Издатель в России:
"Новый Диск" Вступление. Откуда идет Championship Manager
В футбольные менеджеры я играю действительно давно. Еще на "спектруме" одной из любимых игр был Multi-Player Soccer Manager девяностого года создания. До сих пор, бывает, запускаю под эмулятором и проигрываю с полдюжины сезонов - дальше уже не интересно. С серией Championship Manager (CM для краткости) от Sports Interactive и Eidos я тоже знаком не понаслышке. Поэтому к возможности взять на пробу свежую версию, да еще какую, лицензионную (!) отнесся с энтузиазмом. Почему я до сих пор не был знаком с ней - история отдельная. И сейчас я ее вам кратко поведаю...
Моим первым СМ-ом была игра из серии СМ2, относящаяся ко второй половине девяностых. Приятная была программка, хотя некоторые решения авторов вызывали удивление. Скажем, отображаемые показатели (или "скиллы" от английского skills) игроков не являлись на самом деле такими. Более важной характеристикой был скрытый показатель, в некотором роде "талант" игрока. Этот показатель выступал в качестве коэффициента при определении истинных значений прочих скиллов. Мне обычно странным образом везло, и игроков я находил самых что ни на есть классных. Случались и казусы, к примеру, имя Коффи Олимпио для меня стало нарицательным, синонимом не оправдавшихся надежд и пустых трат. Был такой защитник с великолепными для нападающего способностями. Купив его, ужасно радовался, но потом были лишь муки, битых два года пытался использовать его то на одной позиции, то на другой, все без толку, так и продал за бесценок.
СМ2 сменила серия СМ3 с невероятно удачным СМ 99-00. Последние цифры указывают на сезон, с которого начинается игра (для стран, играющих по системе весна-осень), то есть актуальность базы игроков. Кстати, база является несомненным предметом гордости Sports Interactive. Львиная доля работ по ее созданию выполняется инициативными группами специалистов и любителей в разных странах, называемых "ресёчерами" (от английского research). Помимо финансовой заинтересованности, даже в большей степени этими людьми движет желание сделать любимую игру совершенной. Разумеется, при таком, в некоторой степени творческом подходе, бывают и перегибы, когда игроки той или иной нации оказываются чрезмерно сильными и переоцененными. Но эти случаи в большинстве своем являются следствием чрезмерной инициативы или не полным пониманием требований новыми ресёчерами, и быстро ликвидируются свежим патчем. При этом получается полный и всеобъемлющий взгляд на футбольный мир. Точная информация по клубам, странам, игрокам из сотен стран настолько скрупулезна, что позволяет моделировать взаимоотношения между участниками и объектами игрового процесса.
Помимо мощной основы в виде обширной базы данных, характерной особенностью серии СМ3 является отсутствие графической визуализации хода матча. А как же это происходит, спросите? В текстовом режиме. И не спешите хмурить брови и морщить нос! Не верите, что подобное решение может быть удачным? Отсылаю вас играть в СМ3. Текстовый репортаж сопровождался подробной статистикой по игрокам обеих команд, по которой можно было узнать и об успехах тех игроков, которые не часто попадали в комментарии. Единственное, следить за перипетиями игры через текстовую трансляцию (да так и в жизни!) гораздо более волнительно, чем когда видишь что происходит и как. "Лука Тони обыгрывает соперника на фланге, смещается в центр... сильно бьет низом...". На этом месте, особенно если вы играете один из решающих матчей сезона, все замирает внутри и лишь один вопрос остается во Вселенной на мгновения... "забьет ли?!!". Кстати, имя этого форварда, сейчас лучшего бомбардира Серии А и обновившего уже несколько рекордов за сезон, выбрано не совсем случайно. Дело в том, что действительно серьезного успеха он добился только в этом году, в СМ же он прогнозировался звездой давным-давно, и я любил его покупать при случае (и нескольких свободных миллионах в бюджете).
СМ привлекал внимание не только любителей, но и профессионалов, то бишь участников того процесса, который моделируется в игровом мире. Начать ознакомление с составом малоизвестного соперника, скажем, по Кубку Интертото или на ранних стадиях Кубка УЕФА вполне можно, используя игру, как и осведомиться о молодежи, которой пророчат большое будущее. Конечно, не все, кто в игре прописывался чуть ли не вторым Пеле - достигли значимых высот в настоящей карьере, но так же и немало примеров, когда ресёчеры открывали талантов даже задолго до скаутов ведущих клубов. Ну и помимо прочего, качественный продукт будет интересен и самим собой. Футболисты и тренеры тоже люди, и, как и многие, любят играть. Кто-то на сборах развлекается шутерами вроде Quake, кто-то любит погонять в Need For Speed, а есть и любители СМ. Одним из наиболее известных фанов этой игры является итальянец Деметрио Альбертини. Уж не знаю доподлинно, каких успехов он добивался в качестве виртуального менеджера, но игровая карьера одного из сильнейших полузащитников Европы 90-х заслуживает большого уважения.
Известны отдельные случаи, когда СМ-щики (любители поиграть в СМ) брались управлять хоть и полупрофессиональными, но реальными футбольными клубами. Справедливости ради отметим, что опыты эти были не слишком успешными, но прецеденты всё же имеются.
