык (озвучка и нарисованный текст). Утверждается, что в озвучивании принимали участие те же актеры, кто работал над российской версией мультипликационного фильма. Правда, их роль не велика, разве только эта сакраментальная фраза "надеюсь, ты не обиделся, что мы перенесли тебя сюда" голосом вечно веселого Аладдина. Ну и Жасмин что-то потребовала: "Раджа, мой котик, заболел, и ни один лекарь Агробы не может его вылечить. Ты - последняя надежда, моя и Раджи!". В локализации есть несколько досадных огрехов. Один из них очень смешной, кто-то (наверное, переводчики) перепутал цугцванг и связку. Это очень весело, цугцванг - это такое положение, когда любой ход ухудшает собственную позицию, то есть, самый лучший ход - это не делать никакого хода и остаться на месте, но так нельзя, поэтому цугцванг и плох. Не путать с патом, когда вообще нельзя ходить! А разработчики спутали со связкой, я даже затрудняюсь сказать, какая может быть лексическая причина. В общем, везде вместо термина "связка" употребляется цугцванг. И спутали капитально - вместо того, чтобы сказать, это слон связал ферзя, говорится, слон объявил цугцванг ферзю (вроде как ему некуда ходить, связанному ферзю). Было бы логичней, если бы спутали с патом, вроде, как слон объявил ферзю пат. Но это тоже не верно. Суть в том, что если даже ферзь связан, это не цугцванг, ферзь может с выгодой съесть слона, или пойти по диагонали, оставаясь под связкой.



Сколько ферзей не может ходить?

И я из-за этого неправильно задачу решил - там два ферзя связали друг друга, и вопрос, сколько ферзей не может ходить? "Правильный" ответ - два, а на самом деле - ноль, потому что связанный ферзь может ходить по диагонали, например, съесть связавшую его фигуру.

Ещё спутали в двух местах шах, мат или пат. "Поставьте королю противника мат в один ход" Долго я думал, ибо нельзя этого было сделать. Оказалось, надо дать шах в один ход. Ещё в одном месте, насколько помню, надо было поставить короля на доску так, чтобы он не попал под мат, а на самом деле, под шах. Или наоборот... Уже не первый раз мы обсуждаем локализацию шахматных программ и сталкиваемся с неверным переводом терминов. Это досадно наблюдать в пока ещё самой шахматной стране мира. Зато, пусть это и не коробочный вариант, в поставку входит красочный буклетик с подробным руководством по интерфейсу игры и опциям. А так же содержит бонусный кроссворд на тему Аладдина и волшебных шахмат.

Прохождение


Хотя игра в целом рассчитана на начинающих шахматистов, в ней есть несколько трудных моментов, которые могут представить большие затруднения для совсем незнакомых с шахматами людей. Представьте себе, если вы купите вашему ребенку шахматную игру, и он начнет вас одолевать расспросами, сколько слонов можно расставить на шахматной доске, чтобы они не угрожали друг другу?

Если вы не знаете ответ, то вот он: 14. Надо заполнить слонами весь первый ряд и весь последний, кроме угловых клеток. Ещё есть аналогичный вопрос про коней. Если не догадаетесь (хотя там есть подсказка) то ответ: 32. Надо расположить коней либо на всех белых, либо на всех черных клетках доски.

Надеюсь, про максимальное количество ладьей подсказывать не надо, а расстановки ферзей там нет - потому что это слишком сложно.

И ещё два сложных момента. Во-первых, игра в обратные шахматы, когда пешки белых расставлены по седьмому ряду, а фигуры - за ними, и наоборот. То есть, пешки готовы превратиться в ферзи следующим ходом. Компьютер настроен на не очень сильную игру, иначе его нельзя будет обыграть, но неплохо в первую очередь вывести своих слонов и съесть пешки противника, пока они не успели превратиться в ферзи. Остальное - не так важно.

Второй момент, когда фигуры и пешки стоят прямо напротив друг друга в центре доски. Компьютер тоже играет не сильно. Простой способ - поменять всё, что можно, чтобы позиция приобрела нормальный вид с согласованными фигурами. А то в том неестественном положении, в котором они стоят, компьютер, во-первых, лучше играет, а во-вторых, можно даже легко получить спертый мат, настолько глупо и нескоординировано стоят фигуры.

И, наконец, в некоторых задачах надо выбрать, за какую сторону играть. Надо внимательно посмотреть на позицию перед выбором, часто победа одной из сторон достигается моментально какой-нибудь вилкой, а для игры за другую сторону - нужно потрудиться. Выиграть можно, но сложно.

Заключение


Итак, мы рассмотрели и обсудили особенности необычной шахматной обучающей программы. Не удивлюсь, если издатели оказались довольны результатом и выпустят продолжение. К этому есть все предпосылки в виде очень красивого оформления чисто шахматного содержания и преподнесения его в виде сюжетного приключенческого квеста в популярной вселенной. Но, может, программа и не окупила себя (шахматный учебник скуповат, игра может иметь рваный уровень сложности). Мне трудно судить, как её могли воспринять американские школьники (видимо, целевая аудитория игры). Она не так ценна для тех, кто хочет более серьёзно изучить шахматы. Такими людьми графические изыски особенно не востребованы.

Со своей стороны, я могу её рекомендовать, как развлекательную шахматную программу. Можно устроить весёлую возню с шахматными фигурами и, если захотеть, то чему-нибудь научиться. Повторюсь, в конце концов, я пожалел, что не могу оценить прохождение с точки зрения начинающего шахматиста, который только выучил правила игры. Она может смотреться очень таинственно, всякие изысканные задачи на расстановку фигур, и т.п. Но я бы выкинул из программы само обучение правилам игры, хотя это расширяет потенциальную аудиторию. И добавил оригинальности и изысканности в задачах, раз уж разработчики встали на путь шахматного фольклора...