Издатель в России:
"1С" Системные требования
Минимальная конфигурация:
Процессор Intel Pentium 4 2,0 ГГц или AMD Athlon XP 2000+
512 Мб оперативной памяти
Видеокарта с 64 Мб видеопамяти, совместимая с DirectX 9.0c, с установленными драйверами последней версии
Дисковод CD-ROM 8X или DVD-ROM (в зависимости от поставки)
2,2 Гб свободного пространства на жёстком диске
16-разрядная звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
Microsoft Windows 2000 или XP с установленным пакетом обновлений последней версии
Мышь и клавиатура
DirectX 9.0c (находится на диске с игрой)
Рекомендуемая конфигурация:
Процессор Intel Pentium 4 2,5 ГГц, AMD Athlon XP 2500+ и старше
1 Гб оперативной памяти
Видеокарта ATI Radeon X800 и старше
Звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi
Широкополосное соединение с Интернет или соединение по локальной сети для сетевой игры
Описание
Игра поставляется на одном DVD, в начале установки - запускается модуль, который проверяет параметры вашей системы на предмет наличия в ней необходимых аппаратных и программных компонентов. Prey - весьма ресурсоёмкая игра, и если вы являетесь обладателем средненького (по меркам позапрошлого года) компьютера, то, возможно, вам даже не стоит устанавливать игру - зачем огорчаться? После того, как проверка пройдена, вы можете запускать модуль инсталляции. Он сообщает, что перед нами - версия 1.0.103 игры. Как вы видите из названия данной статьи, я установил патч версии 1.2 (его можно скачать
здесь), который не только добавляет сетевые карты и персонажей для multiplayer, но и устраняет некоторые ошибки и недочёты, так что критических стрел в техническую составляющую игры наверняка будет меньше.
Отдельный интерес вызывает локализация - её качество мы обязательно оценим (ещё бы, судя по документации, роли озвучивали целых десять актёров!).
Итак, запускаем игру...
Нас приветствует главное меню и достаточно бодрая звуковая дорожка. Первым делом, естественно, отправляемся в настройки графики. Они очень глубоко проработаны и умещаются на целых трёх закладках!
Настройки звука также подразумевают высокое качество - благодаря поддержке OpenAL и с включением режима EAX Advanced HD - вы будете с удовольствием слушать музыку в игре на хорошей акустической системе. Впрочем, и без поддержки OpenAL звуковые эффекты и музыка передаются очень неплохо.
Управление в игре, в общем-то, достаточно стандартное. Рекомендую сразу создать свой профиль с настройками, и работать с ним в дальнейшем.
Имеется и быстрое сохранение с быстрой загрузкой - за это отвечают клавиши F5 и F9. В общем, всё предельно ясно, отправляемся в игровой процесс...
В игре Prey нам обещают множество нетривиальных элементов и нововведений. С первым мы сталкиваемся уже в самом начале - когда нас просят выбрать уровень сложности игры.
Выбор-то в начале только один - "Обычный". Сложный уровень обещается после полного прохождения игры, а пока - добро пожаловать в обычный режим, который не так-то прост: искусственный интеллект будет подстраиваться под ваши действия и затем - динамически усложнять или упрощать игру. Посмотрим, как это будет реализовано, и заметим ли мы разницу в процессе прохождения Prey...
Игра начинается со сцены в туалете. Молодой индеец Томми (за него вы, собственно, и играете), клянёт резервацию и свою нерешительность в признаниях любимой девушке. После этого управление передаётся в ваши руки. И тут же в мозгу возникает чёткая ассоциация с проектами уровня Half-Life: вы можете "поиграть" с элементами окружающей обстановки - включить-выключить свет, выдавить жидкое мыло из контейнера, включить сушку для рук, смыть писсуар, включить воду, поднять дощечку на унитазе и т.д. Что ж, очень здорово!
