Взгляд на события 2001-го года

Автор: Алек©ей
Дата: 29.03.2002
Все фото статьи
2001 год начался с некоторого затишья в экономике. В то время как промышленность, связанная с производством компьютеров готовилась к юбилеям, объемы продаж падали, и не покидающее чувство надвигающейся беды обострялось с каждым днем. И только после того как президент и главный исполнительный директор Intel Крейг Барретт произнес слово «рецессия», всем стало предельно ясно в каком положении находится вся отрасль.
Берясь за написание данного обзора я пытался вспоминать именно те моменты и события, которые произвели на меня наиболее яркие впечатления или оказались запоминающимися. Поэтому обзор получился несколько фрагментарным и непоследовательным, как, собственно говоря, и вся наша жизнь. Но тем читателям, кто ждет от него тонкого и глубокого анализа ситуации в отрасли хочется сразу принести свои извинения за возможно излишние ожидания.

Итак, поехали!

Микропроцессору 30 лет

С 1968 года благодаря идее инженера Тэда Хоффа и стараниями группы Федерико Феджина компания Intel приступила к разработкам первого логического устройства общего назначения для японского производителя калькуляторов компании Busicom. Устройство увидело свет в середине ноября 1971 года и вскоре стало известно как микропроцессорный чип Intel 4004. Это знаменательное событие было широко отмечено в ушедшем году в самом конце кризиса, разразившегося так некстати в компьютерной промышленности накануне.

20 лет … компьютеру

Отмечали, как следует из иноземных новостных лент, 20-летие первого компьютера. За чествование хардового юбиляра взялась софтверная корпорация Microsoft, развернувшая в ушедшем году совершенно непонятную пиар кампанию по этому поводу. Сам исполнительный директор корпорации выступил с масштабной статьей в честь этого события и давал красочные интервью...
Я, конечно, дико извиняюсь, но хочется спросить Microsoft, чем же тогда занимались другие крутые пацаны в середине 70-х в гаражах Альбукерка и в Кремниевой долине, развлекаясь с коробочками, которые они ласково называли именами Эппл и Альтаир.
Так что же отмечала Microsoft в 2001 году, резонно спросит меня добрый читатель?! А отмечала она 20-летие схода с конвейера IBM первого персонального компьютера на процессоре Intel, впоследствии известного как IBM PC. Только вот на официальные торжества, проводимые по случаю такого повода в самом начале августа, сама IBM по странному стечению обстоятельств приглашена не была… Вот до каких казусов, порой, доводят ссоры, имевшие место между двумя компаниями в 1997 году.

90 лет корпорации IBM

Но что такое 20 лет по сравнению с вечностью? IBM было что ещё отпраздновать: 90-лет со дня своего основания. Бесспорно, это очень достойная дата, к которой компания подошла не с пустыми руками, и наши ей поздравления!

Если выдающийся, но уже стареющий ученый утверждает,
что нечто возможно, то он почти наверняка прав.
Если он считает что-то невозможным, он, скорее всего, заблуждается.

