Издатель в России:
Руссобит-М,
GFI Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1 GHz
256 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0a
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.8 GHz
512 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0a
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
2 GB свободного дискового пространства
Особенности
Когда вышла оригинальная игра Spellforce - The Order of Dawn, она сделала революцию, расширив границы нескольких жанров. Впервые Phenomic удалось создать точный баланс жанров, точно вычислить все проценты для того, чтобы коктейль получился интересным и не громоздким. Вышедшее впоследствии дополнение в полной мере повторило успех оригинала. И вот великолепная дилогия, сочетающая в себе лучшее из RTS/RPG, получила достойный финал в виде дополнения Shadow of the Phoenix. Первое дополнение было "зимним", а теперь перед нами - "летнее". Впрочем, это характеристика только для большинства этапов игры - в Shadow of the Phoenix есть и "зимние" локации.
Как и в Breath of Winter - в этом дополнении сделан упор на ролевой аспект, так что миссии чередуются по типу. В этом смысле с удовольствием заметим, что новое дополнение ничуть не уступает предыдущему, и, в общем-то, даже превосходит его. Теперь - о новом. Нововведений не так уж много. Расы - те же. Зато получаем четыре "уникальных" героя для вызова - весьма забавных.
Кроме того - тринадцать зданий и юнитов, разделенных между разными расами. Девять новых врагов, причем в основном - нежить разных мастей.
Здесь очевидна боязнь авторов нарушить баланс, а игрок лишен радости от осваивания нового - краеугольного камня любого адд-она. Игровой процесс весьма разнообразен, но, к сожалению, он полностью копирует оригинал.
Подробно останавливаться здесь на механике игрового процесса Shadow of the Phoenix не имеет смысла - он был подробно описан в материале по The Order of Dawn. Отметим только сюжет, и некоторые аспекты и замечания по поводу специфики игрового процесса конкретно Shadow of the Phoenix. Одна из главных прелестей игры - обилие карт - четырнадцать штук. Причем на прохождение каждой из них потребуется весьма приличное количество времени. Заданий и подзаданий также очень много. Часто вы будете возвращаться на уже пройденные карты, часто будете покидать карты, так и не исследовав их полностью - в надежде вернуться к ним позднее. В некоторых миссиях Рунный Воитель может вызывать в помощь героев, иногда - он сражается с союзными персонажами, которыми игрок не может руководить, и иногда - в одиночку. Прохождение некоторых карт требует строительства поселений, тогда как другие вы проходите только используя монумент и призывая героев. Основная формула - точь-в-точь такая же, как и раньше, но с большим количеством новых локаций, новых уникальных рунных героев, и восхитительной звуковой дорожкой, ничем не уступающей ранним. Сразу бросается в глаза очень приличная графика, несмотря на то, что движок не претерпел серьезных изменений со времени выхода - в ноябре 2003.
Ну, разве что был оптимизирован несколькими "заплатками". Также, нельзя не отметить огромные игровые локации.
Следует сказать, что для игры в Shadow of the Phoenix вам понадобится установленная оригинальная версия. В оригинале - было довольно много ошибок, которые, кстати, латаются до сих пор. К игре выходило очень много "заплаток", так что совсем недавно она перешагнула рубеж версии 1.5. Странно, что с прохождением версии Shadow of the Phoenix от Руссобит-М возникают проблемы. Заплатку для русской версии пока не выпустили, но игроки пытаются решать этот вопрос в форумах за счет установки другого русификатора. Хотя сами Phenomic провели много времени "полируя" игру, балансируя её и исправляя старые ошибки. Чувствуется, что разработка шла спокойно и размеренно, никто не торопился. Дополнение хорошо прорабатывалось и тестировалось. Сюжет Shadow of the Phoenix продолжает историю Меча Теней. Рунный Воитель и Безликий - возвращаются.
Сюжет
Итак, сюжетная линия Shadow of the Phoenix продолжает события первого дополнения. Не важно - участвовали ли вы в битве с драконом Эйниром, и будете импортировать персонажа из предыдущих игр, или создадите его заново, в любом случае - он начнет свои приключения, вооруженный чудесным мечом Shadowblade.
