Издатель на территории России:
1С Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.8 GHz
256 MB RAM
32 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
8x CD-ROM/DVD-ROM
2.8 GB свободного дискового пространства + 320 MB for the Windows swap file
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 2 GHz
512 MB RAM
128 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c with T&L
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
16x CD-ROM/DVD-ROM
2.7 GB свободного дискового пространства + 320 MB для файлов подкачки Windows
Геймпад с десятью или более кнопками и двойным джойстиком
Особенности
Что такое Дикий Запад для русского человека? Вероятно, многим сразу вспомнятся отечественный "вестерн" "Человек с бульвара Капуцинов", и, конечно, фильмы непревзойденного повара спагетти-вестернов мастера Серджио Леоне с Клинтом Иствудом или Чарльзом Бронсоном в главных ролях. Конечно, был еще Джон Уэйн, но фильмы Леоне навсегда стали эталоном жанра "вестерн". Самопальные кассеты с фильмами "Злой, плохой хороший", "За пригоршню долларов", "Однажды на Диком Западе" просматривались на старых видеомагнитофонах большими компаниями. Хотя эти фильмы трудно назвать классическим представлением о Диком Западе. У Леоне практически нет индейцев, зато много внимания уделяется железным дорогам, то есть, он показывает время, когда цивилизация уже если не покорила, то сильно потеснила первородную природу. Дело происходит в годы Гражданской Войны в США или сразу по ее окончанию - в любом случае, человеческая жизнь тогда была не дороже "пригоршни долларов". Герои фильмов Леоне - это часто люди с проблемами с законом, искатели приключений и легкой наживы, к тому же не обремененные моральными принципами. Они неразговорчивы, безэмоциональны - они не плохие, и не хорошие. Единственное, что они умеют - это метко стрелять. Они убивают, потому что просто иначе в этом мире не выжить. Они скачут на лошадях, курят, пьют виски, и молча смотрят друг другу в глаза под прекрасную музыку Эннио Морриконе.
А много ли вы можете припомнить вестернов для ПК? Навскидку на ум приходят шедевральный Outlaws от не менее легендарной LucasArts, а также совершенно невразумительные Western Outlaw от Groove Games, Dead Man's Hand от Human Head Studios, а также Gun Warrior от Frontline Studios. На консолях можно припомнить чуть больше интересных тайтлов, но на ПК же этот жанр не пользуется особенной популярностью, проекты выходят не высшего качества, и интерес аудитории не очень высок. Но разработчики, одержимые романтикой прерий и кольтов все еще продолжают трудиться в этом поджанре, и сегодня мы рассмотрим еще один плод стараний Neversoft Entertainment. Авторы планируют показаться нам все зверство и неприкрытое беззаконие дикого Запада - таким, каким оно было полтора века назад. Наш герой - Колтон Уайт - пробивает себе дорогу через жесткий, суровый и не прощающий ошибок мир (впрочем, а что изменилось с тех пор?), а декорациями к его путешествию становится ландшафты, великолепно подчеркивающие атмосферу Дикого Запада. Отчасти, Колтон продолжает линию характеров Иствуда - он не злодей, он убивает только чтобы выжить, он не грабит банков и поездов. То его пистолет оказывается на страже справедливости и добродетели, то ищет возмездия, кода Колтон сражается лицом к лицу с бандитами, местными продажными законниками, солдатами-дезертирами, или кровожадным коренным населением Америки (индейцы - будут!).
Кроме того, прослеживается даже невнятная любовная линия - впрочем, на женщин ковбои, будучи заняты бесконечными перестрелками, всегда обращали не слишком много внимания.
Игра совмещает в себе элементы приключений и экшена, и многие сравнивают ее с Grand Theft Auto, называя ее "GTA на лошади". Сюжет не плох, на месте все стандартные "клюквенные" элементы - измены, жадность, месть; герои живы и ярки, но местами все же не прописаны до конца. Один из главных плюсов GUN в том, что игра не поделена на уровни, и не являет собой унылый тир с ковбоями - а именно такими были ее предшественники. Разработчики попытались создать живой, открытый для исследования интерактивный мир, и это им почти удалось - игрок может исследовать его на лошади, или же пешком, путешествуя через районы, простирающиеся от снежных гор Монтаны до равнин в окрестностях города Доджа, а также Канзаса и пустынь Нью-Мехико, где опасность ожидает его на каждом повороте.
Декорациями к действию игры становятся годы после Гражданской Войны в США, то есть на Диком Западе второй половины девятнадцатого века. Начинается все очень изящно - с эпизода охоты, одновременно играющего роль ознакомительной и обучающей миссии, вводящей в курс того, что ждет игрока в GUN.
