"Авиация Первой Мировой войны. Мультимедийный справочник"

Издатель в России: "МедиаХауз"

Вступление


Один из продуктов компании hobbydisc.ru мы недавно рассматривали на страницах нашего сайта - это был диск "Гражданская авиация. Мультимедийный справочник". Он оставил впечатление объёмного хранилища достаточно интересной информации (главным образом - картинок), составленного энтузиастами, но до звания именно справочника - вряд ли дотягивал. Сейчас мы получили возможность ознакомиться с ещё одной разработкой студии hobbydisc.ru, выпущенной из издательских стен компании "МедиаХауз" - мультимедийным справочником по авиации Первой Мировой войны.

Как и в случае с диском "Гражданская авиация" - в минимальных системных требованиях значится операционная система Windows XP или Millennium и разрешение экрана 800х600. Забегая вперёд - скажу, что объём памяти и частоту процессора указать всё-таки не мешало бы, поскольку на диске содержатся не только картинки и текст, но и видеоматериалы...

Описание


При загрузке диска в лоток вашего CD(или DVD)-ROM привода срабатывает Autorun, и на экран выводится оболочка - главный интерфейс мультимедийной энциклопедии. Она практически идентична той, что реализована в "Гражданской авиации".

Мы снова видим структурированную подачу данных по следующему алгоритму: сначала идут пять основных разделов, а именно "Истребители", "Бомбардировщики", "Вспомогательные", "Видео" и "Награды". Далее, во всех разделах, кроме "Видео" - слева выводится список стран-участниц Первой Мировой войны. Правее, практически в центре окна интерфейса - выводится список непосредственно моделей самолётов, кликая на названия которых или прокручивая курсорными клавишами (как вариант - скроллом мыши), вы выводите содержимое в три оставшихся окна, отображающих фотографию летательного аппарата, его технические характеристики и краткое описание (пара-тройка абзацев текста). Компоновка разделов "Видео" и "Награды" немного отличается, но - обо всём по порядку...

Истребители

Итак, отправляемся в первый раздел диска "Авиация Первой Мировой войны" - отвечающий за истребительную авиацию.


Как уже отмечалось выше, после выбора страны - участницы Первой Мировой войны и конкретной модели самолёта, выводятся фотография, технические характеристики и краткое сопроводительное описание - в три оставшихся области интерфейса.


Очень понравился тот факт, что для достаточно большого числа летательных аппаратов представлено несколько фотографий (иногда - полтора десятка и более), а в ряде случаев - и чертежей. Прокручивание фотографий осуществляется кликами на маленькие кнопки со стрелками под изображением. Расположенная между ними иконка "Открыть в 100%-ном масштабе" иногда становится активной, и, щёлкнув по ней, вы откроете новое окно с полноразмерной картинкой.


В отличие от диска "Гражданская авиация", мне понравилось более содержательное описание моделей. И хотя в большинстве своём - это всё те же пара абзацев, но до одного предложения в сопроводительном информационном окошке здесь не доходит. Вот пример описания одного из истребителей Германии:

AEG D.I - истребитель, разработанный немецкой фирмой Allgemeine Elektrizitaets Gesellschaft (A.E.G.). Самолет был первой попыткой фирмы A.E.G. создать истребитель. Главной особенностью самолета стал каркас, целиком изготовленный из стальных трубок (включая лонжероны крыла). Главным конструктором самолета был Георг Конинг. В разработке самолета активное участие принимал лейтенант Вальтер Хондорф. Первый прототип самолета, оборудованный 160-сильным двигателем Mercedes D.III, был готов в мае 1917 года. К началу лета для летных испытаний было изготовлено еще три самолета, отличавшихся от прототипа увеличенной длиной фюзеляжа. Эти самолеты были переданы для испытаний военным. Несмотря на гибель пилота-испытателя Хендриха, к концу лета успешно закончились испытания самолета, и он был рекомендован для серийной постройки. Была заказана начальная серия из двадцати самолетов. Первые три машины были приписаны к Jagdstaffel 14, которым командовал Хондорф. Но уже 5 сентября 1917 года он разбился на D.1 (4400/17). В связи с уже вторым случаем смерти пилота производство самолетов было остановлено.

Теперь что касается технических характеристик. Увы, здесь имеется некий разброс по числу представленных параметров для каждой модели. В одном случае - нам выводят данные по производителю самолёта, типу, длине, размаху крыла, высоте, вооружению, двигателю, экипажу, максимальной скорости и практическому потолку. В другом - к указанным ваше параметрам добавляются ещё и взлётный вес, количество произведённых экземпляров, скороподъёмность, длительность полёта. Логичнее было бы сделать единый (максимальный) набор характеристик по каждому самолёту, а в тех случаях, когда информации раздобыть не удалось - указывать "нет данных". Также не очень понравилось эпизодическое отсутствие такой важной характеристики, как мощность двигателя - где-то она указывается, а где-то - нет (указано только название силовой установки). Причём порой, когда в ТТХ приводится только название двигателя, в описании вскользь упоминается, что его мощность равнялась, к примеру, 80 л.с. Так что внимательно изучайте и описание, и ТТХ - возможно, в одном из этих окон найдёте то, что вам нужно.

Что касается общего впечатления от раздела истребителей: очевиден список стран, сразу признавших важность боевой авиации и делавших на неё существенную ставку: это Австро-Венгрия, Германия, Великобритания и Франция.


