"География России. 8 класс"

Автор: Morgana
Дата: 20.08.2003
Все фото статьи

Сведения о программе:


Системные требования

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP
Процессор Pentium
16 MB RAM
Звуковая карта
Видеокарта SVGA 1MB
CD-ROM

Разработчик - Республиканский мультимедиа центр
Издатель - компания "1С"

Общие вопросы :)


Продолжая освещать постепенный переход всея Руси в единую информационную среду на примере одного (надеюсь, пока) отдельно взятого школьного предмета, позволю себе перескочить через класс (обзор для шестого класса можно найти здесь) и рассказать о курсе географии России для восьмиклассников.

По сравнению с предыдущей, описанной мною программой, интерфейс "Географии" изменился, но не до неузнаваемости. Основное меню переместилось на правую сторону экрана, разделившись условно на две части: тематическую и служебную.
Тематическая включает в себя четыре основных темы курса:

Географическое положение,
Характеристики природы,
Природно-хозяйственное районирование,
Население.

Более подробно о каждой из этих тем я расскажу чуть ниже.

Служебная часть состоит из:

"Справочника" (понятия, входящие в курс географии 8 класса),


"Интернета" (ссылки на англо- и русскоязычные ресурсы, посвященные географии),


"Диктора" (включение/выключение голосового сопровождения учебного материала),
"Помощи",


Кнопки выхода из программы.

Разделы каждой из четырех тем открываются слева, в круге с контурами Российской Федерации. Подразделы же появляются в верхнем фрейме, а чтобы посмотреть все пункты, следует воспользоваться стрелками прокрутки под ним.
Во время просмотра темы справа появляются ссылки на

Основное меню,
Текст,
Тесты,


Практические задания по теме.



Часть фото- и видеоматериалов используются и в других программах, выпущенных компанией "1С[/I]", в частности, на диске "Россия 2000[/I]".

В разделе "Интернет" появились ссылки, многие из которых весьма интересны для общего развития как школьников, так и забывших чарующие звуки звонка на перемену :).

К сожалению, в некоторых практических заданиях картинки и текст очень мелкие, поэтому достаточно трудно выполнить задание с первого раза (К примеру, Практика по теме "Растительный и животный мир" - пока догадаешься, что нарисовано на картинках в первых двух заданиях - ослепнешь).


Оценка за практику снижается исключительно из-за того, что разработчики не догадались приложить к своему творению лупу :). Или же дать возможность пользователям изменять разрешение окна программы. Далеко не все до сих пор пользуются 15 дюймовыми мониторами. А на "девятнашке" все эти картинки выглядят микроскопическими. Попробуй определить, чьи перед тобой лапки: чайки или утки, если они похожи на раздавленную муху...
По большому счету это, конечно, мелочи. Если только никому не придет в голову по результатам данных тестов ставить оценки в классный журнал :). Я все-таки надеюсь, что наша система образования далеко впереди от то же американской, и не использует тесты для определения знаний учеников. Но это так, мысли вслух...

Не мудрствуя лукаво, предлагаю перейти непосредственно к темам курса и более подробно ознакомиться с тем, чему же сейчас учат школьников восьмого класса в общеобразовательных учебных заведениях.

Географическое положение


Закладка "Размеры и границы" сам, в свою очередь, состоит из (верхний фрейм):

"Россия на карте мира" (маленький подраздел с графиками: "Доля России в мире", "Доля России в Европе", "Доля России в Азии"),

"Россия и страны СНГ" (карта России и близлежащих стран СНГ, плюс графики показателей внешней торговли Российской Федерации с 1994 по 1998 года),

"Россия в планетарной зоне Севера",

"Типы и виды российских границ",

"Сухопутные границы России" (отмечены на карте основные железнодорожные направления в другие государства),

"Морские границы России",

"Особенности административно-территориального устройства" (административная карта России с указанием всех 89 субъектов, входящих в состав Российской Федерации).


