Dungeon Lords: первый взгляд

Разработчик: Heuristic Park
Издатель: DreamCatcher Interactive
Издатель в России: 1C



Вступление


Ролевые игры всегда вызывали интерес у всего прогрессивного человечества. А уж после того, как самые дотошные изучали правила D&D и отслеживали все изменения в новых редакциях - всё, их жизнь не стоила и ломаного гроша после выхода очередного пакета расширения к Neverwinter Nights. "Сейчас, пройду квестик - и точно лягу спать", - наивно утешал себя поклонник RPG, прекрасно зная, что завтра красные глаза, отсутствующий взгляд и недельная небритость сразу выдадут в нём паладина тринадцатого уровня. А уж про магию высшего уровня - попытки скастовать в чашку кофе с сахаром - вообще умолчим... Пока на фронтах Neverwinter - относительное затишье, вторая часть этой саги будет разрабатываться на базе "движка" Unreal 3 и обещает быть настоящим шедевром. А мы пока обратим свои взоры на проект Dungeon Lords - творение студии Heuristic Park и товарища D.W. Bradley собственной персоной. Он стоял за такими играми, как Wizardry V - Heart of the Maelstrom, Wizardry VI - Bane of the Cosmic Forge, Wizardry VII - Crusaders of the Dark Savant, а также проектом Wizards & Warriors. Послужной список впечатляет, что и говорить...

Системные требования


Минимальные:

Windows 98/Me/2000/XP с DirectX 9.0c или выше
Процессор с частотой 1.0 GHz
384 MB ОЗУ
CD-ROM/DVD-ROM: 4X speed
1.6 GB на жёстком диске
Видеокарта с 64 MB ОЗУ, совместимая с DirectX 8.1, и обладающая аппаратной поддержкой Transform & Lighting (NVIDIA GeForce2 GTS или лучше)
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1b и старше
Клавиатура и мышь


Рекомендуемые:

Windows XP с DirectX 9.0c или выше
Процессор с частотой 2.4 GHz
512 MB ОЗУ
CD-ROM/DVD-ROM: 4X speed
1.6 GB на жёстком диске
Видеокарта со 128 MB ОЗУ, совместимая с DirectX 9 (уровня NVIDIA GeForce FX 5700 или лучше)
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1b и старше
Клавиатура и мышь


Описание


Игра поставляется на трёх компакт-дисках, после установки каталог занимает чуть более двух Гигабайт (около 11 тысяч файлов). Ещё в начале процесса инсталляции начинает играть очень приятная музыка на фоне неплохих художественных набросок... Сразу оговорюсь, что обзор писался по игре с установленным патчем версии 1.1. В нём исправлено несколько ошибок и добавлено некоторое количество новых элементов, а также, к сожалению, отчасти урезан уже имевшийся функционал.

После установки игры рекомендую не игнорировать прочтение руководства пользователя, идущего вместе с игрой в формате PDF. Хотя бы разок пробегите его глазами - опыт подсказывает, что занятие это нелишнее, да и в случае неясных моментов в игре вы уже точно будете знать, где и что искать (лично мне очень помогли описания селестинских кристаллов). Ещё один немаловажный плюс от предварительного ознакомления с мануалом - возможность сориентироваться в вопросе выбора класса и расы героя. Внимание: разработчики честно предупреждают, что переключение между игрой и другими приложениями Windows нежелательно - так как вы можете столкнуться с потерей работоспособности. Желательно перед выходом сохранять текущий прогресс в прохождении.


Великолепная музыка в главном меню просто сметает игрока волной тревожных пассажей, однозначной похвалы заслуживает и композитор, и звукорежиссёр. Само меню довольно простое, все настройки находятся в подразделе Settings (общие игровые) и Keyboard (настройка управляющих клавиш).


В меню Settings кроме стандартных параметров присутствуют и такие настройки, как:

Monster Difficulty: Уровень развития монстров. По умолчанию - Normal, а вот если вы выставите Hard, то за каждого убитого врага вам будет добавляться большее количество очков опыта.

Random Encounters: Частота случайных встреч с врагами и монстрами на протяжении игры.

