Sid Meiers Pirates! Live The Life

Автор: Shao
Дата: 03.05.2005
Все фото статьи

Дежа вю


1988 год, весна. Автор этих строк заканчивает 7-й класс, впереди - первая в жизни экзаменационная сессия. Подготовка проходит под раздающееся из динамика хлопанье парусов и заключается, в основном, в абордаже очередного испанского галеона, взятии Гаваны и отчаянной сабельной рубке с благородными испанскими донами. А ведь предполагалось, что с помощью модного IBM PC XT 8088 подросток будет постигать азы разработки программного обеспечения... пожалуй, лишь одна игра - Master of Magic - вычеркнула из моей жизни не меньше бесценных дней, чем одно из лучших творений Сида Мейера (Sid Meier) Pirates! Но в то время как MoM благополучно занимает свое - весьма почетное - место в музее занимательных древностей (или, если угодно, на свалке истории :)) и пока не торопится получить новую жизнь, ветры Карибского моря снова несут соленый запах флибустьерской романтики на наши улицы. Итак...

2005 год, весна. Срок сдачи важного проекта прошел вчера... Или уже позавчера... работы невпроворот, но это неважно - ведь ветер опять наполняет паруса, снасти гудят и фитили горят в ожидании бортового залпа. Через 17 лет после выхода оригинала Сид и компания Firaxis Games выпустили соответствующую современным технологиям версию "Пиратов". Наверное, это было неизбежно, учитывая невероятную популярность первой игры, до сих пор занимающей законное место на жестких дисках истинных фанатов и вошедшей в большинство когда-либо составлявшихся списков лучших игр всех времен. С другой стороны, компьютерные игры переделывают далеко не так часто, как, скажем, фильмы. Если не считать вариации на тему тетрисов и арканоидов, сходу могу вспомнить лишь Dune 2000, Return to Castle Wolfenstein, может быть еще SimCity 3000. Возможно, именно от успеха Pirates! зависит, увидим ли мы воскрешение многих других колоссов "античного" периода индустрии компьютерных игр. И разумеется, для увеличения армии потенциальных поклонников старое полотно не просто как следует отреставрировали, но и приделали к раме множество "изящных завитушек"...

Сюжет


Напомню, что в оригинальной версии игры отважному пирату постоянно предлагали информацию о затерянных на многочисленных островах Карибского моря членах его большого гнезда. Как эти робинзоны и робинзонки попали в свои затерянные хижины, оставалось за кадром. Что ж, в наши дни детективы из Firaxis смогли расследовать историю, уходящую корнями в глубь веков. Началось все, как можно было догадаться, с пьянки.


Дружная ячейка буржуазного общества празднует скорую выплату закладной (очень актуальная проблема, наверняка дом в рассрочку купили), когда вдруг в столовую врывается главный кредитор и объявляет полупьяным гостям, что их корабли потоплены, караваны затерялись в песках, а банк отказался дать кредит. Долг не может быть выплачен, и на этом основании он, маркиз де ла Монтаблан (Marquis de la Montablan), их всех продаст в рабство на плантации. Тут бы истории и конец, но, к счастью, даже в те времена молодежи в приличных домах не наливали. И единственный наследник, взглянув в последний раз на любимые лица,


...ускользает от обнаженной шпаги злодея и спасается из расставленной им ловушки.



Маркиз выглядит озабоченным - и не зря. Ох и попьем мы еще его кровушки... Впрочем, обо всем по порядку.

Последовавшие за бегством 10 лет бурной уличной жизни только закалили подростка, и он, узнав примерное местонахождение плантаций, нанимается на уходящий в Вест-Индию корабль.


В этот момент игроку предлагается ввести имя аватара и определить параметры новой игры: национальность, год начала карьеры, уровень сложности и специализацию - присущее главному герою умение. Немного подробнее об этих характеристиках.

Собственно, вы выбираете гражданство не себе, а капитану судна, на котором собираетесь плыть. Отправиться в путь можно под флагом Англии, Франции, Голландии или Испании.


Это соответствует историческим реалиям - только эти четыре страны колонизировали Америку в 17 веке. От национальности героя зависит тип его первого корабля и порт, в котором начинается плавание. Губернатор этого города с удовольствием выдаст вам каперское свидетельство и подскажет, где можно найти врагов короны. Дальнейшего влияния на ход игры ваш выбор практически не оказывает - вы вполне можете стать ренегатом и мстить державе, переставшей быть родной ;). Конечно, вы не единственный морской волк на весь испанский Мэйн, множество других пиратов попытается оспорить у вас добычу. Разработчики также преподнесли нам довольно интересный сюрприз. Вместе с сонмом безымянных флибустьеров в игре присутствует элита - пиратские чемпионы всех времен:


Как видите, вам предстоит конкурировать с жестоким Л'Оллонэ, Черной Бородой и даже самим Генри Морганом.


Наконец, в игре присутствует еще одна сторона - индейцы, плавающие на каноэ с типично "туземными" названиями вроде "Король Карлос":


Даже как-то жаль, что нельзя пройти игру вождем краснокожих. Но вернемся к игровым параметрам.

Год вашего прибытия на острова значительно более важен. Количество принадлежащих той или иной стране городов, международная ситуация, соотношение сил, встречающиеся игроку корабли - изначально все выдержано в строгом соответствии с историческими реалиями. 1560-ый год, присутствовавший в старой игре, теперь недоступен. В 1600 году почти все земли принадлежат Испании, небольшие колонии остальных государств были основаны совсем недавно и не представляют серьезной силы. Что ж, все в ваших руках - почему бы не изменить ход истории и не сделать к середине семнадцатого века Большие и Малые Антильские острова собственностью английской короны? Собственно, чем ближе конец 17 века, тем слабее становится кастильская держава, тогда как ее конкуренты завоевывают все более и более обширные территории. В результате к 1680 году выгоднее становится воевать ЗА Испанию! Конечно, сопротивление будет ожесточенным - чем позднее эпоха, тем сильнее становятся флоты остальных стран. Но это имеет и положительную сторону - содержание могучей военной машины требует огромных средств. А ведь золотые дублоны надо как-то доставлять - не пропускайте корабли, везущие жалованье (military payroll), в их бездонных сундуках находятся немалые богатства, затмевающие даже содержимое трюмов знаменитого Флота с сокровищами (Treasure Fleet). Кстати, Караван серебра (Silver Train) в игре отсутствует.

Специализация, она же ролевая составляющая игры, оставляет, скажем прямо, мало простора для творчества. Как и прежде, герой может быть фехтовальщиком (Skill at Fencing), канониром (Skill at Gunnery), штурманом (Skill at Navigation), доктором (Skill at Medicine) или донжуаном (Wit and Charm). В комментариях нуждаются, на мой взгляд, только два последних умения. Доктор будет лечить не команду, как можно предположить, а лично себя. Этот навык продлевает жизнь пирата и является, пожалуй, наиболее правильным выбором. Карьера грозы морей опасна, флибустьеры стареют быстро - раны, штормы и губернаторские дочки быстро подточат даже самое могучее здоровье. И данный навык поможет вам дольше продержаться в седле... Пардон, на капитанском мостике ;).

Донжуан же, напротив, будет быстрее губить свое здоровье, ударными темпами соблазняя скучающих на удаленных от тогдашних центров цивилизации девиц... Пошутил я, не пугайтесь - на самом деле, здоровье дамского угодника не зависит от количества интрижек :).

Остальные три варианта, как легко догадаться, облегчают повседневные обязанности капитана - дуэли, морские сражения и навигацию.