Закладка "Физико-географическое положение" подразделена на:

"Географическое положение относительно материков и частей света" (с картами "Площадь территории" и "Положение относительно частей света"),

"Крайние точки" (с указанием географических центров и центров расселения СССР и России),

"Протяженность территории",

"Положение на градусной сетке" (с таблицей "Доля территории России по широтным зонам"),

"Положение относительно океанов и морей" (удаленность территории России от океанов).


Закладка "Экономико-географическое положение" включает в себя следующие параграфы:

"Соседское положение" (с указанием соседей первого и второго порядка, картами "Доля приграничных государств в мире" и "Доля приграничных государств в российской внешней торговле"),

"Транспортно-географическое положение" (с иллюстрациями и картами "Транссибирская железная дорога" и "Большое водное кольцо Европы"),

"Внешняя торговля России со странами СНГ" (с картами "Структура экспорта и импорта России со странами СНГ на 1998 год" и "Распределение экспорта и импорта Российской Федерации со странами СНГ"),

"ЭГП России на мезо- и макроуровне" (с диаграммами по теме),

"Карта опорного каркаса территории России" (территориальная структура расселения и экономики России и стран нового зарубежья).


Закладка "Геополитическое положение" состоит из:

"Изменения геополитического положения" (четыре этапа с IX века по 1991 год, с указанием векторов и факторов геополитики),

"Геополитические интересы" (геополитические интересы России в других странах и геополитические интересы других стран к России в простых и доступных схемах),

"Этнокультурное географическое положение",

"Современное геополитическое положение" (на макроуровне и мезоуровне: две разных карты)

"Эколого-географическое положение" (с указанием коэффициентов относительной опасности выбросов загрязняющих веществ в некоторых городах России).

Закладка "Часовые пояса" очень небольшая и состоит всего из трех пунктов, тем не менее и для этой подтемы есть тестовые и практические задания:

"Местное время",

"Поясное время",

"Время на территории России".


Закладка "История заселения, освоения и исследования", на мой взгляд, самая любопытная в данной теме, к тому же она тесно связана с историей нашего государства:

"Карта территориального роста" (границы России с IX по XXI век нашей эры),

"Расселение славян",

"Киевская Русь в IX - XI веках" (с указанием маршрутов основных походов русских князей),


"Русские княжества в XII - XIII веках" (с иллюстрациями и указаниями направлений иноземных вторжений),

"Монастырская колонизация" (с объяснением роли монастырей в защите государственных границ и картой расположения монастырей вокруг Москвы),


"Московское государство в XIV - XVI веках" (с расшифровкой условных обозначений и указанием расширения влияния государства с 1300 по 1596 года),

"Освоение Сибири XVII веке" (маршруты с расшифровкой условных обозначений с указанием имен землепроходцев и датами экспедиций),

"Территория европейской России в XVII веке" (с указанием промыслов России и расшифровкой условных обозначений),

"Географические открытия в XVIII веке" (с указанием маршрутов экспедиций, русских владений в Америке и расшифровкой условных обозначений),

"Западная и южная границы в XVIII веке" (карта присоединения земель и водные системы, соединявшие Балтику с Волгой),


"Присоединение юга и юго-востока в XVIII - XIX веках" (на примере расширения сети железных дорог и строительства транссибирской магистрали),

"Географические открытия XIX века" (маршруты экспедиций первой и второй половины XIX века с расшифровкой условных обозначений),

"Освоение Арктики" (маршруты экспедиций с иллюстрациями и расшифровкой условных обозначений),

"Территориальные изменения в XX веке" (границы Российской империи 1917 года, границы РСФСР 1922 года, границы СССР 1950 года и границы России 1991 года - почувствуйте разницу),


"Современные исследования" (современные географические исследования и выдающиеся отечественные ученые-географы современности)

Характеристика природы


Закладка "Рельеф, геологическое строение" на шаг приблизит нас к горнопроходчикам и диггерам, поскольку включает в себя такие понятия как:

