Age of Empires III

Автор: Morgana
Дата: 14.12.2005
Все фото статьи

Вступление


5 эпох с выбором из двух (и более) возможностей при переходе на новый уровень, голоса работников скандинавской и греческой кампаний, ностальгические звуковые дорожки, знакомые зимние пейзажи... Ничего не напоминает?

Хотела бы я сказать, что история повторилась в лице Age of Mythology 2. Но нет, перед нами - творение того же самого тандема создателей: Ensemble Studio и Microsoft Games, - Age of Empires III. Детище, надо признать, не совсем удачное. Крепкий такой середнячок...



Системные требования


Минимальные требования таковы:

Microsoft Windows XP
Процессор 1.4 ГГц (и выше) с поддержкой SSE
256 MB RAM
2 Гб свободного места на жестком диске
32x CD-ROM
Видеокарта 64 MB с поддержкой HT&L
56.6 Kbps для онлайновой игры
DirectX 9.0c или выше


Игру не поддерживают следующие видеокарты:

3D Labs Permedia 1

3DFX - все версии

ATI ES1000, Rage (все), Radeon, Radeon 7000, Radeon 7000 IGP, Radeon 7200 (только 32 MB), Radeon 7500 (только 32 MB), Mobility Radeon 7000 IGP, Mobility Fire GL

Cirrus Logic - все версии

Matrox G100, Matrox G200, Matrox Millennium, Matrox Millennium II, Matrox Mystique.

Geforce 2 (только 32 MB), Geforce, TNT2, TNT, Vanta, NVidia Riva 128, NVidia Riva 128ZX
S3 Virge_VX, S3 Virge_MX/MV, S3 Virge_MX+, S3 Virge_MX, S3 Virge_GX2, S3 Virge_DX/GX, S3 Trio64V2_DX/GX, S3 Trio64UV+, S3 Aurora64V+, S3 Aurora128, S3 Savage 2000

Intel 945, Intel 915, Intel 810 / 815, Intel 845, Intel 850, Intel 865, Intel i740

Rendition - все версии

Number9 - все версии

Oak Technologies - все версии

Chromatic Research - все версии

Tseng Labs - все версии

Neo-magic - все версии

Игра для тех, кто не наигрался в солдатики


Как всегда, в игре две составляющие: военная и экономическая. Кампания состоит из трех актов по паре десятков миссий в каждой (при этом половина из них - всего лишь объясняющие положение дел ролики).


Заданий, в которых надо будет пройти из пункта А в пункт Б - крайне мало, за что лично я могу только поблагодарить разработчиков. А вот отстроить город, окопаться, отбить пару-тройку атак, сделать вылазку и пострелять врагов, сравняв их поселение с землей - сколько угодно.


Сюжет всей кампании построен на противостоянии шотландского малого Моргана Блэка и его потомков (в двух последующих актах) с таинственным и очень могущественным Орденом. В первой части вам предстоит назло врагам сразиться с турками, пиратами, заглянуть на Кубу, схлестнуться с испанцами, перехватить у них корабли с золотом...


...и уничтожить Фонтан Юности. И всё это - на службе у Короны. На этой оптимистической ноте эпоха Моргана Блэка завершается. Его потомки остались в Новом Свете и продолжили налаживать быт в мире, отбиваясь от притязаний главарей Ордена, искавших путь к Фонтану Юности с маниакальным упорством. Будьте уверены, что энергии у Блэков не убавилось, шотландское упрямство осталось в крови, так что готовьтесь прокладывать железную дорогу, воевать с мексиканцами, испанцами,


...соотечественниками англичанами, совершать революцию на Кубе и вести войну за независимость. Будет весело.

Собственно, пересказывать все перипетии и финал не так интересно, как играть самому, поэтому не буду портить вам удовольствие от прохождения :). Но если вдруг вы заметите в районе Восточного побережья Северной Америки русского юнита под названием Strelet - заросшего мужика с желтоватым звериным лицом в шапке-ушанке и с топором - не удивляйтесь.


Это всего лишь наши русские стрелковые войска. Приспешники Ордена. Что им понадобилось так далеко от Аляски - вопрос риторический.