Первый закон Кларка


Закон Мура есть, его не может не быть

2001 год дал нам реальную возможность увидеть во что превратятся наши компьютеры в самое ближайшее время благодаря представленным разработкам новых миниатюрных транзисторов.
Но прежде чем начать говорить об этом, стоит упомянуть о наших давних и устоявшихся представлениях о темпах развития полупроводниковой промышленности, сильно поколебавшихся в последнее время. В 1965 году Гордон Мур впервые подметил тенденцию удвоения роста транзисторов на единице поверхности каждые 18 месяцев в своей статье в журнале Electronics. И хотя изначально наблюдения Мура касались плотности памяти, разнесенная газетчиками по всему миру молва очень скоро стала ассоциировать эту тенденцию со всей этой промышленностью. Так полученный эмпирическим путем закон стал надежным помощником аналитиков, маркетологов и ученых на протяжении десятилетий.
Итак, в декабре 2000 года корпорация Intel представила самые маленькие и самые быстрые в мире КМОП-транзисторы. Они имели структуру размером всего 30 нанометров с толщиной затвора в три атомных слоя (0,8 нанометра) и запускались при этом на 10ГГц. В апреле 2001 года корпорация IBM представила первую в мире структуру из транзисторов, реализованных на углеродных нанотрубках – мельчайших цилиндрах из атомов углерода размером менее 10 атомов. Эти структуры в 500 раз меньше сегодняшних кремниевых транзисторов. Однако уже в первой половине июня она объявила о разработке ещё одной технологии, названной Strained Silicon, позволяющей создавать транзисторы без уменьшения их размеров, но способных работать на тактовых частотах до 4ГГц. Почти одновременно с объявлением IBM этой технологии, корпорация Intel анонсировала транзисторные структуры размером всего в 20 нанометров. Так было положено начало созданию процессоров, состоящих из миллиарда транзисторов и работающих на частотах до 20ГГц. В том же июне, но чуть позже, корпорация IBM решила поднять планку еще выше и сообщила, что она спроектировала самый большой кремниевый транзистор, способный работать на скорости до 100ГГц, используя разработанную ею кремниево-германиевую технологию, потенциально способную достичь скоростей в 210ГГц при минимальном потреблении энергии.
В каком-то смысле описанные выше разработки опровергают звучавшие ранее заявления о наличии фундаментальных барьеров и продлевают действие закона Мура как минимум на следующее десятилетие. Но, так или иначе, если бы закона Мура не было, то его бы следовало выдумать.

Они сделали это!

В марте компания ATi объявила о покупке подразделения Fire GL компании Sonicblue за 10 миллионов долларов, получив, таким образом, права на использование технологий применяемых в ускорителе FGL Graphics, саму торговую марку FireGL и все контракты на поставку чипов для рабочих станций.
В том же марте IBM, Toshiba и Sony обнародовали свои планы по объединению усилий в области перспективных разработок, которые будут сосредоточены в отделении IBM в техасском Остине. Все три компании намерены инвестировать в этот проект более 400 миллионов долларов в следующие пять лет. 300 специалистов в области разработки микросхем должны будут по окончании этого срока явить миру суперкомпьютер с кодовым названием «Cell», представляющим собой компьютер, реализованный на одном чипе.
Компании National Semiconductor и Trimedia объединили свои усилия в едином порыве разработать референс-дизайн устройств, способных поддерживать потоковое видео и аудио во всех видах вновь разрабатываемых карманных персональных компьютерах (КПК), веб-консолях и многофункциональных устройствах.
Воспользовавшись кризисом, компания Cirrus Logic скупила компанию ShareWave, специализирующуюся на разработке продуктов для беспроводных ЛВС на основе семейства протокола IEEE 802.11. Так для Cirrus Logic начался июль, плавно перешедший в август, в котором компания вознамерилась прикупить компанию Stream Machine, занимающуюся разработкой недорогих декодеров MPEG-2. С тех пор как Cirrus Logic ушла с рынка графических чипов, она долгое время искала себе новую экологическую нишу и, похоже, нашла её на рынке цифровых аудиоплееров, домашних кинотеатров и сетей.
В августе компания ATi объявила о покупке за 2 миллиона долларов HydraVision, подразделение Appian. За эту сумму ATi получила в свое распоряжение программное обеспечение, права на все сопутствующие технологии и патенты, относящиеся к отображению информации на нескольких мониторах и саму торговую марку HydraVision. Казалось бы, вот так вот и закончился стратегический альянс ATi и Appian, длившийся с ноября 2000 года, если бы не вмешательство заклятого друга ATi, компании nVidia, переманившей по прошествии нескольких недель после покупки основателя Appian Graphics и трех ведущих инженеров, два из которых владели патентами на основные разработки.
Сентябрь выдался на редкость тяжелым для американских спецслужб. И не только благодаря трагедии 11 числа, кстати, унесшей жизни нескольких десятков специалистов компьютерной промышленности, но и благодаря чрезвычайно амбициозному событию: покупки компанией Hewlett Packard компании Compaq за 25 миллиардов долларов. Переговоры на эти темы проходили в обстановке повышенной секретности, чтобы избежать ненужных утечек информации, способных спровоцировать государственные регулирующие органы на вмешательство. Шутка ли сказать: объединяются две компании, являющиеся основными поставщиками оборудования для государственных учреждений, армии и разведки.
Немного позже в том же месяце компания Evans & Sutherland продала за 12 миллионов долларов своё графическое подразделение RealImage Studio японской компании Real Vision, которая некоторое время была её партнером в разработке технологии высококачественных трехмерных изображений для профессиональных приложений.
А чуть позже в октябре компания Nvidia лицензировала технологию теней от Evans & Sutherland и приобрела у неё основные патенты на трехмерную графику.

