Act of War: Шок и трепет / Act of War: Государственная измена

Издатель в России: GFI / "Руссобит-М"

Системные требования


Минимальные системные требования:

Операционная система Windows 2000/XP
Процессор Pentium 4 1.5 ГГц или AMD Athlon 1500+
ОЗУ 256 Мб
Видеокарта AGP 64 Мб, совместимая с DirectX 9.0c
2x DVD-ROM привод
DirectX 9.0c
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
7 Гб свободного места на жестком диске
Мышь, клавиатура


Рекомендуемые системные требования:

Операционная система Windows 2000/XP
Процессор Pentium 4 2.5 ГГц или AMD Athlon 2500+ или выше
ОЗУ 512 Мб
Видеокарта AGP 128 Мб, совместимая с DirectX 9.0c
6x DVD-ROM привод
DirectX 9.0c
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
7 Гб свободного места на жестком диске
Мышь, клавиатура


Описание Act of War: Шок и трепет


Вставив DVD с игрой "Act of War: Шок и трепет" в привод и выбрав инсталляцию, я с удивлением увидел, как запустившийся скрипт установил мне файлы Windows Media 9, а затем открыл во весь экран воспроизведение шестиминутного видеоролика - беседу двух оппонентов из нефтяных империй, отстаивавших свои точки зрения в присутствии некоей симпатичной ведущей.

Всё это время на заднем плане шла инсталляция игры. Что ж, весьма грамотное решение проблемы скучающего пользователя, вынужденного ожидать, когда на его винчестере появится каталог размером в 7 Гигабайт. Из ролика мы узнаём о напряжённой ситуации на нефтяном рынке, скачках цен, нестабильности в регионах нефтедобычи и атаках террористов на заводы по перегонке нефти. Очень жизненно, что и говорить...


После первого запуска вам нужно создать новый профиль - имя, логотип и даже девиз. Среди настроек графики - особых изысков не наблюдается, главный параметр - конечно же, разрешение. Из других установок критичен выбор уровня сложности ("Специалист", "Профи", "Эксперт") - к сожалению, в руководстве пользователя они не документированы, но зато их можно менять в случае, если миссия покажется сложной.


Вообще, миссии можно проходить в произвольном порядке (в соответствующем разделе представлен их полный список), хотя разработчики рекомендуют следовать сюжетной линии кампании (всего 33 миссии, но ряд миссий проходит на одной карте, одна за другой).


Начало игры переносит вас непосредственно в спецоперацию по захвату некоего арабского террориста, укрывающегося на своей базе. Вам даётся под контроль взвод спецназовцев с сержантом Джефферсоном во главе. Мне не очень понравилось отсутствие базового Tutorial'а, обучающего управлению и принципам игры - такая информация действительно выдаётся, но слишком дозировано - не так, как в классической реализации вводных миссий. У меня осталось впечатление некоего сумбура...


Итак, ваш взвод может перемещаться лёжа, стоя, оборонять позицию, маскироваться, захватывать пленных (гражданских или раненых бойцов врага). За каждого пойманного пленного вам пополняют банковский счёт, а в ряде специальных случаев (если у вас построены нужные здания и исследованы технологии) вы снимаете деньги со счёта противника или получаете дополнительный доход. За своих пленных, отбитых по сюжету миссии у врага - вы также получаете денежную премию.


Вы можете приближать и отдалять место событий скроллом мыши. Нажав и удерживая скролл мыши - вы можете изменять положение камеры обзора (если объекты на местности загораживают вам развитие событий). Правая клавиша осуществляет действие, левая - выбирает юнит или переносит камеру в нужную точку.

Управление осуществляется мышью, заданные "горячие" клавиши отдают приказы вроде атаки, движения, остановки и т.д. Действие осуществляется правой кнопкой мыши - ей вы указываете место, куда группе необходимо переместится, ей же кликаете на цели для атаки.


В левом нижнем углу расположена мини-карта, а также кнопка просмотра текущих заданий на миссию. Перемещать юниты вы можете также с помощью клика курсором на мини-карте в нужном местоположении, что весьма удобно.

На карте вы можете уничтожать многие объекты - машины, здания. Миссия в ключевые моменты сопровождается видео вставками, транслируемыми мини-экраном в левом верхнем углу - это добавляет атмосферы происходящему, но поначалу отвлекает от игрового процесса.

Вообще, игра изобилует промежуточными сюжетными видео сценами - явственно чувствуется большой бюджет игры - задействованы неплохие актёры, да и видеофрагменты смотрятся достаточно красиво, повышая интерес к происходящему. Получается что-то вроде фильма, разбитого на эпизоды (которые воспроизводятся до, во время, или после миссии). Вот только с сюжетом подкачали: классический голливудский лубок на тему "плохой русский дядя Захаров, сговорившись с плохим американским дядей Чемберленом - планируют захватить весь мир". Тошно смотреть, если честно. Возможно, идёт тонкая пропаганда среди американских подростков, играющих в RTS - дескать, русские искусственно взвинчивают цены на нефть и готовы сотрудничать с террористами во имя своих экономических интересов. И хотя затем сюжет перескакивает на субъективное зло в лице Захарова (при этом российский президент выставлен нерешительной тряпкой), всё равно на душе остаётся горький осадок. Ну да ладно, мы привычные, каждый кулик - своё болото хвалит...