СМ4, вышедший в 2003 году, был принципиально новой игрой. И этим основополагающим принципом стала двухмерная визуализация поля с игроками. Игра изобиловала багами, видео было не очень удачным, переоценена значимость некоторых скиллов (к примеру, скорость и рост игроков), но в остальном изменения были лишь в лучшую сторону. К тому же ничего не мешало вместо 2D использовать классические комментарии. Скоро выпущенные патчи, как всегда, исправили многие проблемы и сделали игру весьма приятной. Исправленный графический "движок" в том числе способствовал успешному развитию тактической мысли, так как буквально за тайм становились очевидными огрехи и недостатки собственных тактик на фоне построений противника. Продолжением достоинств стал негатив в виде изобретения "абсолютных", то есть успешных в большинстве случаев тактик вроде т.н. "Дьябла", в которой особой результативностью отличался часто подключающийся в атаку центральный полузащитник.
Последовавший СМ 03-04 являлся, на мой взгляд, очень удачной игрой. Вместе с тем он стал последним в традиционном понимании СМ-ом. Дело в том, что отвечавшие за выпуск компании пришли к решению отказаться от дальнейшего сотрудничества. В результате исходные коды и база данных перешла к создателям (SI), а сам бренд Championship Manager - издателям (Eidos). Однако отказываться от продолжения выпуска лучшего в мире футбольного менеджера не стала ни одна из компаний. SI продолжил разработку под довольно... гм... неброским именем Football Manager (FM), а Eidos разыскала новую команду программистов, коей стал Beautiful Games. Если вкратце сказать об FM, то именно он стал продолжателем лучших традиций FM. Развитый до FM 2006, вышедшего минувшей осенью, он стал чертовски притягательной игрой. Может, не очень сложным для опытных игроков, но чрезвычайно захватывающим и интересным. 2D "движок", доработанный до приближения к максимальной реалистичности, новая система тренировок, широкие трансферные возможности, симпатичный интерфейс и опять же обширная свежая база игроков и клубов - все это составляющие успеха FM, держащие его на современном уровне.
А что же происходило под старой вывеской СМ? Первый "блин" нового тандема Eidos - BG оказался даже не комом, а недопеченным колобком. От перечисления казусов и багов на форумах у вас волосы дыбом встанут. Наиболее точной характеристикой СМ5 является "это просто глючная программа". Больше мы на ней останавливаться не будем.
С СМ 2006 и создатели, и издатели, и любители футбольных менеджеров связывали особые надежды. Многое было обещано, многое реализовано, вот мы и посмотрим, каким же получился продукт, и сможет ли он конкурировать с игрой от SI. Взяв обычную команду, я попытаюсь выявить сильные и слабые стороны, просто попробовать свои силы! Глядишь, и вам что-то подсказать смогу...
Установка
После того, как мастер установки распаковал файлы игры на жестком диске, мне было предложено установить еще одну программу, некий GameShadow. Интересно, что это? К программному обеспечению, устанавливаемому на свой компьютер, я отношусь с большим вниманием. Пусть кому-то это покажется форменным наваждением, но я хочу знать, что в моей системе установлено и как это будет работать. Попробуем выяснить, что же это за GameShadow, бесплатный бонус или вариант шпионской программы? В пункте 2 неаккуратно составленного лицензионного соглашения давалось следующее описание:
The GameShadow client, including all software applications, documentation and local computer files installed or utilized by the installer application (collectively, "the GameShadow Software") which provides a mechanism for the delivery of a range of updates and files related to the games installed on your computer (collectively "the GameShadow Services"). Из него я сделал вывод, что данная программка нужна для нахождения обновлений и прочих файлов для установленных игр из Интернета. Спасибо, конечно, но чтобы геймер не сумел пропатчить или самолично узнать об обновление любимой игры - это нонсенс. Да и не хочу я, чтобы программа без моего ведома лезла в Сеть, что-то качала и, возможно, устанавливала. Отказываемся от GameShadow, на этом процесс установки заканчивается, и мы можем запустить игру.
Старт новой игры
Определившись с настройками, стартуем новую игру. Сначала следует выбрать чемпионаты, которые будут просчитываться в течение всей игры. Вы сможете брать под управление клубы выбранных лиг, а в отсутствие контроля человека, дела их будут вести виртуальные компьютерные менеджеры. Если переходить в сторонние чемпионаты вы не собираетесь, и положение дел в них также не интересует, то подключать их смысла не имеет. Конечно, несколько пострадает реалистичность общемировых процессов, но сама игра не будет "подвисать" в ожидании просчета событий дополнительно подключенных стран. К тому же составы многих клубов все равно будут сформированы, и вы сможете покупать игроков не только из активных лиг. Оптимальный баланс количества выбираемых чемпионатов и быстродействия игры вы сможете найти самостоятельно, исходя из характеристик используемого компьютера. Мой выбор (см. рис.) обуславливается некоторым интересом (как будут разыграны указанные чемпионаты, насколько реалистично и т.д.).