Воспоминания о памяти

Несмотря на «рецессию» на улице Rambus случился маленький праздник. Компания сумела устоять в ушедшем году и даже завершить его с положительным результатом. Однако, глядя на перспективу, нужно заметить, что в поддержке этого типа памяти похоже отказали практически все производители наборов логики. Цены на эту память все ещё кусаются, и если не будет предпринято никаких радикальных мер по её снижению, то Rambus вскоре столкнется с необходимостью жестко конкурировать с более дешевой и мало в чем уступающей ей другой памятью, например, QDR. Можно долго говорить о технологическом новаторстве Rambus, однако эта технология закрытая, а как показывает практика, здесь выживают открытые, пусть и менее совершенные технологии. Поэтому, переходя улицу Rambus, помните об этом.

Единственный способ установить границы
возможного - это пройти мимо них в невозможное.

Второй закон Кларка


Процессорные чипы

Наиболее заметной и всегда широко обсуждаемой частью современного компьютера, ставшей в последнее время главным фетишем различных культов, бесспорно, является центральный процессор, представляющий собой зримое воплощение закона Мура на практике благодаря довольно тривиальной, хотя и теоретически некорректной метрике, используемой для их сравнения – герцы. Именно эта некорректность и есть источник куска хлеба с маслом для армии тестеровщиков компьютерного железа.
Лидером ушедшего года смело можно назвать процессор Pentium 4 (Р4), официально представленный в конце 2000 года. Однако массовым на рынке он стал лишь в середине прошедшего года, когда сперва производители наборов логики, а затем и производители системных плат смогли предоставить достаточное количество своих изделий поддерживающих этот процессор. Заметно подпортили дела Intel поставщики литографического оборудования, требуемого для перевода производства на новый технологический процесс, применяемый в P4, а также давний тиран Intel, компания AMD, сующаяся вечно со своими конкурентно-низкими ценами на аналогичные решения и лишающая Intel сверхприбыли и доли рынка.

Pentium 4 inside

Пожалуй, именно задержки с поставками оборудования не позволили Intel развернуться по полной программе и выйти в бесспорные лидеры рынка, как оно и ожидалось накануне. И Intel и AMD шли весь год примерно вровень. Однако именно Intel стала первой компанией в отрасли сумевшая пересечь символический барьер и продемонстрировать процессор с тактовой частотой 2ГГц, произведенный по 0,13 микронному технологическому процессу.
Отрадно отметить и успехи компании VIA, выпустившей свои не требующие охлаждения процессоры С3 под Socket 370 на ядре Ezra с тактовыми частотами подведенными почти вплотную к гигагерцу и выполненные по 0,15/0,13 микронному технологическому процессу.

Наборы логики

Помните как Intel долгое время выруливал Р4 на улицу Rambus? Победа состоялась и продержалась всё первое полугодие. Тогда набор логики i850 для этого типа процессоров и этого типа памяти практически безраздельно властвовал во всей отрасли.
Однако в июне компания VIA представила свой P4X266 поддерживающий память DDR и работающий не хуже i850-го, что вызвало бурю протеста со стороны корпорации Intel. Сентябрь года ознаменовался очередным иском Intel к VIA по поводу нарушения лицензионного соглашения, касающегося этого набора. Производители системных плат тем временем не спешили сотрудничать с VIA, пережидая трудное для нее время. Более тихие в этом отношении компании ALi и SiS получив от Intel лицензии приступили к производству собственных наборов логики для процессоров Р4 и памяти DDR.
И хотя Intel представила свой набор логики i845 с поддержкой SDRAM и 133-мегагерцовой шины, он всё же работал гораздо медленнее P4X266. А поддержка в нем (i845D) памяти DDR долго не могла увидеть свет.
Пока суть да дело, SiS выпустила свой набор SiS645/SiS961 под Р4 с поддержкой DDR333 и способностью обмена посылками между мостами со скоростями до 533МБ/с. И чуть позже SiS650/SiS961 с интегрированным графическим ядром SiS315.