"Строение земной коры" (со схемами геологических профилей, видеоматериалом и расшифровкой условных обозначений),

"Рельеф" (показан на физической карте, сопровождается иллюстрациями по теме),

"Эволюция континентальной земной коры" (схемы "Формирование Западно-Сибирской молодой платформы[/I]", "Этапы эволюции континентальной земной коры[/I]", "Движение литосферных плит" - видеоролик),

"Образование складчатых областей" (геохронологическая таблица и карта "Современные литосферные плиты"),

"Внешние силы, изменяющие рельеф" (с иллюстрациями, схемами и видеороликами),

"Внутренние силы, изменяющие рельеф" (с иллюстрациями, схемами и видеороликами),

"Стихийные явления" (землетрясения, оползни, обвалы и вулканизм: с видеороликом и наглядными схемами),


"Человек и литосфера" (воздействие человека на литосферу в семи направлениях).


Закладка "Климат" состоит из следующих подразделов:

"Климатообразующие факторы",

"Солнечная радиация" (виды солнечной радиации),

"Карта радиации",

"Циркуляция атмосферы" (летом и зимой),

"Воздушные массы" (объяснения понятия),

"Циклоны и антициклоны",

"Температуры июля" (средние температуры июля на территории России с выделением изотерм и послойной окраски),

"Температуры января" (средние температуры января на территории России с выделением изотерм и послойной окраски),

"Атмосферные фронты" (видеоролики с объяснение понятий и принципов действия),

"Климатические рекорды" (самые сухие, влажные, жаркие и холодные места на территории России),

"Атмосферные осадки" (конвективный, фронтальные и орографические осадки в видеороликах),

"Карта осадков" (количество осадков, изогиеты, послойная окраска),

"Режим осадков" (карта среднегодового количества осадков, количество осадков в холодный и теплый периоды),

"Испаряемость" (испаряемость поверхности суши),

"Типы климатов" (климаты на территории России),

"Коэффициент увлажнения" (с формулой, картой осадков и характером увлажнения на примере крупных городов России),

"Климат и человек" (экология атмосферы и влияние климата на деятельность человека).


Закладка "Воды" подразделяется на:

"Крупнейшие реки" (с иллюстрациями),

"Питание рек" (снеговое, дождевое, подземное, ледниковое),

"Режим рек" (типы водного режима рек),

"Влияние рельефа на реки",

"Влияние рек на рельеф",

"Озера" (крупнейшие озера России),

"Типы озерных котловин" (таблица основных характеристик),

"Болота" (распространение болот, причины заболоченности, использование торфа),

"Ледники" (основные районы оледенений, образование ледников - видеоматериал),

"Многолетняя мерзлота" (происхождение многолетней мерзлоты, влияние мерзлоты на природу и хозяйство, районы многолетней мерзлоты на территории России),

"Водные ресурсы" (карта среднего многолетнего стока рек, схемы использования водных ресурсов в деятельности человека и расхода воды в промышленности),

"Воды и человек" ("Основные мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов" и "Стихийные явления, связанные с водами").


Закладка "Почвы" довольно-таки небольшая по сравнению с "Водами" или "Климатом", но сведения в ней не менее важные:

"Почва и ее состав" (в графиках и диаграммах),

"Свойства почв" (свойства и состав почв с расшифровкой условных обозначений),

"Строение почв" (схема формирования почвенных горизонтов),

"Почвообразующие факторы" (климат, растительность, животный мир, деятельность человека, время, грунтовые оды, горные породы, рельеф),

"Главные типы почв" (почвенная карта России с расшифровкой условных обозначений),

"Почвенные ресурсы" (использование земельных ресурсов, мелиорация земель, сельскохозяйственные угодья, применение удобрений),

"Охрана почв" (схема воздействия сельскохозяйственной обработки полей на окружающую среду).