Посмотрим, как сложится положение дел в тех лигах, что были выбраны в начале игры Генерирование составов и другие подготовительные операции не занимают много времени, и примерно через 3 минуты можно начинать карьеру.
Несмотря на давнюю традицию начинать со Второго (сейчас) английского дивизиона (по рангу четвертый), я выбираю Первый российский дивизион. Игра в отечественном чемпионате для большого количества любителей футбола будет как показательной в плане общих сил команд, так и позволит ориентироваться в мастерстве конкретных игроков. Выбрана команда Факел (Воронеж). Далеко не самый сильный клуб, совсем недавно побывавший даже во Втором дивизионе, а также едва спасшийся от банкротства, но с достаточно богатыми традициями и большим стадионом, который посещает внушительное количество местных любителей футбола. Попробуем вновь вывести его на высший уровень, а также продвинуть в элиту сначала российского, а в будущем - и мирового футбола. В своем успехе я ничуть не сомневаюсь - вопрос лишь времени...
Дорога к успеху
Приветственное сообщение встречает меня в экране новостей: футбольная общественность Воронежа рада новому назначению. Мысленно отвечаю им тем же, мне будет приятно поработать... :) Руководство клуба, помимо прочего, ставит задачу на сезон. Текст достаточно запутан, а формулировка витиевата, но я понимаю, что верхняя часть турнирной таблицы будет считаться успехом. Что ж, мои амбиции гораздо выше, я хочу, как минимум, выйти в премьер-лигу, а лучше - сделать это с первого места. Приступим? Но не могу не начать с того, чтобы отложить все дела и просмотреть прежде составы команд Высшей лиги. Это действительно очень интересно - как оценивают того или иного игрока создатели игры, и совпадает ли мое мнение с их.
Перейдя в экран премьер-лиги, я оказываюсь сраженным наповал. В таблице отображено положение команд по итогам предыдущего розыгрыша. Взгляните сами.
Просчитав чемпионат 2005, Championship Manager так расположил команды РФПЛ Прокомментировать картинку непросто, зато могу перечислить факты. Сатурн - чемпион, Зенит второй (неужели действительно "Зениту чемпионом стать не дадут"?), Динамо занимает вполне респектабельное 5-е место, Спартак лишь седьмой, следом за ним Локомотив, а ЦСКА и вовсе едва спасся от вылета. Одно поражение и клуб составил бы пару Тереку. Впрочем, такой сильный конкурент мне не нужен, хорошо, что остались. В новом сезоне в премьер-лиге вместо вылетевших Томи и Терека будут играть курский Авангард и липецкий Металлург.
А что же составы? У того же ЦСКА игроки в полном порядке, а если посмотреть скиллы Вагнера Лава, то останется лишь восхититься и сравнить его не менее, чем с Адриано или Ван Нистелроем. Роналдиньо лишь немного сильнее, а Креспо и Лука Тони, что называется, "нервно курят в сторонке". Несколько удивляет то, как отображаются имена игроков. Скажем, Мандрыкин или Акинфеев - так и есть, лишь фамилия. У Красича и Рахимича даны первые буквы имен, а братья Березуцкие приведены с полными именами. Конечно, на игровой процесс это не сильно повлияет, но общее впечатление портит; попробуйте найти в отсортированном по фамилиям списке Евгения Бузникина на букву "Б" - не найдете, он будет на "Е".
Пройдясь по составам большинства команд, я был немало смущен. Перечислять все нескладности смысла нет, однако при том, что многие последние переходы игроков корректно "завизированы" (к примеру, Хохлов, Овчинников, Парфенов уже в Динамо, а Манише в аренде в Челси), в Спартаке продолжают играть Баги, Абрамидзе, Безродный и другие; Старостяк каким-то образом оказался. Управляет клубом... Червиченко (привет!), а с вратарем Ломая - вообще ситуация комичная. Его два: один в Спартаке, другой - в Химках, не поспоришь...
Немало в командах совершенно незнакомых имен, встречается просто страшная молодежь. Некий 18-летний Тарасов по уровню мастерства приближается к Кафу в расцвете карьеры. Вообще, большое количество чрезвычайно переоцененных (опять же только на мой вкус) игроков является отличительной чертой СМ 2006. Видели бы Сейтаридиса! А Кавенаги? У этого аргентинского нападающего с итальянским гражданством в начале игры уже 10 игр за сборную, в которых он забил 10 мячей. Я понимаю, можно до посинения с пеной у рта спорить, кто кого сильнее в футбольном мире, и так ни к чему и не придти. Но игровая база нуждается в серьезном совершенствовании. Если еще английские клубы (вплоть до низших дивизионов, я проверил) прописаны весьма неплохо, то в прочих странах - работы непочатый край. Позиции множества игроков совершенно не совпадают с теми, на каких играют прообразы игровых персонажей, иногда не совпадает возраст, языки напоминают работу randomize'ра.
Лидеры в споре бомбардиров Результаты завершившегося сезона дополняются индивидуальным зачетом игроков. Сергей Даду, Мартин Кушев и Барейро стали лучшими бомбардирами прошедшего первенства, а тройка лучших ассистентов выглядит так: Станислав Иванов, Олег Шишкин, Артур Нартикоев. Глубже копать не буду, просто учту увиденное. В конце концов, какая разница каких игроков покупать? Да пусть у них будут классные скиллы и непривычные позиции!