Наконец, важнейший из параметров игры - которым в наше время является, конечно же, уровень сложности. Перечислю их в порядке возрастания: Новичок (Apprentice), Подмастерье (Journeyman, также можно перевести как "посредственность"), Авантюрист (Adventurer), Бродяга (он же "мерзавец" - Rogue) и Головорез (Swashbuckler). В первое плавание рекомендуется отправляться Новичком, более того, после установки "Пиратов" для новой игры будет автоматически выбран именно этот уровень. При этом по умолчанию героем будет маэстро фехтования, начнется же приключение в 1660 году - это время расцвета и благоденствия берегового братства. Если вас такой вариант не устраивает, просто начните игру ещё раз. Задавать остальные параметры можно, начиная с Подмастерья. Как и раньше, сложность можно будет изменять после каждого раздела добычи, о котором ниже будет рассказано подробнее.

Забавная деталь - в окне определения параметров игры присутствует изображение героя, преобразовывающееся в зависимости от уровня сложности и специализации. Сравните, например, застенчивого юношу, идущего на первое свидание:


...и уверенного в себе ловеласа, одержавшего множество побед в дамских будуарах:


Для своей первой кампании советую всем - даже флибустьерам с шестнадцатилетнем стажем - использовать настройки по умолчанию. Попробуйте все элементы игры и, если станет скучно, начните заново, выбрав, например, Rogue. Лично я дважды повышал сложность после разделов добычи, после чего записался в головорезы - и потратил часа два, заново учась фехтовать... На мой взгляд, серьезно отличаются от остальных первый и последний уровень, разница между тремя промежуточными не столь существенна. Что интересно, некоторые элементы игры становятся гораздо сложнее с ростом уровня (дуэли - наиболее яркий пример), для других же разница не столь заметна. Хотя допускаю, что это достаточно индивидуально.

Игроки со стажем, конечно же, заметили первые серьезные отличия Пиратов-2004 от классической версии. Во-первых, изменилась система защиты от... гм... пиратского копирования :). Место знаменитых вопросов о флоте с сокровищами (Treasure Fleet) и караване серебра (Silver Train) занял банальный регистрационный номер. В свое время мой друг составил маршрут этих лакомых каждому флибустьеру кусочков, его таблица охватывала несколько наиболее популярных лет и почти все города. Теперь этой сокровищнице пиратских знаний предстоит занять заслуженное место на стене капитанской каюты. В красивой рамке, разумеется. :)

Также нет возможности возглавить одну из знаменитых экспедиций. Не могу сказать, что я часто использовал эту возможность, но иногда было приятно занять место Генри Моргана во главе грозного флота ...

Что ж, выбор сделан, вернемся же к единственному сюжету, предлагаемому нам разработчиками. Итак, главный герой отправляется в трансатлантическое плавание. Казавшийся поначалу дружелюбным шкипер...


...оказывается на поверку настоящим тираном. В пути юноше приходится несладко, и после особенно сильного пинка капитана начинается бунт.



В завязавшейся стычке правящая партия терпит полное поражение благодаря доблести нашего героя.


И вот молодой капитан поднимает над кораблем "Веселого Роджера" и плывет навстречу тавернам ближайшего острова... То есть, конечно же, великой судьбе!




Дорога к славе


На этом пути вам предстоит пройти огонь и воду, но именно громкость медных труб определит ваше место под южным солнцем, когда все счета будут оплачены, и вы бросите якорь в последнем порту долгого плавания. Проще говоря, слава (Fame) пирата определит его ранг после выхода в отставку. Какие же испытания предстоит пройти, чтобы стать самым знаменитым головорезом (авантюристом/бродягой и т.п.) Вест-Индии? Прежде всего, разумеется, вам потребуется освоить (или вспомнить) искусство навигации. Это в круизном лайнере можно не бояться шторма а, управляя небольшим шлюпом, необходимо быть готовым к любым капризам погоды. Но все эти трудности с лихвой искупаются окружающей вас красотой.


Современный графический движок - самое значительное отличие Пиратов-2004 от их предка. На мой взгляд, дизайнеры Firaxis сработали превосходно. Море переливается всеми оттенками синего цвета, тучи сверкают молниями, корабли прорисованы достаточно подробно - так, по мере зарядки пушек открываются орудийные порты. Для полноты картины в волнах весело резвятся дельфины. Многие детали сделаны не только для красоты. Можно попасть в бурю и повредить паруса, посадить корабль на рифы или на мель. Осадка судна имеет важное значение - шлюп может уйти от преследования линейного корабля по мелкому проливу. Создатели продумали множество мелочей - так, фрегат с его прямыми парусами будет быстрее всего двигаться по ветру, тогда как корабль, имеющий косое парусное вооружение, разовьет наибольшую скорость, двигаясь под прямым углом к направлению ветра.

В игре представлено 27 видов кораблей - от пинасов (Pinnace) и шлюпов (Sloop) до линейных кораблей (Ship of the Line). Вообще говоря, ни один пират или капер в истории не плавал на линкоре. Но в этой игре возможно все: после битвы гигантов...


...гордость французского флота украсила мою личную коллекцию.


И хотя к данному моменту я давно утопил корабль Генри Моргана и возглавил упоминавшийся выше "список авторитетов" :), только после этого боя я с полным основанием стал считать себя корсаром номер один. Ведь прославленный английский адмирал плавал "всего лишь" на большом фрегате (Large Frigate).

При этом моим фаворитом был и остается королевcкий шлюп (Royal Sloop), несущий на борту 20 пушек и обладающий при этом превосходной маневренностью. Разумеется, существуют разные мнения о том, какой корабль сильнее других. Помимо уже упомянутых судов, довольно много поклонников у военного брига (Brig of War) и - только не улыбайтесь - у индейского военного каноэ (Indian War Canoe). Мастера утверждают, что попасть в эту скорлупку враг не может даже на самом высоком уровне сложности, а 8 пушечек за пару часов способны превратить в решето даже линкор. Разумеется, кредо подобных игроков - терпение. :)

Как вы уже поняли, начав игру капитаном единственного суденышка, впоследствии можно собрать под свой флаг мощную флотилию. Обычно имеет смысл держать пару боевых кораблей (основной/запасной, легкий/тяжелый), остальные же использовать исключительно для перевозки груза. Это особенно полезно, если вы активно занимаетесь торговлей или просто не любите часто заходить в порты.

Рассуждать про отдельные парусники и оптимальный состав флота можно бесконечно, поэтому интересующимся советую посетить многочисленные фан-сайты (мой любимый: Addictedtopirates.com), а также - внимание - ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ РУКОВОДСТВО! Позволю себе небольшое отступление. Я вообще считаю, что RTFM - занятие и полезное, и интересное. Да, зачастую брошюрки содержат лишь самые основные сведения, и довольно большая их часть либо хорошо известна (особенно меня умиляет процедура установки), либо бесполезна - например, договор с пользователем :). Но даже в этом случае лично мне чтение помогает настроиться на игру. Более продвинутые руководства могут содержать полезные советы и любопытную статистику. А случай Пиратов - и вовсе особенный. Пожалуй, мне до сих пор ни разу не попадалось столь полное и интересное описание. Наряду со стандартной информацией об установке, настройке и интерфейсе игры, там есть:

подробнейшее изложение правил, сопровождаемое забавными комментариями в псевдо-пиратском стиле;
реестр всех типов кораблей с подробной статистикой;
историко-географическая справка об игровых периодах, охватывающая почти весь 17 век;
рассказы о знаменитых пиратах прошлого;
перечень крупнейших городов: местоположение, гарнизоны, экономическая ситуация;
масса прочих полезных сведений.

