Издатель - компания "
Руссобит М"
Системные требования:
Процессор Pentium 200
Память 32МБ RAM
2МБ видеокарта
Звуковая карта
Windows 95 и выше
Те, кто читал мой
обзор на предыдущую игру этой компании-разработчика "Веселая Азбука", тот поймет мою некоторую настороженность и предвзятость к следующей игре из этой серии - "Веселая математика".
Не в смысле, конечно же, что "укусит", а - стоит ли вообще терять на нее время? Первые минуты беглого просмотра игры показали, что стоит.
Про графику я говорить не буду: даже в своей прошлой статье я отмечала высокий художественный уровень и мастерство дизайнеров. Высокий уровень работы художников этой компании виден уже в титре студии разработки.
Музыкальное сопровождение подобрано строго "по делу". Тем более, что есть возможность регулировать громкость звука и музыки (выход через "Меню" в настройку опций),
хотя даже ни разу не пришло в голову воспользоваться этой возможностью: музыка вполне органично вплеталась во все хождения по игре.
Дежа вю. Карта страны Математики чем-то напомнила мне другую, виденную ранее в книге А. Волкова "Волшебник Изумрудного Города". Та же извилистая дорога, только не вымощенная желтым кирпичом, вьется между селениями, в которых проживают жители, населяющие страну. Только вот этих мест, где с Вами могут произойти удивительные встречи и приключения, имеющие отношения к математике, значительно меньше, чем хотелось. Да и страна Математики - небольшая.
Судите сами. В этой стране, каждый в своей резиденции, живут: Граф Плюс, Маркиз Минус, Герцог Умножение, Барон Деление и Король Равно, правитель этой страны. И, конечно же, сами жители страны Математики - цифры, живущие в Городе Цифр.
Народ, населяющий город, весел и беззаботен. Они не очень приветствуют все те действия, в которые их вовлекают сановные вельможи страны. Им это не интересно. Дай им волю, они играли бы целыми днями в их любимые игры. И они очень надеются, что и вы присоединитесь к ним в развлечениях. Хотя этих развлечений и не много: у цифр всего две любимых игры. Одна из игр называется "Фарватер".
Щелкаете мышкой на название игры и переноситесь на морскую акваторию. Ваша задача в этой игре - расстреливать мины, плавающие в воде, вблизи фарватера кораблей. Из этой игры Ваш ребенок узнает, что цифры делятся на четные и нечетные. Хотя, по правде, сам из игры он этого не узнает. Просто в верхнем левом углу экрана появляется табличка, любезно предупреждающая Вас, что стреляем по минам, с нечетными цифрами или по четным. А вот, что это за "звери", и, чем они отличаются от четных, предстоит рассказать ребенку Вам. В игре об этом нет ни словечка.
Поэтому, Вам самим во время игры придется объяснять ребенку, что цифры, которые складываются, называются слагаемыми, а то число (кстати, чем число отличается от цифры - тоже ни словечка), которое получается в результате сложения, называется суммой. И все: про делимое и остаток, про множители и произведения, и про уменьшаемое и частное - объяснять про все это - тоже Ваша задача. Как я уже сказала, об этом в игре ни гу-гу, то есть не дается ни одного математического понятия. Может, конкретно, в этой данной игре, без этих понятий можно и обойтись, если Ваш ребенок уже хорошо считает и ему остается только двигать мышкой и щелкать кнопкой. Но ведь всю жизнь не промолчишь, наступит момент, когда об этом надо будет поговорить. А как это сделать, если совершенно не владеешь терминологией? Вопрос, что называется, на засыпку...
И это тем более странно, что, судя по игре "Веселая Азбука", где малышам провели такой фонетический разбор звуков, какой дают на первом курсе филфака. Но в этом возрасте все дети - быстро обучающиеся всему "мартышки", которые стараются все делать, как взрослые. И можно, до посинения, объяснять ребенку, что один звук, стоящий за другим, смягчает предыдущий. Но, если папа, или мама, т.е. семейный авторитет для ребенка, игнорирует это правило, то так всё на этом возрастном этапе и останется. Хоть Вы действительно посинейте! Пока не появится более влиятельный, и остается надеяться, более грамотный, авторитет для подражания, например, учитель.
Поэтому, всё говорит о том, что методическая политика компании заключается в том, чтобы "загрузить" малышей знаниями "по самые уши". Поэтому тот факт, что обошли математические понятия стороной - вызывает некоторое недоумение.
Но вернемся к нашим минам и цифрам, т.е. к "Фарватеру", если Вы еще не забыли. Чтобы получить подробные разъяснения условий игры, достаточно щелкнуть мышкой на знак вопроса в табличке в правом нижнем углу экрана.
