Bards Tale: первый взгляд

Разработчик: InXile Entertainment
Издатель: Ubisoft Entertainment



Вступление


Честно признаюсь - с творчеством Брайана Фарго не знаком, и то, что он - создатель легендарной серии ролевых игр Bard's Tale двадцатилетней давности - узнал только на сайте студии InXile Entertainment. Закопавшись в матчасть, я выяснил, что автором серии ролевых игр Bard's Tale на самом деле является Майкл Крэнфорд. Видимо, Брайан Фарго просто был соавтором. Зато последний является создателем легендарной компании Interplay, а в 2002 году - основал собственную студию InXile Entertainment. Её проект Bard's Tale мы сегодня и рассмотрим как можно внимательнее, уж слишком много авансов ему выдали сами создатели...

Отмечу, что ради "соприкосновения с вечностью" честно поиграл (если можно так назвать получасовое знакомство) во все три игры серии Bard's Tale: Tales of the Unknown, Volume I: The Bard's Tale; Bard's Tale II: The Destiny Knight и Bard's Tale III: Thief of Fate. В третьей части даже получил первые триста очков опыта, 60 золотых и короткий меч... Но, честно говоря, псевдо-3D EGA графика никак не сподвигала на дальнейшие подвиги... :) Одно было ясно - для того времени сама задумка и игровой движок (но не графика, конечно) выглядели весьма неплохо. Один из главных минусов - ориентация в виртуальном пространстве, где вы можете поворачиваться только на 90 градусов и совершать один ход в одном из четырёх направлений. Не могло ускользнуть от взора и то, насколько окаменевшим был прогресс (если вообще возможно такое словосочетание) на заре компьютерных игр. Первая игра вышла в 1985 году, а третья - в 1990. Несмотря на пятилетний срок между этими играми - прогресса не видно никакого. Та же графика, тот же интерфейс...

Впрочем, хватит ностальгировать... Пора приступить к осмотру современной версии Bard's Tale, которая изначально вышла на платформах Xbox и PlayStation2, и только недавно появилась на PC...

Системные требования



Минимальные:

Pentium-III 933 MHz

256 MB ОЗУ

DirectX-совместимая видеокарта с программируемыми вертексными и пиксельными шейдерами, поддерживающая DirectX Vertex Shader version 1.1 или выше. Список поддерживаемых моделей: ATI Radeon 8500 series, ATI Radeon 9x00 series, ATI Radeon X series, NVIDIA GeForce 3 series, NVIDIA GeForce 4 Ti series, NVIDIA GeForce 5 FX series, NVIDIA GeForce 6x00 series. Не поддерживается: графика чипсета Intel915G и NVIDIA GeForce MX.

2 Гигабайта на жёстком диске для частичной установки и 8 Гигабайт для полной установки.

DVD-ROM: 4X

Windows 98SE, ME, 2000 или XP

DirectX-совместимая звуковая карта

Клавиатура и мышь

Рекомендуемые:

Pentium 4 2.8 GHz

512 MB ОЗУ

ATI Radeon 9800 series и лучше, NVIDIA GeForce FX 5900 и лучше.

2 Гигабайта на жёстком диске для частичной установки и 8 Гигабайт для полной установки.

DVD-ROM: 4X

Windows XP с установленным DirectX9.0c

DirectX9-совместимая звуковая карта

Клавиатура и мышь


Описание


После запуска игры звучит приятная мелодия с партиями волынки, достойная какого-нибудь сельского паба Британских островов. Меню не нуждается в особом представлении - всё стандартно, разве что отметим наличие раздела Extras, где размещаются картинки, песни и видеоролики, добытые вами в процессе прохождения игры (об этом мы ещё упомянем отдельно).

В разделе управления нам предлагают использовать геймпад - неудивительно, ведь у игры - приставочные корни. Кстати, в разделе управления сразу понимаешь, что если у игры нет Tutorial'а, то придётся туговато - количество клавиш немного удручает.

