Космобаза: взгляд на события изнутри

Автор: Morgana
Дата: 22.07.2005
Все фото статьи
Разработчик: Fire Fly Studios
Издатель на территории России и стран СНГ:

Вступление


Если в Стартопии мы просто строили, в The Singles - налаживали отношения, то в Космобазе нам придется делать и то, и другое. Да, и еще отстреливаться от врагов!

Космобаза - приятная игрушка-симулятор жизни и работы на космической базе. Добавить к этому короткому определению действительно нечего. Поэтому будем разбираться подробно.

Системные требования


Windows 98, ME, 2000, XP.
Процессор с частотой 800 МГц (рекомендуется 1,2 ГГц и выше)
Оперативная память: 64 МБ (рекомендуется 128 МБ)
850 МБ свободного места на жестком диске
Видеокарта 4 МБ, совместимая с DirectX 8.1 (разрешение 800x600 и выше)
Звуковая плата, совместимая с DirectX 8.1
CD-ROM: 8x

И зачем вас в космос занесло?


Чем может заняться житель планеты Земля на чужой планете? Особенно, если этот житель - контрактный рабочий? Правильно, работой. Итак, XXI век остался позади, заинтересовав нас только одним событием: в 2058 году была создана корпорация Блэкуотер Индастриз, занимающаяся бизнесом в космосе: от разработки месторождений до межпланетного туризма.

На эту корпорацию и работает Венера Джоунз (наша главная героиня) и еще 19 человек разного возраста и национальностей. У каждого из них своя история появления на базе и причина подписания грабительского и рабского контракта с Блэкуотер Индастриз. От сотрудников требуется в точности выполнять поручения президента корпорации, мистера Уотерхауса, не просить повышения зарплаты и не набрасываться с кулаками на туристов, разгуливающих по базе (хотя последний пункт наиболее трудно выполнить). Да, и самое главное: жить в относительном мире друг с другом. А теперь - обо всем по пунктам...

Локализация

К счастью для меня (да и не только для меня :)), локализация оказалась просто на высоте. Корпоративные слоганы в качестве заставки корпоративной видеопочты вызывают улыбку, президент корпорации похож на мистера Бернса из мультсериала про семейство Симпсонов, голоса подобраны весьма удачно, а "синтетический" голос компьютера базы практически заставляет поверить в реальность происходящего.
Словом, "Логрусу" хотелось бы поставить твердую пятерку с двумя плюсами. Если бы не одно"но": а где поддержка русского языка? Без нее ни имя игрока не введешь, ни файл mp3 русскоязычный не выберешь. Вместо них пользователь имеет возможность полюбоваться на кракозяблы и потренироваться в методе научного тыка, выбирая из своей базы музыкальных файлов нужный.




Тем не менее, локализация "Космобазы" - одна из лучших, виденных мною за последнее время.

Туризм

Туристы с удовольствием прибывают на планету, чтобы полюбоваться на... сотрудников базы. Собственно, возможностей для развития туризма мало. Вы не можете влиять на стоимость тура, устанавливать цены на размещение в отелях и тому подобные вещи - корпорация производит определенные отчисления на счет базы за каждого прибывшего туриста. Видимо, за неудобства. Чем больше туристов, тем весомее банковский счет базы. Туры на космическую базу осуществляются по принципу "все включено". Платить туристам придется только за пользование игральными автоматами - "однорукими бандитами".


В любом случае, вся прибыль от игры идет на счет корпорации. Но проблема даже не в деньгах, она в другом: системы обеспечения кислородом нескольких сотрудников базы явно недостаточно для толпы туристов. Поэтому вам неизбежно придется расширяться: строить кислородные и энергетические установки.
Так как господа отдыхающие прилетели специально для того, чтобы понаблюдать за жизнью команды, то они обязательно начнут бродить по всем отсекам базы...


....(кроме спален), и пользоваться всем оборудованием, предназначенным для развлечения. То есть, путаться под ногами. По результатам отдыха вам будет выдаваться звезды рейтинга в следующих категориях:

Безопасность;
Напитки и еда;
Развлечения;
Личная гигиена и чистота.