Идем в наш клуб... Для начала нужно ознакомиться с составом, определить позиции, требующие усиления, понять, от каких игроков следует поскорее избавиться, а на каких можно сделать неплохие деньги, с кем перезаключить контракт на больший срок или предложить в аренду. При определении роли имеющихся игроков постарайтесь быть дальновидными. Особенно, если ставите перед собой серьезные задачи, ведь после их решения игроки основы окажутся уже недостаточно хорошими для покорения новых вершин, а те, что казались сносными резервистами - станут просто бесполезными. Очевидно, что продать успешного и играющего игрока можно за лучшие деньги, чем прозябающего в запасе и не выходившего на поле уже полгода. Впрочем, последнее - лишь предположение, продиктованное здравым смыслом и основанное на опыте предыдущих игр. Найти доказательства мы постараемся в нашей ситуации.
В качестве меры силы игроков должны выступить соперники из клубов текущего и высшего дивизионов. К сожалению, скиллы многих из них оказались скрытыми. Дело в том, что в менеджере действует т.н. правило "Fog Of War", знакомое по стратегическим, например, играм. В СМ оно выражается в том, что показатели большинства игроков в мире являются скрытыми для играющего. Это способствует большей реалистичности. Еще бы, что вы можете знать о пареньке из колумбийской глубинке? А вот после просмотра игрока скаутом, вы уже будете иметь определенное представление, не только на словах, но и в виде численно представленных атрибутов. Может, создатели чуточку перестарались, но здесь "невидимыми" оказались и многие игроки ведущих сборных, а также известные отечественные футболисты. Что ж, самое смутное представление о составах противников я получил, а дальше будем действовать по наитию.
На трансферы мое руководство выделило довольно скромную сумму в 20 тысяч евро. Очевидно, что в таких пределах едва ли получится купить сильного игрока, значит, усиления придется искать, прежде всего, среди свободных игроков, контракты с которыми можно подписать без выплаты компенсаций их предыдущим клубам. О приобретениях можно будет подумать лишь после продажи кого-то из нынешнего состава, ведь других путей увеличения трансферного бюджета нету. Еще одной помехой грядущей трансферной компании обещает стать ограниченный фонд зарплаты. Мало того, что он действительно невелик, так еще текущая ведомость зарплат игроков клуба практически равна максимально разрешаемой руководством. Получается, я не смогу никого подписать даже с Free Transfer. К счастью, последнюю проблему можно решить уже несколькими способами. Один из моих любимых - перезаключение контрактов с нужными игроками на меньшие суммы. Конечно, далеко не каждый игрок пойдет на снижение собственной зарплаты, но непременно должны оказаться и такие, кто примет меньший контракт. При попытках перезаключения контрактов не будьте чересчур резкими, не надо даже пытаться сразу в 3 раза снизить зарплату, делайте это постепенно. Одновременно не пренебрегайте даже минимальным сокращением, скажем с 450 до 425 евро в неделю. И дело даже не в итоговой сумме за несколько лет. Просто, согласившись на 425, следующим предложением игрок охотнее пойдет и на 400 и т.д. Таким образом можно иногда, добиться снижения контракта игрока в 3...4 и даже более раз! Из Факела лишь четыре человека согласились на мои предложения. Что ни удивительно, все они являются ветеранами. В перспективе неплохо, если я опущу их зарплату с 700...800 до 200...300 в неделю. Это даст мне свободные 2000 евро в фонд зарплаты, то есть можно будет пригласить нескольких игроков с Free Transfer.
Одновременно с этим, проведя анализ состава, я выявляю нескольких игроков, кто маловероятно мне пригодится, и выставляю их на трансфер. Радует то, что ими сразу заинтересовались по несколько клубов, подождем предложений...
Выполнив ряд описанных мероприятий по улучшению финансовых возможностей клуба, отправляемся на рынок игроков в поисках усиления. Конкретных предпочтений у меня пока нет, постараюсь взять всякого хорошего игрока. Доукомплектование на особые позиции будем проводить к завершению трансферного окна.
Выставив в настройках фильтра игроков без контракта и заинтересованных в моих предложениях, я получаю внушительный список. И вновь я разочарован. Открытых скиллов не имеет ни один из них, даже известные игроки, немало поигравшие за свои сборные. Ситуацию усугубляет тот факт, что ни одного не прописана история. Если, скажем, в других менеджерах, том же FM, я могу в качестве априорной информации о способностях игрока использовать именно перечень прошлых клубов и статистику, то тут я напрочь лишен такой возможности. Придется искать выходы... Перво-наперво я отсортировал свой список по количеству игр сборную. Увидел немало знакомых фамилий. Взять вслепую? Рискованно, ведь здесь показатели игроков могут разительно отличаться от моих предположений. Хотя, конечно, игроки или экс-игроки национальных сборных будут представлять первейший мой интерес. Раскрыть показатели игроков могут помочь скауты, но в Факеле оказалось всего двое, и я уже отправил их: одного в Южную Америку искать молодых дешевых талантов, другого в Скандинавию (наверное, по старой памяти СМ 3, где было немало крепких недорогих игроков). Пока не подпишу еще нескольких скаутов, о способностях игроков придется гадать на кофейной гуще, либо попытаться пригласить интересующих на просмотр. Успех предложения, вероятно, во многом зависит от репутации (популярности) игрока, кто-то (попроще) соглашается приехать в клуб, а кто-то (из известных фамилий) наотрез отказывается.