Закладка "Растительный и животный мир" - самый интересный раздел из всей темы. Состоит он из следующих пунктов:

"Состав органического мира" (состав органического мира и условия, его определяющие),

"Распространение животных и растений" (распространение животных и растений в природных зонах России с таблицей и определением пищевых цепей),

"Приспособление растений" (листопад, уменьшение испарения, разнообразие плодов и семян),

"Приспособление животных" (на примере птичьих клювов, внешнего вида белого медведя и конечностей млекопитающих),

"Растительные ресурсы" (только один комментарий: одним из значений ветвей березы стоит "хлестание в русской бане" - нарочно не придумаешь...)

"Промыслово-охотничьи ресурсы" (состав промыслово-охотничьих ресурсов и таблицы численности охотничьих животных и птиц России по данным 1996 и 1997 годов),

"Охрана органического мира" ("Причины сокращение численности и исчезновения видов животных" и "Мероприятия по охране органического мира").



Природно-хозяйственное районирование


Закладка "Арктические пустыни и тундра":

"Географическое положение",

"Многолетняя мерзлота" (распространение мерзлоты и крупные формы мерзлотного рельефа),

"Климат" (природные зоны, климатические пояса, карты испаряемости и осадков),

"Растительность",

"Животные" (зоогеографическая карта и пищевые цепи),

"Почвы",

"Население" (народы Крайнего Севера, плотность населения),

"Хозяйство" (экологическая обстановка; сельскохозяйственные районы, добывающая и обрабатывающая промышленность полярного сектора России).


Закладка "Леса" включает в себя:

"Географическое положение" (карта лесистости и природные зоны России),

"Климат" (изменение типов лесов по природным зонам, карта осадков, испаряемость с поверхности суши, типы климатов),

"Растительность" (растительность зоны лесов),

"Почвы" (почвы лесной зоны с расшифровкой условных обозначений),

"Животные" (животные таежных, смешанных и широколиственных лесов, пищевая цепочка),

"Хозяйство" (индустриальное освоение, сельскохозяйственное освоение, ресурсы лесной зоны),

"Население" (лесопромысловое хозяйство и быт в лесной зоне),

"Роль лесов" (роль лесов в природе).


Закладка "Степи и лесостепи" состоит из тех же пунктов, что и предыдущая закладка:

"Географическое положение",

"Климат" (климат степей и лесостепей, типы климатов и природные зоны),

"Растительность" (растительность зоны степей и лесостепей),

"Почвы" (степные почвы России, широтно-зональная смена почв степной зоны),

"Животные" (животные мира степей и пищевая цепочка),

"Хозяйство" (зерновые культуры, животноводство, водная мелиорация),

"Население" (плотность населения степей и лесостепей, природные условия жизни людей, сельское расселение).


Закладка "Полупустыни" уже вполне традиционна данному разделу:

"Географическое положение" (карта зона пустынь и полупустынь),

"Климат" (видеоролик),

"Растительность" (приспособление растений, видеоролики),

"Почвы" (разрезы почв, видеоролик),

"Животный мир",

"Животноводство",


"Волго-Ахтубинская пойма" (видеоролик организации "Гринпис").



Закладка "Высотная поясность" знакомит нас со следующими параграфами:

"Понятие о высотной поясности" ("Причины изменения климата", "Районы распространения высотной поясности", "Понятие о высотной поясности"),


"Спектр высотной поясности" (спектр высотной поясности - карта природных зон на примере Восточно-Европейской равнины),

"Уральские горы" (высотная поясность Урала),

"Кавказские горы" (высотная поясность "КАВКАЗКИХ", как написано внутри подраздела, гор)

"Пояс гор юга Сибири" (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье),

"Дальний Восток" (Карякское нагорье, Южные Курилы, Камчатка, и так далее).