Чем выше ваш рейтинг, тем больше туристов будет прибывать с каждым лайнером. Для их размещения в вашем распоряжении - три типа отелей, различающихся по типу номеров.


Сами туристы не мусорят, но грязь на базе не позволит получить высокий рейтинг, поэтому пара-тройка человек или андроидов должны постоянно бегать по базе с щеткой и совком. Следовательно, чем больше санитарных блоков, тем чище будет на базе, тем выше ваш рейтинг, тем больше туристов прибудет на базу, тем больше вам придется строить, тем больше будет мусора, тем больше его убирать! Значит, чем больше санитарных блоков, тем чище... А это - хорошо для всех :).

Единственное, ради чего туриста можно выманить из-под куполов - это гольф на 18 лунок. Огромные поля никто не обещает, но препятствия найти можно. Чтобы в гольф можно было играть, лунки необходимо засеять генетически модифицированной травой, выращенной в биолаборатории.


Внимание: поле для гольфа в обязательном порядке надо засеивать генетически модифицированной травой из биолабораторий, даже если вы разбили базу на планете, сплошь и рядом покрытой зеленью. Некоторые сотрудники с удовольствием пройдут пару-тройку лунок в свободное от работы время (на всю трассу у них просто не хватит времени).

Других проблем человеческие туристы не доставят. А вот фрибулане - инопланетная раса - в качестве туристов способны на большее. Если "человеки" (с) не показываются на мостике, где находятся пульты управления уровнем кислорода, энергии и готовностью медицинских модулей, то турист-фрибуланин с радостью займет свободное кресло и приступит к работе. Системы безопасности фрибулан не любят, но сами сотрудники внутри базы никакой агрессии к этим инопланетянам не проявляют.

Космобаза - место довольно-таки изолированное от окружающего мира. Как правило, планеты попадаются негостеприимные, и даже обычная прогулка в скафандре по окрестностям не представляется возможной. Поэтому вся жизнь на базе проходит в четырех стенах. Чтобы обитатели не чувствовали себя в тюремных условиях и не сошли с ума, корпорация любезно предоставила несколько видов предметов для отдыха. Разумеется, ожидая более ударного труда впоследствии.

Хорошо, если команда подобралась однородная в плане интересов и ее удовлетворят всего лишь два паба. Причем, во второй паб сотрудники не будут ходить никогда :). Но реальность такова, что на команду из восьми человек вам потребуется обставить предметами три больших купола. Только не вздумайте размещать горшки с цветами в тех местах, где ходит Стиг - вы будете слышать громкую ругань каждый раз, когда грозный скандинав споткнется об очередной кактус. В обязательном порядке вам потребуется пара медицинских установок, два (лучше - три) душа в разных местах базы, дискотека, ресторан с цыплятами-гриль, VIP-бар с элитными напитками, сауна, джакузи, робот-психоаналитик (на случай, если поговорить не с кем) и уголок медитации. Этого минимального набора будет достаточно на первое время. А при напряженном темпе работы - даже более чем...

Но для туристов придется использовать весь материал, повторив его пять-шесть раз. Иначе 10 звезд за развлечения не получить. Но на туристов корпорации денег не жалко.

Обратитесь к досье каждого члена команды,


...чтобы выяснить круг его интересов и разумнее потратить деньги на развлечения - все эти установки тратят драгоценную энергию, поэтому либо наращивайте мощности, либо экономьте и заказывайте только самое необходимое оборудование.

Навыки и работа

Скучать на космобазе некогда. Помимо отдыха, есть еще и работа, ради которой столь изысканное общество и собралось в одном месте. Но, как и в жизни, нельзя требовать от одного человека уметь делать все: и аргон добывать, и полы мыть, и примус починить, и из лазера постреливать. Поэтому, прежде чем кинуться выдавать разнарядки на работу, имеет смысл выяснить, кто и что умеет. Сделать это можно двумя способами: просмотрев личные дела всех сотрудников,


...либо выделяя каждый объект, к которому нужно приложить руку, и посмотреть, кто способен это сделать.
Далее, каждый работник в состоянии отвечать за два дела. Одно будет основным, второе - дополнительным.


