Издатель в России:
"МедиаХауз" Краткое вступление и системные требования
Как сообщается в сопроводительном текстовом файле, "сборник содержит свободно распространяемые файлы, взятые из сети Интернет. Приобретая данный диск, пользователь оплачивает только информационный носитель и работу по подготовке сборника; все файлы распространяются бесплатно. Программная оболочка, графический дизайн - hobbydisc.ru, 2006 год". На самом деле, на многих фотографиях видны копирайты, которые явно свидетельствуют о наличии авторских прав на данный материал, но это нас (конечных пользователей) волновать, в общем-то, не должно...
В минимальных системных требованиях указано: разрешение экрана 1024х768, операционная система Windows XP, привод DVD-ROM. Поставляется справочник на одном DVD, объём содержащейся на нём информации - немногим менее 1.77 Гигабайт. Отправляемся изучать содержимое диска, которое обещает быть весьма интересным - например, чего стоит один только справочник по фигурам высшего пилотажа...
Описание
Диск не требует инсталляции каких-либо дополнительных компонентов на жёсткий диск - автозапуск сразу выводит графическую оболочку энциклопедии. У окна интерфейса жёстко заданы размеры 1024х768, оно не растягивается (но перетаскивается, если у вас разрешение превышает 1024х768).
Данные рассортированы по разделам (активные панельки слева в верху интерфейсного окна). Всего представлено пять основных закладок: "Самолёты", "Вертолёты", "Справочник", "Мультимедиа" и "Разное". Разберёмся с каждым из этих пунктов по порядку...
Самолёты
В этом каталоге (пожалуй, основном для данного диска) расположена информация о самолётах гражданской авиации.
Сортировать выводимые данные можно по странам (Великобритания, Германия, Италия, СССР, США и т.д.), производителям (Boeing, Cessna, Dornier, Douglas, Туполев, Яковлев и т.д.) и типам самолётов (лайнер, транспортный, специального назначения, экспериментальный, и т.д.). Ниже - предлагается фильтровать выводимые модели по трём категориям: довоенные, послевоенные и современные.
Таким образом, у вас в распоряжении - система двухуровневой сортировки: сначала вы выбираете страну (или производителя, или же тип самолёта), а затем - сужаете список выводимых данных по вторичному признаку - времени выпуска. Кстати, со временем выпуска есть небольшая странность: если брать СССР, в категорию "Послевоенные" попал Як-142 (начало разработки - 1987 год), Як-52 (начало разработки - 1974 год), а в категории "Современные" - мы видим Ил-76 (год выпуска - 1971) и "Дельфин" (начало производства - 1974 год).
Информация выводится в пять активных окошек. Первое - отображает названия стран. Кликнув на название страны, вы осуществляете сортировку во втором окне - со списком моделей самолётов. Если вы изначально выбрали категорию "Производитель" или "Тип", то в первом окне у вас, соответственно, выведены названия фирм-производителей (и конструкторских бюро), или же категории воздушных судов по назначениям. Как бы то ни было, во втором окошке у вас всё равно будет выводиться отсортированный должным образом список конкретных моделей.
Следующие два окна - информационные текстовые. Одно размещено слева внизу, и там указаны различные характеристики выбранной модели самолёта: дата начала производства, длина, размах крыльев, высота, масса, количество мест, экипаж, крейсерская скорость, потолок, мощность двигателей и т.д. Во втором окне, находящемся под картинкой с изображением воздушного судна, выводится краткая информация о модели. Обычно дело ограничивается максимум двумя-тремя предложениями. Самое лаконичное описание, найденное мною, вообще состояло из двух слов - "Пассажирский самолёт".
Но самое интересное - это, конечно же, фотографии модели. Они выводятся в пятом информационном окне. Для многих самолётов предлагается даже несколько фотоснимков, которые можно просматривать в развёрнутом виде (для этого нужно кликнуть на саму картинку или же иконку с красным крестиком и всплывающей контекстной подсказкой "Увеличить"). Если фотографий несколько - прокручивайте их красными стрелками в низу экрана. Для того, чтобы закрыть окно развёрнутого просмотра и вернуться в справочник - достаточно кликнуть мышью по картинке.
