Разработчик:
EutechnyxИздатель в России:
"Руссобит-М",
GFI Предисловие
Мне посчастливилось попасть на презентацию игры Street Racing Syndicate (от известной японской компании NAMCO, выступающей издателем), проходившей прошлом году. Уже тогда я смог оценить потенциал игры - когда при разрешении 1024х768 и включенных графических изысках (но без полноэкранного сглаживания) игра нещадно тормозила на системе Pentium 4 с частотой 2.8 GHz и видеокартой GeForce FX5600. При этом вряд ли можно было всё сваливать на плохую оптимизацию - красивые графические эффекты честно заслуживали качественного аппаратного обеспечения. После отключения различных эффектов игровой процесс стал более гладким, и позволил ознакомиться с классом проекта - он явно принадлежал к высшей лиге (впрочем, зная NAMCO, вряд ли ожидалось что-то другое). Теперь, когда в России стараниями компаний "Руссобит-М" и Game Factory Interactive вышла финальная версия Street Racing Syndicate, можно более детально познакомиться с уличными гонками от английской команды разработчиков Eutechnyx...
Системные требования
Поддерживаемые операционные системы: Windows 98, Windows Millennium Edition, Windows 2000 Professional (Workstation) с установленным SP3, Windows XP (Home и Pro) с установленным SP1.
Минимальные системные требования:
Процессор Pentium-III 1 ГГц (или эквивалентный Athlon);
256 Мб ОЗУ;
4x-скоростной CD- или DVD-привод;
Видеоадаптер с 32 Мб памяти, 100%-совместимый с DirectX 9.0b;
16-битная звуковая плата, 100%-совместимая с DirectX 9.0b;
2 Гб места на жёстком диске (без сжатия данных).
Рекомендуемые системные требования:
Процессор Pentium 4 2 ГГц (или Athlon XP 2000+) или лучше;
512 Мб ОЗУ или больше;
8x-скоростной CD- или DVD-привод;
Видеоадаптер с 64 Мб памяти, 100%-совместимый с DirectX 9.0b;
16-битная звуковая плата, 100%-совместимая с DirectX 9.0b с аппаратной поддержкой Surround Sound;
2 Гб места на жёстком диске.
Начальные сведения
После установки игра занимает на жёстком диске 1,7 Гигабайт. Заставка, конечно же, захватывает дух, хотя её можно назвать консервативной до мозга костей - сцена с девушкой, дающей "отмашку", срывающиеся со старта машины, полиция, финиш и разбегающиеся от представителей закона стритрейсеры...
Качество видео - среднее, хотя лучшее, наверное, потребовало бы поставки игры на 4 дисках, а то и на DVD (видеороликов в игре - море).
После заставки мы сразу же понимаем платформенные приоритеты - мерцающая надпись "Нажмите Enter для продолжения" сразу же выдаёт приставочные корни игры...
Далее нам предлагают создать свой игровой профиль. После этого - сразу же идём в раздел настроек. Как уже я писал в начале статьи, графических изысков реализовано предостаточно.
К сожалению, для применения ряда настроек приходится выходить из игры и заново запускать её. Впрочем, так как настройки выставляются один раз, ничего страшного в этом я не вижу. А вот то, что у меня возникали проблемы с отображением игровых меню при использовании разрешений 1152х864 и 1280х960 - удручает. Правда, после пары выходов и применения настроек проблемы всё-таки исчезли. Кстати, 1280х960 - максимально возможное графическое разрешение в игре. Маловато... С другой стороны, учитывая потребности к аппаратным ресурсам, озвученные в предисловии, понимаешь, что такая тактика оправдана. В качестве альтернативы предлагается использовать режимы полноэкранного сглаживания, настройка которых реализована в самой игре (кстати, стоит убедиться в том, что в настройках Antialiasing'а драйверов видеокарты у вас выставлен параметр "Выбирается приложением").
Помимо графики, нам предлагают выбрать параметры звука. Здесь интересного мало. Заметим, что при инсталляции нам предлагают установить программное обеспечение, включающее поддержку EAX 4.0.
Управление в игре вряд ли отпугнёт неискушённых игроманов, желающих "просто погонять на машинках". По-другому и не могло быть - проект-то приставочный, а число кнопок на геймпаде - ограничено :). Интерес вызывает клавиша "сцепление" - по-моему, для такой игры это уже изыск. С другой стороны, как ещё смоделировать "стрит-рейсеровский" старт с отпусканием сцепления на высоких оборотах и визгом прокручивающихся покрышек?
