Dungeons and Dragons Online: впечатления от beta-теста

Вступление


Мне посчастливилось участвовать в beta-тестировании игры Dungeons and Dragons Online, разрабатываемой студией Turbine, Inc. и издаваемой компанией Codemasters Software Company Limited. Задача этого материала - помочь вам определиться с тем, что такое Dungeons and Dragons Online, какая атмосфера присуща проекту, стоит ли покупать аккаунт и тому подобное. Это вряд ли будут советы по прохождению. Справочные материалы доступны на ряде других онлайновых ресурсов, я же хотел бы просто поделиться своими впечатлениями от того, что увидел собственными глазами...

Пролог


Итак, вкратце - что же это такое - Dungeons and Dragons Online? Это не совсем глобальная многопользовательская онлайновая ролевая игра в классическом её виде (хотя номинально каждое слово из характеристики жанра действительно применимо к этому проекту). Это игра, в которой на общих локациях бродят такие же игроки, как и вы. NPC выдают вам квесты, которые вы затем проходите или поодиночке (если чувствуете силу или персонаж уже достаточно развит), или (что более вероятно) набираете группу из нескольких человек и отправляетесь на выполнение квеста дружной гурьбой (кооперативный режим).

Правила игры основываются на AD&D версии 3.5 (лицензия Wizards of the Coast), а сама вселенная - новый мир Eberron (Эберрон), пришедший на смену приснопамятным Forgotten Realms (впрочем, не совсем на смену, скорее, виртуальный мир D&D - расширяется).

В общем и целом получается игровой процесс, с некоторой натяжкой напоминающий что-то вроде прохождения мелких модулей к Neverwinter Nights в компании закадычных друзей (или случайных компаньонов). А теперь рассмотрим некоторые аспекты игры подробнее...

Создание персонажа


Создание персонажа вряд ли введёт в замешательство тех, кто не понаслышке знаком с классическими RPG из серии Dungeons and Dragons. Вы выбираете расу и класс персонажа. Здесь мало что оригинально - разве что появилась раса големов, некогда созданных для войны, а затем отпущенных создателями на вольные хлеба - это некие Warforged. Выглядят они не очень презентабельно. Известно, что у Warforged есть воля и свобода выбора, а вот что касается наличия у них души - вопрос остаётся открытым (хотя, возможно, создатели не стали однозначно отвечать на этот вопрос, чтобы не оттолкнуть игроков от выбора представителя данной расы).


Естественно, не стоит сбрасывать со счетов то, что у каждой расы - свои преимущества, о которых вам лучше узнать заранее :). Вообще, тем, кто хочет играть в Dungeons and Dragons Online - неплохо было бы хотя бы вкратце изучить систему AD&D по желаемой расе и классу. Дабы во время развития персонажа не столкнуться с неприятным фактом его несбалансированности по ряду параметров. Этот дисбаланс, впрочем, сглаживается при командной игре, но вам вряд ли будет от этого спокойнее на душе :).


По каждому классу вы можете просмотреть красочный видеоролик, представляющий его особенности. Как вы можете видеть по скриншотам, всего представлено девять классов: Воин, Паладин, Варвар, Вор, Рейнджер, Клирик, Волшебник, Колдун и Бард. Рас всего пять: Люди, Гномы, Эльфы, Полурослики (хафлинги) и Warforged.


В окошках с информацией вас ожидают дельные подсказки, следуя которым, вы можете определить, какие параметры изначально выдавать своему персонажу. Естественно, дело не только в настройке параметров протагониста - вы также можете поиграть в пластического хирурга, выбрав лицо (нос, волосы, глаза, усы, борода и проч.), наиболее точно передающее ваши черты.


Далее вам предлагается сразу начать игру персонажем, у которого по умолчанию выставлены наиболее нужные (с точки зрения разработчиков) параметры (базовые характеристики вроде силы, ловкости, телосложения, интеллекта, мудрости и харизмы), умения (дипломатия, лечение, блеф, баланс и т.п.) и дополнительные возможности расы и класса (т.н. feat'ы - аура добра, специализации по оружию и доспехам, и т.д.).


