"Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов" (Базовый)

Автор: Helen
Дата: 08.06.2003
Все фото статьи
"Я бы в физики пошёл.
Пусть меня научат".


Честно признаться, для меня, как для потомственного гуманитария, физика всегда была наукой за семью печатями. Параллельное соединение, последовательное соединение, катод, анод - вот всё то немногое, что осталось в моей памяти от школьного курса физики. А положительно и отрицательно заряженные частицы, которые носятся где-то там вокруг нас, уже не будоражат мой ум. Так, как удивляли в школе, материализуясь в виде эбонитовых палочек, легким движением руки преподавателя физики то отталкиваясь, то притягиваясь друг к другу, приводя нас в неописуемый восторг.

Что же до великих физиков, то в наш век "юзеров" мы просто потребляем плоды их творений и, что греха таить, включая каждый день свет, мы вряд ли вспоминаем, что когда-то какой-то Эдисон там что-то чем-то по чему-то и бах “Эврика!”, а слово-то опять же непростое... Архимедово. Казалось, лежал себе человек в ванной, расслаблялся, но, как говорится, гениальный человек даже расслабляется гениально.

Постепенно благодаря этим великим изобретателям возникла целая наука, которая в наш век высоких технологий уместилась на небольшом диске, правда только в объёме школьного курса, предназначенного, по словам разработчиков программы, для "подготовки школьников и абитуриентов к сдаче выпускных и вступительных экзаменов по физике, а также для демонстрации физических законов и проведения лабораторных работ на уроках в школе". Ну что же, пришло время посмотреть, насколько реально эта программа способна помочь в изучении физики в школе и в подготовке к такому нелегкому испытанию, как вступительный экзамен.

Курс Физики XXI века". Установка


Системные требования данной программы достаточно невысокие:

Процессор 486 или Pentium;
Операционная система Windows 3.х/95 (русские версии)/98/МЕ/2000/ХР

Поэтому смело вставляйте диск с программой в дисковод и не переживайте, что ваша звуковая карта слабовата, да и видеокарта оставляет желать лучшего, для работы данной программы это не важно - пойдет по любому. О плюсах и минусах этого поговорим позже.
При каждой загрузке диска, в автоматическом режиме, сразу загружается Диспетчер "Курса Физики ХХI века …".


В левом нижнем углу окошка можно обнаружить заветную кнопочку "Установить" и кликнуть её. А дальше выбирайте: вы можете установить программу в полном объеме (21 тема + 210 интерактивных моделей, 188 Мбайт) или ограничиться одной или несколькими темами (от 7,5 до 19,1 Мбайт каждая, в каждой теме - по 10 моделей), которые в преддверии экзамена или контрольной нуждаются в более детальной проработке. Как говорится, желание клиента - закон. И если вы желаете подучить закон Паскаля, а про броуновское движение вам всё ясно, то смело устанавливайте тему 9 "Гидростатика. Гидродинамика" - и вгрызайтесь в гранит науки...


Ну, вот процесс установки завершен. Как вы догадываетесь, мне пришлось пожертвовать 188 Мбайт на жёстком диске и установить всю программу в полном объеме. Что же я получила взамен? А вот что: полный теоретический курс в объеме 21-ой темы, который охватывает весь школьный курс физики (7-11 классы) от Кинематики до Оптики и Квантовой Физики и составлен на основе учебника, разработанного Л.Я. Боревским; 210 интерактивных анимационных моделей по все темам и типам задач вступительных экзаменов и демонстрационную версию данного курса, с которой мы и начнем наше знакомство с "Курсом Физики ХХI века", а также бонус - демо-версия "Математика 2000", о которой скажу пару слов в конце моего обзора.

Демо-версия Курса Физики XXI века


Начать изучение курса физики можно с Учебника, Моделей или Демо-версии программы. Выбор в пользу одного или другого можно сделать, щелкнув соответствующую кнопку на верхней панели окошка Диспетчера Курса, и подтвердить свой выбор, кликнув на кнопку "Запустить" на нижней панели того же окошка. Я решила начать с Демо-версии, дабы сразу ознакомиться с основными принципами работы программы и узнать, что меня ждет впереди.


Итак, Демо-версия демонстрирует в автоматическом режиме основные моменты и особенности работы программы.