Настройки клавиш по умолчанию
Газ: Up
Тормоз/задний ход: Down
Поворот налево: Left
Поворот направо: Right
Ручной тормоз: Space
Фары: F
Впрыск закиси азота: Left CTRL
Карта: M
Повысить передачу: D
Понизить передачу: A
Сцепление: Left SHIFT
Переключение камеры: C
Обернуться: W
Режим совместной игры предусматривает не только игру по сети, но и разделённый экран, когда можно гоняться вдвоём за одним компьютером. Это приятно, что и говорить (но также является элементом приставочной направленности проекта).
Остаётся два режима игры - "Уличные гонки" и "Аркада". Начнём с аркады. Тут нам предлагается "Быстрый заезд", "Чекпойнты", "Гонка на выживание" и "Скоростной триал". Знакомство начнём, конечно же, с быстрого заезда...
Нам предлагают выбрать автомобиль. Глаза у приверженцев быстрых автомобилей разбегаются: тут вам и Subaru Impreza WRX STi, и Mitsubishi Lancer Evolution VIII, и Toyota Supra, и Toyota Celica GT-S, и Golf GTi... Но в общем и целом - наблюдается засилье японского автопрома (не вызывающее, правда, лично у меня особых возражений - я хорошо отношусь к автомобилям от производителей из страны Восходящего Солнца).
Руководствуясь правилом "не знаешь на чём ехать - выбирай Субару", продолжаем настройку первого заезда. Выбираем тип трансмиссии - автомат, полуавтомат или ручная.
Далее - выбор города. Предлагается три на выбор - Филадельфия (лёгкий), Майами (средний) и Лос-Анджелес (сложный). Начнём по порядку... Тут же предлагается несколько вариантов трассы внутри городских кварталов...
После нескольких секунд игры отправляем в мусорную корзину настройку "Размытие при движении" - она ухудшает картинку, по-моему, реализация данной опции не оправдала себя. Также рекомендую выставить параметр "Очень высокое" для дальности прорисовки - иначе на некотором расстоянии от машины внешний вид трассы будет выглядеть мутным скопищем размазанных пикселей - очень некрасиво. Рекомендуется также выставлять графическое разрешение повыше... В общем, вы понимаете, к чему я клоню :) Для полноценной игры настоятельно рекомендуется очень мощная компьютерная система...
Со старта мы уходим, естественно, с "надрывом", оставляя соперников позади. Несмотря на то, что первое знакомство с игрой состоялось ещё в прошлом году, всё-таки начинаем подсознательно отмечать мелкие детали в игровом процессе.
Да, динамика выглядит не очень естественно. Набор скорости, переключение передач - далеки от действительности. Сюда же можно отнести немного "ватные" тормоза, неестественно плавно снижающие скорость. Но всё же проблески реализма ощущаются - и реакция автомобиля на руление, и заносы, и выход из поворота и влияние полного привода - какие-то элементы поведения машины на трассе всё же позволяют выделить Street Racing Syndicate из общей массы безликих "гонялок". С другой стороны, понимаешь, что эта игра - классический пример приставочной аркады (пусть и очень хорошей аркады), призвание которой - быть установленной на игровой автомат развлекательного центра. Именно такое ощущение остаётся от первого знакомства.
Игра очень красиво выполнена графически, у неё есть ряд качественно реализованных элементов, в частности, мне очень понравилось играть при камере "вид с капота". Ранее, в других гоночных играх, реализация этого режима частенько ухудшала общую играбельность (в первую очередь, снижался обзор по сторонам), а в Street Racing Syndicate я поймал себя на мысли, что мне действительно нравится управлять автомобилем в режиме вида с капота, когда обзору не мешают боковые дуги, и при этом камера стоит примерно на уровне омывателей ветрового стекла.
При этом, кстати, имеется и камера "вид с бампера" - она вряд ли может быть использована в качестве игровой по указанным выше причинам... Сама трасса выглядит весьма красиво - отблески света на местами влажном асфальтовом полотне дороги, горящий неонами ночной город - всё это вызывает только положительные эмоции. В процессе прохождения вам помогают два элемента - мини-карта в левом нижнем углу экрана и светящиеся виртуальные дорожки указателей поворота, висящие в воздухе для наглядного обозначения трассы.