При желании (особенно если вы давно играете в ролевые игры) вы можете настроить персонажа на свой вкус. Каждый параметр сопровождается подсказкой, так что вряд ли вы будете действовать наобум.


Но вот персонаж создан, и вы можете переходить к игровому процессу. Кстати, необходимо напомнить, что персонаж привязан к серверу (серверы носят названия вроде Lyrandar, Aureon, Boldrei, Dorn, Onatar), причём каждый сервер обладает совершенно идентичным наполнением (пять серверов нужны лишь для распределения нагрузки на виртуальный мир).



Управление и интерфейс


Интерфейс в игре Dungeons and Dragons Online - далеко не тривиален. Думаю, есть смысл привести скриншот из руководства игры и пройтись далее по всем его составляющим...



Menu Buttons. Панель сверху отображает следующие кнопки:

Выход из игры.

Панель настроек (графика, звук, управление и т.п.).

Информация о персонаже (базовые характеристики, навыки, заклинания и т.д.).

Панель инвентаря (заплечный мешок и "кукла" персонажа, на которую можно навешивать предметы, доспехи и оружие).


Карта.

Квестовое окно.

Панель социума (проверка сетевого статуса ваших друзей, просмотр гильдий, активизация режима "ищу группу для прохождения квеста", настройки вашей гильдии, поиск нужных вам игроков на сервере по ряду параметров и т.п.).

Справочная система.

Location. Окошко с текущей локацией. Когда вы находитесь не в квестовой, а в "общественной" локации (где собралось множество игроков, находящихся в онлайне), то напротив названия появится порядковое число, например "Harbor - 3". Создатели игры мудро рассудили, что скапливать всех игроков скопом на единственной карте - неправильно (на сервере может находиться более 1000 человек).


Поэтому карта "клонируется" (что-то вроде идентичных друг другу параллельных миров), и в каждом этом "клоне" помещается определённое максимальное число игроков. Если вы не видите (физически) своего друга, хотя стоите в одном и том же месте (например, у фонтана) - проверьте, в каком планаре вы находитесь, и переключитесь в нужный.

Mini-map. На мини-карте (которая может дополнительно разворачиваться) вы увидите ключевые точки локации, торговцев и, конечно же, членов вашей текущей группы, отправляющейся на квест. Во время квеста - вы, естественно, будете видеть карту уровня.

Chat window. Окно чата с закладками - общий чат всех игроков на сервере, приватный чат между членами вашей текущей команды, чат вашей гильдии (если вы в таковую входите), окно журнала боевых действий.

Status bar. Здесь вы видите два прогресс-бара. Один - очки здоровья (красная полоска), другой - очки маны (голубая полоска).

Hotkeys. Панель с "горячими" клавишами. Очень важный элемент интерфейса. Панелей можно "наплодить" несколько штук, и повесить в их слоты: а) оружие (мечи, щиты, луки, арбалеты - для быстрой смены), б) предметы (бутылочки с разными зельями - для оперативной поправки здоровья, улучшения прыгучести, защиты от чего-либо и т.д.), в) действия по специальным возможностям персонажа (например, Lay of Hands для паладина) и заклинания; и т.д.

Focus Orb. Один из ключевых элементов интерфейса. Кликните правой (или левой - в зависимости от выбранных вами настроек управления) клавишей мыши на предмете или персонаже - и его изображение появится в Focus Orb'е. Далее вы можете кликнуть на иконку лупы - и получите информацию об этом человеке или предмете. Если вы кликнули на другого игрока, станут активны клавиши Trade и Invite (обмен товарами или приглашение в группу для прохождения квеста). Правда, имейте в виду, что приглашать в команду может только лидер группы.

d20 Rolls. Тут всё ясно - вы видите выбрасываемые кости (генератор случайных чисел), краеугольный камень ролевых систем.

Quest Panel. Панель текущего квеста. Когда вы выполняете квест, в списке необходимых к выполнению заданий (и побочных, не обязательных к исполнению целей) ставятся галочки при успешном решении текущей локальной задачи. При нажатии на кнопку "XP" - выскакивает окошко с детальной информацией о начислении очков опыта за квест. Кнопка Finish - позволяет закончить квест (досрочно или после выполнения необходимых пунктов).