В процессе игры главный герой отпускает свои шутки и комментарии. Например, зайдя в женский туалет, он замечает - "фу, в мужском и то чище". Первый интерактив с неигровым персонажем - дедушка Томми, которого зовут Эниси, произносит глубокомысленную фразу о грядущих переменах и то, что он скоро понадобится своему внуку, поэтому останется рядом с ним.
Вообще, по первому впечатлению, локализация выполнена очень хорошо. Не отлично, конечно, но твёрдая четвёрка - актёры в большинстве случаев достаточно убедительны, отдельно выделяется качественная работа звукорежиссёров (вот они-то честно зарабатывают твёрдую "пятёрку").
Выходим в бар, и наши открытия продолжаются. С телефона можно скинуть трубку, телевизор - показывает какой-то древний чёрно-белый фильм, игровые автоматы доступны для игры, и даже музыкальный киоск можно заставить сменить мелодию!
Через некоторое время возникает инцидент - бар закрывается, а пара пьянчуг не хочет уходить.
Девушку Джен, вашу пассию, покрывают почём зря - и вам приходится вступиться. Разводной ключ - прекрасное орудие для усмирения товарищей, чей разум затуманен алкогольными парами. Сразу после вашей расправы над ними - телевизор сообщает о странных объектах над Северной Америкой и вас (вместе с баром) похищают инопланетяне...
Вас, вашего деда и Джен - перемещают внутри космического корабля привязанными к металлическим площадкам, и вдруг вы замечаете, как какой-то человек подкладывает мину и обещает всех освободить. Далее следует взрыв, и вы оказываетесь в какой-то слизи с разводным ключом в руках. Начинается обучающая миссия...
Вас учат приседать, вы знакомитесь с телепортатором, открывающим проход в другие комнаты (достаточно интересная конструкция, похожая на реквизит с зеркалами фокусника).
Позднее вы найдёте другие типы телепортов, но суть их, в общем-то, идентична. Вообще, ваши странствия по иноземному кораблю выглядят достаточно натуралистично - если происходящему и не хватает правдоподобности, то не так уж и много. Тёмные комнаты с монстрами, у которых горят глаза-угли, какие-то ящероподобные мутанты за стеклом, и кровь на вашем разводном ключе после очередных "разборок" - всё это повышает уровень адреналина в крови и серьёзно ограничивает возрастной рейтинг проекта. Prey - это игра для взрослых, однозначно. Одна сцена убийства вашего дедушки может вызвать рвотный рефлекс у слабонервных, а уж детям такое показывать - и подавно воспрещено. Впрочем, через некоторое время вы увидите сцену насаживания маленького ребёнка на металлический прут и у многих вовсе возникнут смешанные чувства - такое насилие, пусть и в угоду кинематографии сюжета - откровенный перебор. Грязи нам и в жизни с головой хватает...
Тем временем вводная миссия продолжается. Вы учитесь пользоваться зажигалкой - она освещает пространство в тёмных углах, но её действие ограничено - если прогресс-бар зажигалки заполнится, она потухнет, а оранжевая полоса (отражающая нагрев) начнёт медленно убывать.
Ваше здоровье отражено в качестве красного индикатора (в виде человеческого силуэта). Здоровье пополняется круглыми напольными конструкциями с фиолетовым дымком. При прохождении по этой конструкции - дым исчезает, и больше ею воспользоваться нельзя.
Через некоторое время вы находите другую, живую конструкцию, прилепившуюся к стене - она также пополняет ваше здоровье, но на этот раз - полностью, до максимального значения. Вообще, если ваше здоровье критически мало, то в состоянии покоя оно восстановится до значения примерно в 25% от максимального.
Вскоре, спрятавшись за баком, вы гаечным ключом уничтожаете первого серьёзного врага-охранника и отбираете у него оружие. Причём сразу же вам везёт - у оружия имеется оптический прицел. Настоящая роскошь!
Ваше оружие - живое, оно покряхтывает, при включении оптического режима - услужливая когтистая лапка с цевья подносит к вашему глазу биологический окуляр. Да уж, художники и дизайнеры постарались на славу...