Встречные автомобили отчаянно слепят дальним светом, видя приближающиеся на высокой скорости "болиды" стритрейсеров, но столкновений удаётся избежать не всегда. В том числе с вашими коллегами (соперниками на время гоночных заездов).
Магическая клавиша впрыска "закиси" азота требуется в основном для навёрстывания преимущества после допущенной ошибки - ибо обогнать соперников, в общем-то, можно и без NOS-оборудования. Конечно, можно и нужно выпрыскивать дополнительную инъекцию бешеной скорости на финишной прямой - так, на всякий случай, да и на зрителей страху нагнать не помешает.
В режиме повтора очень понравилась возможность накладывать фильтры видео - порой получается довольно красивое зрелище...
Карьера стритрейсера (начало)
После пары тренировочных заездов в аркадном режиме переходим к тому, для чего, собственно, и создавалась игра - режиму карьеры отчаянного стритрейсера. Нас сразу же бросают с места в карьер - подросткового вида мулат (а может - и метис) сокрушается о том, что пилота супертюнингованной тачки (в которой был распознан Nissan Skyline) заграбастали "копы", и теперь некому побеждать в сегодняшнем заезде.
Кто бы сомневался в том, что машину на страт выведете именно вы :)
Первая трасса карьерного режима является такой, какой и должен быть каждый уважающий себя Tutorial. За все три круга я не отпускал кнопку акселератора ни разу, при этом совершенно игнорируя тормоз. Он был просто не нужен - широченные проспекты не требовали утончённого водительского мастерства, и вписываться в повороты можно было с огромным запасом.
После выигранного заезда вам перепадает некоторая сумма денег, и мы попадаем в автосалон, чтобы, по словам уже упоминавшегося мулата-метиса, "прикупить себе тачку покруче".
Нам предлагается связать начало карьеры с одним из автомобильных концернов. На выбор предлагаются: Mitsubishi, Toyota, Volkswagen, Subaru, Lexus, Mazda и Nissan. Изначально подвергаем осмотру Subaru Impreza 2.5 RS Sedan...
Нам даже предлагают заглянуть под капот покупаемого автомобиля. Боже мой, неужели в игре реализовано падение стоимости автомобиля в зависимости от года выпуска? :) "Трёхлетка" Субару предлагается нам за 18.995 долларов. Просмотрим ради интереса остальных представителей. Хм, очень много недоступных моделей, порой попадается экзотика вроде Toyota Sprinter Trueno 1985-го года выпуска! Замечаем, что лучшая по динамике из доступных - Mitsubishi Eclipse GS-T - 6.5 секунд до "сотни" (точнее, в игре это 60 миль в час). Есть ещё и Mitsubishi Eclipse GT без турбонаддува (7.2 секунды до "сотни"), но с "максималкой" на 10 миль в час большей (140 против 130). Но, обратив внимание на мощность (200 лошадиных сил против 210), выбираем всё-таки Mitsubishi Eclipse GS-T.
Нам предлагают выбрать цвет авто. Держа в уме гениальное заявление Генри Форда о том, что автомобиль может быть любого цвета, при условии, что он чёрный, выбираем соответствующий колор.
Внимание! Вы можете нанести аэрографию прямо в автосалоне! При помощи клавиши Backspace выбираем боевую раскраску нашего "болида"...
После покупки мы едем в мастерскую - дабы сразу же доработать внешний вид и внутренности нашего свежее приобретённого транспортного средства.
Внимание - первая положительная эмоция. В качестве эксперимента был случайно задет столбик, и в ремонтной мастерской данное повреждение реально "всплыло", отняв кровные 114 долларов! Так что будьте осторожны, тут, как и в жизни, царапины по кузову - уже непредвиденные расходы.
В мастерской, кроме ремонта, доступны ещё три раздела: "Скоростные характеристики", "Внешний вид" и "Динамика". Начнём по порядку...
В разделе "Скоростные характеристики" нам доступны подразделы: "Тюнинг движка", "Подвеска", "Выхлоп", "Нитро системы", "Турбо системы", "Электроника", "Тормоза", "Шины", "Уменьшение веса", "Кузова", "Спойлер", "Неон", "Диски". Гомерический хохот вызывает установка неоновой подсветки в разделе "Скоростные характеристики". Наверное, это издевательство разработчиков над приверженцами "тюнинХа", мнящими о прибавлении лошадиных сил после установки "бортовых огней" :).