Сами миссии - достаточно разнообразны. Вообще, по первому впечатлению, игра не относится к классической реализации жанра RTS (стратегия в режиме реального времени). В большинстве миссий вам не дают спокойно "сесть" на уровне, окопаться, отбить атаки врага и, поднакопив силёнок, пойти в контратаку на базу противника. В игре замешаны и ролевые элементы, а кое-что из происходящего на экране можно и вообще отнести к жанру action.

Во второй миссии вам, в роли спецподразделения - Тактической Группы Коготь - необходимо выполнить задачу в Лондоне, где проходит совещание власть предержащих по вопросу политики на нефтяном рынке.

Там мы наконец-то сталкиваемся с боевой техникой. Бронированные машины с пулемётом предназначены для транспортировки войск и при этом способны самостоятельно вести огонь. При их уничтожении ваши бойцы оказываются вне подбитой техники, готовые продолжать бой.

Скорая помощь - специальный автомобиль, создающий вокруг себя зону, в которой происходит лечение юнитов.


Если ваши бойцы ранены, стоит отправить их на лечение в зону скорой помощи - и прогресс-бар здоровья бойца начнёт медленно расти, остановившись на максимуме. Раненные бойцы передвигаются медленнее. Критически раненный боец остаётся недвижимым и, если ему оперативно не оказана помощь - погибает. Скорую помощь затем заменят медицинские вертолёты, а также полевые госпитали.

В процессе выполнения задачи в городе вы можете занимать здания - бойцы входят в него и ведут огонь из окон. Здания - не "резиновые", в них можно запустить только определённое число солдат.

Наконец, после того, как нам демонстрируют масштабную атаку террористов на Сан-Франциско, появляется возможность не только перемещать группу солдат из места в место, но и строить базу. Тут начинается в полной мере то, что обозначено жанровой принадлежностью к стратегии в режиме реального времени.


Строит (и чинит) здания вначале юнит-экскаватор (он принадлежит к фракции "Армия США"). Раз уж речь зашла о зданиях, посмотрим, какие их типы представлены в игре (информация из руководства к "Act of War: Шок и трепет"):

Тактическая Группа "Коготь":

Штаб тактической группы "Коготь". Основной командный центр, производящий строительные дроны. Разрабатывает технологические усовершенствования "Щит"/"Дрон", и усовершенствование "Взлом банковских счётов".

Нефтезавод. Пункт сбора нефти и центр управления нефтевозами.

Нефтяная вышка. Строится над нефтяным месторождением. Выступает источником сырья для нефтевозов.

Центр планирования операция (ЦПО). Требуется для строительства многих дополнительных строений. Является производителем строительных Дронов. Позволяет осуществлять усовершенствование "Усиление защитной структуры".

Казармы. Тренировочный центр пехотинцев. Позволяет создавать бойцов тактической группы и тяжелых снайперов. Требуется для строительства полевого разведывательного центра, а также для таких усовершенствований, как "тренировка с учебным снаряжением" и "устройство запуска роботов-шпионов".

Транспортный командный центр. Центр подготовки подразделений легкой техники. Позволяет создавать RAH66 "Команч", БТР "Страйкер", и багги. Позволяет проводить усовершенствование для багги - оснащение пусковой установкой "Стингер", превращая, таким образом, багги в средство ПВО, и усовершенствование для "Команча" - оснащение противотанковыми ракетами "Хэлфайр", что позволяет использовать их против танков противника.

Полевой разведывательный центр. Является надстройкой для казарм. Может содержать до 10 военнопленных и получать за это регулярное финансирование. Позволяет допрашивать пленников, чтобы открывать области на карте.

Часовая турель. Защитная пулеметная турель. Может быть усовершенствована до противотанковой или противовоздушной часовой турели.

Центр управления "ШТОРМ". Здание системы "Шторм" (электронная система защиты мобильной пехоты) позволяет строить и усовершенствовать подразделения, использующие систему "Шторм". Позволяет проводить усовершенствование миллиметрового радара, которое позволяет обнаруживать скрытые подразделения врага, а также позволяет строить нано-волновой лечебный центр.

Центр ремонта и логистики. Командный центр, в котором создаются тяжёлые транспортные конвертопланы V44 и ремонтные хаммеры. Может быть усовершенствован, что даёт V44 способность обнаруживать скрытого противника.

Нано-волновой лечебный центр. Является дополнением к центру управления "Шторм". Лечит пехотные подразделения на расстоянии. Является единственным медицинским устройством ТГК. Строительство и использование этого центра обходится дорого, хотя он очень эффективный и не требует присутствия специальных медицинских эвакуаторов. Может быть усовершенствован -оборудован антенной высокоплотной передачи нано-волн, что увеличивает область его лечебного воздействия.

