Разработчик:
"Акелла"Издатель:
"1С" Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.5 GHz
256 MB RAM
64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0
8x CD-ROM/DVD-ROM
3 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 2 GHz
512 MB RAM
128 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0
16x CD-ROM/DVD-ROM
3 GB свободного дискового пространства
Вместо эпиграфа
Мы пытались оттягивать написание статьи как можно дольше с тем, чтобы дать возможность разработчикам хоть как-то залатать бреши в их судне. Больше ждать смысла уже не имеет - пускай Корсары 3 плывут, как могут.
Особенности
Сложилось так, что когда мне в руки попала коробка с тремя дисками "Корсаров 3", я как раз вновь наслаждался одной из лучших игр на пиратскую тематику, хотя и совсем другого жанра - Secret of Monkey Island. Таким образом, тон восприятия новой игры был задан. Кроме того, я распаковывал коробку, памятуя о том, что недавно вышла обновленная версия прародительницы всех игр такого рода, которую копировали все - это конечно "Pirates!" Сида Мейера. Так что Акелле было на что ориентироваться, ведь Pirates! была слишком уж аркадной, незатейливой. Для сегодняшнего дня игроку хочется что-то поинтереснее и посложнее, поэтому многие пытаются усложнить и расширить концепцию. Тем не менее, вряд ли можно сказать, что у кого-то получилось превзойти великого Сида.
Выход "Корсаров 3" должен был стать событием. Ее ждали и обсуждали, строили догадки. Надеялись на многое, особенно после не так что бы очень-то однозначных "Пиратов Карибского Моря". И разработчики обещали многое. Говорили, что будет "абсолютно новая игра, игра нового уровня во всех смыслах этого слова". Они обещали возвращение к соленой свободе и раздолью пиратской жизни первых "Корсаров" образца 2000 года, но только, разумеется, со всеми возможными улучшениями последних веяний времени. Они обещали и улучшенное графическое оформление, возможность захватывать и управлять колониями, обещали переработанный интерфейс, живой мир, новую ролевую систему и новые способности, новую боевую систему, и многопользовательский режим игры. Давайте разберемся, что же им удалось воплотить в жизнь, а что погибло под градом недоработок, ошибок и прочим.
Разработчики по какой-то причине очень стесняются связи между Пиратами Карибского моря и Корсарами, и постоянно отказывались от неё, когда ПКМ появились. Впрочем, отчасти все понятно - игра была сделана "под фильм", страдала большим числом ошибок, а главное - отчасти предавала концепцию "Корсаров". Посему, далее разработчики начали клясться, что теперь, наконец получив большую денежку от Диснея, они возьмутся за другие, лучшие, подлинные Корсары 2. И тут можно только восторгаться исключительной честностью авторов - когда они поняли, что ничего такого у них не получается, они взяли и переименовали проект в Корсары 3. А вот про них-то никто ничего хорошего никому не обещал...
Разработчики, видимо, посчитали, что аудитория у игры - и так весьма широка, и апологеты морских сражений в Карибском бассейне все равно раскупят игру. Что такое три сотни рублей по сравнению с возможностью соприкоснуться с легендой, пусть даже и не достаточно нормально работающей до установки патчей? Такая же ситуация была и с "Пиратами Карибского Моря", перекроенными из Корсаров, теперь же - всё наоборот. Вместе с узнаваемыми элементами перекочевали и ошибки. Изначально игра имеет версию 0.99. Но это написано в меню игры, а не на коробке. Действительно, не станут же на коробке с тортом писать "торт готов на 99 процентов", но ведь все понимают, что он может быть либо готов, либо же нет.
"Корсары 3" в версии 0.99 изобилуют различного рода ошибками, багами, недоработками и опечатками - корявыми фразами, взятыми явно не из русского языка. Игра зависает во время загрузки локации, герой застревает в картонном лесу игровых объектов, двери не открываются, диалоги не инициируются, корабли отказываются ремонтироваться в море, корабль непроизвольно перебрасывает в последний посещенный порт, часть названий в меню и имена персонажей написаны по-английски. И еще двухтомный список ошибок с квестами, магазинами, офицерами, глобальной картой и прочая, прочая, прочая... Можно предположить, что злобный издатель подгонял авторов, что наборщики текстов оказались криворукими, что они очень торопились поскорее порадовать игроков, просто с ног сбивались. Это можно понять. Но вот почему, например, многие слова и имена не были переведены с английского языка?
