"Хром. Золотое издание"

Разработчик: Techland
Издатель в России: "1С"

Вступление


Признаться, польская студия Techland известна мне не слишком хорошо. Однако проект Pet Soccer запомнился великолепно. Казалось бы, простая детская аркада на тему игры в футбол, но... Очень неплохо реализованный игровой процесс (уж поверьте человеку, играющему в серию FIFA с 1995 года и прочие футбольные симуляторы) заставил пройти "звериный" футбол до конца и высказать много тёплых слов в адрес польских разработчиков...
Сегодня же нам на рассмотрение попало "ветеранское транспортное средство", с тщательно заштопанными боевыми шрамами и заплатками, покрашенное свежей краской, прошедшее переборку двигателя и рвущееся в бой. Оригинальная версия игры вышла в позапрошлом году, а золотое издание появилось несколько месяцев назад, и не так давно было локализовано в России компанией "1С". Заявленный жанр игры "Хром. Золотое издание" - тактический шутер от первого лица. Разработчики обещают ряд улучшений и дополнений, но автор этих строк не изучал так плотно оригинальный "Хром", чтобы искать различия, поэтому данное описание будет создаваться с чистого листа...

Описание


После установки игра занимает на жёстком диске почти два гигабайта. На рабочем столе появляются две иконки - для одиночной и сетевой игры. В составе дистрибутива идёт довольно неплохое руководство к игре в формате PDF (на русском языке), которое можно рекомендовать к ознакомлению. Запускаем одиночную игру, и попадаем в главное меню.


Естественно, сразу же идём в настройки графики.


Как видите, графическая составляющая, судя по имеющимся настройкам, реализована достаточно гибко. Не отстают и настройки звука, причём мне показалось, что эффект от включения EAX можно распознать уже по звуковому оформлению в меню. Что ж, с настройками разобрались, идём далее...

При выборе новой игры нам предлагают выбрать уровень сложности. Их всего пять: "Очень легко", "Легко", "Средне", "Сложно", "Очень сложно". Выбираем нормальный уровень сложности и отправляемся смотреть заставку...


Она сделана на "движке игры" и выглядит достаточно симпатично. Между делом отмечу очень приятный факт - игра переключается в Windows и назад по Alt-Tab - без проблем, очень быстро и чётко. Более того, автоматическая фоновая подгрузка антивирусных баз ("убивающая" многие игры при активизации) в данном случае на игровой процесс не влияла.

Итак, главный герой игры - Болт Логан (имя смешное, что и говорить - не иначе как выпускник технического ВУЗа), за которого мы, собственно, и будем играть, высаживается на небольшой планете вместе со своим другом и компаньоном по имени Рон Герц. Задание - достать техническую документацию, украденную у организации Октолаб. Болт Логан - наёмник, когда-то служивший в экспедиционном корпусе и войсках специального назначения, но затем из-за инцидента на Хелиосе пустившийся в бега и осевший на Валькирии - планете, являющейся прибежищем изгоев, ренегатов и преступников, скрывающихся от закона. При этом на Валькирии имеются залежи ценных минералов, и крупные корпорации имеют свои интересы на данной планете...

Итак, первая (тренировочная) миссия. Вы высаживаетесь из корабля, и начинаете знакомиться с управлением...


Перед вами расположен ящик с оборудованием и снаряжением, которое перекочёвывает в ваш инвентарь, вызываемый клавишей "I".


Далее, при вызове оружия выясняется, что у вас имеется режим стрельбы навскидку и стрельба в режиме прицеливания (правая кнопка мыши) - более точная, но делающая невозможным перемещение бегом.

В вашем распоряжении имеются различные предметы, которые можно использовать - например, бинокль, приближение и отдаление в режиме которого осуществляется скроллом мыши. Нажав клавишу "E", вы выбираете предмет, являющийся в данный момент активным (и отображающийся в правом нижнем окошке). Прокручивать предметы инвентаря можно клавишами "<" и ">".

Клавиша "М" вызывает карту. При этом у вас есть возможность выставить контрольную точку, и компас тут же укажет расстояние до места и запомнит точку назначения после закрытия карты. В дальнейшем вы будете двигаться к месту назначения по маркеру-указателю компаса, отслеживая оставшееся расстояние. Мне это показалось очень удобной реализацией механизма ориентирования в игровом мире.