Обнаруженный в каталоге "db" файл с данными свидетельствует о наличии информации по 668 моделям самолётов. Что ж, весьма неплохой результат - будет в чём покопаться любителям воздушной техники. В целом, ощущения от раздела остались следующие: красивые (а порой и очень редкие) фотографии, познавательные цифры, но сортировка мне показалась не столь удобной, как это было реализовано, скажем, в
справочниках "Оружие II Мировой войны" от этого же издателя. Резюмируя: основная ценность раздела - без сомнения, фотоматериалы, особенно отметим наличие нескольких фотографий для одной модели самолёта, что позволяет лучше разглядеть его компоновку. Увы, встречаются и некоторые недочёты - пару раз мне в наборе фотоматериалов к конкретной модели встречалась "чужая" фотография, явно не соответствующая описываемому самолёту. Пожелаем составителям в следующий раз быть повнимательнее - ведь патчами энциклопедию, работающую напрямую с компакт-диска, уже не исправишь...
Вертолёты
Второй важный раздел диска - это вертолёты. Классификация и сортировка - идентичны разделу "Самолёты", те же разделения по странам, производителям и типам. Единственное отличие: так как довоенные серийные вертолёты можно пересчитать по пальцам, классификации по временным разделам (довоенные, послевоенные и современные) - не предусмотрено. Информационные окна - также отражают технические характеристики моделей и выводят краткое их описание.
В общем, листать фотографии вертолётов мне показалось увлекательнее, всё-таки, если рассматривать именно гражданскую авиацию, то внешний вид винтокрылых машин привлекает большее внимание, чем строгие черты пассажирских лайнеров (да и эволюцию развития отслеживать интереснее). Если судить по файлу базы данных на диске с энциклопедией, в разделе представлена информация о 137 вертолётах.
Справочник
Здесь представлено пять разделов: "Знаменательные даты развития авиации", "Производители авиационной техники", "Авиакомпании России и всего мира", "Краткая история некоторых популярных самолётов" и "Каталог лётных учебных заведений".
При выборе каждого из разделов, в нижней информационной области выводятся названия статей, кликнув на которые, вы открываете нужный вам материал в основном поле - большой форме справа. В случае, если вы выбрали "Знаменательные даты развития авиации" - вместо названий статей в левой панели выводятся даты, щёлчок на которых прокручивает единственную статью в левой форме на нужную позицию.
Информация, представленная в разделе - в основном справочного характера, хотя знаменательные даты и историю создания некоторых моделей будет интересно почитать любому пользователю. Отдельно отметим отсутствие обещанного на обложке "справочника по фигурам высшего пилотажа". А-я-яй, господа составители, только автор этих строк захотел стать специалистом по всяким "бочкам" и мёртвым петлям, как на тебе... Как же теперь исправить ситуацию?
Мультимедиа
Данная часть диска вмещает в себя два типа данных - видео фрагменты и звуковые файлы, которые и разнесены по двум подразделам - "Видео" и "Аудио". В каталоге с видео - содержится примерно полсотни клипов, среди которых есть и аварии, и посадки на воду, и примеры мастерского пилотирования. Дважды кликните на название клипа, и он начнёт воспроизводиться в правой панели интерфейса.
В каталоге со звуковыми файлами содержится восемь подразделов со звуками двигателей самолётов и вертолётов некоторых моделей. При выборе каждого пункта - перед вами всплывает стандартное окно файлового менеджера Windows Explorer с открытым каталогом, в котором содержатся WAV-файлы. Далее вы можете сами выбирать и прослушивать их с помощью штатного мультимедийного проигрывателя, установленного в вашей системе. Жаль, удобнее было бы воспроизводить эти файлы в рамках интерфейса диска, так же, как и видеоматериалы в этом же разделе.
Мультимедийная область диска - в первую очередь развлекательная, но некоторые вещи заинтересуют и специалистов (например, как на разных высотах различаются звуки работающего двигателя самолёта)...
