Издатель в России:
"Новый Диск" Вступление
Компания Crystal Dynamix известна мне как создатель платформера Pandemonium, ну и, конечно же, игры Tomb Raider: Legend. В общем, специализация понятна - приключенческие проекты в виртуальном интерактивном мире. Проект Sowblind - футуристический шутер от первого лица, с элементами stealth action. Что и говорить, заявка достаточно серьёзная, и что касается компонента stealth action - на ум приходит множество классных проектов вроде Tom Clancy's Splinter Cell, с которыми невольно можно будет сравнить нынешний продукт. Окажется ли создание Crystal Dynamix в тени законодателей мод, или же сможет застолбить своё местечко на рынке? Давайте попытаемся узнать...
Минимальные системные требования
Операционная система Microsoft Windows 2000/XP
Процессор Pentium 4, Athlon ХР 1.5 ГГц
256 МБ оперативной памяти
3 ГБ свободного места на жестком диске
3D-видеоадаптер с 64 МБ памяти, совместимый с DirectX 9 и Pixel Shader 1.1 (NVIDIA GeForce 2 и 4MX не поддерживаются)
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0
DirectX 8.1 (DirectX 9.0 есть на диске с программой)
Устройство для чтения DVD-дисков
Описание
После установки игра занимает на винчестере 2.6 Гигабайта. После запуска нам показывают заставку, которая повествует об очередной угрозе всему миру со стороны агрессивно настроенного гонконговского режима под названием "Республика".
Единственная надежда мира - конечно же, миротворцы, за которых вам и предстоит выступать. Камера показывает базу миротворцев, где вновь прибывшие новобранцы выслушивают инструктаж сержанта.
Во время фразы бравого вояки о том, что здесь нас могут убить в любой момент, начинается атака с воздуха. И вы сразу же включаетесь в развитие событий - в лице главного героя, младшего лейтенанта по имени Натан Фрост.
Вам предстоит отразить атаку противника, перелезающего через стену.
При этом вы ведёте огонь из автоматической винтовки с подствольным гранатомётом, но тут же подбираете гранаты на ящике, за которым спрятался ваш боевой товарищ.
Управление в игре - вполне обычное для шутера от первого лица, и поклонники этого жанра вряд ли запутаются в динамично развивающемся дебюте Project Snowblind. Хотя, по мне - так лучше было бы сделать Tutorial вроде полосы препятствий, чтобы плавно ввести нас в курс дела. С другой стороны, по сюжету именно эффект неожиданности ставится во главу угла, и с этой точки зрения реализация начального этапа вполне оправдана.
В лицензионной версии Project Snowblind от "Нового Диска" на русский язык переведены субтитры и меню, в то время как озвучка осталась на английском языке. Не знаю, хорошо это или плохо, хотя оригинальное звуковое сопровождение сделано качественно, и если издатель не уверен, что может сделать как минимум так же (или лучше), то решение оставить оригинальное звуковое оформление - выглядит разумно.
Сразу же очень понравилась реализация механизма распознавания "свой - чужой": она прикручена к прицелу вашего оружия - когда прицел краснеет, то вы поймали на мушку врага, если курсор зелёный - у вас на прицеле союзник.
Некоторые пользователи на форумах задавали вопросы по оптимизации игры. Графика не такая уж красивая и сложная, и на моей системе (Pentium 4 3.2 ГГц, 1024 Мбайт RAM и видеокарта ATI Radeon X800XT) в разрешении 1280х960 наблюдались постоянные и значительные "торможения" в ряде ситуаций только при включении режима полноэкранного сглаживания 4X с анизотропной фильтрацией 16Х. Уменьшение сглаживания до режима 2Х и анизотропной фильтрации до 8Х практически полностью решило проблему. Если говорить о графике, она выглядит немного блёкло, но в целом находится на неплохом уровне.
В любой момент вы можете нажать клавишу Esc и увидеть следующее меню:
Основная часть - информационная - подсказывает вам, какие основные и дополнительные задания вас ожидают (и какие - уже выполнены). Так что запутаться вы вряд ли сможете...
