Vampire: The Masquerade - Bloodlines

Автор: HF
Дата: 31.12.2004
Все фото статьи
Разработчик: Troika Games
Издатель: Activision
Официальный сайт игры: www.vampirebloodlines.com

Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1.2 GHz
384 MB RAM
64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
4x CD-ROM/DVD-ROM
3.3 GB свободного дискового пространства (плюс 1.4 GB для swap-файлов)


Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 2 GHz
512 MB RAM
128 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
4x CD-ROM/DVD-ROM
3.3 GB свободного дискового пространства (плюс 1.4 GB для swap-файлов)




Особенности


Игровая вселенная "Vampire: Masquerade", уже в течение многих лет разрабатывается и совершенствуется компанией "White Wolf". Она не настолько древня, как "AD&D", но как и в случае с самой известной системой, все началось с P&P (Pen and Paper)-варианта, то есть игра шла на бумаге с карандашами, кубиками, таблицами и расчетами. Система довольно подробно описана, содержит обширный набор правил, а главное - отстоит от нашего реального мира не так далеко, как большинство фэнтези-систем. Можно даже сказать, что сегодня это уже не просто игра, а, скорее, субкультура, являющаяся часть реальной жизни многих людей. Даже у нас в Москве существует множество "клубов", члены которых "играют" в вампиров или живут этим. Этот мрачный мир готик-панка...


...привлекает своею красотой увядания, декаданса, и вместе с тем, какой-то изысканностью, утонченностью, которая является неотъемлемой частью мира вампиров. Впрочем, вернемся к предмету. Первая попытка перенести этот мир на компьютеры была предпринята "Activision" и "Nihilistic Software" несколько лет назад. Игра наделала много шуму, и скажу прямо - было из чего. За реализацию продолжения всего этого кровавого безобразия взялись специалисты из "Troika Games" ("developer of uber cool games" - как они себя сами называют). "Troika Games" - компания, основанная бывшими членами команды "Black Isle", (повинной в создании шедевра именуемого "Fallout"), и уже успевшая поразить нас такими довольно неоднозначными проектами, как "Arcanum", а также "Temple Of Elemental Evil".

Полное и правильное название всей серии звучит как "Vampire: The Masquerade", а "Bloodlines" (как "кровная связь") - это непосредственно название игры, тогда как первая игра носила название "Redemption" - "Искупление". Название серии состоит из двух слов потому, что она повествует нам о жизни вампирского общества в период Маскарада. Маскарад - одна из первооснов вампирского общества, его главная традиция. Считается, что вампиры живут среди нас. Обладая невиданной силой и даром вечного существования (жизнью это назвать нельзя - биологически вампиры мертвы), скрываясь в тени веков, они пишут людскую историю, и люди для них - не более, чем марионетки. Человеческая история, которую мы знаем - лишь вершина айсберга их махинаций. Традиция Маскарада как раз и предписывает вампирам оставаться в тени, не выдавая людям своей сущности. Эта игра на сто процентов - не для детей. Здесь царит насилие, кровь заливает огромные плавательные бассейны у вилл в районе Голливуда. А кроме этого - в изобилии присутствует нецензурная лексика (в английском варианте), а также сцены если не с сексуальным содержанием, то с эротическим - это уж точно. Никаких сексуальных сцен, кроме анимированной частичной "обнаженки", в игре не наблюдается, хотя ожидается. Можно снять женщину легкого поведения только лишь для того, чтобы выпить ее крови. И даже когда мы приобретем девушку-гуля, ее можно будет использовать исключительно в тех же целях. Вообще, сексуальные аспекты жизни вампира остаются не раскрытыми.

Что же касается "Bloodlines", то она оставляет очень хорошее ощущение классической, традиционной, ролевой игры. Сюжет богат, мир глубок и гибок - одним словом настоящая РПГ с комплексной проработкой мира, его предыстории и вторых планов. Игра дает ощущение масштабного, целостного, серьезного проекта, обладающего солидным набором достоинств, подавляющим на корню какие-либо недостатки. Недаром на западе игра уходит по полсотни "баксов" за коробку. Если сравнивать ее с первой частью, то замечание только одно - в "Bloodlines" нет этапа средневековья, есть только настоящее. И еще в "Redemption" был вид от третьего лица и управление осуществлялось исключительно мышкой с указателем, как, например, в "Diablo". Здесь же управление как в экшенах - мышкой и клавиатурой. В любой момент вы можете изменить вид от третьего лица на вид от первого лица просто нажав клавишу "Z", но сражаться мечом или голыми руками можно только в перспективе от третьего лица. Разработчики просто не смогли не продемонстрировать великолепную анимацию поединков. Да, что касается графики и ресурсов - используется движок "Source" от "Valve Software", так что проблем со скоростью быть вообще не должно, притом, что как и первая часть когда-то, эта игра - прорыв в графике.


Жаль только, что физика, анимация и модели - идут отдельно от "Source" , но все остальное, что так поражает нас в "Half-Life 2" - пожалуйста. Живые глаза, реалистичные лица, обученные выражать эмоции, насколько эти гротескные, порою даже уродливые лица могут быть реалистичны. Скажем, они - правдоподобны. Наблюдаются небольшие проблемы с графикой - когда появляются отражения, то иногда картинка превращается в какофонию цвета. Впрочем, ничего страшного. Еще немного раздражает довольно долгая загрузка локаций, притом, что некоторые зоны довольно малы. Но это можно и нужно простить.