Одним словом, история с Пиратами Карибского моря повторяется. Все повторяется снова, и "Черная Жемчужина" - снова на плаву. Вышло несколько патчей, некоторые из них внесли новые ошибки, но проблема так и не решена. В игру играть могут только оголтелые фанаты, которым всё нипочем. Выходящие патчи исправляют очень многие ошибки, но этого пока мало. Здесь еще один неприятный момент, связанный с тем, что все патчи обладают довольно большим размером - 25 мегабайт, что доставит немало хлопот людям, имеющим модемный доступ в Интернет. То, что вы в данный момент читаете этот материал на web-ресурсе (вряд ли он будет тиражироваться в списках от руки), - автоматически означает, что вы имеете гипотетическую возможность скачать последний патч, размером в двадцать пять мегабайт. Играть же пока не интересно просто потому, что игровая механика не работает должным образом.
В ранней версии игры разработчики не деактивировали "режим отладки", который включается клавишей F4. Так что игрок имеет возможность телепортировать себя и корабль на любой остров, в любой город, в любое здание. Управляя кораблем, можно расстреливать вражеские суда из пушек летящими с бешеной скоростью ядрами, запас которых неограничен. Легко понять, во что таким образом превращается игровой процесс. В последующих заплатках данный режим отключили...
Впрочем, довольно об этом. Что предлагает нам игра? Её герои - два персонажа с "независимыми сюжетными линиями", которые на деле очень похожи. Игрок может играть за четыре стороны - британцев, французов (в первых вариантах - "францазы"), голландцев, испанцев ну и, естественно, пиратов. Выбор флага над кораблем определяет стартовую позицию игрока - остров, город, а также отношения других сторон к нему.
Всего в "Корсарах" около двадцати островов, три из которых не имеют колоний, а на одном обитают пираты. Но сюжет забывает про игрока в начале игры, и вспоминает только тогда, когда последний вдоволь бестолково набегается по однотипным городкам и наплавается по морям-океанам, выполняя разнообразные задания типа перевозки пассажиров или доставки рабов, которых непонятно где искать.
Морские баталии пока что являются основным достоинством игры. Пиратские налеты на торговые караваны, стычки с военными кораблями - одним словом, намек на настоящую морскую романтику. Одновременно в битве может принимать участие до шестнадцати кораблей. Ход морских сражений, равно как и поведение корабля, отстроен достаточно достоверно, с оговорками на управление, масштабы и прочее. Зато теперь появилась возможность захватить колонию (если нет желания её просто разграбить или уничтожить) и сделать её губернатором одного из своих офицеров. В захваченном городе можно модернизировать защитные сооружения, а также строить здания, повышающие уровень матросов и офицеров, позволяющих строить корабли более высокого класса и добавляющих лишних денег в казну - бараки, склады, церковь, верфь, морскую академию, золотую или серебряную шахту и т.п. Чем же живет "корсар" в третьей своей ипостаси? Итак, настоящий корсар плавает от острова к острову, нанимает команду и офицеров, покупает новые судна, совершенствует свои способности, торгует, воюет, топит или берет на абордаж проплывающие мимо посудины, выполняет губернаторские поручения, а иногда позорно ретируется. У игрока есть свобода действий, но зачем она ему в мертвом мире праздношатающихся кукол, где только море может принести ощущение свободы и свежести?
Одним из самых заметных положительных качеств игры являются гибкие настройки опций сложности. Но, с другой стороны, нет смысла настраивать то, что пока работает не так, как должно. Зато управление претерпело существенные изменения после ПКМ.
Присутствуют в игре и многопользовательские сражения. Играть можно в четырех режимах - "дэфматч", "групповой бой", "эскорт" и "захват форта". При этом официальном форуме пишут, что худо-бедно работает пока только дэфматч. Интернет-серверов нет, но желающие всё же есть - это видно по активности на форумах. Но, видимо, к тому времени, когда разработчики "доведут" мультиплеер, успеют выйти "Корсары Online". Там и поплаваем...
