Путеводитель для второй части "Большого шахматного путешествия"

Издатель в России: "МедиаХауз"

Вступление


Итак, эта статья - обзор продолжения детской обучающей шахматной программы "Большое шахматное путешествие, или как с Фритцем в шахматы играть научиться", которую мы уже рассматривали ранее.

Если первая часть была предназначена для обучения детей непосредственно правилам игры, пусть и содержала даже игровую программу, то вторая часть уже должна познакомить с азами шахматной стратегии и тактики. Такое разбиение представляется очень разумным. В конце концов, с правилами игры может и родитель познакомить, вдумчивый мальчик или девочка может их и самостоятельно где-нибудь прочитать. С другой стороны, освоить правила можно в одном возрасте, а быть готовым воспринимать какие-то рассказы о приемах игры - в более позднем. За то время, как ребенок подрастет, он уже успеет первый диск сломать, и все равно программу придется покупать заново.

Ещё раз напомню (в обзоре первой части я уже это говорил), что игры из данной серии предназначены для полностью автономного изучения ребенком шахмат. Предполагается, что родители и другие родственники могут ничего сами не знать, играть толком не уметь, и иметь самое смутное представление о правилах игры. Программа сама все покажет, расскажет и исправит ошибки. Первая часть, на мой взгляд, хорошо справлялась с поставленной задачей. Посмотрим, на сколько успешной будет вторая часть...

Об игре


Само по себе "Шахматное путешествие" - это рисованный двумерный квест. Очень простой, для прохождения нужно успешно справляться с освоением материалов интерактивных шахматных уроков. Само оформление сюжета квеста имеет второстепенное значение.

По структуре вторая часть игры аналогична первой, есть три уровня, наполненных шахматными задачами и упражнениями: чтобы подняться на бонусный уровень, нужно освоить их все. Ну и в конце участнику игры предстоит, вооружившись приобретенными знаниями, обыграть главного злодея.



Вот они, пресловутые шахматные автоматы. Потренируемся?

По сюжету, главный злодей - Черный Король - похитил мышонка - друга и шахматного наставника главных героев, - а все персонажи благополучно перекочевали из первой части. Мальчик с девочкой (по имени Фритц и Бьянка) отправляются его спасать и попадают в замок Черного Короля. А там - целое скопище разнообразных шахматных автоматов, с помощью которых Черный Король сам научился играть в шахматы. Так что, если познакомиться со всеми ними, то можно освоить все премудрости игры.

Первый уровень




Только что черная пешка взяла ферзя, который покусился на мороженое, лежащее на клетке e5

Итак, замечательный шахматный автомат на первом уровне, он же - последний самый глубокий подвальный этаж Черного Замка, с которого вы будете продвигаться наверх. Он предназначен для освоения расчета выгодности массового размена фигур с точки зрения их совокупной ценности. Каждая фигура, в соответствии с её стоимостью в пешках, наглядно представлена шариками мороженного, которые накапливаются в стаканчиках. Неплохой способ приучить к счету. Отрадно, что упражнение не вырвано из контекста партии, разработчики не забыли напомнить, что мороженое не пойдет впрок, если после всех выгодных разменов собственный король получит мат в один ход.



Отмечены битые поля и фигура, мешающая королю уйти

Простенький автомат для ознакомления со всеми способами уйти от шаха - а то иногда начинающим шахматистам объявят шах, а они не могут уйти королем, и сразу сдаются - не видят, что можно закрыться от шаха или даже съесть нападающую фигуру. Я сам так однажды "выиграл".



Только что конь ушел с f3 на h2 и объявил скрытый шах

А вот этот шахматный автомат будет крайне полезен профессиональным шахматистам, которые играют блиц партии или популярные на игровых Интернет-серверах молниеносные шахматы с контролем одна минута на игру. Он предназначен также для освоения шахов, в том числе, хитрого вскрытого шаха. Суть в том, что автомат предлагает позиции, в которых надо отметить все фигуры, которые могут дать шах, причем, не важно, выгодно это или нет. И надо сделать это как можно быстрее, за 100 секунд обработать максимальное количество позиций и попасть в Зал Славы. Очки начисляются за обнаруженный шах.

