Разработчик:
Volition Inc.Издатель:
THQИздатель в России:
"Руссобит-М",
Game Factory Interactive Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1 GHz
128 MB RAM
64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 2GHz
256 MB RAM
128 MB видеокарта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Особенности
Фильм "Punisher" (в русском варианте - "Каратель") прошел в кино, оставив после себя довольно неопределенные впечатления. В его основе - комиксы "Marvel" повествующих о приключениях Фрэнка Кастла по прозвищу "Каратель" - борца с преступностью, мстящего за убиенную злодеями семью. Однако практика показывает, что игры, сделанные по мотивам кино, обычно получаются не слишком высокого качества. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить хотя бы какую-нибудь "Bad Boys". Причиной такого положения можно считать промоушен-направленность таких проектов, и потому обычно их делают, не придавая слишком большого значения качеству. Редко когда мы имеем основания говорить о самостоятельности игры, сделанной по фильму. Вышедшая недавно игра "Punisher" - не то, что бы является исключением из правил, но назвать ее совсем уж проходным проектом совесть не позволяет. Нетребовательный игровой процесс (ориентированный, правда, на маньяков), удовлетворительная графика, физический движок "Havok", характерный и убедительный колорит - все это заставляет нас отнестись к проекту со вниманием. Мы имеем дело с трехмерным экшеном с видом от третьего лица, где берем на себя роль этого самого "карателя", который, подталкиваемый неумелой, но твердой рукой сюжета, уровень за уровнем вычищает скверну, именуемую "организованной преступностью". Невольно поражают масштабы, а также методика творимого на экране действа. Именно массовость совершаемых героем убийств во имя справедливости является спорным моментом в отношении потенциальной аудитории игры. Одно дело, когда мы уничтожаем абстрактных монстров, и совсем другое - убивать людей, пусть даже и преступников. Но красота исполнения процесса геноцида просто завораживает, ты ощущаешь себя героем боевика, крутым и бескомпромиссным.
Графика в "Карателе" пребывает на известной высоте,
...модели персонажей фрагментированы, и часто разлетаются на части при поражении, а главное - присутствует драйв и зрелищность, почти не уступающая кинофильму. Сопровождают все действо великолепные музыкальные треки в классическом хоральном стиле. В остальном - насилие как оно есть, но насилие, в общем-то, "праведное", в отличие от того же "Postal" или же "Manhunt". Основное отличие "Карателя" от других игр такого рода - изощренность убийств, допросы с пристрастием, и даже "специальные убийства" с применением подручных средств. Всё крутится вокруг этого. Каратель предлагает крайне радикальное решение проблем, отражая менталитет тех людей, которые, выражаясь языком вестернов, "сначала стреляют, потом разбираются". Наш герой как раз относится к ковбоям времен Дикого Запада. Суть игры можно описать в одном предложении - стрелять во всё, что движется, рубить в капусту, забыв обо всем, кроме того, что нельзя стрелять в невинных. Получается интерактивный тир: никакого реализма, никаких прыжков и акробатики, кроме "макспейновского" фирменного "нырка", "приделанного" скорее для красоты. Уровни - коридоры, но прекрасно оформленные коридоры, которые почти не утомляют. А когда грань утомления уже подступает, разработчикам почти всегда удается придумать неожиданный отвлекающий маневр. Мотивации почти отсутствуют, то есть они осуществлены на уровне инстинктов - они "чужие", "враги", и герой как "берсерк" идет вперед, оставляя за спиной горы трупов. Фирменный знак Карателя - белый череп с необычным дизайном...
Более ста одного вида уникальных смертей ожидает тех, кто станет на пути у Карателя. А для того, чтобы ускорить отправку негодяев в ад, предусмотрен серьезный ассортимент оружия, причем почти любое оружие можно держать в обеих руках одновременно, что довольно редко встречается в играх.