Игровой мир


Вы помните все эти истории про оборотней, вампиров и приведений? Забудьте эти детские байки! Они выходят на улицы только ночью. Они не боятся ни крестов, ни распятья, ни осиновых колов, ни чеснока, они не носят плащей с алым отворотом "а-ля Граф Дракула". Они просто "серые кардиналы", управляющие нашим обществом, и к тому же являются основными хранителями искусств и знаний, которые нерадивые человечки давно бы уже растеряли. Почти никто из смертных не догадывается об их существовании. Они боятся солнечного света. Они не едят человеческой пищи. Их сердце не бьется, они не дышат. Они пьют кровь. Но настоящие, благородные, вампиры не выпивают всю кровь, они оставляют жертве жизнь. Человек погружается в экстатику, когда вампир укусит его - в Карфагене люди добровольно отдавались вампирам, так как таким образом они получали удовольствие. Еще вампиры боятся, что в них проснется Зверь, если они не будут пить кровь или не будут гуманными, человечными. Ваше воплощение в игре - молодой, только что образованный, вампир, который получил приглашение войти в эту Вечную Ночь и присоединиться к этому сообществу, где все вампиры называют себя Родственники (Kindred). Это сообщество насчитывает века, которые оно провело прячась в тени, и дергая за веревочки власти. Даже в Темные Века, когда свирепствовала Святая Инквизиция, оно находило средства оставаться на верхушке власти. Часто вампиры и сами были в монастырях или в инквизиции, используя власть против своих собратьев, натравляя на них охотников. В наше время, только общество Леопольда (Society of Leopold) борется с вампирами. Последователи инквизиции хотят изгнать это исчадье ада с лица земли.

Таков мир вампиров. Они прекрасно ощущают себя в каменных джунглях огромного мегаполиса, города Ангелов, - Los Angeles. Они живут во многих крупных городах, особенно велико их число в Европе. Впрочем, в игре речь пойдет про Новый Свет. Наш герой отправляется в сомнительный ночной клуб на бульваре Сансет, и там, как это обычно бывает, ну дело-то молодое, находит внезапно вспыхнувшую любовь на один день, то есть, ночь. Эта любовь будет поистине роковой, она полностью изменит его жизнь. Ночь любви заканчивается во второразрядном мотеле. Это был лишь только поцелуй, сначала острая боль, обратившийся в приятную негу. А потом вампир дал ему напиться своей крови, и сделал его себе подобным. Подобным тысячам других, существующим в мире вечной ночи. Подобным их всеобщему отцу - Каину. Он сделал его одним из каинитов, навеки несущих бремя каинового греха братоубийства и проклятых на веки вечные.

Одним словом, стандартная история Обращения. Теперь, являясь частью новой культуры, нового общества, вам придется во многом пересмотреть свои взгляды. У него - своя история, отличающаяся от людской, свои законы жизни и смерти. Свои правила отношений друг с другом, и с людьми. Это общество, где важно умение тонко играть, интриговать, вести политику. Сражаться с живыми и не живыми. Вампир гораздо сильнее смертного, но в этом мире выживать еще сложнее, чем в мире людей, так как окончательная смерть может наступить очень легко.

Все действие игры происходит на территории Лос-Анджелеса, для посещения нам доступны четыре зоны - Санта-Моника, Бизнес-Центр, Голливуд и китайский квартал. Мы живем своей вампирской жизнью, знакомимся с интересными людьми. Ну и нелюдями, конечно. Кроме них этот мир населяют оборотни, гули, демоны, привидения и прочие монстры и сверхъестественные существа. А еще здесь нам встретится масса исторических личностей в крайне забавном контексте. Известный хакер Митник - оказывается, вампир из клана Носферату. Элистер Кроули - жив. Все лучшие фильмы ужасов снимают вампиры, причем без спецэффектов и компьютерной графики. Впрочем, не пугайтесь, это такой черный-черный юмор, ребята из "Тройки" так шутят. Юмор был характерен и для фильма "Интервью с вампиром", снятого по правилами "Vampire: Masquerade". Вспомним вальсирование героя Тома Круза с мертвой дамой в обнимку, или его "It's a coffin, really?". В игре будет нечто похожее. Комедийные моменты будут и в диалогах. Здоровый цинизм и милые загробные шалости. Магазины встречаются в игре не часто - где-то по одному на каждой локации, причем часто обнаружить их стоит большого труда. Оно и понятно - торговля оружием или человеческой кровью - дело не слишком поощряемое законом. При этом магазины играют довольно важную роль, так как продажа барахла, отвоеванного у врагов - довольно доходный бизнес. Прямо "Diablo" какое-то получается. Представленный арсенал весьма разнообразен, и включается даже такие экзотические экземпляры, как огнемет, отрубленная верхняя конечность или катана, бой с применением которой - просто загляденье. Очень напоминает фильм "Убить Билла". Как в "Half Life 2", здесь мы видим огромное количество "цитат", обыгрывание известных клише как компьютерных игр, так и кино. Например база подготовки охотников на вампиров имени Ван Хельсинга, и тир с оборотнями на ней.


Игровой мир - разработчики называют его "Мир Тьмы" (The World of Darkness) - с одной стороны, это современный мир, в котором мы привыкли пребывать каждый день,


...с другой стороны - он разворачивается перед нами через непривычную точку зрения. Мы смотрим на него глазами вампира. Эти глаза, привыкшие к темноте, видят всю историю человечества лишь плацдарм для игр вампиров. Они видят ночные улицы и дома как пастбища, где гуляет и отъедается будущая пища. Но вампиры поняли давно, что к ним, как к любой пище, нужно относиться бережно. Тем более, когда она может взбунтоваться или перебить хозяев. Поэтому традиции Маскарада так тщательно и рьяно соблюдаются многими вампирами.

Традиции Маскарада


Когда молодой вампир попадает этот мир, он довольно долго учится жить по его законам. Они во многом отличаются от законов привычного нам мира, вампиры живут по традиционным законам, вырабатывавшимся веками, но сходными со средневековыми. Вампирское сообщество, по крайней мере, та его часть, которая не примкнула к Шаббату, отнюдь не является конгломератом кровососущих садистов и мясников, как могут полагать некоторые. Шаббат, правда, действительно убеждены в том, что вампирам следует прекратить это неуместный маскарад, скинуть личины человечности и сделать людей, тем, кем они должны быть - рабами и пищей. Шаббат хотят покорить мир людей, и потому Камарилла ведет с ними вечную войну, которая носит название Джихад (Jyhad). Члены Камариллы уверены, что вампиры должны оставаться в тени, существовать параллельно с людьми, но никогда не давать знать об этом своем существовании. Они считают, что если человечество узнает о вампирах, поверит в их существование, то вампирам не выжить - против них будет все человечество, превосходящее численность кровопийц в сто тысяч раз. Пока же за вампирами ведут охоту отдельные личности-фанатики, чтящие традиции и заветы доктора Ван-Хельсинга, а также святой инквизиции. Общество охотников носит название общество Леопольда. Мистера Stranger'a им явно не хватает.

