Разработчик: BASI
Издатель:
"МедиаХауз" Минимальные системные требования
Операционная система Windows 95/98/ME/NT/2000
Процессор Pentium 100 или выше
Оперативная память 16 Mb
2 Mb свободного места на жестком диске (плюс место для записи мультфильмов, которые Вы нарисуете)
Видео карта SVGA, поддерживающая режим 800х600, True Color (24 bit)
6-скоростной привод CD-ROM
Звуковая карта, совместимая с Sound Blaster 16
Микрофон
Описание
Чем мне нравится компания "МедиаХауз", так это тем, что они все время чем-то нас радуют. Не успеешь свыкнуться с появлением одного нового, действительно интересного проекта, как тут же появляется другой. Вот и сейчас выпустили на компьютерный рынок новинку - "Конструктор мультфильмов". Сказать, что "Конструктор" предназначен только для детей, будет неправильно, скорее всего, это развлечение для всех членов семьи. И в торговле уже появились первые "ласточки" этого проекта. Вот об одной такой "птичке" и пойдет речь. Это конструктор-мультипликатор, разработанный компанией BASI по одноименному многосерийному мультипликационному фильму "Незнайка на Луне".
Наверняка и Вы, и Ваши дети с увлечением смотрели его, и, возможно, даже неоднократно. А теперь у Вас есть возможность вмешаться в жизнь Цветочного Городка: придумать новые приключения о жизни малышей и малышек, слетать вместе с ними на Луну и устроить там все по-своему.
Вам представляется шанс попробовать себя в роли мультипликатора. Причем, Вы будете и за сценариста, и за режиссера, и за кино- и звукооператора. А вдруг у Вас или Вашего чада обнаружится явный талант. Мало того, что создание мультфильма это весьма увлекательный процесс, требующий немалой фантазии, в котором может принимать участие вся семья от мала до велика, так при этом надо еще продемонстрировать и немалое терпение и усидчивость, если, конечно, Вы хотите получить конечный результат - задуманный и отснятый Вами фильм.
Итак, персонажи определены, идея за Вами, а о возможности ее осуществить позаботились дяди и тети из дружественного нам города Донецка, создав эту программу. Поговорим о том, что она собой представляет. Все манипуляции при работе в программе осуществляются мышкой, при работе с текстом понадобится и клавиатура. После установки диска на экран выводится заставка игры, являющаяся одновременно и Главным меню. В нем есть режим "демо", это демонстрационный ролик, в общих чертах рассказывающий и показывающий, как и что Вы можете с помощью этого конструктора сотворить. Чтобы приступить к работе, нажимаете "старт", попадаете в Мульти Пульти Студию, где стоит все рабочее оборудование - и понеслось.
Перед Вами появляется экран, на котором Вы будете создавать мультфильм. Вокруг него находятся предметы, щелкая на которые Вы попадаете в разные разделы работы над фильмом. Все, как у взрослых кинематографистов. Это висящие на стене фотоаппарат, маска клоуна и листок бумаги. Под экраном располагаются проигрыватель, Пульт управления анимацией, коробки с фильмами, а также две важные кнопки: "Помощь" и "Выход из программы". Щелкая на предмет, отвечающий за определенный раздел создания фильма, Вы вызываете появление справа от экрана интерфейс этого раздела. Как правило, это несколько кнопок, имеющие отношение к соответствующему процессу.
Процесс создания фильма происходит на рабочем поле (на экране), это - сцена. Сцена - это один кадр мультфильма. В кадре, как Вы сами понимаете, должны присутствовать персонажи и окружающие их предметы, с которыми они либо взаимодействуют, либо нет - по сценарию. Пейзаж или интерьер, на фоне которого и происходит действие, должен занимать задний план сцены. В одном и том же мультфильме может использоваться несколько фонов. Чтобы установить фон - щелкните на висящий слева фотоаппарат. Он отвечает за "Работу с фонами". Справа от экрана сразу появятся четыре кнопки, которые помогут решить все возможные проблемы с фонами. В конструкторе предусмотрена своя библиотека фонов. В нее Вы можете попасть, щелкнув на первую, верхнюю, кнопку "Вставить новый фон".