С врагами Каратель обращается подобно деду, поймавшему за кражей яблок нерадивого малолетку. Хватает своей огромной ручищей и наказывает, чтоб неповадно было. Только методы посерьезнее - башку там открутит, хребет сломает. Оно как-то доходчивее, но менторский, нравоучительный тон - всё тот же. Наш герой по характеру брат-близнец молчуна Стрейнджера из "Nocturne". Кроме того, играя в "Punisher", невольно вспоминаешь боевики конца восьмидесятых - начала девяностых, которые просматривались большими компаниями дома у счастливого обладателя видеомагнитофона. Каратель - как Арнольд Шварценеггер в "Командо", в одиночку крошит врагов сотнями, он как заговоренный, пули от него отскакивают. Эдакий Железный Феликс или Каменный Гость, вышедший на тропу войны. Количество трупов зашкаливает, и ситуация заставляет задуматься о том, что в криминале замешаны 90 процентов населения нашей планеты. Не подпускайте слабонервных (и) детей к нашим голубым экранам! Это может закончиться весьма плачевно. Перед нами - одна из немногих игр, которая действительно может быть отнесена к категории "только для взрослых". Картонная и лубочная жестокость "GTA" здесь и рядом не валялась, для сравнения годится разве что "Hitman". Каратель не гнушается даже применять тактику пристрастного допроса преступников - с применением кулаков и других подручных средств поэкзотичнее, пытаясь расколоть врагов и выбить признание. Для этих целей на уровнях существуют специальные уникальные "горячие точки", то есть специальные места для убийств или допросов, которые имитируют некоторые киношные моменты "Карателя".
Многие авторы и игроки не улавливают суть игры. Да, в ней предоставляется возможность взять на себя роль жестокого и циничного анти-героя, пребывающего в состоянии постоянной вражды с окружающим миром, но это всего лишь комикс - как Бэтмен, только жестче. И всё вышесказанное сближает игру с аркадой. Называйте Карателя как хотите, хоть бы крестоносцем, разящим неверных во имя веры. Это комиксы, разработчики постоянно напоминают нам о том, что это - игра, она не "эмулирует" жизнь. Не стоит относиться к происходящему на мониторе серьезно, но делать это крайне сложно, хотя здесь нет даже малейшего намека на реализм. Это легко заметить даже в отношении оружия, потому игра - даже не экшен, а аркада. Персонажи, встречаемые Карателем на жизненном пути (или пути смерти) также представляют собой характерные для комиксов фигуры - гротескные, в чём-то карикатурные, фантастические. Боец с оружием вращенным в руку, русский генерал в шапке со звездой (уже даже не модно, этим и привлекает), ядерное оружие, боссы - например, в виде танка.
Такая смесь имеет полное право именоваться "эстетическим трэшем". В Карателе определенно есть что-то от нуара Макса Пейна, что-то - от нелюдимости и цинизма Стрейнджера, что-то - от боевиков. Достойная настоящих мужчин жестокость, брутальность, и благородство: он - положительный герой, ведь при случайном убийстве невиновного - игра заканчивается. Цели его высоки и праведны, но даже они не оправдывают средства - герой начинает рассказ о своих приключения уже будучи в тюрьме и собственноручно сдавшись властям. Мавр сделал свое дело - мавр может гулять смело. То есть он отомстил, завершил вендетту, и теперь ему все равно, он готов ответить перед так называемым правосудием. Гулять смело не получилось - его ждет тюрьма.
Сюжет
Жизнь Фрэнка Кастла (Frank Castle) круто переменилась после того, как вся его семья была убита преступниками. Часть его души умерла вместе с ними. Всё, что осталось, направленно теперь на то, чтобы отомстить негодяям и мерзавцам. Он переродился в Карателя. Герой ли он? Одержимый? Безумец? Его методы суровы и брутальны, они вселяют страх в темные сердца криминальных элементов, в то время как он безустанно вершит правосудие над каждым преступником, до которого смогут дотянуться его руки. Он живет и ведет свою войну в мире, который мы все знаем, мире, омраченном ненавистью, преступностью, жестокостью и несправедливостью. У него нет супер способностей - только его неистовствующий разум, годы боевых действий за спиной и стальное, непоколебимое желание наказать злодеев. Когда правосудию больше не остается места в этом мире, на сцене появляется Каратель.
Фрэнк Кастл был капитаном в Американском подразделении морских пехотинцев, в составе которого он пять лет служил во Вьетнаме. За героизм, проявленный в бою, он дважды был удостоен наград Бронзовой и Серебряной Звезды, а также четыре раза был награжден Пурпурным Сердцем. Через несколько лет после окончания кампании США во Вьетнаме, он руководил специальными курсами морпехов-коммандос на тренировочной базе, расположенной в Нью-Йорке. Однажды, во время увольнения он взял свою жену и двоих маленьких детей на прогулку в Центральный Парк в Нью-Йорке на пикник. Там, жена и дети Кастла стали свидетелями гангстерской разборки на парковой лужайке Sheep's Meadow. Естественно, негодяи убили невольных свидетелей и вероломно скрылись с места преступления. Сам Кастл при этом выжил, но был ужасно травмирован случившейся на его глазах смертью жены и детей. Он дезертировал из рядов морских пехотинцев прямо перед тем, как был представлен к награде Президентской Медали Свободы. Очень трагичная история, вы не находите?