В качестве дополнительного занятия подойдет уборка помещений, внешний и внутренний ремонт, подготовка медицинского модуля. В этом случае дополнительной работой будут заниматься по мере возникновения необходимости. Однако следует понимать, что поручать уборку человеку, занимающемуся добычей кремния где-нибудь на краю карты - затея глупая и бесполезная.

У издерганного после смены сотрудника будет только одно желание: отдохнуть. А беготня с щеткой за дроидом-уборщиком по базе никоим образом не подпадает под понятие "отдых". Поэтому первая заповедь грамотного менеджера: пост дополнительной нагрузки должен находиться рядом с основным местом работы. Можно совмещать дежурство за кислородным и энергетическим пультом с подготовкой медицинской установки. Разумеется, при условии, что у вас построено достаточное количество электростанций и кислородных установок. В этом случае пульт можно безбоязненно оставить на некоторое время заняться другими делами.

Если все сотрудники загружены работой, а рук все равно не хватает, создавайте андроидов. Иридий и полдесятка микросхем способны творить чудеса. Андроиды умеют делать все, потому их с чистой совестью можно посылать как на прополку сорняков, так и на добычу ископаемых или выращивание космических цыплят.

У андроидов не портится настроение, а вследствие этого не ухудшается работоспособность и не уменьшается время работы. Словом, андроиды - идеальные работники. Проблема в том, что, как и у всякой техники, у андроидов есть жизненный ресурс, исчерпав который, они ломаются. И чем больше у вас роботов занято на производствах, тем тщательнее вам придется отслеживать их ресурс и заблаговременно беспокоиться о создании замены в лаборатории. К тому же, они дороги в производстве: и по деньгам, и по времени. Еще одна совсем небольшая (относительно) загвоздка заключается в том, что изначально только два сотрудника из двадцати имеют познания в области робототехники: Ван Ли Бо и Николай.

А если этих персонажей на базе нет, то что вам делать? Ответ прост: обучить кого-нибудь из сотрудников. Есть два способа это сделать: либо совершенно бесплатно отправив человека библиотеку и долго ждать результатов, пока он не выйдет из нее дипломированным специалистом, либо посадить его в обучающее кресло, в котором за определенное (очень немалое) количество денег и за очень короткий промежуток времени сотрудник достигнет тех же результатов. Оперативность второго метода заключается в том, что необходимая информация загружается ученику напрямую в мозг.

Каждый навык имеет четыре ступени совершенства. Чем выше уровень, тем меньше времени требуется на выполнение стандартного объема работ. Превратить всех сотрудников в универсальных андроидов мешает ограничение по количеству обучающих программ (максимальное количество, выдаваемое даже не во всех миссиях - 50).

Характеры и общение

Как я уже упоминала выше, каждый из двадцати сотрудников обладает своими привычками и россыпью "тараканов" в голове. Некоторым персонажам по прибытии на базу вместе с кроватью требуется выдать смирительную рубашку или персональный карцер - настолько буйные шотландские парни попадаются. Поэтому можно представить себе уровень проблемы, когда встает вопрос общения разных психотипов в замкнутом пространстве. Сотрудники подразделяются на врагов, друзей и очень близких друзей.


То есть, партнеров. Контакты между влюбленными происходят исключительно под одеялом, так что все хоть и жизненно, но весьма целомудренно по меркам современных компьютерных игр.

Если вы не будете вмешиваться в отношения между сотрудниками, то рано или поздно они все перессорятся, и в ход вместо дипломатичных улыбок пойдут сумочки, кулаки и туфли на высоком каблуке, после чего все отправятся в лазарет. Медикам будет, чем заняться. Чтобы этого не произошло, заставляйте "народонаселение" общаться друг с другом. Даже двух самых заклятых врагов можно превратить в друзей, если уделить им время и заставить разговаривать друг с другом до потери сознания. Если после первых секунд никого не унесли в лазарет на носилках, то шансы на примирение есть.

Если выделить одного обитателя базы, а затем кликнуть на другого, появится меню из трех пунктов: посидеть в мягких креслах и поболтать, просто перекинуться парой фраз, пофлиртовать по полной программе: с шашлыком из космических цыплят, коктейлем из питательного вещества, сауной, спортзалом и танцами.
Возле каждого пункта в меню флирта стоит процент вероятности, с которым противоположная сторона согласится с тем или иным предложением.

