Kohan 2: Kings of War

Автор: Morgana
Дата: 25.11.2004
Все фото статьи
Разработчик: TimeGate Studios
Издатель: Global Star Software (Take-Two Interactive Software, Inc.)

Введение


Kohan 2: Kings of War - трехмерное продолжение игры, созданной в 2001 году компанией Time Gate Studios. Игра получилась достойной продолжательницей дела племени Кохан - очередной расы бессмертных - и, безусловно, займет свое место среди сотни лучших игр жанра RTS.

Даже если вы в глаза не видели Kohan: Immortal Sovereigns, вам все равно стоит обратить внимание на "Королей войны". Краткий, но исчерпывающий туториал и интересная военная и экономическая системы просто-таки вынудят вас пройти игру до конца. К тому же, по сценарию вам придется сражаться за обе стороны - чтобы не прерывалась нить повествования. Чем-то этот прием напомнил мне незабвенный Age of Mythology.

В этом заключается одно из отличий "Королей войны" от первой части - больше вам не приходится ломать голову над тем, за какую расу играть ту или иную миссию. Итак, чем же порадовали нас разработчики на этот раз?



Системные требования


Минимальные требования:

Windows 98/ME/2000/XP
Pentium 4 1.5 GHz или AMD Athlon эквивалентной частоты
256 MB RAM
64 MB NVIDIA GeForce3, ATI Radeon 8500 или эквивалентная видеокарта с драйверами, 100% совместимыми DirectX 9.0b
100% совместимая DirectX 9.0b звуковая карта
16x CD или DVD ROM
700 MB свободного места на жестком диске
DirectX 9.0b (поставляется на диске с игрой)
Высокоскоростной доступ в Интернет для многопользовательской игры


Рекомендуемые требования:

Windows XP
Pentium 4 2.0 GHz или AMD Athlon эквивалентной частоты
512 MB RAM
64 MB NVIDIA GeForce4 Ti / ATI Radeon 9000
DirectX 9.0b
Высокоскоростной доступ в Интернет для многопользовательской игры


Сюжет


Многие и многие годы прошли с момента последнего катаклизма (смотри, то есть, играй в первую часть), и остатки поверженного зла нашли друг друга и пробудили Зло еще большее, нежели они сами. Предвестья грядущей (очередной) катастрофы были замечены не только Советниками, но и всеми племенами, и возрожденные Коханы то тут, то там стали появляться в Халдуне. Наава - посланница Совета - вынуждена преследовать вражеские силы. Но в процессе своих преследований она открывает для себя еще более ужасную правду - остатки зла уже не остатки, а прямо-таки превосходящие силы противника!

Себек, советник Мельхиора, принял в себя Абадонну, чей голос обещал ему силу и могущество. Мельхиор, как истинный кейя, отказавшийся подчиниться Абадонне и принять его господство, быстренько ретировался в стан своих недавних соперников. Разумеется, счастья это никому не принесло, особенно если вспомнить горы трупов, которые Мельхиор оставил за собой буквально пару месяцев назад по времени Халдуна. И явно видно, что человек в железной маске ведет свою, никому до времени не понятную, игру. Истинный кейя.

Враги первой части станут друзьями, друзья - врагами, потерявшие память Коханы будут время от времени находиться под грузом стресса. Сюжет закручен донельзя. И где-то в районе семнадцатой миссии четыре силы мира поставят Нааву в известность о том, что они приняли стратегическое решение уничтожить планетку, лишь бы она не досталась Абадонне. Но у вас есть последний шанс избежать этого - убить Абадонну первым.

Чтобы не прерывалась художественная линия сюжета, вам придется играть по очереди за Нааву, Мельхиора, а потом еще и за Абадонну. После того, как выпустите на свет Божий это существо, приступите к немедленной и бескомпромиссной борьбе с ним. Интересно? То ли еще будет :).

Мультфильмы-заставки в начале и конце каждой миссии сделают процесс игры еще более увлекательным. Даже и не знаю, что интереснее: сражаться или смотреть, кто что кому сказал и почему он это сделал :).