После этих событий Кэсл исчез на пару месяцев, а потом взял и начал войну против всей преступности в Нью-Йорке. Он вооружился огромным количеством самого разнообразного оружия и облачился в боевой костюм с огромной белой головой смерти на груди. Через несколько недель он выследил и казнил негодяев, которые, как он полагал, имеют некоторое отношение к тем гангстерам, которые убили его жену и детей. Новостные каналы окрестили его "Карателем". Один из детективов нью-йоркской полиции по имени Джон Лавиано узнал, что банда, которая убила семью Фрэнка, относится к "семье" Бруно Коста, брата одного из самых грозных мафиозных боссов на Восточном Побережье. К сожалению, полиция не имела достаточных доказательств для того, чтобы обвинить Косту напрямую. Так как у полиции были связаны руки, Каратель использовал информацию, полученную от Лавиано для того, что бы выследить банду Косты и уничтожить её.
Таким образом началась карьера Карателя - самопровозглашенного неусыпного борца с преступностью. Он сражался рука об руку (а также против) таких известных личностей как Человек-паук и Сорвиголова (также герои комиксов Марвел). Каратель стал личным врагом последнего, так как Сорвиголова жестко порицает и категорически осуждает методы Фрэнка.
Каратель провел некоторое время в тюрьме за свои кровавые деяния, и даже ухитрялся бороться с преступниками, не выходя из нее. Будучи заключенным на Ryker's Island Каратель был вовлечен в использование препаратов, изменяющих сознание по приказу лидера самой опасной банды по прозвищу Лобзик (Jigsaw). Лицо его было ужасным образом изуродовано, когда Каратель вышвырнул его из окна (судя по игре - это его фирменная методика). Химикаты имели задерживающий, кумулятивный эффект, отчего Карателя покинули остатки разума, так что после того, как он покинул тюрьму, он мгновенно начал стрелять даже в обычных нарушителей правил дорожного движения. После того, как его поймали и хорошенько промыли мозги в полицейском психиатрическом госпитале, он снова начал немного соображать. После этого, его снова отправили на Ryker's Island, откуда он снова сбежал. Теперь Каратель - снова на тропе войны.
Во вступительном ролике мы видим, как Каратель выходит сдаваться полиции - свою миссию он исполнил и теперь готов ответить перед обществом, теперь он снова в рамках закона.
Разработчики сразу говорят - безнаказанно творить насилие нельзя. Фрэнк сидит в тюрьме и ведет свой рассказ, отказываясь от услуг адвоката. Двое полицейских допрашивают его, а он рассказывает, как он наносил визиты криминальным авторитетам - так строится череда игровых миссий. Сначала он считает своими врагами мафиозную семью Гнучии, потом - русских наемников, после них - устремляется сеять смерть среди японских якудза. Наконец, узнает, что за всеми ними скрывается более серьезная и грозная сила. Здесь опять же мы видим следование (сознательное?) клише жанра "классического боевика". Сценарий игры был написан "официальными" сценаристами комикса - Garth Ennis и Jimmy Palmiotti. По заявления разработчиков, сюжет включает более тридцати лет истории приключений Карателя, и освещает всех его известных врагов и союзников.
Игровой процесс
Каратель - эксперт в мотивировании преступников, когда речь заходит о том, чтобы заставить их выдать нужную ему информацию. Когда жизни невинных жертв поставлены на кон, уже не остается ни времени, ни возможности для выбора средств. Часто, Каратель обращается к пыткам и допросам для того, чтобы заставить других предоставить ему информацию. В игре существует два типа допросов: общие и специальные. Общие допросы - это когда Каратель может применять пять обычных видов допросов захваченных преступных элементов, причем производить их можно где бы то ни было на уровне. Виды допросов следующие: удушение, удар в лицо, избиение и угроза оружием.
Специальные допросы - это допросы, так сказать, с использованием подручных средств и окружающей среды, они должны приносить наибольшее эстетическое удовольствие. В дополнении к обычным допросам и пыткам, Каратель может использовать разнообразные подручные предметы, доступные только в этой игровой зоне. Самые обычные предметы могут стать инструментами страха в способных руках Карателя: обочина тротуара, двери автомобилей, токарные станки и много-много других объектов, которые неожиданно становятся многофункциональными.