Когда все варианты пройдены, остается последний шаг - предложение создать влюбленную парочку. Сердца в профайлах бьются со скоростью 140 ударов в минуту, каждая встреча превращается в затяжной поцелуй, а общение - в "нелепые телодвижения" под одеялом. Словом, неуставные отношения во всей своей красе. Прочие сотрудники не отпускают на сей счет никаких замечаний, зато компьютер базы не умолкает ни на секунду, предупреждая о нарушении.

Оборона и боевые системы

Врагов в игре условно можно разделить на "легких" и "сложных". К "легким" врагам можно отнести космических грызунов и космогремлинов. И те, и другие стремятся проникнуть на базу. Грызуны заражают сотрудников смертельным вирусом (всегда держите на складе запас лекарства, а медицинские модули - в состоянии полной готовности). Гремлины, как и положено гремлинам, портят все оборудование, до которого смогут дотянуться. Но убить их легко: внутри базы - силами сотрудников, на подступах - лазерами. Если возникает необходимость, периметр базы можно оцепить энергетическими мачтами. Разряды тока, пробегающие между мачтами, отпугивают наземную мелочь и космошершней. К сожалению, против кислотников они не работают. Но, увы, такая возможность есть не всегда.

Против врагов крупнее (и размером, и численностью) к услугам сотрудников - лазер повышенной мощности (помимо аргона требуют присутствия оператора), а также часовой (летающая тарелка, патрулирующая окрестности) и роботы: собака, солдат и офицер.

Фрибулане - болотные жители - враги первостатейные. Даже если прикидываются мирными туристами :).

Совсем отчаянным средством является станция парящих мин, представляющая собой шест, разбрасывающий мины, не разделяющий своих и чужих, поэтому использовать ее в непосредственной близости от базы можно только в самом крайнем случае.

Шахта с кластерными бомбами - единственное средство против острошипа - наполовину механическое, наполовину - органическое растение, созданное фрибулянами для атаки зданий и модулей добычи.

Что касается врагов, то вам предстоит встретиться с Хозяевами - летающими мозгами, насылающими на ваших работников помутнение рассудка. Помутнение лечится либо помещением в карцер, либо принудительным направлением к роботу-психоаналитику. Способ лечения зависит от того, к чему больше склонен человек. Тонкие натуры быстрее придут в себя в кресле врача, нежели в застенках карцера. А вот персонажам типа Стига и Нейлера прямая дорога только в карцер. Если в сражении с Хозяевами одного из персонажей убьют, советую немедленно отправляться к ближайшей криогенной камере и выкупать воскресшего сотрудника обратно, на волю.

Редактор карт

Редактор карт есть во всех играх, сейчас этим никого не удивишь, не так ли? Но только при помощи редактора карта "Космобазы" можно создавать полноценные сценарии, действие в которых будет проходить на нескольких планетах. Только от вас зависит, кто из сотрудников будет призван на смену, какой тип карты вы будете играть (добывать ископаемые, воевать или приманивать туристов), будут ли запретные зоны и враги в вашем собственном мире. Сценарий кампании задается уже после того, как вы нарисуете несколько планет и объедините их в единое целое.

Советы



Если ставить фабрики по производству рядом с ресурсами, то добыча пойдет быстрее, так как добывающему модулю (железное насекомое или грейдер) не придется пересекать половину карты, чтобы добраться от источника до базы.

Управляемые лазеры лучше обычных, так как быстрее перезаряжаются, а с оператором - и быстрее реагируют.

Маленькая подсказка про туристов: если построить вокруг их отелей и посадочной площадки несколько куполов, набить их развлечениями под завязку и не строить ни одного шлюза, будет просто чудесно: грязи внутри куполов нет, обеспечение кислородом - на полную мощность, и при этом ни один посторонний не появляется на базе. Попробуйте, вам понравится :).

Венеру...


...лучше всего отправлять на дальние рубежи - эти полгода - последние в её контракте, так что она практически всегда в хорошем настроении и мыслями уже вырвалась на свободу.

Стига стоит держать поближе к базе. Точнее, к кухне.