К справочнику прилагается довольно стильная карта региона. В общем, "бумажная" составляющая игры заслуженно получает пятерку с плюсом. Система управления также заслуживает наивысшей оценки. Игрокам со стажем не придется переучиваться - практически все действия в любой момент игры можно выполнить с помощью клавишной панели (keypad). Для любителей "мышиной возни" эта панель продублирована на игровых экранах:


Разумеется, можно пользоваться и основной клавиатурой. Функциональные клавиши обеспечивают быстрый доступ к информационным окнам, а расположенные в верхней части "походного" экрана пиктограммы - к полученным игроком квестам. Наконец, в левой нижней части этого окна находятся наиболее важные сведения о состоянии вашей игры - календарь, компас, настроение команды, запасы провианта и золота. Также там указано направление ветра. Интересно, что на самом легком уровне он практически всегда дует с востока на запад (т.н. торговый ветер - Trade Wind), лишь изредка изменяя направление на пару румбов. С повышением сложности разнообразия гораздо больше, хотя общая тенденция сохраняется. Это соответствует действительности, но делает прямой путь с запада на восток невероятно длинным, особенно для судов с прямым парусным вооружением.

Отмечу важность настроения (Morale) ваших матросов. Мораль оказывает значительное влияние на ход игры. Чем дольше вы находитесь в плавании, тем хуже становится психологическое состояние не привыкших к какой бы то ни было дисциплине головорезов. В перспективе это грозит вам бунтом. При этом вместо привычного вызова на дуэль мятежники попросту попытаются скрыться на одном из ваших кораблей. Поэтому ограничьте численность команды, всегда имейте при себе как минимум шестимесячный запас провианта, старайтесь не проигрывать сражения и, разумеется, используйте любую возможность разжиться дублонами - только ими можно всегда унять раздраженных морских волков. :) Впрочем, несмотря на все старания, иногда придется распускать экипаж и делить добычу. На этом я еще остановлюсь подробнее.

Итак, "у янки фрегат, и янки моряк, мы в бой по волнам летим". :) Пришла пора настоящего дела. Разумеется, морские битвы, артиллерийские дуэли и абордаж - главный хлеб любого пирата. Потенциальных "клиентов" хватает - это торговые и военные корабли четырех держав, другие пираты и юркие индейские каноэ. Очередное приятное новшество - их теперь можно видеть, т.е. блуждать вслепую в поисках добычи не придется. Зато противник может удрать без боя, что и будет пытаться сделать большинство торговцев, если у вас репутация врага их родной страны. Охотники за пиратами, напротив, бежать не будут. От них предстоит улепетывать вам... По крайней мере, на первых порах и на сложном уровне. Так что умение маневрировать и выигрывать ветер пригодится и для погони, и для боя.

Как только вы оказываетесь на "ударном" расстоянии от противника, становится доступной клавиша перехода в боевой режим ("5" на клавишной панели; на экране соответствующая кнопка будет подсвечена). Если вариантов атаки несколько, вы сможете выбрать соперника. Иногда вам будут попадаться "неразделимые" конвои из двух кораблей - торговца и охранника, тогда биться придется сразу с двумя. У вас подобная возможность отсутствует - даже при наличии большой флотилии в схватке можно управлять только одним судном. По умолчанию это ваш флагман, но его можно сменить непосредственно перед нападением, что дает дополнительные тактические возможности.


В первом же сражении с подобным конвоем меня подстерегло одно из немногочисленных, но серьезных разочарований. Выиграв ветер и вытянув на себя сторожевой корабль, мне удалось зайти точно между ним и купцом. Радостно предвкушая залп обоих бортов, я нажал на пробел - и выстрелил только по одному из противников. При этом разрядились все пушки, что меня окончательно добило. :) Впрочем, огорчение прошло быстро. В целом, морские баталии смотрятся - и играются - вполне достойно.

Еще одно важное дополнение - вести огонь теперь можно, используя различные снаряды. Впрочем, назвать это новшеством нельзя - вспомним тех же "Корсаров" (Seadogs). С начала игры доступны традиционные ядра, поражающие прежде всего корпус. Два других типа - страшная для команды картечь и предназначенные для стрельбы по рангоуту и парусам противника книппели - требуют модернизации корабельного вооружения, ниже я расскажу об этой возможности более детально. Картечь - оружие ближнего боя, дальность прицельного огня у книппелей больше, но ядрам они все же значительно уступают. Для переключения используется все та же клавишная панель (или ее экранная копия), при этом оно происходит мгновенно - орудия не перезаряжаются, что наверняка не очень понравится любителям реализма.

Как бы то ни было, наличие трех типов зарядов позволяет значительно разнообразить как тактику конкретного боя, так и стратегический, и даже, если хотите, ролевой подход к игре. Особо нелюбимому врагу можно сбить паруса, после чего уничтожить ядрами пушки и расстрелять команду в упор бортовым картечным залпом... Впрочем, продолжать не буду, эту статью могут читать дети. :) Повреждения, полученные сторонами, отражаются на внешнем виде кораблей, так что если вы хотите взять более-менее целый трофей, будьте осторожны, особенно при стрельбе ядрами. Впрочем, если судно сильно потрепано, смертельной при попадании в корпус может оказаться даже картечь. Баллистическая траектория более-менее честно обсчитывается.

Вариантов завершения у морских боев не так много. Конечно, противника можно уничтожить - пустить на дно или взорвать. К такому исходу может привести в том числе и прямое попадание в крюйт-камеру в самом начале боя.


Такой результат радует глаз, но не кошелек флибустьера - золото и товары, как правило, тяжелее воды. :) Поэтому следите за соперником - если полученные повреждения достаточно серьезны, или вы добились большого превосходства в живой силе, он выкинет белый флаг.


После этого то, что осталось от вражеского корабля, вместе с содержимым его трюмов, достанется вам без дальнейшей борьбы. Что ж, так можно без особого риска разбогатеть, но какой уважающий себя корсар устоит против соблазна лично повести своих головорезов на абордаж и расправиться с противостоящим ему капитаном один на один?

Итак, борт бьется о борт, свистят и цепляются за борт крюки, команды сходятся в кровавой схватке. Предводителям же в это время предстоит выяснить отношения в дуэли, которой, разумеется, предшествует выбор клинков. Впрочем, у новичков эта возможность отсутствует, им можно пользоваться лишь рапирой (Rapier). На более высоких уровнях сложности доступны еще меч (Longsword) и абордажная сабля (Cutlass).