Общие сведения


Рынок - рынку рознь. Собственно, рынок повышает производительность труда рабочих и позволяет совершать обмен ресурсами, а торговый пункт может быть выстроен либо на дороге, либо в деревнях коренных обитателей Америки. Дорога будет приносить вам опыт, поселения индейцев - бесценные знания, воинов и всяческие улучшения.

Торговый пункт - источник постоянного дохода (если вам удастся убедить врагов оставить вашу недвижимость в покое :)). Но, предположим, что вы построили либо продвинутую версию версию торгового поста (вооруженную до зубов, и способную самостоятельно отстреляться от врагов постройку),


...либо выстроили у каждого поста сторожевую башню или блокгауз,


...обезопасившись таким образом от атак со стороны. Теперь в ваших силах расширить транспортный путь: апгрейдить человека с копытным животным до экипажа, а затем и до поезда. Изначально торговые пункты приносят вам только очки опыта, но со второго уровня развития все ресурсы - к вашим услугам. Однако, не советую перенастраивать торговый путь на что-то иное, кроме опыта - эти очки зачтутся вам в последствии.

Очки начисляются и в процессе игры. Как просто за игру (медленно и печально), так и за определенные действия: постройку домов, ведение боевых действий. Так что считайте, что вам выдана лицензия на убийство и разрушение чужих зданий.


Ресурсов в игре - раз, два, три - и больше нет. Золото (конечное количество в шахтах, неограниченное - киты и хлопковые плантации), древесина (деревья), еда (ягодные кусты, рыба, дикие и домашние животные - конечное количество, мельница - неограниченное) и фабрика - специальное строение-привет с Родины (у русских), вырабатывающее любой ресурс. Или тяжелые пушки, если вдруг они вам понадобятся. Стройте корабли, тренируйте крестьян и вперед, рубить, копать и добывать. Крестьяне собирают ягоды, крестьянки рубят дрова и добывают золото - реалии современной жизни прослеживаются и в играх :).

Герои в Age of Empires обладают своего рода бессмертием. Если их убивают, можно заплатить 100 золотых и выкупить Героя у природы (я не шучу - так звучит официальная версия воскрешения!) или же подождать естественного восстановления здоровья. Единственное, что следует запомнить: убитый у вражеской постройки Герой не поднимется на ноги до тех пор, пока вы не подошлете к нему одного из своих юнитов.

Только Герои могут закладывать новые города. Изначально у каждого из них есть только один меткий выстрел (для охранника сокровищ), но позже добавится еще одни - его можно употребить на вражеского солдата или стража сокровищ. И получить за это очки опыта, разумеется. И категорически не понимаю, почему во время сражения за богатства, Герой сначала пропускает несколько ударов, и только потом ввязывается в бой со стражами. Это что, какой-то неизвестный мне кодекс чести?

Среди сокровищ вы сможете отыскать и такие, которые воздействуют на Героя, повышая его хитпоинты, скорость передвижения и так далее. Но их крайне мало. Особым пунктом хочу выделить доспехи Аркантоса. Да-да, того самого Аркантоса из основной игры Age of Mythology - переклички со своими продуктами - своего рода маленькие игры игровых разработчиков.

Вместо Чудес или уникальных построек невероятной красоты и силы воздействия, у всех восьми цивилизаций одно здание на всех - маловразумительный Капитолий, похожий то ли на деревянную русскую церковь, сплющенную с двух сторон, то ли произведение работы Церетели.


Сила воздействия действительно невероятная - еще больше улучшений и усовершенствований для крестьян. Из действительного полезного - очки опыта за возведение и возможность за отдельную плату открыть всю карту и устроить врагам экономическую блокаду. В целом же, не стоит Капитолий того, чтобы переходить всем народом в 5 эпоху, если можно устроить небольшую победоносную войну еще в 4 эпохе.