Помимо скаутов, мне необходимо усилить и другие позиции в штате клуба. Приятно, но есть немало и тренеров, и врачей, и тех же скаутов, свободных от контрактов. Подписываю некоторых. Среди известных имен Андрей Кобелев и Кирсан Николаевич Илюмжинов. Первый, неоднократно исполнявший обязанности главного тренера в московском Динамо, в Воронеж поехал на минимальную зарплату и статус рядового тренера. Вообще говоря, может это и другой Кобелев, потому что в игре кроме фамилии других данных не указано, но возраст и отсутствие однофамильцев указывают на него. Второй, экс-президент Уралана и Президент Международной шахматной Федерации ФИДЕ, вообще не побрезговал должностью скаута и зарплатой в ... 70 евро! Но едва ли здесь можно будет совмещать посты, я требую от работников своего клуба полной отдачи, Кирсану Илюмжинову придется поколесить по миру в поисках перспективных игроков. Еще один интересный тренер пришел ко мне - Агостино Тибауди. Национальность указана русский. Кроме русского и языков других не знает. Но откуда взялось такое имя? Подобных находок было еще немало, Сергей Кампамба - среди них.
Прежде чем отправить новых скаутов на поиски в различные уголки мира, даю им задание исследовать характеристики нескольких игроков. И уже на следующий день мне дают отчет по всем. Это совсем не то, что я ожидал. Не неделя, не две - всего сутки! Срочно отзываю уже отправленных в Америку и Скандинавию - все силы бросаю на исследование моей выборки свободных игроков. По 5 человек в день, менее чем через неделю я уже имею представление о большом количестве игроков, начинаю переговоры по контрактам. Тут игроки занимают еще более жесткую позицию, чем те в клубе, которым я пытался уменьшить зарплату. Зато можно смело выставить более скромный статус, создается впечатление, что это вообще малозначащий фактор. Если игрок отвергает предлагаемый контракт, то недовольство и размером заработка, и статусом - будет одинаково отражено в сообщении, однако, поднимите зарплату, более ничего не меняя, и он уже с радостью соглашается на предложение. Деньги решают всё...
По одному начинают подъезжать новые приобретения - белорусы Ровнейко, Шунейко, исландец Гудьонсон, албанец Чипи, сенегалец Кебе. Отток же игроков не стал столь многочисленным, как я ожидал. Дело в том, что через пару дней после выставления группы игроков на трансфер, ко мне обратились лишь по поводу одного из них. Интерес в других был начисто потерян. Чтобы привлечь потенциальных покупателей снова, я снизил запрашиваемую цену. Но реальный эффект стал заметен только при 0. Тогда действительно большое число клубов пополнило список заинтересованных.
С целью высвобождения фонда зарплат я был готов отпускать ненужных игроков даже забесплатно. Не тут то было! Оказывается совет директоров клуба очень живо интересуется текущими делами, и просто прерывает любую намечающуюся сделку, если она им кажется нецелесообразной. Похвальное рвение тем не менее серьезно подпортило мне настроение. Выход был найден вскоре. Продажа в рассрочку - эффективный метод избавиться от ненужных игроков. При этом можно указать сумму побольше, так, чтобы совет директоров пропустил сделку, но при этом и покупатель более спокойно отнесется к цене, которую посчитал бы неприемлемой при мгновенной расплате.
Единственное, чего я не смог уловить, какая часть от суммы сделки включается в трансферный бюджет и включается ли вообще. Если вам подумается, что это очень легко, не заблуждайтесь. Запомнить текущее значение и сравнить его с тем, что окажется после сделки - получится лишь условно. Потому что этот бюджет живет какой-то отдельной (от клуба) жизнью, ну или, по крайней мере, только одному ему (надеюсь, и создателям) понятной связи. Сегодня он 45 тысяч, завтра, хотя никаких сделок проведено не было, всего лишь 10, а послезавтра, возможно, станет где-то около 40. Есть у меня предположение, что это как-то может быть связано с ожидающимися или планируемыми в будущем трансферами, но, к сожалению, верных доказательств этой теории я так и не получил, хотя провел по несколько десятков трансферов в обоих направлениях на различных условиях. А жаль, хочется ведь иметь ясное представление о финансовых возможностях клуба на завтрашний день.
Пришло время товарищеских матчей, где я, наконец, смогу увидеть расхваленный 3D-движок. Но сначала нужно выбрать тактику. Не имея абсолютно никаких зацепок, какой вариант может быть предпочтительней для игры, я избираю почти классическую 4-4-2 с защитой в линию и двумя центральными полузащитниками, один под другим. Индивидуальные настройки игроков пробегаю без особой тщательности, ведь рассчитываю серьезно усилиться к началу сезона, и тогда придется выставлять их еще раз.