DM Text. Строка с подачей материала "от рассказчика". Выдаются в основном атмосферные сообщения вроде "...запах сырости витал кругом, и вдруг вы услышали звон оружия вдали". Подача материала происходит не только текстом, но в том числе и голосом рассказчика.

Game Updates. Иногда при выполнении главного задания сюжет развивается неожиданным (или предсказуемым) образом, и вам выдаётся дополнительное задание, о чём и сообщается в Game Updates. Также там игрок оповещается об успешном выполнении задачи.

Connection Status. Ваш текущий сетевой статус.

Управление самим персонажем осуществляется мышью и курсорными клавишами ("W", "A", "S", "D"). Вы можете идти, бегать, прыгать, после развития определённых навыков - кувыркаться, а также, естественно, плавать.


В принципе, есть режим автоматической атаки, как в Neverwinter Nights, но лично я даже не стал его пробовать - в динамичной обстановке лучше управляться вручную.



Игровой процесс


Заранее извиняюсь за определённый сумбур, который будет присутствовать в нижеследующем описании игрового процесса. Это вряд ли будет похоже на по-немецки педантичное и дотошное описание всего и вся (начиная с туториала), это скорее личные впечатления от игры после пары недель, проведённых в ней...


Итак, в начале вас высаживают с абстрактного корабля на пристани. Вы учитесь управлению, интерактиву с NPC. Затем вам дают простенький квест, постепенно обучая управлению персонажем и взаимодействию с окружающей средой.


Далее, вы можете пройти специализированные мини-задания - для воров, для бойцов, для клириков, для магов и колдунов и т.д. - за каждой дверью вас ждёт "сенсей", обучающий премудростям ремесла. При этом, естественно, ваш персонаж должен соответствовать выбранной специализации обучения. После этого сюжет направляет новичка к торговцу оружием, у которого можно пополнить свой арсенал.


Важное замечание - если вы хотите избавиться от базового оружия для новичков, которое невозможно продать (но которое впоследствии будет занимать драгоценный слот инвентаря) - кликните на него мышью и, не отпуская кнопки - перетащите за край окна. Появится диалоговое окошко с предложением уничтожить предмет - и вам останется только согласиться.

После туториала мы отправляемся на корабле на основную игровую локацию. Она представляет собой большую карту уровня, с закрытыми районами, в которые попадаешь после выполнения определённых квестов. Таким образом разработчики контролируют доступ к квестам различной сложности - не прошёл ключевые приключения по сюжетной линии - сиди, расти свой уровень до должной отметки.

На уровне попадаются таверны - здесь регенирируются очки здоровья и маны (причём при заказе и потреблении определённых блюд и напитков у бармена - регенерация идёт быстрее). В таверне сидит некоторое количество NPC, выдающих как основные, так и побочные квесты.


Также на уровне есть лавки оружейников, аптекарей, и, конечно же, торговцев, "принимающих у населения макулатуру" :)... Точнее, обменивающих всяческие вторичные предметы вроде кусков гриба, нательных амулетов, фигурок божков и т.д., подбираемых в достаточном количестве на квестовых локациях. За них вам дадут небольшие, но приятные вознаграждения - вроде неплохих стрел, зелья для восстановления здоровья и т.п. Вначале торговцы безбожно задирают цены, поэтому ценные предметы (вроде оружия и доспехов "+1", "+2" и т.д., или уникальные вещи) - лучше не продавать - игра-то командная, рано или поздно эту полезную вещь вы кому-нибудь подарите или обменяете. На квестовых локациях обычно попадаются более "вкусные" вещи, чем те, что есть у торговцев.


Квестовые области кроются за закрытыми дверями, люками колодцев, воротами и т.д. Щёлкните на такую дверь - и высветится описание квеста, его длительность, уровень сложности (привязанный к уровню персонажа), а также второй, настраиваемый уровень сложности - нормальный, сложный и очень сложный.


