Издатель:
Руссобит-ММы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь.
А.С.Пушкин
Системные требования:
Процессор Pentium 200
Память 32МБ RAM
2МБ видеокарта
Звуковая карта
Windows 95 и выше
Как сейчас помню, в те светлые, с точки зрения пятилетнего ребенка, годы развитого социализма, когда весь советский народ с воодушевлением и надеждой ждал момента, когда он, социализм, вот-вот перейдет в фазу коммунизма, я училась читать по передовицам газеты "Правда". А что, очень удобная для этих целей газета. После того, как выучишься читать слова "мир", "май", "труд" и, особенно, "партия" и "Родина", прочитать про то, как мама мыла и раму, и Лушу, было раз плюнуть.
И вот почему, я вдруг вспомнила про "мытье рам". Скоро племянник пойдет в школу. Ну, по правде говоря, это судьбоносное событие наступит еще не завтра, но уже в этом десятилетии. А, поскольку, не только чужие дети, согласно пословице, растут быстро, но, и, как показывает элементарная практика, свои тоже, то вполне естественно, что сестра уже сейчас начинает серьезно готовиться к этому важному моменту: покупает вновь изданные детские шедевры. То же самое, но с перламутровыми пуговицами (с). И то, чего не было у нее самой - все лучшее детям - CD-ROM с разными тестами и обучающими программами, чтобы в необходимом объеме подготовить ребенка к школе. Сейчас этот процесс, подготовки и поступления ребенка в школу, по словам знакомых и родственников, уже столкнувшихся с этим вплотную, максимально приближен к подготовке и сдаче кандидатского минимума в былые годы. Даже знания, мне кажется, должны быть почти идентичны.
А так как я все равно имею ко всему этому некоторое отношение, то и апробацию этих новаторских материалов проводят на мне. Выживу ли? Была жива, пока. Но вот "налетела" на "Веселую Азбуку" из серии "Играя, учись", разработчик "Руссобит-М".
Сюжет прост и незамысловат. Папа Заяц, по внешнему виду, типичный яппи, уже, похоже, давно не ест морковь - зубы не стачиваются, отсюда явный дефект "фикции" (с) - дарит своему отпрыску, сыну-Зайчонку, азбуку.
Давай, дескать, сынуля, учи буквы - скоро в школу. Но незадача вышла: налетел ветер, разворошил страницы азбуки и унес все буквы. Пришлось Зайчонку идти их искать по всему лесу.
Действие, похоже, происходит где-то недалеко от танкодрома. Грозя огнем, сверкая блеском стали (с), с громким лязганьем траков, через поляну, разгоняя встречные пни, ползут и ползут танки.
И так широк диапазон чувствительности экрана, видимо, рассчитан исключительно на тех, кто вообще редко попадает пальцем, даже, когда старательно метит куда-то, что создается полное впечатление, что за лесом стоит вся Кантемировская дивизия. А через эту, заячью, поляну проходит маршрут маневров.
А может, таким образом, аллегорически, авторы хотели показать, что народ и армия едины, и, в случае чего, вот только чего, не сказали, армия придет на помощь? Зайчонку ведь на помощь не пришла, видимо, случай не тот. В общем, зачем сюда приползли танки, с какой, спрашивается целью, я так и не поняла. Просто смешно? Не похоже.
Ладно, ну их, эти танковые учения, у нас свои заботы: надо искать буквы. А то, что Вы скажете папе?
Делать нечего, пошли искать. Но перед этим, нажмите в меню раздел "Новая игра",
займите одну из четырех пустых дорожек, щелкнув на ней, и дайте Вашему малышу имя, впечатав его в появившееся окно.
Теперь Вы можете возвратиться в прерванную игру через любой промежуток времени. Для этого достаточно загрузить игру и подтвердить Ваше имя. И Вы окажетесь на той игровой картинке, где действие разворачивалось перед выходом из игры. Теперь Вам надо просто продолжать игру. Для этого надо курсор, желтую стрелку, поставить на пень с табличкой "ходи туда", расположенный в левом нижнем углу экрана, и щелкните мышкой. Вы попадете на следующую игровую страницу.
Поставив курсор на изображение грубо сколоченной двери, в правом нижнем углу экрана, Вы можете покинуть игру в конце любого урока.