Условия игры сформулированы четко, сжато, красиво оформлены, что немаловажно для детей. При нажатии на стрелку, рядом со знаком вопроса, Вы возвращаетесь назад, в Город Цифр. На табличке, расположенной в правом верхнем углу экрана, Вам демонстрируют, какой Вы никудышный стрелок. То есть, сколько не потопленных мин еще плавает. Прямо немой укор Вашей меткости. Наводка прицела на мину осуществляется курсором мыши, а залп по ней - левой кнопкой. Когда Вы, наконец, расстреляете все мины, на экране появится большая красная "звезда героя" с сообщением, что Вы победили.
Щелкнув на звезду, Вы возвращаетесь опять в город и можете поиграть в другую любимую игру цифр.
Она называется "Жара в Стамбуле". Почему жара, почему именно в Стамбуле и каким боком это имеет хоть какое-то отношение к происходящему в игре, так и осталось за чертой моего понимания. С таким же успехом игру можно было бы назвать "День Авиации". По крайней мере, хоть одним боком приблизились к содержанию игры.
Ну и ладно, не это главное. Перед Вами Стамбул, или любой другой город, где бегает верблюд. Хотя, на его месте вполне мог быть ишак, велосипед - все, что движется. Нажимаем знак вопроса и узнаем условия игры. Смысл игры в том, что в небе летает самолет, из которого совершают прыжки цифры-парашютисты. Вы должны скакать по дорожкам и подбирать спускающихся парашютистов. Чтобы выиграть, Вы должны "подбирать" парашютистов, на пятьдесят баллов, не меньше. О том, насколько Вы успешно это делаете, Вас информируют, показывая в верхнем правом углу экрана сумму уже собранных цифр, висящую на парашютной стропе. Для желающих пометаться влево и вправо, управление осуществляется левой и правой клавишами с клавиатуры, или левой и правой кнопками мыши. А вообще в Стамбуле, как и в Багдаде, все спокойно. Вот и здесь - можно найти тенек, и спокойно постоять, в одном из трех мест, куда приземляются парашютисты. Куда спешить? Все равно приземлятся. Минутой раньше, минутой позже, но Вы получите свою звезду. Скучно. И, кроме метания по дорогам, ничего не дают, так как даже суммирует цифры не сам играющий, а это делается автоматически. Вам просто сообщают в конце игры, что пора "кончать метаться", значит, за что боролись - пятьдесят баллов - уже набрали, а это - победа. В общем, совсем не интересно. Возвращаемся в Город Цифр. Похоже, больше никакой культурной программы Вам здесь уже не предложат. Да и загостились Вы здесь, пора бы и честь знать. Пойдем, сходим в гости еще к кому-нибудь. К Королю не пойдем, начнем с визитов к тому, кто пониже на иерархический лестнице. Посетим маркиза Минуса.
Маркиз уже ждал Вас: страна маленькая, все всё знают. Он предлагает Вам посетить в своих владениях Разбойничьи острова. Именно так называется игра, которую Маркиз предлагает всем гостям. Условия игры Вы, как обычно, узнаете, щелкнув на знак вопроса. Суть игры состоит в следующем: моряк с сундуком, полным золотых монет (их в сундуке ровно пятьдесят) должен перейти на другую сторону пролива по маленьким островкам, между которыми перекинуты мостки.
Проход по мосткам не бесплатный. Передвижение по островкам осуществляется с помощью левой кнопки мыши. На каждом островке, куда ступает Ваша нога, из сундука забирают столько монет (вычитают), какая цифра изображена на островке. В правом верхнем углу экрана рядом с сундучком появляется цифра, обозначающая, сколько монет осталось в сундучке после перехода моряком на следующий островок. Это позволяет Вам продумывать маршрут и решать, на какой островок идти дальше. Вы должны добраться до другого берега пролива, но с пустым сундуком, в противном случае, пират, живущий на другом берегу пролива и ненавидящий золото, не будет с Вами особенно церемониться. Ситуация осложняется еще и тем, что, даже если Вам будет казаться, что все идет прекрасно, и Вы уже близко подойдете к другому берегу, то это не значит, что Вы - дошли. Если в сундуке останется хоть на один золотой больше нужной суммы, то перед Вашим носом вынырнет подлодка, и Вас увезут, опять на тот берег, с которого все и началось. Чтобы этого не произошло, считайте внимательно. Довольно увлекательная игра. У меня, например, с первой попытки ничего не вышло.
Когда Вы сами нагуляетесь на природе и нагуляете себе аппетит, самое время отправиться на рынок, где гость с юга продает фрукты. Игра так и называется - "Рынок".