Сюжет
Итак, мы в компании Беатрис или Блейз Шарп начинаем свое путешествие в начале сорокового года семнадцатого века. Герой неожиданно обнаруживает себя на причале, когда к нему вдруг подбегает некий гражданин и вручает странного вида сверток, после чего поспешно исчезает. В свертке оказывается половинка таинственной карты (ура, сокровища!), оставленной герою заботливым родителем - героем первой части игры Николасом Шарпом. Кроме того, на карте обнаруживается имя вашей сводной сестры (или брата, если вы играете за Беатрис), а также часть зашифрованного послания: "...и на один выше его прекрасной тезки". Вот такую вводную получает сюжет, который далее будет развиваться в рамках одного единственно задания. Непринужденный и слегка наивный темп, заданный историей в самом начале повествования, удерживается сценаристами до самого конца игры.
Таким образом, герой вступает в этот полный опасностей и невзгод несправедливый мир. Он выполняет различные поручения, встречается с интересными людьми с тем, чтобы потом у одного старого купца найти вторую половинку карты. Карта позволяет герою установить местонахождение его пропавшего родственника, а также радует представившейся возможностью разбогатеть, отрыв несметные отцовские сокровища.
Но сначала герой должен обрести Силу и достичь десятого уровня развития, дабы совладать со всеми свалившимися на него проблемами. Очевидно, разработчики хотели, чтобы игрок раскачал своего персонажа, прежде чем пускать его сквозь огонь, воду и медные трубы. Но в итоге история сначала долгое время стоит на месте, а потом вдруг совершает неожиданный рывок. Хорошо, что далее сюжетная линия просыпается, вспоминает о том, что игрок хочет внимания к себе, и демонстрирует ему еще несколько изгибов.
Тут-то перед героем встает воистину гамлетовский выбор - осуществить ли мечту отца, объединить все колонии и потерять часть сокровищ, или же, избавившись от "лишнего" наследника - завладеть всем состоянием Шарпов. Мда, действительно, сложная ситуация. Впрочем, выбор сей вовсе даже не критичен. Так или иначе, когда игра завершится, вы увидите один из пяти финалов (которые от данного выбора не зависят), но так и не поймете, что же хотел от вас ваш покойный отец, зачем он делил карту на две половинки, и почему хотел, чтобы герой снова обрел потерянного родственника. Быть может, это иллюстрация из древней притчи про прутья и сыновей? Но цель, очевидно, была чистой и высокой, не сомневайтесь. Разве у пиратов бывают другие?
В любом случае, главная цель в любом случае остается неизменной - так или иначе захватить все колонии, создать свою собственную республику, о чем в свое время так мечтал Николас Шарп, и стать главным боссом на районе.
Персонажи
Беатрис Шарп
Бесшабашная и насмешливая Беатрис нарушает все законы Берегового Братства одним своим существованием. Но вряд ли кто-нибудь осмелится заявить ей об этом - Беатрис управляется со своим клинком так, словно родилась с оружием в руке. Сияя белозубой улыбкой, она идет по жизни рука об руку с подругой-удачей. Команда её корабля боготворит своего капитана, и готова за нее и в огонь и в воду. И неспроста - Беатрис не даст в обиду ни одного члена своей команды - включая даже юнгу и кока. Лишь недавно корабль Беатрис появился в водах Карибского Моря, но в тавернах можно услышать множество историй о "Рыжем Дьяволе", как прозвали Беатрис моряки. О том, что Рыжий Дьявол никогда не возвращается без добычи, и о том, что ее невозможно поймать, поскольку ее корабль быстрее любого другого. Слухи умалчивают лишь о происхождении Беатрис. Впрочем, читатель, если он еще не совсем ослеп, может еще раз взглянуть на "паспортные данные" нашей героини и догадаться обо всем сам.