Сверхтяжёлая гаубица "Молот". Может быть развернута для стрельбы ядерными тактическими зарядами либо термоядерными зарядами с красной ртутью после того, как вы произвели усовершенствование "Технология термоядерных зарядов с красной ртутью".

Центр управления роботанками "Спиннер". Командный центр ТГК, дистанционно управляющий роботанками "Спиннер". Позволяет проводить усовершенствования "Радар обнаружения артиллерии" и система скрытности роботанков.

Авиадиспетчерская. Служит командным центром для дронов "Глобальный Ястреб" и единых ударных истребителей FA-35. Дает доступ к таким усовершенствованиям, как радар раннего оповещения и оснащение глобальных ястребов ракетами "Хэлфайр".



Армия США:

Штаб DEFCON (уровни: 3, 2, 1). Основной командный центр, производящий экскаваторы, изменяющий статус DEFCON, а также исследующий технологию "поддержка мировых средств массовой информации".

Нефтезавод. Пункт сбора нефти и место строительства нефтевозов.

Нефтяная вышка. Строится над нефтяным месторождением. Выступает источником сырья для нефтевозов.

Казармы. Тренировочный центр пехотинцев. Позволяет создавать морских пехотинцев, ракетомётчиков, миномётные расчеты, снайперов и элитных спецназовцев. Позволяет проводить усовершенствования "гранатометы М203" и "использование не смертельного оружия".

Полевой генератор. Структура, вырабатывающая электроэнергию для зданий и подразделений.

База лёгкой техники. Завод по производству лёгкой техники. Производит хаммеры, "Брэдли", ЗРК "Мститель", и М-113. Позволяет осуществлять такие усовершенствования, как модернизация "Стингеров" "Мстителей" до модели Блок II RMP.

Лёгкое укрытие. Оборонительная структура, вмещающая до четырёх солдат.

Полевой госпиталь. В этом здании ЦРУ допрашивает военнопленных (выясняя жизненно важную информацию о противнике). Здесь же осуществляется лечение солдат, и отсюда высылается медицинский "Чёрный ястреб" для эвакуации тяжелораненых солдат.

Турель ADATS. Тяжёлая турель, которая может выстреливать восемь противовоздушных или противотанковых ракет без перезарядки. Когда стрельба не ведётся, турель защищена тяжёлой титановой броней. Эти турели способны обнаруживать невидимые подразделения противника.

База тяжёлой техники. Завод по производству тяжёлых танков, способный производить "Абрамсы", "Паладины" и РЗСО. Даёт возможность усовершенствовать реактивную броню "Абрамсов" и оснащать РЗСО системой обнаружения артиллерии.

Вертолётная база. Производит "Апачи" и "Чёрные ястребы".

Авиабаза. Авиацентр, используемый для базирования самолетов поддержки наземных частей А10 "Громобой", истребителей F-15 и бомбардировщиков В2 "Призрак". Может быть оснащён системой раннего предупреждения, показывающей приближающиеся авиаудары противника. Установка системы активных помех ALQ-119 делает ваши самолеты менее уязвимыми для ракет противников, а увеличение радиуса действия ракет AIM-120 AMRAAM улучшает боевые показатели истребителей F-15.

Ремонтная база. Завод по производству ремонтных вертолётов HRMH-92 "Ангел". Требуется для разработки увеличения ремонтных ресурсов.

Пусковая ракетная шахта "Волверин". Хорошо защищённая подземная шахта для запуска ракет. Может быть модернизирована для использования технологии плазменного заряда.

Оборонительная пусковая установка "Патриот". Система запуска противобаллистических ракет, способная перехватывать до четырёх вражеских тактических ракет.


Основной противник в рамках однопользовательской кампании - Консорциум:

Штаб консорциума.

Нефтяная вышка. Строится над нефтяным месторождением. Выступает источником сырья для нефтевозов "Урал". Может быть модернизирована, что позволяет самоликвидацию вышки, в случае чего месторождение становится временно бесполезным для противника.

Нефтезавод. Центр сбора нефти и завод по производству нефтевозов "Урал".

Казармы. Тренировочный центр пехотинцев. Позволяет создавать автоматчиков, гранатометчиков, минометчиков, бойцов "Корнет" и ракетометчиков. Дает доступ к модернизации "Тренировка по захвату заложников".

Автобаза. Служит для создания AMX-10 RC, минометных танков "Поркупин", БТР-80, и машин "Тунгуска". Дает доступ к модернизациям "Улучшенная защитная система "Стелс" (Поркупин)" и "Улучшенный радар обнаружения стелс (Тунгуска)".

Вертолетная площадка. Служит базой для Ми-35. Здесь же осуществляется установка ракет "Гидра" для Ми-35, что увеличивает ударную мощь этих вертолетов.

Полевой лагерь для военнопленных. Лагерь, где содержатся и допрашиваются военнопленные. Кроме этого, производит БММ-1.