Camera Smoothing: настройки плавности движения камеры.

Screen Resolution: По умолчанию 800х600, а максимальное разрешение в игре, согласно руководству пользователя, равно 1280 x 1024. Забегая вперёд, скажу, что это не так, и владельцы мониторов с большой диагональю могут не расстраиваться - максимальным разрешением является 2048х1536.

Shadows: Отображение теней. Если у вас наблюдаются "притормаживания" в игре, то лучше отключить отображение теней для повышения производительности. От себя замечу, что иногда тени очень помогают - например, вы ещё не видите врага, а его тень уже выдаёт его присутствие за углом.

View Distance: Дистанция просмотра местности. Чем выше показатель, тем дальше отрисовываются объекты на уровне. При падении производительности рекомендуется уменьшать видимость дистанции.


Меню назначения клавиш удручает. Однако пришло время напомнить, что Dungeon Lords - это представитель жанра action RPG, где вам придётся сражаться с врагами в режиме реального времени, используя комбинации клавиш для ударов, стрельбы и метания огненных шаров...

Переходим к меню создания персонажа...


Итак, большинство из вас, конечно же, вначале щёлкнет кнопку Make New Character - дабы собственноручно создать того героя, который более всего отождествляет вас. Вначале вы выбираете расу. Их представлено несколько:

Human: Как всегда, люди - одни из наиболее универсальных рас в игре. Выбор тех, кто не хочет морочить себе голову ничем другим :)

Elf: Эльфы также не нуждаются в особых представлениях. Разработчики предлагают использовать эту расу для развития магов и адептов (о классе адептов - см. далее по тексту).

Dwarf: Гномы - крепко сбитые работяги, подходящие на роль бойца или адепта.

Urgoth: Огромные мускулистые урготы просто предназначены на роль бойцов, при этом, правда, они не могут похвастаться скоростью и ловкостью, поэтому из них выходят плохие маги и воры.

Wylvan: Звероподобные худощавые гуманоиды, отличающиеся неплохой ловкостью, и потенциально претендующие на роль воров, магов и адептов.

Zaur: Рептилии гуманоидного типа, обладающие хорошей скоростью, силой и крепостью. Подходят на роль воров и бойцов.

Thrall: Раса маленьких звероподобных гуманоидов, обладающих быстрой реакцией и острым умом. Подходят на роль воров и магов.

Надо сказать, что представительниц прекрасного пола слегка урезали в правах: лишь две расы, люди и эльфы - могут похвастаться возможностью игры за представительниц слабого пола. Также укажем на тот факт, что раса персонажа влияет на начальные характеристики героя. Так, например, в начале сила, интеллект и здоровье человека равны 15, 12, 48, а у тех же урготов - 20, 8, 60. Более подробное описание начального распределения характеристик в зависимости от расы вы можете найти в руководстве пользователя...

Выбор класса:

Adept: Адепты - хранители селестийской магии, использующие звёздные кристаллы для лечения и повышения характеристик. Начинают игру с небольшой палицей и малым щитом.

Fighter: Боец ориентирован на рукопашные сражения, начинает игру с лёгкими доспехами, щитом и коротким мечом.

Mage: Маги специализируются на атакующих видах магии, но, кроме того, могут пользоваться и магическим оружием. Начинают игру с несколькими заклинаниями и посохом.

Thief: Воры, как обычно, могут похвастаться умением вскрывать замки, прокрадываться за спиной у врага, избегать ударов, применять метательные виды оружия. Начинают игру с набором отмычек, кинжалом, и метательными ножами.

После того, как вы выбрали расу и класс, жмите кнопку Continue. На открывшемся экране вы увидите страницу дополнительной прокачки героя перед началом игры. Вам выдано 10000 так называемых ADV очков, которые вы можете израсходовать на повышение навыков и начальных характеристик. Наведите курсор на подсвеченную золотым характеристику, и во всплывающем окне появится число очков, которые потребуются на её повышение.