Копейка рубль бережет!


Начнем, пожалуй, со строительной системы. Раз и навсегда забудьте о юнитах-дровосеках, камнетесах и тому подобной рабочей силе. В "Королях войны" их просто нет. Шахты есть, а обслуживающего персонала нет. Город сам производит определенное количество денег за отрезок времени, а количество камня, железа, дерева, кристаллов (маны) имеет определенное значение, мало на что, на самом деле, влияющее.

Например: создание каждого форпоста обойдется вам в энную сумму (от 90 до 75 золотых - в зависимости от произведенных в городе апгрейдов) и минус 4 камня. Эти 4 камня вычтутся из общей суммы камней, которая складывается из всех зданий и шахт, и будет отображаться на верхней - "экономической" панели. Точно также дело обстоит с золотом, которое является самым важным игровым ресурсом. В погоне за золотом на карту ставятся другие ресурсы: рынок вы можете апгрейдить либо в банк и получить небольшую прибавку для всех ресурсов, либо в базар, что даст вам прибавку в золоте в 40 единиц (данные цифры имеют отношение только к строениям человеческой расы, и отличаются от строений других племен).

Крайне внимательно следите за финансами, иначе вы можете оказаться с пустой казной совершенно неожиданно. Почти каждое здание и юнит отнимают определенное количество денег из общей суммы (той, что в скобках после плюса :)). Это значит, что чем больше отрядов, которые постоянно расходуют деньги, вы натренируете, тем меньше финансов у вас останется.

Некоторые миссии начинаются с неприятного состояния "в минусе", когда ваши финансы таят с неприличной скоростью, а вам надо не только построить город, но и сколотить небольшую армию. Первым делом стройте рынок, бараки (это даст дополнительное место для одного отряда), и делайте апгрейд всего города. У каждой нации есть свой ресурс, обладание которым приносит еще и денежную прибыль (у расы зеленых древоведов и фауналюбов таким ресурсом является кристалл маны, у варваров - камень). Так что в ваших же интересах быстро определить, что это за ресурс и завладеть им в маскимальном объеме на всей карте. И помните, что тот, кто контролирует все шахты - молодец :).

Деньги за строительство снимаются только когда началась сама стройка, а не когда вы обозначили свое желание возвести строение. С одной стороны, это удобно, если стройотряду приходится бежать к шахте через всю карту - вы еще успеете произвести апгрейд или нанять отряд. Но с другой, может получиться так, что добежит этот самый стройотряд до шахты, а в казне у вас пусто. И придется стоять горемыкам в незащищенной зоне и ждать, пока на счету накопится нужная сумма. Надо еще помнить, что апгрейд шахты и форпоста стоит ровно столько же, сколько и постройка самого сооружения. Так что деньги, деньги и еще раз деньги - залог всей экономической системы.

Строения типа бараков, рынка и так далее строятся внутри городских стен, автоматически занимая предназначенные для этого места. Это не "варкрафтоподобные" игры, в которых есть ограничения на общее количество зданий, а ставить вы их можете, куда и сколько придет в голову. Подобная система сильно упрощает жизнь игроку, не отвлекая его от самого процесса Игры. Уверяю вас, вам и без строительных изысков найдется, чем себя занять - вражеский AI порой отличается умом и сообразительностью.
Каждое здание отвечает у всех рас (за небольшими исключениями) за одни и те же войска или структуры:

Бараки позволяют апгрейдить всадников.
Лесопилка "улучшает" характеристики лучников и удешевляет стоимость юнитов.
Базар приносит деньги, но уменьшает ресурсы (у древоведов - наоборот).
Шахта отвечает за улучшение зданий и уменьшение их стоимости.
Кузница заботится о пехоте.
Университет и храм поднимают характеристики специальных существ, уникальных для каждой расы.

Сам город не может быть построен в произвольном месте. Руины от старых городов и специальный отряд пионеров или пилигримов - вот две составляющих для возникновения города.