Открытый штаб (статус "Revealed").

Реактор "Токамак". Реактор "Токамак" является высокоэффективным источником энергии, необходимой для нормального функционирования боевых баз консорциума. Могут быть перегружены, что превращает их в мощное оборонительное средство. В этом случае реактор начнет генерировать вокруг себя защитное поле, наносящее повреждения. Режим перегрузки разрушительно действует на сам реактор.

Лаборатория исследования системы "Стелс". Высокотехнологичный исследовательский центр, в котором производятся такие типы подразделений, как: БРМ "Финнек", Т-99У "Акула", САУ "Пиранья" и боец в оптическом камуфляже. Здесь же производятся такие усовершенствования, как снаряды с обедненным ураном (для "Акулы") и радар обнаружения артиллерии (для "Пираньи").

База конвертопланов. Высокотехнологичная вертолетная база, на которой создаются транспортные и ремонтные конвертопланы V22. Позволяет проводить модернизацию "Разведывательная ракета (V-24)".

Авиадиспетчерская. Авиацентр, на котором создаются YF-23 "Чёрная Вдова". Здесь же осуществляется разработка управляемой авиабомбы EGBU-15 (дл YF-23) и спутника системы ракетного предупреждения.

Электромагнитная турель. Активная оборонительная структура, эффективная в первую очередь против техники и служащая основным средством обнаружения невидимых подразделений противника.

Электромагнитный баллистический щит. Система защиты от тактического оружия, способная нейтрализовать до четырёх ударов с применением тактического оружия за раз. Может быть оснащена электромагнитной релейной антенной, которая увеличивает область, покрываемую щитом, а также системой ракетного предупреждения.

Телепорт. Сооружение для моментального перемещения подразделений с одной базы на другую.

ЦУС "Метеор". Центр тактического оружия, способный управлять тремя спутниками "Метеор" одновременно. Может быть усовершенствован штаммом вируса лихорадки "Эбола", что ещё более усиливает повреждения, наносимые "Метеорами" и миномётами ММ-1 пехоте противника.


В случае Тактической группы "Коготь" - строителем выступает робот-сборщик. В принципе, ничего совсем уж революционного вы не увидите. Здания возводятся быстрее, если их собирает несколько юнитов-строителей.


Юниты делятся на два типа - техника и живая сила. Имеется также и тактическое оружие вроде ракет, которые размещаются в шахтах, но их вы получите в самом конце игры. Соответственно, техника делится на бронетанковую и авиацию. Авиация подразделяется на вертолёты и самолёты. Техника бывает автономная беспилотная, а бывает и с экипажем. После уничтожения техники - экипаж остаётся беззащитным - его следует отвести в штаб (и получить за это вознаграждение). Вражеский экипаж - следует захватывать в плен.

В игре реализована простенькая ролевая система - в результате боевых действий ваши юниты (живая сила, техника, авиация - вертолёты) накапливают опыт, и получают нашивки-шевроны (максимально - три нашивки). Логично предположить, что накопившие опыт юниты наносят врагу немного больше повреждений, и становятся немного более живучими.

Ресурс в игре один - деньги. Добывать их можно разными способами. В некоторых миссиях - вы захватываете банки...


...В некоторых - строите нефтяные вышки и перерабатываете нефть на нефтезаводах. Всегда можно поймать пленных и получить за это деньги. Пленные бывают гражданские (после уничтожения техники вроде экскаватора и зданий), и военные - тяжело раненные юниты врага и экипаж уничтоженных танков, БМП и вертолётов. Но захват пленных лучше осуществлять уже после боя, когда всё стихло - ведь захватить врага можно только пехотинцем, а его легко потерять в пекле сражения.

Исследование новых технологий в Act of War позволяет строить новые здания (к примеру - к казарме пристроится лагерь военнопленных), выпускать новые юниты или получать дополнительные бонусы. Апгрейд техники порой значителен - с исследованием новой технологии, например, ваш багги сможет стрелять ракетами, беспилотный исследовательский самолёт-разведчик - нести ракеты класса "воздух-земля", и т.п.

Вообще, через некоторое время вы найдёте свои любимые юниты, и будете игнорировать остальные. Например, я игнорировал спецназ, выбирая исключительно снайперов, раньше обнаруживающих и уничтожающих врага. Среди бронетанковых войск наибольший интерес вызывали "Спиннеры" (могут прямо на поле боя трансформироваться из танков - в комплексы ПВО и в пусковую установку ботов-бомб), САУ "Паладин" и "Абрамсы". Среди вертолётов - положительные эмоции вызвал только "Апач". На всякий случай предупреждаю - по сюжету ни в одной из 33 миссий вы не будете играть за Консорциум, - только за армию США и ТГК.


Авиация в игре, как уже говорилось выше, делится на вертолёты и самолёты. Самолёты не даются под непосредственный контроль - вы только выбираете действие, которое нужно совершить - например, нанести авиационный удар по технике или зданиям врага.