Сразу же оговоримся о системе роста умений персонажа. Так, при получении навыка у вас его уровень равен единице. Естественно, чем выше уровень навыка, тем эффективнее он используется. Некоторые навыки можно получить только после предварительного изучения других. К примеру, для того, чтобы изучить навык Medium Weapons, вам сначала надо достичь третьего уровня в изучении Light Weapons. Кроме того, навык, требующий какого-то другого скилла, никогда нельзя повысить так, чтобы он превышал своего прародителя (т.е. пока у вас уровень познаний в Light Weapons равен трём, вы не можете повысить навык Medium Weapons до 4 - сначала требуется повысить до 4-х навык Light Weapons). Это справедливо для всех зависимых навыков. Кстати, чтобы получить 4 уровень в Heavy Weapons, вам придётся последовательно увеличивать до 4-х навык Light Weapons и Medium Weapons.
Вообще же справедлива рекомендация: как только вы замечаете, что за приобретённое новое (более мощное) оружие или доспехи вас штрафуют по остальным характеристикам - то значит, пора поднимать уровень того навыка, который отвечает за искомое оружие или доспех.

После распределения очков вам предстоит выбрать т.н. Heraldry - специальный бонус в виде рыцарского щита. Всего в начале их пять:

The Acrobat. Athletics: +10%, Speed: +10%
The Fool of Fortune. Luck
The Lady and the Lion. Strike: +2
The Magician. Arcane Magic: +10%
The Astrologer. Celestial Magic +10%



В дальнейшем в награду за квесты вы сможете добавлять себе уникальные бонусы Heraldry. В общем, все приготовления окончены, и мы отправляемся смотреть заставку...


Итак, по сюжету волшебник Галдрин из Мидоуза был убит в результате смертельного заговора в Магическом Кругу. Главный союзник Галдрина, лорд Дэвенмор, теперь остался без надёжной поддержки в деле отражения атаки полчищ тёмных сил и мародёров армии лорда Бэрроугрима на своё королевство. Лорд Дэвенмор пообещал руку своей дочери лорду Бэрроугриму с просьбой остановить вторжение, но сердце красавицы принадлежит другому. Узнав о предложении отца, дочь внезапно исчезает. Подозревая обман, лорд Бэрроугрим шлёт свои войска на королевство и желает уничтожить лорда Дэвенмора. Именно в этот момент вы и начинаете своё путешествие по игровому миру, в котором, как вы сами понимаете, вам отведена далеко не последняя роль...


Начальное окно Tutorial'а обещает не бросать вас в беде на полдороги и разъяснить основные принципы игрового процесса... Просмотрите справочные экраны и изучайте механизм управления персонажем.


На первый взгляд - графика в игре весьма достойная, и достаточно детализированная. Есть и небольшие недочёты - иногда при движении персонажа игра замирает (видимо, идёт подгрузка уровня), а затем персонаж "выплёвывается" с ускорением вперёд (иногда это также говорит о приближении врагов, генерация которых в игре отнимает системные ресурсы). Камера в игре может приближаться и отодвигаться с помощью скролла мыши, клавиши PageUp и PageDown (над курсорными кнопками) меняют расположение камеры вверх-вниз. В любой момент движение камеры по оси Z можно "заморозить" специальной клавишей, устанавливаемой в настройках управления с клавиатуры.

Клавиша "E" открывает окно инвентаря и общих характеристик героя. Вы можете увидеть, во что вы одеты, чем снаряжены, какие предметы у вас имеются в наличии.


Изучаем окрестности и видим некоего Симона - посланника. После недолгого разговора он отдаёт нам письмо, которое нужно отнести в Орден Селестии (лично я выбрал в начале игры классом персонажа Адепта). Дорога, ведущая к городу Фаргров - перед нами, так что отправляемся в путь. Предварительно проверим враждебность окружающей обстановки. Увы, запрыгнув в костёр, никакого негативного воздействия не замечаем, хотя по идее должны были бы повторить судьбу героической Жанны д'Арк...


Впрочем, нам же лучше - меньше будет опасностей - быстрее доберёмся до цели следования...