А его ожидает весь набор прелестей ковбойской жизни, которыми ему придется насладиться вместе с героем - дневать и ночевать на спине лошади, охотиться за наградами, играть в покер, защищать девушек легкого поведения, охотиться на буйволов, и штурмовать форты на границах. Кроме того, разнообразие игровому процессу предает вариативность в решениях боевых задач - стратегическое планирование, и точная стрельба, и тактический стелс, и использование взрывчатки. Помимо основных, сюжетных заданий, есть еще и многочисленные дополнительные миссии (или в каком-то смысле мини-игры) нескольких типов, в которых герой может совершенствовать навыки владения оружием или выездки на лошади. Игрок может открывать секретное оружие, и повышать умения и способности героя для улучшения навыков обращения с оружием и другой экипировкой. Присутствует и характерный эпохе арсенал оружия, в который разработчики постарались включить самые известные подлинные образцы того времени. По мнению авторов, все настоящие стрелки того времени использовали такое эпическое оружие, как сакраментальные шестизарядные револьверы, дробовики, пулеметы Гэтлинга (первый американский пулемет, впервые взятый на вооружение в 1862 году), и индейское оружие - огненные стрелы, томагавки. Ну и, конечно же, динамитные шашки.
К сожалению (или к счастью - кому как), разработчики решили сделать упор на аркадную незатейливость игрового процесса - отсюда обилие врагов, которые мрут толпами, статистика прохождения в финале,
...простенькая физическая модель и прочее. Впрочем, это не совсем правда - анимация и модель лошади, на которой ездит наш герой, сделаны чудесно, так что исследовать в седле окрестности - сказка как приятно. Вот только все лошади совершенно одинаковы, что по поведению, что по скорости, а различаются только по окрасу - в основном, правда, буро-желтому.
Графика в GUN не блещет, но она красива за счет хорошего дизайна, ярких и характерных антуражу цветов, так что отличным образом подчеркивается игровая атмосфера вестерна.
А вот музыка великолепна - не Морриконе конечно, но все же гитарные композиции - это как раз то, что надо. Вообще, за игрой просматривается глубокая и интересная идея, но авторам очевидно не хватило ресурсов (в том числе и временных) для ее полноценной реализации. Как уже говорилось выше, плюсами игры могут стать большой мир без деления на миссии, живой и вызывающий интерес к исследованию, и как следствие - приключенческие и даже ролевые элементы. Быть может, игра получит продолжение? Я бы ожидал бы его с удовольствием. Neversoft Entertainment не смогли возглавить игровые Top10, но показали очень неплохой потенциал и результат.
Сюжет
Сюжет игры, с покушением на эпичность, придуман голливудским сценаристом Рэнделлом Джэнсоном (Randall Jahnson), автором, работавшим над сценариями к фильму "Маска Зоро", и фильму о группе Doors. Пусть он и не пробовал ранее свои силы в сценариях для вестернов, но какое-никакое имя он себе заработал, так что ему можно доверять, что и подтверждается в игре. Сценарная жвачка хоть и банальна до безобразия, все же вызывает весьма приятные эмоции. Следуя сюжетной линии по просторам дикого и беззаконного запада, мы встречаем проституток, кровожадных проповедников, индейцев и военных-дезертиров, безумцев, одержимых жаждой денег, и многих других забавных персонажей. На протяжении игры сюжет делает несколько не слишком изящных изгибов, но для вестерна - вполне хорошо, самое то. В довершении ко всему, разработчики почему-то наделили происходящее элементами фатума (индейского что ли?).
Как уже отмечалось выше, главного персонажа игры зовут Колтон Уайт - он ковбой, эдакий воитель, колеблющийся между добром и злом, и ведомый вперед жаждой мести. После гибели отца во время нападения на пароход, Колтон пытается выяснить причины нападения, а также разобраться в своем прошлом, которое на поверку оказывается не таким уж простым. Помимо этого, он ездит туда-сюда на лошади, собирая награды за поимку преступников и захватывая поезда. На самом же деле все закручивается вокруг креста, который мы видим в заставке в начале игры. Во вступлении, которое относит нас на триста лет назад, нам показывают некоего проповедника с жалкой группкой испанских солдат без обозов и огромным золотым крестом в руках.
Почему-то это все обзывается экспедицией конкистадоров. И вот как все это связано - и придется выяснить нашему герою.