Блэйз
Рубака Блэйз - единственный потомок легендарного Николаса Шарпа. Впрочем, на самом деле даже и не совсем потомок-то - всего лишь приемный сын. В отличие от своего приемного отца Блэйз менее нацелен на великие свершения - его вполне устраивает веселая жизнь пирата и искателя приключений. Естественно, в будущем его ожидает великая слава, несметные богатства и высокая должность. По крайней мере, он сам в этом уверен. А пока что Блэйз - весельчак и завсегдатай всех портовых таверн, гроза испанцев и непременный участник всех самых скандальных проделок, рискованных приключений и пьяных драк. Девушки сохнут по этому сорвиголове, но еще ни одной не удалось надолго привлечь к себе его внимание. Море, добыча и алкоголь - вот что будоражит кровь Блэйза!
Игровой процесс
Игра встречает нас очень красивым главным меню - живописный трехмерный фон, море, корабль, качающийся на волнах, и далее на заднем плане уютный береговой городок.
После начала новой игры происходит генерация персонажа, а потом мы оказываемся в стартовой точке. Герой игры - участник бесконечных заплывов на время от одного дружественного или не очень порта к другому. Вот как раз момент плавания около острова и доставляет весьма серьёзное удовольствие - рядом живописный берег, под килем океан, кричат чайки и скрипят снасти. Ну, а все остальное время приключенца занимают всевозможные драки-разборки, накопление опыта, развитие характеристик, и приобретение новых "перков". Кроме того, должен герой зарабатывать золото, а самый легкий путь для этого на первых порах - это выполнение заданий.
Случайные задания вашему герою выдают NPC, сидящие в тавернах или слоняющиеся по улицам, и помеченные крупным восклицательным знаком над головой.
Более интересные задания обычно дают торговцы и губернаторы - их квесты позволяют вашему персонажу продвигаться по карьерной лестнице. Губернатор выдает патент, позволяющий делать карьеру, вершиной которой как раз и является чин вице-короля. Основная типология заданий укладывается в концепцию "мальчик на побегушках" - отвезти куда-либо товар, сопроводить судно, найти и доставить некий предмет, доставить пассажира, эскорт, потопить корабль, захватить рабов. Самыми интересными из случайных квестов могут считаться заказ на убийство, захват и управлений колонией (что, в принципе, можно делать и без каких-либо заказов), ну и несколько других. После убийства от жертвы остается трофей, который надо предъявить заказчику. Все просто. Пребывая на службе у различных "их величеств" и наций, наш герой выполняет их прихоти в виде заданий, завоёвывая тем самым славу, известность и почёт, и получая новые звания. В результате, игрок должен стать единоличным властителем всех городков, дабы увидеть одну из пяти однотипных, правда, концовок, в зависимости от того, под каким флагом он начал игру. Кроме того, каким образом выполнили требования основного и единственного сюжетного квеста "Наследие Шарпа".
Понятно, что все самые маститые бандиты рано или поздно стремятся легализоваться, а пираты - жениться на дочке губернатора, так что наш герой не исключение. Когда герой достигнет определенных высот в грабеже и разбое, он сможет захватывать города и управлять ими, назначая своих людей на пост губернатора, и развивать. В городах можно строить всякие здания, и получать от них прибыль, одним словом - делать деньги легально. Ну и тут вам не дадут зажить тихой и размеренной жизнью - непременно явятся неприятели и завистники и станут городок отвоевывать, так что защитные здания также надо возводить. Но назвать это экономикой нельзя. Естественно, вместе с ростом оборотов, растёт и оборонная способность колонии. Так что форты, которые часто располагаются рядом с городом, также становятся мощнее. Развитие захваченной колонии зависит от степени лояльности местного населения, показатель которой не изменяется, даже если вы назначите на пост губернатора офицера с максимальным параметром "Авторитет".
Итак, наш герой сражается ради самой благой цели - объединения. Он стремится завладеть всеми колониями в Карибском бассейне, с тем, чтобы объединить их в одну республику. Дело это непростое, серьезное и хлопотное, а скорее даже - утомительное. Потому, игрок и его персонаж должны запастись недюжим терпением, и суметь полюбить это море настолько, чтобы прощать ему все, учитывая те испытания, что оно ему готовит.