Фоны, которые предложены Вам библиотекой, располагаются на нескольких листах. Для просмотра листов с фонами используются стрелки. Выбрав щелчком мыши нужный фон, подтвердите свой выбор, щелкнув на "галочку", и выбранный вами фон займет свое место на сцене.
Если Вы хотите поменять свой выбор, щелкните на значок отмены фона - крестик. После установки фона, если есть такая режиссерская задумка, его можно передвинуть, щелкнув на вторую кнопку "передвинуть фон". Затем щелкаете в любое место фона и, не отпуская левой кнопки мыши, тащите фон в любую нужную Вам сторону. Если хотите создать иллюзию длительного движения персонажа на фоне чего-либо, то аналогичным образом, предварительно щелкнув на третью кнопку - "Построение анимации фона", "тащите" фон курсором в нужном направлении. Последняя кнопка "Удалить фон из сцены" удаляет этот фон, начиная с текущего кадра и до конца фильма. Ну вот, с фоном, более или менее, разобрались.
Теперь пришла очередь действующих лиц и предметов, окружающих их. Предметы могут перемещаться в кадре относительно друг друга и относительно актера. Рассмотрим, как этого добиться. Для этого щелкаете левой кнопкой мыши на маску, висящую под фотоаппаратом. Теперь Вам предстоит работа с актерами и предметами, которые будут "населять" установленный фон. Справа от экрана появятся шесть кнопок, при помощи которых Вы будете осуществлять эту работу. Первая кнопка в конструкторе "Вставить актера" отвечает за выбор актера.
По аналогии с библиотекой фонов, в конструкторе существует и библиотека актеров. В ней представлено около трех десятков персонажей, знакомых Вам по мультипликационному фильму. Принцип работы с этой библиотекой тот же самый. Листаете, выбираете, и подтверждаете выбор актера. После подтверждения на Вашем экране появляются два рабочих экрана выборов движений.
На левом - список вариантов движений выбранного персонажа. На правом - персонаж и управляющие кнопки: запуска и остановки анимации, зеркального отображения персонажа. Ниже располагается лента, на которой силуэты разных зверей соответствуют разным скоростям движения персонажа в кадре. Чтобы увеличить или уменьшить скорость передвижения Вашего героя, просто щелкните на другую зверюшку на ленте в сторону увеличения или, соответственно, уменьшения быстроты передвижения. Выбрав вариант движения для своего актера, подтверждаете выбор, щелчком на "галочку" под списком вариантов. Имейте в виду, что движения актера начинаются с того кадра, когда он был помещен в сцену. В сцену попадает только один кадр движения актера. Выбранное движение появляется в кадре после нажатия Вами пятой кнопки - "Построение анимации". Щелкните кнопкой мыши на актера и перемещайте курсор в любом, нужном Вам направлении. Анимация будет продолжаться до тех пор, пока Вы не отпустите кнопку мыши. Чтобы изменить одно действие актера другим, используется кнопка "Смена действия актера". Щелкаете на нее в любом месте действия актера, которому хотите задать новый вариант движения. Как это сделать, Вы уже знаете.
Аналогично выбору актеров, второй кнопкой - "Выбрать предмет", выбираются предметы их библиотеки предметов.
Порядок работы с ней такой же, как в других библиотеках конструктора, поэтому останавливаться на нем подробно, нет необходимости. Для того чтобы изменить положение актера или предмета в сцене, существует кнопка "Передвинуть актера или предмет". Для этого щелкаете на актера или предмет левой кнопкой мыши и "перетаскиваете" в любое место сцены по Вашему желанию. Чтобы зафиксировать предмет в новом месте, отпустите кнопку мыши. Перемещаясь от кадра к кадру, можно корректировать положение предмета на экране.
Актеры и предметы на сцене должны "взаимодействовать" друг с другом. Для этого в программе Мульти-Пульти разработан специальный механизм. Есть два пути, позволяющие перемещать объекты сцены и определяющие эти взаимодействия. Они зависят от того, какую (левую или правую) кнопку мыши Вы нажимаете. В зависимости от этого при перемещении Вами по экрану курсора Ваш персонаж будет двигаться так или иначе: уходить или приближаться, взлетать над землей или опускаться на нее, прятаться за что-то или появляться.