Ближайшая добывающая установка как раз подойдет.

Хоши и Кита - две японские подружки неопределенной ориентации (парочкой быть упорно не хотят, от контактов с другими сотрудниками также воздерживаются) - всегда должны быть вместе, иначе у них начинается жуткая депрессия и резко снижается работоспособность.

Бабетту лично я с превеликим удовольствием придушила бы подушкой во сне. Ее и Слима - маленького рэппера-подростка. Парочка избалованных и ленивых операторов кислородной установки. Да, Слима еще можно отправить на управляемый лазер, но лучше этого не делать. Все его действия сопровождаются такой порцией нытья, что у меня каждый раз начинается чесотка при виде его балахона и скейта. Бабетта - типичная избалованная фифа.

Барбара - вице-президент корпорации. "Болеет" деньгами, занудна, но ответственна. Ее смело можно отправлять далеко-далеко. Но по возвращении будьте добры выплатить ей всю зарплату и дайте возможность от души помахать сумочкой на боксерском ринге.

Ван Ли Бо уже слишком стар и медлителен, чтобы перемещаться на дальние расстояния. Он даже по базе передвигается с трудом. Поэтому кровать старого Вана должна стоять рядом с его рабочим местом. Вместе с душевой, автоматом выдачи наличных и рестораном.

Несостоявшийся уголовный элемент из Шотландии по имени Нейлер - только с виду такой грозный и уголовный. Да, с ним нелегко, и он очень вспыльчив, но у него есть одно несомненное преимущество: все свои проблемы он способен выплеснуть на ринге и выпить вместе с космическим зеленым пивом в баре. С одинаковым остервенением драит полы и добывает ископаемые.

Чарльз - настоящий пережиток прошлого, осколок некогда великой Британской империи. Ему можно поручить все и везде - выполнит с неизменным хладнокровием и тщательностью.

Билли Боб - к цыплятам, в курятник. И мыть полы. Поближе к кухне...


Николай способен выполнять работу, где нужно применить умственные способности. Его мало волнует еда или выпивка, а если вы действительно хотите повысить его настроение, отправьте гения учиться - будет радоваться, как ребенок новой игрушке.

Тамми - выпивоха, и этим все сказано. Быстро впадает в депрессию от одиночества, поэтому ее нельзя отпускать далеко от робота-психоаналитика. Профессионально моет полы. Умеет работать за пультами на мостике, но в виду нестабильности характера лучше ей столь ответственного занятия не поручать.

Дин - молодой медик, ответственный и управляемый. Отлично справляется со всей работой на мостике.

Кэнди - молодая глуповатая барышня с багажом словечек-паразитов в словаре. Держите поближе к санитарному блоку и виртуальному магазину.


Дэйзи - дитя цветов и противница насилия. Биолаборатория и пост сбора питательных веществ - ее стихия.

Василиос явно не от мира сего. Тихий и незаметный, уныло соглашается с любой работой. Эдакий ослик Иа-Иа. Счастлив только в обсерватории - так постройте же ему это здание.

Грег - еще один персонаж, который ни при каких обстоятельствах не перетрудится. Если Грег на базе, джакузи строить категорически запрещено - внутри навсегда поселится Грег. Самонадеянный молодой человек.

Эйша справится со всем, что ни поручи. Вроде бы и работник неплохой, но не лежит у меня к ней душа. Эйша какая-то безликая. Помешана на спорте.


Бхуми - старая индианка со множеством родственников. Непонятно, что она делает на базе.


Весьма душевная бабушка, с которой полагается оправлять общаться впавших в уныние. Обучаема и не капризна. Словом, молодежи есть, чему поучиться у старой гвардии.

Если уровень не играется, лучше начните заново. Вы уже знаете диспозицию, сильные и слабые стороны противника - пауза в игре поможет вам отстроиться раньше, чем команда успеет расконсервировать базу. А выигрыш по времени может привести к выигрышу во всей миссии.

Следите за кластерными бомбами. Если их разрушит острошипами, то вы окажетесь беззащитны перед этими растениями - можете запускать миссию заново.

Оценки



Графика - 100%
Звук - 100%
Сюжет - 100%
Локализация - 70%

Общие впечатления - 92,5%