Для того, чтобы скрыть жизнь вампиров от людей, когда-то еще в древние века в Камарилле создали традицию Маскарада. Следование этой традиции подразумевает под собой, прежде всего, отсутствие каких-либо проявлений вампирской сущности на глазах изумленной (а возможно уже мертвой) публики. Так что если играя, вам вздумается устроить что-нибудь в таком духе, следует помнить, что в таком случае вам придется иметь дело с полицией, которая не замедлит примчаться дабы вершить правосудие серебряными пулями (которые, впрочем, для вампира также болезненны, как и обычные). Для клана Носферату эти традиции еще более жестки. Эти ребята настолько не удались личиками, что, как говорится, в буквальном смысле "могут сниматься в фильмах ужасов без грима", чем, кстати, судя по игре, собственно говоря, и занимаются. Появление такого персонажа в городе способно вызывать массовый инфаркт у старушек, а геноцид в планы Камариллы пока не входит. Даже собратьям вампирам и тем противно общаться с такими уродцами - такие тяжелые отпечатки наложила на Носферату природа Каина. Поэтому, они вынуждены скрываться под землей, путешествовать по городу посредством канализационных каналов, а находясь на поверхности - держаться темных переулков.

На протяжении всей игры традицию Маскарада можно нарушить пять раз (Masquerade Violation). За одно нарушение обычно наказания не следует, но если оно войдет у вас в привычку, то это станет сигналом к появлению охотников за вампирами из общества Леопольда. Уж они-то постараются заставить вас уважать традиции. Большинство их архаичных методов типа распятий или колов не работает, но огнестрельное оружие и твердая вера в греховность "исчадий ада" перед Господом, способны нанести серьезный вред любому вампиру. Если вы нарушите Традицию в пятый раз, то это будет означать мгновенную смерть и окончание игры. Другое дело, что совершенные ранее ошибки можно исправлять посредство отстаивания данной традиции в некоторые моменты игры (Masquerade Redemption), но моменты эти встречаются крайне редко, так что лучше уж научиться блюсти закон.

Секты и Кланы


Все вампиры произошли от Каина, убившего своего брата Авеля. Было трое прямых потомков Каина - их звали Антедилувианы (Antediluvians), они сгинули в никуда, и все со страхом ждут их возвращения. Было тринадцать Древних - основателей кланов, поэтому всего в игре тринадцать кланов.


Все вампиры Камариллы и Шаббата, так или иначе, поделены на кланы - группы вампиров, которые объединены общими Дисциплинами, соотношением духовных и физических качеств. Новые члены принимаются через ритуал Обращения (Embrace).

Все вампиры, населяющие этот мир, так или иначе, принадлежат к двум сектам - Камарилла (Camarilla) или Шаббат (Sabbat). Камарилла "автоматически" принимает в свои ряды всех без исключения вампиров, которые не принадлежат к Шаббату, даже если они ничего об этом не знают. Таким образом, эта секта пытается навязывать вампирам свои законы, которые считает гуманными, а также за счет Маскарада позволяющими вампирам существовать в безопасности, по крайней мере, от людей. По законам Камариллы во главе каждого из крупных городов, в которых есть вампиры, должен быть формально "правящий" Принц - сильный вампир, который своим авторитетом заслуживает такой титул. Он может определять некоторые тенденции в вампирском обществе, объявлять охоту на преступников против всей расы вампиров, или же наоборот - поощрять чьи-либо действия на пользу общества. Но вампиры не обязаны подчиняться его приказам, эта должность во много формальна, и несет отпечаток вековой традиции, причем свойственной властолюбцам из клана Вентру. В игре мы столкнемся с Принцем Лос-Анджелеса Себастьяном ЛаКруа (Sebastian LaCroix), который явившись в город первой половине прошлого века, и провозгласил в городе главенство Камариллы и стал принцем.

До этого город принадлежал Анархистам - секте "свободных" вампиров, ратующих за отсутствие каких бы-то ни было руководящих сил в обществе вампиров, отрицающих большинство традиций Камариллы, иерархию вампирского общества. Они живут сами по себе, культивируя идеалы свободы. Не обладая такими стремлениями к радикализму как у Шаббат, они только и ждут от принца ошибки, чтобы воспользоваться ею и попытаться устранить данный институт власти как таковой.

Другая секта - Шаббат - живет по принципу "кто не с нами, тот против нас", и полагает обычных людей за стадо, откармливающееся на убой. Они не соблюдают традиций Маскарада, мотивируя это тем, что мол "видел человек нас, не видел - все равно мы его убьем". Эта очень кровожадная секта, творит бесчеловечные ритуалы и старается, во что бы то ни стало, прекратить существование Камариллы. В отличие от Камариллы, секта Шаббат не имеет такого богатства и власти, но зато всегда живет войной, напоминая образ жизни кочевников. Камарилла считает Каина мифом, Шаббат - чтят его. В Шаббате принято смешивать кровь всех членов клана и потом пить ее вместе.

Наконец Куе-Джин (Kuei-Jin), самая загадочная из сект, вампиры с востока, прибыли из Китая, и соответственно обретаются в Китайском Квартале.


Все другие вампиры относятся к пришельцам с большим недоверием, и часто даже с ненавистью.


Анархисты даже готовы объединиться с Камариллой для того, чтобы вместе противостоять угрозе, надвигающейся с Востока. У вампиров запада очень мало информации о непрошенных гостях, некоторые приписывают им невиданную мощь. Известно о них только одно - пришли они явно не с добрыми намерениями, и, скорее всего, Камарилле и Анархистам придется не только потесниться в городе, но и вообще расстаться со своими территориями.