В общем, вводная миссия окончена, и наш напарник, Рон Герц, выдаёт задание - следовать в паре с ним к объекту, не отставать и не терять бдительности. Странно, ведь только что в заставке он говорил, что тех непрофессионалов, с которыми нам предстоит иметь дело, можно будет легко убивать сотнями :).

Первые две жертвы были убиты действительно без особых проблем. Трупы можно обыскивать - причём навешать на себя всё подобранное оружие не получится - инвентарь ограничен.



В игре имеется быстрое сохранение и быстрая загрузка. Этот функционал "повешен" на клавиши F5 и F8, соответственно. Миссия продолжается в достаточно динамичном темпе, при этом вы получаете дополнительные подзадания вроде "снятия" снайпера с башни, обеспечение прикрытия товарища снайперским огнём.


Спустя короткое время вам даже дадут возможность опробовать в действии первую боевую машину. Вы сможете сесть на место как стрелка, так и водителя. Причём если вы управляете машиной, то возможность стрельбы (и даже более точного прицельного огня) - у вас всё равно остаётся.


После того, как ваш друг вызовет вас для подкрепления, вы проследуете в башню с лифтом, и после пары стычек с врагом станете обладателем дробовика. Патроны лучше беречь, ибо не с каждого поверженного врага вы можете снять боеприпасы. Ну, и раз уж речь пошла об оружии, приведём все его типы:

Оружие в игре:

TC234. Пистолет TC234 - это надежное, точное и эффективное оружие. Разработанный в нескольких версиях компанией ТехКод, он быстро стал одним из самых популярных пистолетов среди агентов спецвойск и солдат корпораций. С 2182 года гражданская версия TC234 является частью стандартного снаряжения колонизационных экспедиций.

TC235 бесшумный. Это ограниченная партия TC234 со встроенным глушителем, используемая исключительно солдатами спецвойск. Продажа этого оружия гражданским лицам и владение им строго запрещено во всех федеральных системах.

BjornHD. Это тяжелый револьвер, стреляющий огромными 12мм патронами MagFor. Несмотря на свой "револьверный" размер, это оружие очень эффективно при стрельбе по удаленным целям из-за большой дальнобойности и высокой точности. Это самое популярное огнестрельное оружие среди миротворцев. Благодаря своей замечательной точности и огневой мощи BjornHD заработал прозвище "Киберубийца".

NoN "Frager". Разработанный в расчете на солдат-миротворцев, "Frager" по виду и механике походит на дробовики 20-го столетия. Благодаря своей эффективности внутри помещений он быстро стал популярен среди "охотников за головами". Он часто использовался спецвойсками как оружие ближнего боя.

C9/A5. C9/A5 был спроектирован в ранние 50-ые годы 22-го столетия не очень известной компанией Масашита Текнолоджис. Благодаря своей простоте, низкой цене и высокой скорострельности C9/A5 стал самым популярным оружием во всей известной вселенной. Несмотря на то, что оно устарело, оружие до сих пор производится более чем в 10 вариантах несколькими заводами Масашита. Это оружие остается популярным выбором среди колонистов, наемников и сотрудников частных агентств. К несчастью, пираты и террористы также часто его используют.

C9/S. Это один из вариантов C9 со встроенным глушителем. Глушитель снижает скорострельность и дальность. Несмотря на то, что у C9/S нет лицензии Масашита (глушитель незаконен) и все оружие из спецвойск было уничтожено, это огнестрельное оружие можно приобрести на черном рынке.

Matson CAFS. CAFS - это великолепная штурмовая винтовка, созданная Мэтсон Индастриз для экспедиционного корпуса. Благодаря своему современному дизайну, сочетающему значительную огневую мощь, эргономику и универсальность, CAFS стала основным оружием в федеральных войсках.

Matson ACC. Опыт, полученный Мэтсон Инд. во время проектирования CAFS позволил этой корпорации создать другое ужасное оружие - снайперскую винтовку Мэтсон ACC. Массовое производство, которое началось сразу после первых правительственных заказов на это оружие, в сочетании с надежностью оружия, сделали эту винтовку лучшим выбором для снайперов во всей федерации.

