Разработчик: ARISE
Издатель:
1C Вступление
Когда я слышу "постапокалиптический" применительно к компьютерной игре, первое, что приходит на ум - конечно же, Fallout. Студию ARISE знают немногие. Лично я, кроме данной игры "Койоты. Закон Пустыни" (в западном варианте известного под именем Desert Law), слышал только лишь о ещё одном проекте данной команды - игре "Не время для драконов" (которая представляет собой помесь action и RPG, и ещё только создаётся по мотивам одноимённой книги Ника Перумова и Сергея Лукьяненко). Однако уже сейчас можно сказать, что в студии ARISE работают талантливые художники и дизайнеры - одного только взгляда на характерных персонажей достаточно для того, чтобы оценить уровень их мастерства...
Игра строилась не без помощи игрового "движка" от Nival Interactive, о чём и свидетельствует надпись на коробке: "2004 Nival Interactive. Данный продукт содержит программные технологии компании Nival Interactive. Nival и логотип Nival являются торговыми знаками компании Nival Interactive. Все права защищены".
Перейдём к сюжету:
"Фидель сумел убедить Хрущёва оставить ракеты на территории Кубы, не взирая на угрозы американского правительства начать вторжение на Остров Свободы. Лидеры сверхдержав не пожелали поступиться своими интересами, и Карибский кризис вылился в Третью Мировую. Советские ракеты средней дальности с территории Кубы накрыли всё Восточное побережье, включая Нью-Йорк и Вашингтон. На Западное побережье хватило ракет, запущенных с подводных лодок и полигонов в Сибири. Меньше всего пострадал Средний запад, который был одинаково далёк как от Кубы, так и от советских ракет на подлодках. Именно здесь, на руинах Чикаго и Детройта начинается наша история. Соединённые Штаты перестали существовать как единое государство, не стало правительства, армия лишилась централизованного командования. Каждый городок, каждая деревня отгородились от мира, чтобы противостоять бандам мародёров. Командование некоторых военных баз начало захватывать близлежащие поселения, чтобы основать свои личные карликовые государства. Тень анархии пала на разорённую войной Америку.
Ваша задача - восстановить государственность на территории Соединённых Штатов. Используя дипломатию и силу оружия, вам придётся собрать воедино разрозненные поселения, найти и восстановить уцелевшие промышленные объекты, отстроить разрушенную войной инфраструктуру. Под вашим руководством штаты вновь соберутся в единую державу под звёздно-полосатым флагом...". Описание
Минимальные системные требования:
Microsoft Windows 98/2000/ХР c установленным DirectX 8.0
Pentium-II 366 MHz
64Mb RAM
CD-ROM привод
Минимум 160 MB свободного места
8 Mb Direct3D 8.1-совместимый 3D видео-акселератор
Клавиатура, Мышь
Рекомендуемые системные требования:
Microsoft Windows 98/2000/ХР c установленным DirectX 8.0
Pentium-III 600 MHz
128Mb RAM
CD-ROM привод
1.2 GB свободного места
32 Mb AGP Direct3D-совместимый 3D видео-акселератор c HAL TnL (GeForce256, 32Mb)
DirectSound-совместимая звуковая карта
Клавиатура, Мышь
Игра поставляется на двух компакт-дисках, после установки на винчестере каталог программы занимает полтора гигабайта. Защита - с помощью технологий отечественной компании StarForce (стало быть, придётся оставлять CD в приводе при запуске "Койотов"). По вступительному ролику сразу оцениваешь качество озвучки.
Музыкальная тема главного меню настолько хороша, что автору этих строк сразу же захотелось заполучить саундтрек в собственную коллекцию.
Меню опций - не такое большое, в нём вы можете выставить уровень сложности игры, указать своё имя, выставить чувствительность мыши, отрегулировать громкость музыки и звуков. Графические настройки чуть более богаты.
Как видите, можно выбрать разрешение, качество текстур, отображение крови, маркеры назначения, курсор (игровой или системный), гамма-коррекцию, качество эффектов и проч.
Заставки в игре выполнены в виде комиксов. Идея, конечно, не оригинальная, но её стильная реализация вызывает исключительно положительные эмоции.
Итак, начинаем первую миссию, которая традиционно является Tutorial'ом, обучающим нас базовым приёмам игрового процесса. Управление в "Койотах" - нетривиальное, поэтому настоятельно рекомендую неискушённым пользователям не игнорировать первую миссию, а попрактиковаться уже на раннем этапе. Простой пример - в одной из миссий вам понадобится скрытое перемещение персонажа.
Догадаться, что активация этого режима скрывается под иконкой смена боевого порядка (раскрывающей подменю) - неискушённому пользователю будет сложновато.