После начала новой игры нам предлагают выбрать уровень сложности. От этого зависит начальное развитие персонажа - чем выше уровень сложности, тем менее развит наш герой в начале. Кроме того, от уровня сложности зависит число ключевых точек, в которых вы можете сохранить игру. Также в начале нам дают возможность распределить очки опыта по различным базовым умениям персонажа, коих представлено шесть:

Strength. Сила влияет на повреждения, наносимые персонажем в ближнем бою.

Уровень 4: -3 Damage
Уровень 5: -3 Damage
Уровень 6: -2 Damage
Уровень 7: -2 Damage
Уровень 8: -1 Damage
Уровень 9: -1 Damage
Уровень 10: Normal Damage
Уровень 11: +1 Damage
Уровень 12: +2 Damage
Уровень 13: +3 Damage
Уровень 14: +4 Damage
Уровень 15: +5 Damage
Уровень 16: +6 Damage
Уровень 17: +7 Damage
Уровень 18: +8 Damage
Уровень 19: +9 Damage
Уровень 20: +10 Damage


Vitality. Жизнеспособность влияет на количество очков здоровья у персонажа. Правда, за каждое общее повышение уровня персонажа дополнительно выдаётся 10 очков к здоровью.

Уровень 2: + 10 Hit Points
Уровень 3: + 15 Hit Points
Уровень 4: + 20 Hit Points
Уровень 5: + 25 Hit Points
Уровень 6: + 30 Hit Points
Уровень 7: + 35 Hit Points
Уровень 8: + 40 Hit Points
Уровень 9: + 45 Hit Points
Уровень 10: + 50 Hit Points
Уровень 11: + 55 Hit Points
Уровень 12: + 65 Hit Points
Уровень 13: + 75 Hit Points
Уровень 14: + 85 Hit Points
Уровень 15: +100 Hit Points
Уровень 16: +115 Hit Points
Уровень 17: +130 Hit Points
Уровень 18: +150 Hit Points
Уровень 19: +175 Hit Points
Уровень 20: +200 Hit Points


Luck. Удача влияет на благоприятный для персонажа "выброс костей" при определении количества наносимых или получаемых повреждений, а также на размер сокровищ, выпадающих из врагов.


Dexterity. Ловкость влияет на размер повреждений, наносимых дистанционными видами оружия - луками и арбалетами.

Уровень 4: -3 Ranged Damage
Уровень 5: -3 Ranged Damage
Уровень 6: -2 Ranged Damage
Уровень 7: -2 Ranged Damage
Уровень 8: -1 Ranged Damage
Уровень 9: -1 Ranged Damage
Уровень 10: Normal Ranged Damage
Уровень 11: +1 Ranged Damage
Уровень 12: +2 Ranged Damage
Уровень 13: +3 Ranged Damage
Уровень 14: +4 Ranged Damage
Уровень 15: +5 Ranged Damage
Уровень 16: +6 Ranged Damage
Уровень 17: +7 Ranged Damage
Уровень 18: +8 Ranged Damage
Уровень 19: +9 Ranged Damage
Уровень 20: +10 Ranged Damage


Charisma. Харизма - при торговле влияет на цены в магазинах.

Уровень 0- 2: 20% увеличение цены
Уровень 3- 4: 15% увеличение цены
Уровень 5- 6: 10% увеличение цены
Уровень 7- 8: 5% увеличение цены
Уровень 9-10: нормальная цена
Уровень 11: 5% уменьшение цены
Уровень 12-13: 10% уменьшение цены
Уровень 14-15: 15% уменьшение цены
Уровень 16-17: 20% уменьшение цены
Уровень 18-19: 25% уменьшение цены
Уровень 20: 30% уменьшение цены


Rhythm. Ритм влияет на размер повреждений, наносимых вызванными вами созданиями.