Озвучка всех наций делается на их родном языке. Когда в кампании на фоне такого привычного английского языка вдруг проскользнуло evet (да по-турецки), я вздрогнула. По-русски говорят русские, но с каким-то ожесточением. Надо слышать, с какой ненавистью (другого определения у меня этой интонации нет) дама произносит слово "дровосек". Наверное, это был сотый дубль за день :). Однако, "прогресс - на лице" (с).

Вести с Родины и отношения с союзниками


Родина, направившая вас осваивать Новый Свет, регулярно напоминает о себе поставками ресурсов, техники или усовершенствованиями. Причем, список посылок еще до начала каждой миссии рекомендую составить самостоятельно, с учетом возможностей карты (если вы выбираете место игры).

Изначально в вашем распоряжении не так много вариантов, но с накоплением опыта для города появится возможность перетасовывать все двадцать (максимальное количество) карточек на доске поставок и выбирать необходимое. Постарайтесь сразу же добраться до улучшенной версии торгового пункта, это поможет сэкономить массу денег и нервов в будущем.

Поставки делятся на несколько категорий: улучшения для юнитов или зданий, ресурсы, техника, юниты, дисконтные карты. Чем ценнее карта, тем позже она вам достается, и тем труднее до нее добраться по ветвистому дереву карт.


Скорость поставок напрямую зависит от накопленного на карте опыта. Коротко напомню, откуда этот опыт получается:

путем строительства зданий (в меню работника можно увидеть очки опыта за возведение каждого здания)

возведением торговых пунктов вдоль дороги

убийством врагов и разрушением их построек

убийством стражей сокровищ

получением опыта в качестве сокровища


Но разработчики решили не останавливаться на тривиальных пересылках груза, а пошли еще дальше: выбирая карту для поставки, вы будете лицезреть столицу вашего государства. А чтобы виды столицы не опротивели миссии так к шестой, вы можете еще до начала игры разнообразить внешний вид города в специальном меню. Поменять цвет собора, например. Автоматически из Василия Блаженного он превратится в другую церковь. Но ничего общего с правдой это не имеет, разумеется. На улицы можно выпустить людей и почитать, о чем они говорят (но лучше и этого не делать). Словом, развлечение на всякий крайний случай.


Плавно переходим к последнему общему знаменателю: отношениям в боевом коллективе. Воевать в режиме схваток можно как в одиночку, так и в компании компьютерного союзника (и не одного). Мой выбор пал на Турцию. Таких агрессивных товарищей всегда надо держать в поле зрения. А турки в игре - весьма агрессивная нация (наряду с испанцами, немцами и французами). Война в одиночку - весьма скучная затея, поэтому я выступаю за большую и шумную компанию. Преимущества очевидны: с исследователем (Героем) союзника карта открывается в два раза быстрее, врагов можно заманивать в лагерь союзника (получив, таким образом, поддержку оборонительных зданий и регулярных войск), и так далее.

Влаимодействие осуществляется в отдельном меню, включающем следующие позиции:

Определение места атаки на мини-карте
Единовременный запрос ресурсов (если ресурсы просят у вас, для этого существует другое меню)
Запрос на регулярную поставку ресурсов
Решение о тренировке того или иного вида войск
Определение игровой стратегии (упор на оборону, экономику, быструю атаку)


Кроме того, союзник может попросить какие-нибудь ресурсы у вас (если стратегией была выбрана не экономика). 100 единиц - минимальное и вполне достаточное количество.

Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Иван Грозный


Основная кампания, конечно, вызывает определенный интерес своим сюжетом и протяженностью сквозь века, но слишком уж она однообразна. Три акта по 20 глав в каждой, добрая половина которых - всего лишь короткие событийные ролики. Поэтому пристально рассматривать будем одиночные игры. Здесь игрокам предлагается прочувствовать все возможности игры. Не знаю, что русские делали в одной связке вместе с главными врагами основной кампании. И знать не хочу. Но из чувства патриотизма одиночные игры буду руководить соотечественниками от имени Ивана Грозного.

Создатели игры и слыхом не слыхивали о нашем воинском постулате: "Брать врага не числом, а умением", иначе бы им и в голову не пришло писать в сопроводительных текстах, что сами по себе отдельные юниты слабы, поэтому нападают всегда кучно (тренируются сразу партиями и стоят дешево). "Ха" три раза. Ну да ладно, оставим это на чужой совести.