Виды оружия отличаются атакующими и защитными характеристиками и, разумеется, внешним видом. Рапира позволяет наносить удары с молниеносной скоростью, и даже начинающему фехтовальщику позволяет побеждать соперников довольно легко. На мой взгляд, именно поэтому не стоит долго оставаться Apprentice'ом - переходите хотя бы на следующий уровень, а то привыкнете к легкой жизни. С увеличением сложности игры и с приближением вашего протагониста к пенсионному возрасту его реакция замедляется, а оппоненты, напротив, значительно прогрессируют. И эту разницу рапира, к сожалению, компенсировать не может даже в том случае, если в начале игры вы выбрали умение фехтовальщика. Поэтому приверженцам блицкрига приходится учиться обороняться. На мой взгляд, для этого как нельзя лучше подходит сабля. Вообще же это - одна из наиболее популярных тем на "пиратских" форумах - ряд игроков отдает предпочтение универсальному мечу. Что ж, они явно сражаются лучше меня. :)

Как же проходят поединки? Разработчики и здесь не изменили духу оригинала - аватар игрока и соперник, как и прежде, играют в некий симбиоз американского футбола и хоккея на корабельной палубе, т.е., каждый пропущенный удар влечет за собой потерю пространства, и задача соперников - загнать друг друга в угол или прижать к борту. Итак, дуэлянты становятся в позицию (кстати, здесь мне противостоит сам Главный Злодей - барон Монтаблан):


Есть три типа ударов - в голову (Chop), корпус (Thrust) и ноги (Slash). Каждый успешный выпад отодвигает противника на один (Thrust) или два шага (Chop, Slash). Защитных приемов также три. Это блок (Parry), который полностью парирует выпад в корпус, но лишь частично отражает рубящие удары низом и верхом (один шаг назад вместо двух), полностью избежать которых можно, лишь перепрыгнув клинок соперника (Jump) или увернувшись от него (Duck). Любое удачное отражение атаки соперника влечет за собой получение временного преимущества (Advantage). Воин, захвативший таким образом инициативу, какое-то время двигается быстрее оппонента. Также для получения перевеса можно подразнить врага (Taunt). Жаль, что нельзя специализироваться в этом искусстве, которым традиционно славятся как раз моряки. :) Завершают же перечень доступных в схватке действий финты - начав наносить один удар, можно быстро провести другую атаку. Если ваш оппонент начал парировать первый выпад, второй достигнет цели наверняка.

На ход сражения, помимо боевого искусства двух капитанов, влияют численность и настроение команд. Когда вы - на пике популярности, ваши бойцы будут сражаться отчаянно и могут одержать победу над многочисленным противником. Но от моряков, идущих в бой с плохим настроением, не ждите серьезной поддержки. Впрочем, команду можно вдохновить личным примером, а вот компенсировать численное меньшинство, увы, нечем - никаких вам Summon Monster VI ;). Так что если вас превосходят количественно, постарайтесь как минимум уравнять составы до абордажа, и не затягивайте дуэль надолго - если капитан остается в одиночестве, первый же пропущенный удар означает поражение. Если же у вас больше людей, и они рвутся в бой, то можно построить поединок в защитном ключе, дожидаясь, пока все матросы противника не будут перебиты.

Заключительные моменты схваток разочаруют любителей "кровищи". Уничтожить врага физически невозможно - даже если очередной удар бросает противника в огонь,


...ему удается выпрыгнуть за борт.


Дальнейшая судьба проигравших неизвестна, но, судя по непрекращающемуся потоку пиратских и торговых судов, большинству удается выплыть и, достав из заветного сундучка звенящий мешочек, снарядить новую экспедицию. Разумеется, противник может оказаться более искусным фехтовальщиком, и тогда испить горькую чашу поражения предстоит вам.


Если у вас есть другие корабли, то есть шанс, что вы окажетесь на одном из них. Если же потеряно единственное судно, то капитана ожидает робинзонада...


...или долгое тюремное заключение.


Впрочем, в обоих случаях не всё потеряно - с необитаемого острова вас вызволят значительно быстрее, чем героя Дефо, а из тюрьмы - очередная новинка - можно сбежать или выбраться, подкупив охранника. Заветные сундучки есть не только у компьютерных персонажей :).

Аудиовизуальное оформлении дуэлей производит впечатление, приятное во всех отношениях. Вокруг схватки капитанов кипит бой членов экипажей, сопровождаемый привычными криками, пальбой и звоном клинков. Учитывается время суток - особенно хороши ночные схватки. Палуба и оснастка судов, одежда и оружие сражающихся - всё нарисовано превосходно. Разумеется, костюмы матросов и офицеров стилизованы в соответствии их нации и профессии - скромный камзол капитана купеческого судна не идет ни в какое сравнение с нарядом известного щеголя маркиза Монтаблана. Не всем, возможно, понравится ярко выраженная "кинематографическая" манера художников, но кто из нас видел настоящих моряков тех времен? Их опрятность и чистоплотность не вызывает у меня сомнений, как и то, что все пираты были истинными щеголями, а вовсе не чумазыми неряхами, не мывшимися месяцами из-за суеверий ;).

Для придания поединкам дополнительного колорита создатели игры разнообразили обычные удары и блоки акробатическими трюками. Вот наш герой демонстрирует чудеса ловкости, преследуя соперника...



Я думал, такое по плечу лишь гимнастам-олимпионикам. Впрочем, враг не остается в долгу, ловко уходя от сокрушительной атаки с помощью подвернувшегося под руку каната...


В ход идут также разбросанные по палубе багры, ведра и прочие предметы морского быта. Конечно, все эти фокусы придают поединкам определенный "аркадный" налет. Что ж, это вполне вписывается в общую "киношную" атмосферу "Пиратов".

После победы вам достается корабль со всем содержимым. Его можно оставить или утопить, предварительно забрав товары. Хорошее судно и само по себе стоит недешево, так что не спешите отправлять их на дно, особенно если планируете заход в порт вскоре после сражения. Конечно, чем больше флотилия, тем меньше матросов остается на флагманском судне, что отрицательно влияет на его мореходные качества и скорость перезарядки орудий. Но зато и добычи больше влезет, так что думайте.


В дополнение к нематериальным активам :) можно получить подкрепление - к вам могут перейти некоторые офицеры противника. Эти специалисты серьезно облегчат работу капитана, помогая управлять кораблями и чинить их повреждения в походе, держать в повиновении команду, лечить раненых и даже готовить еду. Вот список их профессий: плотник (Carpenter), кок (Cook), бондарь (Cooper), канонир (Gunner), штурман (Navigator), парусных дел мастер (Sailmaker), хирург (Surgeon) и квартирмейстер (Quartermaster).

Рассказ о батальной составляющей игрового процесса будет, безусловно, неполон без упоминания сухопутных сражений. Море кажется неисчерпаемым источником наживы, но презираемая многими морскими волками земля таит немало лакомых кусочков, кусков и даже "кусищ". :) В конце концов, именно знаменитое взятие Панамы сделало Генри Моргана номером один в списке корсаров всех времен. Итак, что же нас ждет на берегу?

В первой версии "Пиратов" побережье было сравнительно пустынным, и единственными населенными пунктами были большие города. Теперь же к ним добавились другие типы поселений. Это поселки, основанные колонистами различных стран, индейские деревни, иезуитские миссии и, наконец, пиратские гавани. Ниже я остановлюсь на них подробнее, т.к. атаковать можно, как и прежде, лишь города. Пока лишь отмечу, что индейцев и братьев-пиратов можно уговорить напасть на близлежащие крепости, после чего ослабленный гарнизон уже не окажет вам серьезного сопротивления. Впрочем, если атака союзников окажется успешной, то им и достанется большая часть добычи, поэтому советую применять этот прием лишь для взятия по-настоящему хорошо защищенных твердынь. Также в этом случае может быть оправдан набор большой команды - но после этого не теряйте времени - чем многочисленнее экипаж, тем быстрее он может взбунтоваться.

Вот и настало время поведать вам, уважаемые читатели, о самом большом разочаровании, постигшем меня в процессе игры. Города теперь нельзя брать с моря!!! :( Слов нет... Захват Картахены на корабле являлся одним из тяжелейших испытаний в оригинальной версии - и как же сладка была победа! Что ж, поделать всё равно ничего нельзя, будем работать, вернее, играть с тем, что осталось. Для нападения на город враждебной вам державы просто направьте флот в гавань, десант произойдет автоматически. Если же это дружественное поселение, но взять его очень хочется, надо высадиться на некотором расстоянии от объекта атаки и подойти к нему по суше.