Почему автомат будет полезен всем шахматистам, независимо от квалификации? Когда при игре в блиц у противника выигранная позиция, но остается несколько секунд, можно такими глупыми неожиданными шахами "срубить" ему флаг. Например, поставить ему рядом с королем ферзя под бой, пусть его и съедят бесплатно следующим ходом. Противник не ожидает такого глупого хода, и потеряет время, чтобы понять, что случилось. И этот автомат как раз предоставляет возможность натренировать случайные бестолковые шахи. А так и в голову не придет, что какой-то глупый ход, отдача ферзя за пешку, ценен тем, что объявляет на самом деле шах. Ну и сие упражнение может улучшить скорость восприятия позиции, кто на кого нападает, каково взаимодействие фигур, тоже полезно при игре в блиц и не только.



Что означают эти значки? Истинно иероглифы кодируют основные принципы игры в дебюте. Догадайтесь, что символизирует лежащая на боку дама с короной на голове?

Сей урок посвящен рассказу о правилах игры в начальной стадии партии. Одной фигурой два раза не ходить, развивать фигуры и так далее. То, чему учат начинающих на начальных занятиях в шахматных кружках. После ознакомления предлагается ответить на несколько каверзных вопросов. Правда, такие уроки часто смущают своей догматичностью. Некоторые склонны их воспринимать чуть ли ни как правила игры. Например, вопрос: хороший ли ход 1. g3? Правильный ответ, который следует воспроизвести, - нет. Он не борется за центр, фигуры не развивает и т.п. На самом деле, так можно играть, статистика хода немногим хуже того же e4 (если вообще хуже). При более глубоком освоении игры приходиться переучиваться - может, это и не хорошо. Сразу где-то в глубине сознания отложатся, строго говоря, неверные догмы. Сейчас вообще некоторые элитные гроссмейстеры ходят 1. e4 потом конь a3. Что бы на это сказала обучающая шахматная программа? Не прошел бы он этот тест, кто конем ходит на край доски, да ещё в дебюте.



Конь стреножен, то есть, связан

В этом уроке речь пойдет о связке. Хорошо, что локализаторы и, тем паче, разработчики не перепутали шахматный термин "связка" с патом. Как это легко, ведь пат - это тоже такое положение, когда некуда и нечем "сходить". После теоретического материала автомат попросит решить несколько задач на постановку связки.



"Забери себе фигуру или объяви мат при помощи "рентгеновского луча"

Разработчики явно неравнодушны к шахам. Хотя начинающие шахматисты слышат, что шахматы называются от шаха, и часто стараются как можно скорее дать этот самый шах, а игра как раз и учит, как шаховать. Правда, всегда в задачниках на мат есть обширный раздел "мат с помощью двойного шаха". Красивый, но не часто встречающийся.
Кстати, насколько я помню, если бы в шахматах играли не до мата, а до первого шаха, то белые бы форсированно побеждали бы. Черные не в силах спрятаться от самоубийственного, но победного шаха. Ферзь-камикадзе и другие фигуры быстро замучивают черного короля, и право первого хода оказывается решающим.



Мышеловки атакуют

А это - не новое специально упражнение на "тактику", это встроенная мини-игра на флэше. Чтобы отдохнуть от "заумных" вскрытых шахов предусмотрено развлечение в стиле первых компьютерных игр. Вам надлежит уничтожить мышеловки запуском ложных целей - кусочков сыра - пока они не доберутся до вас. Мышеловки, как ракеты "воздух-воздух", падки на ложные мишени. Они захлопываются, и все. А потом ещё кошка прилетит, её тоже надо будет сыром накормить, пока она вас не съела. Не знал, что кошки едят сыр. Будьте готовы, увидите, она ещё будет блуждать на сверхзвуковой скорости туда-сюда, как новая ядерная боеголовка. Вы должны показать эффективность большую, чем перспективная ПРО.

Второй уровень

На первом уровне мне больше всего понравился автомат с мороженым. Люблю мороженное. Что будет вкусного на втором уровне, он же второй подвальный этаж?



Запишите последний ход белых

На втором уровне мне больше всего понравился записывающий партию автомат, оформленный в квесте, как шифровальная машина. Он такой красивый и прикольный. Мечтал о таком для записи собственных партий. Сначала будут рассказаны все правила записи, как ходы записывать, взятия и шахи. А потом предложено самому записать какую-нибудь одну из классических партий. Например, так называемую "вечно зеленую" или "неувядаемую". Разработчики не равнодушны к шахматной классике, пусть там полно ошибок, и сейчас так уже перворазрядники не играют. Создатели игры явно взяли за основу какой-то классический учебник для начинающих и с немецкой методичностью воспроизводят его шаг за шагом. Что на первом занятии, что на втором и на третьем... Кстати, эта шахматная шифровальная машина имеет прикольную возможность, распечатать с помощью принтера красивый фирменный бланк для записи партий. Неплохой выйдет бланк на листе формата a4.