Но главным достоянием любого города или форпоста является так называемая область снабжения, попав в которую, ваши отряды восстанавливают не только свое здоровье, но и жизнь. Здоровье восстанавливается не у всех членов отряда сразу, а по очереди, что увеличивает время простоя, а это не всегда хорошо для вас. Чем мощнее город или форпост, тем больше радиус действия области снабжения.


Единственная проблема с ней, которая меня неприятно удивила, заключается в том, что во время отражения атаки гарнизоном область снабжения автоматически пропадает. Вдобавок, во время осады города невозможно возводить строения внутри или нанимать войска. Да и вообще, осажденный город перестает приносить в общую копилку свою порцию золота. Вот это по-настоящему обидно!

Хороший бессмертный - живой бессмертный


Помимо обслуживающего персонала вы также можете позабыть на время игры о таком понятии как "юнит". Отряд - вот боевая единица мира бессмертных и прочих негодяев. После двадцати с лишним уровней начала-таки ценить удобство этой системы. По умолчанию отряд состоит из командира и четырех воинов. В качестве командира вы можете приаттачить бессмертного Героя, если таковой есть в наличии. Иконки Героев висят в левой части экрана. Черная рамка вокруг лица обозначает, что товарищ свободен и вы можете поставить его во главе отряда.

Если же вас не удовлетворяет стандартный набор, вы можете собрать нестандартную комплектацию, воспользовавшись специальным меню (Custom Company). Каждый такой отряд, созданный по вашему желанию и возможностям, стоит в полтора-два, а то и три раза дороже стандартного костяка. Состоит такая спецкоманда из основной четверки, фланга из двух бойцов и арьергарда, состоящего из командира и двух специальных юнитов: лекаря (клерика) и/или боевого мага.


Способности Героя действуют на весь отряд, придавая ему дополнительные характеристики. У каждой расы свои специальные юниты, которым тоже можно выдать двух сопровождающих, но их самих включить в спецотряд, к сожалению, нельзя.

Максимальное количество отрядов, допустимых для одной стороны - двадцать штук. Вне зависимости от того, сколько городов и бараков сверх этого количества у вас есть. С одной стороны, неудобно, потому что много отрядов - не мало, и нескольким небольшим армиям проще и быстрее выполнить несколько полноценных заданий. А с другой стороны, так даже интереснее :). Так что тактика и стратегия должны стать вашими любимыми понятиями на протяжении всей игры. Интересных миссий очень много, а вот скучных или легких - ни одной. Кстати, в "Королях войны" всего два уровня сложности, и "Легкий" не входит в их число ;).

Одновременно можно выделить только шесть отрядов. Для того, чтобы сформировать их в армию и обращаться к выбранному воинству одним кликом мышки, воспользуйтесь панелью в левой верхней части экрана. Слоты заполняются удержанием Ctrl и клавиш от 1 до 9.


Если отряду нанесен значительный ущерб, у оставшихся членов срабатывает инстинкт самосохранения и они быстро-быстро бегут в сторону ближайшей области снабжения, где и остаются до полного выздоровления. Вот если бы у них потом срабатывал инстинкт возвращения в бой... Так что не забывайте время от времени проверять ближайшие кусты и указывать излечившимся на новые цели на карте. Но если уже идет сражение, то вытащить из него бойцов крайне сложно. Простые приказы к перемещению на другое место на них не действуют. Приходится пользоваться иконкой с белым флагом и надписью Run. Нехотя, в принудительном порядке, отряд выходит из боя и отправляется в указанное вами место. Особенно часто вы будете пользоваться этим приемом, чтобы вывести стройотряд из засады и прочих малоприятных мест, куда они обязательно попадут в самый неподходящий для этого момент. Проверено не один десяток раз.

Отряд с Героем в качестве командира имеет бОльшие шансы на удачу. Даже если вся команда погибнет, при наличии свободных мест, через несколько минут отряд снова появится вместе с Героем и отправится в ближайшую область снабжения для регенерации. Поэтому запомните одно правило: собираясь развернуть вселенскую битву, постройте как можно ближе два форпоста, чтобы совместить приятное с полезным и не отвлекаться от войны.