Другой вариант - произвести несколько выстрелов по городскому форту на главной карте (используйте пробел, "5" на клавишной панели не сработает). Как только отношения испортятся в достаточной мере, пушки крепости начнут отвечать... Что ж, "господа, мы будем иметь честь атаковать вас". :)

Сам штурм проходит теперь совсем не так, как в старой игре. Вместо молниеносных схваток в реальном времени вас ждут походовые битвы, предоставляющие определенный простор для тактических маневров. Так, прежде всего предстоит выбрать позицию для атаки.


Расположение войск оказывает большое влияние на ход сражения. Учитывайте соотношение сил (перед высадкой вас информируют о численности гарнизона) и рельеф местности. Также имейте в виду, что для взятия города не обязательно уничтожить всех защитников, достаточно провести один из ваших отрядов к воротам, что дает дополнительные возможности для маневра.

В вашем распоряжении есть войска трех "родов" (если можно применить этот термин к пиратской орде :). Во-первых, это собственно пираты (Pirates). Они опасны в рукопашном бою, при этом сами атаковать на расстоянии не могут и уязвимы для выстрелов противника. Буканьеры (Buccaneers) - превосходные стрелки, они могут вести огонь на четыре клетки, но холодным оружием владеют плохо. Наконец, офицеры (Officers) - улучшенная версия пиратов, состоящая из отборных головорезов, способных решить любую тактическую задачу. К сожалению, в каждом сражении под вашим командованием находится лишь один такой отряд.


Противостоять вам будут подразделения регулярной армии. Их состав заметно варьируется в зависимости от эпох, сложности игры и уровня развития конкретного города. Основу войск противника всегда будет составлять пехота - обычная (infantry) и элитные стражи (Guards). Последних можно отличить по модным желтым бриджам и ботинкам. Они неплохо бьются врукопашную, но стреляют лишь на две клетки, тогда как дальность огня рядовых пехотинцев на одну клетку больше, что, на мой взгляд, делает их более опасными - но лишь при правильном руководстве. К сожалению, компьютер на это неспособен, поэтому даже на высоком уровне сложности вы не встретите должного сопротивления. Впрочем, в особенно хорошо защищенных городах, среди которых, разумеется, Гавана и Панама :), придется сражаться еще и с кавалерийскими отрядами, что делает штурм несколько сложнее. Всадники - превосходные бойцы, обладающие прекрасными атакующими возможностями, но даже они не могут компенсировать отсутствие тактического мастерства. Разработчиками также были обещаны пушки, но в финальный релиз они не попали, так что ждем дополнения. На этом снимке вы можете видеть все рода войск, защищающих в данном случае цвета Испании.


Время от времени на поле боя появляются населяющие Карибы индейцы. Они могут выступать как в качестве ваших противников, так и союзников. Индейские лучники стреляют на две клетки, копейщики же довольно хорошо сражаются в ближнем бою. И те, и другие не любят мушкетных залпов, лучники к тому же практически беззащитны в рукопашной. На этом кадре представлены туземные стрелки, идущие в бой под лилиями французского короля. На все острова никаких мушкетеров не хватит... :)


Итак, сражение закипело. Поле битвы разбито на квадраты (Ctrl + "4" позволяет показывать и убирать сетку), за каждый ход отряды могут переместиться на одну или несколько клеток, атаковать противника, развернуть строй, отступить или просто ничего не делать. Управлять войсками можно с помощью все той же клавишной панели или ее изображения на экране.

Начинают битву всегда ваши войска. Компьютер предлагает некую очередность для ваших подразделений, но ход всегда можно - а часто даже нужно - отложить. Так, вначале часто бывает необходимо перестроиться. Все пешие войска, за исключением индейцев, могут переместиться на две клетки по открытой местности и лишь на одну, если на пути находятся джунгли. Также присутствуют непроходимые даже для аборигенов каменистые участки. Лес же туземцев не замедляет, что может дать им существенное преимущество, особенно с учетом реализованных в игре областей видимости. Впрочем, искусственный интеллект не знает слова "засада". Жаль.

Еще более серьезным препятствием деревья служат для кавалерии, снижая её скорость с четырех клеток до всё той же одной. Вдобавок к этому атакующий потенциал конников в джунглях снижается в три раза, что делает их легкой добычей даже для буканьеров. Несмотря на это, всадники противника упорно лезут на рожон по кратчайшему пути и сворачивают себе шею на узких лесных тропах. Жаль...

Наконец, заросли местной флоры служат прекрасным укрытием от ружейной стрельбы, тогда как открытая местность увеличивает потери от огня противника. Вообще, для ведущих перестрелку с врагом буканьеров идеальной является позиция на лесистой возвышенности - увеличивается и защита, и без того немалая дальность стрельбы. Поставьте рядом отряд-другой пиратов, и вас очень трудно будет выбить с этой позиции. Имейте в виду, что удачный залп не только поражает солдат врага, но и снижает их мораль. Попадание под перекрестный огонь практически всегда ведет к рассеиванию отряда-неудачника. Разумеется, такая судьба может постигнуть и ваших удальцов, так что берегите офицеров. Но компьютер ВСЕГДА нападает, поэтому проигрывает, как правило, даже при существенном численном превосходстве. Жаль! :)

В рукопашный бой может вступить любой отряд, атаковав находящегося на соседней клетке противника. На исход схватки, помимо соотношения базовых параметров атаки и защиты, влияет все тот же боевой дух и расположение сражающихся на местности - начальное преимущество в высоте дает большой бонус к атаке. На приведенном ниже скриншоте мои бойцы, занявшие позицию в лесу, нападают на кавалерию. Стычка закончится их победой. Во-первых, всадники обороняются гораздо хуже, чем нападают (4 против 8). Это не дает пиратам решающего перевеса - их атака также равна четырем, но они обрушиваются на конников вниз по склону, получая дополнительный бонус: +3. Поэтому противник быстро обращается в бегство.


Как видите, новая боевая система достаточно продвинута (если не сравнивать с серией Total War, конечно) и позволяет выполнять большое количество маневров, среди которых ложное отступление, засады, окружение. В дополнение к этому можно отвлекать войска противника, проникая к воротам форта практически без боя. Правда, в этом случае не удастся сменить губернатора захваченного города - это возможно только при вашем значительном численном перевесе в конце битвы. Но, как вы уже поняли, непроходимая тупость "искусственного идиота" превращает штурмы в довольно скучное занятие, требующее лишь терпения. Да, несколько первых побед, одержанных с помощью тактического мастерства, тешат самолюбие, но, когда оппонент раз за разом попадается на одни и те же уловки, это быстро надоедает. Ситуация усугубляется тем, что "движок" довольно ощутимо тормозит, если на вашей видеокарте недостаточно памяти. Так, моих 128 мегабайт маловато даже для режима 1024х768: передвижение войск происходит довольно медленно. Впрочем, установка видеокарты с большей видеопамятью или выключение продвинутых графических возможностей решают эту проблему. К сожалению, настроить таким же образом уровень мастерства компьютерного соперника нельзя...