Население


Закладка "Численность населения" расскажет

О том, какое "Место в мире" занимает Россия по численности населения (сразу скажу, что всего лишь седьмое),

О "Переписи населения", проводимой в Российской империи, СССР и Российской Федерации,

Об "Изменениях в XX веке" (среднегодовой прирост населения с 1900 по 2000 годы),

О "Демографических катастрофах" в России за три периода: 1914-1922 года, 1933-1934 года и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года,

Об "Естественном приросте населения" в нашей стране (географические различия в естественном приросте, изменения естественного прироста, тип воспроизводства населения, понятие естественного прироста),

О "Населении в перспективе" (график оптимистического, среднего и пессимистического прогноза).


Закладка "Народы и религии" включает в себя следующие пункты:

"Народы России" (карта народов России с территориями заселения),


"Языки народов России" (с разделением на языки и языковые семьи),


"Формирования географии религий России" (маршруты проникновения трех основных религий на территорию России),

"Христианство" (распространение христианства в России),

"Ислам" (распространение ислама в России),

"Буддизм" (распространение буддизма в России),


"Иудаизм и традиционные верования" (чем было вызвано смешение шаманизма - почитание духов - и иудаизма - почитание бога Яхве - в один пункт, остается для меня большой загадкой, ответ на которую я и не надеюсь получить).


Закладка "Пол и возраст" состоит всего из трех пунктов:

"Мужчины и женщины" (соотношение полов в разных возрастных группах; доля мужчин, не доживающих до 69 лет в разных странах; возрастно-половая пирамида населения России по данным за 1989 год; причины более высокой смертности у мужчин и соотношение мужчин и женщин в России),

"Возраст населения" (средняя продолжительность жизни в России и других странах; причины сокращения продолжительности жизни; факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, и так далее),

"Образ жизни населения" (факторы, влияющие на образ жизни и здоровье человека).



Закладка "Городское и сельское население" также невелика:

"Городское население, урбанизация" (показатели урбанизации, доля городского населения, рост числа городов, доля городского и сельского населения),

"Города России" (крупные города России, функции городов, рост доли городского населения),


"Сельская местность" (типы сельских поселений, причины сокращения сельских населений - все это, к сожалению, говорит о том, что деревня продолжает вымирать).


Закладка "Размещение и миграция населения" более информативна :)

"Плотность населения" (показатели плотности населения в России и мире, заселенность в России, влияние на заселенность, благоприятные природные условия для жизни населения),

"Зоны расселения" (на схеме явственно видно, что земли в стране много, но жить на ней, по разным причинам, невозможно :)),

"Миграция" (причины и виды миграций),

"Внешние миграции" (миграционный прирост, прирост населения России, внешние миграции России),

"Внутренние миграции" (переселенческие потоки: история заселения России и XVI века и по 90-е годы XX века; причины внутренних миграций; депортация народов в СССР, миграционный прирост; районы лагерей ГУЛАГа).


Закладка "Люди и труд" состоит из двух пунктов:

"Трудовые ресурсы" (схема по теме) и

"Занятость и безработица" (критерии безработного; распределение занятых по отраслям экономики по данным 1980, 1990, 1998 годов; график роста безработицы в России с 1992 по 1998 год; доля безработных в экономически активном населении России и развитых стран в процентном соотношении; распределение жителей России по возрастным группам по данным за 1979, 1989, 1999 года).

Заключение


Приятно сознавать, что мы несколько отошли от лозунгов "Во всем на свете мы - впереди планеты всей" и начали реально взирать на вещи, происходящие внутри страны. Но хотелось бы видеть не только признание того, что сельское население сокращается, страна потихоньку вымирает, и существуют весьма серьезные проблемы в обыденной жизни человека, но и шаги по выводу страны из кризиса, как любит говорить наш президент.

Посмотришь публицистические передачи по телевизору - все плохо, прочтешь пару-тройку газет - все еще хуже. Заглянешь в учебное пособие, по которому планируется консультировать и учить школьников всей страны - вообще повеситься хочется. Печально...

Остается надеяться только на то, что "География для 9 классов" будет несколько веселее и жизнерадостнее :). Все-таки недостает оптимизма и более свежих данных. Все-таки 2004 год на подходе, а в этой программе до сих пор в прошлом веке живут.