Боезапас отражается в правом нижнем углу в качестве голубоватого прогресс-бара и пополняется, когда вы подбираете патроны (если их так можно назвать) или подзаряжаете оружие. Когда все патроны израсходованы, вашему вновь обретённому био-оружию - винтовке - требуется некоторое время для пополнения некоей минимальной части боезапаса (где-то 10% от полного магазина), так что совсем без патронов вы не останетесь. Забегая вперёд - если вы израсходовали весь боезапас, в вашем инвентаре (выводимом прокруткой скролла мыши) данное оружие будет высвечено красным цветом.
Такой тип оружия, как плазма - заряжается от небольших конструкций на стенах корабля - подойдите к некоей продолговатой штуковине с огоньком на стене и пополните свой боезапас, удерживая правую клавишу мыши.
Таких "заправок" существует несколько типов - одни дают замораживающие патроны, другие - огненные, третьи - позволяют уничтожать врагов электрическими разрядами. У каждого вида вооружения имеется альтернативный режим (правая клавиша мыши): удар наотмашь в случае разводного ключа; вызов оптического прицела у винтовки; пополнение боезапаса у плазмомёта; выстрел гранатой у тяжёлого пулемёта, режим ловушки у гранаты-жука и т.д.
В процессе странствий по инопланетному кораблю вам будут попадаться различные управляющие консоли. Использовать их очень просто - кликами мышкой (так же, как играть в покер в баре в начале игры). Настоятельно рекомендую перед нажатием различных кнопок сохранять игру - мало ли, каких дров наломаете.
Вообще, исследовать корабль очень интересно, впечатления остаются достаточно захватывающие. Например, вы должны докатить какую-то шарообразную субстанцию, выплюнутую из "матки" на склизкую мембрану и выстрелить несколько раз - субстанция взорвётся, а мембрана будет порвана и откроет вам проход дальше. Или, например, гравитационные дорожки - по ним вы можете бегать под прямым углом к стенам и по потолку, с полной или частичной потерей ориентации в пространстве.
Через некоторое время вы найдёте жуков - трёхпалую живность, копошащуюся под ногами. Подбирайте этих тварей - потом будете использовать как гранаты (перед броском главный герой отрывает жуку лапки, бросает, и тот начинает исходить дымом, после чего - взрывается в зелёном зловонном облаке). При использовании правой клавиши мыши - вы бросаете жука-ловушку, который взрывается от вашего выстрела по нему.
В общем, вся эта слизь, дым, шевелящееся в руках оружие, противные букашки-таракашки и т.д. - без сомнения, повышают реализм, но в то же время и вызывают некоторое отвращение от игрового процесса.
Интеллект врагов на нормальном уровне сложности - вполне адекватный, никаких особых затруднений вы не испытаете, я в этом уверен (вовремя уклоняйтесь от выстрелов, прячьтесь за укрытия - и всё, враг останется с носом). Честно говоря, я не заметил обещанного подстраивания AI под ваше прохождение игры (возможно, моё поведение не выбивалось за рамки предусмотренного стандартным уровнем сложности?). Как бы то ни было - всегда следите за уровнем боезапаса, чтобы патроны не кончились у вас в самый неподходящий момент. Разновидностей врагов в игре не очень много, в подавляющем большинстве случаев вы будете сражаться всего с четырьмя типами: падальщиками, гончими, охотниками и людьми-мутантами. Позднее вы найдёте несколько типов летающих врагов. Встречаются и различные "пассивные" источники опасности - щупальца на стенах, мембраны, плюющиеся кислотой, стационарные автоматические пушки из системы охраны (их можно и нужно уничтожать) и т.д.
В игре реализован и физический "движок" - предметы кувыркаются и катятся примерно так же, как в приснопамятном Half-Life 2 и ряде других проектов в жанре FPS. Но "игрушечность" происходящего всё равно портит впечатление - предметы, будь то картонная коробка или большой железный ящик - кажутся практически невесомыми.