Хотелось бы сразу предупредить, что 70% демонстраций возможностей программы посвящено показу принципа самостоятельного интерактивного пошагового решения задач с выставлением оценок и т.д. и т.п., которых просто нет на представленном диске, так что и не ищите их (поверьте моему горькому опыту). Дело в том, что данная "Демо-версия", является общей для всех версий "Курса Физики XXI века для школьников и абитуриентов", а их целых три: Базовая, Полная и Сетевая (выпускается индивидуально для школ и подготовительных курсов, комплектуется печатными учебниками). И только приобретя полную версию данного курса, ознакомиться с содержанием которой можно в аннотации данного диска, вы сможете вдоволь порешать задачек (их там представлено 420, из которых 210 предназначены для самостоятельного интерактивного решения).


Так как предметом данного обзора является базовая версия курса, то перейдем непосредственно к описанию её содержимого, а именно - Учебника и Анимационных Моделей, принцип работы с которыми также продемонстрирован в представленной демо-версии, но очень кратко, поэтому я постараюсь это, так сказать, "расширить и углубить". Начнем с теории, которая в данной программе представлена в виде интерактивного учебника по физике, с комментариями, рисунками и дополнительными материалами.

"Курс Физики XXI века". Учебник
Как я уже говорила, теоретическая часть курса представлена в объеме школьной программы для 7-11 классов и содержит следующие темы:

Кинематика равномерного прямолинейного движения.
Кинематика равномерноускоренного движения.
Кинематика криволинейного движения.
Законы ньютона силы природы.
Динамика движения по окружности.
Работа. Мощность. Энергия.
Закон сохранения импульса.
Статика.
Гидростатика. Гидродинамика.
Теплота.
Идеальные газы.
Тепловой двигатель. Влажность.
Электростатика.
Конденсаторы.
Постоянный ток.
Энергия постоянного тока.
Электромагнетизм.
Колебания и волны.
Волновая и геометрическая оптика.
Линзы.
Теория относительности. Квантовая механика.

Итак, данный учебник содержит 21 тему, краткую аннотацию к каждой из которых можно прочитать в окошке Диспетчера Курса, предварительно кликнув на "Учебник" на верхней панели стартового окна и выбрав там же интересующую вас тему.


Ознакомившись с краткой аннотацией, вам достаточно кликнуть "Запустить" на нижней панели окошка и перейти непосредственно в Учебник Физики, представленный в виде интерактивного списка тем, кликнув на любую из которых, вы можете ознакомиться с их оглавлением, списком параграфов (от 9 до 59 в каждой теме), а далее, щелкнув на интересующий вас параграф - перейти к изучению изложенной в нем теории.


Введение ко всем темам
Интерактивный список тем Учебника возглавляет Введение ко всем темам "Курса Физики для школьников и абитуриентов". В первом параграфе данного Введения вы можете ознакомиться с тезисным описанием его содержания, приоритетами, в котором автор обозначает общий метод решения задач и повторение основных физических величин, используемых при описании физических явлений, таких как: Международная система единиц (СИ), скаляры и вектора, дифференциалы и интегралы.


Так, в параграфе "Общий план решения задач по физике" вам дается общий интерактивный план решения задач, состоящий из трех пунктов: введение, основная часть, заключение (каждый из данных пунктов организован в отдельные параграфы). Кликнув на соответствующий пункт плана, вы получите более развернутую информацию по интересующему вас пункту и узнаете, что прежде чем приступить к числовому вычислению необходимо:

Нарисовать эскиз задачи
Нанести обозначения на рисунок
Отметить скорость и ускорение
Расставить вектора сил и т.д.

В параграфе, описывающем ход основной части решения задачи, вы можете познакомиться с таким понятием, как срытое условие задачи, которое объяснено на конкретных примерах.


А в параграфах, посвященных ходу заключительной части решения задач, вы научитесь находить рабочую формулу, проверять размерность и получать числовое значение физической величины.
Если в тексте употребляется понятие, описанию которого посвящен отдельный параграф, то, кликнув на такой интерактивный отрезок текста, вы автоматически перенесетесь в искомый параграф и сможете узнать, что внесистемные единицы, коими являются, например км/ч или литры, при решении задач по физике необходимо переводить в системные (СИ) - м/с, метры кубические. (параграфы "Внесистемные единицы" и "Система единиц СИ" соответственно).



В параграфе "Универсальные постоянные" вы сможете узнать, чему равна гравитационная постоянная, а чему заряд электрона, а также освежите в памяти числовое значение плотности воды и радиуса Земли.

