Звёздный меч (StarCalibur)

Разработчик: Secret Sign
Издатель в России: "Руссобит-М", GFI.



Введение


Однозначный интерес, конечно же, вызывают корни проекта - команда разработчиков Secret Sign работала под чутким руководством Revolt Games - отечественной студии, создавшей серию космических симуляторов Homeplanet. На этот раз нас ожидает космическая аркада, так что пора сдувать пыль с джойстиков и подключать их к Game (или USB) портам...
Первое, что при знакомстве с CD внушило оптимизм и добавило положительных эмоций - руководство пользователя на русском языке. Не секрет, что именно руководство пользователя - один из ключевых компонентов, отличающих лицензионную версию продукта. Грамотное руководство заметно обогащает игровой процесс (о некоторых элементах которого пользователь может и не догадываться) и привносит дополнительное удовольствие от прохождения...

Системные требования



Минимальная конфигурация

Операционная система: Windows XP, Windows 2000
Процессор с частотой 1 GHz
128 MB RAM
4-х скоростной привод CD-ROM/DVD-ROM
670 MB свободного дискового пространства
DirectX 9 совместимая звуковая карта
Клавиатура
Мышь


Рекомендуемая конфигурация

Операционная система: Windows XP, Windows 2000
Процессор с частотой 1.7 GHz или выше
512 MB RAM
16x привод CD-ROM/DVD-ROM
128 MB DirectX 9с совместимая видеокарта
Джойстик/геймпад
Клавиатура
Мышь

"Звездный меч" требует для запуска DirectX версии 9с или более поздней.

Сюжет


Начало периода крупномасштабных космических исследований в 2280 году ознаменовалось долгосрочными исследовательскими экспедициями за пределы Солнечной Системы. Экспедиции отбывают на десятки лет, некоторые из них не возвращаются. В 2289 г. одна из таких экспедиций неожиданно натыкается на следы "внеземной цивилизации". Планета земного типа почти вся покрыта огромным океаном. Ученые высаживаются на одном из немногочисленных островов, привлекших внимание своей ровной формой и возвышающимися обелисками. Вскоре в прибрежных водах обнаруживается нечто, напоминающее внушительных размеров кладку правильных геометрических размеров. Большие шарообразные объекты на первый взгляд напоминают гигантскую икру рыб или земноводных. Ученые, потрясенные неожиданным открытием, начинают широкомасштабное исследование, которое вскоре было прервано суровым океанским штормом. Исследователи, спасая только что обнаруженную находку, вытаскивают практически все шарообразные объекты на сушу и загружают их в контейнеры, чтобы продолжить исследование по отбытию с планеты. К сожалению, экспедиции так и не удается сообщить о своей чудесной находке на Землю: сразу после взлета корабль бесследно исчез, так и не проведя ни одного сеанса связи. Шло время, и исследование сменилось широкой космической экспансией. Колонизировано около сотни планет. К 2368 году мир и процветание воцаряются по всей федерации космических колоний. 2370 год был отмечен внезапными сигналами бедствия сразу с нескольких отдаленных планет, после чего связь с колонистами обрывается. Прибывшие спасатели фиксируют факт полного уничтожения колонии и гибели всего населения. Происшествиям был присвоен высочайший приоритет секретности. Однако вскоре подобным таинственным образом гибнет все большее количество приграничных колоний. Транспортные и торговые караваны подвергаются нападениям и уничтожению, даже не успевая передать сигналы бедствия. Еще через некоторое время конфронтация со стороны доселе неоткрытой расы становится очевидной, перерастая в полномасштабную войну на уничтожение.

Игрок вступает в действие в качестве выпускника летной академии, проходящего стажировку на учебном авианосце "Удильщик". Вскоре безмятежный уголок космоса превращается в эпицентр межзвездной войны, а игрок сможет повлиять на решение судьбы всего человечества. На момент вступления игрока в игру, люди вынуждены оставить большую часть освоенного космоса таинственной инопланетной расе. Ударные соединения космофлота терпят поражения, сдавая одну систему за другой. Инициатива на фронте по-прежнему остается за инопланетянами, мотивы и намерения которых остаются неразрешенными. Известно только, что захватчики - раса прямоходящих земноводных, обладающих двойной системой дыхания и по своему внешнему виду напоминающих земных налимов (раса эридян).