Сумет король догнать неприятельскую пешку, до того, как она достигнет поля превращения?

Вот то, что надо рассказать изучающим шахматы, пока они сами это не узнали: правило квадрата. После объяснения вам предстоит поиграть в решение задачи на время и за 60 секунд правильно оценить максимально количество с королем и проходной пешкой. Причем, за неправильный ответ следует строгое наказание в виде лишения очков и уменьшения времени. Так что ошибаться в погоне за быстротой нельзя. Видимо, это правильно организовано, разработчиков можно похвалить. Будете быстро и верно отвечать - попадете в Зал славы.



Можете догадаться, какая из двух фигурок обозначает глупый, а какая - детский мат?

Это даже не тренажер, а просто рассказ о детском мате, оформленный в виде диалога персонажей, к тому же, приправленного стихом. Вам предложено будет в конце поставить мат в один ход. Но суть не в этом. Кстати, что такое глупый мат? Детский, напомню, это быстрый мат ферзем и слоном на поле f7 в начале партии. Глупый в терминологии авторов программы - это самый быстрый возможный мат, показан для сведения.
Так вот, как правило, в курсах шахмат начинающих предостерегают от пагубной попытки быстро поставить этот детский мат (это проходит только против совсем неумелого соперника). Такой вариант ещё называется "кооперативным" потому что он возможен, только если соперники действуют на самом деле заодно. И авторы игры этот момент добросовестно повторили.



Это изучения правила оппозиции

С чем ещё необходимо познакомить учеников, так это с правилом оппозиции при проведении одинокой пешки в ферзи. Оно на самом деле не такое простое. После всех объяснений нужно будет выиграть у компьютера несколько позиций с королем и пешкой против короля. В этом преимущество компьютера, его можно безнаказанно и бесплатно заставить играть с тобой любые позиции, какие захочешь, сколько захочешь, когда захочешь, чтобы оттачивать технику игры, особенно в эндшпиле. В данном случае, речь идет о совсем простых позициях, но важен принцип.



Чем будут есть ферзя, вилкой или ложкой?

Чистой шахматной тактике надо так же уделять внимание, как технике эндшпиля и другим компонентам игры. Сила шахматиста есть совокупность качества освоения всех элементов шахмат. Так что настало время решать несколько простейших задач на тему основных тактических элементов, один из которых имеет название вилка, а другой у нас не имеет специального названия, и который авторы называют "копьё". Кстати, мне кажется, в игре в целом должный объем времени уделен тактике, всяким матам в два хода и т.п. Начинающим шахматистам, которые ещё не имеют опыта, ещё может быть рано что-то говорить про принципы игры, а вот задачи на тактику уже можно решать, это развивает технику расчета. С практической точки зрения, максимальная польза от умения считать. Собственно, все по учебнику...



Что сейчас будет со стеной, защищающей черного короля?

Итак, новое упражнение, соответствующий которому шахматный автомат называется "дырокол". Откуда такое название? Это снова изучение тактических приемов на тему ослабления позиции рокированного короля и создания "дырок" в его пешечном окружении. Все идет по схеме, сначала лекция с показом ходов на доске, а потом - решение задач на данную тему. Как занятие в обычном шахматном кружке для школьников. И никуда не надо ходить, собственно, зачем тратить время на поездки на занятия технического плана? Вроде тактики или того же правила квадрата, если его можно самому изучить дома в удобное время. К тому же, все дети осваивают уроки с различной скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, а на обычных занятиях половина будет скучать, половина - не успевать.



Этот парень вам никого не напоминает?