А вот вертолёты станут довольно полезным подспорьем - "Апач" может атаковать с воздуха как наземные, так и воздушные цели. Правда, авиация в игре очень "чахлая" - пара ракет и ваш самолёт или вертолёт - на свалке. С другой стороны, это похоже на реалии. Немного улучшает ситуацию усовершенствование, дающее вам противоракетные ловушки.

Ремонт техники осуществляется или стационарно (на ремонтной базе) - тогда вы можете вызвать вертолёт, чтобы забрать повреждённую технику с поля боя; или в полевых условиях - для этого имеется ремонтный джип. Рекомендую отправлять вместе с вашей боевой группой техники сразу два джипа - сам себя ремонтный Хаммер ремонтировать не может, а его потеря станет критичной для вас в разгар операции. А два ремонтника всегда подстрахуют вас, да и "вылечат" друг друга...

В игровом процессе вы будете выбирать группы техники или солдат, объединять, и назначать номер группы (Ctrl+"цифра"). Однократное нажатие на цифровую клавишу с номером группы выберет её, а повторное - дополнительно отцентрирует на ней камеру.


У юнитов есть полезное свойство обороны территории - отдайте приказ, и ваша техника будет охранять заданный периметр. Точно также вы можете отдать приказ вашим экскаваторам и роботам-сборщикам - ремонтировать все повреждаемые здания в определённом радиусе.

Иногда в миссиях будет возникать весьма нелюбимый многими игроками элемент - счётчик времени, за которое вы должны успеть решить поставленную боевую задачу. Тут могу порекомендовать сразу сохранить игру (если вдруг отсутствует заскриптованное автоматическое сохранение), и начинать шевелиться немедленно. Небольшой совет - вне зависимости от текущей ситуации, держите под рукой средних размеров "универсальную" группу техники (ударные танки, средства ПВО, ремонтные хаммеры и пехоту). Вообще, пехота очень важна, так как именно пехотинцы занимают здания банков, захватывают пленных - в состав любой группы прорыва включайте БМП с несколькими пехотинцами - уж для подбора пленных они вам точно пригодятся.

Большие группы техники собирать не стоит, так как у вас будет наблюдаться столпотворение - танк не может проехать через танк (в игре это честно реализовано), и продвижение большого числа единиц техники по городским кварталам станет для вас настоящей мукой. Поэтому лучше создавать две-три небольшие группы, которые будут действовать с нескольких направлений одновременно.


При постройке базы сразу же продумывайте её оборону. Некоторые здания могут обзаводиться дополнительными секциями, так что заблаговременно планируйте их размещение. В остальном ничего сложного нет, хотя я бы пожурил дизайнеров за внешний вид зданий - даже в конце игры, я наугад тыкал по некоторым - чтобы понять, кто что производит.

Заключение по Act of War: Шок и трепет


И вот все 33 миссии пройдены, человечество (точнее, США) спасено... Что можно сказать в завершение? Ключевая фраза: игра требует привыкания, и когда вы ко всему привыкнете, вы начнёте начинать получать удовольствие от игрового процесса. Конечно, многим не понравится постоянное подталкивание по сюжетному руслу во время миссии на карте и вся эта суматоха. Порождается некий сумбур, когда надо постоянно срочно куда-то бежать, успевая оборонять базу и т.д. С другой стороны, это похоже на реальность - обстановка на поле боя меняется очень быстро.

Графически игра выполнена очень хорошо - неплохие модели юнитов, зданий. Красочные взрывы и падающие деревья и столбы при наезде танков, уходящие в штопор подбитые самолёты - всё это великолепие действительно радует глаз. Не радует только нехватка обзора. На моём мониторе с разрешением 1280х1024 я не раз ловил себя на мысли, что вот ещё бы на 50% увеличить площадь осмотра места событий - и было бы очень здорово.


В игре имеется много "вкусных" технологий, вроде шахт с баллистическими ракетами, вот только доступ к ним дают только в самом конце игры.



Остаётся ощущение того, что вся однопользовательская компания - является лишь затравкой для дальнейших многопользовательских баталий. Дескать, в single player мы вам последовательно прорекламировали всё, что есть, а теперь - попробуйте всё это многообразие в multiplayer.

Звуковое оформление заслуживает похвал. Русская локализация выполнена, полагаю, на отлично. Единственное, как уже говорилось выше - весь этот сюжет отдаёт третьесортной "голливудщиной" с её пафосом, "русскими врагами" и безвольным президентом России с украинской фамилией. Но это уже проблемы создателей игры - может, им Пентагон съёмки оплатил? :) А к российской команде, озвучившей проект - никаких претензий, в том "лубочном" ключе, в котором подавался сюжет американскими создателями, наши актёры выступили превосходно.


Итого мы получаем весьма качественную игру, которую, конечно же, стоит посмотреть (а если понравится - и пройти до конца). Она является заметным игроком рынка и узнаваемым продуктом в своём жанре, с ней наверняка будут сравнивать другие стратегии в режиме реального времени. Так что в целом впечатление от проекта - положительное. С надеждой ожидаем более качественной сюжетной линии в грядущих сериях Act of War (о сюжетной линии адд-она вы можете узнать уже во второй части нашего обзора).