Чудесный меч, правда, обладает и одним небольшим недостатком - герой, обладающий им, испытывает страшную боль, и вскоре должен умереть. Тут же мы снова встречаем Безликого (Masked One), негодяя, периодически возникавшего в Breath of Winter. Он предлагает избавить Рунного Воителя от боли, в обмен на то, что тот будет работать на него, выполняя, мягко говоря, не слишком порядочные поручения. Герой быстро понимает, что он связался далеко не с самым благопристойным существом во вселенной, и начинает искать другие пути справиться с болью и избавиться от меча.
Продолжать описывать игровые события, очевидно, не стоит, но, тем не менее, замечу, что сюжет очень похож на предыдущие части - буквально повторяет их. Он имеет один-единственный неожиданный поворот (очевидно, для галочки), а вообще не представляет из себя ничего чрезвычайного. Вообще, по поводу сюжета можно сказать, что вся история уже несколько устарела. Пусть события и другие, но клише - старое. Ваш персонаж так и остается простой пешкой, которой помыкают все, кому не лень. Он привязан к Руне, его действиями руководят высшие силы, и ему недостает мотивации - всё это несколько утомило ещё со времен первой части. Будем надеяться на то, что во второй части игры разработчики пересмотрят этот игровой аспект и предложат нам более интересный и увлекательный сюжет, а Рунный Воитель получит больше свободы и возможностей к самовыражению. Впрочем, сюжет - это далеко не самое важное и интересное, из того, что нас ждет в Spellforce, и, тем не менее, на мой взгляд, он требует более креативного подхода. Когда же, наконец, старая добрая история борьбы добра со злом получит хоть какой-нибудь новый занимательный виток?
При прохождении не может не удивлять одна вещь - вы обнаружите массу предметов экипировки, требования которых будут существенно превосходить уровень вашего персонажа, и которые вы не сможете и использовать. Зачем они нужны? Будучи на одной из последних карт, мой персонаж достиг сорок четвертого уровня. При этом ни один из его показателей не превышал одиннадцати, но, тем не менее, мне попадались вещи девятнадцатого уровня и так далее.
К самому концу игры характеристики так и не приблизились к этому значению, и каким образом это может случиться, если персонаж ограничен пятидесятым уровнем?
Вероятно, всё дело в том, игрок должен развивать своего героя строго в одном направлении. А вариант, когда часть очков опыта тратится на повышение уровня владения легким оружием, а другая - тяжелым, приводит к невозможности использования некоторых видов экипировки. Так, что если вы пренебрежете этим фактом, то от самой мощной экипировки, очевидно, придется отказаться. Выбирайте сами - меч или магия. От такого положения вещей игра становится несколько неполноценной и однобокой, а игрок ощущает себя посаженым в некие рамки, постоянно соблюдая очень четкий баланс, с тем, чтобы персонаж действовал эффективно. Впрочем, каждый игрок выбирает свою собственную стратегию игры, и многие могут не согласиться с такой постановкой вопроса. И это - один из главных плюсов игры - каждый может играть так, как нравится ему, ведь Spellforce предлагает огромные возможности для поиска собственных путей и стратегий.
Нововведения
Как уже было сказано выше, Shadow of the Phoenix сильно тяготеет в сторону ролевой игры, по крайней мере, сильнее, чем Order of Down. Конкретно в данном случае, речь идет про появление в игре большого числа "загадок", пришедших именно из ролевых или даже приключенческих игр. Часто возникает вопрос - а как проходить данную карту именно с точки зрении РПГ - когда от вас требуется поговорить с нужным человеком, найти и принести нужный предмет и всё в таком духе. Одним из самых ярких примеров такой карты может служить десятая по счету локация - "Clockwork Crypts". Многих это весьма раздражает - хорошо, что всё в основном сводится к беготне в качестве посыльного и нажимания на нужные рычаги - тут требуется банальный перебор комбинаций. И всё же, хотелось бы по мере прохождения получать более прозрачные намёки на то, что от нас хотят авторы сценария, а так же более внятные комментарии к заданиям.
Трудно оценить, насколько будет успешен такой ход разработчиков и как воспримут его игроки, ведь праздно носиться туда-сюда по карте в поисках верного решения, или сидеть на игровых форумах и ждать подсказки - не всякому придется по вкусу.