Повторить материал по скалярным и векторным физическим величинам, вы сможете в параграфе "Скаляры и Векторы", а в параграфе "Производная" вы познакомитесь с правилом вычисления производных, их геометрическим смыслом, представленным в виде теоремы с доказательством, а также с таблицей производных некоторых функций.


Так же Введение содержит такие параграфы, как:

Десятичные приставки
Интеграл
Модели
Материальная Точка
Система Отсчета
Абсолютно твердое тело

А так же такой параграф, как "Как пользоваться учебником", из которого следует, что весь теоретический материал подается с позиции старшеклассника и абитуриента и излагается на трех уровнях.

Первый уровень содержит необходимый минимум: формулировку теорем, формулы, описание основных физических явлений, которые проходятся по школьной программе.

Второй уровень - доказательство теорем, замечания к ним, а также комментарии по частным случаям применяемости формул и их взаимосвязи.

Третий уровень - дополнительный материал, выходящий за рамки школьной программы и предназначенный для абитуриентов, поступающих в вуз с повышенными требованиями по физике.

Для демонстрации всего вышеперечисленного, а также многих других моментов работы с Учебником, предлагаю изучить следующие темы: Динамика движения по окружности. Закон всемирного тяготения, Тепловой Двигатель. Влажность и Линзы.

Динамика движения по окружности. Закон всемирного тяготения


Из краткой аннотации узнаем, что данная тема объединяет два раздела. Первый посвящен динамике движения материальной точки по окружности. Второй - закону всемирного тяготения. Объединением двух разделов этой темы служит изучение движения спутников. В первом параграфе темы дается ее краткое содержание, а также приводится выдержка из "Программы вступительных экзаменов по физике", указывающая в какой тематической группе находятся экзаменационные вопросы по данной теме. Для Динамики движения по окружности - это Механика, Основы Динамики.


Из последующих параграфов вы сможете узнать о силе гравитации, первой космической скорости, свободном падении. Прежде чем начать изучение этих физических понятий, советую вам кликнуть на кнопку "Обозначения" на нижней панельке экрана и ознакомиться с условными обозначениями, встречающимися в теоретической части курса.


Практически в каждом параграфе изложение теоретического материала сопровождается разнообразным визуальным рядом, представленным в виде рисунков, схем и графиков. Наглядность материала всегда облегчает его усвоение. Похвально, что разработчики не оставили это без внимания. Так, например, динамику вращательного тела можно изучить по соответствующему графику,


а состояние невесомости - по схематичному рисунку.


Также стоит отметить, что если в тексте упоминается физик, имеющий непосредственное отношение к описываемому физическому явлению, то легким нажатием левой клавиши мыши на его фамилию, выделенную зеленым шрифтом, вы можете тут же получить краткую биографическую справку об интересующей вас персоне. В данной теме чаще других встречается фамилия такого великого физика, как Ньютон. Ведь закон всемирного тяготения - его рук дело. Другие подробности из его жизни вы можете узнать из биографической справки, составленной по следам его бурной исследовательской деятельности.


Кроме того, в данной теме не обошлось и без формулировки теорем и их доказательств. Причем доказательства не следуют непосредственно после формулировки теоремы, а обозначены интерактивной кнопкой "Доказательство". Поэтому вам дается возможность проверить себя и сначала самостоятельно попытаться доказать теорему, а потом, кликнув на кнопочку, в отдельном окошке убедиться в своей гениальности или, в отсутствие оной, просто разобрать и выучить представленную теорему вместе с ее доказательством. В параграфе "Свободное падение" их аж три. Так, например, вам предлагается доказать, что если перемещения тел много меньше радиуса планеты, то все свободно падающие тела движутся равноускоренно с одинаковым ускорением свободного падения. Дерзайте!



Последним параграфом данной темы является "Историческая справка", которая содержит информацию об интерпретации данного физического явления на протяжении веков и представляет собой хронологию развития физической мысли. Здесь вы сможете узнать, какие три закона движения планет открыл Кеплер, как Ньютон вычислил ускорение Луны, а Кавендиш определил гравитационную постоянную. Данная Историческая Справка может послужить отличной основой для доклада, тем более что в программе предусмотрена возможность распечатки материала. На верхней панели экрана обнаруживается заветное "Print", кликнув на которое вы сможете подготовить интересный доклад для итогового урока по данной теме в школе. Кроме того, основой для доклада может послужить дополнительный материал, выходящий за рамки школьной программы, которого в данной теме нет, но зато в теме "Тепловой Двигатель. Влажность" имеется целых 12 дополнительных параграфов, посвященных описанию частных случаев физических процессов. Рассмотрим данную тему поподробнее.