В 2372 году специальным решением объединенного совета правительств Союза издается решение о формировании специального флота "Звездный Меч", включающего в себя несколько ударных групп, мобильные верфи, а так же академию по подготовке личного состава. 2275-2389 - темные годы для Союза Колоний. Полностью уничтожены две планеты, одна опустошена и превращена впоследствии в военную базу. Люди практически бессильны перед силами эридян, ударные группы, одна за другой, терпят сокрушительные поражения. Даже уступая к 2389 году по численности землянам, эридяне выглядят практически непобедимыми.

Описание




Первым делом после запуска игры идём в раздел настроек. Окно - поистине спартанское: что касается графики - на выбор предоставляется выбор четырёх видов разрешения (640х480, 800х600, 1024х768, 1280х1024) и возможность включить или отключить полноэкранный режим, тени от объектов или сияние объектов.


Увы, функциями полноэкранного сглаживания придётся управлять из вкладок драйвера видеокарты. Также представлены настройки звука, среди которых - только управление громкостью музыки и звуковых эффектов.

Вкладка "Управление" - вторая и последняя, куда нам придётся заглянуть перед долгожданным пунктом "Новая игра". Здесь предлагается два варианта - клавиатура с мышью или клавиатура с джойстиком.

По умолчанию клавиши определены так:

W - тяга вперед.
S - торможение.
D - выбор цели.
A - выбор предыдущей цели.
Tab - форсаж.
C - автопилот.
F5 - смена вида от первого/третьего лица.
F1 - экран помощи.
1 и 2 - смена мест пилота-стрелка или перебор управляемых турелей.
V - выбор вражеского линейного корабля.
F - перебор дружественных кораблей всех классов.
Q - продольное вращение по часовой стрелке.
E - продольное вращение против часовой стрелки.
Esc - вызов меню (повторное нажатие возвращает в игру).

Для конфигурации "Мышь + Клавиатура": левая кнопка мыши - огонь энергетическим оружием, правая - корабль в прицеле, Space - огонь ракетами (торпедами).


Для конфигурации "Джойстик + Клавиатура": Joy 1 - огонь энергетическим оружием, Joy 2 - огонь ракетами (торпедами), Joy Slider - управление тягой, Space - корабль в прицеле.

Уже в меню отмечаем очень атмосферную музыку, которая гармонично подкрепляет выбранную футуристическую космическую тематику.

При выборе новой игры предлагается три уровня сложности - лёгкий, средний и тяжёлый. Выбираем средний, дабы оценить баланс игрового процесса в том виде, в каком он задуман создателями. Как пишут сами разработчики, уровни сложности влияют на мощность оружия, маневренность и живучесть кораблей противника.


Стильные заставки рисованного типа с хорошим озвучанием сопроводительного текста погружают нас в атмосферу происходящего. Нам открывают сюжетную завязку, которая приведена выше, в разделе "Сюжет". К сожалению, игра наглухо "зависла" в процессе брифинга - похоже, проблемы крылись в работе с драйверами видеокарты ATI Radeon X800XT. Будем надеяться, что новые патчи исправят ситуацию, а пока информация на сайте корпорации Microsoft рекомендует нам сместить правее ползунок аппаратного ускорения в закладке Troubleshoot раздела Advanced в настройках Display Properties - Settings. Правда, лично мне показалось, что проблемы крылись в работе со звуковыми драйверами. Установленный патч был призван ликвидировать проблемы с зависаниями между миссиями, но, к сожалению, никакого эффекта достигнуто не было.


После брифинга мы переходим в раздел комплектации вооружения нашего истребителя. Вначале доступны лишь неуправляемые ракеты, ионные пушки и лазерные пушки. Вообще, в игре представлено достаточное количество видов оружия, вот полный список:



Энергетическое оружие

Лазерное оружие обладает удовлетворительной скорострельностью, средней дальностью, относительно небольшой убойной силой.

Ионная пушка - невысокая скорострельность, средняя дальность, средняя убойная сила.

Пулемет Гатлинга - высочайшая скорострельность, средняя убойная сила, крайне низкая дальность, высокий расход.

Плазменное орудие - средняя скорострельность, высокая убойная сила, средняя дальность.

Масс-драйвер (укоритель материи) - установка, обладающая чрезвычайно низкой скорострельностью и огромным расходом энергии, что оправдывается колоссальным наносимым уроном.

Нейтронное оружие - почти аналогично вышеописанному ускорителю частиц по характеристикам, требует меньше энергии и обладает меньшей дальностью. По сути, это бомбовое оружие, особенно эффективно против транспортных судов врага.

Протонная пушка - гибкое и универсальное оружие. Хорошая скорострельность, большая убойная сила, хорошая дальность.