Сюжет


Знакомство с этим зловещим миром вампиров наш герой начинает с не слишком удачного любовного похождения. Он оказывается в постели с вампиром,


...который обращает его в нежить. Принц, правящий на данный момент в Лос-Анджелесе не слишком доволен появлением нового вампира, но после долгих разбирательств и заступничества авторитетного вампира Нино Родригеса, ЛаКруа решает оставить новенького в живых и даже предлагает ему простенькую работенку. Таким образом, карты розданы и игра за обладание Лос-Анджелесом начинается. Мы же отправляемся в район Санта-Моники, где должны помочь гулю Меркурио с его "небольшими проблемами". Со временем, из маленького, слабого заморыша вырастет один из сильнейших вампиров в городе. Это самое начало игры. Тем, что будет в середине - предлагаю насладиться вам самим, а я лишь отмечу, что в конце нас ждет пять независимых окончаний, причем доступных довольно не тривиально. Вам так просто не предложат выбрать чью-то сторону, как это часто встречается в играх - все решает выполнение тех или иных заданий, которые неявно должны подчеркнуть лояльность той или иной партии. Затем, на основе ваших действий, будут предложены варианты окончаний. Таким образом проявляя свое отношение к партиям, вы невольно выбираете сторону. Здесь, опять же, царит тот самый "запах свободы".

Ролевая система


В самом начале игры, при генерации персонажа мы можем определять большое количество вещей: клановую принадлежность, имя, пол, и, наконец, стартовые показатели героя. Авторы рекомендуют делать имя героя не длиннее семи символов, иначе могут возникнуть проблемы при работе с компьютерами. Можно выбрать пол персонажа, но здесь ваш выбор ни на что не влияет, кроме разве что некоторых игровых ситуаций, разрешение которых напрямую зависит от половой принадлежности вашего героя. Таких немного. Уровня у героя нет. Мы просто получаем очки опыта, и можем потратить их на совершенствования души и тела. Всего ролевая система предусматривает тринадцать кланов, но в игре возможно выбрать только один из семи: Brujah, Gangrel, Malkavian, Nosferatu, Toreador, Tremere и Ventrue.


Эти кланы принадлежат Камарилле (Camarilla). Это сообщество гуманных, цивилизованных вампиров, которое противостоит Шаббату (Sabbat) - секте кровавых, злых вампиров, сатанистов. От выбора клана зависит в первую очередь ваш внешний вид, а также стартовый набор характеристик и характер развития персонажа. Игровой процесс будет приобретать разный характер - от экшена до магии, от стелс экшена до приключений. Выбирать, в принципе, можно любой клан, но стоит учитывать, что тяжелее всех - Носферату. Им постоянно приходиться лазать туда-сюда между канализационными каналами и поверхностью. При таком длительном времени загрузки это становится занятием несколько утомительным.

Принадлежность к клану определяет сильные и слабые стороны вашего персонажа, что выражается в том, сколько очков вы сможете потратить в той или иной категории Характеристик или Способностей. Так, например, вампиры клана Тореадор или Вентру менее развиты физически, и более духовно и умственно, хорошо проявляют себя в сфере социального общения, и редко решают проблемы путем силы. Клан Бруха - как раз наоборот - бунтовщики, анархисты. Клан Носферату - скрытые манипуляции за спиной у врага, не выходят на открытый поединок, но из-за своего уродства, отпугивающего даже собратьев вампиров, не способны к социальным проявлениям. Соответственно, можно подбирать клан сообразно личным предпочтениям и стремлениям и характеру и духу игрока.

Все характеристики вашего героя, его способности, а также список доступных Дисциплин, отображаются на информационной панели "Character Sheet".


Панель разбита на четыре категории: Характеристики (Attributes), Способности (Abilities), Дисциплины (Disciplines) и Умения (Feats).

Attributes - основные характеристики вашего вампира. Характеристики, в свою очередь, разбиваются на три подкатегории: Физические (Physical), Социальные (Social) и Духовные (Mental). Физические характеристики включаются в себя силу (strength), ловкость (Dexterity) и выносливость (Stamina). Социальные - внешний вид героя (Appearance), его обаяние (Charisma) и влияние (Manipulation). Духовные - остроумие (wits), сообразительность (intelligence), восприятие (perception).

Abilities - способности, которые имеются у вашего героя. Здесь также идет разбиение на три категории: Таланты (Talents), Навыки (Skills) и Знания (Knowledges). Разбиение способностей на группы можно считать весьма условно, так как не очень понятно, какими признаками руководствовались авторы, его проводя. Так, среди "талантов" мы можем обнаружить Скандальность (Brawl), Изворотливость (Dodge), Запугивание (Intimidation) и т.д. Навыки в большинстве своем выражаются во владении оружием, ближнего и дальнего боя, а также незаметности (stealth) и знании систем безопасности (security). "Знания" же можно получить в области компьютеров, финансов, научных исследованиях, а так же "банальной эрудиции", как говорят в рекламе.

Disciplines - это специальные способности, которые доступны вампирам вашего клана. Пить кровь - не столько приятное развлечение, сколько досадная необходимость. Она расходуется на использование дисциплин, да и вообще, на поддержание жизни вампира, и со временем кончается - следует отправляться за новой жертвой. Дисциплины - специальные сверхъестественные силы, к которым может обращаться вампир, и которые дают ему сверхчеловеческие способности. Каждый клан является специалистом только в трех Дисциплинах (в первой игре было не так), а вы можете далее определять, какую Дисциплину развивать больше, какую - меньше. Дисциплины бывают "пассивные" - на время увеличивающие силы вашего героя, или же "нацеленные", то есть оказывающие прямое воздействие на врага или на некую область. При этом вы можете выбирать уровень дисциплины, то есть силу воздействия на врага. Для примера назовем несколько дисциплин - Превращение в животное, Доминирование над личностью, Повышенная реакция и скорость, и так далее. Некоторые дисциплины способны привести к нарушению Маскарада, другие - могут быть использованы на публике совершенно свободно. Некоторые сверхъестественные существа имеют иммунитет к дисциплинам.

Раздел умений содержит в себе ряд способностей героя, ранее не отнесенных ни к одной из групп соответствующего раздела. Это и боевые навыки (без оружия, дальний бой, ближний бой, защита), и шпионские навыки (взлом замков, незаметность, хакерство, и прочее). А кроме того - навыки общения в диалогах - спор, торговля, угрозы, убеждение, обольщение. Ситуации, в которых применяются умения - самые разные, и понятны из контекста. Умения часто являются комбинацией характеристик и способностей - при наведении на умение курсора, можно увидеть, какие показатели его формируют. Таким образом, умение убеждения зависит от внешнего вида и изворотливости (subterfuge), а боя без оружия - от силы и навыка ближнего боя. Но зависимость эта - древовидная, так как характеристики определяют несколько навыков. Естественно, с улучшением характеристик, ваш герой будет сильнее в бою, получит новые способности, и вообще, будет развиваться в правильную сторону. Характеристики можно повышать самостоятельно, а можно воспользоваться системой автоматического распределения очков опыта. Цена за повышение показателей характеристик, способностей и Дисциплин будет увеличиваться в арифметической прогрессии с каждым новым уровнем.