Итак, отряды противника рассеяны - или оставлены за спиной с помощью хитрого маневра. Город, а вместе с ним и добыча - ваши. Если же враг разбит наголову, т.е., вам удалось добиться значительного превосходства в живой силе, то в захваченной крепости можно будет сменить губернатора. Есть немало игроков, цель которых - сделать всю карту, скажем, английской. Но обычно свергать власть имеет смысл, если нужно изменить баланс сил в каком-то регионе. Например, вы воюете на стороне голландской республики, планируя при этом кампанию в районе Больших Антильских островов. Имеет смысл преподнести фламандцам пару населенных пунктов на Кубе и Эспаньоле, чтобы не плавать за получением заслуженного вознаграждения слишком далеко.

Что интересно, после разграбления любой город будет открыт для мирной торговли. Вообще, посещение портов - одна наиболее важная составляющая игры, заслуживающая отдельной главы.

В порту


Разумеется, взятие крепостей штурмом - не единственный способ посетить город. :) Если у вас хорошие или хотя бы нейтральные отношения с владеющей им державой, то достаточно просто направить свою флотилию в гавань. В противном случае всё не так просто - пушки форта откроют огонь, и вы можете атаковать или попытаться проникнуть в город тайком. Такая возможность существовала и в старой версии, но там вероятность успеха определялась броском костей :), что создатели теперь заменили очередной мини-игрой:


Крадущаяся фигурка в центре экрана - ваш аватар. Передвижение по городу осуществляется с помощью все той же клавишной панели. Задача - найти на улицах резиденцию местного губернатора, купца, таверну или другое необходимое здание. Помешать в этом пытаются стражники: если вы попадаете в освещенное фонарем пространство, то будете замечены, начнется погоня, и, если капитану не удастся убежать, его ждет тюрьма - шанса зарубить полицейского, к сожалению, не дают. Впрочем, от служителей порядка можно убежать - для этого надо нажать и удерживать клавишу Shift и одну из клавиш, задающих направление движения. Этот довольно рискованный режим - поле зрения значительно сужается, так что можно запросто воткнуться в другого стража. От погони можно также уйти, спрятавшись за кипой сена (на снимке - слева у пальмы) или перепрыгнув через ограду, подобную той, что находится у протагониста за спиной. В обоих случаях охрана мгновенно потеряет к вам интерес. Да, не очень естественно, но не в Thief же играем, в конце концов.

Список городских достопримечательностей, интересных пирату, не изменился с 1988 года. :)


Как вы видите, на первом месте по-прежнему находится губернатор.


Не могу не отметить стильное оформление их резиденций. Особенно, на мой взгляд, хороши советники. Отношение правителя зависит от того, насколько вы в последнее время лояльны к его сюзерену. Защита судов, в том числе союзных держав, нападения на врагов короны, выполненные квесты и прочие мелочи скрупулезно учитываются. Если вы непосредственно перед заходом в гавань с особым цинизмом потопили только вышедший оттуда транспорт с эмигрантами, могут и на порог не пустить. ;) Тогда как верная служба будет по достоинству вознаграждена земельными наделами, званиями и титулами - можно пройти путь от капитана (Captain) до герцога (Duke):


Причем сделать это можно за все четыре державы, так что воевать против всех или даже за какую-то одну страну не очень выгодно - титулы составляют довольно значительную часть пиратской славы. К тому же чем выше ваш чин, тем лучше к вам относятся, что выражается в прощении мелких прегрешений типа упомянутого выше циничного потопления и в снижении цен на те или иные услуги, о которых вскоре будет рассказано подробнее.

Губернатор также может дать вам задание (quest) - это наиболее быстрый способ получить повышение. Впрочем, зачастую от вас могут потребовать решения локальной военной задачи, что неизбежно приведет к порче отношений с какой-то другой страной. Так что прежде, чем согласиться, взвесьте все возможные последствия.

И, конечно же, в мире Пиратов у любого нормального правителя есть молодая дочка, обожающая отважных флибустьеров. Те, в свою очередь, после проведенных в сугубо мужском обществе нескольких месяцев отнюдь не прочь... Гм... Пофлиртовать. ;) И вот здесь-то их и ждет сюрприз. Красивые глаза и высокие звания по прежнему необходимы для завоевания девичьих сердец, но даже рыцарского титула теперь недостаточно. Разработчики добавили в игру ТАНЦЫ - каждое знакомство необходимо закрепить успешным выступлением на званом балу, иначе дальше разговоров дело не пойдет. Что ж, идея, в принципе, неплохая, но... Не знаю, как другим, а мне это искусство не дается как в жизни, так и на экране. И вид беспомощно спотыкающегося протагониста как-то не очень поднимал настроение. Впрочем, превзойти танцевальную премудрость в игре не так трудно, как в реалиях, хотя до вершин мастерства лично мне добраться так и не удалось.


Выглядит все это довольно просто. Существует шесть па, во время танца партнерша постоянно показывает жестами, куда вам надо идти ;), т.е., какое движение последует, и в течение нескольких мгновений необходимо нажать соответствующую клавишу. На "любительском" уровне сложности изображение клавиши на экране подсвечивается, но советую не привыкать и сразу учиться следить за подсказками вашей дамы - конечно, если хотите добиться успеха. Если все идет хорошо - девушка довольна, что выражается увеличением её сердца, вынутого на время бала из груди и помещенного в верхнюю часть экрана. Делаете ошибку и спотыкаетесь - страдают ноги партнерши и всё то же сердце, съеживающееся до размеров сушеного финика. Каждое попадание в такт музыке дает дополнительный бонус (вокруг главного сердца появляются маленькие сердечки), который тем больше, чем дольше длится серия таких движений. Если провести весь танец без ошибок, и при этом следовать музыке, выступление завершается весьма эффектно. Впрочем, для меня гораздо чаще все заканчивалось примерно так:



Вариантов танцев в игре немало, и они тем труднее, чем выше сложность игры и - интересное нововведение - чем привлекательнее партнерша. Т.к. по их внешнему виду не всегда можно определить значение этого... мм… параметра :), то перед балом вам сообщают, насколько предполагаемый объект ухаживаний соответствует местным стандартам красоты. На некрасивых (plain) женщин можно, в принципе, вообще не тратить время, тогда как за привлекательными (attractive) можно и приударить. Красавицы (beautiful) попадаются довольно редко, но они обычно известны далеко за пределами родного острова. Кто ищет, тот всегда найдет. ;) За успех на балу можно получить ценный подарок или важную информацию. Как вы понимаете, чем красивее женщина, тем больше ценных секретов ей удается выведать у незадачливых ухажеров, и покорить их нелегко. Поначалу стоит принимать все приглашения, без постоянной практики добиться успеха очень трудно. Разумеется, главной наградой хорошему танцору всегда является возможность продолжить роман. Покорять женские сердца помогают испытанные способы - дорогие подарки, получение новых титулов, наконец, удачные дуэли с другими ухажерами. Последние довольно забавны - схватка проходит в саду, и вашу победу венчает падение дорогой вазы на голову конкурента:


Дочка в восторге, папа... А что ему остается?! :) К сожалению, проткнуть нахалов для верности не удается, поэтому они, как только перестает болеть голова, берут имя "капитан Мендоза", снаряжают корабль и похищают милых вашему сердцу дам. И чем больше красавиц вам удалось соблазнить, тем больше братьев Мендоза будет бороздить карибские воды. Такой вот забавный баг. :)

Как легко догадаться, после чудесного спасения сердце прекрасной пленницы принадлежит вам. Если хотите, можете предложить ей вступить в законный брак:



Не хотите - можно и так... Шучу, создатели все время помнят о потенциальных игроках младшего школьного возраста. :) Что интересно, после победы над любым из представителей клана Мендоса и женитьбы на спасенной девушке остальные клоны злодея-капитана растворяются в морских волнах. Итак, одна прелестница спасена, судьба остальных умалчивается. :) Имейте в виду, что внешний вид избранницы напрямую скажется на вашей славе. Так что жениться по любви удается не каждому пирату - положение обязывает выбрать красотку, а характер и умение готовить - все равно никто, кроме вас, не оценит... Впрочем, отвергнутые дочурки не очень разборчивы, легко идут на контакт и щедро делятся информацией даже с женатыми капитанами. Не поручусь, что ваша жена за кадром не ведет себя точно так же. Это жизнь, друзья. ;)

Что ж, после романтического приключения с логичным концом самое время вспомнить о городском здании номер 2 - таверне (Tavern). Вам предстоит частенько посещать их и до свадьбы, а уж будучи женатым человеком, вы наверняка станете завсегдатаем злачных мест от Каракаса до Барбадоса. Тем более, что "пиратские" таверны представляют собой скорее клубы, чем банальные питейные заведения.