Набор логики SiS645/SiS961

Во втором полугодии VIA выпустила P4X333, сравнявшись таким образом, с SiS. Появился на этом рынке и новый игрок - компания ATi, получившая лицензию от Intel для реализации своего собственного первого набора логики для мобильных Р4.
Первым набором логики с поддержкой памяти DDR для процессоров Athlon и Duron стал разработанный самой AMD набор AMD760. Набор логики состоял из двух частей: северного моста AMD761 и южного моста AMD766. В начале лета SiS представила свой интегрированный набор логики SiS740 под эти процессоры на базе представленного в канун 2001 года SiS735 с добавлением графического ядра SiS315 и поддержкой AGP.
Конец лета ознаменовался выходом первого набора логики nForce от Nvidia, ещё одного нового игрока на этом рынке, который предназначен для системных плат, разделяющих концепцию «все в одном» и игровых приставок. Отличительной особенностью этого набора является отсутствие поддержки шины PCI.
В третьем квартале компания ALi модернизировала свой набор логики Aladdin Magic под Athlon, добавив в него поддержку DDR333, и назвала его ревизией «С».
Чуть позже AMD представила свой модернизированный набор AMD760MPX с поддержкой двух процессоров. И на этом борьба не закончилась…

Графические чипы

Год начала компания 3Dlabs, специализирующаяся в последнее время на графических решениях для компьютерного дизайна, систем автоматизированного проектирования и визуализации, своим чипом Wildcat II 5110 с успехом применяемого сегодня в рабочих станциях ведущих мировых производителей.
В течение всего года одна французская и ряд тайваньских компаний, поддерживающие графические чипы серии Kyro исполненные по технологии PowerVR, прозванные убийцами GeForce и являющиеся совместной разработкой STMicroelectronics и VideoLogic (ныне Imagination Technologies), изловчались в эзотерической попытке подпрыгнуть и укусить своего конкурента компанию Nvidia. Попытка на деле оказалась летальной, несмотря на то, что к концу года было продано чуть более миллиона плат. Похороны проходили со слезами на глазах. У кого из-за упущенных прибылей, у кого из-за напрасно потраченных средств, но у каждого по своему поводу. Аминь Kyro! Впрочем, похоже, сама технология PowerVR будет всё же востребована рынками игровых приставок и встраиваемых систем.
Более осмотрительная SiS лишь на очень небольшое время сделала легкие покусывания Nvidia в секторе недорогих видеоплат, поддерживающих технологию Transforming&Lightning, своим 256-ти битным чипом SiS315 и вновь затаилась за частоколом своих наборов логики для системных плат.
Компания Trident Microsystems, чей триумф пришелся на эпоху 386-х процессоров, стремительно разбросав свои графические ядра в различные ноутбуки и весело помахав всем ручкой, ускакала на перспективный рынок 3D-процессоров для цифрового телевидения высокой четкости и телевизионных приставок, где значительно преуспела прямо к концу года.
Впрочем, самой мудрой оказалась всё та же компания Nvidia, представившая к концу года свой графический чип Titanium, который заменил все её предыдущие разработки. Также компания серьезно заявила о новом мобильном графическом процессоре с кодовым названием NV17М, своих планах на Quadro2 и Персональ Синема. Помимо этого она наточила зуб на рынок компьютеров Mac, сделав тем самым приятное Apple, компании Стива Джобса.
Но вот порадовала больше ATi. Похоже, компании надоело стоять на коленях, и она мощным рывком выбросила на рынок графические процессоры на технологиях R200 и RV200, серию плат Radeon 7000 и 8000, графические комбайны All-in-Wonder на базе Radeon, а также Radeon Mobility и свою жемчужину - многофункциональную мультимедийную плату All-in-Wonder 8500DV. Помимо этого ATi, долгое время сторонившаяся ОЕМ-производителей, наконец, обзавелась добрым десятком помощников, среди которых оказалась компании Hercules и Gigabyte.