Ваша задача - помочь торговцу правильно взвесить фрукты, а он пусть думает, что это он Вас проверяет, умеете ли Вы считать. Игра заключается в том, что при помощи пяти разных гирек достоинством в один, два, три, пять и десять килограммов, Вы должны уравновесить фрукты, лежащие на другой чаше весов. Для этого Вы должны правильно подбирать гири. Если Вы нажмете на вопросительный знак, то в условиях игры Вы прочтете, как произвести обмен гирь на чашках весов: на больший или меньший вес, по необходимости.
Игра может и не такая увлекательная, как предыдущая, но бесспорно - очень полезная. "Для дома, для семьи" (с).
От Маркиза Минуса пойдем в гости к Графу Плюсу. Симпатичное у него поместье.
Еще бы, Граф только и думает, как бы увеличить свои богатства. Пора ему отдохнуть вместе с вовремя появившимся гостем. Надеваем сапоги. Да-да, идем играть на болото, только математическое. Эта игра так и называется "Математическое болото". Суть игры в следующем. Вы должны перевести через болото, по кочкам, калькулятор.
Кочки расположены по всему болоту. На каждой кочке стоит своя цифра. При переходе с одной кочки на другую, эти цифры Вы суммируете, но перепрыгнуть с кочки на кочку нельзя - далеко, поэтому Вы вынуждены строить с кочки на кочку мостик. А любое строительство чего-то стоит. В данном случае, строительство каждого мостка стоит семь очков. Очки на строительство вычитаются из тех очков, которые Вы накопили, переходя с островка на островок. Поэтому, Вы должны думать, прежде чем выбрать кочку, на которую переходить.
Игра считается выигранной, если сумма набранных очков при переходе с кочки на кочку, даже с вычетом затрат на строительство мостов, будет положительной. Если же Ваши затраты на возведение мостов превысят заработанные при переходе деньги, то маленький бедный калькулятор, так и не дойдет до другого берега. Если же Вы всё-таки удачно дошли куда надо, не утопив калькулятор по дороге, или передумали мочить ноги, то можете поиграть в спокойную игру "Математический тетрис". Перед Вами поле, расчерченное на квадраты.
В этой игре для победы Вы должны набрать сто очков. Одно очко начисляется Вам, если шарики, которые Вы выставляете по вертикали, в сумме составят десять. Ваш результат показывают Вам слева от игрового поля. Цифры справа - это те шарики, которые выпадут последовательно в игре следующими.
Игра учит думать, а главное - считать, пусть пока и до десяти. Когда Вы увидите, что Ваш ребенок стал зарабатывать очки достаточно быстро, Вы можете усложнить игру, увеличив скорость появления новых шариков, то есть считать и соображать придется уже быстрее. Для этого надо нажать на пробел. Игра, в общем-то, для всей семьи. В первом, неспешном, варианте очень успокаивает, можно рекомендовать два-три кона перед сном, в качестве успокоительного. Спокойный сон Вам будет обеспечен...
От Графа Плюса прямиком отправляемся во владения Герцога Умножения. До его замка - рукой подать.
Герцог - человек занятый, он постоянно занят приумножением своих богатств, времени на развлечения у него просто нет: он владелец угольного разреза. Вы можете помочь ему, а заодно - попрактикуетесь в счете. По условиям игры "Погрузка угля" Вы должны составить состав из паровоза и десяти вагонов. Чтобы набрать такой состав, Вы должны указать на электронных весах экскаватора правильный вес угля, который может быть загружен в вагонетки.
Для этого на весах есть две верхние кнопки для набора десятков и единиц, и две нижние - для сброса значений, если произошла ошибка в наборе. После набора веса нажимается красная пусковая кнопка, и экскаватор начинает загружать вагонетки углем. Если вес на ЭВМ экскаватора набран верно, то к формируемому составу прибавляется очередной вагон. Если же Вы ошиблись, вагон, соответственно, не присоединяется, а на путях имеете порцию просыпанного угля - Ваша ошибка в вычислениях.
Игра считается законченной, если состав сформирован полностью, все десять вагонов.
Игра рекомендована для детей горняков и железнодорожников, чтобы знали, как папы зарабатывают деньги :). А если серьезно, то это - достаточно динамичная, приятная во всех смыслах, игра. К сожалению, других развлечений у Герцога нет. Поэтому пора познакомиться с остальными вельможами королевства.
Идем на другой конец страны - к крепости Барона Деление.
Барон - скотовод. На его угодьях выращивают овец. Самое сложное в этом деле - перегон скота. Вот как раз в этот период мы и попали, придется помогать. Условия игры "Переправа" (пожалуй, самой сложной для семилетнего ребенка - честно говоря, я даже не уверена, что семилетка с ней справится) заключается в следующем: надо переправить через десять рек отару овец определенной численности. Перевоз осуществляется сразу тремя лодочниками. "Овцеизмещение" лодок - разное. Овцы, оставшиеся в количестве меньшем, чем способна перевезти лодка (как Вы понимаете, это происходит во время последней поездки), тонут, численность Вашей отары сокращается. И так - у каждой переправы.