Бой выглядит не так уж плохо, хотя до ощущения командных действий на уровне Medal of Honor игре далеко. Тем не менее, ваши боевые товарищи вполне способны, к примеру, уничтожить боевого робота и без вашего участия. Пусть и с бОльшими потерями, конечно. Так же понравилась работа штурмовой винтовки - как и в жизни, вы станете уничтожать врага короткими прицельными очередями, в то время как попытка превратить это оружие в аналог УЗИ (не спускать палец с курка) совсем не оправдано в связи с существенной потерей эффективности.
Подбирать патроны, гранаты и аптечки вы будете в автоматическом режиме, просто "пробегая" по ним. Перезаряжать оружие можно клавишей "R", а кидать гранаты - клавишей Shift. Причём гранаты не простые - взрываются или через несколько секунд, или же после повторного нажатия клавиши Shift.
Интересно реализован процесс сохранения игры. Его можно производить только в определённых комнатах со специальным значком на двери. В этой комнате вы найдёте специальный аппарат...
...который и позволит вам сохранить ваш текущий прогресс. Это добавляет игре кинематографической атмосферы - фактически, вы проходите этап по эпизодам, перезагружаясь в случае неудачи с определённых жёстко фиксированных локаций.
Аптечки раскиданы по уровню достаточно щедро. Пополнение здоровья происходит автоматически, как только вы "пробегаете" по аптечке. В общем, всё по-аркадному просто и незатейливо. Статус вашего здоровья показан в правом верхнем углу с помощью красной полосы.
В рамках первой же миссии вы поймёте, что в игре будут попадаться интерактивные элементы вроде тяжёлых пулемётных турелей, ствол которых, кстати, при стрельбе перегревается, так что огонь лучше вести короткими очередями. Пулемётная турель хороша не только против пехоты, но и против различных видов техники.
Отмечу также и некоторые разрушаемые элементы ландшафта. Например, на первом этапе - от выстрела из подствольного гранатомёта разбиваются перила зданий...
После выигранного боя вы, в роли младшего лейтенанта Натана Фроста уже было собрались праздновать победу, однако вертолёт противника сбрасывает бомбу, и вы, пытаясь спасти раненого товарища, попадаете в зону взрыва...
После этого, лёжа на каталке по пути в операционную вы вспоминаете, что четыре года назад на войне погиб ваш брат, и вот, похоже, пришла ваша очередь.
Однако далее следует эпизод, очень похожий на тот, что мы видели в первом "Робокопе" - вы открываете глаза, вам фокусируют взгляд, и радостно сообщают, что теперь вы - начинённый имплантантами био-организм. Приятная перспектива, нечего сказать. Первым же открытием становится функционал поиска следующей ключевой точки.
Этот механизм не очень полезен - лично мне хватало и стандартного радара, расположенного в левом верхнем углу игрового экрана.
Далее, нас знакомят с функционалом инфракрасного зрения, позволяющего видеть врагов сквозь стены.
Выбор имплантанта происходит с помощью нажатия клавиши Tab, после чего он становится активным в правом верхнем углу экрана. Запуск имплантанта производится клавишей Alt, отключение - повторное её нажатие.
Впоследствии мы знакомимся с прибором под названием "Ледоруб". Выбирая это устройство, вы подходите к какой-либо панели, имеющей доступ к информационной системе, и взламываете её, получая доступ к определённым функциям.
Так, вы смогли проникнуть в систему защиты вашей базы, переключились в ручной режим управления турелями, уничтожили с помощью турели некоего прорвавшего оборону врага и включили для турелей дальнейшее автоматическое слежение за обороной базы. Что ж, выглядит всё это довольно оригинально, и добавляет интереса к игровому процессу...
Прохождение игры жёстко заскриптовано. Проходите ключевую точку или совершаете ключевое действие - сюжет разворачивается дальше. Порой есть небольшие перекосы в игровом процессе - так, например, мне надо было доложить полковнику о своём прибытии, но, попрыгав, как кролик, вокруг этого полковника, я ничего не добился. И лишь только побегав по всему штабу в радиусе нескольких метров, я всё же пробежал по ключевой точке и включил триггер, после чего полковник обратил-таки на меня своё внимание и развитие сюжета пошло дальше.