Изометрическая карта местности изобилует разрушенными домами, разбитой техникой и слоем вековой пыли. Слева внизу расположена мини-карта уровня, далее - экран характеристики юнита (броня, оружие, здоровье). Следом идёт экран журнала текущих событий, и, наконец, в самой правой нижней части - область действий юнита или группы юнитов. Впрочем, вы можете отдавать приказы и с помощью назначенных "горячих" клавиш.
Сама игра, несомненно, является характерным представителем текущих веяний игровой индустрии - когда в рамках одного проекта реализуются элементы различных жанров. Здесь вам и стратегия в режиме реального времени с элементами тактики (ведь вы в любой момент можете нажать "паузу"), и RPG (скорее, её зачаточные элементы). Естественно, нельзя сбрасывать со счетов хорошую сюжетную линию с атмосферными персонажами.
С игровым процессом нас продолжают знакомить и в последующих миссиях. В частности, наши машины можно будет чинить на поле боя - этим занимается Михос, местный ремонтник, который не прочь поживиться ценным барахлом с автомобильной свалки под вашим прикрытием. Но ремонтировать он может не бесконечно - до тех пор, пока в ремонтной машине имеются запчасти. Кстати, если пересадить Михоса в боевую машину, то он уже не сможет осуществлять ремонт техники. Зато сможет участвовать в сражениях и повышать боевой опыт.
В игре важно не забывать пользоваться паузой и сохранением игры. Иначе вы можете столкнуться с такой неприятностью, как гибель одного из персонажей, что приводит к необходимости переигрывания карты.
Атмосфера "Койотов" настраивает на весёлый лад. Игру делали люди с чувством юмора, и никаких потугов и претензий на серьёзность вы не найдёте. Это - несомненный плюс, так как ироничные персонажи выглядят более живыми, и диалоги, кстати сказать, сделаны очень неплохо (вы наверняка помните игры, в которых диалоги были настолько слабыми, что интеллект главного героя казался равным по развитию школьнику средних классов - и это действительно удручало). В "Койотах" диалоги играют одну из основных ролей в игровом процессе (не больше, не меньше!), и единственное, к чему можно предъявить претензии - некоторое отсутствие печати лет на сердцах у пожилых, умудрённых опытом персонажей. Такое впечатление, что душой местные "деды" затормозились в своей полной приключений молодости...
Даже на нормальном уровне сложности приходится туговато - некоторые сложные эпизоды приходится проходить по нескольку раз, поэтому не забывайте почаще сохраняться. Во время миссии дополнительные задания выскакивают с завидной быстротой - будьте готовы к быстрой смене обстановки и, конечно же, сюжетной линии. Иногда приходится жульничать - после перезагрузки заранее располагать оборонительные порядки, зная, что далее по сюжету нагрянет толпа врагов и вас могут расстрелять поодиночке как куропаток.
Pathfinding (заморское слово, характеризующее механизм поиска оптимального маршрута юнитом до указанной вами точки на карте) - реализован в игре не очень хорошо. Точнее, его недостатки проявляются в специфических местах карты с нагромождением объектов-препятствий. Нет ничего хуже, чем быть запертым с толпой машин в узком проходе. Попытки вывести все машины разом, обведя их рамкой - не пройдут в процессе ведения боя. Лучше выставлять режим паузы и "отдавать приказы" лично каждой из машин (оборонять позицию, отползти для ремонта в безопасное место и т.д.). Чем дальше я играл, тем больше убеждался в этом правиле. Выбирайте сами - или корпеть, выдавая приказы каждому автомобилю, или несколько раз переигрывать данный эпизод миссии :).
Когда герой получает новый уровень (ролевая составляющая игры), характеристики улучшаются автоматически, вам нет нужды следить за ними (о повышении уровня свидетельствует мерцание красным цветом транспортного средства, в котором сидит повысивший уровень боец).
В частности, у меня главный герой после получения первого уровня улучшил свою скорострельность.
Каждый уровень визуально отражается в виде шеврона, который появляется рядом с "фотокарточкой" героя в левом верхнем углу экрана. Есть и маленькие военные хитрости (впрочем, они не оригинальны) - в сражениях иногда выгодно "добивать" врага боевыми машинами, в которых сидят ваши герои - тогда они будут оперативнее получать очки опыта, и, как следствие, улучшать свои характеристики.
При прохождении по карте наблюдаются мелкие, но приятные детали - колёса оставляют колею, по пустыне гуляет ветер с клубами пыли (которая иногда вьётся из-под колёс ваших машин), из выхлопных труб стартующей техники валит дым. Некоторые окружающие объекты разрушаемы - например, вы можете въехать в столб или кактус, и последний исчезнет с лица земли. Эти штрихи не сразу замечаются, но после пары миссий вы наверняка их для себя откроете...