Оценки Act of War: Шок и трепет


Графика: 90%
Звук: 80%
Игровой процесс: 80%

Общее впечатление: 83%



Описание Act of War: Государственная измена


"Act of War: Государственная измена" (в оригинале - Act of War: High Treason) - является первым (и на данный момент - единственным) официальным адд-оном к стратегии "Act of War: Шок и трепет" (в оригинале - Act of War: Direct Action). Игра поставляется на одном DVD (оригинальная версия шла на двух носителях), и не требует установки оригинальной версии "Act of War: Шок и трепет", что весьма приятно.

Интерфейс главного меню практически идентичен оригинальной версии Act of War, так что останавливаться на нём не будем. После выбора параметров графики - не забудьте создать свой профиль и выставить уровень сложности.

Отправляемся смотреть заставку...


Первое лёгкое разочарование: перевод на русский - только текстовый! После неплохой русскоязычной "озвучки" первой части, честно говоря, остаётся лёгкий осадок горечи. Ведь игровой процесс очень сильно привязан к развёртыванию сюжетной линии... С другой стороны, в качестве утешения - появляется возможность лишний раз живьём послушать носителей английского языка.

Что касается завязки сюжетной линии, то здесь мы сталкиваемся с попыткой устранения сенатора Уоттса, затем - подрывают на мине президента США, и совершают неудачное покушение на вице-президента. Вплетается интрига про неизвестный вирус и не до конца уничтоженных злодеев из Консорциума. В общем, перед нами разворачивается картина заговора на государственном уровне, и в голове свербит мысль "кругом предатели", особенно, когда ваш отряд расстреливают на почему-то ставшей недружелюбной американской военной базе...

Первые миссии игры - очень короткие, в них до строительства базы дела практически не доходит. Они чем-то похожи на игровой процесс в легендарной серии Commandos, или, в какой-то мере, Silent Storm. Всего миссий - 34 штуки. Игровых карт - меньше, иногда пара-тройка миссий сюжетно связаны друг за другом и потому проходят на одной карте. В сумме, игрового процесса вполне должно хватить на три-четыре дня (естественно, не чистого времени, а часов по пять-шесть в сутки).


Главные действующие лица "Act of War: Государственная измена", стоящие на вашей стороне - это майор Рихтер, лейтенант Вега, старший сержант Джефферсон и сержант Оз. Двое последних - непосредственно бегают по полю боя и ценны тем, что их здоровье со временем восстанавливается (автоматически), ну и огневая мощь позволяет воевать с некоторой техникой в режиме "один на один".

В целом, игровой процесс протекает достаточно нетривиально и к классике жанра RTS (отстроил базу, отбил атаки врага, развил технологии, настроил юнитов и разбил базу врага) относится лишь эпизодически. Часто вам приходится бегать неприкаянными по карте с отрядом бойцов и техники, поспевая за сюжетными приказами. В общем, оценивать достоинства таких миссий - сомнительное занятие (кому-то нравится, а кому-то - нет). Поэтому перейдём к основным новинкам в игровом процессе со времён первой части игры.

Во-первых, нельзя не сказать о наёмниках, чью помощь вы будете использовать. Для того, чтобы использовать наёмников - вам нужно построить специальное здание (Mercenary Building). Существует три типа наёмников: официальные, неофициальные и "вне закона".

Официальные наёмники (вызов группы - 5000 долларов)

Schwarzer Hund. Группа из пяти пехотинцев, которых можно эффективно использовать при захвате и удерживании зданий.

Grizzly Rescue Team. Группа военных медиков, с лёгким вооружением и слабо защищённых, но зато обладающих возможностью лечения раненых юнитов.

Dogs of War. Две противовоздушные установки Roland II, эффективные при отражении авиационных налётов врага.


Неофициальные (вызов группы - 10000 долларов)

Iron Rain. Три самолёта Су-25, эффективные против скоплений техники врага.

Burning Legion. Три танка Т-80, прекрасно справляющихся с любыми наземными целями.

Death Wing. Три перехватчика Су-27, являющихся грозным оружием при борьбе с авиацией противника.


"Вне закона" (вызов группы - 15000 долларов)

Rawhide. Три системы залпового огня "Смерч", обладающие большой дальностью огня, но при этом легко бронированные.

Shadow Hawk. Самолёт-"невидимка", сбрасывающий в указанное место одну мощную бомбу, гарантированно уничтожающую любое здание противника.

Fireworks nuke truck. Грузовик с мощным ядерным зарядом, который располагается вблизи с желаемым объектом, и затем, после увода грузовика на безопасное расстояние - включается взрыватель.

После выбора какой-либо группы наёмников - вы указываете локацию на карте (место десантирования юнитов). На это место вылетает оранжевый вертолёт разведки.