Через раздел "Азбука" в меню игры Вы можете проиграть интересующий Вас урок еще раз. Для этого указываете курсором нужные Вам буквы, и Вы окажитесь в уроке, где о них рассказывалось.
После окончания этого урока происходит возврат в этот раздел меню.
Кроме мыши, в управлении игрой задействована клавиатура, вернее, клавиши направления движения: влево - вправо и пробел, для прыжков по кочкам.
Зайчонок все сделал правильно и попал на следующую игровую страницу, к раскидистому старому дубу. И тут малышу неожиданно несказанно повезло. Старый Филин, сидящий на дубе, взял Зайчонка под свое крыло, старейший патриарх леса предложил сопровождать нашего искателя в его неожиданном путешествии.
Вот так и получилось, что в поход за буквами и знаниями Филин с Зайчонком пошли вместе. Только не с рюкзачком, как изволил заметить мудрый Филин, а с ранцем за плечами. Эта сумка так называется.
Первый урок, который Филин дает Зайчонку, состоялся на лесной тропинке.
Именно там наши путешественники нашли букву "А". Медведь специально вылез из берлоги, чтобы отдать букву "М", а утка, пролетающая мимо, сбросила им букву "У".
На этом уроке Филин рассказывает Зайчонку о буквах и звуках, в чем их различие, о делении на гласные и согласные, чем они отличаются. О том, что согласные звуки делятся на глухие и звонкие, мягкие и твердые. Учит отличать их, приводит примеры. Дает такие понятия, как речь, предложения, слова. Рассказывает о прописных буквах и их употреблении.
С этих позиций и идет рассказ о каждой из выше перечисленных букв. Вспоминаются слова, начинающиеся с этих букв. Потом ребенку предлагаются упражнения на складывание слогов, из только что выученных букв, и слов. По этой схеме составлен каждый урок, различия заключаются только в самих буквах и "интерьерах", в которых развивается сюжет путешествия.
После каждого урока можно провести веселую переменку - отдохнуть, чуть-чуть отвлечь ребенка. Поищите курсором места в игровой картинке, где появится рука, там могут скрываться забавные сюжеты. Повторюсь, но скажу, что ничего забавного в движущемся танке не нахожу. Хотя, осторожный пень - бесспорная находка. Такие маленькие сюрпризы есть на каждой игровой страничке, надо их только найти. Попробуй заставить медведя выпить мед, и посмотрите на бойкий катерок.
Второй урок это уже другая игровая картинка. Берег реки, где спокойно рыбачит одна из беглянок - буква Р.
Перед изучением новых букв, Вашему малышу предлагается задание на повторение материала предыдущего урока, после того, как Вы с этим благополучно справились, приступаете к изучению следующих букв.
На этом уроке Филин рассказывает о правиле разделения слов на слоги и о новых буквах, рыбаке - букве Р, паромщике на переправе - букве П, и о букве Ш. Конечно, после рассказа, Вам дают задания на проверку, как усвоен этот урок. После выполнения задания проведите веселую переменку. Понаблюдайте за погружением подводной лодки
и за шустрым пингвином.
Третий урок меня несколько удивил. Но не в методической его части и не в выборе персонажей. Да и кто еще из зверей могут претендовать, чтобы быть представленными на буквы В и Л, кроме волка и лисы.
Не лев же и верблюд - мы все-таки живем в средней полосе. Ну, с лисой тут и без слов все ясно. А вот только никак не могу понять, почему волк, играющий в шахматы, не в карты, заметьте, и даже записывающий ходы, в рваном ватнике. Это что - прообраз будущего нашей интеллигенции? Тогда ой.
Да и метод разрешения спорного вопроса оставляет желать лучшего. Еще в песочнице пытаемся объяснять детям, что драка в споре - это последнее дело. А тут какая-то местечковая разборка…
Ну, это так сказать, воспитательный аспект, вернее, его отсутствие.
Филин, обрадованный тем, что они не попали под горячую лапу Волку, рассказывает о букве В и букве Л. Выполняем предлагаемые задания с этими новыми буквами и развлекаемся. По этой части Вас ожидают забавные сюрпризы. Лично мне, очень импонирует баллистический комплекс, сбивающий Змея-Горыныча, да и моторизованная печь - тоже круто. Нашли остальные хохмочки? Тогда пойдем дальше. Делу время - потехе час. И этот учебный час настал.