Дело в том, что разработчики уважают стремление пользователей "прокачать" своего персонажа, поэтому многие (но не все) квесты можно проходить повторно. Пройдя квест на нормальном уровне, вы открываете возможность выбрать сложный уровень, пройдя сложный - можно попытаться пройти на самом сложном. Очки опыта начисляются в зависимости от уровня сложности, а также того, в который раз вы проходите квест на данном уровне сложности - если много раз проходить один и тот же квест - штрафные очки за такой расклад снизят получаемый опыт до минимума.

Также дополнительные очки опыта даются (прибавляются сразу или начисляются в конце) за убийство монстров (обычных или ключевых), разбитие бочек и ящиков (т.н. "вандальный бонус") и прочие действия. В любой момент вы можете вызвать окошко с информацией о начислении очков опыта.


В подземельях (и на поверхности) вам будут попадаться сундуки. Не бегите сломя голову забирать ценные вещи вперёд своего товарища. Эту пикантную ситуацию с "аттракционом человеческой жадности" разработчики урегулировали - каждый член группы получит то, что ему причитается - для него лично зарезервированы предметы, которые другие взять не могут. В итоге, вне зависимости от времени подхода к ключевому сундуку, вы гарантированно получите свою уникальную долю, на которую не имеют возможности посягнуть ваши товарищи по прохождению квеста.


Какие попадаются в игре монстры? Разные :)... Вначале вы в основном будете воевать с кобольдами, пауками. Затем начнут появляться более мощные враги. Искусственный интеллект противника реализован достаточно неплохо, хотя, конечно же, не идеально. Для борьбы с разными врагами применяется разная тактика (в том числе - командная). Настоятельно рекомендуется в равной мере использовать стрелковое оружие и оружие ближнего боя. В разных ситуациях может понадобиться и то, и другое. Неплохо научиться пользоваться щитом - он прикрывает вас от ударов врага, и им также можно уверенно треснуть врага по голове (ищите у своего героя навык Shield Bash). Различные прыжки, перекаты, и прочее - настоятельно рекомендуется изучать - они помогут вам оперативно разбираться с врагами с минимумом потерь для здоровья. Не забывайте о важном преимуществе двуручного оружия - оно наносит удары сразу нескольким врагам, находящимся по близости. В общем, внимательно изучайте методы боя и поведение ваших врагов, и вырабатывайте свою победную тактику, будь вы колдун, паладин или вор.


Клирики, маги и т.п. классы - имеют возможность манипуляции с составляющими для лекарств, зелий. Текущий список заклинаний смотрите в закладке Spells окна персонажа (вызываемой по "Ctrl+C").


Я играл за паладина, поэтому о системе заклинаний многого сказать не могу, хотя в целом никаких чудес поклонники D&D в этом аспекте наверняка не найдут.

Если вы умерли в процессе прохождения квеста - вам начислят штрафные очки. Восстановиться в квестовой области можно несколькими способами - например, если ваш компаньон по команде с помощью навыка Heal успеет вас реанимировать. Если вы уже бестелесный дух - ваш Soul Stone (некий предмет - камень с вашей душой) может подобрать кто-то из компаньонов и "дотащить" до святилища - двух обломков скалы со знаками. Одна каменная статуя - предоставляет вам отдых (пополняющий очки здоровья и ману), другая - восстанавливает из мёртвых.


Такие святилища на уровне попадаются в разном количестве - в зависимости от протяжённости и сложности квеста. Также вы, умерев, можете просто покинуть локацию, выйдя в город и респауниться в таверне, а поправив здоровье - спокойно возвращайтесь в квестовую область, где вас поджидают товарищи (коих стоит заранее предупредить). Если погибнут и покинут локацию все члены группы, то квест нужно будет проходить с самого начала.


Теперь, собственно, о группе. Вы можете набрать в команду для прохождения квеста своих друзей или вновь обретённых знакомых.