Разное
Наконец, мы подошли к последнему пункту, именуемому "Разное". Здесь представлены два раздела - "Фотоальбом" (с двумя категориями - "Самолёты" и "Вертолёты"), а также "Юмор" (с тремя категориями - "Фотоприколы", "Анекдоты" и "Истории").
Фотоальбом - выводит фотографии самолётов или вертолётов (в зависимости от выбранной вами категории). Основных управляющих элемента - три: прокрутка вперёд, прокрутка назад и кнопка, позволяющая разместить понравившийся слайд в качестве обоев рабочего стола Windows. Выходить из раздела нужно нажатием на крестик, прячущийся в правом верхнем углу экрана (немного непривычно - ведь при просмотре фото по конкретной модели в основном разделе - достаточно просто кликнуть на картинку).
Раздел "Юмор" - приковал автора этих строк к экрану на добрые полчаса. Ещё бы, анекдоты - общеизвестный метод убить свободное время и сорвать рабочий процесс. Смешные истории из жизни пилотов - прочесть также весьма интересно. Для затравки приведу один из примеров:
"Аэрофлот, 1988 год. Летим дополнительным рейсом в Норильск на ТУ-154. Теперь, вы должны представить себе, что такое рейс в Норильск осенью, когда все возвращаются с юга. Это вместо 180 пассажиров, минимум 360, то есть каждая мамаша держит на коленях ребенка, а то и двух. Бригадирша наша весёлая дама. Спорила она с одним из наших бортпроводников. Говорит, я могу что хочешь сделать во время рейса, и ничего мне за это не будет. А тот и рад стараться ее подначивать. Знает, что она мастер на всякие шутки. А она берет микрофон и объявляет:
- Уважаемые пассажиры, мы вошли в зону повышенной радиации. Просьба снять подголовники с кресел и надеть себе на голову.
Если вы помните, то в то время подголовники на креслах были тряпочные и пошиты в виде "трусов". И как только она сделала это объявление, дверь в экипаж открывается, выходит командир размять ноги, как говориться. Открывает шторки и... Немая сцена. Весь салон сидит с "трусами" на голове, некоторые втиснулись в них вместе с детьми. Командир закрывает шторки, молча поворачивается к нам. И у нас, и у него в глазах стоят слезы от едва сдерживаемого смеха. Потом он машет рукой и уходит в кабину. Бригадиршу после этого все-таки уволили". Заключение
Что же мы имеем в итоге? Однозначно, от диска осталось в первую очередь впечатление хранилища интересных картинок с ТТХ и видеофайлов (плюс анекдоты и смешные истории). Что касается качеств, присущих именно "справочнику", то для того, чтобы попасть в указанную категорию, диску "Гражданская авиация" в определённой степени не хватило структурированности и более глубокого подхода (два-три предложения в описании модели - катастрофически мало). Налицо - кропотливая любительская работа, результатом которой оказалось хорошее содержимое, но ориентирован диск в первую очередь на простых пользователей. На тех, кому хочется узнать что-то новое, посмотреть красивые картинки и видео. Тем же, кому нужен действительно настоящий справочник, я бы рекомендовал специализированные издания. С другой стороны, на диске собраны технические характеристики 668 самолётов и 137 вертолётов, и при желании вы быстро найдёте информацию по дате начала производства, размаху крыльев, крейсерской скорости, потолку и т.д.
Теперь что касается качества корректуры... В этом плане диск "Гражданская авиация" выступил очень достойно - за пару дней изучения лично мой глаз зацепился всего лишь за пару опечаток.
Итак, подытожим: как контейнер интересной и познавательной информации для любознательных пользователей - диск вполне можно приобретать. Многие подростки и взрослые с интересом будут исследовать каталоги этой мультимедийной разработки. Тем же, кто ждёт от диска профессиональных качеств, присущих серьёзному справочнику - я бы посоветовал обратиться к специализированной литературе и необъятному морю информации в сети Интернет...