Первые три группы показателей персонажа могут варьироваться от ноля до пяти в числовом эквиваленте. Умения могут быть развиты до десяти. Так как между показателями наблюдается нетривиальная древовидная связь, а непосредственно совершенствовать умения - не разрешается, то часто приходится долго мучиться, решая, что выгоднее повышать - характеристики, от которых они зависят, или отдавать предпочтения способностям. Для того, чтобы подробнее изучить все вышеизложенное, всегда можно воспользоваться комментариями при наведении курсора на те или иные группы показателей.

Все кланы, характеристики, способности сопровождаются подробнейшими описаниями. У каждого клана - свой набор из трех Дисциплин - новых не будет, только развитие старых. Они останутся с вами до конца игры или до конца жизни. Все кланы получают по одному очку в каждой характеристике, кроме Носферату, которые вообще не могут развивать свой внешний вид (Appearance). Они имеют крайне отталкивающую внешность, очень мало похожи на людей. Кроме этого, каждый клан получает по одному очку к каждой дисциплине, и одно очко для повышения дисциплине. При генерации персонажа можно определять значения, а можно также воспользоваться системой вопросов и ответов (как в Ультима),


...то, что называется "Wizard", который поможет определить предрасположенность к тому или иному клану, а, следовательно - базовый набор значений характеристик. Вопросы, в основном, связаны с путями решения проблем - силой, умом или ловкостью, то есть пробираясь в тени, мирным путем или кулаками.

Прохождение может стать совсем иным, при выборе клана и тактики игры и развития персонажа. Часто придется подолгу обдумывать распределение очков, да и вообще, манеру поведения в сложившейся ситуации. Нельзя развить все навыки высоко - опыта не хватит. Несмотря на то, что использовать можно любое оружие, реальную пользу и эффект в сражении оно будет приносить только когда ваши навыки равны или превышают его требования. Защита врага может поглотить ваш удар. Кроме этого, следует помнить, что в ролевой системе существует несколько возможностей защититься, то есть уменьшить урон или просто поглотить его. Вообще же, можно сказать, что оружие с высоким значением lethality очень сложно отразить, оружия с высоким базовым повреждением - самые лучшие. Кроме этого, наблюдается долгая перезарядка и малая эффективность огнестрельного оружия при малом развитии навыков.

Диалоги и задания


В этом мире вам встретится довольно большое количество персонажей, с которыми вы сможете пообщаться на разнообразные темы. В разговоре c NPC чаще всего предусмотрено несколько типов поведения: согласиться на выполнение его задания, нагрубить персонажу, и нагрубить персонажу в особо изощренной форме. Выбор первого варианта, понятно, приведет к получению нового задания. Остальные два иногда приводят к драке, но чаще всего не приводят ни к чему, то есть к небольшой перепалке и полюбовному расставанию. Поэтому выбора по большому счету не остается - если вы хотите получать задания, а, следовательно, опыт - надо учиться вежливости. Исключение составляют только сюжетные диалоги, результатом которых является получении сюжетных заданий. В таких диалогах чаще всего любая выбранная ветвь ведет к благополучной развязке, но часто вариантов развязок может быть несколько. Диалоговая система в игре не слишком сильна, дерево диалогов похоже скорее на куст, но опять же для среднестатистической ролевой игры. Иногда, но не часто, разнообразие в игру вносят дополнительные опции, появляющиеся в зависимости от развития специфических социальных умений вашего персонажа, или даже специальных дисциплин. Эти умения не только откроют новые возможности в диалогах, но и позволят добиваться своего более легкими способами. В этом случае новые диалоговые опции будут отображаться другими, отличными от стандартного, цветами. Они будут определять общий ход последующего диалога:

Убеждение (Persuasion) - текст синего цвета.

Угроза (Intimidation) - текст зеленого цвета.

Лесть (Seduction) - фиолетовый цвет, курсив.

Доминирование (Domination/Dementation) - текст красного цвета. Рядом с текстом отображается количество крови, которое будет затрачено на Дисциплину доминирования.

Клавиша "Insert" открывает весь диалог, колесо мыши или клавиши "Page Up" и "Page Down" позволяют просматривать диалог. Но сама по себе литературная составляющая диалогов великолепна, и иногда хочется потратить время на несколько загрузок игры с тем, что бы выяснить "А что будет, если поступить так", или просто насладиться великолепной художественностью реплик и реакций. Посему, следует пытаться общаться со всеми людьми на улицах, которые бродят там в избытке. Некоторые из них могут дать задания, некоторые - просто интересные и полезные вещи, некоторых можно будет использовать хотя бы в качестве питания. Но, если честно, квестов у одиноко бродячих персонажей встречается немного, вообще, это свойственно лишь первой карте - Санта Моники. Кстати, очки опыта даются здесь только за выполнение заданий и убийство боссов, что тоже чаще всего - есть выполнение заданий. За убийство обычных врагов очки не даются. Естественно, помимо основной истории, плавно развивающейся за счет сюжетных заданий, в игре есть очень большое количество побочных заданий. Только в Санта-Монике основная сюжетная линия насчитывает восемь заданий. Часть заданий возможно будет получить только по электронной почте на ноутбуке в собственных апартаментах. Некоторые задания доступны только в зависимости от выбора клана, и от поведения на более ранних этапах. Некоторые задания - ну просто блеск. Для примера могу привести квест с гостиницей, захваченной приведениями. Кому, как ни вампиру под силу решить такие задачи. Мы попадаем в великолепный особняк на берегу моря, где нам придется решить немало "забавных" задачек, и постараться избавиться от назойливого приведения. Ранее речь уже шла про "цитатность" игры, и здесь явно прослеживаются темы классических ужастиков в духе "Alone in the Dark". Самое интересное, что вариантов решения задачи может быть два - в зависимости от того, как вы поведете себя с заказчиком задания. Одна из самых главных прелестей игры - возможность выбора, а кроме нее - внимание к деталям. Стать совладельцем клуба, завести ручного гуля и совершить еще массу подвигов? Никаких проблем.