Radeon от ATi

Огорченная таким положением дел частная компания Matrox, начавшая год с представления плат на чипе G450 и собственного 25-летия, съела к концу года жульен из собственного галстука и, возможно, носков, глядя на производительность своих чипов, прикрыв разработку чипа G800 и выбросив на рынок остатки G550, она весело продолжила празднования с гордым видом компании уже выросшей из памперсов и ставшей взрослой. А взрослым, как известно, не гоже заниматься всякими глупостями в виде каких-то там чипов для массового рынка, и Matrox осталась на рынке систем видео редактирования и компьютерного нелинейного монтажа, как и подобает солидным пацанам.

Платы для нелинейного видеомонтажа

Ну, сказав «А», нужно произнести и соседние буквы. Все не буду, а остановлюсь лишь на оказавшихся наиболее достойными внимания для работы с популярным нынче форматом DV. В ушедшем году заметными конкурентами плате Matrox RT2500 в этом секторе рынка все ещё оставались компания Pinnacle Systems со своей платой Pinnacle Pro-ONE и компания Canopus с платой DVStorm с соответствующими комплектами программ.

Средства отображения

В 2001 году все основные производители мониторов начали постепенно создавать новые производства и переводить старые на выпуск планарных жидкокристаллических дисплеев. За ушедший год значительно сократился выпуск профессиональных мониторов на традиционных электронно-лучевых трубках с диагональю менее 17 дюймов. Рост спроса на ЖК-технологии ощущался не только в секторе дисплеев для персональных компьютеров, но и на рынке телекоммуникаций и производстве телевизоров. Следует отметить тот факт, что многие производители жидкокристаллических дисплеев задались целью интегрировать в эти устройства функции простого телевизора, для того чтобы поиграть на смежных рынках. Вот тут-то и объявилась из кустов Trident со своими новыми готовыми решениями. И это все здорово, поскольку рост производства ЖК-панелей неминуемо приведет к снижению их себестоимости.

Жесткие диски

В течение всего 2001 года основными игроками на этом рынке оставались Seagate, Maxtor, Western Digital, Fujitsu, IBM и Samsung.
Компания Maxtor испытывала некоторые проблемы в начале года, связанные с вливанием в свои ряды подразделения жестких дисков компании Quantum, прикупленное ею по случаю распродажи.
Почти все производители увеличили минимальные объёмы дисков вдвое, что стало возможно в первую очередь благодаря переходу на 40Гб пластины, и довели минимальные значения скорости вращения шпинделя до 7200 оборотов в минуту и кеш-буфера до 8Мб. Но только Maxtor перешел на новый IDE интерфейс обмена данными АТА133, поддержанный производителями наборов логики. Остальные компании решили поберечь силы и сконцентрироваться на стандарте SerialATA, который позволяет подключать быстрые диски с объемами более 137Гб.

Любая совершенно новая технология неотличима от волшебства.

Третий закон Кларка


Голубой зуб

2001 год можно смело назвать годом прорыва в технологии Bluetooth, разработанной для создания персональных вычислительных сетей. Как известно, основными принципами этой концепции являются дешевизна и компактность в реализации. Напомню, что обычная Bluetooth-подсистема состоит как правило из трех компонент: приемопередатчика, контроллера и флэш-памяти, до недавнего времени реализуемых в виде набора микросхем. В деле интеграции всего этого хозяйства в одном чипе отличилась компания Cambridge Silicon Radio, первой достигшая заветной цели в 5 долларов за чип при его размере менее 2 квадратных сантиметров без антенны.

Новые устройства ввода

Благодаря развитию сенсорных технологий и многоосных инфракрасных датчиков позиционирования компания Essential Reality представила в начале года свое усовершенствованное устройство, сообщающее компьютеру каким образом наша рука расположена в пространстве, и что она делает.
Другой подход был продемонстрирован компанией Samsung, разработавшей устройство Scurry, которое использует гироскопические датчики определения угловых моментов движения каждого пальца.
Эти устройства предназначены не только и не столько для искушенных игроманов, но в первую очередь для разработчиков САПР, служащих вредных производств, медицинских работников и т.д.
Однако в создании виртуальных клавиатур дальше всех продвинулась компания Senseboard Technologies. С помощью её устройства можно набирать текст, используя практически любую поверхность и даже делать это в воздухе, что прекрасно подходит для пользователей КПК и мобильных устройств. Датчики этого устройства отслеживают сокращения мышц при движении пальцев, а процессор искусственного интеллекта и распознавания языка преобразует их в сигналы, соответствующие нажатию клавиш обычной клавиатуры.