Если он попадает под огонь и уничтожается, вы теряете 2000 долларов. Уплаченные вначале 5000 (или 10000 или же 15000) - это, своего рода, залог, который возвращается при отказе от услуг наёмников. Основные же траты - это гонорары, составляющие в случае официальных наёмников - $100 за каждые 5 секунд, в случае неофициальных наёмников - $200 за каждые 5 секунд, и, наконец, отряды из группы незаконных наёмников будут требовать с вас $300 за каждые 5 секунд.


Наёмники бывают очень полезны, их преимущества порой помогают резко "перетянуть одеяло" в какой-то миссии на себя. Например, обнаружив банковские здания на другом конце карты - высылаете отряд Schwarzer Hund, и моментально получаете стабильное пополнение счёта ($250 - каждые пять секунд "вытаскиваются" из банка, из них наёмникам уходит $100, итого - сто пятьдесят долларов чистой прибыли). Точно также какой-нибудь мощный авиационный удар или локальный ядерный взрыв рядом со скоплением вражеской техники и зданий - может существенно переломить ход событий. С другой стороны, работа наёмников достаточно дорогая, и их следует использовать только в качестве краткосрочной подмоги.


Понравилась реализация ремонтной техники. Теперь схема отличается от той, что была ранее (находящиеся в поле действия ремонтного "хаммера" танки, БТР и т.п. - медленно поправляли своё "здоровье" до полного исчезновения повреждений). В "Act of War: Государственная измена" - вы должны дополнительно нажать кнопку починки, и "здоровье" техники, находящейся в радиусе воздействия - немного улучшится. После этого кнопка ремонта станет неактивной. Через определённый промежуток времени хаммер сможет снова осуществлять ремонт. Исключение из этой схемы - сам ремонтный центр (здание): находящиеся в радиусе его действия единицы техники чинятся автоматически (хотя и довольно медленно).

Далее, важной вехой адд-она стало введение кораблей. Забегая вперёд - корабли, пожалуй, это и есть главное отличие от оригинальной первой части Act of War. Корабли строятся в доках, и обладают кучей интересных возможностей - обстрелом побережья, атакой вражеских кораблей ракетами, отбиванием ракетных атак противоракетной обороной. Кроме того, на борту корабли несут различную технику - самолёты, вертолёты - их можно строить прямо на борту (они относятся к палубной авиации). Кроме того, на десантных и транспортных кораблях можно строить танки, БМП и т.п.


Подводные лодки также присутствуют - их можно построить в доках. Правда, эти юниты достаточно уязвимы, но зато прекрасно справляются с надводным флотом с помощью торпедных атак.

Полный список кораблей, реализованных в "Act of War: Государственная измена":

Тактическая группа "Коготь":

LCAC. Десантный катер на воздушной подушке. Своего вооружения нет.

LPD-17 "San Antonio" Class Destroyer. Эсминец, несущий на борту два самолёта вертикального взлёта F/A-35 и палубный вертолёт Sea Hawk, оборудованный радиогидроакустическим буем для обнаружения подводных лодок. Имеет ракеты "земля-воздух" для борьбы с авиацией, а также противокорабельные ракетные установки Harpoon.

DD(X) Class Multimission Destroyer. Эсминец, несущий на борту два палубных вертолёта RAH-66 Comanche, ведущий огонь из двух пушек и обладающий ракетами "земля-воздух" для борьбы с авиацией. Имеет также установки противоракетной обороны, уничтожающие вражеские ракеты.

SSN-21 Seawolf Class Attack Submarine. Подводная лодка со "стелс"-технологиями ("невидимки"). Оборудована двумя торпедными аппаратами с самонаводящимися торпедами.


Армия США:

LCAC. Десантный катер на воздушной подушке. Своего вооружения нет.

"Arleigh Burke" Class AEGIS DDG 51 Destroyer. Эсминец с противокорабельными ракетными установками Harpoon, ракетами класса "земля-земля" для поражения наземных объектов противника, прекрасной защитой от вражеской авиации благодаря автоматической пушке для отражения воздушных налётов врага и ракетам "земля-воздух" для борьбы с авиацией. Обладает радаром с большим радиусом действия (при его активации становится виден сам).

LHA-1 "Tarawa" Class Amphibious Assault Ship. Десантный корабль с четырьмя самолётами Harrier II на борту и автоматической пушкой для борьбы с авиацией противника. Обладает возможностью постройки техники прямо на борту.

FFG-7 "Oliver Hazard Perry" Class Frigate. Сторожевой корабль со средствами обнаружения "стелс"-технологий. Несёт на борту палубный вертолёт Sea Hawk, оборудованный радиогидроакустическим буем для обнаружения подводных лодок. Огонь по наземным целям ведёт из двух пушек, атакует противокорабельными ракетными установками Harpoon. С авиацией противника борется благодаря автоматической пушке.