На карте вам будут попадаться древние святыни, которые необходимо завоевать, чтобы получить некие весьма приятные бонусы для себя: скидки на строительство или небольшое количество ресурсов. Всяческие норы, бандитские лагери и тому подобные обиталища хранят в себе небольшие запасы золота. Их его тоже имеет смысл завоевать - денег мало не бывает.


Обратите особое внимание на иконки отрядов. Научившись их различать, вы существенно облегчите себе полководческую жизнь.

Итак, синее поле безо всяких миганий - отряд в полном составе и находится внутри зоны снабжения.

Синее поле и мигающей белой канвой - отряд в полном составе находится вне зоны снабжения.

Красная мигающая канва говорит о том, что отряд ведет боевые действия.


Белое поле - отряд понес значительные потери. Если иконка не прыгает как сайгак по степи, что означает стремительное отступление, пользуйтесь замечательной командой "Run" и выводите отряд из боя принудительно. Камикадзе встречаются повсюду, но вылечить боевую единицу правильнее, чем тренировать зеленых новичков и пускать их в пекло. По получении определенного количества очков опыта отряду присваивается новый уровень, о чем свидетельствуют нашивки около его иконки.


То же самое касается и противника. Если вы кликните на иконку вражеского отряда, то сможете посмотреть не только состав, боевые характеристики и прочие важны вещи, но и увидеть степень повреждений, нанесенных вашими молодцами проклятым захватчикам. Или наоборот :).

Если тезисно, то рецепт победы прост: держите каждый отряд в живых как можно дольше, по возможности делайте все апгрейды как можно быстрее, и нещадно уничтожайте область снабжения противника. Если только ваш противник не мертвяк. Они регенерируют постоянно и область снабжения для этого им не нужна. Поэтому с ними так трудно сражаться. И помните, что если вы лишились собственной области снабжения, и при этом у вас не пара тысяч золотых в резерве, смело можете начинать сдаваться.

Лирическое отступление: об игре в целом


Шесть рас и пять группировок населяют мир Халдуна. У каждой расы есть уникальное специальное, особое существо (иконка с ромашкой-шестеренкой). Отряд состоит из одного юнита.

Расы


Харун (Haroun).
Те самые зеленые древоведы и фауналюбы. Похожи то ли на эльфов, то ли на духобаб. Любят природу, буквально, живут в ней. Свои здания они не строят, а выращивают, причем, стройотряду достаточно только "посадить" строение - оно вырастет само, пусть и не так быстро. Благодаря тому, что все постройки - живые, они обладают способностью к регенерации и их не нужно ремонтировать.


Не самая сильная раса в игре, но только у нее пилигримы (строители городов) не исчезают после завершения выращивания городского центра, а могут использоваться повторно.
Специальным созданием Харуна является исполинское ходячее дерево.

Люди.
Сказать-то про них особо и нечего. Человеческая раса похожа на нас с вами и ничем примечательным не выделяется. Катапульта - специальное создание.

Гаури (Gauri).
Низкорослые обитатели гор и гористых местностей, любители камней и техники, Гаури, пожалуйс, моя самая любимая раса Халдуна. Они независимы, трудолюбивы, держатся кланами. И делают упор не на магию, а на силу оружия и своих творений. Главное творение зовут Juggernaut, и это - первый боевой робот. Если вы знаете, что такое "mech", то поймете мои восторги :). Просто красавец! Вместо лучников Гаури используют переносные установки, стреляющие копьями. Из полу-осадного оружия они изобрели баллисту, выпускающую разряды энергии. Эффективно как против стен, так и против вражеских отрядов. Робот особенно хорош против стен и специальных существ других рас.