OCI Crom. Высокое качество (как и у других продуктов OCI), дальнобойность и большой калибр - это наиболее важные особенности данного оружия. К несчастью, очень высокая цена и ограниченное производство делает Crom элитной снайперской винтовкой, практически доступной только лучшим стрелкам спецвойск.

ASR NITRON. Этот тяжелый штурмовой пулемет, спроектированный фирмой ASR Inc., является великолепным оружием пехоты. Объемистая обойма с 14 мм патронами вместе с высокой скорострельностью делают его идеальным оружием непосредственной поддержки.

LeRogue BM4000. BM4000 - это ручной вариант пушки B4000 HE, устанавливаемой как стандартное вооружение на шагающих машинах GOLEM-IV и GOLEM-V. Несмотря на то, что BM4000 имеет большую огневую мощь и достойную скорострельность, она была снята с вооружения федеральных сил из-за своего большого размера. Противотанковая ракетная установка GL Dragoon должна заменить ее.

Xatron Mark IV. OCI начала производить охотничьи винтовки Xatron в 2190 году. Они были спроектированы исключительно для охоты на хищников - ректанов. Абсолютно новая версия, Xatron Mark IV, использует революционную технологию CR12. Качество этого оружия сложно переоценить, а при использовании длинных федеральных патронов 14 мм Mark IV оно может разделаться даже с четырехдюймовой хитиновой броней.

GL Dragoon. GL Dragoon - это наследник LeRouge, но в данном случае мы не можем говорить о замене, потому что это абсолютно новая противотанковая концепция. Использование ракет GL-4 почти нивелировало сложности использования ракетного оружия в близком бою (низкая скорострельность, малый запас боеприпасов). Взрывная сила ракет GL-4 компенсирует эти недостатки, а более высокое быстродействие (в сравнении с шестиствольным вооружением) делает GL Dragoon лучшим доступным противотанковым оружием, даже когда дело касается сравнения размеров.

OCI XA4 Electra. Это типичное оружие, стреляющее электромагнитным лучом. Благодаря своим специфическим боеприпасам - энергетическим зарядам - оно не очень популярно в современных войсках. Самым большим заказчиком данного оружия являются спецвойска, которым нравится возможность нанесения удара по целям, спрятанным за препятствиями - энергетический луч, сгенерированный во время выстрела, проходит через твердые материалы (т.е. стены, ящики).


Довольно оригинально реализованы аптечки, недостатка в которых не ощущается - они имеются практически у каждого врага. При использовании аптечки вначале вроде бы ничего не происходит, а затем, с некоторым запозданием, ваше здоровье начинает потихоньку расти, достигая максимальной отметки. Сюжетная подоплёка такого механизма такова: некие мельчайшие нано-роботы впрыскиваются вам в кровь и начинают "чинить" организм. Снимаю шляпу перед такой реализацией - действительно, небольшая пауза перед началом действия и медленное восстановление здоровья пусть и приводят иногда к вашему преждевременному летальному исходу, но всё-таки добавляют значительный штрих к общей картине реализованной реалистичности...


С самого начала можно сказать также и то, что на нормальном уровне сложности играть не так-то просто. Вам придётся действительно обдумывать тактику - даже сражение "один на один" может привести к вашей смерти. А уж схватка в ближнем бою на открытом пространстве с двумя врагами при прочих равных условиях - выглядит ещё более сложной. Поэтому помните о частом сохранении и вырабатывайте свою победную тактику. Не удивлюсь, если она во многом совпадёт с методиками работы спецназа :).


Ограниченный инвентарь не позволит вам превратить своего персонажа в ходячий арсенал. Хотите снайперскую винтовку? Что ж, тогда выкидывайте штурмовую... Оставайтесь с пистолетом и гранатами. Ещё одна звонкая монета в копилку реалистичности игрового процесса.


В игре вообще очень много приятных открытий. Например, найдя у убитого врага плеер, вы можете включить на нём довольно динамичную музыку, и тогда прохождение вами этапа пойдёт веселее. Кстати, вы будете находить плееры по ходу всей игры, и мелодии сопровождения у них будут различаться.