SSN-688 "Los Angeles" Class Attack submarine. Подводная лодка со "стелс"-технологиями, борьбу с кораблями ведёт благодаря самонаводящимся торпедам, при необходимости - может всплыть и атаковать наземные цели с помощью самонаводящихся ракет класса Tomahawk.


Консорциум:

LCAC. Десантный катер на воздушной подушке. Своего вооружения нет.

"Visby" Class Stealth corvette. Сторожевой корабль со "стелс"-технологиями, вооружённый пушкой для ведения огня по наземным целям, противокорабельными ракетными установками Harpoon для борьбы с флотом противника. Несёт на борту палубный вертолёт "Пума" с радиогидроакустическим буем для обнаружения подводных лодок. Обладает радаром с большим радиусом действия.

"Sea Shadow" Stealth Carrier. Транспортный корабль со "стелс"-технологиями, своего вооружения нет. Несёт на борту один самолёт X-32 JSF (с ракетой класса Harpoon) - пригодный для борьбы с кораблями и авиацией противника.

Zubr "Bison" LCAC. Десантный корабль на воздушной подушке со спаренной автоматической пушкой для отражения воздушных налётов врага. Обладает возможностью постройки техники прямо на борту.

"Typhoon" Class submarine. Подводная лодка со "стелс"-технологиями, атакует вражеские корабли самонаводящейся торпедой, при необходимости - может всплыть и атаковать наземные цели с помощью двух баллистических ракет класса Tomahawk.

"Tarantul" Class corvette. Лёгкий сторожевой корабль, оборудованный противокорабельными ракетными установками Harpoon.


Морские сражения выглядят поистине захватывающе...


Что касается починки кораблей, то этот функционал также выполнен очень удобно - просто жмите в меню иконку с голубым кругом и тремя гаечными ключами - ваш корабль станет тёмным, весь экипаж отправляется на ремонтные работы. Починку можно остановить в любой момент, но как уход в состояние ремонта, так и выход из него - требуют нескольких секунд, и они в пылу боя покажутся вам целой вечностью...


Самый главный вопрос: похож ли игровой процесс "Act of War: Государственная измена" на тот, что мы видели в Act of War: Шок и трепет? Несомненно похож, но играть заметно сложнее, поэтому мой совет неискушённому игроку - ставьте уровень сложности попроще - даже на нём вы не раз будете восстанавливать сохранённые игры. Кстати, настоятельно рекомендую часто сохраняться - это спасёт не один час вашего свободного времени...

Заключение по Act of War: Государственная измена


Какое впечатление осталось от адд-она? Играть стало сложнее - сужу по тому, что лично у меня количество загрузок сохранённых игр заметно выросло. Причём сложность заключается именно в распутывании начального сумбура, в который вам нужно вникнуть. Есть войска, есть ресурсы, есть тактическая задача, но планировать что-то - весьма не тривиальная задача. Порой сюжет подбрасывает какие-то изыски, так что не понятно, на что можно рассчитывать в перспективе. Обычное дело - вы узнаёте, какой фортель выкидывает сюжетная линия, возвращаете предыдущее сохранение и планируете свои действия заблаговременно.


Видео заставок с живыми актерами - нет. Локализация ограничена переводом субтитров. Налицо значительно сниженные бюджеты проекта. Что касается нововведений - наёмники, это, конечно, хорошо, но лично я при прохождении их почти не использовал. А вот корабли - вызывают только положительные эмоции, и перестрелка между флотами - действительно красивое зрелище.

Хорош адд-он или плох? Боюсь, единого ответа на данный вопрос нет - игровой процесс очень сильно зависит от конкретной миссии. Где-то вас дёргают туда-сюда, как неприкаянного, а где-то - дают "осесть" и отстроить базу. Поэтому впечатления остались двойственные.


Качество технического исполнения проекта - практически идеальное, лично у меня ни в одной из 34 миссий ошибок и "глюков" не всплывало. И за это - отдельное спасибо разработчикам и отделу локализации...


Напоследок не удержусь и отмечу следующий момент - разрешения в 1280х1024 по-прежнему не хватает! Даже при максимальном отдалении камеры - "маловато будет"! Хочется большего обзора места событий, но я уверен, что так было сделано по одной простой причине - если все эти спецэффекты развернуть на большой экран - у вас начнётся слайд-шоу - игра всё-таки достаточно требовательна к аппаратным ресурсам.



Важное дополнение: У некоторых игроков возникает проблема с оперативной отдачей приказов во внезапно изменившейся ситуации - люди начинают в панике хаотично тыкать мышкой туда-сюда и в итоге остаются у разбитого корыта (читай - дымящихся обломков своего ударного отряда). Специально для тех, кто сталкивается с проблемами такого рода - сообщаем о заветной кнопке Pause (её стандартное обозначение на клавиатуре), "замораживающей" игровой процесс. В итоге вы можете спокойно отдавать приказы, и затем - возобновлять развитие событий. Порой это спасает (у меня бывали случаи, когда сражение одновременно проистекало в трёх разных углах карты).

Оценки Act of War: Государственная измена


Графика: 90%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 82%