Все время меняется число овец, перевозимых в каждой конкретной лодке и, естественно, постоянно уменьшается число овец в отаре. Ваша задача помочь довести до места назначения не меньше половины отары - только тогда Вы признаетесь победителем в игре.
Игра на сообразительность. Надо не только делить на двузначное число, но и суметь оценить остаток, выбрать меньший, чтобы сократить естественную убыль овец.
Единственно, что мне не понравилось в "Переправе" - это обращение к играющему: "Эй!" Я понимаю, будучи взрослым человеком, что, скорее всего, авторы хотели подчеркнуть этим горский колорит. Или я что-то пропустила, или что-то изменилось в нормах поведения, и теперь "эйкать" стало нормой нормального обращения.
Познакомившись со всеми подданными Его Величества, пора нанести визит самому Королю Равно. Он уже давно ждет Вас в своем дворце.
Похоже, в детстве у будущего Короля любимой игрой были паровозики, и выросший Король остался верен своим детским пристрастиям. И до сих пор Его Величество забавляется, играя в "Математический поезд". В этой игре Вы демонстрируете знание всех действий математики, решая уравнения, написанные на проезжающих составах. Ваша задача - сформировать состав из тепловоза и десяти вагонов. Решаете уравнение, написанное на поезде, курсором набираете ответ. Вы сами переключаете семафор и отправляете состав, когда считаете, что решили уравнение правильно.
Если Вы даете правильный ответ, то к составу, формирующемуся под Вашим руководством, добавляют очередной вагон. Состав отправится в путь, когда в нем будет десять вагонов. Рекомендуется детям, которые мечтают стать железнодорожниками. Если это не призвание, то наиграются, может, тогда и передумают :).
Вторая игра Короля называется "Математические линии". Игра - исключительно на счет и сообразительность. Я бы даже сказала, что она скорее для родителей, чем для детей. Чтобы родители личным примером продемонстрировали ребенку усидчивость и трудолюбие. Говорят, что личный пример - заразителен. По условиям игры, Вы должны передвигать по вертикали и горизонтали шарики с цифрами.
Ваша задача - выстроить подряд как минимум пять шариков, сумма которых должна равняться двадцати пяти. Эта линия шариков исчезает, а Вы получаете количество очков, равное количеству шариков в пропавшей линии. Линии могут составляться по вертикали, по горизонтали и по диагонали игрового поля. После исчезновения одной линии у Вас есть еще один ход построить новую комбинацию, до того как на поле выскочат новые три шарика, которые вы можете видеть заранее справа от игрового поля, под Вашими очками. Сто очков и - Вы победитель.
Кстати, почему-то под знаком вопроса, где дают условия игры, приведены условия совсем не той игры, которая играется на самом деле. Сама объяснить этот феномен никак не могу, и даже пытаться не буду.
Игра, бесспорно, очень интересна, особенно, думаю, для шахматистов и любителей карточных игр. Людей усидчивых, местами азартных, привыкших просчитывать ситуацию наперед. Я, честно говоря, с моими чисто гуманитарными, несмотря на техническое образование, мозгами, такие игры не очень люблю.
Ну вот и закончились наши приключения в стране Математике. Смело можно сказать, что игра почти во всем удалась. Но…
Пожалуй, любая игра несет какую-то идею, то, что ждет Вас в конце. То, ради чего собственно Вы и "пахали" всю игру. Это может быть результат, лучше, чем у других (в гонялках), освободить кого-то или найти (как правило, в квестах), победить, освободить и найти (приключения). Даже в "Веселой Азбуке", несмотря на некоторые недостатки, такая "сценарическая" мысль была: собрать все буквы, восстановить Азбуку. И во имя этой цели были предприняты все дальнейшие усилия, какими нелепыми и несуразными порой они не оказались. Здесь, к сожалению, такой единой цели в конце игры не наблюдается. При всем притом, что очень грамотно, с методической и родительской точки зрения, обыгран материал каждого арифметического действия, представленного в виде отдельного урока. В каждом из них прекрасно вырабатываются навыки делить, умножать, складывать и вычитать. Но действия в математике редко существуют в отрыве одно от другого, что косвенно подтверждается и в игре. Например: в вотчине Барона Деление в игре "Переправа" Вы не только вычисляете частное, но и должны оценить остаток. Это же действие уже из "другого поместья". Может, стоило немного добавить таких "смешанных" вычислений на пути от одного урока к другому, для закрепления пройденного. Ведь ежу понятно, что с урока умножения, не зная сложения, никто не начнет. Но это пожелание, ни в коей мере не стоит считать это критикой. Повторяю, пожелание. Из серии, если бы, то было бы совсем совершенство. А его не бывает! Да и у всех оно разное. Может это и хорошо...