"Падение Ястреба. В тылу врага" (Pilot Down - Behind Enemy Lines)

Издатель в России: "Руссобит-М", GFI

Системные требования


Минимальные системные требования:

Windows 98SE/2000/XP
Процессор: Pentium-III или Athlon с частотой 800МГц
Оперативная память: 128 Мб
Видеокарта: 32 Мб DirectX 9-совместимая
Звуковая карта: DirectX 9.0-совместимая
Версия DirectX: DirectX 9.0c
Объём свободного пространства на жёстком диске: 1 Гб

Рекомендуемые системные требования:

Windows 98SE/2000/XP
Процессор: Pentium 4 или Athlon XP 1600МГц
Оперативная память: 256 Мб
Видеокарта: GeForce3 и старше или Radeon 8xxx и старше
Звуковая карта: DirectX 9.0-совместимая
Версия DirectX: DirectX 9.0c
Объём свободного пространства на жёстком диске: 1 Гб


Описание


Разработчиком игры выступает студия Kuju Entertainment, которую многие понят по достаточно качественному шутеру от первого лица Warhammer 40,000 Fire Warrior. По сюжету игры "Падение Ястреба. В тылу врага" (в оригинале носящей название Pilot Down - Behind Enemy Lines) вы играете за американского пилота Уильяма Фостера, чей самолёт был сбит над Германией зимой 1943 года. Вам предстоит не только выжить в тылу врага, но и добраться до границы с нейтральной Швейцарией.


После установки выводится стартовый модуль, в котором вы выставляете нужные вам настройки. Немного удивило отсутствие промежуточных значений разрешения - после 1024х768 сразу идёт 1600х1200, и это - досадный промах. Ну да ладно, ограничимся 1024 на 768...


После запуска перед нами открывается бесхитростное меню игры, в котором предлагается только косметическое изменение настроек. Так что сразу отправляется в путь, смотреть начальную заставку...


Она выполнена в стиле комиксов, и выглядит достаточно стильно, хотя сама идея, конечно же, не оригинальна. В заставке нам показывают развитие событий после атаки бомбардировщика Б-24 немецким истребителем. Истребитель был подбит, но столкновение в воздухе оказалось неизбежно, и наш герой, второй пилот Уильям Фостер, выпрыгнул с парашютом, приземлившись вблизи обломков своего бомбардировщика.

Уровней сложности в игре не предусмотрено, так что игрок освобождён от его выбора (а значит, и лишних философских раздумий). Вид в игре - от третьего лица, управление перемещением осуществляется с помощью клавиш W, A, S, D. Кроме того, вы можете осматривать местность с помощью мыши. Смена режима ходьбы/бега - с помощью Shift, присесть/встать - левый Ctrl. В общем, реализацию управления можно считать классической (и весьма удобной) для игр от третьего лица. При всей своей несложности, управление объясняется в самом начале игры - на первых порах вы проходите что-то вроде Tutorial'а.

Игра нетривиальна, и после углублённого знакомства уже не выглядит простой аркадой. Помимо шкалы здоровья у главного героя есть ещё и шкала выносливости (синяя полоска). Она убывает, если вы голодны, если действуете в плохих погодных условиях, или переходите вброд холодную реку. Как логично догадаться, при нулевой выносливости вы начинаете терять здоровье.

Кроме того, у вас имеется инвентарь - рюкзак, который не является безразмерным - каждая вещь имеет свой вес (ваш лётчик не будет образом Геркулеса, могущего носить на себе полный арсенал вооружения, палатку и полевую кухню)...


В игре имеется своя ролевая система - в конце уровня вам начисляются очки опыта. На уровне вы можете находить секретные предметы (выглядящие как крутящаяся золотистая модель самолёта) - за них вы получите дополнительные очки опыта.


На каждом этапе встречается еда (например, кролик или яблоко) - она позволяет отчасти восстановить выносливость. Выносливость также восстанавливает источник тепла - к примеру, вы можете развести огонь в камине или печке и согреться (в дальнейшем к костру всегда можно вернуться и ещё раз поправить свою выносливость).


Подбираемые аптечки при использовании возвращают очки здоровья. Найденные предметы такого типа (аптечка и еда) не потребляются сразу, а складываются в рюкзак.

Мир, по которому вы путешествуете - интерактивен. Попадающиеся местные жители или прячутся от вас или поднимают тревогу, вызывая солдат противника. Клавишей "пробел" вы можете прижаться к укрытию спиной (и в дальнейшем - заглядывать за угол). После этого клавишей "действия" вы можете привлечь (стуком или шумом) местного жителя или противника, после чего он обычно идёт выяснять причины странных звуков.


С некоторыми предметами вы можете производить несколько действий. Например, дверь можно открыть, а можно заглянуть в щёлку - проверить наличие врага. Нажмите клавишу действия, удерживайте её и выберите нужное действие клавишами вверх-вниз.