Клавиатура от Senseboard Technologies

Все эти устройства поддерживают протокол обмена Bluetooth.

Война вокруг DVD

Продолжилась война вокруг стандарта DVD. С самого начала года компании демонстрировали падение цен на эти устройства, выбрасывая на рынок новинки. И хотя было выпущено немало таких устройств, наметившаяся в середине года тенденция на разделение устройств на DVD-R/RW и DVD-RAM так и не принесла явного лидера форматов.
Главная интрига по-прежнему заключается в том, что все ещё продолжаются работы по созданию стабильного лазера с уменьшенной длиной волны, что позволит записывать на диски больше информации, чем сейчас. Существенных успехов в прошедшем году в этом направлении достигла корпорация Matsushita Electric, представившая свой голубой лазер, выполненный по технологии SHG. Видимо она и установит окончательный стандарт. Однако основной проблемой всё ещё остается малая выходная мощность луча, являющаяся следствием снижения длины волны.

Бытовая техника

Надо отметить, что за прошедший год компьютерным компаниям так и не удалось как следует поиграть на новом для них поле бытовой техники. Кондиционеры, холодильники, кофеварки, микроволновки и прочая домашняя утварь с возможностями выхода в Интернет так и не получили широкого распространения. Можно лишь отметить отрадный энтузиазм LG Electronics, уже имеющей свои законченные решения, но в целом ситуация была далека от оптимистической. Впрочем, возможно, компании приготовили нам что-то очень вкусненькое, но не в микроволновке, а в предстоящем году, и, как знать, может очень скоро нас с Вами ждет очередной бум.
Однако намечавшийся на прошедший год бум долгожданных и многострадальных игровых приставок так и не состоялся. Nintendo GameCube и Microsoft X-box, поддерживаемые в аппаратной части ATi и Nvidia, так и не стали продуктами года, даже несмотря на проводимые где надо шумные рекламные кампании.
Зато самая настоящая война развернулась между производителями КПК. Для начала надо отметить, что в течение долгого времени на этом рынке лидировала компания Palm с КПК на основе платформы Palm OS. Однако теперь у неё появились серьезные конкуренты: Pocket PC 2002 от Microsoft и Symbian от Epoc и Linux.
Новые устройства с платформой Pocket PC 2002, представленные в 2001 году, работают на процессорах Intel StrongARM с тактовой частотой 206МГц, в то время как в Palm-устройствах применяются процессоры Dragonball от компании Motorola с тактовой частотой 33МГц. Palm намерена перейти на ядро ARM в 2002 году, что, несомненно, резко увеличит быстродействие.
Помочь Palm в переходе на новые процессоры намерены Intel, Motorola и Texas Instruments. Все три компании лицензировали в 2001 году технологию у фирмы ARM Holding, владеющей интеллектуальной собственностью на эти чипы. И две из них, Intel и Motorola, почти сразу объявили о своих намерениях сделать свои собственные ARM-процессоры Xscale и Dragonball МХ1, работающие на больших тактовых частотах. Но, думаю, что устройства на Pocket PC победят. О своей поддержке этой платформы в прошедшем году заявили более 20 производителей.
В этом разделе стоит упомянуть и о разработках домашних роботов. Бесспорный лидер в этом направлении компания Aibo, подразделение Sony, представила в 2001 году не только новую версию своей роботизированной собачки цвета металлик, поддерживающей протокол обмена данными 802.11b и понимающей расширенный набор распознаваемых слов, но и две новые упрощенные модели Latte и Macaron, понимающие 70 слов, а также способные запоминать свои клички и имя хозяина. Подобные разработки сейчас очень популярны в Японии. Практически все крупные тамошние компании, например Honda и NEC, обзавелись соответствующими подразделениями.

Собачки Latte и Macaron

Наметившаяся пятерка лидеров в секторе цифровых фотокамер в лице Sony, Olympus, Fuji, Kodak и Canon развела в ушедшем году настолько бурную деятельность со своими 4-х мегапиксельными изделиями, что довела до банкротства бедную компанию Polaroid, давнего лидера рынка моментальной фотографии, впервые представленную в нашей стране на американской выставке в 1959 году ещё во времена Никиты Хрущева.
Чтение руководств по аппаратному обеспечению
при отсутствии самого аппаратного обеспечения
сопоставимо с чтением руководств по занятию сексом
при отсутствии программного обеспечения.