Бомбардировщики

Переходим в раздел бомбардировщиков. Первое, что бросается в глаза - ещё одна добавившаяся страна - Соединённые Штаты Америки.


Правда, в разделе есть описание только одной машины этой страны - лёгкого бомбардировщика GMB (MB-1), выпущенного в количестве шести штук и поднимавшего на борт до 471 килограмма бомб.

После тщательного изучения раздела становится ясно - бомбардировщики массово строились в Германии, Великобритании и Франции. Остальные страны заметно отставали (особенно хорошо это отставание видно на примере России, где авиация в дореволюционный период существовала всё-таки на правах экзотики). Великобритания - та вообще очень мудро прочувствовала перспективу и преимущества, которые даёт авиация, и уже в 1918 году испытывала самолёт-торпедоносец!


В общем, нет ничего более интересного, чем следить за становлением фронтовой авиации, разделения её по классам, первым шагам конструкторов в усовершенствовании своих летательных аппаратов.


Вспомогательные

Здесь собраны различные по назначению самолёты: производившие разведку, использовавшиеся для обучения пилотов, и даже осуществлявшие "антидирижаблевое патрулирование" в составе ВМФ Великобритании!


Также в этом разделе собрано достаточно большое число гидросамолётов. В период Первой Мировой войны гидросамолёты уже не считались чем-то сверхъестественным, и их выпускали в достаточно больших количествах - сотнями штук.

В основном, конечно, в разделе вспомогательной авиации доминируют модели самолётов, осуществлявших разведку и обучение пилотов. Попадаются и достаточно экзотические экземпляры, например, вот этот похожий на птицу многоцелевой самолёт Taube (по которому представлено большое число фотографий - целых 34 штуки!).


Что касается России, то в этом разделе доминирует информация о самолётах, строившихся по чужим лицензиям и в лучшем случае - дорабатывавшихся отечественными конструкторами.


Видео

Пожалуй, наиболее интересные материалы в любых мультимедийных справочниках - это видеоклипы. Диск "Авиация Первой Мировой войны" - не исключение. В разделе "Видео" предлагаются к просмотру восемь видео клипов. Из них только четыре содержат кинохронику Первой Мировой войны, да и то, в очень ограниченном количестве - в сумме набегает всего минуты три-четыре.


Остальные четыре клипа - отображают полёты современных энтузиастов (например, шведа Майкла Карлсона) на реконструированных летательных аппаратах прошлого века.

И хотя наполнение вроде бы скудное, но всё-таки те кадры, что приведены - по настоящему бесценны. Особенно интересно было наблюдать, как самолёт атакует наблюдательный дирижабль (помогающий артиллерии), и разведчик выбрасывается с горящего аэростата с парашютом.

Небольшие нарекания вызывает невозможность перемотки видеоклипа - вы можете только остановить его или нажать "паузу". Впрочем, все видеоклипы собраны в каталоге "Видео" на CD, и вы можете скопировать их оттуда, а затем просматривать в вашем любимом мультимедийном проигрывателе...


Награды

Последний раздел диска посвящён наградам. В глаза сразу бросается рекламный баннер в левом нижнем углу - он предлагает познакомиться с другой разработкой hobbydisc.ru - уже не раз упоминавшимся в нашей статье диском "Гражданская авиация. Мультимедийный справочник". Впрочем, вернёмся к наградам...


К странам, чья авиация рассматривалась в трёх основных разделах, добавились Бельгия, Румыния и Сербия. В принципе, посмотреть медали с орденами и почитать их описание - достаточно интересно, заодно просветиться насчёт года утверждения награды и количества её степеней. Что касается "специализированных" наград именно для авиации - здесь можно отметить только Великобританию с ёё крестами и медалями за лётные заслуги (см. один из примеров на скриншоте выше).

Резюме


Подводя итоги, можно сказать, что диск "Авиация Первой Мировой войны" произвёл на меня более приятное впечатление, чем "Гражданская авиация". Визуально - более стильное оформление интерфейса, более содержательное описание моделей самолётов, наличие кнопок управления воспроизведением видео в самом интерфейсе - все эти небольшие, но заметные преимущества позволяют говорить о чуть более высоком качестве продукта.

В целом, пролистав разделы диска, можно примерно прикинуть соотношение сил в воздухе во время Первой Мировой войны. Немного не хватает тематических обзорных статей или выдержек из мемуаров пилотов - такой материал позволил бы существенно повысить ценность диска.

Что касается качества редакторской работы - опечаток я почти не встретил (они всё же попадались, но очень редко). Никаких проблем в работе интерфейса не было замечено, хотя один недочёт упомянуть всё же стоит - если вы свернёте окно в момент воспроизведения видео, то при восстановлении - картинка станет серой и вам придётся запускать клип снова. Также можно пожурить составителей за отсутствие единой чёткой структуры данных в ТТХ летательных аппаратов.

Резюмируя: диск выглядит вполне симпатично, содержащаяся на нём информация вызовет интерес у тех, кто изучает историю Первой Мировой войны. Без сомнения, этот продукт рассчитан на любительскую аудиторию - энтузиастов и простых пользователей (т.е., массового потребителя). Если же вы - военный специалист или историк, и вам требуются как можно более полные и профессиональные сведения - обращайтесь к специализированной литературе и справочникам.