Тепловой двигатель. Влажность


Данная тема завершает раздел "Молекулярная физика. Термодинамика", объединяя вопросы, описанные в теме 10 "Теплота" и в теме 11 "Идеальные газы".
Здесь рассматривается первый и второй законы термодинамики, а также прохождение различных процессов в идеальном газе и их использование в тепловом двигателе. Кроме того, в данной теме вы можете ознакомиться с такими физическими процессами, как испарение, кипение и смесь воздуха с водяным паром. А также познакомиться с идеальным циклом тепловой машины.


Что до дополнительного материала, то параграфы, содержащие информацию, выходящую за рамки школьного курса физики, обозначены здесь звёздочкой ("*"). И если для поступления в вуз или для каких-то иных целей вам необходимо узнать поподробнее об удельной изобарной теплоёмкости, расширении газа в пустоту, смачивании, тепловом насосе и капиллярных явлениях, или вас просто замучил вопрос, зачем мы отапливаем комнату и куда девается энергия воздуха, затраченная на нагревание, то обо всем этом и о многом другом вы можете прочитать параграфах, помеченных "*". Как правило, данные параграфы содержат теоремы с доказательствами, которые также не входят в обязательную программу и опознавательным знаком которых тоже служит "*". Некоторые из них сопровождаются не только доказательством, но и следствием, обозначаемым здесь как "Замечание". Так, например, теорема о том, что внутренняя энергия идеального одноатомного газа определяется произведением давления на объем газа, содержит помимо доказательства два следствия, ознакомившись с которыми, вы узнаете, что внутренняя энергия газа не зависит от хода процесса, приведшего его в данное состояние, а также что внутренняя энергия идеального газа не зависит от его объема.


Еще в параграфах можно обнаружить примеры экзаменационных задач с решением. Здесь стоит ещё раз напомнить, что задач для самостоятельного пошагового интерактивного решения в базовой версии нет, такие задачи вы сможете найти только в полной версии данного курса. В базовой же версии вам остается только разобрать самостоятельно представленную задачу с решением, запомнить принцип (все задачи - типовые) и закрепить его на практике решением задач в тетради ручкой. В данной теме вам, например, предлагается найти коэффициент поверхностного натяжения глицерина. Ознакомившись с принципом решения такой задачи, вы сможете на экзамене найти коэффициент поверхности натяжения любого вещества.



Помимо всего прочего, в теоретической части курса описание физических процессов и явлений сопровождается приведением конкретных примеров. Так понять, что такое необратимый процесс, можно на примере изобарного расширения газа, а убедиться в том, что температура кипения зависит от давления на поверхность жидкости, поможет пример со скороваркой, в которой за счет герметизации её крышки давление возрастает и вода закипит при 120 С°.

Кроме того, в некоторых параграфах можно встретить такое условное обозначение как, "**Дополнение", кликнув на которое, можно ознакомиться с дополнительным, внешкольным, материалом по теме, который не организован в отдельный параграф, а представляет собой частную информацию об описываемом явлении или процессе. В параграфе "Кипение" такое дополнение обращает внимание на то, что при вычислении давления на сферические границы пузырька необходимо учитывать влияние поверхностного натяжения.



Знакомство с этой темой можно считать завершенным, а завершить знакомство с самим Учебником предлагаю, просмотрев напоследок такую тему, как "Линзы".

Линзы


Прежде всего, хотелось бы заметить, что аннотация данной темы не совсем соответствует ее реальному содержанию. Так, в аннотации заявлено, что первая часть темы посвящена волновой оптике, то есть тем явлениям, которые связаны с волновой природой света: интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. На самом деле, в теме "Линзы" ничего про дифракцию и дисперсию нет, а данные физические понятия описываются в предыдущей теме "Волновая и Геометрическая Оптика". В данной же теме дается описание выпуклых и вогнутых линз, изучается построение изображений в тонких линзах и комбинации этих линз в различных оптических приборах: лупе, глазе, фотоаппарате, микроскопе, телескопе.