В перерывах между познанием шахматных приемов, можно поучаствовать в викторине, устроенной по образу и подобию популярного телешоу. Серди вопросов есть как на тему чисто шахматной теории, терминов, так и просто на около шахматные темы, а так же на сюжет квеста. Вопросы на около шахматные темы, понятное дело, гораздо более сложны. Меня полностью поставил в тупик вопрос, "какого мата не бывает?" с вариантами ответа "спертый мат", "быстрый мат", "детский мат" и "отборный мат". Мат бывает любой!
А вот такой вопрос, "Как называется быстрый мат в начале игры?" и ответы "турбомат", "мальтийский мат", "детский мат" и "медвежий мат". Хотите медвежий мат?
Есть и случаи, когда правильный ответ не совсем верен. Вот вопрос, "на каком поле могут встретиться два слона одного игрока?" и варианты ответа "на черном", "на белом", "никогда не встретятся" и "на любом поле". Правильный ответ, понятно, последний. А программа считает, что они никогда не встретятся. Как же так, ведь можно провести пешку, и организовать себе два слона одного цвета. Допустим, если постановка ладьи или ферзя ведет к пату. Понятно, что иногда выгодно превратить пешку вместо ферзя в коня, чтобы поставить, например, вилку. Есть масса задач на эту тему.
Вопросов разработчики заготовили много, шоу можно переигрывать снова и снова, фантазия истинно неисчерпаема. Например, какому вопросу соответствует вариант ответа "игрок пошел в туалет"? Вопрос был такой, что означает запись 0-0 в тексте шахматной партии? А нам пора на последний подвальный этаж...

Третий уровень

Тут задания несколько сложнее. Появляются игровые автоматы с большим количеством фигур, правда, игра с компьютером, то есть, с несколькими персонажами, играющими в силу начинающего, всегда доступна через меню.



В этой духовке изготавливаются шахматные позиции с заданной температурой

А вот и он, их любимый комбинатор. Почему-то создатели компьютерных обучающих программ по шахматам очень любят эксплуатацию этой темы, игры с набором фигур заданной суммарной стоимости. Этот автомат прямо перекочевал из прошлой версии, в других обучающих программах часто можно найти нечто похожее. Итак, вы заказываете на "изготовление" некую позицию ещё и с возможным преимуществом по материалу в одну или несколько пешек. Что же это за проблема такая, приучение к относительной ценности фигур? Неужели так сложно усвоить, что если у вас пешка за коня, то относительное преимущество противника составляет две пешки? Я не помню. Хотя, иногда заиграешься (особенно в быстрые шахматы) и не знаешь, сколько отдал. Так или иначе, автомат приучает делать оценку позиции "в пешках", правда, без учета позиционных факторов.



Классический вариант классического дебюта

Настала пора что-то узнать и о конкретных дебютах. Почему-то считается, что начинающим шахматистам лучше начинать с так называемых открытых начал. То есть, когда играется e4, а в ответ черные играют первым ходом e5. Якобы, в них идет более живая счетная игра с атаками непосредственно на королей, что лучше способствует развитию шахматного мышления. Не знаю, возможно, это все надумано, счетную игру можно везде найти. Так и тут, авторы выбрали для самой подробной лекции королевский гамбит. Он в начале, действительно, очень конкретен за обе стороны. В лекции показаны начала нескольких основных вариантов с выбором ответвлений на третьем ходу за черных. А затем предлагается сыграть с компьютером тематическую партию - продолжение выбранного варианта. Следует обратить внимание на установку уровня сложности, его можно выбрать, нажав на значок с рукой. На самом трудном уровне компьютер выиграет у любителя позицию за обе стороны. Можно расстроиться.



Который тут матомат, как вы думаете?

Матомат, это шахматный автомат, который тренирует постановку мата в два - три хода. На последнем уровне - упражнения уже более сложные, надо немного уметь считать варианты. Как всегда, перед решением задач автомат-матомат прочтет небольшую лекцию о некоторых типовых видах матов. В данном случае, претензий к сложности или чрезмерной простоте заданий у меня нет. Уроки по тактике достаточно четко идут от простого к сложному, собственно, как и принято в распространенных шахматных учебниках. Повторюсь, авторы программы не выдумывают свой курс обучения шахматам, а просто компьютеризируют совершенно классический подход к ознакомлению с основами игры.



Какой замок может обойтись без приведений?