В одну машину (даже легковую) может влезать не только один человек, что явилось для меня небольшим открытием - случайно отдав гранатомётчику приказ залезть в машину главного героя, Брэда, с удивлением увидел, что приказ был выполнен, а над транспортным средством зажглась ещё одна полоска жизни. Вот так и вся игра - чудные открытия поджидают на каждом пути.
Со временем в игре появляются новые юниты. Это делает игровой процесс существенно разнообразнее. Вообще, юниты, как вы могли понять из выше написанного, делятся на "живых" (люди) и технику. Техника "мертва" без водителя - для управления ей необходим хотя бы один человек в кабине (в одной из первых миссий вам даже придётся искать банду байкеров, чтобы уговорить их сесть в найденные на заводе боевые машины). Соответственно, вы можете в любой момент отдать приказ человеку покинуть транспортное средство, и передвигаться дальше пешком. Можно отдавать приказ занимать здания - и тогда "человечки", отправленные в него, будут держать оборону, отстреливаясь из окон.
Характеристики юнита таковы: Броня, Ущерб (наносимые повреждения при поражении цели), Бронепробиваемость (в случае, когда показатель брони цели больше бронепробиваемости оружия, ей наносятся значительно меньшие повреждения), Скорострельность (выстрелов в минуту), Боеприпасы (запас патронов), Живучесть (очки жизни).
Сражения при участии большого числа юнитов похожи на вавилонское столпотворение - особенно в случае городского боя. Поэтому очень важно заранее выбрать грамотную диспозицию, более живучие юниты выставлять вперёд, повреждённые отводить назад, вовремя чинить их. Естественно, принцип "все ведут огонь по одному" здесь работает как никогда - сосредотачивайте огонь на головной машине врага, и потом переносите его на следующую жертву.
Отдельно хотелось бы поговорить об уровне сложности. С одной стороны, даже на нормальном уровне игры сильные враги заставляют искать хитрые тактические методы борьбы с ними, и, с одной стороны, это идёт только на пользу игровому процессу. Но порой приходится сталкиваться с постоянными проблемами, и переигрывать сложный эпизод уровня раз за разом. Дело в том, что если один из главных героев вдруг погибает (а главных героев у вас на карте иногда штук шесть), то игра заканчивается. Поэтому вам надо или демонстрировать чудеса ловкости, сиюминутно нажимая паузу и отдавая конкретные индивидуальные приказы неповоротливым юнитам, или же уменьшить сложность игры (впрочем, в дальнейшем герои пересядут в более живучие транспортные средства, и проблема станет менее критичной). Итак, дилемма известная - чем больше реалистичность, тем чаще "save-load". Ищите золотую середину сами. Кстати сказать, если вам мешает высокая скорость игрового процесса (уж больно неповоротлива техника и слишком быстро она гибнет на нормальных уровнях сложности), вы можете поменять её - к вашим услугам клавиши "+" и "-" на дополнительной клавиатуре.
В игре не реализован механизм удаления файлов сохранённых игр. Поэтому рекомендую или пользоваться двумя-тремя записями, или вычищать ненужные "сейвы" вручную из соответствующего каталога игры (ибо размер одной сохранённой игры составляет 8-9 мегабайт). Автоматическое сохранение игры в начале миссии помогает рассеянным игрокам, забывающим вовремя кликнуть заветный Save...
Заключение
Поклонники жанров RTS и RPG, конечно же, никогда не отнесут игру к шедеврам. Самая сильная сторона "Койотов" - сюжет, несмотря на то, что он выглядит простовато. Но велосипед лишний раз изобретать - штука рискованная и вряд ли оправданная.
Играть интересно, события разворачиваются достаточно динамично. В процессе прохождения ловишь себя на мысли, что чувство заинтересованности в том, что же будет дальше - никуда не уходит. Хорошая музыка, неплохой сюжет - что ещё нужно для того, чтобы заинтересовать игрока? Никаких претензий на крутость и революцию в жанре не объявлялось, зато получился очень симпатичный проект, с великолепной музыкой и атмосферой. Налицо и незримый диалог с авторами, и ощущение того, что ты смотришь фильм или читаешь книгу. А добиться этого - ой как не просто, поэтому простим все небольшие недочёты и пройдём игру до конца, чтобы узнать - чем же всё закончилось?
Оценки
Графика: 75%
Звук: 90%
Игровой процесс: 75%
Общее впечатление: 79%