Задания, которые вам будут давать разнообразные игровые персонажи, будут отображаться на панели заданий, которая открывает нажатием клавиши "L". Все задания автоматически разбиваются на четыре игровых зоны действия (Santa Monica, Downtown L.A., Hollywood и Chinatown), по тому принципу, где они были получены (а не где их придется исполнить). Вообще, следует признать, что заданий такого высокого качества очень давно не встречалось мною в ролевых играх. Они интересны, разнообразны, необычны, очень органично вписаны в общую сюжетную картину и картину игрового мира. Они почти не повторяют друг друга, часто имеют несколько этапов выполнения, и даже несколько возможных путей решения (это при общей не высокой сложности). Почти совершенство. Каждое задание имеет свое литературное название, а также небольшое, но подробное информационное сопровождение, поясняющее задание, выделяющее детали и обозначающее этапы его выполнения. Уже выполненные задания занимают свое место в небольшом списке внизу экрана. Кстати, часто есть возможность провалить задание, например, не выполнив какое-либо из его условий, или же избрав один из вариантов исхода, потерять возможность увидеть другой. В этом случае задание отправляет в группу "Проваленные". Выполнение заданий - основная и единственная возможность получения очков опыта, которые тратятся на улучшение характеристик, способностей, и Дисциплин вашего персонажа.

Сражения




Сражений в игре вам так или иначе не избежать. Их в игре очень много, притом, они четко чередуются с выполнением заданий: побегали с поручениями, потом постреляли, потом снова побегали. Вам придется скрестить когти, мечи или автоматы с человеческими противникам, другими вампирами, а также множеством монстров-боссов.


Хочу сделать здесь одну ремарку: я представляю себе вампира более сильным, а тут - два человека вполне способны его убить. По моему мнению - это не правильно. Если вы будете слишком безобразничать, то полиция города начнет на вашего героя охоту, и прекратит ее, если вы отсидитесь в убежище.

Для любого оружия ближнего боя в игре имеется несколько довольно нестандартных характеристик:


Melee Combat Requirement - требование к владению оружием ближнего боя. Использовать оружие можно в любом случае, но если герой имеет навык ниже, то оружие будет работать менее эффективно, если больше - то более эффективно.

Damage Potential - максимальное потенциальное повреждение, которое может нанести ваш персонаж данным оружием при своих характеристиках. Оно может меняться в зависимости от защиты вашего противника.

Lethality - как много повреждений может быть нанесено за бросок кубика.

Feat Adjustment - разница между навыком и требованием к владению оружием. Может быть как положительным, так и отрицательным.

Base Damage - базовое, то есть минимальное, количество повреждений, наносимое данным видом оружия.

Вампиры получают довольно мало вреда от пуль, а от режущих предметов страдают не меньше обычных людей, потому оружие ближнего боя ничуть не уступает по своей эффективности оружию дальнего боя.


У каждого типа оружия - свои достоинства. Ближний бой в игре - это не просто цикличное нажатие на клавишу атаки - у героя есть возможность использовать комбо и приемы. Каждая из четырех клавиш движения, зажатая в комбинации с клавишей атаки, побуждает нашего кровожадного героя порадовать нас очередным красивейшим приемом. Враги разлетаются в стороны, проделав путь в десятки метров, кровь льется рекой. Приемов в игре великое множество, и на поиск и изучение их всех придется потратить немало игрового времени. При этом, многие из них следует использовать в конкретной игровой ситуации, например в окружении нескольких врагов, или же в случае, если враг обладает повышенной стойкостью к определенному типу ударов. Также, враги со временем начинают блокировать постоянно повторяющийся тип удара. В этом случае вам следует постоянно менять тактику и комбинации ударов. Разным оружием ближнего боя может быть осуществлено разное бесшумное убийство: проткнуть насквозь катаной, размозжить башку кувалдой. Одним словом, как поется в одной песне - "Let It Bleed".

Для любого стрелкового оружия этот список выглядит несколько иначе:



Ranged Combat Requirement - требование к владению оружием дальнего боя.

Base Damage - минимальное количество повреждений, наносимое данным видом оружия.

Fire Rate - скорость, с которой стреляет данный вид оружия.

Reload Speed - скорость перезарядки данного вида оружия.

Damage Potential - максимальное потенциальное повреждение, которое может нанести ваш персонаж данным оружием при своих характеристиках. Оно может меняться в зависимости от защиты вашего противника.

Боевая система игры предусматривает три типа повреждений:

Тупое оружие (Bashing) - к этой категории относятся бейсбольные биты, пруты, арматуры, кувалды и прочее.

Режущее и огнестрельное оружие (Lethal) - сюда относятся разного рода острые, преимущественно металлические, предметы, включая катану.


Прочие повреждения (Aggravated) - это повреждения, причиняемые природными стихиями (солнцем, электричеством и прочее), или же атаками оборотней, или сверхъестественных существ.

У персонажа имеется три возможности нейтрализовать направленную на него атаку - автоматически использовав умение защиты (Defense) - оно уменьшает повреждения от любой атаки. Затем следует умения группы "Soak" - иммунитет к тому или иному типу повреждений (типы повреждений мы указали их выше). У разных вампиров данные иммунитеты различны. Наконец, у некоторых кланов есть специальная дисциплина - Стойкость (Fortitude), которая, когда включена, позволяет избежать некоторого количества повреждений. Кроме этого, на уровень защиты оказывают влияние носимая героем броня, а также - Выносливость (Stamina) - против тупого оружия. В игре встречается всего четыре типа брони различного качества - легкая одежда (на герое эта броня с самого начала игры), прочная одежда, легкая кожаная куртка и прочная кожаная куртка. Стоит учитывать, что одежда из кожи уменьшает ловкость героя на несколько пунктов. Говоря о ловкости, стоит обратить внимание на тот неочевидный факт, что чем дольше вы будете зажимать пробел, тем дальше прыгнет ваш персонаж.

