Obscure: полку "ужастиков" прибыло

Автор: HF
Дата: 09.05.2005
Все фото статьи
Разработчик: Hydravision
Издатель: MC2-Microids
Официальный сайт игры: http://www.obscure-game.com

Системные требования



Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1GHz
256 MB RAM
32 MB видеокарта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
4 GB свободного дискового пространства


Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.5 GHz
512 MB RAM
64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
4 GB свободного дискового пространства




Особенности


Название игры "Obscure" на русский язык перевести весьма сложно. На ум приходят только эпитеты - темный, мрачный, неясный, смутный, непостижимый, загадочный. Название подготавливает нас не к тому, что будет происходить в игре, а в какой-то мере подчеркивает ее атмосферу, и было выбрано, очевидно, за колорит и благозвучность. По его звучанию возникают некоторые параллели с "Nocturne" - названием, которое тоже к игре имеет только лишь посредством минорных тонов. Объединяет обе игры не только это. Жанр "Obscure" легко определить емким, но смутным, словом "ужастик", а точнее - смесь экшена и приключений, причем происходит всё действие в весьма пугающей атмосфере школы. Пугает школа не домашними заданиями и вызовом к директору, а монстрами, которые там стали обитать, пока ученики ничего не замечали. Игра повествует о доблестных американских школьниках, вступивших в неравную, но героическую борьбу с нечистью. Игра в какой-то мере продолжает традиции незабвенного "Alone in the Dark", а также более известных сегодня "Resident Evil" и с натяжкой "Silent Hill". Для сравнений с серией "Silent Hill" игра не обладает ни глубиной, ни сюжетом, ни чем другим. Впрочем, у меня беспрерывно возникала ассоциация с "Черным Зеркалом" (это что касается исключительно антуражей игры).

Очевидной целью разработчиков было заставить потесниться популярные и известные ныне игровые серии "Resident Evil", "Silent Hill", и прочее. Точнее, это вряд ли было задумано всерьез, но все равно в тайне они надеялись - ибо некая излишняя пафосность присутствует. Парадоксальность и, если хотите, необычность игры заключена в том, что "Hydravision" почему-то решили ориентироваться на молодежную аудиторию игроков (в звуковой дорожке отметились известные панк-команды). Поэтому герои игры - группа тинэйджеров. Отсюда возникают параллели с молодежными ужастиками - "Факультет" и прочее. Тем более, что действие игры будет проходить в школе. Впрочем, разработчики не скрывают того, что за основу была взята парадигма ужастиков для подростков. Но в этом случае, по моему мнению, уместнее было бы попробовать сделать что-то в духе очень "Очень Страшного Кино", с юмором, - но таковым в игре и не пахнет. Одним словом, мы получаем типичный ужастик, лишенный глубокой сюжетной проработки и психологичности. Но на средний голливудский уровень вполне подходит - красивый, крепко сбитый боевик про американских бойскаутов восемьдесят пятого года рождения, борющихся с мутантами, которые завелись под их школой. Почти как пионеры с гидрой империализма в давние времена. Сюжетец невнятный и избитый - ну да, впрочем, кто будет обращать на него внимание. Главное - пугать, а подростка напугать - как нечего делать. В игре идет постоянное цитирование других проектов, а проще говоря - "заимствование" идей. Играя постоянно ловишь себя на мысли, что вот этот коридор и ракурс - из "Silent Hill",


...этот монстр - из "The Thing", эти антуражи - еще откуда-то. Кстати, опять же, монстры в игре - противные уроды, имеющие отношение скорее к фильму "Нечто", чем к изящным сюрреалистическим бредованиям "Silent Hill". Они просто отвратительны и мерзки, никакого искусства, эстетики и красоты.