Ракетное вооружение

Неуправляемые ракеты. Простые ракеты, не требующие захвата цели, обладают быстрой перезарядкой и, как следствие, скорострельностью. Убойная сила невелика, однако запас одновременно взятых на борт неуправляемых ракет позволяет компенсировать этот недостаток.

Ракеты с тепловым самонаведением. Требуют, во-первых, выбора цели в прицеле и, во-вторых, захвата цели. Захват, как было сказано выше, отображен в виде треугольников по кромке рамки, в которую выделяется цель. После пуска ракета сама будет преследовать цель, и дальнейшее удержание объекта в прицеле не требуется. Требуется перезарядка. Когда следующая ракета будет готова к пуску, на кромке рамки вновь появятся треугольники. Среднее время перезарядки компенсируется высокой убойной силой ракеты.

Контейнер самонаводящихся ракет. После пуска контейнер практически мгновенно распадается на пять самонаводящихся ракет. Как правило, они преследуют одну цель. Высокая скорость ракет и их количество гарантируют поражение любого истребителя или бомбардировщика врага практически с одного залпа. С другой стороны, у контейнера крайне высокое время перезарядки и ограниченный боезапас.

Торпеды. Торпедами вооружены только корветы, это единственное оружие против крупноразмерных целей. Для пуска торпеды необходим специальный захват, для чего необходимо взять линейный корабль в прицел с помощью отдельной клавиши (по умолчанию - клавиша V). Дистанция пуска торпед не должна быть более 1500. Дальнейший механизм аналогичен самонаводящимся ракетам.


Тут же предоставим слово создателям игры, которые расскажут о реализации точки выноса прицела (ТВП):

"Выделенный в рамку объект сопровождается точкой выноса прицела (ТВП). Компьютерный расчет ТВП - важнейший, если не сказать главный, инструмент пилота. Учитывая громадные скорости космических объектов, становится понятно, что попасть "на глазок" в проносящийся мимо истребитель практически невозможно. Функцию расчета упреждения берет на себя бортовой компьютер. Каждый взятый в прицел объект будет иметь ТВП в виде круга, схожего по форме с прицелом. Для попадания энергетическим оружием в данный объект нужно совместить ТВП с самим прицелом. Точка выноса прицела начинает рассчитываться только с эффективной дистанции ведения огня, то есть с расстояния, гарантирующего попадание тем или иным видом оружия. Если ваш корабль оснащен отличным по дальнобойности оружием, ТВП будет рассчитываться для оружия в первой ячейке. Допустим, в ней у вас расположено оружие ближнего боя (с дальностью 500), а во второй - дальнего боя (1500). В данном случае ТВП будет рассчитываться для расстояния 500,и вы увидите круг, который необходимо совместить с прицелом в центре экрана. Однако следует помнить, что ТВП – это лишь предлагаемое компьютером направление. Вражеский корабль может маневрировать и изменять курс. Таким образом, попадание с учетом ТВП гарантировано не всегда. Если расстояние до объекта велико, и ТВП не рассчитывается, - значит, бортовое оружие просто не обладает достаточной дальностью стрельбы. Вам следует сблизиться с объектом до появления ТВП для эффективной стрельбы".

Отсюда вывод - дальнобойное оружие лучше помещать в первый оружейный слот энергетического оружия...


В рамках первой тренировочной миссии нам предлагают вначале освоиться с управлением вашего истребителя "Блесна" - пролететь по определённой траектории сквозь разбросанные по открытому космосу ворота.


Далее вам предложено расстрелять истребителей-роботов, которые, между прочим, огрызаются, открывая ответный огонь. Тут же замечаем интересную реализацию физики - при столкновении с истребителем-роботом вы отскакиваете, как мячик от пола, хотя по идее последствия столкновения должны быть фатальными.

Пару слов об управлении. Если вас не устраивает комбинация выставленных клавиш и кнопок, вы можете сменить их сразу же, нажав Esc во время миссии и выбрав раздел "Управление". Важно при этом не забыть нажать кнопку "Принять", иначе реализованные изменения не сохранятся (этот расклад не очевиден, в чём убедился и автор этих строк, пытаясь активировать автопилот - не забывайте нажимать кнопку "Принять").

После короткого вводного курса вас сразу кидают в первую миссию, которая проходит уже не в космосе, а в пределах атмосферы планеты.


Да, конечно, в этой игре пилот - обезличен, зато у вас имеется кнопка "Продолжить", исключающая необходимость процесса сохранения игры - после прохождения миссии вы можете не беспокоиться - в случае неудачи вас не отбросят в самое начало, вы просто повторно будете проходить проваленное задание.