Урок четвертый проходит, по логике, в лесу средней полосы, но почему-то там порхает, все никак не взлетающий слоник,
а на заднем плане постоянно дефилирует Кинг-Конг. Урок проводит сидящая на березе мартышка, у которой есть буквы, нужные Вам.
То, что с березы периодически падают созревшие бананы, тоже никого особенно не смущает. Меня этот факт может тоже, не смутил бы, в конце концов, мало ли куда ветер мог забросить эти буквы, если бы обезьяна сидела на пальме. Так, по крайней мере, не было бы никаких вопросов. Для полноты ощущений, в эту идиллию явно просится крокодил, который летает, но низко (с).
Мартышка-хулиганка, это ее так наш любезный друг, Филин, обозвал, после небольшого теста, с которым Вы, конечно же, блестяще справляетесь, отдает Вам еще две буквы - это буква О и буква Ы. Ну, наконец-то, теперь мама может все-таки вымоет раму, а то я уже устала ждать свершения этого процесса. Выполняем предложенные упражнения и - в дорогу.
Идем дальше. Хорошо, что мы поторопились, потому что в следующем уроке нам пришлось в срочном порядке заниматься спасением буквы Н.
Еле-еле успели, полностью опровергая утверждение, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. По окончании спасательных работ, выполняем совсем простое для нас задание - дело мастера боится - благодаря чему, построили мост через реку и переходим на ту сторону, в другой урок, не забыв, конечно, выполнить упражнения на новый материал.
Филин с юным другом Зайчонком пришли к домику лесника.
Около собаки-сторожа лежит буква С, проводите взаимовыгодный обмен и - буква С Ваша. Следующую букву Д получаете, оказав ей неоценимую помощь, снимаете ее с крыши дома. На клумбе, среди цветов, находите С и Д.
Вечереет. И наши друзья, инициатива, конечно, исходит от Филина, решают напроситься на ночлег к леснику, одиноко живущему в домике.
Следующий урок Вам преподает лесник-чревовещатель. А как еще можно назвать человека, который половину речи произносит с явно плотно сжатыми губами, хотя при этом разговаривает. Вообще странный он какой-то. К такому леснику, я не то, что сама бы напросилась на ночлег... Думаю, рядом с его собачкой было бы безопасней и приятней. Я, конечно, понимаю, что общение с дикой природой тет-а-тет накладывает отпечаток, но не до такой же степени. Я бы сказала, что природа просто наступила со всей силы, скорее всего, нечаянно.
Но, это мое личное мнение, как видите, совершенно не совпадающее с мнением Филина и Зайчонка: они же ведь решают остаться. Вообще, к остальным лесникам я отношусь вполне миролюбиво и даже, я бы сказала, уважительно.
После вводной лекции лесник отдает друзьям буквы: Т, К. Х и Э.
Филин с его способным юным другом остаются в домике на ночлег. По-моему, довольно опрометчиво: в доме явно полтергейст. Ружье палит, не переставая, даже когда до него не то, что не дотрагиваешься, но и не смотришь - нервное какое-то, просто самый настоящий самонаводящийся комплекс, даже жуть берет. Да и пальто на вешалке дергается, как будто его кто-то шилом колет. А уж, что вытворяет чашка на столе и посуда на полочке... А в полночь оленья голова, висящая над дверью, превращается в кабанью. Мистика. Странное место и человек его явно не красит.
Ночь прошла благополучно, и слава Богу. И наши друзья с рассветом отправились в путь. Лесник любезно проводил их до болота.
Опять очень удачно выбрали время прихода. Зайчонок показал себя активным членом общества "Спасение на водах" и, в очередной раз, проявив силу духа и рук, спас, на этот раз, букву Б.
Филин рассказывает Вам о спасенной букве Б и - о ее подружке, букве Ж, стоящей здесь, на берегу. Выполняем все предложенные упражнения на пройденный материал.