Затрудняющее игру консольное управление очень сильно напоминает прочие игры этого жанра. Управление осуществляется исключительно с помощью клавиатуры, с мышью игра не знакома, что становится для такого рода игр, можно сказать, традицией. И страшно еще и потому, что играть трудно, и играть трудно потому, что без джойстика управлять персонажами трудно, а кругом тьма и монстры. Кстати о тьме. Основной находкой разработчиков можно считать возможность приматывать фонари к любому оружию для того, чтобы оружие было более эффективно против ночных врагов. Видов оружия немного: пистолет, дробовик, револьвер Магнум, что примечательно - гранаты (хорошо , что базуки и шестиствольного авиационного пулемета нет). Плюс - два бонусных вида оружия после прохождения игры, одно из них - лазер. Что касается приключенческой части игры: загадки - очень тривиальны, иногда даже слишком (не хочется говорить глупы). Оно и понятно - целевая аудитория любит жать кнопки, а не думать и экспериментировать. Последнее замечание можно отнести и ко всей игре в целом - всё хорошо, но нет глубины. Кстати, о подростках. Мужские персонажи - не в меру доборы-молодцы поколения пепси. Их подруги - неизменно сексуальны, что постоянно подчеркивается демонстрацией нижнего белья обоих героинь.

Присутствуют встроенные проигрыватели для музыкальных треков к игре, а также видеороликов.


Естественно, доступными они становятся по мере прохождения игры. Кстати сказать, среди звукового сопровождения игры не было замечено ничего выдающегося - обычные мрачноватые невразумительные темы и не более того. Вокальных треков не наблюдается, кроме двух композиций молодежных панк-команд в заглавии игры, а также в её конце. Остальная озвучка произведена на таком же среднем уровне. В игровом процессе, точнее сказать, в процессе создания атмосферы страха, она играет весьма незначительную роль. Голоса актеров почти не вызывают отвращения, и вполне подходят к характерам. Остается только вопрос о том - нужно ли было делать все эти проигрыватели. Они могут быть активно востребованы в культовых проектах, к которым "Obscure" можно отнести навряд ли. Графика крайне приятна, это касается и текстур, и персонажей, и роликов. Масса деталей, подчеркивающих атмосферу и усиливающих эффект. Иногда даже обидно, что такие великолепные антуражи так бездарно пропадают. Создается ощущение, что разработчики как будто начали делать викторианский особняк и классическую историю про призраков или древнее зло, а потом передумали, и, чтобы не пропадать декорациям, запихали в них неуместных подростков. Впрочем, вполне возможно, что все было совсем не так. Очень неплохие антуражи декаданса конца девятнадцатого - начала двадцатого века. На этом фоне тинэйджеры в ярких майках, широких штанах или коротких юбках смотрятся весьма странно, и это напоминает карнавал. Но авторы отметают все намеки на веселье.

К сожалению, в итоге получился проходящий проект, среднего класса. Впрочем, на данном этапа конкурентов у него нет, так что обратить внимание на него стоит всем любителям хоррор-проектов.

Сюжет


Частная школа "Leafmore" основана еще в начале прошлого, двадцатого века, двумя братьями - близнецами Лифморами. За почти сто лет своего существования школа прославилась на всю страну безупречным и очень глубоким образованием в области естественных наук. Это заслуга, прежде всего, её первого директора, который заложил основу всему курсу обучения, а также его преемников, точнее сказать потомков - школа до сих пор управляется семьей Лифмор. Так было совсем недавно, но сегодня популярность школы рушится, вместе с её успевшими одряхлеть за целый век стенами. И теперь она известна уже не столько знаниями, что можно получить в её стенах, сколько трагедии, которая сокрыта внутри её древнего здания.

Кстати, наверняка все читающие статью учились (или по крайне мере, бывали) в школе, и потому вполне представляют эти бесконечные,


...похожие одна на другую, классные комнаты, столовую на первом этаже, спортивный...


...и актовый залы в противоположных крыльях здания. Изначально мне было крайне интересно, как разработчики собираются бороться с этим однообразием, и борьба эта им удалась. Комнаты, да и вообще, все помещения не похожи друг на друга, проще говоря, дизайнеры заслужили твердую пятерку. Декорации - самое главное достоинство игры. Притом, что графика не может быть названа сногсшибательной - дизайн великолепен. Актовый зал - театр из "Призрака оперы",


...классные комнаты - классический особняк начала века, подвал школы - колоритные подземелья и казематы.


Вот в стенах этой самой школы нам и придется провести около шести часов чистого игрового времени - или один учебный день.