Уровень 4: -9% damage
Уровень 5: -8% damage
Уровень 6: -7% damage
Уровень 7: -6% damage
Уровень 8: -5% damage
Уровень 9: normal damage
Уровень 10: normal damage
Уровень 11: +5% damage
Уровень 12: +6% damage
Уровень 13: +7% damage
Уровень 14: +8% damage
Уровень 15: +9% damage
Уровень 16: +10% damage
Уровень 17: +11% damage
Уровень 18: +12% damage
Уровень 19: +13% damage
Уровень 20: +14% damage



У каждого атрибута максимальный уровень равен 20 (кроме удачи, у которой максимальный уровень равен 21). Забегая вперёд, оговорюсь - лучше не доводить уровни до значения выше 17, так как вы сможете улучшать свои базовые характеристики с помощью специальных жетонов (максимальный из которых даёт +3 к базовой характеристике).

После того, как вы распределите очки по базовым характеристикам персонажа, приступайте к выбору начальных навыков:

Two-Handed Weapons. Позволяет Барду использовать двуручное оружие.

Dual Wield. Позволяет Барду сражаться с кинжалом в одной руке и мечом - в другой.

Flail. Позволяет использовать цеп (оружие ближнего боя).

Shield Bash. При наличии этого навыка Бард автоматически бьёт врага щитом после блокирования удара.

Shield Charge. Мощная атака, обездвиживающая врага. Применяется с навыком использования меча. Для активации необходимо нажать и удерживать клавишу атаки.

Power Shot. Мощный выстрел из дистанционного оружия, пробивающий врага насквозь. Применяется с навыком использования дистанционного оружия (например, лук). Для активации необходимо нажать и удерживать клавишу атаки.

Critical Strike. Даёт Барду шанс нанести критический удар по цели, отнимая у неё дополнительные очки здоровья.

Treasure Hunter. Бард получает дополнительные бонусы в процессе нахождения сокровищ.

Впоследствии будут добавляться новые навыки вроде Dog Training и Improved Critical Strike. А пока - все приготовления закончены, и мы отправляемся просматривать заставку...

Итак, наше путешествие начинается в пабе "Пьяная Крыса", где мы спасаем вдову, содержащую это питейное заведение, от нами же подосланной крысы.


Сразу же становится ясно, что юмор в игре существенно скрасит недочёты (вроде не очень удобной камеры с видом сверху). Увы, камеру можно только крутить в плоскости вокруг вертикальной оси персонажа и приближать - удалять.

Практически сразу же нам даётся возможность прослушать известную ирландскую песенку "Beer, beer, beer..." в исполнении трёх колоритных пьянчуг...


При этом подсказка указывает нам, как осуществлять управление игрой. Вообще, персонажи говорят с необычайным акцентом наподобие шотландского, так что вам частенько придётся поглядывать на субтитры - чтобы не пропустить важные сведения.

Меню персонажа вызывается клавишей Tab. В меню вы видите текущее состояние базовых характеристик героя, а также сможете получить доступ к разделам Quest Log (журнал событий, куда записываются выданные вам квесты),


Equipment (оружие, музыкальный инструмент, броня и проч.),


Tunes List (список изученных вами заклинаний),


Talent List (список имеющихся у Барда дополнительных навыков), и, наконец, Token List (список имеющихся у вас жетонов, улучшающих характеристики персонажа).


На клавиши "1", "2", "3", "4" - "повешены" функции небольших меню, отвечающих за Артефакты, Вызов различных созданий, Оружие и Специальные возможности. В каждом из меню вы можете осуществлять выбор при помощи клавиш "A", "W", "S", "D".


Вращающиеся в воздухе книги с надписью Bard's Tale - это ни что иное, как место для сохранения игры. Подходите и нажимайте клавишу "F", а затем выбирайте слот для сохранения...