Больше всего порадовало описание опричников - всадников в черных одеждах верхом на черных лошадях (просто всадники Апокалипсиса какие-то): "Опричники могут заменить артиллерию". И зачем эти странные русские изобретали какие-то пушки, мучались, добывали железо... Одна опричная конница и блицкриг - у нас в кармане. Русские могли завоевать мир дней за двадцать (не считая переходов), но такая мысль Ивану Грозному, видимо, в голову не приходила. А зря...


Про страшного юнита по имени Strelet я уже рассказывала. Хорошо, коли это существо не снится вам в страшных снах, мне - так уже снится. Опричники тоже не могут порадовать нас внешним видом. Лица, не обезображенные интеллектом. Ах да, опричники - известные душегубы и разрушители, им по статусу не положено. Мушкетеры и алебардщики, кажется, кочуют из нации в нацию - эдакие бродяги. Еще, если вы дослужитесь до карты под названием "Царь-реформатор", то получите возможность в церкви (!) проапгрейдить боевой статус всех юнитов и нанять две не менее страшные конницы: Башкиров (лучники) в количестве 17 голов и Kalmuck-ов в количестве 9 голов. Правда, священники у нас почему-то католические...

Гренадеры Лейб-гвардии Павловского полка лихо закидывают врагов гранатами, но в штыковом бою они слабоваты. И уж конечно, с опричниками им не сравниться. Еще из артиллерии можно назвать мортиры, которые апгрейдятся до единорогов (для этого придется задействовать карту - поставку с родины).

При переходе на каждый следующий уровень развития вы сможете выбрать один из двух (а в последующем - до четырех) вариантов бонусов. Перечислять все возможности для каждой расы не буду, продемонстрирую на примере русской цивилизации. Маленькая ремарка в самом начале: доиграв до 70 уровня развития города "Санкт-Петербурга" (ну это того, в котором храм Василия Блаженного стоит на набережной), по-прежнему имею 2 варианта при переходе в пятую эпоху. Так что не могу утверждать, что там больше, чем эти самые два варианта.

Колониальная эпоха (800 единиц еды)

Снабженец - 500 единиц древесины
Натуралист - 2 коровы
Епископ - 2 крестьянина
Выдающийся философ - 500 единиц еды

Эпоха крепостей (1200 единиц еды, 1000 единиц золота)

Скаут - 5 казаков
Искатель приключений - 17, не побоюсь этого слова, стрелетов
Благородный пират - 2 корсара и 1 капер
Ссыльный принц - все усовершенствования происходят гораздо быстрее

Промышленная эпоха (2000 единиц еды, 1200 единиц золота)

Инженер - 2 фальконета
Военный министр - 7 опричников
Король мушкетеров - 13 мушкетеров
Маршал кавалерии - 6 казаков

Имперская эпоха (4000 единиц еды, 4000 единиц золота)

Президент - сундук с 2000 золота, большинство поставок может быть доставлено с далекой Родины еще раз.
Генерал - 12 мушкетеров, 1 тяжелая пушка, большинство поставок может быть доставлено с далекой Родины еще раз.


В каждую эпоху происходит что-либо интересное: то рыболовные крючки изобретут, то паровоз. Следите за обновлениями на карте! :). Ну, и напоследок хочется особо внимательно отнестись к коренным жителям Америки. Чувствуется, что создателям игры тема эта особенно близка. К сожалению, я не специалист в языках индейских племен, поэтому не могу сказать, что они говорят даже приблизительно. Поверим Ensemble Studio на слово.