Море это омывает восемнадцать островов, на которых находятся шестнадцать колоний и одно пиратское поселение. Свободно перемещаемся по островам, принимая сражения на суше и на море, поступаем на государственную службу, выполняем различные задания, набираем бесценный опыт, внимательно следим за своей командой, офицерским составом, наличием провианта в трюме и состоянием самого корабля, постоянно его усовершенствуя. Есть свобода, выражающаяся в доступности любой точки мира, и нет сюжета. А что с ней делать-то, со свободою? Городки красивы, но бесполезны. Нельзя заходить ни в одно здание, кроме стандартных - тут и там попадаются непонятные закрытые двери. Нет персонажей, и нет диалогов и неожиданных ситуаций - однообразные реплики раздражают. Всё как-то мелко и уныло.
Когда наш герой под покровом ночи тайно пробирается во вражеский город, то, в отличие от Sid Meier's Pirates!, где проникновение обставлено очень красиво и интересно, тут все намного тривиальнее. Тем паче, в поселении противника мы можем заглянуть только лишь в таверну, и более в нём делать нечего. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать этот мир живым.
Другие островки жизни в море, кроме вашего корабля, это такие же, как и Шарпы, вольные флибустьеры, чьи корабли на глобальной карте помечаются зелеными парусами. Впрочем, не ждите духа соревновательности, царившего в "Космических Рейнджерах". Если дать коллегам по ремеслу нагуляться и разбогатеть, ими впоследствии можно будет неплохо поживиться. Маленькие поселения становятся большими городами, предлагая больше разнообразных товаров в магазинах, а также более опытных матросов и офицеров для найма на службу. Вот такой вот "масштабный игровой мир - живой, многогранный и независимо развивающийся от действий игрока".
Приятным, но всё же сомнительным ходом можно назвать введение меню быстрых команд. Оно позволяет практически в любой момент получить доступ ко всем возможным и значимым на данном этапе действиям, и мгновенно выполнить его. Так, например, прибыв в город, вы можете мгновенно попасть в любое из доступных зданий, а, выйдя в море - мгновенно доплыть до любого корабля, порта или других в пределах условной досягаемости. Также быстрыми командами можно отдавать приказы другим кораблям своей эскадры. Другое дело, что игрок начинает пользоваться быстрыми командами и не ходит по городу, и не плавает по морю. Решается проблема долгих скитаний по местности в поисках ключевых зданий, которая несколько раздражала в первой части игры. Однако в этом случае все созданные авторами поселения, положившие на них столько сил, перестают нести в себе какую бы то ни было смысловую нагрузку. Ничего не подстрекает игрока к тому, что бы бродить по этим улицам, ведь жители, ходящие по ним - плохие собеседники, у них ничего невозможно узнать, они отвечают двумя однотипными фразами.
На глобальной карте мы опять же в аркадном режиме с клавиатуры посредством традиционной раскладки WSAD управляем небольшой лодочкой, представляющей наш корабль и флот - в точности как в Sid Meier's Pirates!
Маневрируем, уклоняясь от штормов, и только при переходе во время сражений или при приближении к острову, корабль начинает плыть сообразно законам навигации, ветра и парусов. Как и в ПКМ, можно управлять кораблем с видом от третьего или, свободно перемещаясь по палубе, с видом от первого лица. Для разнообразных маневров можно устанавливать три варианта натяжения парусов. В бою можно заряжать орудия четырьмя типами снарядов - ядрами, бомбами, книппелями и картечью. Сражения непосредственно от лица персонажа вообще выглядят несколько странно. С одной стороны это выглядит как экшен в реальном времени, с другой, особенно на первых порах развития героя, бойцы наносят удары, как будто находясь в анабиозе, и все начинает напоминать походовый режим. Зрелище пугающее и утомительное. После боя от врага часто остаются трофеи. В первой (то есть 0.99) версии игры предметы экипировки нашему персонажу доставались довольно редко. Потому вдруг ситуация изменилась с точностью до наоборот, и экипировка посыпалась на персонажа так, будто его перепутали с героем Diablo. Качество предметов определяется случайным образом, и в основном зависит от показателя удачи персонажа.