Одним словом, видно, что разработчики старались, хотели сделать как лучше, внести в игровой процесс некое разнообразия, но, к сожалению, получилось всё же не очень. Здесь можно было бы, например, организовать битву за решение к загадке, или что-то в этом духе. У игрока должен в любом случае быть выбор - или драться или искать решения наобум. На данном этапе - его нет. Также на пути персонажу попадаются карты, которые можно исследовать только частично, в то время как нам встречается закрытая дверь, открыть которую нет никакой возможности. Создается ощущение, что многих игроков могут утомить и даже разозлить такие бесплодные поиски.
Характер игрового процесса во многом зависит от типа героя, которого вы выберете. Если вы будете начинать с начала, то вам предложат на выбор несколько классов - маги, воины и прочее. В Breath of Winter мы не могли портировать персонажа из оригинальной игры - это было несколько неприятно. В Shadow of the Phoenix же разработчики из Phenomic решили пойти нам на встречу и исправили ситуацию. Вы начинаете игру в дополнение с мощным персонажем приблизительно 25-30 уровня, то есть таким, каким вы закончили предыдущее дополнение или оригинальную игру. Начинать развитие заново - надобности нет. И это накладывает определенный отпечаток на всю игру. Герою доступны самые мощные типы заклинаний и оружия и брони. Кроме того, у него в инвентаре находятся руны всех рас, и планы почти всех строений. Обучающий этап отсутствует, и вас сразу же бросают в самое пекло. В общем, подразумевается, что игрок прошел предыдущие части. Кстати, легче играть "старым" персонажем. Возможно, здесь дело в привычке, возможно - в индивидуальной стратегии и особенностях развития персонажа. Вместе с тем, перед началом игры вас предупреждают, что играть со старым персонажем сложнее. Ситуация непонятная, и игра на начальных этапах уступает по сложности Breath of Winter. Тем более, что в новом дополнении герой может развиться до пятидесятого уровня - тут уж держитесь.
Все локации в игре связаны порталами и связующими камнями (Binding Stones), так что практически в любой момент игры вы имеете возможность вернуться на другую локацию, и даже выбрать конкретный ее район. Есть столица, точнее, если хотите, центральный город, всего региона, где происходит действие. Город называется Эмпирия (Empiria).
В него придется возвращаться очень часто, так как там проживает несколько ключевых персонажей, которые дают вам самые интересные и полезные задания. Вообще, в Shadow of the Phoenix много диалогов,
...а главное - множество путей прохождения ролевых миссий.
Но хотелось бы ещё большего - всегда иметь возможность выбора, как проходить миссию - как RPG или как RTS. Но вместе с тем, многие ситуации имеют несколько вариантов решения, и в этом смысле очень показательно прохождении карты той самой Эмпирии, где вы можете выбирать из целых трёх различных вариантов прохождения или выполнить их все. Кроме того, это позволяет с неубывающим интересом переигрывать игру, проходя кампанию заново другими классами и выбирая иные пути прохождения.
Резюме
Spellforce спустя два года была и остается игрой, любимой многими. Ей удалось занять свою нишу и привнести сразу в два (!) жанра свежие идеи. Разработчики из Phenomic показывают превосходные результаты, а главное - проявляют уважение к игроку, продолжая выпускать качественные и хорошо оттестированные продукты. Часы, проведенные за Shadow of the Phoenix, летят как корабль Люка Скайокера, приходится буквально за шиворот оттаскивать себя от монитора с тем, чтобы поесть и поспать. Всё время приходится говорить себе "вот сейчас ещё чуть-чуть, а потом ещё чуть-чуть", и вот - уже прошла ночь...
Дополнение очень интересно, держит высокую планку, установленную в оригинальной игре, и, к тому же, в нём было исправлено много старых недочетов. Упрекнуть Shadow of the Phoenix можно только за малое число нововведений, но с другой стороны - так ли они нужны? Очевидно, им суждено найти свое место в SpellForce 2, которая должна появиться в начале следующего года.
Оценки
Графика: 90%
Звук: 88%
Игровой процесс: 90%
Общее впечатление: 87%