На уровне действительно предоставлена неплохая свобода выбора действий. Вы можете отойти от дороги и пошататься по близлежащим зарослям, встретив воров, гоблинов, летучих мышей, крыс... Интересен факт: если вы подбираете оружие, которое у вас уже имеется (например, гоблиновский меч), то он не попадает в инвентарь, а пропадает с выдачей сообщения Goblin Sword discarded. Ранее (до установки патча) всё подобранное вами оружие исправно шло в инвентарь, в раздел Junk. А сейчас, в паче версии 1.1 - этот функционал убрали. Неприятно, но что поделать - таковы правила, на ходу изменяемые создателями.


Бой выглядит достаточно динамично, и не так страшно в управлении (эти строки адресованы тем, кто привык к ролевым играм, где сражения проистекают автоматически, а игрок лишь иногда вмешивается в ход событий). Быстро разучив удары и умело используя блок - вы скоро станете управляться с "мелочью" вроде гоблинов достаточно уверенно. Повысить вам уверенность в своих силах поможет схватка у ворот Фаргрова - когда гоблин предложит вам пройти за ним и проникнуть в город через потайной ход, а сам заманит в ловушку. Впрочем, сам виноват - ему же хуже будет, ещё и товарищей с собой в могилу заберёт :). Вообще, что касается боевой системы, то она не такая тривиальная. До 4 уровня (включительно) навыка по конкретному типу оружия вы сможете наносить только стандартные удары. Специальные виды атаки (Advanced Strikes) станут доступны только после пятого уровня, и в результате связок ударов враги получат намного больший урон здоровью. Если у вас есть щит - вы можете прикрыться им, и отбить вражеский меч или стрелу. При этом вы можете отходить назад, правда, довольно медленно. Вообще, комбинация "прикрылся щитом - дождался удара - быстро контратаковал" - весьма действенна. В общем, мои рекомендации: потренируйтесь на гоблинах в окрестностях Фаргрова - эти уроки помогут вам в дальнейшем общаться с боевой системой Dungeon Lords на "ты".


Со временем вы разовьёте возможности атлетики (Skills - Athletics), и они позволят вам совершать перевороты и уклонения. Например, двойное нажатие клавиши "вперёд" вызовет кувырок в искомом направлении. Также появится возможность выполнять прыжки в сторону и прочие трюки.


В подземелье (канализация Фаргрова) находим первый сундук, с замаскированной ловушкой, и пытаемся его обезвредить. Открывшееся меню даёт вам информацию о типе ловушки и шансах на её обезвреживание. Внизу вы видите строку прогресса и иконку некоего механизма. Задача проста: нажимаете кнопку Disarm, и ждёте, пока красная полоска прогресса достигнет картинки с идентичной иконкой - тогда-то и кликайте на Device Button.


Эта реализация потребует некоторой расторопности, но вряд ли выглядит слишком сложной. В дальнейшем, в зависимости от сложности замка, вам придётся успевать дважды, а то и трижды кликать на иконках Device Button в процессе открытия замка. Конечно же, не забывайте прокачивать навыки взломщика для упрощения своей работы. Надпись Odd в менюшке сундука говорит о ваших шансах его открыть. Как правило, даже 25% хватает на успешное обезвреживание ловушки и открытие замка с первого раза. Перед открытием "вкусного" сундука есть смысл сохраниться - не только из-за того, что вы не сможете открыть его с первого раза, но и потому, что находящийся в нём предмет по каким-либо причинам вас не устроит. Смело перезагружайтесь в ожидании другого бонуса...


Повышение уровня персонажа не заставило себя долго ждать. Нашему вниманию открывается меню персонажа (клавиша "С"), в котором золотым цветом подсвечены характеристики и навыки, которые мы можем улучшить. Распределяйте их согласно вашему плану развития персонажа - у каждого игрока он индивидуален. Однако общую рекомендацию всё-таки дадим - развитие интеллекта позволяет легче усваивать новые навыки и заклинания. К примеру, мой персонаж с интеллектом 13 требовал 1970 очков за изучение навыка Parry, а после повышения интеллекта до 14-ти пунктов - требовал уже 1960 очков. Не Бог весть какое прибавление, но, согласитесь, очки опыта порой на вес золота (особенно когда их не хватает). Также рекомендовал бы прокачивать Dexterity и Agility. А вот показатель Strength носит несколько иной характер - он лишь ограничивает вас в ношении того или иного доспеха или использовании оружия. На силу удара показатель Strength никак не влияет.