Кроме того, один предмет можно использовать на другом - в инвентаре выберите искомую вещь, она подсветится зелёным, а затем - выберите вторую вещь, и произойдёт их совмещение (если это возможно). Иногда встречаются преграды, требующие определённого воздействия и использования каких-либо предметов. К примеру, крюком вы опускаете лестницу, а с помощью кирки вам предстоит прорубить проход в камнях...


Безоружным быть очень плохо, но у вас в арсенале имеется неплохая возможность уничтожения ничего не подозревающего врага - подкрасться к нему со спины и нажать клавишу атаки (левая кнопка мыши). Вы схватите врага за горло и будете его душить. Убитую жертву можно (и нужно) перетащить в укромное место - удерживая нажатой левую кнопку мыши.


После того, как у вас появилось оружие (пистолет), вы cможете избавляться от врагов на расстоянии. Правая кнопка мыши переключает вас в режим прицельной стрельбы - от движения курсор "расширяется" и кучность падает, так что для уничтожения врагов лучше сохранять неподвижность. Боеприпасы подбираются отдельно, и перезарядка происходит честно - обойма на обойму. Если у вас осталась пара патронов и вы перезарядили оружие (клавиша R) - эта пара патронов пропадает, так что лучше расстреливайте магазин до конца. После того, как патронов в магазине не остаётся, главный герой автоматически вставляет следующую обойму.
От себя замечу, что патронов на уровне не так много, и пальба "в белый свет, как в копеечку" - обойдётся вам весьма дорого. Каждый патрон должен быть на учёте, и стрелять лучше всего тогда, когда врагов несколько (одиночек лучше бесшумно душить). Подкрадитесь со спины к группе солдат и выстрелите одному из них в голову - он будет уничтожен с первого выстрела (в корпус стрелять приходится два раза).


Искусственный интеллект врагов не отличается глубокой проработкой, хотя у него бывают проблески - порой враги прячутся за укрытия и выглядывают из-за них, а также пытаются вести огонь из положения сидя - чтобы уменьшить вероятность вашего попадания.


После окончания уровня у вас оказываются доступны очки опыта, которые вы можете распределять по различным характеристикам вашего героя - их текущее состояние выглядит как дискретный прогресс-бар из четырёх квадратиков. Конечно же, одним из наиболее критичных параметров является здоровье, с него и следует начинать повышение характеристик. Кроме того, вы можете повышать выносливость, грузоподъёмность, меткость стрельбы из различного вида оружия и т.д. Такая простенькая ролевая составляющая - приятный довесок к игровому процессу.


Со временем в вашем арсенале появляются различные дополнительные вещи, такие как сигнальная ракета (вызывающая интерес к месту событий у вражеских солдат), бинокль (помогающий вам просматривать текущую местность более подробно), сигареты (будучи подброшенными, отвлекают внимание солдата), морфий (повышает выносливость), алкоголь и т.д.


К сожалению, в игре отсутствует возможность сохранения на этапе. Это заставляет вас проходить весь уровень до конца, распределять очки опыта и затем подтверждать своё согласие на сохранение игры в одном из свободных слотов. С одной стороны - увеличивается реалистичность происходящего, цена ошибки возрастает, адреналин в ряде моментов зашкаливает (как и острота ощущений)... С другой - случись вам срочно отлучиться, придётся оставлять компьютер включённым, чтобы не потерять прогресс в прохождении.


Периодически игровой процесс прерывается заставками, выполненными на внутреннем графическом "движке". Смотрятся они довольно прилично.


Чем дальше вы углубляетесь в игровой процесс, тем больше понимаете, что перед вами - разработка в стиле stealth-action: крадучись, вы проходите и проползаете уровень с врагами, пытаетесь незаметно проскользнуть мимо неблагонадёжных паникёров - местных жителей, и стараетесь отлавливать врагов по одному, в укромном месте. При этом полоска выносливости норовит закончиться в самый неподходящий момент, и вы ждёте окончания уровня, чтобы, наконец, повысить этот параметр в ролевых характеристиках...

Заключение


В общем и целом - игра приятно удивила. Дело в том, что оценив полиграфию на коробке, я подумал, что после установки игры и первого запуска - меня мгновенно стошнит, и я лихорадочно начну искать кнопку Uninstall. Однако после трёх пройденных уровней я могу утверждать, что игра в меру интересна и привлекательна. Она не блещет графикой (отличающейся весьма простыми текстурами), звук в ней также не ахти какой (хотя отдалённый лай собак добавляет реалистичности атмосфере происходящего), но особого отторжения ничего из вышеперечисленного не вызывает, а ролевые элементы, реально влияющие на дальнейший игровой процесс - вызывают только положительные эмоции.


В итоге получаем крепкого середняка, вполне способного увлечь непритязательного игрока (особенно интересен проект будет тем, кто не может похвастаться наличием мощных процессора и видеокарты в системе). Самая сильная сторона проекта "Падение Ястреба. В тылу врага" - организация игрового процесса. Именно он и позволяет задуматься над тем, чтобы пройти игру до конца, несмотря на некоторое однообразие происходящего на экране...

Оценки


Графика: 60%
Звук: 75%
Игровой процесс: 77%

Общее впечатление: 69%