В игре большое внимание посвящено интерактиву с окружающей техникой и вооружением. Так, в рамках только первой миссии нам дают возможность поездить на машине, полетать на спидере и пострелять из турели. Ну, а дальше - будет ещё интереснее :)





Ну, и раз речь пошла о транспортных средствах, сразу же приведём вашему вниманию всё разнообразие имеющейся техники в игре:

RMG Конкистадор. Практичная четырехколесная машина. Она универсальна, надежна и безотказна. Часто называемая "завоевателем границы", RMG был создан в 2184 году в федеральных лабораториях. Двухместный RMG - это стандартная федеральная сухопутная машина и в то же время самая популярная гражданская машина на границе.

B303 Спидер. Одноместный антигравитационный спидер. Из-за высокой стоимости обслуживания он не так популярен, как колесные машины. Однако из-за очевидных преимуществ, особенно высокой максимальной скорости на любой поверхности, он зарабатывает все больше и больше поклонников. С 2192 года отряды терраформирования, работающие в системе Валькирия, были снаряжены спидерами.

ArmoBeetle Mark 4. Бронированный сухопутный транспортер. ArmoBeatle4, использовавшийся корпусом во время многих экспедиций, обладает современной броней из поликерамических сплавов и вооружен 20 мм шестиствольной пушкой. ArmoBeetle может перевозить до пяти человек, и оборудован комплексом слежения за полем боя.

GOLEM IV. Это чрезвычайно надежная, эргономичная, тяжелая шагающая машина. Golem IV - это стандартная шагающая машина федеральных войск. Вооруженный шестиствольной пушкой и легко транспортируемый, GOLEM IV является ядром войск быстрого реагирования.

TC SteelGuardian. SteelGuardian - это легкая шагающая машина, производимая TC, спроектированная для городских районов в ответ на требования частных агентств и гражданских сил поддержания правопорядка. Благодаря способности противостоять жестким условиям SteelGurdian находит больше и больше применений на приграничных планетах как незаменимый разведчик и страж корпоративной собственности.

Samson 7T7. Samson 7T7 - это легкий транспортер. Он обладает большой грузоподъемностью и маленьким размером, но в то же время чрезвычайно хорошими летными характеристиками. Вместе с высоким качеством эти особенности делают 7T7 прекрасным аппаратом воздушного транспорта.

T3 Corsair. "T3 Corsair" - это машина для коротких дистанций, перевозящая до 6 полностью вооруженных солдат (включая пилота). Несмотря на свой малый радиус действия, она является идеальной машиной для быстрых набегов на территорию врага благодаря своей высокой максимальной скорости.


После того, как закончилась первая миссия, и ваш коллега вас предал, разворачивается длительная заставка, повествующая о совместном бизнесе двух колоритных наёмников - вашего главного героя, Болта Логана, и его боевой подруги - спасённой во время миссии пышногрудой блондинки Кэрри.


Для второй миссии вы находите себе работёнку - возвращение горного оборудования, захваченного пиратами, и отправляетесь на задание...

Перед вами открывается меню склада.


Вы можете взять с собой на задание необходимые, с вашей точки зрения, единицы вооружения, патроны, гранаты, и прочее. После этого вы прочитываете брифинг и выходите в начало миссии...


Сразу же подтверждается истина о том, что бинокль - весомая составляющая игрового процесса. Он позволяет оценить предварительную обстановку, и как-то спланировать свои действия. При этом бинокль автоматически захватывает цель, так что если вы не видите врага в траве, он всё равно будет пойман "биноклем".


В игре реализована система имплантантов, которые улучшают различные характеристики персонажа.


При этом включение имплантанта (одна из кнопок на дополнительной цифровой клавиатуре) начинает нагружать нервную систему (синяя полоска в круговом индикаторе справа внизу), и как только значение достигнет максимума, вы получите повреждение, а действие имплантанта автоматически прекратится. Система снижения перегрузки (синее устройство, похожее на аптечку) сбрасывает текущую нагрузку на нервную систему, так что вы сможете продлить время безболезненного применения имплантанта.

Доступные имплантанты:

Глазной прицел TS12. Неизменный продукт монополиста на рынке глазных имплантантов, корпорации Тоши-Сендай. Киберсетчатка левого глаза включает оптическое приближение во время прицеливания с любым легким оружием, которое не оборудовано оптикой.