Так, официантка и бармен всегда готовы поделиться ценной информацией - от маршрута везущего ценный груз судна до местонахождения злодея, похитившего вашу семью. Безработные пираты, пропившие полученные в последнем рейде деньги, с удовольствием присоединятся к вашей команде. Чем больше ваша слава, тем больше желающих, что не всегда удобно - помните, большая команда чаще бунтует.

Разумеется, не обходится и без конфликтов, дающих смелому капитану дополнительную возможность продемонстрировать мастерство несравненного дуэлянта. В тавернах имеют обыкновение прятаться злодеи, заслужившие неудовольствие того или иного губернатора. Вдобавок, туда частенько захаживает местная стража, привыкшая приставать к хорошеньким девушкам. Кому еще защитить их честь, как не вам? Победа над местным чемпионом привлечет к вам дополнительных сторонников.


В самом темном углу зала можно всегда найти путешественника, готового за соответствующую мзду поделиться как информацией, так и снаряжением. Это еще одно новшество Пиратов-2004: теперь каждый капитан может обзавестись рядом предметов, существенно облегчающими его жизнь. Среди них холодное и огнестрельное оружие, лекарства, барометры, подзорные трубы и другие, более экзотические предметы. Разумеется, вы не зря отдаете кровные дублоны - все покупки не только модно выглядят, но и весьма полезны. Так, сушеная голова повысит ваш статус в глазах аборигенов, а модная шляпа с пером страуса гарантирует приглашение на бал. Разработчики подумали даже о таких безнадежных танцорах, как автор этих строк - специальные тапочки немедленно сделают вас ловким и уклюжим. :) Всего в игре существует более пятнадцати категорий подобных товаров, в каждой из них - по два предмета: "базовая" и "улучшенная" версия. Например, фальшивые усы помогут вам обмануть лишь некоторых (близоруких :)) купцов во враждебно настроенных городах, тогда как средства для маскировки, применяемые профессиональными актерами, откроют вам двери во все торговые дома.

Итак, лавка купца (Merchant) - следующая остановка на вашем пути по городку. При захвате кораблей вместе с золотом вам всегда достается содержимое трюмов противника. Выбрасывать его за борт не рекомендую - добро всегда можно продать в ближайшем порту, а знание некоторых основ местной экономики позволит значительно увеличить собственное состояние без особого риска для здоровья.


Изначально в игре было семь типов товаров, но в последний момент по соображениям политкорректности (ненавижу!) из игры был убран табак. Из оставшихся шести видов наибольший интерес для спекулянтов представляют предметы роскоши (Luxuries) и специи (Spice). Цены на них очень сильно варьируются и на этой разнице можно очень неплохо заработать. Сахар (Sugar) и промышленные товары (Goods) тоже бывают в цене, но не стоит недооценивать и провизию (Food). То, что не ушло в желудки ваших матросов, также можно продать, при этом существуют поселения, испытывающие серьезный недостаток съестных припасов и готовые платить за еду золотом. И в отличие от тех же специй, попадающихся нечасто, солонина и сухари есть на каждом захваченном корабле, и это количество вполне компенсирует относительно невысокую стоимость. Еще можно продавать захваченные в бою пушки, но за них в любом городе дают ровно две монеты, поэтому разбогатеть на торговле оружием не получится. В принципе, можно вообще отыграть роль торговца, избегающего сражений и промышляющего исключительно куплей-продажей. Для этого вам потребуется довольно большой флот, состоящий из торговых судов и одного - двух боевых кораблей - на богатенький караван вполне могут польститься "честные" пираты. :) И, разумеется, нужно не полениться и просмотреть список городов, содержащий цены на разные виды продукции.

Располагаете ли вы одним маленьким шлюпом или флотилией из восьми, вам наверняка потребуется консультация корабельщика (Shipwright). Он починит ваши корабли или приобретет их по сходной цене. На некоторых верфях можно также улучшить их мореходные и боевые качества (Upgrade). Всего существует девять направлений модернизации, каждое из них доступно лишь в нескольких городах, а в каких именно - спрашивайте в портовых тавернах.


Как видите, судостроитель города Villa Hermosa может заменить стандартные пушки на более точные бронзовые (Bronze Cannon). Мелкозернистый порох (Fine-Grain Powder) увеличит дальнобойность орудий. Медная обшивка (Copper Plating), паруса из хлопка(Cotton Sails) и железные распорки (Iron Scantlings) улучшают, соответственно, маневренность, скорость и прочность судна. Тройные гамаки (Triple Hammocks) позволяют взять на борт больше команды. Наконец, помимо стандартных ядер (Round Shot), вы можете обзавестись книппелями (Chain Shot) и картечью (Grape Shot).

Чем совершеннее корабль, тем дороже он стоит, так что старайтесь брать хорошие суда противников неповрежденными. Впрочем, после присвоения вам графского титула (Count) починка производится бесплатно, а для герцогов (Duke) ничего не стоит и модернизация. Не стесняйтесь этим пользоваться, пусть буржуи обижаются, до французской революции еще далеко. ;)

Что ж, мы и подошли к одному из важнейших событий пиратской карьеры. Как я уже писал, чем дольше вы находитесь в плавании, тем больше ваши матросы и офицеры жаждут получить свою долю награбленного. Удача - неверная спутница, если в следующем бою пирата ждет пуля или сабельный удар, дублоны не последуют за ним на морское дно. Поэтому время от времени приходится делить добычу (Divide the Plunder) и распускать команду.


Ваша доля при этом зависит от уровня сложности - новичок получит лишь 5%, головорезу же достанется две доли из каждых пяти. Это событие - далеко не конец карьеры, через несколько месяцев вы можете снова отправиться в плавание, изменив при желании уровень сложности игры. При этом у вас всегда останется один корабль - ваш флагман. По прошествии примерно полугода вы снова вербуете небольшую команду и отправляетесь на поиски новых приключений.

К сожалению, течение времени не только приносит пирату деньги и славу, но и приближает старость. Рефлексы становятся хуже, морщины и седые волосы отпугивают как пиратов и губернаторских дочек... Война - дело молодых (с), поэтому рано или поздно добиваться успеха станет очень трудно. Тогда после очередного раздела добычи самое время выйти на пенсию. Успешный пират к этому времени должен иметь в банке достаточно денег, чтобы безбедно прожить остаток дней. Так, герой моей последней игры стал хирургом.


Впрочем, 46517 золотых на счету и 19800 акров земли делают практику не особенно необходимым занятием, так что будем надеяться, что устрашающая пила ни разу не будет пущена в ход и послужит лишь для устрашения шаловливых внуков.