Представление соперников На экране матча отображаются составы и расположение команд-соперниц. Отмечаю плотные, таранного типа построения Динамо. Кстати, все товарищеские матчи были назначены уже до меня, и, поскольку соперники были достаточно сильными, менять ничего я не стал, хотя, конечно, в вашей воле отменить какую-то из предполагаемых встреч и пригласить другого соперника. Изучая экран, нахожу настройки показа моментов матча. Ставлю побольше галочек, с целью посмотреть как работает моя тактика и как вообще отображается матч. Начинаем...
Как известно, широко разрекламированный движок матча под названием Gameplan 3D позволяет смотреть на поле под различными углами. Всего пользователю доступно 9 режимов, и первым я пробую простой вид сверху, наиболее мне привычный по FM. Однако удобным он мне не показался.
На первый взгляд все в порядке, но в динамике матча решительно невозможно разобрать, что за игрок с мячом и кто находится рядом Дело в том, что при скоплении игроков становится невозможным разобрать, кто из кружочков - кто. Накладываются номера и фамилии, а еще немного надоедают мазки-тени от фигур футболистов. Камеры-виды футбольного поля быстро переключаются с помощью клавиш NumPad. Первое впечатление очень даже приятное. Действительно можно разглядеть эпизод с любой стороны! Присмотревшись, замечаешь, фигурки нарисованы совершенно грустными нереалистичными фишками на манер колпачков, применяющихся для ограждения при дорожных работах, воображение никак не хочет заставить поверить мозг в то, что это футболисты. Авось, привыкну? Тактику я так и не смог рассмотреть толком, ну ничего, попробую в следующий раз другую, а выводы буду делать по результатам.
Скауты продолжают исправно исследовать свободных игроков. Сборники уже кончились, теперь смотрим всех подряд. Периодически встречаются занятные личности. Вот, к примеру, Дмитрий Хлестов. Средненькие скиллы, но на заметку взять стоит, добавляем в шотлист (shortlist), список интересующих менеджера игроков. Вот только смущает, а где же почти полсотни игр за сборную? Но в СМ, видимо, справедлив "закон сохранения статистики". Где-то убудет, а где-то прибавится. Вот и подтверждение: Сергей Овчинников, нападающий возрастом в 21 год и уже с 33 играми за сборную. Быть может, с другим Овчинниковым перепутали? Ну я разбираться уже точно не буду, а то сам запутаюсь...
Интересно, у кого этот Овчинников "украл" игры за сборную? Тем временем проходит еще неделя и можно продолжить исследование тактик и Gameplan 3D. Я уже ловко обращаюсь с камерами и не путаюсь, какую нужно включить, чтобы лучше увидеть эпизод. Но никак не могу подобрать скорость показа: то слишком быстро, чересчур медленно. И тут меня осеняет! Проверяю, так и есть: движки элемента управления скоростью расчета матча и показа моментов - перепутаны между собой! Слегка шокированный, я продолжил игру спустя несколько минут. И тут меня ждал еще один сюрприз, после которого я засомневался в адекватности тактического движка компьютера. Взгляните на приведенный скриншот.
Обратите внимание на расстановку игроков атакующей команды (в красном) при пробитии опасного штрафного Аленичев пробивает штрафной от самого угла штрафной площади Факела. Угол довольно большой, бить напрямую по воротам нецелесообразно, выходит, будет навес. Мой вратарь на всякий случай прикрывает ближний угол стенкой из двух человек, игроки пока разбирают каждый своего соперника, но... где же они есть? Четверо толкутся возле центральной линии, видимо, на случай контратаки двух моих нападающих, еще трое занимают промежуточную позицию поодаль, метрах в 30...35 от ворот, один совершенно непонятно зачем убежал к угловому флажку. И лишь один нападающий Спартак находится в моей штрафной возле 11-метровой отметки. Что это, домашняя заготовка, сейчас будет какой-то хитроумный розыгрыш или откат под удар набегающим из глубины полузащитникам? Аленичев разбегается и навешивает на единственного игрока в моей штрафной. Это отчетливо видно по тени, отбрасываемой мячом. Разумеется, мяч стал легкой добычей обороняющейся стороны.
Доигрывать матч я решил без показа моментов, но нет-нет, да не давали скучать сообщения вроде "Артем Анатольевич Безродный бьет по мячу...". Именно вот так, по имени-отчеству.
Продолжаю активный поиск пополнения, хотя набрал довольно много игроков, но пусть у меня будет проблема из кого выбрать основу, чем кем "заткнуть" бреши в составе. Фонд зарплаты уже позволяет чувствовать достаточно свободным, ведь проданные игроки имели зарплаты до 1000 евро в неделю, а большинство новичков около 150... 200.
Исходя из сыгранных уже матчей и тактик успешных клубов, понимаю, что схема с линейным расположением полузащитников вдоль поля не слишком эффективна, оба получают скромные оценки, не участвуя толком ни в созидании, ни в отборе. Пробую вариации...