Наконец, сюжет приводит вас к неизбежной смерти - попав в тупик, вы падаете и разбиваетесь... Но на самом деле - всё только начинается. Вы оказываетесь в ином мире, и голос деда призывает вас следовать за птицей.
Для вас открывается ещё один элемент игрового процесса - выход в астрал. Ваше тело в этот момент безжизненно повисает, а вы можете странствовать вне препятствий и вне некоторых опасностей физического мира. Индикатор вашей энергии в астрале - синий силуэт.
У вас появляется и оружие - лук, а также дед советует вам во всём следовать птице, которую зовут Коготь - она погибла, когда вы были ребёнком, но теперь она живёт в стране ваших предков - Древних. После всей этой неожиданно свалившейся информации про астрал Томми возвращается на инопланетный корабль - спасать свою возлюбленную.
Теперь вы сможете использовать свою возможность выходить в астрал и игнорировать некоторые физические преграды - ряд дверей открывается только изнутри, и чтобы получить доступ к управляющей консоли, вам нужно выйти в качестве духа из тела. Порой при выходе в астрал вы видите невидимые обычному глазу дорожки из света, по которым можно перебираться на платформы и т.п.
Даже в качестве духа - вы всё ещё можете сражаться: врагов можно уничтожать из лука, а стрелы к нему - это как раз синяя пси-энергия, пополняемая сгустками-облачками из душ поверженных вами врагов (так что не забывайте их подбирать). Если вы вдруг погибнете, то сразу автоматически переходите в астрал - как говорит ваш дедушка - "чтобы вернуть своё тело к жизни - ты должен сразиться с душами тех, кто погиб с позором". Выглядит всё это как расстрел из лука каких-то кальмароподобных существ. Расстреливая красных "кальмаров" - вы пополняете индикатор здоровья, а синие - восполняют ментальную энергию (синий индикатор - фактически, стрелы для лука при выходе в астрал). С накопленными во время этого "тира" жизненной и ментальной энергией - вы возвращаетесь в игру.
Вообще, игровой процесс не так уж тривиален, несмотря на ограничение в виде жанра шутера от первого лица - порой действительно необходимо пошевелить мозгами (теми, что в голове, а не в спине). К примеру, в одном случае вам надо встать на гравитационную платформу, выйти из тела, зайти в закрытое помещение, запустить платформу и наблюдать, как ваше тело переезжает на другой конец помещения. Прибавьте к этому дальнейшее развитие событий - из портала выскакивает враг и начинает обстреливать ваше беспомощное тело, которое вы тут же бросаетесь спасать - и вы получите неплохое представление о том, что такое Prey...
Игра подбрасывает вам всё новые задачки, порой вводящие неискушённого игрока в ступор. Кто с первого раза догадается, что светящиеся платформы на другом конце помещения изменяют гравитационное поле и располагают вас в своей плоскости (помогая пробежать по стене и потолку), если вы в них выстрелите? То-то же, расслабляться - времени нет...
Со временем врагов становится больше, вы привыкаете ко всем этим гравитационным дорожкам, телепортаторам, платформам, переносящим в свою плоскость, биомассе, слизи, щупальцам, торчащим из стен и прочему - и игровой процесс начинает протекать заметно быстрее. Однако разработчики не успокаиваются, и всё время норовят подкинуть вам что-нибудь новенькое. Например, маленьких девочек-садисток в виде духов, которые отпускают шуточки вроде "обманули дурака на четыре кулака" и при этом пытаются вас убить. Или потусторонний голос, пытающийся заигрывать с вами и рассматривающий вас в качестве "интересной букашки".
Также создатели пытаются разнообразить игровой процесс различными вторичными элементами - например, полётами на шаттле - летательном модуле, у которого есть своё вооружение (огнемёт и гравитационный луч), и который пристыковывается к док-станциям. В ряде моментов вам придётся пораскинуть мозгами в лучших традициях Half-Life, иначе вы застрянете на этапе, не зная, что делать дальше. Тактика "бей-беги" в игре Prey проходит далеко не всегда.