Это что касается декораций игры. Что же касается сюжета, то тут разыгрывается стандартная схема подросткового ужастика. Один из наших героев пропадает без следа после уроков. На следующий день группа его товарищей остается после уроков, пытаясь узнать, что случилось с их другом. Спасти его, выжить самим, а заодно и разобраться в том, что же все-таки творится в школе - вот их задача. Не раскрывая сюжета, можно сказать только одно - он линеен и монотонен, как стук колес поезда. Нам опять скормят известное "блюдо номер пять", но приготовлено оно хоть и без изысков и тонкостей, но всё же вкусно. Одним словом, далеко не самый худший вариант, из тех, как обычно подают эту историю. Она в каком то смысле перекликается даже с "Оборотнем в Париже". В принципе, обо всем уже можно догадаться почти в самом начале, сюрпризов не будет, но дойти до конца все же интересно...


Джош Картер (Josh Carter)


- Журналист, любопытен, любит быть в курсе всех событий и всегда докапываться да истины. Он, то собственно, и ведет всю эту компанию вперед. Быстро осваивается в любой обстановке, подмечает все детали. Специальная способность - поиск полезных объектов в текущей комнате.

Шеннон Мэтьюс (Shannon Matthews)


- Сестра Кенни. Одна из лучших учениц школы. Будущий доктор. Считает себя очень умной и обожает все раздавать советы, особенно на школьных экзаменах. Специальная способность - советы по прохождению, то есть - что делать в текущий момент игры.

Кенни Метьюс (Kenny Matthews)


- Брат Шеннон. Баскетболист, здоровяк и забияка. Великолепная физическая подготовка. Увлекается только баскетболом. Специальная способность - быстрый бег.

Стенли Джонс (Stanley Jones)


- Стэн - типичный школьный хулиган, каких полно везде. Прогулы, наркотики, мелкие нарушения. Не увлекается ничем. Специальная способность - почти мгновенное вскрытие замков на школьных дверях.

Эшли Томпсон (Ashley Thompson)


- Вторая девушка в команде. Великолепно проявила себя на последнем мероприятии по самообороне в школе. Специальная способность - специальная атака в ближнем и дальнем бою.

Игровой процесс


Играем вроде как командой - трое юношей и две девушки,


...но одновременно игрок может управлять двумя персонажами, точнее сказать, одним из них управляет компьютер, а другим - игрок. Кроме того, два человека в "ударной команде" потому, что вторым может управлять ваш друг в режиме многопользовательской игры, но на одном компьютере, если вы подключите к нему два джойстика. По сети играть нельзя. Пока двое сражаются с монстрами, остальные сидят в так называемом "месте сбора",


...и безмятежно дожидаются остальных. В любой момент вы можете мгновенно явиться обратно на место сбора, открыв экран карты местности, и выбрав на ней соответствующую команду. Прибыв туда и поговорив с другими персонажами, вы сможете поменять состав ударной команды. Если один из двух персонажей умирает, то вы получаете управление над вторым, если и он умирает - то над кем-либо одним из оставшихся на месте сбора. Кстати, один из пяти персонажей может умереть не просто в бою, а по воле сюжета, но его можно спасти, если играть внимательно. В принципе, в процессе игры, вы можно угробить всех персонажей, кроме одного. Плата за это - отсутствие новых костюмов для мертвецов в виде бонуса в конце игры, костюмы получают только живые. Никакой статистики по прохождению игры не предусмотрено.

Так вот основное время, блуждают, значит, детишки по школе, которая кишит монстрами,


...собирают предметы и оружие, применяют их. Примечательно, что школа кишит не только враждебно настроенными организмами различных размеров и расцветок, но и оружием и патронами, которые тут и там разбросаны в коридорах и классных комнатах. Немудрено, что американские школьники так любят стрелять в своих однокашников. Впрочем, это к слову об отсутствии минимальной логики в построении игрового мира. Вообще, важнейшим предметом, который нам потребуется при прохождении игры, становится карманный фонарик. Большинство монстров окружено некоей "черной аурой", которая защищает их, и ранит наших героев. Чтобы эту ауру развеять - следует использовать карманные фонарики (которые приматываются скотчем к оружию), а также открывать зашторенные окна на начальных этапах игры, когда действие происходит в светлое время суток.