Затем, неожиданно, в расписании занятий появляется незапланированный урок физкультуры - Зайчонку предстоит прыгать по кочкам, чтобы перебраться через болото. Пока Вам не удастся этого сделать (подсказываю, с помощью клавиши "пробел"), невидимый глазу попугай с постоянным репертуаром так и будет зудеть у Вас над ухом.
Но все удачно получилось - переправились. На той стороне болота Зайчонка уже ждали Филин и буквы З и И. Осваиваем новые слоги и слова с этими буквами. Читаем и отдыхаем. Проводим веселую переменку, оценим очень симпатичного Водяного.
А вот оценить тонкую иронию, увидев завязший в болоте трактор, могут, пожалуй, только бабушки и дедушки малышей. Ну, в крайнем случае, некоторые из родителей, и то, если только были на летних каникулах в деревне. А вот дети, в чем тут соль, не поймут, это точно. Им было бы логичней продемонстрировать Иван царевича со стрелой или Дюймовочку на листе кувшинки. Тем более, что лягушачьего и жабьего персонажа вокруг - на десять сказок.
Следующую остановку на пути поиска новых букв наши друзья делают на грибной поляне, где действующие персонажи - это противная ворона и хозяйственная белка.
Здесь, под деревом, Вы находите букву Г.
Выполняем предложенные упражнения на новую букву, а затем принимаем вынужденное участие в развлечениях с участием вороны и белки. Очень подробно об этих игрищах расскажу чуть позднее.
Затем Филин рассказывает нам просто слезную историю о лишениях буквы Й, и, конечно, закрепляем пройденный материал.
А потом, сводный отряд ежей и ежих, вывозит еще две, найденные в ельнике, буквы Е и Ё.
Теперь Вы уже можете читать маленькие рассказы, еще бы временами звук не пропадал - сильный мороз, наверное. На этом урок окончен, но Вы можете погулять по полянке. Посмотреть какие тут есть секретные сюрпризы.
А наши путешественники идут дальше. Следующий урок Филин с Зайчонком проводят на берегу озера.
Здесь загорает Черепаха, подруга Филина, которая нашла и подобрала букву Ч. Филин рассказывает о новой букве и дает слова с ней (опять звуковые глюки: теперь "съели" половину "девочки").
Черепаха вызвалась нырнуть вместе с Зайчонком в озеро, где на дне лежат упавшие в озеро буквы. Надеваем на малыша акваланг и - в путь. На дне озера, рядом с затонувшим "Титаником", лежат буквы: Щ и Ю.
Выиграв их в единоборстве со щукой,
возвращаемся на берег. Там Вы находите букву Я. Выполняем упражнения и читаем абсурдный текст с названием "У врача". Это вообще нетленка какая-то. Такие перлы просто обожал небезызвестный, ныне покойный, поэт-сатирик Александр Иванов. На этой картинке Вы нашли все буквы. Посмотрите теперь, что здесь есть забавного. Ну, кроме того, что за лесом базируется, как минимум, эскадрилья истребителей - опять проблема обширной активной области.
Из озера выныривает водолаз, наверное, он обследует там "Титаник" вместе с бобром или дрессирует чудовище, живущее на дне озера.
Ну вот, тропинка привела наших путешественников к знакомому дубу, откуда они и начинали свой путь. Перед расставанием Филин делает Зайчонку подарок.
Он отдает ему ранее найденные и спрятанные в дупле буквы Ц и Ф. Рассказывает о них и дает задания.
И, напоследок, отдает особенные буквы, у которых нет звуков, это твердый знак Ъ и мягкий знак Ь, и рассказывает, почему без них никак нельзя обойтись.
Теперь у нашего будущего первоклассника опять все буквы в сборе. Зайчонок демонстрирует, чему он научился, путешествуя с Филином. А Вы сможете правильно прочитать все задания этого урока?
А вот и долгожданный звонок и, знакомые Вам теперь зверюшки вместе с Зайчонком бегут в школу.
Удачи им!
На племяннике и прочих "мелких", подходящих по возрасту, саму игру я еще не опробовала. И сказать, что я сама от нее в восторге, тоже не могу. Скажем так, у меня есть к ней претензии.
Но это, естественно, все эмоции, понятия очень субъективные. И мое мнение, конечно же, еще не показатель истинности положения вещей. Кому-то может игра очень нравится, я за него рада. Правда, правда.