Шестьдесят девятый закон Кларка


Программное обеспечение

Для начала надо бы сказать, что обещано на 2001 год было больше, чем мы реально смогли увидеть.
В мае компания Alias|Wavefront, одно из подразделений SGI, представила 4-ю версию профессионального программного обеспечения для 3D-анимации и создания визуальных эффектов Maya, которая способна работать под Irix, Windows NT/2000 и Mac OS X. Эта версия была значительно усовершенствована и оптимизирована, особенно в части рендеринга и анимации персонажей. Улучшения коснулись и значительно расширенного инструментария кистей, а также таких функций, отвечающих за производство игр, как попиксельное затенение. Сам факт поддержки Maya операционной системой OS X был особенно приятен для компании Стива Джобса, который весь год уговаривал всех переходить на Mac, под который, по его словам, уже написаны тысячи приложений, в том числе и новая версия Corel Graphics Suite для OS X, наконец, представленная в октябре и Final Cut Pro 3.0, представленная чуть ранее.
В ушедшем году корпорация Microsoft, воспылав неожиданной страстью к Macintosh, не переставала демонстрировать свои продукты под эту платформу: Outlook 2001, Windows Media Player 7 с кодеками Windows Media Audio & Video 8, Windows Media Player for Mac OS X, при разработке которого использовался новый API Carbon от Apple с поддержкой мультипроцессорных систем и нового интерфейса Aqua (Mac OS X). В июне был продемонстрирован Messenger 2.0 for Mac с поддержкой Aqua и ранних систем. И, наконец, под завязку Microsoft выпустила свой хит: Office v. X for Mac, оптимизированный под интерфейс Aqua и состоящий из текстового процессора Word X, почтового диспетчера Entourage X, электронных таблиц Excel X и ПО для презентаций PowerPoint X.

Новинка от Microsoft

Всё это в итоге позволило Apple привлечь новых и вернуть часть старых клиентов, и окончить год с положительным балансом.
Но всё же главными продуктами года оказались операционная система Microsoft Windows XP и комплект приложений Office XP, вобравшие в себя все лучшие идеи за исключением, пожалуй, Java Virtual Machine (JVM), исключенную Microsoft из списка живых, оставив, таким образом, пользователей без возможности запуска Java-приложений. Однако вовремя подоспевшая на помощь Sun, поняв замысел создателей ХР, выложила для свободного скачивания в Сети свою JVM под эту операционную систему.
Похоже, что программные продукты ХР станут последними продуктами такого рода. Корпорация Microsoft довольно твердо высказалась за развитие перспективной с её точки зрения платформы .Net и предоставления услуг по подписке. На всё это она отводит несколько миллиардов долларов и пять лет работы. Тем не менее надо отметить, что ХР поддерживает около 12 тысяч устройств, что в два раза больше чем Windows 2000, и загружается намного быстрее, хотя и требует дополнительной модернизации старых компьютеров. Видимо кому-то из рьяных поклонников всего новенького придется расстаться со своими кровными грошами, нажитыми непосильным трудом.
Справедливости ради надо отметить и ещё пару отрадных моментов, связанных с программным обеспечением. Я имею в виду выпуск в четвертом квартале корпорацией Adobe своего нового пакета InDesign 2.0 для верстки и дизайна, и победоносное шествие с самого начала года ОС Linux на плечах серверов от IBM.
Кстати, Mandrake выпустила свою версию Linux for Mac, и уже ходят упорные слухи о разработке Microsoft Windows XP for Mac.

11-ти летний цикл солнечной активности

Да-да, именно её пиком, когда, как известно, обостряются психические заболевания, можно объяснить то безумство, достойное лучшего применения, которое компании демонстрировали весь прошедший год.
С начала года компания AMD везде, где только можно, намекала на то, что фраза «Intel Inside» есть только слоган, и что «инсайд» может быть не только Intel, но и кое-что ещё. Задумавшись над этой темой, голубой гигант IBM решил, что AMD права, и что «инсайд» может быть еще и IBM, а точнее её технологические идеи и разработки. И посему настоятельно рекомендовала всем «чужим» использовать логотип «IBM Technology Inside», а своим сотрудникам - печатать на «оборотках».