Играя, можно легко заметить необычное поведение прицела в игре. При движении он представляет собой "пятно", и, следовательно, вероятность попасть в цель существенно уменьшается. При остановке, через некоторое он принимает вид небольшой "точки", что означает очень высокую вероятность попадания в цель. Продолжительность временного периода, пока прицел примет вид точки, зависит от умений вашего персонажа. Кроме этого, размер точки, то есть минимальная точность, зависит от типа оружия. Так, у пистолета точка будет маленькой, а точность - высокой. У дробовика - все наоборот - крупная точка и низкая точность стрельбы. Блокировка также крайне важна - она может коренным образом изменить характер боя, так как заблокированный удар врага не только сохранит жизнь, но и может заставить врага потерять равновесие и стать легкой добычей. Способность сражаться без оружия (Unarmed Combat) влияет не только на эффективность ударов кулаками и когтями, но и на успешность попытки выпить крови. Естественно, в боевой системе были задействованы не только умения персонажа, но также и его основные характеристики. Они определяют типы оружия, которыми он сможет владеть наиболее эффективно, меткость и прочее. А, кроме того - количество повреждений, которое персонаж сможет нанести, и количество повреждений, которое он сможет отразить. Не стоит забывать, что многие Дисциплины оказывают существенное влияние на способности вашего персонажа, причем многие влияют на проявление их в сражении, в ближнем или дальнем бою. Никогда не стоит забывать, используя даже самое мощное оружие, активировать Дисциплины - это в разы повысит боевую мощь вашего героя.

Игровой процесс


В верхнем левом углу экрана мы видим привычное информационное окно, в котором отображаются разнообразные игровые происшествия: найденные предметы, дисциплины и прочее. По левую сторону экрана отображается текущее выбранное оружие, а по правую - выбранная в данный момент Дисциплина. Прокручивать Дисциплины можно колесом мыши, а выбирать оружие или в инвентаре...


...или с помощью раскрывающихся верхних меню быстрого доступа, активирующихся клавишей F2. Запас патронов для оружия отображается тремя цифрами. Первая - количество патронов в магазине, вторая - вместимость магазина, наконец, третья - общее количество патронов для этого вида оружия, имеющееся в запасе. Оружие перезаряжается в автоматическом режиме, но можно использовать и ручную перезарядку. Есть альтернативный режим стрельбы, закрепленный за клавишей "Alt". Активация Дисциплин закреплена за правой клавишей мыши. Некоторые Дисциплины используются мгновенно, некоторые - активны в течение некоего времени, по истечении которого потребуется "перезарядка" - новая порция крови для того, чтобы дисциплина снова стала активной. В настройках можно включить режим автоматической реактивации Дисциплин - каждый раз кровь будет забираться. Также вы можете нажимать правую клавишу мыши несколько раз для того, что бы увеличивать количество времени на таймере. Для того, что бы отключить сразу все Дисциплины можно использовать клавишу "F8". Индикатор крови - с правой стороны экрана.

Если вы включите режим передвижения "сидя", с левой стороны экрана автоматически появится индикатор освещенности и заметности вашего персонажа. Кстати, в игре есть несколько заданий, ориентированных исключительно на скрытность. Это задания по организации единой компьютерной сети для клана Носферату. В этих задания вас не должна заметить охрана, вы не имеете права никого убивать, и игровой процесс приобретает характер stealth-action. Нажатие "Ctrl" заставит вашего героя присесть и автоматически активирует режим скрытности, для того, чтобы, скажем, миновать охранников незаметно. Степень незаметности зависит от массы параметров: освещенности, развития соответствующего навыка и прочее. Индикатор показывает, на свету ваш персонаж, или прячется в тени. При прохождении основной сюжетной линии игры, надобности в этом режиме не возникает, но при желании, можно проходить и никого не убивая, в скрытом режиме. Лазейки найдутся всегда. Другое дело, что постоянно перезагружаться в том случае, если вас обнаружат - довольно утомительно. Номер в кружке обозначает расстояние, на котором враги могут вас заметить. 0 - вообще не могут заметить, 100 - заметят обязательно. Цветовая гамма индикатора меняется в зависимости от ситуации на зеленый - если враги не в курсе вашего присутствия, желтый - они настораживаются, и красный - ищут врага. Когда вас заметят и будут атаковать, индикатор сменится на восклицательный знак. Вы можете подкрасться сзади к ничего не подозревающему врагу и тихо убить его одним ударом. Но с другой стороны, зачем убивать, если можно просто выпить кровь "до дна". Жертва умрет быстро и бесшумно, так что остальные враги могут даже и не заметить потери бойца.

Для того, чтобы периодически восполнять запасы крови, вампир должен Питаться (Feed). То есть - пить кровь других людей, или же пить ее из пакетиков с кровью (blood packs). При этом кровь отличается по качеству. Для того, чтобы пополнить её запас, следует подойти к предполагаемой жертве и нажать клавишу "F". Ваш герой попытается схватить жертву и прокусить шею. Не всегда попытка окажется удачной - иногда, даже чаще всего, ваша жертва постарается избежать смертельных объятий. Во время пития враги могут атаковать вашего вампира, но он не будет отвечать им, так как будет слишком увлечен процессом. Но если во время Поцелуя он пропустит удар, то выпустит жертву. У разных персонажей - разное количество крови. Все кланы, кроме Вентру, могут пить кровь крыс, а так же имеется шанс того, что Вентру стошнит от крови бродяг или проституток. Последние, видимо, брезгуют "простой пролетарской пищей".

Во время Питания окружающий мир исчезнет, и вы останетесь один на один с жертвой, вовлеченной в ритуал Темного Поцелуя. Сверху экрана появится индикатор крови жертвы, который будет медленно уменьшаться, сообразно стараниями вашего вампира. Запасы вашей крови будут в это время увеличиваться. Как только вы выпьете всю кровь - жертва умрет. Не всегда стоит быть жадным. Если в результате вы убили невинного человека, то ваш персонаж лишится доли человечности и на шаг приблизится к Зверю. Другое дело - в бою, когда таким образом вы не просто сможете убить противника, но и поживиться за его счет энергией и жизненной силой. Для того, чтобы остановить процесс, оставляя жертве хотя бы каплю, следует снова нажать клавишу "F". Какое-то время после того как вампир оставил жертву, она останется в стадии оцепенения, но в условиях боя жертва вернется в сознание мгновенно. Следует быть аккуратнее с персонажами, дающими вам задания, и по возможности не пить их кровь. Так как таким образом можно сделать так, что квест нельзя будет закончить.