А теперь обратимся от лирики к физике, к самой программе. Это уже голые факты. Против них не попрешь.
Во-первых, должна с чувством полного и глубокого удовлетворения и гордости за отечественного производителя, отметить, что по части графики, чешских (или словацких?) товарищей с их серией "Алик", который тоже, понимаете, идет в школу, заткнули за пояс. Да так глубоко... Графика выше всяких похвал. Просто праздник души.
Во-вторых, очень правильное решение поделить игру на отдельные картинки-уроки. Это дает возможность, не перенапрягая ребенка, вывалиться после освоения какого-то урока и заняться с ним чем-то другим, чтобы не переутомить одной учебой. А потом вернуться и продолжать с прерванного места, не сильно нарушив целостность повествования.
В-третьих, большой плюс, что есть возможность регулировать звук. Просто приятно, вообще, что есть такая возможность сама по себе, и вдвойне приятно, что потребность это делать, иногда убрать совсем, назревает чаще, чем хотелось бы. Когда Вам, почти не делая перерывов на вдох и выдох, без конца талдычат одно и тоже, рука автоматически тянется убрать это безобразие. В связи с этим, мне в голову, почему-то, сразу приходит следующая ассоциация.
Лето. Дачный сезон в разгаре. Полдень. Солнце печет, как сумасшедшее, на всю мощность. Подмосковный перрон весь "ню", ни одной скамейки, никакой крыши или навеса, где можно спрятаться от солнца. Трудящихся, устремленных в столицу, чтобы культурно провести субботний вечер, вполне приличная толпа. Электричка по расписанию не пришла, что не часто, но с ней случается. Бывает, перегрелась, наверное. До прихода следующего поезда ждать добрых полчаса.
Остановку на перроне, я думаю, Вы себе уже представляете. И тут, по громко говорящей связи Вам объявляют, что с минуты на минуту маневровый подтянет на первый путь товарный состав, поэтому, всем, граждане, соблюдать повышенную осторожность. То ли дежурная по станции благополучно уходит на обед. То ли, что-то там случается с техникой, но только после двадцати минут непрерывного призыва опасаться прибывающего товарного состава, уже сознательно, добровольно и, без посторонней помощи, почти каждый готов дотащить этот состав. Даже вручную, не то, что на первый путь, но и дальше, хоть на соседнюю станцию. Только бы отключили громкую связь.
Вот и здесь ощущения очень похожие.
Когда ребенку русским, заметьте, вполне понятным, языком, объясняют, что Зайчонок, а Вы с ним сейчас заодно, должен ловить грибы, которые сбрасывает противная ворона, то он, Заяц, вполне естественно предположить такое действие, встает с корзинкой под деревом, на котором сидит эта самая противная ворона.
Стоит и ждет - ловить грибы. Ждет, ждет, ждет…А ворона, почему-то, ничего не сбрасывает. То ли вредничает, то ли уснула от переутомления. А Вас все это время напоминают, ждите, вот сейчас противная ворона начнет ронять на Вас грибы. Вы, как умный Заяц, знакомый с русским устным языком, тем более что Вам уже объяснили, что такое речь, стоите и ждете - сейчас сбросят - ничего. А в это время хозяйственная белка, про которую не было сказано ни одного слова, видимо, решает построить небольшой курган из грибов. И сбрасывает, сбрасывает эти противные грибы, которые Вы все продолжаете ждать от противной вороны. Ворона ведь не белка, а белка - не ворона. По-моему, все логично. И тут Вам в голову, на цыпочках, не иначе, прокрадывается, совершенно шальная, мысль, что грибы - они и в Африке грибы. И Вы решаете проявить смекалку и инициативу, то есть собирать те грибы, которые сбрасывает противная белка. Хоть она и не ворона, но чем, собственно, она отличается по степени приятности от вороны, если делает тоже самое: сбрасывает грибы. И представьте себе, Ваша мысль, об идентичности российских и африканских грибов, оказалась верной. Все заработало, и Вам перестали, наконец-то, твердить о противной вороне.
Что, мучительно трудно было сразу подумать и грамотно сформулировать для детей задание? Или это был своеобразный тест из серии "Догадайся сам", на логику мышления?