Немного о взаимодействии членов команды. Неудобство вызывает тот факт, что инвентарь у персонажей индивидуальный, и постоянно приходится передавать предметы между ними туда-сюда. Для этого есть специальное меню - варианты выбора: отдать выбранный предмет, отдать все предметы и прочее. Вообще же, инвентарь ваш разделен на две группы - предметы и оружие. Меню выбора предмета для применения открывается одной клавишей, оружия - другой, а далее, стрелками, вы "листаете" список до нужного предмета. Еще стоит упомянуть о том, что традиционный показатель здоровья персонажа в игре отсутствует. Если кого-либо из вашей команды покалечат, то он будет характерно сгибаться в поясе, ходить с трудом и вообще, всем своим видом показывать, что ему плохо и он в скором будущем грозит отдать Богу душу. Выбирать персонажей для боевой группы следует исходя из потребностей в решении специфических задач, так как каждый из персонажей обладает собственной сильной стороной. Так, например, Кенни может быстро бегать и силен в бою. Стен - быстрее всех взламывает замки, Шеннон - умная и дает советы по прохождению (правда, бестолковые). Кстати, взлом замков на дверях осуществляется весьма незатейливо - выбрали в инвентаре проволоку, применили к двери и подождали несколько секунд. К сожалению, взламывать замки можно только на определенных дверях, тогда как для большинства из них потребуются ключи.

Игра - вполне могла бы считаться (точнее, стать) экшеном, если бы не такое ужасное управление - сразу просматривается консольное происхождение. А в управлении традиционно задействовано несколько клавиш. Одна из них фокусирует персонажа на цели, другая - отвечает за атаку, третья - переключает текущую цель, если вас окружает несколько врагов. Еще одна клавиша переключает оружие, и еще одна отвечает за выбор и смену оружия. Впрочем, все не так страшно. Использовать сразу все перечисленные клавиши вам придется редко - разве что применение аптечки. Самое главное - хорошо подготовиться перед боем, выставить в правом слоте нужное оружие, в левом - аптечку, а также подлечить персонажей, и можно смело идти в бой.

А еще игру можно назвать экшеном потому, что на самом деле, каких-либо существенных элементов приключения она лишена. Их там не больше, чем в каком-нибудь "Doom 3" - куча текстовой сюжетной информации, и ничего более. В игре имеется три информационных экрана. Первый - карта локаций.


Обычно, карты новых локаций развешаны по стенам, прямо у входа, поэтому не забывайте их подбирать. Следующий экран - экран команды, где содержатся краткие досье наших героев с указанием способностей и черт характера. Последний экран содержит "улики" - найденные на протяжении игры документы, письма, записи и прочее, имеющие отношение к раскрытию сюжета игры.


В любой момент вы можете обратиться к ранее найденным предметам. Все же не обошлось без посягательства на глубину, но оно, посягательство - поверхностное, и даже никому не нужно. Напрасная работа. Логических загадок вы почти не встретите, а те которые будут - очень просты, и в основном связанны с поиском предметов. Какие уж тут головоломки?


Наконец остается добавить, что в финале, после прохождения игры, нас ждет "специальный режим", новые костюмы для персонажей, новые виды оружия, несколько видеороликов (например, о разработке игры).


А самое главное - после прохождения игры на самом высоком уровне сложности нам покажут "настоящий" финал игры, который далеко не так безмятежен как "обычный". Одним словом - ждите продолжения...

Резюме


Хорошая игра среднего уровня. Культовый статус получить вряд ли удастся, или даже покачнуть пьедесталы. Все у нее хорошо, все на месте для того, что бы стать дорогим качественным, но проходящим проектом. Не хватает глубины, имеются сложности с управлением. Но второй части суждено быть - об этом можно догадаться, пройдя игру на "сложном" уровне и увидев "настоящий" финал. Из того, с чем работали и что сделали - не смогли выжать всего, что возможно. Могла получиться очень серьезная игра...

Оценки


Графика: 87%
Звук: 80%
Игровой процесс: 80%

Общее впечатление: 82%