Справа вы можете увидеть индикатор "здоровья" (если позволите так выразиться) вашего вампира. Если индикатор достигнет нуля, то вампир умрет окончательной и бесповоротной смертью. Вампир может регенерировать здоровье со временем, и процесс Питания существенно ускоряет эту регенерацию. Кстати, повреждения, полученные от огня, электричества, солнечного света, когтей и клыков отображаются на индикаторе желтым цветом. Для того, чтобы залечить такие повреждения потребуется в два раза больше времени, чем для заживления обычных ран. Над индикатором здоровья расположен индикатор зоны, который навязывает персонажу кодекс поведения в данной зоне, который нельзя нарушать. Таких иконок всего три.

Маскарад (Masquerade) - иконка в виде грустной маски. Она отображает зоны, в которых вампиры блюдут Маскарад и скрывают свое естество. Вам нельзя использовать Дисциплины, кормиться и прочее, на глазах простых людей. Убийство человека несет за собой потерю человечности.

Элизиум (Elysium) - отображается в виде латинской буквы "E". Если зона обозначается такой буквой, то сражения в ней полностью запрещены. Нельзя использовать и Дисциплины. Такие места можно назвать убежищами для вампиров, где те могут отдохнуть.

Сражение (Combat) - иконка в виде пистолета. В таких зонах все запреты отменяются. Вы свободно можете пользоваться оружием и убивать без боязни потерять человечность, можете пить кровь у всех на глазах, и применять Дисциплины.

Человечность и Неистовство (Humanity and Frenzy) - два полюса личности вампира, среди которых и происходит его вечное блуждание. Кто-то приближается к одному полюсу, кто-то - к другому. Внутри каждого вампира прячется его животная сущность - Зверь (Beast), его естество, его темная сторона. На всем протяжении жизни вампира - Человечность - та единственная преграда, которая сдерживает Зверя и не позволяет ему вырваться наружу. Чем выше ваш рейтинг Человечности, тем ближе ваш герой находится к социальному существу, к человеку, если хотите. Он ведет себя адекватно, осознанно, гуманно. Все становится по-другому, если на поверхность выходит звериная сущность вампира. В этом случае, вы просто теряете над ним контроль (подразумевается, что это герой потерял контроль над собой), то есть, возможность управления, и "озверевший" вампир несется, не разбирая дороги, крушит все на своем пути, одним словом - неистовствует. Зверь будет часто вырываться на поверхность при низком рейтинге Человечности, или в случае острой жажды крови, когда у вашего вампира начинается "ломка", и он уже больше не в состоянии блюсти человечий облик. Кроме того, неистовство нападает на персонажа в бою, если он получает много повреждений. В этом случае, это состояние сходно с состоянием берсерка.

Чтобы приобретать Человечность, следует творить добрые дела, проявлять зачатки гуманизма, что для вампира очень непросто. Для того, чтобы расставаться с Человечностью и деградировать - вампиру следует творить всевозможные бесчинства, бушевать, убивать, одним словом - требовать проявления своей звериной природы. Герой не будет терять Человечность, если он будет убивать только тех, кто нападает на него. Впрочем, в состоянии неистовства есть и положительные стороны - хотя вы теряете контроль над персонажем, он будет в автоматическом режиме стремиться атаковать или пить кровь ближайшей жертвы. При этом, он существенно улучшит свои боевые качества. Он получает пять дополнительных очков к Силе, Выносливости и Остроумию (почему-то). Состояние это является временным, и скоро вашего персонажа "отпустит". Самая большая проблема - если неистовство вдруг навалится на него прямо посреди толпы людей - в этом случае кровопролития с обеих сторон не избежать, как будто по вызову явится полиция, будет нарушена традиция Маскарада.

На панели характеристик можно повышать человечность вашего вампира. Цена, которую придется заплатить за данное удовольствие, довольно высока: удвоенное количество Человечности в эквиваленте очков опыта за каждый новый уровень. Для клана Тореадор количество не удваивается, но все потери Человечности во время бесчеловечных деяний, типа убийства невинных людей или аморальное поведение, также удваиваются. Человечность также можно заработать "бесплатно" при гуманном решении некоторых игровых ситуаций во время выполнения заданий. Лишиться ее можно при негуманных решениях.

Приобретя отмычки, можно попытаться взломать дверь. Отмычки не портятся, так что достаточно приобрести их единожды. Далее, применяем их на закрытую дверь, и если сложность замка соответствует или ниже вашего умения вскрывать их, то дверь распахнется через некоторое время, которое отображается в виде индикатора. Для того, чтобы временно повысить способность вскрывать замки, можно использовать специальные вампирские умения - например, "Blood Buff". Работа с компьютерами также является важнейшей часть жизни в мире "Bloodlines".


С их помощью мы можем получать важную информацию, новые задания, открывать запертые двери и прочее. Компьютерный интерфейс во многом напоминает старый добрый ДОС.


Часто для доступа к данным или командам программа потребует вас в вести пароль. Если вы не знаете пароля, то можно будет попробовать проявить себя на поприще хакерского искусства. Вы сможете взломать пароль, если уровень защиты ниже или равен вашему уровню владения данным предметом.

Резюме


Современная сага о крови и власти, купающейся в ней. Очень уверенный, солидный ролевой элемент, экшен, стелс, приключение. Четкий, но относительно линейный сюжет, гибкие диалоги, выбор пяти окончаний, много несюжетных заданий. Сильнее предыдущей части, дух выдержан, несмотря на расстраивающее отсутствие средневековья. А еще здесь есть великолепная музыка, включая "Лунную сонату", исполненную в традиционной китайской стилистике, или модные треки, звучащие в ночных клубах. Многие известные команды засветились в звуковой дорожке, например "Tiamat". Можно даже танцевать на таннц-поле...