В игре была замечена определённая нестабильность - в частности, пару раз игра обрывалась из-за критических сбоев (происходил даже сброс дампа). Однако назойливой эту нестабильность назвать сложно - во время боевых миссий "вылетов" в Windows не происходило.


Если говорить о реализации самого боя и "догфайта", то впечатления двойственные. Конечно, это аркада, поэтому надо делать все необходимые скидки... Появление кораблей противника "из ниоткуда" немного разочаровывает - всё выглядит искусственно, и вы чувствуете себя не проходящим боевые действия в рамках сюжетной линии, а, скорее, в виртуальном тире "космической симуляторной" направленности. Так же отметим уже упоминавшуюся систему повреждений при столкновении с кораблями противника и поверхностью - она также слишком упрощает игру - вы знаете, что при столкновении с истребителем противника или землёй вам ничего не грозит и поэтому расслабляетесь. Это ведёт к уменьшению нервозности и снижению напряжения при прохождении.

Что касается самого боя - то на среднем уровне сложности лично у меня он не вызвал проблем. К управлению нет никаких претензий - оно реализовано просто замечательно, что в совокупности с неплохим графическим движком существенно сглаживает впечатление и устраняет осадок от вышеперечисленных недостатков аркадной реализации. Единственно, конечно, взрывы кораблей противника хотя и выглядят красиво, но вот разлетающиеся обломки корабля выглядят неестественно - уж слишком правильные куски разлетаются по одним и тем же траекториям.


Кстати, раз уж заговорили о графическом движке, укажем на его производительность. Конечно, характеристики моей тестовой системы вряд ли назовёшь средними (Pentium 4 3.2 GHz, 1024 MB RAM, ATI Radeon X800XT), но всё же. В режиме 1280х1024 и сглаживанием 2х, при всех включенных спецэффектах никаких намёков на "торможения" не наблюдалось...

Игра состоит не только из полётов на истребителе "Блесна". Уже во второй миссии нам придётся усесться за турель на одной из башен базы флота "Звездный Меч".


Это задание - чуть более уныло, и ещё больше похоже на тир. Вы можете переключаться между турелями, но это, по-моему, стоит делать только тогда, когда в небе над текущей турелью все вражеские корабли уже уничтожены.


После прохождения миссий нам иногда апгрейдят корабль - как видно из скриншота, у нашей "Блесны" улучшилась защищённость и маневренность.

Задание по защите базы от налёта бомбардировщиков впервые даёт почувствовать вкус настоящей боевой задачи. Дело в том, что вы должны сосредоточить своё внимание на бомбардировщиках "Осьминог", задача которых - уничтожение нашей базы. При этом "Осьминоги" летят под прикрытием звеньев истребителей "Пиранья". Вот тут-то вам и придётся лавировать между бегством от "Пираний" и назойливым преследованием "Осьминогов". От себя порекомендую уходить от атак "Пираний" на форсаже, и, переключая цели (захватом текущей мишени) - искать в правом нижнем углу отображения цели искомый силуэт "Осьминога" - издалека вы вряд ли сможете классифицировать корабль на глазок, а сосредотачиваться на цели лучше заранее - как минимум, можно успеть угостить её ракетой-другой. Долгое использование форсажа ведёт к перегреву - необходимо будет подождать восстановления нормальной температуры, после чего форсаж можно будет использовать вновь.

В процессе прохождения миссии приятно удивило плазменное оружие - достойная огневая мощность пусть и при невысокой скорострельности существенно сокращает время "догфайта" - несколько попаданий - и корабль противника превращается в щепки...

Небольшое лирическое отступление об автопилоте. Если вы вдруг не можете понять, как он работает (ничего смешного тут нет, автор этих строк тоже не с первого раза понял механизм). НАЖИМАТЬ клавишу, отвечающую за автопилот, необходимо в то мгновение, когда вы проходите специальную навигационную точку (обычно - виртуальные зелёные ворота) и внизу экрана мелькает окошко AUTO.


Лучше заблаговременно начать "строчить" по клавише автопилота перед входом в ворота навигационной точки - почти так же, как вы стучите по клавише Del перед входом в BIOS или клавише F8 для выбора безопасного режима Windows :).

В процессе одной из миссий вам потребуется уничтожить вражеский транспорт. У него слабая огневая вооружённость, однако высокая степень защиты. Поэтому его удобно расстреливать ракетами, при этом я порекомендовал бы всегда брать с собой на миссию одно дальнобойное энергетическое вооружение - ракеты не бесконечны, а расстреливать могучего врага на расстоянии всегда безопаснее...