Кожная броня FDA210. Это биокибернетический кожный имплантант, производимый несколькими корпорациями по правительственной лицензии. Главным заказчиком является армия, но несколько версий доступны и гражданским. Кожная броня - это защитный слой, прикрывающий все тело. Она спроектирована, чтобы уменьшить телесные повреждения.

Ускоритель движения HITENDO. Керамические мускульные имплантанты, интегрированные вместе с усиленным искусственным сердцем. Эффект заключается в солидном увеличении скорости бега пользователя. Модель HITENDO, разработанная знаменитым во всем мире Юсаги Ко, почти в два раза эффективнее аналогичных продуктов других компаний.

Помощь в прицеливании OCI TAS v1.4. TAS v1.4 - это второе поколение нервных координаторов, производимых почти год корпорацией OCI. OCI наиболее известны своим высококачественным огнестрельным оружием. Тесты, заказанные спецвойсками, показали удивительное увеличение точности прицеливания на 27% при использовании любого оружия, не оборудованного оптикой.

Усилитель мышц MLA2002. ML-2002 - это набор сервомоторов для предплечья. Они наиболее популярны среди наемников из-за своей низкой цены и высокого качества. Они значительно снижают отдачу во время стрельбы из любого оружия. ML=2002 оборудован автоматическим стабилизатором оружия, который позволяет вести непрерывный и точный огонь даже при ранении.

Тепловизорная система Szarzkohl Thermo IV. Эта система проецирования на сетчатку основана на инфракрасной технологии. Используется, несмотря на то, что значительно устарела. Она очень популярна, хотя не рекомендована Федеральным Институтом Кибернетики и Человека из-за отсутствия технической поддержки.

Усилитель рефлексов TX 483A01. Это прямой мозговой имплантант, включающий немедленное подчинение всех физических функций одной цели - ускорению рефлексов и уменьшению времени реакции пользователя. После включения имплантант берет управление секрецией некоторых гормонов и влияет на управление импульсами, идущими в мозг.


В общем, при прохождении определённых участков уровня использование имплантантов очень пригодится.


Другое дело, что в пылу боя вовремя включить имплантант, использовать его и выключить - порой просто не хватает времени. Положение немного исправляет тот факт, что при приближении к критической отметке система перегрузки начинает противно пищать, и вы спохватываетесь, отключая имплантант...

В игре порой встречаются головоломки - когда вам, например, необходимо ввести пароль, которого вы не знаете. Так как у вас имеется имплантант, позволяющий взламывать компьютерные системы, то сам процесс заменяется широко известной мини-игрой, когда необходимо открывать закрытые идентичные карточки с иероглифами - попарно. Это вызывает улыбку, ну, да, впрочем, это лучше, чем погружаться из тактического шутера от первого лица в какие-то логические дебри...


Сюжет разворачивается не очень-то предсказуемо, однако по сути своей он линеен - выполнение задания вызывает срабатывание триггера и вы продолжаете участвовать в дальнейшем развитии событий.


Множество красочных заставок на графическом движке игры существенно подогревает интерес и вносит, как это модно нынче говорить, "эффект кинематографического присутствия"...

Резюме


На самом деле, мне не хочется в дальнейшем распространяться на тему разматывания клубка с сюжетной нитью. Лучше вы сами будете следить за развитием взаимоотношений между Кэрри и Логаном, а также разборками между крупными корпорациями. А мы пока подведём некий итог. Его можно выразить в двух словах - если вам нравятся игры типа Half-Life, то я уверен, что вы пройдёте "Хром. Золотое издание" до конца.


Большинство претензий к игре давно устранено патчами, и игровой процесс гладок и приятен на ощупь, как обкатанный столетиями тёплый камень, подобранный вами на берегу моря. Пусть есть небольшие недочёты по графике, пусть сюжетная линия не так оригинальна... Все эти незначительные минусы, несомненно, не дают игре претендовать на звание абсолютного мирового шедевра и законодателя мод. Однако игра сделана очень качественно, тактическая составляющая выгодно отличает проект от остальных аркадных шутеров, и я искренне рекомендую "Хром. Золотое издание" к ознакомлению всем без исключения поклонникам жанра First Person Shooter...

Оценки


Графика: 82%
Звук: 80%
Игровой процесс: 90%

Общее впечатление: 87%