FIFA 2002: играйте в футбол!

Автор: Morgana
Дата: 29.11.2001
Все фото статьи

Пролог


Спортивные игры от EA Sports можно описывать или долго, или совсем коротко - ограничившись фразой "Чего стоишь, покупай, пока всё не разобрали". Действительно, как не раз уже упоминалось ранее, спортивные игры от EA Sports давно уже стали стандартом де-факто, и, несмотря на все брюзжания нас, недовольных AI, управлением, графикой, и прочими мелочами, продолжают часами притягивать игроманов к экранам мониторов...

Установка на матч


Да, эти трепетные минуты в раздевалке перед матчем, когда тренер объясняет, чего он ждёт от каждого и от команды в целом в предстоящем матче... Так и мы, в принципе, имеем право экзаменовать Electronic Arts, ожидая от неё с каждым годом пусть и не революционно, но всё же лучшей продукции. Итак, что же нас ждёт на сей раз?
Установка занимает чуть более 500 мегабайт, далее вы выбираете из линейки графических разрешений от 640х480 до 1280х1024. Сама заставка выполнена на игровом "движке", а жаль - наблюдается определённая ностальгия по былым временам и живому видео.

Время идёт, но непреходящие ценности вечны - комментаторами опять выступают давно известные поклонникам серии FIFA от EA Sports комментаторы Энди Грей (Andy Gray) и Джон Мотсон (John Motson). Насколько удалось выяснить из Credits, в локализованных версиях FIFA 2002 предусмотрены свои, доморощенные комментаторы, ведущие play by play на французском, немецком, испанском, итальянском, японском, корейском, бразильском и других языках (к сожалению, о русском речи не идёт). Вообще, что касается звукового оформления игры, то оно заслуживает всяческих похвал: звёзд с неба не хватает, зато прекрасно гармонизирует с атмосферой игры. Кстати, в создании саундтрека к FIFA 2002 поучаствовала известная альтернативная группа Gorillaz.
Что касается профессионалов, вложивших посильную лепту в создание FIFA 2002, то тут я бы отметил довольно известного голландского игрока ван Нистелроя и не нуждающегося в представлениях тренера Джованни Траппатони.

Ну, а теперь поговорим о представленных в игре настройках:

Вы имеете возможность выбрать длительность тайма: 2, 4, 6, 8, 10, 20 или 45 минут

Количество замен можно выбрать равным 3, 5 или не ограниченным

Степень восстановления игрока после рывков и прочих физических нагрузок также выставляется в определённом пункте

Уровень сложности выбирается из трёх стандартных: Amateur, Professional или World Class

Скорость игры: Slower, Normal, Fast, Faster

Строгость арбитра: Random (выбирается случайно) или выставляется вручную

Предупреждения и удаления: можно включить или выключить

Офсайды: также два варианта - вкл./выкл.

Травмы: то же самое - вкл./выкл.

Камеры: во время игры вы можете выбирать наиболее удобный вам вид, переключаясь между Tele, Tower, End to End, Sideline, Panoramic, Action, Dynamic End, Swing или Free Cam.

Уровень детализации: тем, кто до сих пор не раскошелился на мощный процессор и видеокарту, может пригодится эта установка, позволяющая выбрать более скромный уровень рендеринга.

В дополнение ко всему вы можете выбрать стадион (один из представленных в игре), погодные условия (к сожалению, снега не предусмотрено), и время суток, в которое проходит матч.
Что касается самого управления в игре, то тут предусмотрено аж девять клавиш, что позволяет рекомендовать хороший геймпад - уж больно часто путаешься в клавишах. Среди функциональных назначений клавиш - пас, переключение игрока, финты, удар, консервативный отбор мяча, подкат, верховая передача, ускорение, подкрутка мяча вправо/влево, игра "в стенку" и т.п.
Среди установок также отметим пункт, отвечающий за тип изменения скорости перемещения игрока (рывки как с мячом, так и без него), которое выставляется или нормальным (управление целиком лежит на вас) либо вам помогает компьютер, ускоряя игроков автоматически, исходя из ситуации. То же относится и к модели паса в игре: предлагаются три варианта: Normal, Assisted или же Auto Detect.