Квесты часто попадаются сложные и длительные, с различными ловушками и сильными врагами, так что разнообразить группу - весьма важно. Вор поможет в открывании запертых дверей и обезвреживании ловушек, клирик - будет исправно подлечивать товарищей, а пара варваров, воинов или паладинов - создаст мощный атакующий кулак ближнего боя. Как набрать людей в группу? Ищите в списке, открываемом в панели социума, людей со статусом LFG (Looking For Group - ищу группу). В комментариях обычно человек указывает, какие именно квесты он хотел бы пройти в компании с группой. Первый человек, пригласивший второго присоединиться (кнопка Invite в Focus Orb, или же Invite в интерфейсе панели социума) - становится Лидером группы (жёлтая звёздочка на полоске здоровья и маны). Когда к вам присоединяется товарищ - его здоровье и мана также отображается на экране. Далее приглашать в группу может только Лидер группы. Набрав достаточное количество человек - отправляйтесь на квест. В дальнейшем, понравившихся игроков вы можете заносить в список друзей (Friend's List) и отслеживать их статус (онлайн или оффлайн), дабы оперативно сподвигать их на совместное прохождение.

Также вы можете создать свою гильдию (создатель - автоматически становится её главой). При достижении игроками, вошедшими в гильдию, определённых успехов (с вашей точки зрения, как лидера гильдии), вы можете повысить им ранг. Гильдию также можно распустить.

Теперь совет - как можно быстрее находите единомышленников (схожих с вами по игровому стилю, мировоззрению и т.п.), и тут же налаживайте дружеские отношения с игроками. Активно пополняйте свой список друзей - иначе вы, зайдя на сервер, будете уныло бродить, ожидая приглашения в группу или выискивая компаньонов. Идеальным был бы вариант, когда вы играете в Dungeons and Dragons Online группой друзей, заранее обговаривая стиль игры и время, когда вы заходите на сервер...

Общение в игре осуществляется посредством окна чата. Там вы найдёте четыре закладки - общий чат всех игроков на сервере, приватный чат между членами вашей текущей команды, чат вашей гильдии, и окно журнала боевых действий. С общим чатом всё ясно - там общаются игроки и туда выводятся сообщения о событиях, происходящих на общей локации. Предусмотрена возможность виртуального выражения чувств. В чате можно использовать команды вроде "/sit", "/sleep", "/dance" и т.д. Ваш персонаж, соответственно, будет садиться, ложиться или танцевать. Полный список команд вы можете найти в документации к игре.
Приватный чат - общение между членами вашей текущей группы - чтобы не засорять общий канал, и оперативно общаться во время прохождения квеста. Чат между членами гильдии - также вполне ясен и не нуждается в дополнительных объяснениях.
Наконец, окно журнала боевых действий (закладка Combat) - туда выводятся сообщения о том, кто в кого стрелял, попал или нет, какой урон нанесён, и тому подобные вещи...

Заключение


Моё личное впечатление от игры - вполне положительное, хотя я - не поклонник жанра MMORPG. Игра привлекательна прежде всего тем, что в ней вы, в компании небольшого числа человек (идеальный вариант - своих друзей и знакомых), проходите достаточно интересные квесты. В целом это похоже на командное прохождение ролевой игры, что-то вроде Neverwinter Nights на "шестерых" (или на "троих", "четверых" - кому как больше нравится). Играть действительно интересно - даже тем, кто любит однопользовательскую игру и не склонен уделять время multiplayer. Если вы сильны - можете проходить некоторые квесты в одиночку. Хотя, без сомнения, ряд заданий потребует группы в три и больше человек.


Стоимость игры уже объявлена - коробочная версия стоит порядка 50 долларов, ежемесячная абонентская плата - 12.99 евро. При подписке на три месяца - 35.97 евро, на полгода - 65.94 евро и на год - 119.88 евро. Российские (а также украинские, литовские, латвийские, эстонские) пользователи - имеют возможность приобрести коробочную версию и играть на серверах DDO Europe.

Сможет ли какой-нибудь российский издатель приобрести права на издание игры в России (на русском языке)? Сложный вопрос. Несомненно, часть российского рынка уже охвачена (пользователи, которым англоязычный интерфейс - не помеха), но всё же неплохой шанс на появление русскоязычной версии Dungeons and Dragons Online имеется. Хотелось бы, чтобы и абонентская плата была раза в два-три пониже. Думаю, переговоры с Codemasters по данному вопросу вполне реальны (если уже не ведутся на конфиденциальном уровне)...

Сайт проекта: http://www.ddo-europe.com/