В тексте параграфов можно встретить выделенные зеленым шрифтом физические понятия, кликнув на которые, вы узнаете этимологию данного термина, его определение. Так, например, само слово линза, оказывается, произошло от латинского "lens", что в переводе означает "чечевица". Если вам необходимо уточнить, что означают такие термины, как аберрация, параксиальные лучи или диоптрия, то просто кликните на них - и узнаете.


Да, еще программа дает возможность оставить заметку на полях Учебника. Для этого на верхней панельке экрана отыщите кнопку "Edit", кликните на неё, а потом выберете "Annotate". В появившемся окошке наберите нужный текст, потом нажмите "Save", и заметка готова. Например, при прочтении материала о строении человеческого глаза или фокусном расстоянии линзы у вас возник ряд мыслей и идей в отношении прочитанного - оставив соответствующую заметку на полях, вы сможете легко вспомнить все это, когда в следующий раз будете пользоваться учебником. Заметка имеет вид зеленой скрепочки и располагается в верхнем левом углу экрана возле названия темы урока. Если заметка устарела и больше вам не нужна, ее легко удалить, вызвав ее и нажав "Delete".


В данной теме также можно найти теоремы с доказательствами, такие как, например, "докажите, что оптическая сила двух сложенных вплотную тонких линз равна сумме их оптических сил", формулы, примеры экзаменационных задач, такие как, например, "дальнозоркий человек видит резко предметы не ближе 0,5 м. Найти оптическую силу очков для коррекции зрения, чтобы он мог читать книгу на расстоянии 0,25 м.". Тем же самым наполнением характеризуются и все остальные темы Учебника.

СЛОВАРЬ


Хочу также отметить, что Учебник снабжен словарем ("Словарь" на нижней панели экрана), который позволяет быстро найти информацию по интересующему вас явлению или понятию. Например, мне необходима информация по Сердечнику Трансформатора, но я не знаю, в какой теме ее искать, то мне достаточно найти в Словаре под буквой "С" интересующий меня объект, кликнуть и получить желаемое. "Максимальный результат при минимальных временных затратах" - это то, что при подготовке к поступлению в вуз особенно актуально.



Программа вступительных экзаменов по физике


Если ваша главная цель - подготовиться к вступительным экзаменам, то, не теряя времени, переходите к "Программе вступительных экзаменов по физике", которая цитируется по "Справочнику для поступающих в ВУЗЫ Москвы и Московской области 2003". Для этого на нижней панельке экрана Учебника кликните на "Программа" и сможете воочию увидеть, что вас ждет, если вы соберетесь поступать в вуз, где одним из экзаменов будет физика. Программа представлена в виде перечисления основных экзаменационных вопросов, объединенных в тематические группы (Оптика, Механическое движение и т.д.).


Курсивом добавлены вопросы из программы вступительных экзаменов для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 г., которая цитируется по "Справочнику для поступающих в Московский университет в 2002 г.". Стоит вам кликнуть на интересующий вас вопрос и программа автоматически отсылает вас в тот раздел учебника, в котором дается теоретическое описание данного физического понятия и практические задания по теме, представленные в этой программе в виде интерактивных моделей.



"Курс Физики XXI века". Модели


А теперь пришло время перейти к практическим занятиям. Представить себе урок физики без "лабораторки" - просто невозможно. Лично я лабораторные работы очень любила и всегда была рада замкнуть хоть что-нибудь, и могу заметить, что делала я это не безуспешно - лампочка всегда горела :).

Данный курс включает в себя 210 интерактивных анимационных моделей по всем типам задач вступительных экзаменов, напоминающих старые добрые "лабораторки", только в их компьютерной версии. Каждая тема курса содержит по 10 моделей, к изучению которых вы можете перейти непосредственно после или во время изучения теоретического материала, для чего необходимо кликнуть на кнопку "Модель =>", расположенную в тексте учебника напротив её графического изображения. Также вы можете сразу заняться изучением модели, минуя учебник, для чего вам необходимо запустить Диспетчер "Курса Физики ХХI века...", выбрать на верхней панельке экрана нужную тему и модель и кликнуть "Запустить".


Итак, что же представляет собой такая анимационная модель? Посмотрим... Для начала стоит ознакомиться с управлением модели, чтобы не провалить "лабораторку" в самом её начале. Могу ответственно заявить, что управлять моделью ну очень просто. И если вы хотя бы слегка знакомы с Windows Media Player, но проблем с управлением у вас просто не должно возникнуть. Хотя есть здесь и свои тонкости, с которыми можно ознакомиться, кликнув "Справка" и получив подробную информацию о функции каждой кнопки, расположенной на панели управления моделью.