Персонажи
Колтон Уайт (Colton White) - вырос на диких просторах не мене Дикого Запада, изучив пути Горного Народа от своего отца - Неда, освоив мастерство охоты, езды на лошадях и научившись точности в стрельбе. Когда они вдвоем совершают очередную выездку, и путешествуют на теплоходе, жизнь главного героя коренным образом меняется. Он пытается узнать, кто он такой, а также о происходящем вокруг, своем отце и других людях, его окружающих. Не обойдется и без древних индейских пророчеств (ужас!).
Нед Уайт (Ned White) - друг индейцев и отец Колтона, воспитавший его и научивший его всему, в том числе очевидно и непоколебимым моральным устоям. Принимал участие в войне, и был правой рукой Магрюдера. Человек на первый взгляд честный во всех отношениях, но очевидно много скрывающий.
Дженни (Jenny) - девушка, чья судьба ненадолго будет связана с судьбой Колтона. После смерти матери, она становится хозяйкой борделя "Алабама" в Додж (время было такое...), и становится известной за свою красоту и ум. Сочетая в себе очарование и характер, она в случае нужды может управиться и с дробовиком. Когда в ее жизни появляется Колтон, она оставляет свое прежнее житье-бытье и решает отправиться вместе с ним.
Томас Магрюдер (Thomas Magruder) - генерал "другой стороны" в гражданской войне, переместился на Запад, прямо перед тем, как Конфедерация пала перед Союзом. Там он использовал свое влияние и власть, чтобы стать железнодорожным магнатом на территории всего Нью-Мексико. Его мобильный офис находится в "Черном поезде", и постоянно перемещается по Техасу. Не гнушается никакими целями, чтобы достигнуть своего, и выполнить миссию.
Худу Браун (Hoodoo Brown) - мэр (а в данных обстоятельствах, скорее единоличный правитель), гарант спокойствия и справедливости крупного городка региона - Эмпирии (Empire). Он правит городом как король, насаждая закон, точнее то, как он его видит. Его помощники тщательно следят за тем, чтобы все указы выполнялись неукоснительно, а недовольные болтались на виселице.
Святой отец (Preacher) - падший священник - образ пошловатый и не очень интересный, но мы, тем не менее, встретим его в игре. Один из врагов Колтона, который сразу явно обозначается в одном из первых роликов. Образ не дописан наряду с прочими колоритными личностями, типа Холлистера (Hollister) - кошмарного командира ренегатов после войны.
Игровой процесс
Собственно, тут можно ограничиться лишь перечислением особенностей игрового процесса, и его отличием от других подобных игр. Так скажем, герой в GUN может захватывать врага, а потом мгновенно убивать его ножом, отпускать или использовать как живой щит, пока он не умрет - на манер Splinter Cell. Этот маневр позволяет осуществлять беззвучное убийство, равно как и лук, вот только стрелы попадаются редко. Кроме того, интересен режим Quickdraw, который переводится как быстрое доставание оружия из кобуры, но на деле является режимом замедленного времени (slo-mo), совмещенным с приближением в режиме от первого лица. Кроме того, в нем появляется возможность мгновенно переключаться между целями, нажимая клавиши движения. Забавна, но бесполезна возможность скальпирования врагов, правда сначала надо купить в магазине специальный нож, а потом подойти к трупу и зажать сочетание клавиш F и T. Практической пользы от этого никакой - только эстетическая. Вообще, игра очень кровавая, можно привести в пример момент, когда прямо перед камерой перерезают горло девушке, и она идет несколько шагов к герою, прося его о помощи.
Несколько слов об особенностях национальной езды.
На лошади можно делать прыжки - можно держать пробел для более длинного прыжка. Можно пришпоривать и подгонять лошадь для максимально скорости - нажимать или держать Shift. Лошадь переходит на галоп, но может пасть, если ее загнать. Кроме того, ваш скакун может бить противника передними ногами, встав на задние. Можно атаковать по-разному, если при повороте нажимать клавиши движения одновременно с правой клавишей мыши. Клавиша назад эффектно останавливает лошадь.
Клавиша "Esc" открывает игровое меню, где помимо выхода и настроек есть еще три важнейших пункта:
Карта мира - на ней обозначен герой, а также важные объекты - задания, банки, охота, магазины и прочее.
Седельная сумка - здесь хранится весь арсенал героя, и здесь же можно менять оружие. Одновременно можно использовать только один тип пистолетов, один тип винтовки, один тип ближнего боя, и один тип метательного оружия. Здесь отображаются их характеристики.
Статистика - пять характеристик персонажа.