В процессе скитаний по подземелью вы натыкаетесь на лестницу, ведущую наверх. Подняться по ней нужно клавишей Shift. Честно говоря, я пробовал сначала всё что угодно, но только не Shift - иногда интерфейс далёк от интуитивно понятного.


Со временем постоянные схватки начинают надоедать по одной простой причине - враги через некоторое время респаунятся и вам предстоит снова расчищать себе дорогу огнём и мечом. Поэтому для тех, кто считает данное занятие утомительным, предусмотрена возможность выставления Random Encounters на параметр Less - дабы встречи с врагами были всё-таки не такими частыми и раздражающими.

Со временем в вашем арсенале появляется лук (или же он был у вас с самого начала - в зависимости от типа героя). Реализация стрельбы проста: наводите лук в сторону врага и нажимайте левую кнопку мыши. Наведение происходит автоматически, в соответствии с текущим показателем развития вашего навыка в данном виде оружия.


Некоторые враги, вроде боевого тролля, на начальном этапе прибавляют вам сразу много тысяч очков опыта. Вот где раздолье... Правда, тратить очки опыта нужно с умом, грамотное развитие персонажа очень важно. Если вы предпочитаете рукопашные схватки и стрельбу из лука - развивайте ловкость (Dexterity) и подвижность (Agility) - это позволит вам с большей уверенностью угощать врагов ударами в процессе сражения.


Добравшись до города Фаргров, мы наконец-то получаем возможность посетить торговцев и пополнить свой арсенал не только обмундированием и оружием, но и квестами, за исполнение которых обещаны свои награды. Вряд ли стоит упускать эти квесты - вторичные задания зачастую являются основным привлекательным элементом игрового процесса в RPG.


Каждая гильдия будет пытаться пригласить вас в свои ряды. Не стоит отказываться от квестов, которые необходимо пройти, дабы вступить в стройные ряды адептов той или иной гильдии - всегда можно отказаться от вступления уже после прохождения заданий (которые богаты на очки опыта, и, следовательно, желательны к исполнению). Правда, вступив в ряды одной гильдии, вы можете закрыть себе дорогу в некоторые другие, поэтому лучше сразу же определиться с будущей специализацией.

Кстати, о квестах. После того, как вам выдадут квест, вы сможете просмотреть его задание ещё раз после нажатия клавиши L. Увы, от доброго десятка предложений останется одна или две фразы. Куда идти, что делать... Поэтому добрый совет - прямо в процессе выдачи квеста записывайте его подробности в блокнотик - добротного журнала с подробным чётким описанием действий (как в старом добром Neverwinter Nights) вы не найдёте...

Диалоги с NPC выглядят довольно однообразными - вы последовательно выбираете тему для разговоров и выуживаете всю необходимую информацию...


В игре есть различные таверны, а также места вроде Campfire - там вы можете скоротать время. К примеру, в эльфийском городе вы попросите аудиенции у местного лорда и вам ответят: "приходите завтра". И у эльфов есть бюрократы, но что поделать - скоротать время вам поможет место ночлега...


В процессе торговли выясняется относительная бесполезность скилла Bargain (позволяющего добиваться лучших цен). Потратив несколько тысяч очков опыта на повышение навыка Bargain, я обнаружил, что теперь палицу мне продадут не за 44, а за... 43 золотых! :) Как говорится, курам на смех... Правда, не забывайте, что навык Bargain зависит от показателя Influence, а тот, в свою очередь, повышается показателем Honor...

Очень понравилась реализация кристалла времени у адептов селестинского ордена. Применив кристалл, вы оказываетесь в режиме "slow-motion" (помните реализацию замедленного действия в фильме The Matrix или игре Max Payne?). Есть такой режим и в Dungeon Lords, и выполнен он довольно симпатично, кроме того, его использование оправдано в сложных схватках.