Близится к завершению трансферная компания, а я, как назло, только нащупал способ выгодной продажи игроков. А ведь дело нехитрое, последовательность такова:
1. Выставить на трансфер игрока, убрав ему статус на "не нужен" и уменьшив цену до 0.
2. Выбрать из заинтересовавшихся клубов несколько наиболее солидных (можно даже ограничиться одним) и предложить игрока туда за некоторую сумму, чтобы руководство пропустило сделку.
3. Когда через несколько дней придет ответ с предложением приобрести игрока, например, за 0, ответьте, но уже взвинтите цену до близкой к номиналу (автоцене).
Удивительно, но большинство клубов (у которых теоретически есть такие деньги, видимо) соглашаются, и игроку остается только принять контракт одного из покупателей.
Когда мой бюджет перевалил за сто тысяч, я попробовал поискать сильных игроков за небольшие деньги. Разумеется, это либо молодые, еще не раскрывшиеся игроки, либо уже заслуженные ветераны. Из последних я выбрал атакующего полузащитника Тихонова из Химок и нападающего Камольцева из Орла. Камольцев запросил непомерную на мой взгляд зарплату в 1500 евро и переговоры были продолжены с одним Тихоновым. К сожалению, в день, когда он согласился на мое предложение, бюджет в очередной раз самопроизвольно уменьшился со 105 до 27 тысяч, трансфер пришлось попросить отложить на неделю, хотя деньги вновь появились уже через два дня. Через неделю же трансферное окно закрылось и переход Тихонова состоится лишь летом.
Итак, трансферное окно закрылось, все товарищеские матчи были сыграны, а до начала чемпионата остается еще месяц. Игроки один за другим теряют игровую практику, но я ничего не могу поделать, потому что сыграть еще хотя бы один матч отказываются абсолютно все перепробованные клубы, как российские, так и зарубежные. Унылое время, когда в клубе нечего делать; решаю поискать игроков на будущее, к летнему окну. Еще одно открытие меня ожидает - оказывается, несмотря на то, что зимнее окно закрылось, я могу подписывать в клуб свободных игроков. Вот это удача! И с прежним рвением скауты начинают шерстить безработных. Среди прочих находится известный словацкий полузащитник Игорь Демо. Глядя на его скиллы, понимаю, что именно он должен стать тем джокером, что решит исход кампании в мою пользу. Как назло тут же находится куча клубов, им неожиданно заинтересовавшихся. Предлагаю хороший контракт на грани доступных мне средств, мало надеясь, что он предпочтет Факел пражской Спарте и всем другим клубам. Однако всего через несколько дней Демо подписывает именно мой контракт. Можно отпраздновать, а хорошо потрудившихся скаутов, наконец, отправить по командировкам, опять Южная Америка, Скандинавия, Африка и Восточная Европа, лишь остается дома в готовности открыть скиллы заинтересовавшего меня игрока.
Заметил интересную особенность: атрибуты игроков отображаются различными цветами, видимо, чтобы легче их было поначалу воспринимать, чем "ярче" игрок, тем он сильнее. Удивило то, что атрибуты одинакового номинала, скажем, по 16 отображаются у разных игроков разными цветами. Полистал книжечку, прилагаемую к диску СМ, ничего не нашел. Появилось предположение, что это баг скина. Попробовал поменять, но так и не нашел понравившегося. Дефолтный тоже надоел. Впрочем, дело вкуса. Да и в Интернет наверняка можно скачать приятный.
Подошло время первого официального матча. Хорошо усилившиеся зимой, мы играем дома, а значит должны побеждать. Надо не только говорить о выходе в премьер-лигу, но и на деле доказывать состоятельность. В официальных матчах мелочей не бывает, поэтому я начинаю аккуратно настраивать индивидуальные задания игрокам, заодно назначая исполнителей стандартов. Возникает некоторое затруднение. Если специальный скилл, отвечающий за вбрасывание мяча из-за боковой у игроков есть, то гораздо более значащие, на мой взгляд, пробитие пенальти, штрафных и угловых - отсутствуют. Почему так рассудили авторы? Я назначаю исполнителей, исходя из точности и силы удара для штрафных и пенальти, и тех же точности и силы паса для угловых. Надеюсь, так и надо...
Итак, выходим на поле. Соперник - Металлург Новокузнецк. Состав далеко не самый сильный, и я преисполнен оптимизма. Хотя уже к концу первого тайма оптимизм сменяется унынием и разочарованием. Мы "летим" 0:2. И как? Я снова начал смотреть 3D-моменты и видел оба гола. Как под копирку. Полузащитник противника закидывает мяч далеко в сторону моих ворот. Защитник первый на мяче неподалеку от края штрафной, но почему-то поворачивает с мячом к центру и отдает пас набегающему форварду противника. Удар в дальний угол - гол! Спустя каких-то 25 минут как будто отснятый ролик мне показывают, тот же защитник отдает мяч тому же нападающему, удар в дальний угол - гол. Итоговые 1:3 несут лишь один положительный момент. Я, видимо, угадал со стандартами и мой старенький нападающий Прокопенко забивает со штрафного. Приобретённый словак Демо - оказался полный "ноль", кстати говоря.