В городе
Свободно гулять по острову отныне категорически запрещено - очевидно, их отдали под заповедники, так что для променадов оставлены были только небольшие и уютные портовые городки. Вся разница между 16-ю колониями заключается в разной планировке местности. Почти во всех городах имеется четыре основных места для посещения - стандартный пиратский набор со времен Sid Meier's Pirates!, и несколько вспомогательных.
Основные:
Верфь - на верфи можно приобрести новое судно, причем всего имеется шесть классов судов. Изначально герой получает в свое распоряжение люгер - один из самых быстрых и маневренных кораблей того времени.
Существенный его недостаток - малый размер и скромные возможности в бою. Потому в скором времени ему на смену приходит шлюп, более вместительный барк, сбалансированный бриг, надёжный галеон, громадный линкор, устрашающий фрегат и другие. Все модели кораблей - выполнены крайне точно с графической точки зрения. У каждой модели есть три модификации корпуса, орудий, а также очень неплохая система повреждений паруса, которая влияет на скорость и маневренность корабля.
Следует помнить, что если игрок приобретет корабль, не соответствующий своему текущему рангу, то он получит пенальти и штрафы ко многим умениям персонажа. Естественно, на верфи можно осуществлять починку прохудившегося плавсредства, при этом ремонт до установки патча зачастую мог обойтись дороже стоимости нового корабля. Тут же можно сменить тип парусов с тем, чтобы увеличить быстроходность и маневренность судна, а также модернизировать обшивку корпуса. В ассортименте, помимо деревянной обшивки, есть еще обшивка с бронзовыми и медными пластинами, которые замедляют скорость, зато существенно улучшают прочность "брони". Ну, и последнее важнейшее действие на верфи - это выбор и установка палубных орудий. Как и в ПКМ, ассортимент ограничен пушками и кулевринами, при этом понятно, что кулеврины наносят меньше ущерба, зато дальше стреляют и быстрее перезаряжаются.
Магазин - здесь осуществляется покупка и продажа товаров. Один из главных способов заработка особенно на первых этапах игры - это торговля.
Таверна - здесь можно нанять офицеров и матросов, вакансии - те же, что в ПКМ. Команда разбивается на четыре части - матросы, солдаты, мушкетеры и канониры. Как в ПКМ, наймиты ежемесячно требуют заработной платы (не важно, есть добыча или нет), а порой - и ее повышения, также могут бросить игрока, если тот займется пиратством, или же поднять бунт. До патча 1.04 офицеры встречались весьма редко. Офицеры набирают опыт в боях и повышают умения. Они пригодятся при командовании захваченными судами, которые можно будет добавить в нашу эскадру, а также при управлении захваченными колониями. Нанятых помощников можно назначить на должности навигатора, боцмана, канонира, врача, казначея, плотника или бойца, в обязанности которого отныне входит функция телохранителя - боец сопровождает капитана при сходе на берег или в драках во время абордажа, или при захвате форта. Помимо прочего, в таверне можно, расставшись с небольшой суммой пиастров, узнать последние слухи. Практическая выгода от них, правда, равна нулю. Мозгов вашим подопечным явно не хватает. Они проявляют себя одинаково плохо на любом посту, на который их не поставил бы игрок, будто то навигация или фехтовальщик при абордаже.
Губернатор - дает патент и задания герою, генерируемые в случайном порядке.
Ролевая система
Ролевая система "Корсаров 3" напоминает известную ролевую систему S.P.E.C.I.A.L., использованную в Fallout 1 и 2, одновременно является собственной разработкой авторов специально для "К3". За сражения, выполнение заданий и прочую полезную деятельность персонаж получает опыт. При достижении определенного уровня опыта персонаж получает новый ранг (аналог уровня в остальных РПГ), а вместе с ним - очки умений и очки талантов.
У игрока есть 12 умений, которые охватывают своим воздействием все аспекты пиратского существования:
Авторитет - от него зависит падение либо рост морали команды, доля капитана в дележе добычи, вероятность сдачи противника во время сражения.
Навигация - от навигации зависит маневренность корабля и время постановки парусов.
Фехтование - от этого умения зависит урон, наносимый Блэйзом или Беатрис в рукопашной хватке.