Всё ограничивается только вашим воображением. Жестоко? Зато за убийство невиновного - мгновенный "Game Over".
Если вы, подойдя к врагу на близкое расстояние, нажмете клавишу "E", то Фрэнк схватит его, и будет прикрываться им, как щитом.
Кроме этого, мы сможем применить к нему несколько действий - быстрое убийство или же допрос. К боссам такие методы применять нельзя. Также интересным может считаться режим "мясника" - нечто типа "bullet time" из "Max Payne" - возможность кратковременного включения режима, в котором время замедляется, и герой получает возможность индивидуально обработать каждого из врагов. После активации режима должно пройти время, пока его снова можно будет активировать, индикатор восстанавливается при уничтожении врагов. Время действия режима можно увеличивать в разделе "Апгрейды" в промежутках между миссиями.
Главное меню игры представлено в виде апартаментов, в которых проживает наш герой, а также подготавливается к своим рейдам против преступности.
Здесь мы видим несколько пунктов меню, которые позволяют получить доступ к некоторым важным объектам в апартаментах.
"War zone" - первый пункт меню открывает нам доступ к полю боя, то есть к карте города и выбору следующей миссии. Миссии не всегда идут одна за другой, иногда можно выбрать очередность выполнения нескольких миссий согласно личным предпочтениям. Здесь же происходит выбор оружия для миссии из имеющихся в распоряжении Карателя арсеналов, а также получение информации по заданию. Кроме этого, здесь можно просмотреть статистику прохождения миссии и полученные при выполнении задания медали.
"Armory" - здесь представлены почти все виды оружия, которые можно обнаружить в игре. В самом начале все они будут не доступны, но по мере нахождения их на протяжении миссий, Каратель станет помещать трофеи сюда для того, видимо, чтобы любоваться на них, а также использовать в последующих миссиях. Оружие делится на две категории: легкое (пистолеты и УЗИ), а также тяжелое (пулеметы, огнемет, базука и прочее). Здесь вы можете легко и наглядно оценить боевой арсенал, представленный в игре.
"Upgrades" - в этом разделе за набранные при прохождении очки мы можем приобрести различные бонусы для героя. Очки начисляются за убийства врагов, спасение невинных, нахождение секретов и прочее. Соответственно, чем лучше вы будете играть, тем больше бонусов сможете купить. Бонусы предлагаются следующие: броня, восстановление здоровья при убийстве врагов, удлиненный по времени режим "мясника", увеличение количества боеприпасов, точность, оптический прицел, глушитель, подствольный гранатомет. Некоторые бонусы можно приобрести единожды, некоторые - несколько раз, постепенно увеличивая эффективность. Прямо ролевая игра какая-то получается.
"War Journal" - в этом разделе содержатся своего рода "вести с полей", то есть отчеты о боевых действиях, и вещи, о которых приятно вспомнить. Отчеты о деятельности представлены в двух вариантах - фотографии и вырезки из газетных статей. После прохождения миссии и уничтожения криминальных боссов, раздел будет пополняться новыми материалами: фотографиями убитых преступников...
...и вырезками - про то, как, например, "Каратель", разбирается с мафией на похоронах.
"Extras" - разнообразные занимательные дополнение к игре, которые становятся доступными по мере прохождения игры, а также в зависимости от количества набранных очков. Здесь имеется концепт-арт к игре,
...видеоролики, обложки комиксов, воспоминания Фрэнка, чит-коды, заставки для мобильного телефона.
"Options" - различные игровые настройки.
"Profiles" - смена текущего "профиля" игрока.
"Exit" - выход из игры.
Ну и последнее. Игра сохраняется автоматически при смене заданий или же на checkpoint'ах, сохранение в произвольных местах не допускается. Но checkpoint'ов довольно много, так что особенного дискомфорта это не доставляет.
Резюме
Неплохая аркадная (до экшена не дотягивает) игра, тем более при отсутствии серьезных конкурентов вполне способна организовать приятный, не обремененный интеллектом досуг после тяжелого рабочего дня. Если даже разработчики и претендовали на большее, то получилось только так. Вопрос только в том, как все это безобразие допустила суровая американская цензура, которая иной раз бывает жестче самого Карателя...
Оценки
Графика: 85%
Звук: 85%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 80%