Я полностью согласна, что логическое мышление у ребенка надо развивать с детства. А что делать с отсутствием его у взрослых? Как это воспринимать? Речь идет о тексте для чтения "У врача".
Сама по себе идея небольших завершенных текстов для чтения очень хороша. Я прекрасно понимаю, что к каждому определенному уроку подбирается текст с определенным набором слов. Но нельзя же из-за необходимого словарного набора совсем пренебрегать смыслом. Судя по названию рассказа, дело должно происходить в кабинете поликлиники или больницы и т.п., короче, месте, где принимает врач, ведь "У" него. Что подтверждается фразой о том, что человек заболел. А вот дальше пошла неразбериха. "Пришел врач". Извините, куда он мог прийти, если Вы уже должны быть у него - "У врача"? Какая-то нестыковка, определиться надо: то ли это Вы совсем даже не у врача, то ли это он, врач, вовсе никуда и не приходил. Далее, согласно тексту. Врач посмотрел Ваш язык и обнаружил, что Вы больны. Какая неожиданность! А для чего же Вы тогда к нему пришли? Вы, вроде бы, и сами это знали, а если не знали, то зачем пришли к врачу? Или это он к Вам? Не мудрено и запутаться, кто к кому пришел, с такой-то логикой! А ведь есть прекрасные маленькие рассказы у Некрасова, Тургенева, Толстого. В конце концов, на них выучили читать все предыдущие поколения.
И вообще, у меня создалось впечатление, что озвучиванием персонажей занимались не профессионалы, а кто мимо проходил.
Это очень напоминает мыльные сто серийные латиноамериканские сериалы, где и Луис Альберта, и Хосе Антонио, и, может даже, Марию Терезу озвучивает один и тот же человек, совершенно не обременяющий себя изменением модуляций голоса.
К чтению текстов уроков придраться трудно. Если бы еще звук временами не пропадал...
Я понимаю, что я много хочу. Так ведь не для себя, для детей, что и должно служить мне извинением.
Следующее мое "фи" относится к Филину. Я догадываюсь, что из Филина пытались сделать друга всех детей, пользующегося уважением солидного учителя. А получился занудный ментор, который к тому же, почему-то изъясняется, как коллежский асессор конца позапрошлого века. Очень странное обращение к современным детям. Такое снисходительно покровительственное, а, главное, совершенно непонятное для них: у них ведь нет гувернера - француза. В отличие от моей бабушки, у меня гувернера уже тоже не было.
Я попробовала обратиться "мой любезный друг" к пятилетнему сыну моей знакомой. На что, после где-то минутного молчания, последовал вполне законный, на мой взгляд, вопрос: "Это я какой?" Объясняю, любезный, значит, обходительный. Вижу, колесики в мозгу так и закрутились, но не понимает. Объясняю дальше, это значит, что ты вежливый и воспитанный мальчик. Улыбается. Теперь, понял.
Так может, надо было и к Зайчонку обращаться "малыш", "дружок", и т.п. Вы же не разговариваете со своим ребенком дома, называя его "мой юный сообразительный друг". Он Вам пока еще не друг, он Ваш любимый малыш, мамино и папино солнышко, ягодка и т.д. Ему ведь, как это явствует из аннотации, для кого собственно предназначена игра, пока максимум семь лет. У него еще все впереди. Он еще узнает, что были и любезные друзья, и милостивые судари, когда будет читать Щедрина и Пушкина, Бальзака и Лермонтова, Чехова и Флобера. Всему свое время.
Я думаю, что мне все-таки удастся убедить сестру, когда придет время, достать ее старый букварь, где мама традиционно моет и раму и Лушу, чтобы учить читать по нему. На все сто процентов уверена, что результат не замедлит себя ждать!
Русский язык не просто так считается одним из самых сложных. Любой преподаватель русского языка скажет Вам, как трудно проводить уроки, чтобы детям был интересен материал. С чего тут веселится? Вы представляете себе человека, который с блеском в глазах, склоняет глаголы? Я - нет. Именно поэтому, так важно не отбить охоту изучать русский язык еще в начале этого трудного и долгого пути.
Во всем этом радует одно: могло быть и хуже.