Новый логотип от IBM

Видя такой разворот событий, AMD не удержалась и поведала миру, что внутри может быть ещё и Athlon, да не простой, а золотой. А точнее Athlon ХР. На что Microsoft предупреждающе ответила своим ХР. И хотя ХР у них с их точек зрения разные, не все ли равно нам, россиянам, каких букв в этом слове явно не хватает.
Сильно удивил и главный архитектор программного обеспечения Microsoft, ну, тот самый, который сперва уверял нас, что 640кб памяти с лихвой хватит на все про всё, а потом, что Chicago есть абсолютно новый продукт с полной интеграцией всех компонентов и не имеющий ничего общего с DOS, сделавший прелюбопытное заявление на официальной презентации ХР: «Достаточно слегка поскрести Windows, - сказал он, - и в миллиметре от её поверхности нетрудно будет найти DOS». Во как! Правда, мы-то это знали и раньше, но такое заявление редмондовского мечтателя заставило меня лично сильно призадуматься: Большой Билл такой тормоз всегда или только в полупериодах солнечной активности?
Корпорация Adobe вдруг решила арестовать российского программиста Дмитрия Склярова, обвинив его в дюжине полусмертных грехов, чем сильно подпортила российско-американские отношения. А затем, как ни в чем не бывало, отозвала иск.
Впрочем, забавно вела себя и компания Lucent Technologies, имеющая большие финансовые проблемы. Её руководство не только распорядилось выкрутить каждую вторую лампочку с целью экономии расхода электроэнергии, но и продемонстрировало добровольные многотысячные увольнения сотрудников. Искренне надеюсь, что с психикой у этих людей все же все в полном порядке, и им не потребуется хороший психоаналитик.
Ну, вот теперь мимоходом и как бы кстати замечу, что пик солнечной активности пришелся на сильнейший спад в промышленности. Подобный последний спад был в конце восьмидесятых, а предыдущий в конце 70-х. Отсюда наблюдение: спады в компьютерной промышленности подчиняются 11-ти летним циклам солнечной активности. Надеюсь, что это моё эмпирическое наблюдение когда-нибудь назовут моим скромным именем.

Вместо заключения

В 1968 году на мировые экраны вышел фильм Стэнли Кубрика по роману Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года», где одним из главных героев был суперкомпьютер HAL9000. Как знать, быть может именно он вдохновил инженеров Intel на их достижения. Много с тех пор утекло байтов, однако, это прекрасный повод для краткого подведения некоторых итогов.

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Мы видим, что за эти годы значительно выросли тактовые частоты современных процессоров и объёмы памяти, сама электроника достигла немыслимых ранее степеней интеграции. Персональный компьютер стал обычным и доступным инструментом нашей повседневной жизни и перестал быть уделом избранных. Он объединил пользователей в сети и сделал мир более компактным, а информацию более доступной. Письма с его помощью стали доходить до адресата за считанные секунды, а общение разнесенных в пространстве многих людей повседневной реальностью. Стало возможным за короткие промежутки времени скачивать на свои жесткие диски несметное количество аудиовизуальной информации и делать многое другое.
Словом, с его появлением сильно изменилось качество жизни, но мы по-прежнему всё ещё вспоминаем про кнопочку Reset и порой видим сообщения об ошибках в программах. У нас всё ещё нет надежных самовосстанавливающихся операционных систем. Мы не можем поручить компьютеру сделать какую-либо работу, требующую неформального подхода. Он все ещё требует последовательного поступления информации, что совершенно не соответствует принципам человеческого мышления. Он может накапливать и хранить гигантские объемы информации, недоступные простому смертному. Но он все ещё не может самостоятельно анализировать и рационально распоряжаться даже малой толикой этого. И в этом смысле он ни на йоту не приблизился к человеческому разуму в отличие от HAL9000.
Но, быть может, следующие тридцать лет скрывают ответы на эти вопросы, и нам, как существам называющим себя разумными, настало время совершенствоваться самим в унисон современной технологии, дабы не пасть её жертвой, оставив навсегда образ австралопитека с берцовой костью древнего животного в руках истории. Как знать?

IMNSHO