Прямо в гараже при выборе деталей меняются динамические характеристики вашего авто. Естественно, всё в основном меняется в лучшую сторону, ведь изначально ваш автомобиль не может похвастаться уже проделанным тюнингом :).
Тюнинг (лирическое отступление)
Тюнингу необходимо уделить особое внимание. Глаза тут действительно разбегаются... Выделим подразделы, и пройдёмся по компонентам.
Скоростные характеристики
"Тюнинг движка". Среди производителей запчастей в этом разделе представлены ACT, AEM, GReddy, Unorthodox Racing, APC, V Racing, XACT. Что касается деталей, то здесь доступны: диски сцепления, корзина сцепления, кулачковые механизмы, фильтр нулевого сопротивления, комплекты облегчённых шкивов, впускной коллектор, маховик. Хотелось бы пожурить локализаторов за неполный перевод названий деталей (например, сцепление где-то написано по-русски, а где-то - обозначено как clutch).
"Подвеска". Представленные производители - KONI и Eibach. Среди деталей: амортизаторы, пружины, рессоры.
"Выхлоп". Представленные производители - Stock, GReddy, JIC Magic. Среди деталей: различные наборы выпускной системы (в сборе).
"Нитро системы". Представленные производители - Holley и Venom. Собственно, предлагаются системы "закиси" азота - позволяющие кратковременно увеличивать скорость автомобиля (в реальной жизни - снижая ресурс работы двигателя).
"Турбо системы". Представленные производители - GReddy и HKS. Тут предлагаются турбины различного типа, стоимостью от 1200 до 4300 долларов США.
"Электроника". Представленные производители - BOSH, GReddy, Venom, MSD. Среди деталей: комплекты разъёмов, проводов, свечи, катушки зажигания, контроллеры зажигания, и загадочный "модуль мощности", позволяющий уменьшить разгон до "сотни" почти на целую секунду.
"Тормоза". Кроме стандартных, присутствует известный производитель Brembo. Обидно, что локализаторы, видимо, не варятся в автомобильном соку - причём тут название "диски с отверстиями", когда это всю жизнь были "вентилируемые диски"? Ну да ладно, неважно, как назвали деталь, важно - как она влияет на игровой процесс...
"Шины". Представленные производители - BF Goodrich и Yokohama. Собственно, "обувка" для вашего авто. В игре влияют, прежде всего, на эффективность торможения, но также и сокращают время разгона до "сотни".
"Уменьшение веса". Мифическая вещь. Вам предлагается поэтапное снижение веса автомобиля, что позволяет улучшить динамику разгона. Для примера (Mitsubishi Eclipse GS-T): на первом этапе снижения веса разгон у вас сокращается до 5.6 секунд до "сотни", на втором - до 5.3 секунд до "сотни" и, наконец, третий этап снижения веса приведёт к тому, что первую "сотню" вы разменяете за 4.9 секунды.
"Кузова". Производитель - Wings West. Работа по кузову добавляет машине агрессивный вид, но снижает аэродинамику и поэтому время разгона увеличивается (в моём случае - на одну сотую секунды до 60 миль в час).
"Спойлер". Представленные производители - Wings West, VeilSide, C-West. Предлагаются спойлеры на выбор. В моём случае оказалось бесполезной затеей - установка спойлера заметно снижала максимальную скорость автомобиля, не влияя на другие параметры.
"Неон". Производитель - StreetGlow Racing. Неоновая подсветка под днищем кузова позволяет автомобилистам думать, что вы - несомненно, пилот НЛО, и вам необходимо уступать дорогу во избежание межзвёздных конфликтов :).
"Диски". Здесь представлено довольно много производителей: BBS, KONIG, VeilSide, Velox, Volk. Диски в игре не влияют на максимальную скорость и динамику разгона. Скорее всего, они служат лишь в качестве элемента эстетического оформления автомобиля.
Внешний вид
Винил. Смена бокового графического оформления вашего автомобиля. Чисто ради эстетического удовольствия, да и только.