"Пост-пиратская" профессия зависит от снисканной во время кампании славы (Fame). В первую очередь, успех пирата определяется, конечно, богатством (золото, поместья) и титулами. Победы над другими прославленными флибустьерами также поднимают ваш авторитет. Вдобавок можно еще и обнаружить их клады, что дает дополнительные очки. Если в старой версии карты зарытых сокровищ были "абстрактными", то сейчас каждый сундук с золотом принадлежит кому-то из ваших главных конкурентов. Если удается приобрести карту и выкопать сокровища до того, как вы отправили их хозяина на корм рыбам, он обязательно попытается вернуть свою собственность. Получается своеобразная ловля на крючок. :) Сам же поиск проходит довольно нудно - надо высадиться на берег в районе, обозначенном на карте и долго брести по суше, ориентируясь по различным индейским храмам, засохшим деревьям и т.п.


Как только вы подойдете к нужной точке, лопаты будут пущены в ход автоматически, и через некоторое время богатство - ваше. К счастью, вернуться на корабль можно автоматически - достаточно просто нажать клавишу "r".

Еще один источник заветных очков - похищенная в самом начале игры семья. Об их местонахождении знает лишь один человек на всех островах - некий барон Раймондо (Baron Raymondo). Каждая встреча с ним заканчивается дуэлью, победа в которой вынуждает злодея отдать вам кусочек карты, указывающей местонахождение очередного родственника. Дальнейший поиск проходит по той же схеме, что и походы за кладами, только в конце вас ждет не сундучок с золотом, а одичавшая сестра (дядя и т.д.), немедленно садящаяся... пардон, бросающаяся вам на шею.


Картографическая часть игры этим не заканчивается. Существует еще один вид призов - затерянные города инков. Там можно сорвать по-настоящему большой куш. К сожалению, куски таких карт попадаются нечасто, да и собрав всю схему, найти город зачастую непросто. Впрочем, добыча того стоит.

Ваш семейный статус также значительно влияет на социальное положение. Женитьба на респектабельной дочке губернатора - прекрасный способ попасть в местный "высший свет". При этом важную роль играет внешний вид жены - общество дурнушки неприятно никому, тогда как ради прекрасной дамы будут терпеть и её неотесанного спутника. :)

И последний источник славы - главнейший архизлодей, наш старый знакомый - маркиз де ля Монтаблан. За этим гнуснопрославленным подонком нам тоже предстоит изрядно погоняться. Проигрывая дуэль за дуэлью, маркиз постепенно выдает нам тайну расположения своего логова, где он предается разнузданным оргиям и вершит черное колдовство. Только там можно окончательно раздавить эту ядовитую змею и присвоить его наложниц и зелья. ;)

Итак, чем больше вы прославитесь, тем выше положение займете после ухода в отставку. Интересно, что наличие герцогского титула нисколько не мешает выбрать экс-капитану выбрать стезю, скажем, Гиппократа. :) Вообще же вершина карьеры - должность губернатора, а флибустьеры, добившиеся исключительных успехов, попадают еще и в зал славы. Интересно, в каком городе он находился? Предположу, что в Порт-Ройяле, практически полностью уничтоженном после случившегося в конце 17 века землетрясении - "каре Божьей", как говорили в то время...

В заключение приведу краткое описание присутствующих в игре информационных экранов. Просмотреть их можно как в любом порту, выбрав пункт меню "проверить статус" (Check Status), так и во время плавания с помощью функциональных клавиш (F1 - F10).

Общий экран статуса (Status Screen, F1) описывает общее состояние ваших дел: параметры игры, состояние команды, перечень товаров и ваших личных вещей:


Экран состояния флота (Fleet Status Screen, F2) содержит перечень ваших кораблей и список офицеров:


Здесь можно переименовать корабль, сменить флагман и - если вы находитесь в море - избавиться от ненужного судна. Это может пригодиться, когда на горизонте виден куда более лакомый приз, а места во флотилии уже нет.

На экране информации о персонаже (Personal Status Screen, F3) можно увидеть все ваши "славные" достижения:


Некоторые из значков интерактивны - щелкнув по ним, вы увидите небольшой ролик о соответствующем приключении.

Капитанский журнал (Captain’s Log, F4) - подробный перечень всего, что происходило с вами во время плавания:


Слева можно также увидеть краткую политическую сводку о войнах и пактах между представленными в игре державами.

Клавиша F5 позволяет просмотреть имеющиеся у вас карты, указывающие местонахождения кладов, родственников и т.д. Некоторые из них приходится собирать о кусочкам:


Впрочем, опытный географ может определить точное положение объекта даже по неполной схеме. В оригинальной версии никаких подсказок и ориентиров не было, приходилось полагаться только собственное знание местности. Этот опыт пригодился мне и сейчас.

Карту всего Карибского бассейна можно получить, нажав клавишу F6:


Увеличивая масштаб, вы увидите дополнительную информацию обо всех населенных пунктах.

Великолепная пиратская десятка (Top 10 Pirates) - окно со всеми данными о знаменитых флибустьерах - выводится на экран с помощью клавиши F7:


Как видите, самый простой и быстрый способ подняться наверх - уничтожить конкурентов физически. ;)

"Пиратопедия" (Pirate-O-Pedia, F8) - еще одно новшество, добавленное Сидом Мейером:


Статьи этой "пиратской энциклопедии" описывают всё, что вы можете встретить в игре. Прекрасное дополнение к руководству пользователя.

Системные настройки (System Options, F9) позволяют изменить различные параметры игры, прервать текущую кампанию, вернуться в нее и выйти из игры:


Помимо стандартных параметров изображения и звука, можно изменить дизайн парусов и флага ваших кораблей:


Сохранение и восстановление происходит теперь не в городах, а в открытом море в обычном режиме плавания. Клавиша F10 вызывает соответствующий экран, где вы выбираете нужную команду и сохраняете или восстанавливаете игру.


К сожалению, название поменять нельзя, что очень неудобно. Отчасти это компенсируется картой, на которой для каждого "сэйва" показано время и место.

Резюме


Вот мой рассказ и подошел к концу. Он может показаться не очень цельным, но несколько "кусочный" характер повествования обусловлен структурой самих "Пиратов". Их трудно отнести к определенному жанру. По существу, это набор достаточно простых "мини-игр". По отдельности они не представляют особого интереса, но, собранные вместе, составляют превосходную мозаику, ни один элемент которой не кажется лишним. Количество ведущих к успеху комбинаций практически бесконечно, что затягивает, заставляет возвращаться к игре снова и снова... Вообще, "привыкание", столь свойственное старым "Пиратам", сохранилось и в новой версии. Незатейливый с первого взгляда сюжет постоянно подкидывает все новые и новые задачи и задачки, калейдоскоп вращается, одна картинка перетекает в другую, оторваться невозможно, плавная последовательность событий завораживает, очаровывает, затягивает в свой разноцветный мир...

На мой взгляд, игра явно удалась, я с удовольствие провел за ней несколько месяцев, причем меня интересовал не результат (я пока так ни разу и не стал губернатором), а процесс, тот самый редкий в наши дни "геймплей". И все же... Буду с вами честен - тех эмоций, что я испытал весной 1988 года, год 2005-й мне не принес. Возраст ли тому виной, количество ли игр, пройденных с тех пор - наверняка не знаю. И при слове "Пираты" перед глазами у меня возникает не одна из роскошных картин новой версии, а старенький EGA-экран с маленьким треугольным корабликом...