Первая боевая миссия за возрождённого Натана Фроста показывает, что некоторые информационные экраны у вас изменились. Так, полоса здоровья теперь отображается в левом верхнем углу, по периметру радара. Аптечек на уровне стало заметно меньше (среди них стали попадаться и специальные - увеличивающие максимальный уровень здоровья персонажа), а сам бой похож на аркадную зачистку этапа от монстров, лезущих с периодичностью в полминуты из ниоткуда. Правда, есть и некоторое разнообразие - то танк выедет, и вам нужно подбить его из только что подобранной базуки, то ещё что... В общем, основная задача - зачистить локацию и продвинуться вперёд, пока на неё не набежали новые враги. :)
Среди постоянно попадающихся новых имплантантов и устройств попадаются довольно интересные вещи. Например, манипулятор - позволяет передвигать сгустками энергии тяжёлые объекты. Имплантант "Разгон Рефлексов" (нет, не пугайтесь - это не имя и фамилия террориста) позволяет замедлить время - все вы помните режим slow motion, который реализовали все, кому не лень - начиная с братьев Вачовски в Матрице и заканчивая Максом Пейном и рядом других компьютерных игр. Есть и такой, как "Баллистический щит", который, как видно из названия, защищает вас от повреждений любого типа.
Все имплантанты потребляют т.н. био-энергию - её текущий запас указывается голубым прогресс баром, расположенным по периметру радара в левом верхнем углу экрана. Пополняется запас био-энергии соответствующими "аптечками" синего цвета, подбираемыми вами на уровне.
В игре очень много кинематографических заставок, порой прерывающих игровой процесс в неожиданных местах. Играть действительно интересно, хотя бы потому, что хочется узнать - что же будет с героем дальше?
Увы, Project Snowblind не всегда работает стабильно, игра иногда вываливается в Windows на ровном месте. Замечено, что это происходит тем чаще, чем больше у вас запущено фоновых программ вроде антивирусов и т.д. Поэтому наш совет - почаще сохраняйтесь в игре (на всех ключевых точках), а также выгружайте все резидентные программы. Нелишним будет использование свежих драйверов видеокарты...
По ходу игры вы сможете управлять различной техникой. Это вносит свежую струю в игровой процесс, причём техника может быть как боевой, с вооружением, или же это может быть просто транспорт.
Резюме
Совершенно неправы те, кто ругают эту игру, считая её провальной. Равно как абсолютно неправы те, кто посчитает её шедевром. У игры есть свои плюсы и минусы. Да, игровой процесс - откровенно аркадный, а использование имплантантов - лишь попытка его обогатить. Но зато играть достаточно интересно - красивые пейзажи, частые заставки - всё это позволяет реализовать эффект присутствия в кинотеатре. Лично для меня, набор каких-либо отличительных признаков компьютерной игры - формирует такой её параметр, как самобытность. Если игра является очевидной штамповкой, серой и безвкусной - ничто не удержит меня у экрана... У Project Snowblind есть свой характер, есть своё очарование. Именно поэтому я склонен считать, что игра кому-то понравится, а кому-то, может, и нет... Вообще, опыт Crystal Dynamix в создании аркадных игр вроде Pandemonium, всё-таки очевиден в Project Snowblind. Получилось что-то вроде "Half-Life для среднего и старшего школьного возраста", не больше и не меньше.
Не торопитесь забрасывать игру после 10 минут знакомства с ней - пройдите пару миссий, чтобы поближе познакомиться с ней. Уверен, что даже если вы не станете проходить проект до конца, вы вряд ли бросите камень в огород разработчиков, которые приложили максимум усилий, чтобы Project Snowblind вам понравился. А то, что у них не вышел проект уровня Half-Life - извините, команд уровня Valve Software в мире раз, два - и обчёлся, да и выпускают свои шедевры, как мы знаем, они по нескольку лет...
Оценки
Графика: 75%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%
Общее впечатление: 76%