Все модели - анимационные, что позволяет увидеть разные стадии развития физического процесса (динамику его развития), от начальной до конечной, то есть увидеть весь процесс в действии (машинки здесь едут, кораблики плывут, самолеты летят, а вода испаряется прямо у вас на глазах).


Если скорость демонстрации физического процесса вас не устраивает, при помощи кнопки "Лупа Времени" вы можете ее замедлить и более детально проработать данную модель.

Кроме того, все процессы сопровождаются построением графиков в реальном времени (кнопка "Графики" на панели управления моделью). Также программа дает возможность задавать модели различные параметры, позволяя тем самым изучить все частные случаи демонстрируемых процессов и лучше понять физические законы, так сказать, "пощупать" их со всех сторон. Переключение параметров осуществляется с той же панели управления моделью. Например, изучая принцип действия электрогенератора переменного тока, вы можете, переключая параметры, разобрать на графиках и ЭДС магнитной индукции, и площадь витка, и угол поворота рамки.



С графиков можно снова переключиться на условие задачи (кнопка "Условие" на панели управления моделью), а также обратиться к теории (кнопка "Теория" на панели управления моделью). Так, изучая модель кипения воды, вы, кликнув на "Теория" сможете ознакомиться с теоретическим описанием прохождения этого процесса, начинающегося с плавления льда и его нагрева и заканчивающегося нагревом воды и последующем кипением. А, кликнув на "Условие", вы сможете уточнить условие задачи, для первой модели темы "Теплота" надо найти подведенное количество теплоты необходимое для превращения в пар при 100 С° 2-х кг льда температуры -10 С°.




Бонус


Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о принципе работы программы "Курс Физики XXI века для школьников и абитуриентов" (Базовый курс). Также на данном диске вы можете ознакомиться с Демо-версией Курса Математики 2000. Демо-версия представляет данный курс в объеме одной темы "Тригонометрические уравнения". В основе "Математике 2000" лежит та же методика и тот же принцип организации материала, что и в курсе физики. Большая часть демонстрационного показа посвящена решению тригонометрических уравнений, также можно ознакомиться и с теорией, но только в объеме данной темы. Но и этого достаточно, чтобы констатировать: если для поступления в вуз, кроме физики, вам надо сдать еще и математику, то данный курс, безусловно, поможет сделать подготовку к этому экзамену более эффективной. В общем, дорогие абитуриенты, смотрите и решайте сами.




Заключение


Итак, я закончила обозревать данный диск. Что могу сказать напоследок? В общем, мне - понравилось. Курс действительно составлен в полном школьном объеме, да ещё содержит массу интересного дополнительного материала и кучу анимационных моделей. Не зря же данный "Курс Физики XXI века для школьников и абитуриентов" одобрен журналом "Квант". В создании данного научно-популярного физико-математического журнала принимал участие сам Петр Леонидович Капица, и это говорит о многом. Кстати, на сайте этого журнала вы сможете найти много интересных статей по физике и математике, так что, если вы серьезно интересуетесь данными науками и вы - физик по призванию, а не по нужде отбываете шестилетний срок за школьной партой в окружении колб и резисторов, мечтая о покорении поэтического олимпа, то заходите на www.kvant.mccme.ru и приобщайтесь.

Вы также можете зайти на сайт разработчика данной программы, компании "МедиаХауз", по адресу www.mediahouse.ru и ознакомиться с программной продукцией, выпускаемой данной компанией. Кстати, будучи счастливым обладателем данной программы, вы имеете возможность получить консультацию у самого разработчика метода, господина Л.Я. Боревского, прислав ему свои вопросы на e-mail: bor@compulink.ru. По крайней мере, так написано на диске. Не знаю, что произошло, то ли мой вопрос показался господину Боревскому дилетантским, то ли он сменил адрес электронной почты, но вот уже месяц я пока безуспешно жду ответа. Возможно, возникали проблемы связи Попробуйте вы, может у вас все же получится получить его консультацию.

Но, несмотря на то, что мой вопрос остался без ответа, могу сказать, что даже без консультации Леонида Яковлевича Боревского, после изучения данного курса, я себя почувствовала не потомственным гуманитарием, а начинающим физиком. И это - говорит само за себя...