А вот полезное упражнение, которое стало легко доступным исключительно благодаря компьютерным технологиям. Игра закрытыми фигурами, разновидность игры в слепую. Это упражнение нацелено на тренировку шахматной памяти. Так для полноценной игры в слепую нужно три человека, два игрока и судья, ещё их необходимо рассадить по разным углам, а тут хватит и одного компьютера.
Это упражнение идет на очки, за каждый правильно сделанный ход добавляется одно очко. В случае, если сделан невозможный ход, то есть, перепутали фигуры, то все, позиция открывается, текущий результат записывается в hall of fame. Кстати, почему-то из всех многочисленных таблиц рекордов, которыми полна программа, получить высокое место в данной наиболее трудно. Хотя, по идее, таблицы могли быть равно сложны.
Приведения играют не очень сильно, пусть и не совсем слабо, и мне удалось, не утруждаясь, набирать много очков просто путем размена фигур, совсем не заботясь о стратегических моментах. А когда фигур мало, их и легче запомнить, и в эндшпиле можно туда-сюда ходить. Главное ведь не победа, а очки. Может быть, стоило заменить упражнение на постановку мата небольшим количеством фигур, что-то в таком духе?
Доступна и игра в слепую, когда фигур вообще не видно. В этом случае за верный ход добавляется 2 очка. Но, на мой взгляд, это сложновато, играть полной доской фигур полностью в слепую, тем более, для начинающего. И, необходимо отметить, очень утомительно. Играть прикрытыми фигурами значительно легче. В общем, это самое сложное упражнение. Хорошо, что для его прохождения не нужно набирать много очков. Я вот лично не любил играть в слепую.



Не забудьте выбрать уровень сложности

Ещё один обзорный урок по дебютам. Даются первые характеризующие то или иное начало начальные ходы и предлагается сыграть тематическую партию. Меня это несколько разочаровало, малое количество дебютов. Надо было, все-таки, включить все начала, которые имеют собственные имена. Их всего-то несколько десятков. Авторы опять следуют классическому учебнику для начинающих, в традициях которого - не загружать юных шахматистов дебютными познаниями, якобы все равно выбор варианта не имеет на таком уровне игры ещё никакого значения. Но сейчас дебютная теория занимает такое важное место в шахматах, что можно уже начинающих учить дебютным премудростям. Не то, чтобы учить, хотя бы приучать к изучению, что надо обязательно запоминать какие-то варианты. Сейчас шахматисты, даже для участия в любительских турнирах, при подготовке к партии должны серьезное внимание уделять дебюту. Тем более, сейчас популярны различные разновидности быстрых шахмат, а там роль дебюта бывает ещё большей, потому что времени самому разобраться за доской нет. Как говориться, не надо ничего переоценивать, но и недооценивать тоже не надо.



Монстр охраняет вкусный торт, что с ними нужно сделать?

Этот интерактивный урок специально посвящен тактическому приему, который называется "отвлечение". Почему-то то ли разработчики, то ли локализаторы использовали для названия слово "ловушка". Это несколько неправильно, термин "отвлечение" является общепринятым в шахматах, и именно то и обозначает, что изучается. Как отвлекать монстров. А "ловушка" - это тоже известный термин, но обозначает он совсем другое, когда делается не объективно сильнейший ход, а ход, рассчитанный только на ошибку соперника. Это называется "поставить ловушку". Молодых шахматистов принято от этого активно отучать.



Только что тут был король, но он исчез. Вы помните, где он был?

Это - "запоминалка", ещё одно упражнение на развитие шахматной памяти. Оно заключается в том, что дается позиция, и с доски сначала одна, потом две (и так далее) исчезают фигуры, и необходимо отмечать поля, где они стояли, а потом восстановить всю пропавшую позицию. Собственно, стандартное упражнение на память, слегка приправленное компьютерными возможностями. Компьютер позволяет проводить это упражнение интенсивнее, чем самому или с учителем. Не надо возиться с реальными фигурами, снимать их с доски, записывать на бумаге позицию. Тут фигуры исчезают магическим образом с загадочным звуком.

Мини игры

По мимо трех уровней, в основном, шахматного содержания, программа включает в себя две отдельных развлекательных Flash-игры, по стилю аналогичных рассмотренным выше мышеловкам.



Одна свинья уже увлеченно жует свой кусок, в то время, как вторая только раскрыла рот

Эта веселая игра, в которой нужно одним ударом накормить двух поросят, несет в себе функцию приучения к слоновой вилке. С верху доски падают тортики, и надо занять позицию ровно на пересечении свиных диагоналей. Это как двойное нападение.



На пути к торту

Тут нужно съесть за определенное время максимальное количество сладостей. Суть игры в том, что надо одновременно есть сразу два блюда, тогда дадут больше очков. Это символизирует что-то вроде связки или сквозного нападения. А рыбу есть нельзя, она не вкусная. Неужели авторы игры знакомы со слэнговым шахматным термином "рыба", который обозначает полностью ничейную скучную позицию?