После провала вашей "миссии" по зачистке подвала от крысы, вы спуститесь туда её раз, и старик научит вас обращаться с оружием и использовать возможности Барда - вызывать различные создания, которые помогут вам в вашей борьбе.


Во время диалогов у вас будет возможность выбора. Два значка в виде театральных масок (одна улыбающаяся, вторая - нахмурившаяся) - позволят переводить беседу в желаемое русло.


На следующее утро вам выдадут первый артефакт - амулет, который позволяет возвращать потерянные очки здоровья. Сила амулета зависит от количества используемых в нём дополнительных кристаллов - чем больше кристаллов - тем выше (и обширнее) эффект от применения артефакта.


Рядом с колодцем вы увидите собачку - поговорите с ней, выбрав доброжелательное продолжение беседы, и вы получите прекрасного спутника, который не раз поможет вам в процессе игры...


В магазине у кузнеца вы сможете приобрести различные виды оружия, броню, и даже карту с указанием места, где хранятся сокровища. Правда, за всё придётся платить, а денег в начале игры - не так много. Понравилось то, что вам не нужно ломать голову над пристраиванием старых предметов и оружия - оно просто превращается в монеты, что называется, "не отходя от кассы". Кстати, если вы подберёте где-нибудь на этапе новое оружие, старое превратится в деньги прямо на поле боя :).

Побродите по посёлку, изучите его, и разберитесь, какие дороги куда ведут. Не забывайте сверяться с журналом квестов (которые делятся на первостепенные и побочные), если вы вдруг забыли, что вам нужно делать дальше :)...

Вообще, необходимо отметить такой важный штрих, как диалог главного героя с рассказчиком. Этот ход, конечно же, не оригинален, но существенно добавляет игре шарма. Слушать, как рассказчик иронично подтрунивает над героем, а тот раздраженно огрызается в стиле "слышь, ты...", - одно удовольствие!


Мне почему-то сразу вспомнился волшебный говорящий меч (по-моему, это было в Icewind Dale II, но я боюсь соврать), у которого главный герой мог спросить совета - там тоже можно было смаковать диалоги...

Сражение в игре выглядит достаточно самобытно. Это некоторый промежуточный вариант между ролевыми сражениями в Neverwinter Nights и простой аркадой.


Сначала это кажется довольно необычным. Впрочем, те, кто не любит превращать своего героя в ходящую мясорубку - не будут разочарованы. Вызываемые с помощью музыкального инструмента соратники (вначале - это выданный вам "электрический паук", затем появится арбалетчица, наёмник с топором, телохранитель и т.д.) - существенно помогают в зачистке местности от врагов.


При этом количество получаемых вашим героем очков опыта не страдает - убили ли вы врага с помощью своего меча в одиночку, или же с помощью вашего вызванного соратника - не имеет никакого значения - ваш Experience растёт одним и тем же темпом. Кстати, ещё одно важное замечание - в игре неплохо реализован блок (он действует короткое время после нажатия клавиши "Пробел"). И если вы научитесь им пользоваться, то ваши разящие контратаки существенно помогут вам в сохранении ваших жизненных сил.


При получении третьего уровня обязательно выбирайте умение Dog Training - тогда ваша собака будет помогать вам в сражении - это очень неплохой вспомогательный фактор. Ведь даже если поначалу она не может похвастаться боевой мощью, зато главную функцию - отвлечение врага на себя - выполняет превосходно. К тому же вашу собачку нельзя убить - если враг отнимет у неё всё здоровье, то она лишь на некоторое время выйдет из борьбы, валяясь где-нибудь на травке с кружащимися над головой "звёздочками". Отлежавшись, ваш четвероногий друг смело ринется назад, в гущу боя.

Из врагов вываливаются порой весьма занимательные вещи. Например, семейное фото (!)...