Если по сценарию Вам необходимо убрать какого-то актера или какой-то предмет, то используют кнопку "Удалить объект со сцены". При нажатии на эту копку актер или предмет удаляются во всех кадрах до конца фильма, начиная с текущего кадра.
Ну, с актерами и предметами разобрались. Подробнее с работой программы можно ознакомиться, прочитав справочное руководство к программе (Help). Для этого щелкните в Мульти Пульти Студии на кнопку с изображением знака вопроса, расположенную рядом с проигрывателем.
Следующий, немаловажный аспект работы над фильмом - это работа с текстом. В любом фильме есть титры. Это название фильма, актеры, авторы и т.п. Текст может состоять из слога, слова или предложения. Он располагается всегда на переднем плане сцены. Чтобы начать работать с текстом, щелкните на листок бумаги, прикрепленный кнопкой к стене. В появившемся справа от сцены интерфейсе располагаются пять рабочих кнопок. Для создания текста на экране, щелкаете на кнопку "Вставить текст в сцену". На экране Вашего компьютера появится экран для создания текста, под ним поле создаваемого текста и ниже - рабочие органы управления.
При помощи клавиатуры вводите нужный текст в поле для создания текста. Теперь ему нужно придать желаемый вид. Это делается с помощью органов управления. Поле выбора типа шрифта располагается слева. Правее, в прямоугольном окне - поле выбора высоты шрифта. Ниже расположены кнопки, устанавливающие толщину букв (жирный текст), курсив (наклонный текст), кнопки, выполняющие текст с подчеркиванием, а также текст с тенью и текст с контуром. Еще ниже расположена таблица цветов и переключатель цвета букв, тени и контура. Совершив все необходимые манипуляции, подтвердите свой выбор, щелкнув на "галку", только после этого текст попадет в сцену. Соответственно, щелчок на "крест - отменяет этот режим. При предварительном нажатии кнопки "Передвинуть текст", Вы, зафиксировав его левой кнопкой мыши, можете "перетаскивать" его по всему кадру, ставя в нужное место. Если по ходу фильма предусмотрен новый текст, щелкаете на кнопку "Изменить вставленный в сцену текст". Затем левой кнопкой щелкаете на любое место в тексте и работаете с новым текстом, как было описано ранее. Для режима движения текста по экрану существует кнопка "Построить анимацию текста". "Хватаете" текст левой кнопкой мыши, фиксируете ее и "таскаете текст по сцене в нужном направлении". При этом будет создаваться анимация. Анимация сцены будет происходить, начиная с текущего кадра и до тех пор, пока Вы не отпустите левую кнопку мыши. Так же, как Вы удаляли из сцены актеров и предметы, можно удалить и текст. Режим удаления запускается кнопкой "Удалить текст из сцены". Щелкните на текст и подтвердите решение. Текст так же удаляется, начиная с текущего кадра и до конца фильма.
Звук является неотъемлемой частью любого фильма. В программе предусмотрены достаточно широкие возможности работы со звуками. Щелкните на проигрыватель и справа от сцены появятся кнопки для работы в этом режиме. Можно воспользоваться обширной готовой библиотекой звуков. Кроме того, если у Вас есть подключенный к компьютеру микрофон, то Вы можете записать и свои собственные звуки. Чтобы вставить звук из библиотеки, щелкните на кнопку "Вставить звук из библиотеки" и перед Вами появится библиотечный список звуков, предлагаемых программой.
Принцип работы такой же, как во всех предыдущих библиотеках. Выбираете нужный звук, а затем, при необходимости, выставьте его громкость при помощи регулятора, расположенного справа от списка. Нажатие "круговой" кнопки, расположенной под регулятором звука, обеспечивает Вам непрерывность звучания при настройке громкости. Чтобы выбранные звуки попали в кадр, не забудьте подтвердить свой выбор. И еще, учтите, что одновременно может звучать не более семи звуков. Кнопка "Вставить музыку из библиотеки" позволяет Вам выбрать музыкальный фрагмент из библиотеки. При записи с микрофона, щелкните на соответствующую кнопку - "Запись с микрофона" и на экран будет выведен пульт управления микрофоном. На нем - регулятор уровня записи и индикатор уровня, по которому Вы можете контролировать громкость звуков. Рабочая зона индикатора должна находиться в желто-зеленом секторе. Под индикатором располагаются кнопки, управляющие процессом записи звуков и воспроизведения мультипликации. По окончании работы пульт убирается при нажатии на нем кнопки, расположенной в правом верхнем углу.