Стикеры. Позволяют облепить ваш стритрейсинговый "болид" лейблами известных производителей тюнингованных деталей. Также исключительно ради того, чтобы подчеркнуть свою крутость и бесплатно прорекламировать производителей запчастей :).
Покраска. Позволяет сменить цвет автомобиля. Странно, что это так просто - вот реализовали бы ещё и очередь на перерегистрацию транспортного средства в связи со сменой цвета окраски кузова - для большей реалистичности :).
Динамика
Здесь никаких подразделов нет, это - ни что иное, как динамометрический стенд, где ваш автомобиль проходит проверку с выдачей графиков мощности двигателя и крутящего момента. Весьма интересная реализация, вносящая разнообразия в игровой процесс. Вообще, замеры такого рода на автосервисе, которому вы доверяете - неотъемлемая часть при покупке спортивного автомобиля, владелец которого заявляет о целом "табуне лошадей" под капотом своего детища (добавившихся после установки одного лишь "прямотока").
Карьера стритрейсера (продолжение)
Итак, после того, как вы накупите изначальный набор деталей (не увлекайтесь, помните, что окраска автомобиля на скорость не влияет), вам предстоит найти место встречи, где начнётся первый заезд. Поможет вам ориентироваться карта города с обозначенными важными точками стритрейсинговой активности.
В первой гонке вам предлагаются три типа заезда - по уровню "крутости" автомобилей участников.
Выиграв все три заезда, вы получаете очки авторитета и гонорар в 4000 долларов.
При прохождении трассы начисляются очки за зрелищность и водительское мастерство - прыжки, вход в поворот с заносом, езда на двух колёсах и т.д. Напоминает всё это начисление очков в каком-нибудь файтинге вроде Mortal Kombat, и вызывает ностальгическую улыбку. Кстати, эти очки за водительское мастерство начисляются и просто в процессе езды по городу - до места встречи с друзьями-стритрейсерами или в мастерскую.
В игре существует полиция, которая патрулирует трассу и следит за правопорядком. Обращайте внимание на правый верхний угол экрана - там располагается картинка проблесковых маячков служителей закона, которые, в отличие от русских, не любят быстрой езды :).
Жизнь в городе кипит - автомобилей пусть и немного, но они есть, несмотря на позднее время суток.
В любой момент вы можете ознакомиться с прогрессом вашего прохождения в игре.
Как видите, играть можно достаточно долго - нам предстоит собрать "гараж" из 50 машин, открыть 52 видео с девушками, выиграть 72 гонки, два десятка вызовов и... непонятно что сделать с восемнадцатью девушками (шутка) :).
Заключение и выводы
Здесь мы оборвём повествование. Ибо суть проекта совершенно очевидна, дальнейшие штрихи уже не смогут радикально изменить моего мнения. Игру действительно стоит купить и ознакомиться с ней. Это не шедевр, на который можно вывесить ярлык "эталон жанра", но и не безликая аркадная гонка. Уж чего-чего, а некая самобытность и шарм у Street Racing Syndicate наличествует.
Играть действительно интересно, хотя я уверен, что не все смогут пройти игру до конца, возможно, кому-то она быстро наскучит. Однако истинные фанаты жанра автомобильных гонок, которые не воротят нос от наличия аркадных элементов в модели управления и поведении автомобиля на дороге - наверняка пройдут игру до конца. Ибо этот проект действительно достоин внимания, и его есть за что похвалить.
Вообще, Street Racing Syndicate оставляет противоречивое чувство. С одной стороны, вызывают положительные эмоции такие проработки мелочей как остаток закиси азота после гонки (который не пополняется после финиша, а остаётся таковым и при следующем старте), а также, например, фигурирующая разбитая фара в заставке в том случае, если вы повредили её на трассе. С другой - определённая отдалённость от реальности. Загоняем автомобиль в мастерскую, накупаем деталей на 5 тысяч долларов и вот уже через пять минут из дверей гаража вылезает монстр, разменивающий первую "сотню" за 3.9 секунды - кто в такое поверит? Справедливости ради: минусы есть у всех (лично мне, например, не очень понравился Need For Speed: Underground 2), и если не требовать от каждых компьютерных гонок достоверности на уровне честного симулятора, то Street Racing Syndicate вполне поможет вам скоротать неделю-другую в виртуальном мире бешеных скоростей, ревущих моторов и запаха жжёной резины...
Оценки
Графика: 87%
Звук: 80%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 82%