Оружие. В игре есть семь видов, точнее сказать групп, оружия, в каждой - по три-пять единиц:
Пистолеты - хороши на близком и среднем расстоянии, наносят средний ущерб. Зато быстро перезаряжаются и у них высокая скорострельность. В игре представлены известными марками, типа Кольт, Смит и Вессон, одним словом, самые разные, в том числе и длинноствольные револьверы - на манер пушки полковника Мортона из "На несколько долларов больше". Есть и двойные револьверы - pacemakers.
Винтовки - лучший выбор на средней или дальней дистанции. Повреждения - от средних до значительных. Перезарядка и скорострельность - средние. Образчики в игре - винчестеры, ремингтоны.
Дробовики - наносят сильные повреждения на близкой дистанции, так что даже прицел расползается пятном. Медленно заряжаются, и стреляют средне. Идеальны для массовых скопищ врагов и небольших помещений.
Снайперские винтовки (Sharpshooters) - здесь все понятно, это оружие для удаленной стрельбы, долгая перезарядка и высокий урон. Другое дело, что воспользоваться им удается не часто.
Ближний бой - здесь находятся всякие ножи, кавалерийский сабли и индейские топорики. Если враг подошел вплотную - стоит убрать пистолет, тем более, что удары наносятся с большой скоростью по нажатию правой клавиши мыши.
Луки - бесшумное средство избавления от врага. Область применения - близкие и средние дистанции. А, кроме того - серьезные повреждения, высокая скорострельность и очень быстрая перезарядка. Луки - индейские обычные и с огненными стрелами, без особенных модификаций. Примечателен только лук с динамитными стрелами - самое сильно оружие в игре (кроме бонусной пушки).
Метательное оружие - коктейли Молотова (точнее бомбы из виски), динамитные шашки, и прочее, можно швырять на разное расстояние, в зависимости от времени нажатия на клавишу. Повреждения зависят от типа оружия.
В седельной сумке экипировка делится уже на четыре группы - ближнего боя, метательное, винтовки, пистолеты.
Мини-игры
На своем пути Колтон встречает дополнительные задания. Он зарабатывает деньги и опыт, помогая местным фермерам, шерифам, а также уберегая обычных граждан от опасности. Кроме того, он не прочь перекинуться в картишки, спрятав туза в рукаве. Для развития умения несюжетные миссии играют буквально ключевую роль. Обычно, после их успешного выполнения растут несколько характеристик, в зависимости от типа задания. Оплата, к сожалению невысока - герой трудится за идею.
Курьер (Pony express) - доставка посылок на время, иногда в пределах одного города, иногда - дальше. Задания дают торговцы или люди на улицах.
Фермерство (Ranching) - можно помогать фермерам загонять в загоны лошадей на лошади. Задания можно получить, соответственно, у фермеров на их ранчо, обычно находящихся в прериях.
Покер (Poker) - можно трудиться в поте лица, пытаясь заработать десятку долларов, а можно просто выиграть их в покер у местных картежников в салуне. Игра идет в техасский Hold'em, и если играть правильно, то выиграть весьма не сложно.
Рудокоп (Mining) - во время путешествий герою будут часто попадаться булыжники золотого цвета, сияющие на солнце. Если в магазине предварительно запастись киркой, то такой булыжник легко за пять секунд превратится в банкноту в десять или пятнадцать долларов.
Наемный убийца (Bounty Hunting) - почти в каждом городе, и даже на просторах прерий можно часто встретить плакаты "Wanted: Dead or Alive". Обещается вознаграждение за поимку сбежавших или скрывающихся преступников. Герой может ловить их или же убивать. И порядок наведет, и деньги в карман положит.
Миротворец (Keep the peace) - помощь местному шерифу, который будет направлять вас расправляться с хулиганами в салун, убивать плохих парней, освобождать проституток, удерживаемых в заложниках и заниматься прочими богоугодными делами.
Охота (Hunting) - Дикий Запад дик не только из-за людей - там живет немало неприрученных животных, на которых можно охотиться. Например, вместе с индейцами.
Спасение (Rescuing) - с таким количеством негодяев, свободно разгуливающих по округе, не удивительно, что то и дело происходят всякие неприятные ситуации, например, захват заложников и прикрытие ими. Герой должен защищать город, убивая бандитов и не давая им захватывать в плен честных людей.
Резюме
Неплохая игра, тем более, что вестернов на ПК крайне мало. Чувствуется, что если разработчики возьмутся за вторую часть, то может получиться настоящий хит. А пока потратить на GUN несколько вечеров - не самый худший выбор...
Оценки
Графика: 80%
Звук: 85%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 82%