Если в Вашей сцене одновременно присутствуют несколько звуковых эффектов и музыка, то чтобы отрегулировать громкость их взаимного звучания относительно друг друга, Вам нужен режим, вызываемый кнопкой "Микшерский пульт". Щелкните на нее, и интерфейс пульта появится на экране Вашего компьютера.
В левой его части на дисплее Вы видите наименования музыкальных фрагментов, звуковых эффектов и длительность их звучания, выраженную в кадрах. Ряд кнопок, расположенных на дисплее слева служит для удаления соответствующего музыкального фрагмента или звука. Если вы хотите удалить какой-либо звук временно, то уменьшите его громкость до нуля, используя соответствующий регулятор громкости, расположенный слева от дисплея. С помощью микшерского пульта Вы можете также регулировать длительность записываемых звуков. Для этого справа на дисплее, напротив каждого музыкального фрагмента есть свои кнопки со знаками "- " и "+", которые Вы, соответственно, и нажимаете в зависимости оттого, что Вы хотите - увеличить или уменьшить длительность звучания записываемых звуков. При этом следует помнить, что каждый звук в библиотеке имеет свое собственное определенное время звучания. Нажимая на кнопку со знаком "+", Вы включаете повтор звука, начиная со следующего кадра. Нажимая на кнопку со знаком "-", Вы, наоборот, обрезаете звуковой фрагмент. По окончании работы микшерский пульт сворачивается кнопкой, расположенной на нем справа. Так поступают с отдельными звуками. Громкость звучания всего фильма в целом Вы можете регулировать при помощи регулятора проигрывателя, стоящего в Мульти Пульти Студии.
Теперь готовый фильм можно просмотреть и, при необходимости, отредактировать. Для этой работы предназначен Пульт управления анимацией, расположенный на столе Мульти Пульти Студии. С помощью этого пульта Вы можете просматривать и редактировать не только создаваемый, но и уже готовый фильм.
Пульт управления включает в себя устройство для перемотки пленки, счетчик кадров, через который проходит кинопленка, и кнопки, отвечающие за пуск и остановку воспроизведения записи, а также за частичную и полную перемотку кинопленки в начало и в конец фильма. Для быстрого перемещения по всему фильму можно воспользоваться бегунком, расположенным ниже. Просто "схватите" его курсором и левой кнопкой мыши и "тащите" в нужное положение. Счетчик пульта анимации показывает текущий кадр фильма. Счетчик начинает работать, как только Вы при работе над фильмом нажимаете кнопку "Построение анимации".
Так, фильм Вы сняли, озвучили, наложили текст, отредактировали. Теперь надо сохранить созданный шедевр. Для этого в конструкторе существует режим, который называется "Работа с проектом фильма". В этом режиме можно начать новый проект, сохранить уже созданный проект фильма или загрузить его для редактирования. Также можно сохранить проект фильма как видеофайл в формате AVI, загрузить сохраненный фильм для просмотра. Этот режим открывается для работы, если щелкнуть на коробки с пленками, находящимися рядом с пультом управления анимацией. В интерфейсе появится кинопленка, каждый кадр которой представляет собой ту же кнопку.
При работе в этом режиме Вы можете просмотреть полнометражный фильм, распечатать понравившиеся кадры на принтере, или удалить из фильма один или несколько кадров, показавшихся Вам ненужными. При сохранении фильма необходимо дать ему название, которое Вы заносите в поле появляющейся таблицы. В названии фильма не должно быть точек и спецсимволов. По этому названию можно будет быстро найти именно этот фильм при его загрузке.
Ну, вот и все! Творческих Вам успехов! Посрамим Голливуд! :)
P.S. Ну, а когда возможностей программы перестанет хватать, переход на профессиональные редакторы нелинейного видеомонтажа - не вызовет больших затруднений... :)