Вообще, игра должна привлечь поклонников ролевых проектов, любящих побродить по виртуальному миру, встречая различных недружелюбно настроенных его обитателей. В воде вы можете столкнуться с пираньями, с воздуха атакуют летучие мыши, ядовитые пчёлы. В лесу встречаются не только гуманоидные враги, но и волки, а порой вы можете даже встретить рассекающего крыльями воздух дракона (способного обогатить ваш опыт на несколько сотен тысяч очков опыта)!


Игра интересна, и вы пройдёте её, несмотря на большое число недочётов...

Лирическое отступление: как крест превратился в пентаграмму


"Политические" интриги (впрочем, скорее не интриги, а лишь пересмотр идеологии) не обошли стороной и проект Dungeon Lords. Перед началом игры я прочитал руководство пользователя и приятно удивился небольшому штриху в реализации селестинцев - символом их приверженности в мануале являлся кельтский крест.


И вот в игре выясняется, что символ селестинцев совсем не такой!


Более того, зайдя в монастырь селестинцев и спустившись в подвал, мы видим на алтаре этого ордена... Пентаграммы. Вот такая проза жизни...


Согласитесь, это - очень интересная эволюция дизайнерской мысли - задумать одну из сторон в игре с эмблемой креста, а затем незадолго до выхода изменить её на пентаграмму. Кстати, ещё несколько аспектов, описанных в руководстве, не соответствуют тому, что мы видим в игре. Эти все "дрыгания" не делают чести создателям, которые, к примеру, урезают игровой процесс уже после выхода финальной версии игры. Как в сердцах заметил один из западных пользователей на форуме разработчиков - "за такие фортеля надо выкидывать из игрового бизнеса".

Резюме


Игра сырая. Она, без сомнения, играбельна, но отсутствие некоторых её компонентов сильно удручает и указывает на то, что продукт выпускался в спешке. Например, чего стоит отсутствие карты (и это при наличии клавиши её вызова!) после установки патча 1.1. Кстати, народные умельцы "прикрутили" самопальную карту на вызов меню настройки чувствительности мыши - за что им большое спасибо (об интеграции карты - см. постинги на различных игровых форумах).


Зияющие дыры в начальном меню создания персонажа на месте пунктов выбора лица, цвета кожи, типа и цвета волос - также весьма удручают. Уже упоминавшееся отсутствие Junk Inventory - тоже не лучший выбор для обновления в рамках патча. Если же Junk Inventory вернут в игру после патча 1.2 - я буду гомерически хохотать, и у меня пропадёт всякое уважение к студии Heuristic Park и господину Брэдли, участвующим во всём этом фарсе... А как вам такой вопиющий недочёт: после присвоения мне геральдического титула Воина (The Warrior), прибавляющего 10% к Damage, характеристика никак не улучшилась! Геральдический значок появился, а характеристика бонусов Damage как была равной нулю, так и осталась. Очень досадно.


Говорят, что грядёт существенная доработка, и большинство недочётов будет убрано, равно как и введут дополнительные недостающие элементы игры, но когда это всё будет? Через два-три месяца после выхода игры? Как быть тем, кто купил на Западе коробочные версии и остался с носом? Хорошо ещё, что компания "1С" не торопится выпускать Dungeon Lords на российский рынок - наверняка ожидают свежего патча, решающего большинство проблем...


Но при всём при этом игра достойна того, чтобы на неё обратили внимание. Очень верно подметил один из наших соотечественников в одном из форумов: "вначале я плевался, но теперь меня всё более менее устраивает...". Это как женитьба на однорукой фотомодели: и красавица, и умница, но только одна рука, и какие бы протезы там ей не устанавливали, как бы не вуалировали - всё равно инвалид останется инвалидом, хоть и весьма привлекательным, неординарным, и достойным всяческого внимания. Итак, вся надежда на патчи!

Оценки


Графика: 85%
Звук: 80%
Игровой процесс: 85%

Общее впечатление: 82%