После нескольких миссий, когда игровой процесс существенно набирает обороты - самое время начать учиться оперативно отслеживать все ключевые параметры вашего корабля во время боя (ибо заварушка начинается весьма знатная, а стать героем Галактики посмертно - сомнительная честь). Поэтому сконцентрируйтесь на голубой полоске слева от прицела - это показатель состояния щита. Как только он достигнет нуля, ваш корабль взорвётся. Щит со временем автоматически восстанавливается, так что порой во время боя будет нелишним на форсаже "смыться" с арены боевых действий и восстановить щит.


Оранжевая полоска слева - уровень перегрева энергетического оружия. Как я уже отмечал, желательно использовать комбинацию из мощного оружия ближнего боя и оружия с максимальной дальностью поражения. Полоска при стрельбе уменьшается, поэтому палить в небо без разбора не рекомендуется - расчётливо поливайте огнём противника, когда сядете ему на хвост.

Внимательно читайте текущие задания миссии. В задании на сканирование вражеского дредноута вы столкнётесь с неприятной вещью - число истребителей противника будет равняться шести, и вы не сможете повлиять на ситуацию - после уничтожения вражеского истребителя, из ангара дредноута вылетает новый - и так до бесконечности. Поэтому вам придётся расстрелять ракетами назойливые пушки и ракетные установки на борту дредноута, а затем спокойно просканировать буи и вернуться на базу.

Также не забывайте следить за уровнем повреждений врага - в правом нижнем углу окна индикации вражеского корабля указывается степень его повреждений (от сотни - до нуля). Это важно при построении тактики - врага на последнем издыхании проще добить пущенной ракетой и тут же переключиться на новую цель...

Иногда будут попадаться миссии из разряда "Тревога". Вам придётся отбивать атаки внезапно нагрянувших вражеских сил (среди которых могут попадаться и крупные крейсеры).


Ещё раз повторюсь, что ракеты желательно приберегать на ракетные батареи и турели больших кораблей - плотный заградительный огонь и сложность в маневрировании подчёркивают удобство самонаводящихся ракет по принципу "выстрелил и забыл".


Ведь и турели, и ракетные батареи - статичны, а значит, гарантия попадания равна 100%...


В одной из миссий вас пересадят в торпедный корвет.


Управлять им сложнее: из главного кокпита вы можете лишь осуществлять торпедные атаки, а вот энергетическое оружие доступно в двух турелях. Управлять торпедным корветом и стрелять по вражеским истребителям, переключаясь с турели на турель - сложно, поэтому лучше сидеть в главном кокпите и дожидаться, когда ваши компьютерные союзники очистят зону от истребителей врага.


При этом из турелей стреляет AI, и надо сказать, делает он это из рук вон плохо - за всё время я заметил лишь пару попаданий. С другой стороны, основную функцию - отгонять истребители, как назойливых мух, от торпедного корвета - AI выполняет, и за это ему спасибо...

Атака дредноута торпедами также исповедует партизанскую тактику - рывок на форсаже, пуск торпед, рывок на форсаже обратно. При этом необходимо следить за вражескими истребителями и не особо подставляться под огонь турелей дредноута. Также стоит не забывать, что ваши торпеды могут уничтожаться на подлёте к кораблю.



Заключение


Об игре можно рассказывать и дальше, но все её ключевые аспекты, конечно же, мы уже осветили. Позволю себе сделать важное замечание: привлекательность игрового процесса от миссии к миссии возрастает, поэтому если вначале игра показалась вам скучной аркадой, не торопитесь с навешиванием ярлыка. На самом деле, через пару миссий вы заметите наметившийся комплексный подход к реализации миссий и станете чаще задумываться о выживании в космической мясорубке. Впрочем, конечно же, аркадность проекта всплывает (в основном - в реализации безаварийных столкновений с другими кораблями и поверхностью планеты). Также поведение врагов достаточно однообразно, и вскоре стандартную схему захода в хвост противника вы начнёте исполнять на автоматизме. Но мне кажется, что тем, кто побаивается жанра "космический симулятор" из-за возможной сложности управления и игрового процесса, вполне можно порекомендовать "Звёздный меч".


Я уверен, что счастливые обладатели джойстиков, начинающие свой путь на пути становления виртуального пилота также будут довольны приобретением (то же можно сказать и об измученных реализмом хардкорных фанатах космических баталий)...

Оценки


Графика: 80%
Звук: 75%
Игровой процесс: 80%

Общее впечатление: 78%