Драуга (Drauga).
Песчаные жители, настоящие варвары. Драуга - выносливые, сильные и отважные воины. Превосходные охотники. Благодаря этому смогли приручить маулеров - местную породу приземистых хищников, похожих то ли на собак, то ли на быстрых и невероятно злобных ленивцев. Выглядят очень мило и симпатично :).
Маулеры - конница Драуга. Охотник - тот самый, что приручил маулеров - один из самых сильных юнитов, сражающийся двумя мечами. Дик и свиреп.
Специальное создание зовется Бегемотом, хотя внешне это вылитый мамонт с навесной рукотворной защитой. Видимо, имя ему дали в честь одного персонажа из НоММ3. Надеюсь, что это не так :).
Мамонта этого стоит тренировать только после всех апргейдов - не так уж он и силен против отряда не-мертвых. Жалко слоненка... Хорошее стенобитное орудие, недаром ему железную нашлепку ко лбу приделали.

Не-мертвые (Undead).
Противоположная сторона, прислужники Зла, союзники и рабы Абадонны. Играть за них мерзко и противно. А придется. Их стройотряды возводят и города, и шахты с форпостами.
Уйдя по ту сторону жизни, они обрели вечность, что дало им возможность постоянно регенерировать, вне зависимости от местонахождения.
Их отряды состоят из скелетов всех мастей и размеров, а специальное существо - Костяной Голем - собран из разных частей нескольких скелетов. При этом у него есть рога и что-то на спине, бывшее когда-то нижней частью крыльев.
Общее впечатление весьма и весьма мерзкое.

Тень (Shadow).
Вселенское зло, нависшее над Халдуном. Баньши, варлоки, фурии и прочая нечисть составляют войско, исполняющее волю своего хозяина. Ведет это подземное воинство Абадонна, демон-разрушитель - огромный монстр с боевыми щупальцами, растущими из задней части головы.
Специальное существо именуется Левиафаном - нечто когтистое и хвостатое сине-фиолетового цвета. И совсем не легендарная рыба.
Сами по себе "младшие" отряды Тени не так сильны, но им нет числа, и этим они опасны. Про Абадонну я лучше просто промолчу - вам придется играть сначала за него, а потом против. Видимо, для того, чтобы вы реально представляли себе трудность уничтожения этого демона.


Группировки


Кейа (Ceyah) - свобода от морали, страха и прочего, возведена в степень абсолюта до состояния безпринципности. Быть Кейя - состояние души. Мельхиор - яркий представитель такого состояния :). Питаются силой Тени. К Кейя могут относиться Люди и Не-мертвые.

Националисты - подчинены Порядку во всем. Они спокойны, собранны и уверены в себе. Но это не мертвый покой комы, а затишье перед бурей. Националисты - основа любой силы, ее фундамент, соль земли. К ним относятся Гаури, Драуга и Люди.

Роялисты - ярые сторонники Добра, они всегда боролись и будут бороться со злом. "Ни шагу назад" - это про них. Оплот старого порядка и традиций, роялисты истребляют приспешников Тени повсюду на своем пути. В великой битве они исполняют роль кулака. Харун, Драуга и Люди - вот представители роялистов.

Советники - руководствуются тремя китами: пониманием, терпением и прозорливостью.
Советники несут знания о Свете и о Порядке. Обладают тягой к Знанию в любом виде, и выполняют роль мозга в великой битве. К советникам относятся Люди, Харун и Гаури.

Падшие - в самом деле выпали из жизненного цикла перерождения, и полны ненависти ко всему, что утрачено ими навсегда. Они олицетворяют Абадонну, Абадонна олицетворяет их. Падшие находятся в одной точке между жизнью и смертью, не в состоянии обрести определенность. Не-мертвые и Тень - падшие. Им суждено проиграть :).

Заключение


Отдаю должное художникам - силы Зла получились не просто страшными, а очень страшными. После целого трудового дня, проведенного в сражениях с нечистью в игре, вся орда навестила меня в неспокойном сне. Эффект превзошел все ожидания. Очень страшно. Хотя синенькие "собачки" у Абадонны симпатишные (с).

Если вы любите фэнтези или играли в первую часть Кохана, или являетесь приверженцем стратегий в реальном времени, или... Словом, поиграйте в "Королей войны" и сами решите, нравится вам игра или нет...