Пистолеты - это умение отвечает за меткость стрельбы из пистолетов и за наносимый урон.
Орудия - скорость перезарядки корабельных орудий, вероятность их разрыва от выстрела и синхронность орудийного залпа завязаны на это умение.
Меткость - это умение отвечает за кучность орудийного залпа.
Абордаж - расстояние, на котором игрок может взять корабль противника на абордаж.
Защита - снижает потери команды при артиллерийской дуэли.
Починка - определяет уровень повреждений, которые можно исправить, не заходя в порт (При наличии на борту парусины и досок).
Торговля - от Торговли зависят цены, по которым игрок закупает и продает товары.
Удача - в пиратском ремесле от удачи зависит многое, так что не стоит пренебрегать этим умением.
Тактика - определяет количество союзных кораблей в эскадре игрока.
Таланты игрок выбирает из списка предложенных - каждый талант придает персонажу игрока какую-то уникальную особенность или возможность. Например, талант "Морской Волк" в два раза снижает урон, получаемый кораблем в шторм, а талант "Контрабандист" позволяет сбросить за борт контрабандный груз при появлении таможенного патруля.
Поскольку сразу все умения Блэйзу или Беатрис прокачать не удастся, то сосредоточиться придется на чем-то определенном, а пробелы знаний в других областях закрывать за счет найма на корабль офицеров.
Чтобы заполнить все вакансии на борту, придется потратить немало звонкой монеты. В зависимости от должности, на которую назначен офицер, его значения определенных умений будут использоваться вместо значений умений персонажа игрока.
На корабле есть следующие вакансии:
Навигатор - отвечает за Навигацию
Врач - за Защиту
Боцман - за Абордаж
Плотник - за Починку
Канонир - за Меткость и Орудия
Казначей - за Торговлю
Эти офицеры набирают опыт так же, как и персонаж игрока, и игрок сможет сам управлять их развитием, выращивая себе таких помощников, каких пожелает.
После генерации персонажа в начале игры не забудьте распределить несколько бонусов к умениям и способностям мы сможем потратить уже во время ее начала.
Вдогонку всему вышесказанному следует обозначить, что в целом ролевая система и способности персонажа в частности - проработаны не до конца, в них наблюдается явный дисбаланс. Персонаж, как и в "ПКМ", умеет носить при себе всего три предмета - подзорную трубу, пистолет и шпагу. При этом он всегда путешествует налегке, все в той же одежде, что и в самом начале игры. Броню наш герой носить не может, так что он растит стальную кожу и постепенно вырабатывает иммунитет к повреждениям в рукопашном бою за счет развития соответствующих умений, и только тогда у него появляется шанс выжить в абордажах и сухопутных стычках. Вероятно, настоящие пираты с детства привыкают терпеть боль и, не поморщившись, переносить сквозные ранения шпагой.
Графика и звук
Графическое оформление в "Корсарах 3" обеспечивает все тот же, правда модифицированный, движок Storm 2.5, которым многие восторгались в Пиратах Карибского моря. Теперь, понятно, поводов для восторгов остается меньше, но, тем не менее, картинка всё еще довольно мила, несмотря на то, что движок использует только DirectX8. Сейчас уже начало 2006-ого года, разработчики предлагают нам движок трёхлетней давности, не поддерживающий эффектов bump-mapping и новых версий шейдерных эффектов, которые важны для игры, в которой вода играет не последнюю роль. Есть эффекты пост-обработки, такие как Bloom и Blur, но при этом все ухитряется отчаянно тормозить.
Storm Engine 2.5 способен нарисовать симпатичную картинку, но изобилующую, к сожалению, прежними недостатками - например, как и в "Корсарах", во время шторма вода некрасиво наползает на палубу. Используя шейдеры и другие эффекты старых версий, разработчикам удалось сделать довольно правдоподобное море, - при этом одно из самых красивых в такого рода играх.
Море при этом стало несколько живее и интереснее в одни моменты, и совсем наоборот - в другие. Сразу можно заметить, что море красиво и натурально в тихую погоду, а когда поднимется шторм, в глаза бросаются выпирающие полигоны и общая неправдоподобность. При этом движок не позволяет сделать смену дня и ночи, погодных условий в реальном времени, они меняются только при переходе между локациями. Модели кораблей почти не изменились, зато движок теперь помещает на них больше матросов, нежели в том же "ПКМ".