Особенности игры


Хочется отметить, что это - одна из немногих шахматных программ, к локализации которых у меня нет особых претензий. Все переведено, текст, картинки кое-где и звук. Голоса похожи на своих обладателей. Единственное, но это скорее к стилю, я бы переставил в названии словосочетания на "Как научиться играть в шахматы с Фрицем". При этом разрешая интонацией двусмысленность, что мы учимся играть не против Фрица, а вместе с ним. Имя Фриц в данном случае совершенно лишнее, это просто чистая реклама известной шахматной программы, производитель которой также создал и "Большое шахматное путешествие". Это разноплановая компания, она содержит игровой шахматный сервер, так что напрямую заинтересована в увеличении количества умеющих играть в шахматы.

Программа имеет совсем не высокие системные требования и пойдет практически на любом компьютере. Иногда у меня был сбой, когда она не убирала взятые фигуры с доски. В этом случае надо её перезапустить.

Игра выполнена в европейском стиле, неся некоторые элементы местного фольклора и стиля. Но в целом юмор универсален и понятен. Он не портит игру, это надо слышать, когда главная героиня заявляет, "если проиграем компьютеру, выдернем вилку из розетки!" или "я не знаю, какой тут лучший ход, но раз ты спрашиваешь, есть ли выигрывающий ход, то, наверное, он есть!".

Но самый большой прикол прямо на злобу дня случится, если вы после прохождения всего курса обучения проиграете главному злодею, Черному Королю. Обязательно специально один раз проиграйте, хотя сделать это будет очень не легко (это не значит, что у него совсем просто выиграть). Дело в том, что это какой-то пассивный злодей, играющий полностью в позиционном стиле. Следящие за современными шахматными веяниями легко догадаются, чего можно ожидать.

Ещё есть веселый момент, действие происходит в подвале замка, и у меня стойкое ощущение, что текстуру стен этого подвала я уже где-то видел, где-то в Quake III, наверное. И фоновый звук оттуда же, такой низкий гул. Не перестаю удивляться, необычное ощущение...

Заключение


Мы специально не рассматривали встроенную игровую шахматную программу, достоинства обучающей игры - не в ней. Тем более, что по сравнению с первой частью шахматный симулятор не сильно изменился, разве только добавилось несколько более высоких уровней сложности.

Игра предназначена для того, чтобы заменить собой шахматный учебник для начинающего шахматиста и тренера-преподавателя. Она хорошо справляется с этой задачей, добросовестно воспроизводя в компьютерной форме классический курс основ игры. Практически так, как его преподают в шахматных кружках и секциях новоприбывшим воспитанникам. Она примерно эквивалентна двум десяткам шахматных уроков для юных шахматистов. Плюс предоставляет некоторые уникальные возможности, особенно, мне понравилась запись партии и бланки.

Компьютерная обучающая программа в чем-то даже лучше живого преподавателя, тем более, из шахматного кружка. Там он один на несколько учеников, а здесь - персональный, который готов повторять пройденный материал сколько угодно и в удобное время. К тому же, у нас, как правило, шахматные преподаватели - достаточно квалифицированные шахматисты, которым не интересно из года в год повторять элементарные вещи. Им бы что-то посложней, а азы они часто излагают нудным голосом. Основы сами по себе не сложны и носят технический характер, но их нужно знать. Это как правила элементарной математики.

На обложке диска написано, что "Большое шахматное путешествие" рекомендуется детям в возрасте от восьми лет. Может быть, этот возраст характерен для немецких детей, но у нас вполне найдутся детки, кто и в шесть лет прекрасно сможет с ней ознакомится. Для этого даже особенно читать не надо уметь. Она ничем не сложнее того, что может изучаться в первом классе. Собственно, чтобы начать играть - вам только нужно знать правила шахмат, как ходят фигуры. И то, программа содержит шпаргалку на всякий случай. Во сколько лет это можно освоить? Это зависит индивидуально от ребенка. И в шесть, и в двенадцать. Ограничения по возрасту тут, по-моему, не уместны...

В итоге, программа выполнена очень качественно, и послужит хорошим пособием для желающих продвинуться в освоении шахмат дальше изучения правил игры. Она будет особенно ценна, если у родителей нет возможности изучать вместе с ребенком шахматный учебник или водить его в кружок...