Воочию увидев чудачества своего отнюдь не слабого оборонца Осколкова, купленного из Челябинска, я окончательно уверился в глупости игрового "движка". Ведь, какую бы я тактику не избрал, при любой он может повторить выходку. Тем не менее, какие-то тактики должны лучше работать, пусть в атаке, поэтому продолжаю помаленьку совершенствовать и прихожу к следующей схеме.
Тактика Факела. Судя по результатам, весьма удачная С ней мы выиграли следующую игру, и я решил, что довольно, остальное "довернем" сильными игроками. Благо новички были очень успешны и довольно многочисленны, я даже выставил на трансфер первые приобретения, которые теперь могли надолго застрять на скамейке. Причем хорошие деньги были выручены с продажи Кебе и Чипи. Чувствуется, летом можно будет развернуть бурную трансферную деятельность и довольствоваться не только безработными. Хотя некоторый негатив тоже присутствует - многие игроки недовольны распродажей "ключевых" по их мнению игроков. Кого они имели в виду? Не сыгравшего еще ни одной игры Кебе или ветерана Елышева? Все равно, не стал бы я их держать, ведь есть гораздо более достойные кандидаты на место в основе.
Еще один повод к недовольству, кстати, плохие условия предложенного контракта. Игрок не просто отказывается ставить подпись, но и выражает свои сомнения, что можно заметить на вкладке "статус" игрока. Имейте это в виду при перезаключении контрактов и старайтесь, чтобы последнее предложение было принято, тогда все будут довольны. Если даже игрок не принимает меньший контракт, предложите равный тому, что есть. У клуба не убудет, а настроение работника улучшится.
Последующие игры не были очень интересными. Просматривая их на большой скорости без 3D-видео, я вносил изменения, исходя из статистики. Довольно успешно. Сейчас уже сыграно более трети матчей сезона, мы лидируем, хотя Урал, Терек и Астрахань еще пытаются нас преследовать. Однако феноменальная результативность Прокопенко (уже 25 мячей в 16 матчах!), надежная игра прочих игроков и все усиливающийся состав позволяют мне с уверенностью смотреть вперед. Не закрывающееся для свободных агентов трансферное окно - это просто кладезь новых сил для команды в течение сезона. Тем более, просидев без работы внушительное время, они соглашаются на очень маленькие зарплаты.
Правда, увлекшись их изучением, я несколько упустил из виду другую возможность усиления - подписание игроков, чьи контракты заканчиваются в пределах полугода. Их тоже можно (и нужно) разыскивать заранее и при первой возможности предлагать сделку. Промедлите - и все качественные игроки будут подписаны другими клубами. Кстати, внимательно следите за теми игроками, что интересуют вас. Ведь даже присутствие в шотлисте не гарантирует появление сообщений, что игрока хотят купить.
Заключение
К сожалению, особого желания играть дальше нет. Прежде всего потому, что я уже знаю дальнейший расклад. По составу у меня нет конкурентов в первой лиге. За следующие несколько месяцев, подбирая свободных агентов и тут же их перепродавая, я сколочу солидный капитал на будущий год. Как сложатся дела в премьер-лиге, какое место я займу, конечно, трудно сказать наверняка. Вряд ли первое (это было бы совсем абсурдно), но в верхней части таблицы. Зато через сезон едва ли кто остановит Факел на пути к чемпионству. Лига чемпионов? Как-то там будут сновать по полю мои "фишки"?
Разрекламированный Gameplan 3D пока не оправдывает ожиданий. Наличие недочётов и ошибок - заставляет пересмотреть изначальные положительные эмоции. А ведь игра продается огромными тиражами. Программисты обещают патч в начале июня. Правда, если вспомнить уже не раз откладывавшиеся релизы СМ от BGS, стоит скептически отнестись к конкретным датам. А меж тем, во времена сотрудничества Eidos со SI, последние ухитрялись выпускать патч в день официального релиза!
Жалеть, впрочем, не о чем. FM 2006 вполне себе хорошая и увлекательная игра и без Eidos, а создателям СМ есть над чем поработать. Как я понял, шаг вперед в сравнении с СМ 2005 был сделан все же солидный. Если вы попробуете играть, то непременно поставьте патч, он наверняка решит хотя бы половину тех проблем, что были замечены мною. Кстати, в патче еще и новую "шкурку" интерфейса пообещали - я видел, и мне понравилось.
Таблица чемпионата Украины А! Чуть на забыл, я же еще хотел заглянуть в подключенные при создании игры чемпионаты. Думаете там все гладко? На примере Украины, где буквально "обреченные" на лидерство Динамо и Шахтер занимают 5 и 6 места соответственно, я показываю вам, что всё не так, как в реальной жизни...
P.S. При всех отмеченных недостатках, хочется отметить инициативу компании "Новый Диск", выпустившей настоящую лицензионную версию, да еще и с красивым мини-мануалом за смешную (!) по европейским меркам цену в 5 долларов. И техническая поддержка обеспечивается не на словах - я лично звонил, проверял. Конечно, игра не является шедевром, но скорый выход патча должен устранить досадные оплошности, мешающие поставить игре высокие оценки...