Наконец, волнующий многих поклонников компьютерного футбола вопрос: какие команды можно привести к победе своими собственными усилиями, пусть и виртуально? Что ж, тут есть, где развернуться: представлены чемпионаты Австрии, Бельгии, Бразилии, Дании, Англии, Франции, Германии, Израиля, Италии, Кореи, США, Норвегии, Шотландии, Испании, Швеции, Швейцарии. Кроме того, представлен широкий ряд национальных сборных, среди которых, естественно, есть и Россия. Что касается наших отечественных команд, то здесь, к сожалению, ситуация неутешительная - московский Спартак в стыковых матчах уступил место в Лиге Чемпионов команде Марибор, а российский чемпионат в FIFA 2002 не представлен.
В меню управления командой вы можете устанавливать состав на матч, реализовывать тактические схемы, устанавливать стратегию игры в атаке и обороне, распределять роли в команде (капитанство, подача угловых, штрафные удары, пенальти). Также вы можете производить обмен (трансфер) игроков, чья стоимость определяется различными характеристиками и мастерством.

Тип игры. Здесь вам придётся выбирать между Товарищеским матчем, Квалификационным раундом ФИФА (с последующим выходом в финальную часть), Сезоном (в одном из чемпионатов), Лигой Чемпионов, Турниром (с набором выбираемых вами команд), Сетевым матчем (multiplayer), а также ещё рядом турниров, которые до поры до времени недоступны (предусмотрены в качестве бонуса).
Creation center: здесь вы можете создать или отредактировать существующего игрока, команду или турнир.

Среди интересной особенности (если даже можно сказать - несоответствия) отмечу возможность переназначать роль игрока (защитника, полузащитника, нападающего) без потери его характеристик. То есть, если общий рейтинг игрока оценивается в 70 единиц, а он играет последнего защитника, при переназначении его на фланг полузащиты у него остаются те же 70 единиц. Одно лишь исключение - вратаря можно менять на вратаря... Приятно, конечно же, осознавать тот факт, что ты управляешь командой супер-универсалов, однако в жизни такую ситуацию сложно представить.

Игра


А теперь речь пойдёт о самой игре. Приятная заставка возвестит о начале матча, перед которым комментатор бодрым голосом поведает о встречающихся соперниках, а на экране отразятся текущие стартовые составы.

Со времён FIFA ‘96, в которой были всего три функциональные клавиши, утекло много воды. Теперь же вы уподобляетесь пианисту (в случае управления на клавиатуре). При определённой сноровке, конечно же, эффектные комбинации удаются, но для этого вам необходимо сыграть несколько товарищеских матчей на лёгком уровне сложности.
На уровне Amateur играть скоро наскучит - соперник практически не перехватывает мячи, собираясь лишь на последнем рубеже. Простые передачи через центр с выходом один на один с вратарём - и вот, мяч уже трепыхается в сетке ворот. Соперник же при приближении к вашим воротам стремится нанести удар с дальней или средней дистанции, причём, естественно, "по воробьям" (наверное, чтобы вам не было совсем обидно).
При переходе на уровень Professional начинается настоящая игра: "враги" активно борются за верховые передачи, процент перехватов ваших передач возрастает, действия в атаке приобретают смысл - вы можете наблюдать красивые комбинации вашего соперника, в беспомощности наблюдая за ходом быстрого развития событий. Кроме того, удары вражеских форвардов со средних дистанций так и норовят нырнуть в "девятку" ваших ворот. Впрочем, в ваших силах ответить тем же, о чём красноречиво свидетельствует приведённый ниже скриншот.

Чего уж там говорить о переходе на уровень сложности World Class – там вас не ожидает ничего хорошего, кроме сплошных нервов и отсутствия права на хотя бы одну, могущую стать роковой, ошибку, но, с другой стороны, ведь в этом и есть одна из составляющих настоящего футбола.

Очень понравилось исполнение различных компонентов, сразу отметающих обвинения в чистой аркадности игры и принадлежности её к жанру именно симуляторов: удары через себя, попадания игроков под удар мяча, финты, прикрывания мяча корпусом, подкаты, рывки игроков с поднятыми руками, просящими мяч - всё это придаёт игре неповторимый шарм.

При желании можно записать повтор красивого гола и ли интересного момента, чтобы потом освежить его в памяти или поделиться с друзьями.

FIFA Assistant покажет вам линии, по которым игроки совершают рывки, подсвечивает варианты паса. Включённый радар схематически покажет текущее положение всех игроков на поле. В общем, удобство во всех проявлениях. Оно и понятно - нужно же было что-то совершенствовать EA Sports c начала девяностых годов. :)

Финальный свисток


Игра заслуживает лестных отзывов, ей смело можно пополнять свою коллекцию спортивных игр. Она займёт достойное место на полке рядом с FIFA 2001, FIFA 2000, и т.д. Время идёт, всё меняется, но продукция EA Sports продолжает привлекать поклонников компьютерных вариантов различных видов спорта и зарабатывать восторженные отклики пользователей.

Оценки


Графика - 8/10
Звук - 9/10
Сюжет - 10/10
Общая привлекательность - 9/10