...или же снежный шар с видом города Хаутон. В недостатке чувства юмора авторов никак нельзя упрекнуть - атмосфера игры - самая сильная из её сторон, именно она и заставит вас пройти Bard's Tale до конца. После ряда странствий зайдите в бар - там к вашим услугам будет замечательная барменша с широким выбором напитков.


Например, "вдовье вино" после испития - существенно увеличивает вашу харизму (!), но, правда, отрицательно сказывается на жизненной силе :). С другой стороны, если вы хотите поторговаться с торговцем - предварительно выпейте это вино, ведь харизма в игре позволяет получать скидки на товар...


После распития в левом верхнем углу появляется иконка с кружкой, свидетельствующая о том, что вы - под действием напитка. Со временем иконка кружки "опустошается" - так что успевайте сделать свои дела до того, как закончится действие зелья.


Не забывайте ориентироваться по карте в правом верхнем углу экрана. Жёлтой точкой указывается текущее направление вашего квеста, так что если вы путаетесь на местности, просто ориентируйтесь по жёлтой стрелке на мини-карте - она подведёт вас к очередному ключевому объекту.

В лесу встречаются объекты в виде пней - не игнорируйте их, подходите и жмите "F" - из таких "сундуков" вываливаются деньги и кристаллы дл вашего амулета выздоровления.


Некоторое недоумение может вызвать система стрельбы из лука - нажимайте и удерживайте левую кнопку мыши - бард натянет тетиву - и только тогда отпускайте её (предварительно наведя курсор на врага). Маленькая хитрость - вы можете уничтожать врагов даже тогда, когда вы не видите их на экране (а только на мини-карте). Идите в направлении противника (красная точка на карте), и, не доходя до него, открывайте огонь - самонаведение, реализованное в игре, позволит вам "достать" врага ещё до того, как вы установите с ним визуальный контакт. Ну а дальше - остаётся только дождаться, когда красная точка на карте исчезнет, и идти к поверженному противнику, чтобы подобрать выпавшие из него бонусы. Эта хитрость бывает полезна на сложных уровнях...

Карта мира выглядит следующим образом...


Учтите, если вы зазеваетесь, и ваша фигурка столкнётся с фигуркой врага - вам придётся участвовать в сражении до полного уничтожения противника. Поэтому если в ваши планы не входит битва - следуйте обходными путями в нужный вам город и жмите клавишу "F".

В процессе прохождения игры встречаются моменты, когда сплошные битвы вынуждают переигрывать один эпизод по нескольку раз (естественно, на достойном уровне сложности). Увы, это убивает интерес к прохождению, поэтому если вы хотите в первую очередь насладиться сюжетом - в начале выбирайте лёгкий уровень.


Ну, и, наконец, не забывайте жертвовать серебро священникам...


...ибо это открывает песни, картинки и видеоролики в разделе Extras игрового меню...



Резюме


Игра являет собой образец ВЕЛИКОЛЕПНОЙ авторской работы. Недостатки - неудобная камера, нудноватые бои, небольшие начальные проблемы с ориентированием на уровнях. Но какие персонажи, диалоги, сюжет! Всё прохождение пронизано саркастическим юмором, и такой реализации я давненько не встречал в компьютерных играх.


Через некоторое время вы узнаёте, что вам предстоит спасти принцессу - ту самую, которая вызывается вашим амулетом для поправки здоровья. Бард, узнав такую новость, язвительно замечает - "теперь я должен убить несколько драконов, собрать лунный свет...", - и всё в таком духе. Но даже и без принцессы в качестве заветной цели я бы прошёл Bard's Tale до конца. Потому что для меня ролевая игра - это, в первую очередь, диалог с авторами. И я хочу довести беседу с Брайаном Фарго до логического завершения. Чего и вам настоятельно рекомендую - такие проекты, как Bard's Tale, - уникальны, и встречаются довольно редко...

Оценки


Графика: 80%
Звук: 90%
Игровой процесс: 85%

Общее впечатление: 92%


Купить локализованную игру в интернет-магазине: ссылка