Индейские племена




Инки

Дорога инков - скорость передвижения пехоты возрастает на 20%
Металлообработка - скорость добычи золота из шахт возрастает на 20%
Курьер - скорость тренировки артиллерии, кавалерии и пехоты возрастает на 25%

Команчи

Разведение лошадей - хитпоинты кавалерии увеличиваются на 10%
Торговый язык - уменьшает стоимость предметов исследований на 10%
Мустанги - скорость кавалерии увеличивается на 10%

Кри

Текстильных дел мастер - строительство зданий обходится на 25% меньше дерева
Родство Кри - охотники племени Кри могут тренироваться в ваших бараках как регулярные войска
Дубление - хитпоинты кавалерии и пехоты повышаются на 5%

Тупи

Отравленные стрелы - повышает урон, наносимый лучниками, на 10%
Знание животных - кугуар может быть выдрессирован в центральном здании, доступен домашний кугуар
Лесной пожар - строительство зданий обходится на 20% меньше дерева

Нутка

Одежда из коры - хитпоинты крестьян повышаются на 50%
Ритуальное празднество с приношением даров - стоимость тренировки воинов нутка, вооруженных дубинкой, уменьшается, а скорость тренировки увеличивается
Лояльный военный предводитель - воины нутка могут быть наняты напрямую Героем

Лакота

Охотничьи угодья - 12 бизонов доставляются к городскому центру
Торговля лошадьми - кавалерия тренируется на 25% быстрее
Воины-псы (dog soldier) лакота - 2 солдата прибывают в городской центр

Ирокезы

Лакросс (командная игра) ирокезов - сила атаки стрелковых войск повышается на 10%
Лига ирокезов - позволяет тренировать воинов-ирокезов в своих барака как регулярное войско
Утренние войны - несколько мантелетов (щит из веток и прутьев, за которым может спрятаться воин с томагавком) доставляется в городской центр

Чероки

Военный танец - все воины-индейцы передвигаются быстрее на 20%
Плетеная корзина - для усовершенствований на мельнице, рынке, плантациях и доках больше не нужно дерево
Слоговая азбука чероки - 4 крестьянина чероки поступают в ваше распоряжение

Семинолы

Партизанская война - лучники-семинолы наносят урон зданиям на 3 единицы больше
Изготовитель луков - сила урона, наносимого всеми лучниками, увеличивается на 25%

Карибы

Барабаны гарифуна (потомки браков африканцев и кариба) - урон, наносимый крестьянам лучниками, повышается на 1 единицу
Засадный отряд - Герой может тренировать воинов, стреляющих отравленными стрелами из трубок
Пиво касири (ритуальный напиток) - сила атаки пехоты и лучников увеличивается на 10%

Ацтеки

Чинампа (агрокультурная система ацтеков) - добыча еды с мельниц, рыбалки и золота путем отлова китов увеличивается на 20%
Рецепт шоколада - доставляет несколько сундуков с золотом в городскому центру и производит по 1 ящику золота каждые две минуты на протяжении всей игры (не видела ни одного ящика визуально - может быть, это золото приплюсовывается к общему счету)
Инициация - хитпоинты и уровень урона, наносимого Героем, увеличивается на 100%

Майя

Броня из хлопка - хитпоинты пехоты увеличиваются на 20%
Календарь майя - добыча еды на мельницах и охотой на диких животных увеличивается на 10%


Сами видите, что коренные племена могут дать вашей цивилизации много интересного и полезного, так что вторым делом стройте торговые пункты в их поселениях (первым делом обустраивайтесь на дороге).

Заключение


Если быть совсем честной, то не понимаю я восторженных криков западных игровых изданий. Да, пиар у игры сильный, выпуск саундтрека отдельной позицией - неплохая поддержка игре. Да, звуки выстрелов, канонада и прочие звуковые эффекты - на уровне. Но, извините меня, с такой графикой получать высокие оценки?


Видимо, я что-то пропустила. Игра - крепко стоящий на ногах середнячок. Особого прогресса со времен Age of Mythology: Titans мне разглядеть не удалось. Возможно, что не там смотрела. Но достигать всё новых ступеней развития моей столицы было до крайности скучно - все карты переиграны раз по двадцать, а перспектив - никаких. Онлайновая игра интереснее, но тоже радости мало...

Невзирая на симпатию к разрушительной силе черных опричников, с самой игрой прощаюсь безо всякого сожаления...

Оценки


Графика: 70%
Звук: 70%
Игровой процесс: 70%

Общее впечатление: 70%