Ни в коем случае не игнорируйте вашего помощника - птичку по имени Коготь. Она иногда подсказывает вам, что делать - например, садится на управляющие элементы корабля. Также её присутствие расшифровывает письмена-иероглифы инопланетян. При обнаружении врагов - Коготь краснеет и начинает яростно заклёвывать "чужих". Пусть это не сильно влияет на их здоровье, но зато они отвлекаются на птицу, а вы - вовремя замечаете опасность. В общем, следите за вашим пернатым - он оберегает вас и, возможно, сможет подсказать вам дальнейшее направление ваших действий.
Вообще, поглядывайте на пол и на стены - если увидите значок синего солнышка - это намёк на то, что вам есть смысл перейти в астрал (иногда в потаённых уголках вы найдёте дополнительный боезапас).
Отдельного описания заслуживает звуковое сопровождение игры. Как уже отмечалось выше, локализация сделана весьма неплохо, актёры правдоподобны. Но в первую очередь хотелось бы сказать о весьма неплохой музыкальной теме игры, звучащей в главном меню. И конечно же, о звуках - некоторые из них вызывают отторжение - играть порой просто противно - все эти физиологические склизкие шмякающие звуки, утробное урчание "чужих"... Реализм - это хорошо, без сомнения, но неприятное чувство скребёт на душе - многие коридоры хочется пробежать как можно быстрее.
В игре встречаются "боссы" - супер-враги, которых нужно убивать медленно и печально (быстро - вряд ли получится, так что не торопитесь). Не переживайте, если у вас вдруг кончится здоровье: вы просто попадёте в загробный мир и накопите сил для продолжения битвы.
Следить за тем, как долго вам ещё нужно убивать босса, вы можете по горизонтальной полоске, отображающей запасы его здоровья. Почаще сохраняйтесь - пусть в игре практически невозможно умереть, но всё же бесцельно растраченного боезапаса иногда бывает очень жаль...
Резюме
Пора подводить итоги. Перед нами - весьма качественный шутер от первого лица, с неплохой (хотя и не оригинальной) сюжетной линией, с попыткой существенно разнообразить игровой процесс некоторыми нетривиальными нововведениями. И надо сказать, что практически все эти отличительные черты проекта (выход в астрал, гравитационные дорожки, порталы и т.д.) - смотрятся достаточно органично и раздражения не вызывают (в первую очередь - искусственно не усложняют игру, что весьма критично).
Сюжетная линия выглядит пусть и прогнозируемой, но оскомину не набивает, а уж кинематографические вставки вроде захвата пришельцами самолёта или выхода босса на сцену - выполнены весьма и весьма качественно.
Здесь же нужно указать ряд вещей, которые могут вызвать отторжение: некоторые сцены (вроде убийства ребёнка на ваших глазах) - чересчур кровавы и аморальны, а чавкающие и булькающие звуки, свисающие дрожащие кишки по стенам и выплёвываемые склизкими мембранами человеческие конечности - кому то справедливо покажутся перебором, негативно влияющим на эстетику игрового процесса. И хотя в угоду реализму всё это можно простить, необходимо обязательно указать возрастные ограничения (подросткам я бы не давал играть в Prey)...
Игра - линейна, хотя в ряде моментов вам придётся пораскинуть мозгами для того, чтобы продвинуться дальше. При этом лично я не обнаружил занудных мест, где надо долго догадываться до того, чего же именно хотят от тебя создатели.
Ну и напоследок скажу, что техническое исполнение Prey близко к совершенству - багов мною не было замечено вовсе (возможно, после установки патча версии 1.2 все имевшиеся недочёты были исправлены)...
Оценки
Графика: 90%
Звук: 92%
Игровой процесс: 85%
Общее впечатление: 87%