Сухопутные ландшафты также не так уж плохи. Но тут мы имеем дело с другой проблемой - одна локация сама по себе очень недурна, но интерьеры и архитектуры, повторяются довольно часто, так что это несколько утомляет. Угловатые очертания островов режут глаз, вода не отражает объекты на суше. Вообще же, на суше все очень мило и уютно, но не более того. И это заслуга в первую очередь художников и дизайнеров, которые смогли сделать так, чтобы однообразность текстур не сильно бросалась в глаза.
Что касается звука. В походах для персонажа звучат пятнадцать музыкальных композиций в исполнении Симфонического Оркестра Московской Филармонии. Не слишком вразумительные, но выполняющие свою роль треки. О диалогах и озвучении игры: мастерство актеров можно оценить где-то на уровне между детскими утренниками и студенческими постановками. Впрочем, это свойственно большинству отечественных локализаций...
Боевая система
Столь полюбившиеся мне абордажные сражения получились какими-то, гм... Концептуальными. А как еще их назвать? Выглядит всё это так. Во-первых, при сражении один из кораблей куда-то исчезает, в то время как наш герой со своею шайкой непременно оказывается на корме, тогда как противник - на носу корабля (чьего?).
Не очень понятно, как такое вообще может происходить, когда корабли при абордаже сходятся бортами. Нет, оно конечно понятно, что разработчики хотели как лучше, что они хотели сделать аркадный и динамичный бой на палубе, но получилось все же несуразно. Вариант получился ничем не лучше "ПКМ" или первых "Корсаров". После сражения на палубе герой должен принять участие в традиционной дуэли капитанов.
В сражении игрок управляет только главным героем, а всеми остальными членами команды управляет компьютер, и делает он это ужасно. Управление происходит в режиме от третьего лица, а само сражение проходит в аркадном стиле. В распоряжении героя есть четыре атакующих приема, три защитных, а также бег и отскок назад. В первых "Корсарах" ударов было почти столько же, но там герой не мог перемещаться. В третьей части характер сражений сам подвигает игрока к тому, чтобы на начальных этапах использовать известную примитивную тактику - наносить несколько ударов, а потом бегать по кругу, пока не восстановятся здоровье и энергия. Позднее, когда персонаж разовьет свои навыки, сражения станут просто обузой, ибо наш капитан станет входить в неплотные ряды врагов точно горячий нож в масло. При этом он не умеет по-человечески стрейфиться (эта возможность добавилась только с патчем), а достаточно медленная на первых порах регенерация делает сражения утомительными и однообразными. Да и авторы не слишком увлекались проработкой анимации - это касается, скажем, поворотов на месте и стрейфа персонажа. Кстати, герой может делать выстрел из пистолета, но цель выбирать нельзя - получается чистый вариант "на кого Бог пошлет". Зато выстрел крайне эффективен. Вообще же, разработчики приложили много усилий к тому, чтобы исправить прошлые недочеты, но серьезных улучшений в удобстве все равно добиться не удалось.
Резюме
Что ж, к сожалению, "Корсары III" - это как раз тот самый довольно редкий случай, когда проще перечислить плюсы (ради чего играть в игру), нежели минусы (почему в нее не играть). Играть можно ради морских сражений, которые способны всё же доставить удовольствие, играть можно ради того, что бы полчасика поплавать между островами без особой цели, пытаясь насладиться ночным морем. Наконец, фанаты будут играть обязательно, и они простят игре многое. Всё же понятно одно - в этот мир можно только играть, но жить в нем нельзя.
Игра могла бы "ожить", но легенда Корсаров гибнет из-за ошибок и недоработок своих создателей. А нам остается только ждать нового порыва соленого ветра с запахом рома, золота и настоящей пиратской свободы...
Оценки
Графика: 85%
Звук: 80%
Игровой процесс: 50% (надеемся, патчи поправят ситуацию)
Общее впечатление: 60% (за текущее состояние)